Научно-техническая революция и нравственность. I научно-технический прогресс и его моральные проблемы Прогресс технический и прогресс моральный

Научно-техническая революция и нравственность. I научно-технический прогресс и его моральные проблемы Прогресс технический и прогресс моральный

Нравственность и научно-технический прогресс - (по роману Е. Замятина «Мы»)

«Мы» был написан Евгением Замятиным в 1920 г. Это время было самым сложным для нашей страны. Россия «строила новый быт, новую жизнь, новую культуру...» и «отрекалась от старого мира». Несмотря на то что роман «Мы» был написан в далекое от нашего поколения время, впервые его опубликовали в нашей стране лишь в 1988 г. в журнале «Знамя». И этим романом зачитываются внуки и правнуки тех, к кому этот роман был обращен.

Главная тема произведения - драматическая и трудная судьба личности, живущей в условиях тоталитарного общественного строя.

никогда нельзя спроектировать и построить общество людей. Он знал, что человек не может быть «винтиком». Когда его превращают в «винтик», он теряет большую часть своей человеческой сущности. История нашей страны наглядно показывает, что, когда человечество становится совокупностью «винтиков», это ведет к преступлению перед человеком.

В романе Замятин рисует будущее мрачными, а отнюдь не веселыми красками. Он показывает общество, в котором поклонение всему техническому и математическому доведено до абсурда, он пытается показать людям, что любой технический прогресс без нравственных законов может принести лишь вред.

В своем романе автор подвергает критике идею всеобщего счастья, которое создано искусственно, вопреки законам естественного развития. И именно поэтому в романе «Мы» Е. Замятин решает один из главных нравственных вопросов: «По какому пути пойдет научно-технический прогресс, какие нравственные ценности приобретут или утеряют потомки?»

Итак, перенесемся на тысячу лет вперед. Перед народом Единого Государства поставлена историческая задача: «Вам предстоит подчинить неведомые существа, обитающие на других планетах - быть может, еще в диком состоянии СВОБОДЫ. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми». Читая эти строки романа, читатель просто приходит в ужас от того, каким холодом веет на него от этих слов. И первое, что приходит на ум читателю, - это же безнравственно, опасно, ведь речь идет о людях, а не о «нумерах».

Будущее, которое описал Е. Замятин, похоже на какое-то безумие: вся жизнь в будущем подчинена законам Скрижали, человек «счастливого государства» потерял свое имя, потерял свое «я», стал «нумером». У этих «нумеров» общее, обязательное расписание жизни, даже личной (в определенное время, с физически соответствующим нумером). И чем дальше вчитываешься, тем страшнее: утеряна формула хлеба, изобретена новая нефтяная пища (правда, благодаря ей выжило лишь 0,2 части населения земного шара), памятник древней литературы - «Расписание железных дорог», бессмертная трагедия - «Опоздавший на работу».

Эти «нумера» живут в одинаковых домах-коробках, они отделены от природы Зеленой Стеной. А главное в этой «новой» жизни - это цифры. «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным, вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений».

«Нумерам» незачем думать и говорить о прекрасном! Музыка - это дикость. «Вдохновение - неизвестная форма эпилепсии». «В цветах нет ничего прекрасного- как и во всем, что принадлежит дикому миру... Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы пищи и прочее...»

Жителям Единого Государства даже сны не должны сниться. «Сны - это серьезная психическая болезнь». И горе тому, с кем случится то, что с Д-503: «У вас образовалась душа, это неизлечимо».

Главная и наиважнейшая задача Интеграла - заставить людей быть счастливыми. Да, да, именно заставить, а не сделать, не помочь им в обретении счастья. Но может ли существовать это «насильственное» счастье? Можно ли лишить живых людей чувств, души, фантазии? Я думаю, что такое невозможно.

Да, технический прогресс, который так гиперболизировал Замятин, конечно, необходим, но в разумных пределах. Ведь самое главное в жизни - это все же человек и все то, что называется духовностью и нравственностью. А вот если человека лишить свободы, сделать его безнравственным, бездуховным, то он превратится в простой механизм, в робота, в машину.

может забыть о нравственности, может потерять ее и стать «нумером». И именно поэтому так страшно, но в то же время пророчески звучат заключительные строки романа: «... Там вас вылечат, там до отвала накормят сдобным счастьем, и вы, сытые, будете мирно дремать, организованно, в такт похрапывая, - разве вы не слышите этой великой симфонии храпа? Смешные: вас хотят освободить от извивающихся, как черви, мучительно грызущих вопросительных знаков. Скорее - наверх - к Великой Операции».

«Мы» автор настаивает, что нет и быть не может идеального общества. Жизнь - это лишь стремление к идеалу. А вот когда это стремление отсутствует, то есть люди считают, что достигли идеала, все вокруг наблюдают разлагающее время застоя.

«Мы», я подумала, что ни приоритет науки и техники, ни приоритет религии и нравственности никогда не принесет человечеству пользы.


Введение

Заключение

Введение


АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Тема нравственности всегда была интересна и важна, она определяет основные понятия, которые сопровождают любого человека всю его жизнь. И, как обычно, что бы понять, что же входит в понятие "нравственность" сегодня, как сформировалось с течением времени именно такое понятие, необходимо провести аналогию с прошлым. С тем, что считалось нравственным и безнравственным, раньше, во времена зарождения этики, как науки, и далее, с появлением новых течений и направлений в этой важной и необходимой для развития духовности человека.

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ: О прогрессе нравственности писали да и пишут различные ученые, например: Никонов А.П. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности., ЭНАС, 2004; Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика, психология и футурология), М., 2001, Прогресс нравственности, КомКнига2007, Гусейнов А.А., Социальная природа нравственности, М.: МГУ, 1974, Построение человечного (нравственного) общества Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ). Есть еще множество работ и исследований, перечислить все в рамках данной контрольной работы не представляется возможным.

ЦЕЛЬ: Провести анализ изменения понятия нравственности в течении времени, начиная с взаимоотношений между людьми в первобытном обществе и до наших дней.

ЗАДАЧИ контрольной работы:

.Дать определение самому понятию "нравственность" в соотношении к временным рамкам.

2.Объяснить причины прогресса нравственности с разных точек зрения (религиозной и атеистической)

.Выяснить, произошли ли изменения в "семейной" нравственности

.Подвести итог - что такое нравственность в настоящее время, и есть ли тенденции к дальнейшему прогрессу

семейная нравственность прогресс религиозный

1. Понятия "нравственность", "прогресс нравственности"


Нравственность - термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда - этики. В более узком значении нравственность - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле - в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Нравственный прогресс личности - направление развития, совершенствования духовного мира человека, выражающееся в становлении свободной, независимой личности, которая в то же время руководствуется внутренним чувством долга и ответственности перед другими людьми. Условием нравственного прогресса личности является не только усвоение ею моральных (нравственных) норм, принципов, принятых в обществе, но и овладение культурой во всем ее многообразии. Это позволяет человеку подняться над конкретными условиями бытия, критически осмыслить существующие ценности, побуждает его к активной деятельности по преобразованию общества и самого себя в соответствии с собственными представлениями о лучшем, должном, совершенном. Именно в обществе, благодаря усилиям людей, создаются предпосылки становления свободной и самостоятельной личности, имеющей право на собственный моральный выбор. В прошлом поведение людей достаточно жестко контролировалось той социальной, профессиональной, религиозной или этнической группой, к которой они принадлежали. Но по мере того как общественная жизнь становится все более сложной и многообразной, человек освобождается из-под опеки той социальной общности, с которой он был тесно связан. Теперь он вынужден поступать не "как все", а из чувства долга, по совести. Это становится возможным в процессе гуманизации человеческих отношений, которая способствует развитию как коллективного начала в человеке, так и индивидуального.

Если рассматривать историю человечества, то создается впечатление, что вся история до определенного периода состоит из войн, различных по своей сути, и, так сказать, по "теме". Человек воевал, что бы захватить новые территории, научить других "правильной" религии, "освободить" от режима, существующего в той или иной стране. Причины озвучивались всегда разные, а в этих войнах гибло огромное количество людей, как тех, кто шел на эти войны "сознательно" - это солдаты, воины, так и тех, кому эти войны были в принципе не нужны - мирное население. То есть воевали государи, а "по шапке" доставалось простому народу. При этом во время войны народу было не до того, что бы обрабатывать землю, собирать урожай, строить дома. И естественно, не до того, что бы задумываться о душе, о взаимоотношениях - выжить бы… А выживали совсем немногие, да если еще прибавить болезни и голод, то уровень смертности в процентном соотношении был больше, чем в ХХ веке в два-три раза. Исходя из реалий жизни и строились понятия о нравственности. При захвате новых поселений считалось нормальным грабить и убивать пленных, насиловать их женщин. Количество убитых и порабощенных людей являлось предметом гордости захватчиков, о чем пишут в хрониках тогдашних правителей.

Отношение к войнам менялось с течением времени. Если в античные времена, было доблестью "положить" как можно больше народа, и доблесть завоевателя исчислялась количеством убитых и захваченных в плен рабов, то примерно в середине первого тысячелетия, в так называемое Осевое время, ситуация изменилась. Стали появляться этические и религиозные учения, войнам стали придавать "окраску" освободительных, или религиозных, не смотря на то, что люди гибли по-прежнему. Почему же менялась "тематика" войн? Ведь суть оставалась всегда одной - захват новых территорий, как во времена Чингиз Хана, так и во время последней второй мировой войны. Не смотря на явно захватнический характер войн люди с течением времени стали понимать, что человек - это основа жизни на земле, основа развития. И, что бы сохранить авторитет среди своего народа и воинствующим правителям приходилось находить объяснения этим войнам. Ведь если народ не будет считать, что это "справедливая" война, то кто пойдет служить, кто пойдет воевать на стороне этого правителя? Люди скорее поднимут бунт против "плохого" короля или царя, чем будут проливать за него свою кровь

И то, что во времена первобытнообщинного строя было принято убивать незнакомого человека просто так, на всякий случай, а вдруг он - враг, с течением времени стало казаться дикостью и варварством. Сейчас принято знакомиться с человеком, подразумевая изначально, что он в принципе "хороший". Возможно потом, позже, в этом человеке, что то будет не устраивать, но, как бы то ни было, это не будет причиной, что бы его убить.

В примитивном обществе было принято избавляться от "неправильных" детей, то есть больных или слабых, так как только здоровый и сильный мог выжить в суровой действительности и защитить себя и свою семью, общину, а позже и государство. Такие понятия, как жалость и сострадание вызывали, мягко говоря, непонимания среди основной массы людей. Например, в Спарте хилых и слабых детей скидывали со скалы, потому что считалось, что из слабого ребенка не вырастет сильный воин.

Но со временем развития науки, с появлением учения Сократа, Аристотеля, с появлением более развитых образованных людей стали появляться такие понятия, как "мораль", "нравственность". Стали формироваться высшие ценности для человека. Аристотель вывел свое учение о категориях, от которых происходит все остальное. Это было 10 категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, положение. В Осевое время были созданы крупнейшие религиозные и философские учения, на которых сегодня стоит многомиллионный мир буддизма и индуизма; была заложена античная традиция, являющаяся фундаментом современной философии; появился иранский дуализм, который оказал огромное воздействие на всю средневековую мысль, в частности через манихейство; возникли классические китайские доктрины - конфуцианство, даосизм и другие. Тогда же проповедовали библейские ветхозаветные пророки.

Дальнейшее развитие нравственности связано с возникновением и распространением христианства и ислама. Если философские доктрины Осевого времени изначально обращались к разуму, а не к эмоциям, то великие религии дали сильную эмоциональную окраску моральным установкам.

По мнению ряда исследователей, это привело к росту фанатизма, но зато способствовало распространению новых моральных ценностей в необразованных широких слоях общества. Результаты оказались неоднозначными: уровень насилия в обществе снизился, но возросла интенсивность конфликтов на религиозной основе.

Вот что пишет в своей книге "Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории" Акоп Назаретян:

"Фанатизм и неограниченная жестокость к иноверцам в раннем Средневековье отражает регресс нравственных ценностей в учениях Христа и Магомета по сравнению с великими моралистами Ближнего Востока, Греции, Индии и Китая в апогее Осевого времени. Разрушение храмов ("языческих капищ"), избиение камнями статуй, нападения агрессивной толпы на философов - все это не случайно приняло массовый характер в раннехристианскую эпоху. Греки называли христиан словом "атеой" (безбожник) не только потому, что те игнорировали Пантеон, но и потому, что происходила реанимация первобытных схем мышления и поведения. "

Но, не смотря на снижение уровня нравственного сознания, в христианском и исламском вероучениях есть один существенный момент. "Переход от рациональных к сугубо эмоциональным аргументам, апелляция к примитивным чувствам страха и ожидания награды лишили идею морали исключительной элитарности, сделав ее доступной, хотя и в ущербном виде, массам рабов и варваров, выступивших на историческую сцену, но неспособных представить себе мир без конкретного Хозяина или Отца. Таким образом, спад первой волны Осевого времени способствовал растеканию ее вширь - распространению профанированных достижений гуманитарной мысли и расширению масштаба социальной идентификации: племенное размежевание уступало место Христову "мечу", разделившему людей по конфессиональному признаку. "

Таким образом, четко прослеживается прогресс нравственности со времен первообщинного строя до Осевого времени. В первообщинном строе для человека было важно одно - выжить, даже если придется при этом отнять жизнь у другого человека, и на этом строились отношения между людьми. После Осевого времени, несмотря на разделение по конфессиональному признаку и продолжению войн, только теперь уже "за веру", во многом благодаря именно религии, человек начал задумываться о добре и зле, о совести и любви, взаимоотношениях с внешним миром и с самим собой. И эти рассуждения подняли человечество на другую ступень развития, еще более отделив человека разумного от животного.


2. О религиозном обосновании нравственности и моральных норм


С появлением религии в обществе появляются тенденции к размышлениям о душе, о загробном мире. Человек начинает рассматривать свою жизнь с точки зрения греховности-негреховности. Добро и зло определяются по тому, как живет человек в этом мире, насколько он добродетелен по отношению к другим людям. Практически все религии имеют так называемые "заповеди", которые почти одинаковы во всех религиях: не убий, не укради, не возжелай жену ближнего своего, уважай родителей и т.п. И, несмотря на то, что эти заповеди регулярно нарушались, они все же являлись основой для нравственного развития общества.

Идея Бога, как морального абсолюта задает жесткие границы истолкования всей нравственной проблематики. Бог выступает в качестве объективного, безусловного, единственно верного источника морали и нравственности.

Не смотря на это, некоторые понятия в религиях все же отличались, например, в христианской религии кардинальной добродетелью считается смирение, оно заключает в себе все другие добродетели: душевную щедрость, великодушие, благородство. Наиболее высокую моральную ценность имеет то поведение, в котором подавлены гордость, себялюбие, и больше проявлено смирения и любви к другим.

Тогда как в учении Мухаммеда говорится: " Лучший из вас, - говорит Пророк, - не тот, кто ради небесного пренебрегает земным, и не тот, который поступает наоборот; лучший из вас тот, который берет от обоих". Мухаммед считал, что ислам должен распространяться с помощью силы. Он сформулировал идею священной войны (джихада): война за истинную веру священна, добродетель веры выше порока убийства, смерть за веру открывает путь в рай.

Многие моральные нормы регламентированы религией, поэтому некоторые люди считают, что меняться эти нормы не должны. В действительности даже религиозные нормы относительны, поскольку к одним "грехам" религиозное общество относится терпимо, а к другим - нет. Например, многие религии запрещают добрачный/внебрачный секс для мужчин и женщин в равной степени, но реально этот запрет распространяется на женщин гораздо сильнее, т.к. он имеет более рациональное обоснование в традиционном обществе. Те религиозные нормы, отмена которых не затрагивает чьих-либо интересов, тихо умирают. Примерами могут служить христианский грех чревоугодия, многие библейские запреты (пример из "Второзакония": "на женщине не должно быть мужской одежды", т.е. брюк; "не надевай одежды, сделанной из льна и шерсти вместе") или исламский запрет на изображения людей и животных. Конфликты же порождаются противоречием интересов, например, освобождение женщин приводит к уменьшению власти отца и мужа, что многим не нравится.

Тем не менее, можно сделать рационально обоснованные выводы о божественных императивах нравственности. Поскольку совершенствование и развитие - это универсальное свойство мира, главный вектор изменений, происходящих во Вселенной, следовательно, это угодно Богу и, возможно, Им продуцируется. Многие религиозные люди считают, что акт творения не был единовременным действием и что Бог продолжает творить - а это и называется развитием. Таким образом, нравственно (т.е. угодно Богу) то, что способствует развитию и совершенствованию, а безнравственно - все, что ведет к разрушению и смерти. Например, убийство - зло, т.к. оно ведет к разрушению индивидуального организма и дезорганизации общества. Добровольная помощь другим людям - добро, т.к. у людей появляется больше возможностей для саморазвития, а общество, построенное на таких принципах, более совершенно и быстрее развивается.

Впрочем, даже и открытый отход от религии не приводит к разрушению нравственных норм. Об этом говорят данные об уровне преступности в разных странах, причем этот уровень не зависит от степени религиозности общества. К примеру, единственное государство мира, где атеисты составляют большинство, - Чехия - ничем не выделяется на фоне остальных стран. Во всяком случае, количество убийств на душу населения в Чехии меньше, чем в высокорелигиозном Йемене или высокоморальной Малайзии. В США среди религиозных групп убежденные атеисты имеют один самых низких показателей преступности (что объясняется высоким уровнем образованности сознательных атеистов). С другой стороны, уровень преступности в высокорелигиозных нефтедобывающих арабских странах довольно низок. Но какой-либо общей закономерности не прослеживается.

В то же время, если отход от религии осуществляется насильственно (как это было в социалистических странах), то уровень нравственности может снижаться, т.к. государство не в состоянии насильственно насадить новые нравственные регуляторы взамен религиозных. Снижение религиозности среди необразованной части населения практически всегда ведет к росту криминала и насилия.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: религия являлась и является одним из "двигателей" нравственного прогресса. Люди, особенно малообразованные, опираясь на религиозные догмы, могут быть при этом высоконравственными членами общества, может быть не столько из-за личных качеств, сколько из-за страха перед Высшим Божьим судом. Таким образом, благодаря появлению религий нравственность прошла еще один виток развития.


3. Изменения в семейной нравственности


Само понятие семьи уходит корнями в самые древние времена. В какой-то момент люди поняли, что для того, что бы выжить, лучше жить вместе. Отношения мужчина-женщина-ребенок (или несколько детей) постепенно стали превалирующим звеном в развитии общества, как такового. Это потом семьи стали объединяться в кланы, в общины, после в государства, но первоначально все же люди объединились, скорее всего, благодаря физиологии.

С течением времени менялись отношения в семье, если изначально женщину брали замуж, как коня покупали, проверяя ее здоровье, выясняя ее умения, с точки зрения, что она должна будет не только ублажать мужа, но и, в основном, выполнять работу по дому. То есть фактически брали в рабство. Патриархальные устои, утверждающие, что женщина это, как говорят немцы - "Kinder, Küche, Kirche" (Дети, кухня, церковь), довольно долго довлели над семейными отношениями. И во многих странах считалось, что бить жену - это абсолютно нормально. "В Лондоне до сих пор сохраняется законодательный запрет на избиение жен мужьями после 9 часов вечера, чтобы дамские вопли не нарушали общественное спокойствие . "

Постепенно отношение к женщине в семье изменилось. К нашему времени женщина вполне в состоянии прокормить себя и своих детей сама, причем зачастую не просто прокормить, но и дать им хорошее образование, и одеть, и обуть. Конечно, в случаях, когда женщина вынуждена воспитывать и растить детей одна сложно говорить о прогрессе нравственности. Но, во всяком случае, женщина может сделать выбор - либо терпеть ленивого безответственного мужа, зачастую еще и алкоголика, либо развестись с ним и создать новую семью.

Отношение к детям тоже претерпело довольно большие изменения. В семье, живущей на натуральном хозяйстве, ребенок - это еще одни рабочие руки и, зачастую именно это определяло количество детей в семье. А если ребенок был лишним, то, как описывает Толстой Л.Н. в "Воскресении" историю Масловой-старшей, матери Катюши: "Незамужняя женщина эта рожала каждый год и, как это обычно делается по деревням , ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося, не нужного и мешавшего работе ребенка, и он скоро умирал от голода". То есть такое отношение к детям было нормой жизни.

Да что говорить, довольно долго считалось, что для того, чтобы вырастить достойного члена общества, ребенка в детстве надо сечь розгами. Подобное отношение к детям в наше время считается дикостью.

"Значительно снизился уровень семейного насилия. Возросшие требования и критерии вытеснили из памяти хорошо известное обстоятельство: телесные наказания дома, а затем и в школе служили основным воспитательным средством на протяжении столетий. "Сбережешь розги - испортишь дитя", - учили в XIX веке английские педагоги… Только в середине ХХ века сформировался "помогающий" стиль обучения и воспитания детей, а прежде стержень воспитательных процедур составляли избиение и бесконечные формы запугивания. С некоторыми вариациями это подтверждают и другие исследователи.

Таким образом, в массе своей семейные отношения сделались значительно мягче и "цивилизованнее", но наших современников, в том числе совсем юных, шокирует и психологически травмирует многое из того, что прежними поколениями воспринималось как должное…"

Постепенно, с ростом городов и развитием в них производства, стало появляться такое понятие, как нуклеарная семья.

Нуклеа ? рная семья ? (англ. nuclear family) (также супружеская или партнёрская семья) - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами (представителями одного поколения), а не отношения между представителями разных поколений (родителями и детьми).

В индустриальном обществе семья перестала выполнять экономическую функцию. Приток ресурсов (денег) в семью теперь стал зависеть от работы ее взрослых членов в сторонних организациях. Что бы ни происходило в семье, это почти не влияло на зарплату ее членов.

Так, с развитием индустриализации, ребенок в семье рассматривался как лишний рот, и поэтому рождаемость городах резко снижалась.

Но, при этом, благодаря той же индустриализации, заработная плата в семьях, где работали двое взрослых, вполне позволяла не только прокормить-одеть-обуть ребенка, но и давала возможность дать ему хорошее образование. Родители, которым не было необходимости думать о хлебе насущном из-за достаточного уровня доходов, больше времени и внимания уделяли духовному развитию детей, что не могло не сказаться на развитии нравственности в таких семьях

Таким образом, в семейных отношениях произошли огромные сдвиги в нравственном воспитании поколений, и с течением времени само понятие "семья", взаимоотношения между членами одной семьи претерпели изменения в лучшую, более гуманную сторону.

Заключение


Исходя из тех небольших фрагментах, которые указаны в данной контрольной работе, можно увидеть, насколько сильно изменились понятия о нравственности с древности до нашего времени, в более прогрессивную, в лучшую сторону. В чем же причина, почему так происходит? Ведь не может же быть такое, что человек слез с дерева и вдруг решил, что бить жену нехорошо, не нравственно, и поэтому он этого делать больше не будет? Должны быть обоснования, почему это стало не только возможным, но, с некоторых точек зрения, даже экономически необходимым.

Существует несколько гипотез объясняющих прогресс нравственности.

"1. В терпимых обществах энергия людей направлена на сотрудничество, а не на борьбу между собой. Поэтому более нравственные общества экономически более эффективны, располагают большими ресурсами, а значит преимуществом в естественном отборе. В результате относительно терпимые общества распространялись на всё большие территории, т.е. прогресс нравственности поощрялся естественным отбором.

Технический прогресс позволил удовлетворить основные нужды человека. Очевидно, что на фоне перспективы голодной смерти человек с большей легкостью переступает через нравственные ограничители.

Экономист Бенджамин Фридман опубликовал книгу "Моральные последствия экономического роста" (The Moral Consequences of Economic Growth, США, Knoph, 2005г.), в которой он на обширном фактическом материале доказывает, что экономическое процветание отнюдь не приводит к моральному и этическому упадку. В книге показано, что именно экономический рост и увеличение богатства населения было причиной того, что в обществах воцарялись терпимость, общественная активность, крепло стремление к демократии и снижался уровень насилия.

Гипотеза техно-гуманитарного баланса. С техническим прогрессом росла убойная сила оружия, что приводило к резкому увеличению жертв насильственных действий (например, прогресс в военном деле и экономике позволил европейцам вести в XX веке войны чудовищной интенсивности). Это приводило либо к разрушению и деградации общества, либо к выработке новых нравственных ограничителей, позволяющих снизить количество жертв насилия. "

Так почему же мы часто слышим: "А вот раньше! Раньше и молодежь была более воспитанной, и не было распущенности, и вообще все было лучше, люди были умнее, и яблоки были больше!"

Почему не только люди между собой в разговорах, но и печатные издания буквально кричат о моральном разложении общества? На самом деле ответ прост: раньше (т.е. в то время, о котором человек может вспомнить) этот человек сам был моложе, воспринимал действительность иногда восторженно, просто потому, что был молод. И человек ожидал от своего будущего то, что он рисовал в своих мечтах, ведь никто не мечтает о плохом. А жизнь развивалась своим путем, и далеко не всегда так, как хотелось. Есть такая фраза: "Мы обижаемся не столько на самих людей, сколько на то, что они не оправдали наши ожидания". При этом человек часто не задумывается о том, насколько его ожидания совпадали с мыслями, чувствами, и ожиданиями того, кто его "обидел".

Фактически с жизнью происходит то же самое, если не смотреть в разрезе исторических эпох, истории вообще, то получается, что человек судит о "моральном разложении" по маленькому эпизоду - эпизоду его жизни, и при этом судит исходя именно из своих ожиданий о будущем, а не из объективных соображений.

"По В.О. Ключевскому, в процессе петровских реформ погиб каждый пятый житель России. Но это не помешало потомкам ставить памятники великому царю, а специальные исследования показали, что в середине 90-х годов XX века для массового сознания россиян это был самый авторитетный из исторических персонажей. Если считать корректно (не абсолютные числа, а проценты), то правление Сталина уступает по трагическим последствиям, но Сталин в наших глазах - тиран и убийца. Нечто подобное мы обнаруживаем при сравнении многих политических преступников XX века с героями прежних эпох.

Все это свидетельствует о том, что, отвергая тезис о прогрессе в человеческих отношениях, большинство наших современников интуитивно пользуется различными критериями для оценки событий недавнего и отдаленного прошлого. А собственная эпоха видится нам необычайно жестокой прежде всего потому, что не отвечает опережающему росту ожиданий.

Уже почти сотню лет по учебникам психологии кочует формула Дж. Джемса, по которой удовлетворенность равняется дроби, где в числителе успех, а в знаменателе - притязания; т.е. чем выше притязания, тем меньше удовлетворяют реальные успехи. "

Т.е. сейчас "плохо" не потому, что стало реально хуже, а потому что наши притязания и моральные нормы выросли.

Еще одна причина "падения нравов" состоит в том, что происходит ослабление семейных, клановых, общинных и других коллективных связей (что воспринимается многими людьми как снижение взаимовыручки, рост эгоизма, подрыв семейных устоев и т.п.). Этому способствуют два объективных обстоятельства.

Во-первых, раньше семья (или община) были скреплены экономически: в условиях натурального и полунатурального хозяйства человек трудился непосредственно в семье, а не в посторонней организации как сейчас. Причем от эффективности работы семейной или общинной экономической ячейки зависела жизнь человека: голод случался не так уж редко, поэтому "неэффективные ячейки" попросту вымирали. Таким образом, высокая сплоченность родственников была жизненно необходима.

В то же время, преодоление ряда черт патриархальных семейных традиций позволило резко снизить уровень бытового насилия. Человек стал свободнее от диктата главы семьи, лидеров общины, клана и иных форм коллективного контроля - зачастую насильственного и далеко не всегда благотворного. Подобный диктат и высокая сплоченность родственников - две стороны одной медали.

Во-вторых, улучшение условий жизни снизило потребность во взаимопомощи. Например, 200 лет назад отказать в помощи родственникам или соседям нередко означало обречь их на полуголодное существование (а иногда и на голодную смерть). Сейчас отказ в помощи может иметь даже позитивный результат, заставляя человека действовать более энергично и отказываться от иждивенческой психологии.

Иными словами, Современный человек в меньшей степени готов жертвовать собой ради благополучия родственников или соседей, но с гораздо большей готовностью платит налоги на социальную помощь людям, которых он никогда не видел. Как пишет известный российский социолог Анатолий Вишневский, научная теория "жестко противостоит мифологическим объяснениям подобных изменений "падением нравов", "высоким уровнем аномии", "низким уровнем солидарности" и т.п. Просто появляются другие нравственные нормы и другие формы солидарности. "

Итак, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод: прогресс нравственности существует. И нравственность - это такой же показатель развитости общества, как и многие другие. Остается только надеяться, что наши дети и внуки будут не только более развитыми, но и еще более нравственными людьми, чем мы.

Список используемой литературы


1.Вишневский А., Демографическая революция. М., 1976, 224 с.

2.Голубева Г.А. Этика, М. Экзамен, 2005, 320с.

.Гусейнов А.А., Социальная природа нравственности, М.: МГУ, 1974,60 с.

.Ключевский В.О. Курс русской истории. В кн.: Сочинения в 8 томах. Т.4. М.: Соцэкгиз, 1958,504 с

.Летурно Ш., Прогресс нравственности, КомКнига, 2007, 400 с.

.Назаретян А.П., Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. (Синергетика - психология - прогнозирование). М.: Мир, 2004,87 с.

.Никонов А.П. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности., ЭНАС, 2004, 763 с.

.Построение человечного (нравственного) общества Материалы ІV научно-практической конференции (16 - 17 апреля 2004 года, г. Иркутск, 1-2 июня, Москва, МГУ)

.Толстой Л.Н. Воскресенье, М.: Художественная литература, 1977, 570с.

.Фридман Б. Моральные последствия экономического роста (The Moral Consequences of Economic Growth), США, Knoph, 2005,571с.

11.http://ru. wikipedia.org/wiki/Нравственность

Http://ru. wikipedia.org/wiki/Нуклеарная_семья

13.http://truemoral.ru/moral_pr. php

14.http://философу. рф/словарь/статья/4-этика/67-нравственный-прогресс-личности


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Нравственное, духовное развитие современного общества в большой степени зависит от научно-технической революции , которая, как принято считать, началась в середине XX века и является частным проявлением научно-технического прогресса, который осуществляется практически на протяжении всем человеческой истории.

Научно-техническая революция привела к серьезным изменениям в условиях жизни людей. Значительно повысилась производительность труда, жизнь человека стала более обеспеченной, комфортной, динамичной. Появилось множество новых профессий, ранее неизвестных. Резко возросло количество добываемой информации (информационный взрыв). Заметно вырос удельный вес городского населения (урбанизация - от лат. urbanus - городской). Нетрудно назвать и множество других изменений в повседневной жизни, вызванных научно-технической революцией. Естественно, они ярче всего проявляются в промышленно-развитых странах.

Каким же образом все эти изменения сказываются на нравственности? Здесь необходимо подчеркнуть, что сущность человека, нравственные основы бытия не определяются напрямую наукой и техникой . Они имеют более глубинные основания. Более того, многие мыслители не без основания полагают, что науки (естествознание) не в состоянии ответить на смысложизненные вопросы, обосновать те или иные ценности. «Перед последними вопросами жизни и смерти, добра и зла наука стоит безответно теперь, как и прежде», - писал в начале века С.Н. Булгаков. «Наука не решает вопрос о ценностях», - утверждал выдающийся английский ученый Б. Рассел. Высказываний подобного рода можно привести немало. Подобные суждения в известной мере отличаются категоричностью. Однако очевидно, что исходные постулаты морали не доказываются таким же образом, как геометрические теоремы. Они в определенной мере обосновываются чувством, принимаются на веру.

Но если научно-техническая революция не в состоянии изменить сущность морали, то она способна заметно преобразовать те условия , в которых реализуется добро и зло, справедливость, осуществляются духовные искания человека. И эти преобразования могут оказывать неоднозначное воздействие на повседневную нравственную жизнь человека. Точно также следует признать, что достижения НТР могут использоваться как в добрых, так и в злых целях. Простейший пример: открытия в ядерной физике привели, с одной стороны, к созданию атомной бомбы, а с другой - к появлению АЭС (хотя и к ним отношение неоднозначное), атомных ледоколов и т.д.

Разберемся в этом более обстоятельно. И первоначально отметим позитивное влияние НТР на повседневную нравственность. Сразу необходимо указать на то, что развитие науки и техники приводит к повышению общей культуры человека, уровню его образования. У многих людей при помощи современных средств массовой информации появляется возможность приобщиться к самым различным произведениям искусства, к последним достижениям науки и т.д. А это очень важно при оценке самых различных явлений, поступков, ибо широкий кругозор дает возможность индивиду учитывать многие обстоятельства, предвидеть будущее и не уподобляться чеховскому герою, свертывающему гайки с железнодорожного полотна. Повышению общей нравственной культуры способствует и то, что этические исследования становятся более изощренными. Тем более, что сама научно-техническая революция порождает целый ряд очень трудных для морального сознания проблем: эвтаназия (легкая смерть), искусственное прерывание беременности, пересадка отдельных органов и определение момента смерти и др.


Именно в последние десятилетия появились также направления в этической мысли (обычно на стыке с другими науками), как биоэтика, экологическая этика и др. Особенно остро встает вопрос о нравственной ответственности ученого, о направленности научных исследований, о возможности использования достижений науки в антигуманных целях.

Нельзя не отметить и того обстоятельства, что современная высокопроизводительная, часто дорогая техника и технология предъявляют повышенные требования к ответственности, моральной надежности человека , ибо халатность, недисциплинированность, безграмотность могут привести к масштабным трагическим последствиям (аварии на АЭС, на химических заводах, на транспорте и т.д.). Можно сказать, что научно-техническая революция приводит к повышению роли морального фактора и в повседневной жизни, в быту, и в деятельности самых различных предприятий.

Однако современный научно-технический прогресс создает и немалые трудности для полноценной нравственной жизни . Об этом говорил еще Ж.-Ж. Руссо. Эта же проблема остро встала в XX веке. Например, Н. Бердяев отмечал, что техническая цивилизация ведет к упрощению духовного мира человека, К господству чисто утилитарного, эгоистического отношения к жизни, к бездуховности, к появлению технократического мышления, которое не очень обеспокоено высшими ценностями, смысложизненными вопросами.

Именно научно-техническая революция привела к появлению многих глобальных проблем современности (экологическая, угрозы термоядерной войны, демографическая и др.). Нередко человек живет в предчувствии неизбежного конца. Подобные настроения негативно сказываются на психическом здоровье, приводят к различным срывам, немотивированным поступкам. Аналогичное же действие оказывает и резкое ускорение темпа жизни, распространение поверхностного, беглого общения и появление самого страшного вида одиночества - одиночества в толпе, в крупных городах.

Таким образом, современная научно-техническая революция лишний раз демонстрирует всю сложность, противоречивость нравственной жизни человека, как и то, что без веры в нравственный прогресс, в светлое будущее, в царство Божие на земле, в высокие идеалы человеку просто не выжить в этом пестром, нелегком мире. Этой верой в торжество (конечное) справедливости, добра, счастья на земле пронизано и устное народное творчество, и творения выдающихся художников, писателей, философов. Именно этой верой наполнены и такие, ставшие уже афоризмами, высказывания: «Добро (красота) спасет мир».

Роман "Мы" написан Е. Замятиным в сложное для страны время - в 1920 году. В этот период Россия активно пыталась построить новую жизнь. Поэтому в своем романе писатель решает серьезную проблему, пытается понять, по какому пути пойдет научно-технический прогресс и как он отразится на нравственном облике его потомков. Действие романа происходит в далеком будущем - через тысячу лет. Уже нет отдельных народов, а есть Единое Государство. Перед жителями его поставлена единая задача: "Вам предстоит подчинить неведомые существа, обитающие на других планетах, - быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, ваш долг заставить их быть счастливыми". Уже в этой постановке вопроса виден научно-технический прогресс. Счастье - самое хрупкое, самое непредсказуемое - оказывается, можно вычислить математически. А дальше еще страшнее - насильственно, в принципе - с уничтожением того, кто должен стать счастливым. Будущее, нарисованное Е. Замятиным, носит отчетливо авторитарный характер. Вся жизнь подчинена законам. Существует общее, обязательное для всех расписание жизни, даже интимной; человек теряет свое имя и становится "нумером". И чем дальше, тем страшнее: утеряна формула хлеба, изобретена новая нефтяная пища (правда, выжило только 0,2 населения земного шара), памятник древней литературы - "Расписание железных дорог", бессмертная трагедия - "Опоздавший на работу", настольная книга - "Стансы о долевой гигиене".

Е. Замятин показывает, что с развитием технического прогресса из жизни исчезают чувства, главными становятся цифры: "Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений". Цифра - идеал человека. Что уж говорить о вечном, о прекрасном? Музыка Скрябина - "дикость", вдохновение - "неизвестная форма эпилепсии". В Едином Государстве красота носит чисто утилитарный характер, Она сводится к функциональности: "Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы пищи и прочее".

Полностью отмирает духовная жизнь, жителям Единого Государства даже сны не снятся, это считается серьезной психической болезнью, и горе тому, с кем случится то, что с Д-503: "У вас образовалась душа, это низменно". Бездушная техника вместе с бесчеловечной властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир лишен любви, души, поэзии. Человеку - "нумеру", лишенному имени, внушено, что "наша несвобода" есть "наше счастье", а счастье - в отказе от собственного "я" и растворении в безликом "мы".

Научно-техническая революция (НТР) есть объективная реальность нашего времени, которая оказывает большое влияние на нравственное сознание и поведение личности. Способствуют ли научно-техническая революция и ее социальные последствия нравственному прогрессу личности или ведут к ее регрессу? Каков механизм взаимодействия НTP и нравственных позиций личности? В каких случаях положительное влияние научно-технической революции на нравственность может перерастать в отрицательное? Только уяснив эти вопросы, можно понять и особенности нравственного воспитания в современных условиях.

В целом научно-техническая революция несет в себе богатые возможности для нравственного развития людей. Но эти возможности в полной мере могут проявиться и проявляются лишь в социалистическом обществе. Только здесь существуют объективные условия для того, чтобы растущая потребность общества в формировании у всех людей высоких нравственных качеств не вступала в острое противоречие с реальными процессами развития личности. При социализме научно-технический прогресс является необходимым условием и основой социального прогресса, в ходе которого создаются новые возможности всестороннего, в том числе и морального, развития личности.

Социальные последствия НТР - облегчение условий труда и быта, включение творческих элементов во все новые и новые виды трудовых операций, рост материальной обеспеченности, свободного времени, образования и культуры - осуществляются на основе социалистических производственных отношений, соответствующей им политической надстройки, марксистско-ленинской идеологии и коммунистической морали.

Вместе с тем было бы неправильно полагать, что перечисленные выше факторы находят в нравственной жизни нашего общества однозначное отражение, что они автоматически ведут за собой пропорциональные сдвиги в нравственном развитии личности. Влияние НТР на формирование моральных качеств не всегда и не при всех условиях и не для всех индивидов одинаково. Здесь могут быть и противоречия неантагонистического характера. Нравственные последствия НТР и вносимые ею в социальную жизнь перемены на уровне индивида имеют свою специфику. В отношении того или иного конкретного человека эти последствия могут значительно отличаться от тех, которые типичны для общества в целом.

Формирование морального облика личности - процесс, детерминированный не только наиболее общими социальными отношениями и условиями, но и особенностями микросреды, включая групповое сознание, индивидуальный опыт. При этом все факторы, влияющие на личность, образуют систему, в которой значение каждого отдельного элемента зависит не столько от нее самой, сколько от системы в целом.

Система детерминант, определяя направленность поведения человека, вбирает в себя и порожденные НТР изменения социальной жизни. Она трансформирует, а иногда и деформирует реальное влияние отдельных сторон НТР на психологию, духовный облик личности. Важно подчеркнуть, что большинство прямо или косвенно связанных с НТР изменений социальной жизни могут выступать как условиями положительного нравственного развития личности, так и быть в этом отношении нейтральными и даже порождать отрицательные тенденции.

Сложный, отнюдь не однозначно положительный характер влияния НТР и ее социальных последствий на личность предъявляет новые, повышенные требования к идеологической, воспитательной работе. Эта работа в современных условиях предполагает обязательный учет и новых требований, предъявляемых НТР к моральному облику людей, и новых порождаемых ею условий формирования личности, возможность определенных коллизий и противоречий в этом процессе.

Анализируя работы, посвященные влиянию научно-технической революции на личность, нетрудно заметить, что многие авторы, справедливо заявляя о многообразии социальных явлений, объединенных под общим названием НТР, сосредоточивают затем свое внимание преимущественно на одной стороне исследуемой темы. «Революционное ускорение технического прогресса», «Наука как непосредственная производительная сила» - чаще всего именно эти проблемы подробно рассматриваются при анализе сущности НТР. Неудивительно, что при таком подходе к НТР ее влияние на личность связывается лишь с повышением уровня образования, квалификации, научной подготовки, углублением специализации и т.п. Влияние НТР на собственно моральные позиции и качества личности (ее отношение к обществу, к другим людям) не выделяется как объект специального анализа. Более того, высокие нравственные качества рассматриваются некоторыми авторами как автоматическое следствие роста образованности, расширения видов деятельности, связанных с наукой и новой техникой.

Для некоторых работ, посвященных специально этическим аспектам НТР, характерна другая крайность. В центре внимания их авторов оказывается один вопрос: моральная ответственность людей, и прежде всего ученых, за применение достижений научно-технического прогресса. При всей важности этого вопроса нельзя забывать, что он выражает лишь один аспект проолемы влияния НТР на нравственную жизнь общества.

Думается, что настало время для более широкого и в то же время более детального анализа всей системы связанных с НТР детерминант, определяющих нравственное поведение личности. Необходимым условием такого анализа является преодоление взгляда, сводящего НТР к некоторому числу важнейших научных открытий и технических достижений. Современная научно-техническая революция как фактор, влияющий на сферу морали, должна рассматриваться в широком плане в виде совокупности происходящих в современную эпоху коренных изменений во всей системе производительных сил общества и в единстве с теми последствиями, которые эти изменения в производство имеют для самых различных сторон социальной жизни.

Перепороты в науке и технике сими по себе не делают людей ни более добрыми, ни более злыми, ни нравственными, ни безнравственными. Научные открытия, технические изобретения влияют на реальные процессы нравственной жизни в основном через изменения, вносимые в условия жизни людей. Наиболее важное значение здесь могут иметь такие социальные последствия НТР, как рост материального потребления, количество свободного времени, изменение содержания и характера труда, межличностных связей, повышенно уровня образования и культуры, все более широкое распространение новых технических средств коммуникации. Влияние всех этих факторов на моральный облик человека опосредствуется изменениями в психологии людей, в структуре интересов и потребностей, в уровне духовного развития, в способе мышления и т. п.

НТР меняет ритм, стиль жизни, вносит коренные преобразования в системы информации, содействует появлению и развитию новых личных и общественных потребностей и интересов.

Многогранность НТР и ее социальных последствий, имеющих важное значение для сферы морали, обусловливает необходимость последовательного применения такого методологического принципа, как выделение разных уровней и сторон воздействия НТР на сознание и поведение личности, на нравственную практику. Этот аспект проблемы может рассматриваться под двумя углами зрения. Можно и нужно выделять, например, объективное влияние на мораль различных, связанных с НТР социальных процессов: научных открытий, изменений в технике и характере труда, а также воздействие происходящего в связи с этим роста материального благосостояния, образования и т. д.

Не менее важен аспект расчлененного анализа системы «НТР - моральный облик личности». Он предусматривает исследование влияния тех или иных порожденных НТР социальных факторов на разные стороны психологии личности, определяющих нравственное (или противоположное ему) поведение. В самом процессе воздействия НТР на личность молено выделить и исследовать такие моменты, как изменение соотношения рационального и эмоционального в мотивах нравственного поведения, особенности усвоения моральных требований (роль авторитета, степень скептицизма в этом процессе), особенности психологического склада личности, отдельных черт ее характера, специфики межличностных отношений, возможности развития способностей к нравственному самоконтролю и многое другое.

Те или иные уровни взаимодействия компонентов в системе «НТР - личность» в самом общем виде закономерны для общества в целом. В то же время различные социально-демографические группы могут иметь свои особенности, свою «реакцию» на НТР. Теория и практика нравственного воспитания должны в полной мере учитывать как общие закономерности воздействия НТР на сферу морали, так и своеобразие их проявления в тех или иных социально-демографических группах.

Изначальной основой всей системы влияний НТР на личность являются революционные преобразования в науке и технике. Естественно, что все эти преобразования во многом сами являются следствиями сложных общественных процессов.

В данном случае рассматривается техническая сторона НТР в ее снятом виде.

НТР предъявляет ряд непосредственных требований к людям. Она диктует необходимость высокого образования, квалификации, широкого научного кругозора и одновременно узкой специализации, определенных психофизических качеств, в том числе и нравственных.

Структурно-функциональный анализ проблемы влияния НТР на человека требует рассмотрения этого влияния в соотнесенности с разными сторонами его духовного облика.

Изменения в технике производства непосредственно связаны в личностном плане прежде всего с ростом образованности, уровнем научных знаний, определенными изменениями в способе мышления и некоторых ценностных ориентациях. Сейчас в сознании многих людей особенно возрастает значение таких ценностей, как творчество, способность к новаторству, к самостоятельности суждений по самым различным вопросам. Все эти качества, непосредственно формируемые под влиянием НТР, оцениваются положительно коммунистической моралью, являются компонентами нашего идеала всесторонне развитой личности.

Содержание моральных принципов и идеалов, общественных требований к поведению личности в ходе НТР не остается неизменным. Нравственные отношения изменяются и усложняются точно так лее, как изменяются под влиянием научно-технической революции и другие социальные образования. Научно-техническая революция и ее социальные последствия требуют новых норм, а также конкретизации уже сложившихся. Так, на Всемирном философском конгрессе в Варне выдвигалось предложение четко сформулировать нормы, требующие бережного отношения человека к природе. Примером конкретизации общего нравственного принципа (гуманности) является, например, осуждение совестью народов оружия массового уничтожения.

Изменения, вносимые НТР в социальную жизнь, ведут и к тому, что повышается в оптимальной структуре личности значение таких качеств, как активность, самостоятельность, инициативность, творчество, умение видеть и поддерживать новое. Но эти качества только тогда имеют социальную (и следовательно, моральную) ценность, когда у личности сформировано главное для морального поведения - способность и готовность сочетать личные интересы с общественными на основе признания приоритета общественных интересов.

Системный анализ проблемы влияния НТР на духовный облик личности приводит к необходимости пристального внимания к вопросам ее воздействия на собственно моральные мотивы и качества людей. Этот вопрос имеет две стороны влияния изменений в технике: на объективные потребности общества в тех или иных моральных качествах и на процесс реального формирования этих качеств. В первом случае изменения в технике производства тесно связаны с соответствующими изменениями в сфере морали. Такие требования НТР к личности, как повышение уровня самодисциплины, особое значение чувства ответственности и т. д., исходят из самой сущности научно-технической революции. Для НТР свойственно изменение в производительных силах, характеризующихся на современном этапе дальнейшим развитием крупного машинного производства, специализацией и кооперацией производственных усилий, усложнением хозяйственных связей и т. д.

Все эти процессы ведут к тому, что зависимость нормального функционирования той или иной хозяйственной единицы (в масштабе завода, фабрики, отрасли, экономического района и даже страны) от каждого отдельного звена (предприятия, цеха, бригады и в конечном счете отдельного человека) постоянно увеличивается. Соответственно возрастает значение моральных качеств каждого работника производства, его дисциплины, организованности, ответственности за свой участок работы, степени осознания им своего общественного долга. Крупное машинное производство, современный транспорт, средства связи могут нормально функционировать лишь при высокой дисциплине и организованности работников производства. Чувство ответственности, самодисциплина в настоящее время все чаще выступают как прямые, необходимейшие условия профессиональной подготовки, как ее составная часть.

Новая техника требует особой заинтересованности в формировании у работников высоких моральных качеств. Эта потребность и заинтересованность непосредственно и наиболее полно отражаются в общественном сознании на уровне идеологии. Но для реального изменения моральных характеристик людей, занятых в сфере новой техники, этого недостаточно. Необходимо выражение общественной потребности и идеологических представлений в категориях индивидуального сознания, в психологической форме.

Основой современного производства является крупная машинная индустрия, которая, как известно, способствует формированию у работников чувства коллективизма. Одновременно по мере научно-технического прогресса относительно растет и число рабочих мест, связанных по преимуществу с индивидуальными, а не коллективными трудовыми усилиями и операциями. Эти изменения условий труда, как показывают социологические исследования, могут в случае недостаточной идеологической, воспитательной работы порождать индивидуалистические тенденции в психологии отдельных работников.

Не лишены противоречий и некоторые другие изменения, вносимые НTP в условия труда все большего числа работников. В целом эти изменения в условиях социализма, безусловно, благоприятны для духовного развития людей, для нравственного воспитания. Так, НТР меняет характер труда. В наиболее обобщенном виде это находит свое выражение в изменении распределения работы между человеком и машиной. Эти изменения в технике производства и соответственно в условиях труда в социалистическом обществе оказывают огромное положительное влияние на сферу морали.

Бурное развитие науки и техники привело к тому, что в содержании труда многих рабочих профессий возрос объем инженерных и интеллектуальных функций. Сложный характер изменений условий труда на современном этапе научно-технического прогресса ставит и соответствующие задачи в практической воспитательной работе. Пробуждая стремление к творчеству в широком смысле этого слова, необходимо развивать способность находить удовлетворение своих творческих потребностей в любой общественно-полезной деятельности. Опыт показывает, что при хорошо поставленной организации труда, при учете социально-психологических, нравственных особенностей людей можно добиться положительных результатов в этом направлении.

Анализ влияния НТР на процесс формирования нравственной личности включает исследование многообразных изменений, вносимых НТР в психологию личности. Духовный мир личности представляет собой единое целое. Поэтому изменения одних его сторон, не относящихся к собственно моральному сознанию, могут существенно влиять на формирование последнего, так же как и на характер нравственного поведения.

Отличительная черта НТР состоит в том, что научные знания превращаются в важнейший фактор общественного производства. Характерно, что улсе сегодня в нашей стране за счет повышения образования и роста квалификации создается значительная доля прироста национального дохода. С развитием образования неразрывно связана и реализация коммунистического идеала личности.

Все это в единстве с некоторыми другими последствиями влияния НТР на психологию людей является той базой, на основе которой складывается целый ряд специфических черт духовного облика личности. Причем в применении к тому или иному конкретному человеку положительное и отрицательное в этом процессе нередко бывает тесно связано друг с другом.

Анализ ценностных ориентаций советских людей показывает, что образование как жизненная ценность выходит на одно из первых мест. Это явление отмечают многие социологи, публицисты, идеологические работники.

Повышение значения стремления к образованию на шкале ценностных ориентации: личности - положительная тенденция в ее развитии. Но социальная, и особенно нравственная, ценность такого стремления может быть различна в зависимости от того, какие конкретные мотивы лежат в его основе. В некоторых случаях образование рассматривается отдельными людьми как самоцель или исключительно в плане возможностей большого заработка, получения «престижной» профессии. В этих случаях ценностные ориентации личности приобретают одностороннюю и даже ущербную в моральном отношении направленность. Учет этого - важная задача нравственного воспитания.

Теория и практика нравственного воспитания должны в полной мере учитывать и возможность противоречивых влияний на психологию личности бурных темпов научно-технического прогресса. Научные и технические открытия в наши дни зачастую являются результатом коренной ломки сложившихся ранее представлений. Этот процесс, осознаваясь людьми, способствует формированию у них стремления к самостоятельному аналитическому подходу в освоении мира. Соответственно повышаются их требования к аргументированности научных и общественно-политических положений, норм поведения, формулируемых в идеологической и воспитательной работе.

Требовательность к всестороннему доказательству какого-либо положения, в том числе и нравственных норм, желание самому постигнуть его истинность есть положительный момент в характеристике личности. Но это стремление может перерасти и в отрицательные качества, прежде всего в огульный скептицизм и в определенное падение уважения к авторитету вообще, если в идеологической работе не будет учитываться данная особенность духовного мира современного человека.

Самого пристального внимания в нравственном воспитании требует и проблема соотношения рационального и эмоционального. В настоящее время нельзя вести эффективно идеологическую работу, не имея об этом достаточно ясного представления.

В нравственной регуляции поведения индивидов важное значение приобретает воспитание чувств. Буржуазная наука неоднократно выдвигала концепции, утверждающие, что научно-технический прогресс ведет к уменьшению роли моральных чувств в поведении человека, а в будущем они могут исчезнуть вообще. Однако нет никаких оснований считать, что научно-техиический прогресс враждебен моральным чувствам, хотя его влияние противоречиво. НТР непосредственно актуализирует многие факторы, направленные на развитие логического мышления (информационный «взрыв», большая мера абстрактности получаемой информации, «интеллектуализация» профессионального состава населения по характеру труда, образование, продолжающееся фактически всю жизнь, широкое распространение научных знаний, естественнонаучное и техническое образование). Все эти факторы активно способствуют «рационализации» морального сознания личности.

Вместо с тем научно-технический прогресс и его социальные последствия не могут в такой же мере влиять на развитие эмоциональной стороны морального сознания. Отсюда возможность противоречий в человеческой психологии и: поведении, необходимость постоянного учета возможной диспропорции рационального и эмоционального в практике нравственного воспитания.

Развитие способности индивида к логическому мышлению не должно осуществляться за счет таких нравственных чувств, как чувство сопричастности своему классу, народу, любви к Родине, способность «сопереживать» другому человеку, сочувствовать ему, способность к сильным страстям. Идеал марксизма - человек с всесторонней и гармоничной психикой, высокоразвитым интеллектом и богатыми чувствами.

Задача формирования у каждого индивида нравственных чувств тем более значима, что без них «рациональный» тип мышления легко перерождается в узкопрактический, эгоистический. Одним из важнейших средств воспитания нравственных чувств являются искусство и гуманитарное просвещение. НТР создает в этом отношении благоприятные возможности: развитие техники кино, телевидения, радио, тиражирование произведений литературного и изобразительного искусства.

Для НТР свойственно сближение материальной и духовной культур, естественных, технических и гуманитарных наук. Появились новые сферы творческой деятельности, которые уже нельзя механически отнести только к материальной или только к духовной культуре (например, дизайн - художественное конструирование в промышленности). Этика, философия занимают все более важное место в естествознании, возрастает роль эстетического начала в науке и технике. Математика, кибернетика находят широкое применение в гуманитарных науках и далее в искусстве. На стыке естественных и гуманитарных наук возникли новые области знания: математическая лингвистика, эконометрия и др.

Неразрывно связанный с НТР рост научных знаний, образовательного уровня людей, их интеллектуальных качеств ставит перед теорией и практикой нравственного воспитания и такой вопрос: находятся ли уровень образованности людей, их интеллектуальные характеристики и моральное поведение в прямой, однозначной зависимости или их связь сложна, опосредствована многими другими факторами? Этот вопрос издавна был предметом внимания в философии и педагогике. Его современная постановка требует дифференцированного подхода к раскрытию влияния уровня образования и его компонентов на разные стороны морального сознания личности и ее поведение. Так, не вызывает сомнения положительное влияние роста уровня образования в целом на соблюдение людьми элементарных правил общежития, на сокращение таких отрицательных явлений, как хулиганство, алкоголизм. Эта закономерность подтверждается статистическими данными.

Не вызывает сомнения и то, что определенная сумма знаний - необходимое условие некоторых видов моральной деятельности, т. е. «чтобы что-то делать, надо знать, что и как делать». При этом нельзя, однако, забывать, что нравственное поведение зависит не только от знания моральных требований, от чисто деловых качеств личности, но прежде всего и от отношения к общественным интересам, от моральной воспитанности. Кроме того, роль в формировании моральных качеств личности, политического просвещения, гуманитарного образования, естественнонаучных и профессионально-технических знаний, неодинакова, а нравственные качества развиваются на основе факторов, далеко выходящих за пределы любой суммы знаний, образования вообще.

Образование, безусловно, благоприятно для формирования высоких моральных качеств, но оно в большой степени зависит от индивидуального опыта личности в целом, от всей совокупности условий ее жизни и воспитания в самом широком смысле. В зависимости от характера и содержания этих последних факторов при одном и том же уровне образования и интеллектуального развития, при одних и тех же знаниях о мире личность может характеризоваться различными, иногда противоположными, нравственными качествами.

Интеллектуальные и моральные качества - это разные характеристики системы индивидуального сознания, которые предполагают гармонию всех входящих элементов. Формирование же каждого из них зависит от многих факторов. Поэтому между интеллектуальными и теми или другими качествами индивида могут возникать отдельные несоответствия и противоречия. И если, например, у того или иного индивида отсутствует готовность подчинять в случае необходимости личный интерес общественному или же отсутствует любовь к людям, доброта и т. п., то этот недостаток не может восполнить даже самое высокое развитие интеллектуальных способностей. Более того, в подобном случае они становятся часто орудием достижения эгоистических целей.

Возможность противоречий интеллектуального и морального известна людям на основе собственного практического опыта. При этом, как показывают исследования, большинство склонно исходить в своей оценке из приоритета нравственных характеристик над интеллектуальными и чисто деловыми.

Отметим еще некоторые особенности нравственного воспитания в условиях НТР.

Рост численности людей, живущих в городах, особенно крупных, сокращение числа сельских жителей вносят очень существенные изменения в систему механизмов социального контроля за поведением индивидов, следовательно, ставят новые задачи перед воспитанием.

Основным, наиболее важным и перспективным для коммунистической морали, наиболее соответствующим ее духу методом регулирования поведения человека является превращение высоких нравственных ценностей в собственные убеждения личности. В то же время важное значение имеет и опора морали на позиции и действия масс людей, которые выступают как своеобразный гарант общественных нравственных требований. Тем более важное значение в механизмах нравственной регуляции имеет социальный контроль за поведением.

Возможности и эффективность такого контроля в деревне и в городах, особенно крупных, неодинаковы. Если в деревне, небольшом городке социальный контроль осуществляется всеми жителями, так как все знают друг друга, то в средних и больших городах положение принципиально иное. Люди здесь в основном незнакомы друг с другом. Урбанизация приводит к тому, что возможности непосредственного нравственного контроля над поведением личности уменьшаются.

О важности непосредственного социального контроля на современном этапе и тех коллизиях, к которым может вести его ослабление, говорят такие факты. Подмечено, что большинство социальных эксцессов происходит в сфере досуга, там, где отсутствуют сплоченные коллективы, где затруднен непосредственный контроль общественности.

Конечно, это не означает, что урбанизация - явление сугубо отрицательное для сферы морали. Городские условия труда и быта при их долговременном воздействии на личность в условиях социализма - фактор, благоприятствующий нравственному развитию личности. Он содействует выработке у нее наиболее высокой и прогрессивной формы социального самоконтроля, основанного на осознании социального значения нравственных требований и их добровольном соблюдении. Таким образом, коллизии, вносимые в нравственную жизнь личности происходящими в ходе урбанизации изменениями системы социального контроля, носят временный характер. Регуляция нравственного поведения, основанная на сознании индивидом того, что каждый его шаг контролируется другими людьми, у него уже исчезла, а новая, более высокая и сложная детерминация мотивов поведения еще не сложилась.

Временный характер коллизий, порождаемых процессом урбанизации, не означает, конечно, что их разрешение должно идти самотеком. Необходимо стремиться, насколько это возможно, укрепить систему непосредственного социального контроля в городе. Особо важное значение имеют меры, направленные на то, чтобы использовать для укрепления нравственного влияния общества на личность неформальные группы, и прежде всего объединение людей по интересам в целях совместного проведения досуга.

Важные изменения в условия и задачи нравственного воспитания вносит рост свободного времени. Свободное время, по выражению К. Маркса, открывает «простор для свободной деятельности и развития» Но положительное влияние на личность рост свободного времени может оказывать лишь при условии его правильного использования.

Особенно большое значение для нравственного развития личности имеет содержание деятельности в свободное время. Известно, что пустое времяпрепровождение, не говоря уже об антисоциальном использовании свободного времени, отрицательно влияет на нравственное развитие.

Столь важной поэтому является проблема воспитания у всех людей, и особенно у молодежи, умения и желания правильно организовать свой Отдых.

Особое место в связи с нравственными проблемами свободного времени занимает вопрос соотношения потребительских и творческих элементов в досуге. Наиболее ценными для формирования положительных качеств личности являются виды деятельности, носящие более или менее ярко выраженный творческий характер. В настоящее время, как отмечают многие советские социологи, далее в сфере досуга, называемого «культурным», потребление культурных благ преобладает над творческой деятельностью. Большое значение, следовательно, приобретают и воспитание у индивидов вкуса к творческой деятельности в сфере досуга, и проблемы роста соответствующей материальной базы.

Рассмотрение целостного типа личности, формируемой в эпоху НТР, приводит к тем же основным выводам, что и анализ различных частных корреляций между НТР и моралью: нравственное развитие личности в современных условиях не лишено противоречий, многие из них непосредственно связаны с научно-техническим прогрессом и его последствиями. НТР создает новые объективные возможности для нравственного воспитания и одновременно требует активизации всего арсенала воспитательных средств.

Главная проблема заключается в том, чтобы огромные объективные возможности нравственного развития личности, предоставляемые НТР на базе социалистических производственных отношений, использовать в практике нравственного воспитания.

Реализация любых объективных возможностей происходит только в ходе активной целенаправленной деятельности. Эта деятельность в сфере нравственного воспитания ставит цель с помощью организационной и идеологической работы усилить благоприятные для нравственного развития личности влияния ИТР и ее социальных последствий.



просмотров