Нравственный облик мухаммада и его пророческие притязания. Пророк Мухаммад ﷺ о ценностях человеческой жизни От каких пороков мухаммад призывал людей избавиться

Нравственный облик мухаммада и его пророческие притязания. Пророк Мухаммад ﷺ о ценностях человеческой жизни От каких пороков мухаммад призывал людей избавиться

Основатель ислама Мухаммад родился в 570 г. в Мекке, крупней­шем торговом и религиозном центре доисламской Аравии. Он принад­лежал к племени курайш, но происходил из обедневшего рода хашим. Его отец Абдалла умер вскоре после рождения сына (а по некоторым сведениям до появления сына на свет). Мать Амина по обычаю меккан-цев отдала Мухаммада кормилице-бедуинке, у которой он рос до 5 лет. Мальчику не было и шести, когда скончалась мать, и сироту приютил сначала дед Абдалмутталиб, а после его смерти - дядя Абу Талиб. Хо­тя Абу Талиб занимался торговлей, однако он обладал скромным до­статком и ему трудно было содержать большую семью: своих детей у него было четверо. Впоследствии, когда Абу Талиб разорился и его младших детей взяли на воспитание родственники, Мухаммад взял к себе самого младшего - Али. Мухаммад рано приобщился к труду, пас овец мекканцев, участвовал в снаряжении торговых караванов. Пример­но в 25 лет он нанялся организовывать и сопровождать торговые кара­ваны в Сирию к Хадидже бинт Хувайлид, богатой вдове, которая проис­ходила из курайшитского рода Абд аль-Узза. Вскоре Мухаммад и Ха-диджа поженились. По мусульманской исторической традиции, Хадид-жа была старше Мухаммада на 15 лет, однако сохранились свидетельст­ва, согласно которым ей при заключении брака с Мухаммадом было 28 лет. У них родилось шестеро детей - 2 сына и 4 дочери, но к большо­му огорчению Мухаммада сыновья скончались в младенческом возрас­те. Хадиджа была не только любимой женой, но и настоящим другом


Мухаммада, она была его опорой во всех сложных обстоятельствах, поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммада. После вступления в брак Мухаммад занимался торговлей, но больших успехов на этом по­прище не достиг.

Осмысление религиозной ситуации. Мухаммад часто уединялся для благочестивых размышлений, часто вел беседы с двоюродным бра­том Хадиджы, который, возможно, придерживался христианства. Одна­ко двоюродный брат Хадиджы вряд ли был единственным источником сведений о единобожных религиях, которые были распространены в Аравии. Мухаммад не воспринял ни одно из этих учений, а стал заду­мываться о собственном месте в той сложной религиозной ситуации, которая существовала в Аравии, и о которой он не мог не иметь четкого представления. Язычество было его родной религией, но он был знаком с идеями иудаизма и христианства. Христиане и иудеи жили как в Мек­ке, так и в других районах Аравии, и не составляло большого труда по­лучить хотя бы общее представление об основных догматах этих вероу­чений. Как показывает вся последующая жизнь и проповедь Мухамма­да, его основной заботой было не приспособление иудаизма и христи­анства к язычеству или растворение язычества в этих религиях. Он по­ставил перед собой цель изменить само язычество исходя из его внут­реннего содержания сначала путем выделения одного из богов языче­ского пантеона - Аллаха, возвышения его над всеми остальными, а за­тем путем замены их всех одним Аллахом.



Трудно установить, когда Мухаммад сам уверовал в свою пророче­скую миссию. Мусульманские историки считают, что первым проявле­нием пророчества у Мухаммада были сбывающиеся сновидения. По обычаям курайшитов, желавших проявить свое благочестие, он каждый год проводил месяц в уединении, в пещере на горе Хира вблизи Мекки, кормил приходивших к нему бедных. Когда заканчивалось уединение, он сначала ходил к Каабе, совершал ее обход не менее 7 раз и только после этого возвращался домой. В один из моментов уединения, соглас­но сведениям его биографов и сподвижников, среди которых тоже нет единодушия, к нему явился ангел Джибрил (архангел Гавриил), стал душить его и говорить: «Читай». Мухаммад отвечал: «Я не умею чи­тать». Наконец он спросил: «Что читать?». Тогда ангел сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгу­стка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, нау­чил человека тому, чего он не знал» (Коран, 96: 1-5) 1 . После того как Мухаммад прочитал это, он проснулся. Ангел ушел, а слова были слов-

Коран/Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1963.


но запечатлены в сердце. Когда Мухаммад вышел из пещеры и дошел до середины горы, он услышал голос с неба: «О Мухаммад, ты послан­ник Аллаха, а я Джибрил!», и куда бы он не поворачивался, он видел ангела. По возвращении домой он рассказал о своем видении встрево­женной Хадидже. Она ему ответила: «Радуйся, о сын моего дяди, и будь твердым! Клянусь тем, в чьей руке душа Хадиджы, я надеюсь, что ты будешь пророком этой общины» . Таким образом, Хадиджа первая поверила ему и стала укреплять его веру в истинность ниспосланной ему пророческой миссии. При всех возражениях и обвинениях во лжи со стороны разных лиц, окружавших Мухаммада, она неизменно под­тверждала его правоту и доказывала ничтожность его противников. Первыми слушателями и последователями Мухаммада, кроме супруги, стали Зайд ибн аль-Хариса - его вольноотпущенник, которого он усы­новил, и маленький Али, которому в ту пору было 8-9 лет. Им Мухам­мад проповедовал о необходимости помощи ближним, о всемогуществе Бога и необходимости покорности Богу, о близости Судного дня, до ко­торого надо успеть очиститься от грехов. Мухаммад обличал богачей, призывал к благотворительности и уверовать в Аллаха и следовать за его посланником. Если вначале за Мухаммадом последовали Хадиджа, Зайд ибн аль-Хариса и маленький Ajih, и моления происходили в его доме, то вскоре к ним присоединились около 30 человек - выходцы из 10 мекканских родов, среди которых были и богатые, и бедные, и быв­шие рабы. С расширением круга последователей моления были перене­сены в расположенный у Каабы дом одного из представителей рода махзум. В течение нескольких лет эти собрания не привлекали внима­ния остальных мекканцев. Когда же число приверженцев Мухаммада достигло 40, он решил начать публичную проповедь, созвал курайши-тов и объявил, что является посланником Аллаха и призывает всех по­клоняться единому Богу. Хотя Аллах принадлежал к пантеону аравий­ских богов, курайшиты не поверили Мухаммаду и не пошли за ним.

Начало открытой проповеди. Начало открытой проповеди относят к 610 г. В мусульманской исторической традиции сохранился рассказ о том, как несколько знатных курайшитов пригласили Мухаммада и пред­ложили ему стать вождем всех аравийских племен, если ему нужна власть, и посулили ему богатство, если он жаждет его. После отказа Мухаммада возмущенные курайшиты потребовали зримых доказа­тельств его пророческой миссии. Они пожелали, чтобы он покрыл Ара­вию тучными пастбищами, провел по ней реки, подобные водам Сирии и Ирака. Однако Мухаммад ответил, что чудеса только во власти Алла­ха, а он только его посланник. Обращение Мухаммада к библейским сюжетам в ранний период его пророческой деятельности скорее всего было вызвано его стремлением подтвердить свою посланническую мис­сию, опираясь на авторитет Священного Писания и предшествовавших


ему пророков, о которых мекканские и аравийские племена слышали и знали. Это обращение было оправдано: Мухаммаду не на кого было бо­льше опереться, ни чей религиозный авторитет в окружающем мире не представлялся более надежным. В последующие века ни один из благо­честивых мусульман не упрекнул его в излишнем уважении к «невер­ным». Коран, включавший библейские сюжеты, был воспринят в пол­ном объеме всеми правоверными как священная книга мусульман.

Основные заботы Мухаммада заключались в распространении свое­го взгляда на новую религию, в выдвижении новых ценностей, в узако­нении многих явлений общественной жизни, которые еще не пробили себе дорогу, в убеждении окружающих в своей пророческой миссии, в том, что он последний пророк.

Он убеждал, увещевал, грозил от имени Аллаха небесными карами, с необычайным терпением, иногда смирением противостоял насмеш­кам, поношениям, откровенным выражениям сомнения со стороны ок­ружающих, скептическому отношению, упорному сопротивлению его взглядам, открытой вражде, суровым гонениям. Наконец, с оружием в руках он вышел на борьбу за утверждение своих религиозных, граж­данских и политических идей. Мухаммад был незаурядной личностью, награжденной, с одной стороны, мистическим озарением, с внезапно пробудившимся поэтическим даром, что не было тогда в Аравии редко­стью. С другой стороны, он был наделен ясным и трезвым умом, поли­тическим и дипломатическим талантом, был предан своей религиозной идее, готов идти на жертвы ради нее. Однако Мухаммад не был фанати­ком, он обладал широким взглядом на жизнь, позволившим ему при­знать множество до него существовавших пророков и всех привержен­цев других единобожных религий «людьми писания» и даже на ка­ком-то этапе считать их и мусульман одной общиной. Мухаммад - жи­вой человек, способный любить, радоваться и горевать, не предающий друзей, милостивый к смирившимся противникам, беспощадный к по­литическим врагам, но готовый к политическому компромиссу, доста­точно осторожный в действиях и высказываниях.

После начала открытой проповеди среди курайшитов, хотя число мусульман удвоилось, все же большинство сородичей Мухаммада не присоединились к нему. Соблюдая до определенного момента лояль­ность, курайшиты затем стали противодействовать Мухамммаду и даже проявлять враждебность к нему и его приверженцам, когда он стал раз­венчивать их богов и утверждать, что их предки горят в геенне огнен­ной за их неверие. Мусульманам пришлось прекратить открытые моле­ния и собираться небольшими группами в окрестностях Мекки, в пеще­рах и в ущельях. Однако их не оставили в покое, нападали на них, и, как утверждается в жизнеописании Мухаммада, во время одной из сты­чек пролилась кровь: «...и это была первая кровь, пролитая при исла-


ме» 1 . Знатные курайшиты обратились к дяде Мухаммада Абу Талибу с просьбой, чтобы он им разрешил самим разобраться с Мухаммадом. Однако Абу Талиб на это не согласился, хотя сам он и не принял учение своего племянника, вместе с тем обещал Мухаммаду свое покровитель­ство. По словам Ибн Исхака, автора жизнеописания Мухаммада, «отно­шения расстроились, запахло войной, люди раскололись на враждебные партии, и одни из них открыто выказывали вражду к другим» 2 . В со­здавшихся условиях Мухаммад был вынужден посоветовать своим при­верженцам выехать в Эфиопию и там переждать лихолетье. В Эфиопию отправились свыше 100 мусульман примерно в конце 615 г. Эта мера еще более накалила атмосферу, и, может быть, именно потому, что в Мекке осталось незначительное число мусульман, курайшиты решили нанести им решительный удар. Они объявили всему роду Мухамма­да - хашимитам - бойкот, сговорились с остальными родами и подпи­сали обязательство прекратить всякие отношения с представителями этого рода. К хашимитам добровольно присоединились люди из других родов, все они оставили свои дома и переселились в другой район горо­да, поближе к дому Абу Талиба. Положение заблокированных было крайне тяжелым, но ни один из них не отрекся от новой веры. По про­шествии 2-3 лет представители разных мекканских родов, которые об­ладали немалым влиянием в городе, предложили себя в качестве гаран­тов неприкосновенности мусульман и взяли на себя покровительство над ними. Бойкот был окончен, люди вернулись в свои дома.

Но положение Мухаммада осложнилось тем, что в 619 г. умерли сначала Абу Талиб, затем Хадиджа, два человека, которые представляли его главную опору. С тех пор Мухаммад стал искать союзников вне Мекки. Он попытался найти поддержку в соседнем Таифе, однако та-ифцы ответили ему насмешками и даже забросали камнями. При воз­вращении в Мекку он стал искать себе там покровителя, но несколько человек отказали ему в этом. На его просьбу откликнулся только глава рода науфал, который в сопровождении вооруженных мужчин своего рода объявил при всех у Каабы, что берет Мухаммада под свое покро­вительство. После этого Мухаммад стал проповедовать среди паломни­ков, посещавших Мекку, но не имел успеха.

Переселение в Ясриб. Затем он обратился к паломникам из Ясри-ба - земледельческого города-оазиса, где происходила ожесточенная борьба между племенами аус и хазрадж за главенство. Положение в Яс-рибе осложнялось и тем обстоятельством, что крупные иудейские пле-

Ибн Хишам. Жизнеописание господина нашего Мухаммада, посланника Алла-ха//Хрестоматия по исламу. С. 22.

2 Там же. С. 23. 540


мена, населявшие этот город, занимали важные экономические пози­ции, и многое зависело от их отношения к происходящим событиям. Ясрибские паломники не сразу откликнулись на зов Мухаммада, его учение и проповедь они обдумывали почти в течение трех лет, но по­степенно, с каждым паломничеством число ясрибских приверженцев Мухаммада стало увеличиваться. Наконец, в 622 г. состоялась догово­ренность с делегацией ясрибцев о переезде Мухаммада и его сподвиж­ников в их город. Мухаммад и его последователи переселились в Ясриб 24 сентября 622 г. Таким образом, состоялась хиджра (араб, переселе­ние), которая установила новые отношения между переселившими­ся- мухаджирами и принявшими их ясрибскими мусульманами. Яс­рибские мусульмане выступили не в роли покровителей, а в роли по­мощников - ансаров. Первоначально Мухаммад был принят в Ясрибе, который стал называться Мадинат ан-наби («город Пророка»), или про­сто аль-Мадина (Медина), как верховный арбитр в разрешении различ­ных спорных проблем. Однако постепенно его авторитет и как пророка, и как политического деятеля повышался, хотя и в Ясрибе не обходилось без критических оценок его слов и действий. Вершиной его дипломати­ческих поисков было заключение договора между мухаджирами, племе­нами аус и хазрадж и иудеями Ясриба - «Медицинской конституции» {дустур Мадина). Согласно этому договору, мусульмане-курайшиты и жители Ясриба, которые присоединяются к ним и сражаются вместе с ними за веру, представляют одну общину (умму), отдельную от других людей. Мухаджиры из курайшитов выполняют все свои обязательства, не перекладывая их на других, сами выкупают своих пленных, раскла­дывая виру равно между всеми. Все роды, как племени аус, так и хаз­радж, поступают таким же образом. За безродного верующего платят все верующие. Если кто-либо совершит преступление против верую­щих, «все они будут против него, даже если он будет сыном одного из них». Никто из верующих не может заключить союз о покровительстве без согласия прежнего патрона покровительствуемого. Никто из верую­щих не должен помогать неверующим против верующих, «покровите­льство Аллаха - едино. Он оказывает покровительство и ничтожней­шему из них, поистине, верующие - покровители друг друга от других людей». Во время войны на пути Аллаха не может быть заключен сек­ретный мир, мир должен быть единым, равным и справедливым. Что касается иудеев, которые подписали этот договор, им были обещаны помощь и равенство: мусульмане приняли на себя обязательство не притеснять их. Если верующий убьет верующего и его вина доказана, то он подлежит кровной мести, если обязанный мстить не согласится на выкуп. Нарушителям данного договора никто не должен помогать и


предоставлять приют. Если же возникнут какие-либо сомнения и вопро­сы, то все должны обращаться «с этим к Аллаху и Мухаммаду» .

Вслед за этим договором были заключены соглашения с иудеями Ясриба и с их союзниками. Иудеи признавались одной общиной с веру­ющими, но «у иудеев своя религия, у мусульман своя» 2 . Иудеям вменя­лось в обязанность не помогать врагам мусульман и не воевать без раз­решения Мухаммада. Значение этих договоров трудно переоценить. В первом договоре зафиксирована самоидентификация мусульман и отде­ление их от других людей, признание себя отличными от остальных. В истории Аравии провозглашение новой надплеменной общности пред­ставляло собой очень важный момент: раз мусульмане - единая общи­на, то они должны были совместно выступать против внешних врагов и защищать своих единоверцев независимо от племенной принадлежно­сти. Преступники лишались поддержки не только своих родов, но и собственных семей, и они лично несли ответственность за свое пре­ступление, что также имело огромное значение для предотвращения бо­рьбы между родами. Однако были сохранены все прежние родовые свя­зи и обязательства, при этом обязательства одного рода не перекладыва­лись на другие на том основании, что они принадлежат к одной общине мусульман. Мухаммад на данном этапе в политическом плане не ставил себя выше местных вождей, сохранив за собой лишь роль третейского судьи и пророка.

Возвращение в Мекку. Укрепившись в Ясрибе, Мухаммад стал за­думываться об открытой борьбе против Мекки. Борьба началась с набе­гов на торговые караваны мекканцев и перешла в настоящую войну, ко­торая развивалась с переменным успехом. Историки выделяют битву при Бадре (март 624 г.), закончившуюся победой мусульман, битву при Ухуде (март 625 г.), в которой Мухаммад был ранен, а мусульмане в це­лом потерпели поражение, потеряли значительные силы, битву у рва (март 627 г.), когда уже мекканцы с союзниками подошли к Медине, но потерпели поражение. Одновременно совершались набеги на племена вне Ясриба.

В 628 г. Мухаммад решил совершить малое паломничество в Мекку, но мекканцы, испугавшись его вступления в священный город, выслали навстречу делегацию для переговоров. Договор был заключен в местеч­ке Худайбийя на западной границе Мекки. Согласно договору, между мусульманами и мекканцами устанавливалось десятилетнее перемирие, мусульмане получили разрешение на следующий год посетить Мекку в

Большаков О. Г. История халифата. Ислам в Аравии 570-633. М., 1989. С. 92-94. Ранние арабские источники «конституцию Медины» не датируют.

Там же. С. 94.


качестве паломников, имея при себе только мечи. Аравийские племена, связанные союзническими связями с Меккой, получили разрешение вступить в союз с Мухаммадом. Мекканцы получили возможность бес­препятственной торговли с Сирией. Однако этот договор потерял силу через год. Мухаммад после Худайбийского соглашения с мекканцами решил распространить влияние ислама вширь. Для этой цели были за­воеваны оазисы Хайбар и Фадак со значительным иудейским населени­ем. Были заключены союзнические договоры с некоторыми другими племенами. Кроме того, Мухаммад расширил внешние контакты. В Му-ту, недалеко от города Буера, был послан представитель мусульман для того, чтобы узнать о событиях в Сирии и Палестине, однако он был убит гассанидами. В ответ Мухаммад послал большое войско, но оно потерпело поражение. В декабре 629 г. в Мекке был нарушен договор о перемирии и ненападении, когда курайшиты напали на союзное с Ме­диной племя. Попытки противника Мухаммада, влиятельного мекканца Абу Суфьяна, восстановить действие договора не увенчались успехом.

Мухаммад решил пойти войной на Мекку, хотя первоначально скрывал свои намерения. 12 января 630 г. войска мусульман беспрепят­ственно вошли в Мекку. С мекканцами был заключен договор, согласно которому Мекка сохраняла свой статус священного города, куда мусуль­мане должны совершать ежегодные паломничества, Кааба оставалась ощемусульманским храмом, курайшиты сохраняли свои функции при храме, но при условии уничтожения всех идолов и принятия ислама. Мухаммад сумел примириться со своим главным противником и сохра­нил возможность распространять свое влияние на племена, посещав­шие ежегодно Мекку. После завоевания Мекки был завоеван Таиф. В Мекке были оставлены наместник и наставник в вере. Обоих Мухам­мад назначил из курайшитов. Падение Мекки символизировало падение язычества, одна за другой прибывали в Медину делегации племен, не­которые принимали ислам безоговорочно, другие ставили условия при­нятия новой веры. Однако не все племена подчинились Мухаммаду, и язычество надолго сохранилось в Аравии.

В январе 632 г. Мухаммад совершил паломничество в Мекку, кото­рое мусульманские историки назвали прощальным. Он совершил пол­ностью весь обряд паломничества и по его окончании отправился в Ме­дину. Вскоре он заболел и скончался в июне 632 г. Главное дело жизни Мухаммада - создание новой, оригинальной религии. Вся его пропо­ведническая деятельность была направлена на выполнение этой задачи. В соответствии с мусульманской традицией получаемые им откровения исходили от Аллаха, и чаще всего Бог говорил с ним от своего лица, а затем Мухаммад передавал эти слова людям.


Основные идеи проповеди. Еще в ранний период проповедниче­ской деятельности Мухаммада определились основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первом месте следует поставить ут­верждение статуса Аллаха как единственного Бога - строжайший мо­нотеизм и признание пророческой миссии его посланника. Вместо дву­кратной молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммад предло­жил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обяза­тельствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной мило­стыни и совершение паломничества в Мекку. Многие проповеди Му­хаммада, его откровения были связаны с конкретными случаями, с за­просами его последователей. В них отражены важные стороны жизни Аравии, мусульманской общины. Все установления Мухаммада посте­пенно утверждались в жизни и приняли характер закона, хотя они, есте­ственно, не были изложены в виде определенной системы. Обличение богатых соединено с утверждением, что имущественное неравенство имеет божественное происхождение и частная собственность неприкос­новенна. Мухаммад порицал скупость, но и не приветствовал чрезмер­ную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.

Что касается земли, основного богатства, она, согласно проповеди Мухаммада, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значите­льное внимание Мухаммад уделял проблеме повиновения. Он призы­вал: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас» (Коран 4: 62(59)). Здесь заложен главный принцип, который послужил впоследствии основанием суннитской доктрины власти. В систему политических отношений доисламской Аравии было внесено существенное изменение путем фактического запрета союзов племен. Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммада важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуа­льной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничива­лось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Вопреки древнеарабской традиции женщины были включены в категорию на­следников. По новым установлениям женщинам выделялась половина доли мужчины-наследника; это стало важным явлением в социальной жизни Аравии. Все заботы по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно. Запрещены были кро­восмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но такие браки сохра­нялись, если они были заключены до ислама. При заключении браков мусульманам предписывалось отдавать предпочтение верующим нево-


льникам и невольницам перед идолопоклонниками, ибо Мухаммад ве­рующую невольницу ставит выше многобожницы, а верующего неволь­ника выше многобожника. Видимо, положение Мекки как крупного торгового центра и занятие торговлей основной массы кураишитов пре­допределило пристальное внимание Пророка к коммерческой деятель­ности. Он провозгласил моральные принципы, которых должны были придерживаться верующие при совершении сделок. Торговлю он объя­вил разрешенным и поощряемым Аллахом занятием. Пророк призывал торговать честно, не обмеривать и не обвешивать. От имени Аллаха бы­ло запрещено ростовщичество. Мусульманам предписывалось точное соблюдение долговых обязательств, честное отношение к залогам, к за­вещаниям и к имуществу сирот при исполнении функций опекунов.

В связи с тем что война занимала важное место в жизни общины, Мухаммад неоднократно обращался к этой теме, касалось ли дело кому идти на войну, как делить военную добычу и как поступать с пленны­ми. Из военной добычи выделяли 1/5 часть Богу, Пророку, на выкуп ра­бов, на помощь вошедшим в долги, бедным, сиротам. Остальное дели­ли между участниками похода. Пленных обычно освобождали за выкуп.

В своих откровениях Мухаммад неоднократно обращается к рабству как к социальному институту, прочно утвердившемуся в Аравии. От­пуск рабов на волю был объявлен богоугодным делом, однако Мухам­мад этим не ограничился. При определении видов наказания за клевету, за празднословие, за убийство и другие прегрешения мусульманам предписывался отпуск верующего раба на волю. Мусульмане должны были своих вольноотпущенников наделить письменной отпускной и ча­стью имущества, чтобы бывшие рабы могли начать самостоятельную хозяйственную жизнь. Это не означало, что была провозглашена отмена рабства, однако все эти установления, с одной стороны, привлекали симпатии невольников к учению Мухаммада, а с другой - способство­вали смягчению или предотвращению социальной напряженности.

У арабов кровная месть являлась одним из древнейших обычаев, соблюдение которого приводило к гибели многих людей и который слу­жил поводом для межплеменных кровавых столкновений. Мухаммад осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый вы­ход из ситуации. В некоторых случаях, когда речь шла об интересах ис­лама, он сам брал на себя уплату выкупа. Тем самым была сделана по­пытка ограничения сферы применения обычая кровной мести. Все ус­тановления Мухаммада, которые он произносил как полученные от Ал­лаха откровения, легли в основу мусульманского священного зако­на - шариата.

Споры о личности Мухаммада. Оценка личности Мухаммада на Западе в течение веков претерпела значительные изменения. Религиоз-


ная нетерпимость, навеянная духом крестовых походов, предопредели­ла восприятие основателя ислама в средневековую эпоху в гротескном искаженном виде. О нем писали как о мошеннике, о лжепророке, осно­вателе ереси. С возникновением научного исламоведения в XIX в. нача­лись поиски новых подходов к личности Мухаммада, однако вопрос в основном сводился к оценкам его психического склада, при этом акцент делался на признаках психического расстройства, якобы послужившего источником вдохновения аравийского пророка. Уже в начале XX в. тео­рия, связывающая появление ислама с душевным недугом Мухаммада, была подвергнута массированной критике. Психологические аспекты его пророческой деятельности перестали рассматриваться как явления отклоняющейся психики. Было признано, что состояния Мухаммада во время получения откровений, в том числе экстатические, аналогичны соответствующим состояниям ветхозаветных пророков и христианских святых. Были также предприняты попытки представить Мухаммада не как историческую личность, а как мифологизированную фигуру, однако они не получили поддержки в мировом исламоведении.

Религиоведы и историки разных поколений выделяют различные ас­пекты деятельности Мухаммада, рассматривая их как основополагаю­щие. Немецкий историк А. Мюллер и отечественный ученый, академик В.В.Бартольд в первую очередь представляют его как политического деятеля, создателя основ мусульманской государственности. В то же время академик И. Ю. Крачковский обращает особое внимание на поэ­тический дар Мухаммада, обеспечивший успех его проповеди. При всей разноплановости оценок личности пророка Мухаммада многие со­временные специалисты признают, что формирование новой религии происходило через осознанное ощущение Мухаммадом своего предназ­начения как посланника Аллаха: в духовном и социальном плане он яв­ляется порождением исторической эволюции и культурно-историческо­го опыта Аравии.

Пророк Мухаммад в свои 40 лет был успешным торговцем и добропорядочным семьянином. Время от времени он уединялся вдали от всех, предпочитая размышлять и созерцать в одиночестве. При этом жители Мекки с огромным доверием относились к нему, приходили со своими проблемами и спорами, оставляли ему на хранение свои ценные вещи. Но всё это изменилось, как только Пророк Мухаммад после одного из своих уединений сообщил людям, что к нему снизошел ангел Гавриил (Джибриль), принёсший ему аяты из Корана. Так началась его пророческая миссия. С этого момента его жизнь уже не принадлежала ему одному, теперь он посвятил себя распространению Ислама.

Прежние события в его жизни отныне приобрели новое значение. Пророк мог убедиться, что Всевышний предначертал те или иные происшествия в его прошлом именно для этой пророческой миссии. Действительно, до встречи с ангелом жизнь Мухаммада можно назвать относительно лёгкой: у него была счастливая семья, дети, финансовое благополучие, он был окружен друзьями и семейными, которые любили и уважали его.

Как только Мухаммад провозгласил о своей пророческой миссии, многое изменилось в его жизни: он стал беден, отвергнут, а его жизнь не раз оказывалась в опасности. Но можно с уверенностью сказать, что богатство, величие, власть и влияние были последним, о чём пророк беспокоился в тот момент. Всё это уже было у пророка когда-то, хотя и в относительно небольших размерах. Таким образом, заявив о своём пророчестве и возложенной на него миссии, Мухаммад совершенно ничего не приобретал. Наоборот, люди стали оскорблять, высмеивать и физически унижать как самого пророка, так и членов его семьи и последователей, их образ жизни однозначно изменился в худшую сторону.

Один из последователей пророка так описал его новую жизнь: «Посланник Бога не видел даже хлеба из качественной муки с тех пор, как стал пророком, вплоть до своей смерти » . Другой говорил: «Умирая, Посланник Аллаха не оставил после себя ни денег, ни чего-то ценного. Он не оставил ничего, кроме белой мулицы, на которой ездил верхом, своего оружия и участка земли, который он пожертвовал в пользу путников » .

Действительно, это так и было. В конце своей жизни Пророк Мухаммад возглавлял целое государство, мог распоряжаться его казной, но он жил как прежде – просто и аскетично, сосредоточившись на выполнении своей миссии и на поклонении Богу. Удивительно, на него возлагалась ответственность и как на пророка, и как государственного деятеля, и учителя, и военачальника, и судьи, и примирителя, но, несмотря на все эти заботы, Пророк Мухаммад самостоятельно доил своих коз, штопал одежды и ремонтировал обувь, а также помогал своим семейным справляться с домашними делами . Действительно, жизнь Пророка Мухаммада была выдающимся примером скромности и простоты. Ни одеждой, ни образом жизни он никак не отличался от своих последователей, и если бы кто-то посторонний посетил собрание мусульман, то ни по каким признакам не смог бы выделить там пророка Мухаммада.

В первые годы своей пророческой миссии, задолго до того как говорить о каком-либо успехе, Мухаммад получил заманчивое предложение от лидеров Мекки. Они думали, что пророчество – это некий способ Мухаммада приобрести себе земные блага, поэтому они и предложили ему: «Если ты стремишься к богатству, то мы соберем достаточно денег для тебя, и ты станешь самым богатым среди нас. Если ты желаешь власти, то мы готовы избрать тебя нашим главным, и ни одно дело не будет выполнено без твоего согласия. Если же ты желаешь царствовать, то мы можем короновать тебя и сделать нашим царём…» Каким бы ни было время, любому человеку, получившему такое предложение, будет очень тяжело сделать выбор. Однако Мухаммад ни тогда, ни потом не стремился к личному обогащению или власти. В ответ на своё заманчивое предложение мекканские лидеры просили от Мухаммада лишь одного: перестать призывать к Исламу, прекратить звать к поклонению только одному Богу вместо множества божеств, которые были у мекканцев . Но Пророк Мухаммад отверг их предложение.

Был еще один подобный случай, когда родной дядя Мухаммада по имени Абу Талиб всерьёз встревожился за жизнь своего племянника и стал упрашивать его остановить призыв к исламу. Но вновь Мухаммад решительно отверг это предложение и ответил таким образом: «Клянусь Богом, о мой дядя, что если бы даже они положили солнце в мою правую руку, а луну – в левую, чтобы я прекратил своё дело (звать людей к вере), то и тогда я бы не согласился, и пусть либо Господь приведёт это дело к успеху, либо я погибну, защищая его» .

Жители Мекки, остававшиеся в неверии, предпринимали много способов, чтобы очернить Мухаммада, унизить его религию, к которой он призывал людей. Особо презрительно они относились к Корану, отвергали саму возможность того, что Коран ниспослан от Бога, и считали его произведением Мухаммада. Всё это делалось для того, чтобы отвернуть людей, помешать им слушать Пророка и поверить в него. Но Пророк Мухаммад не был автором Корана. Он вообще не умел ни писать, ни читать. И тем более он не мог предугадать или иметь знания о многих научных фактах, содержащихся в Коране.

К тому же, будь Мухаммад автором Корана, он упоминал и восхвалял бы себя в нем намного чаще. Имя Иисуса и Моисея (мир им) встречается в Коране куда чаще. Некоторые аяты порицают и поправляют Мухаммада. Стал бы лжепророк подвергать себя риску выглядеть как обычный ошибающийся человек?

Пророк Мухаммад был необразованным торговцем. Его жизнь осталась бы ничем не примечательной, не будь в ней участия Всевышнего с самого начала. Господь готовил его к великой миссии пророка, готовил повести за собой целое человечество. За Мухаммадом прочно закрепилась репутация правдивого, честного, справедливого, щедрого и искреннего человека. Он от всей души ненавидел идолопоклонство и нравственный упадок, в котором погрязло его общество.

Глядя на жизнь Пророка Мухаммада, мы убеждаемся, что вся она прошла в служении Богу, а его главной целью было донести полученное послание до людей. Эта миссия легла тяжелым грузом ответственности на его плечи, и даже в ходе своей прощальной проповеди он, обратившись к людям, спрашивал их: довёл ли он послание Бога? Но если бы Мухаммад стремился к известности или власти, то он давно бы принял предложение стать главой Мекки, как ему предлагали. Если бы он стремился к богатству, то никогда бы не предпочел жить простой жизнью, когда приходилось кое-как сводить концы с концами, а жил бы так, как подобает царям или императорам. С одной стороны, простой и незатейливый образ жизни, с другой – великая миссия, твердое стремление донести до людей божественное послание являются отчетливыми признаками настоящего пророка.


Примечания

Призыв к Аллаху – это был путь Посланника Аллаха (мир ему) и всех его сподвижников. Сам Всевышний Создатель подтверждает это в Коране: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»» (Сура «Йусуф», аят 108).

Более того, именно с этой миссией приходили в этот мир все пророки и посланники Аллаха и этому посвящали свои жизни их последователи. Они вели людей из мрака невежества и язычества к свету Истины и Веры. Этот призыв твердо стоит на явных, очевидных и понятных основах. Без них призыв к Аллаху не будет совершенным и не принесет пользы. Эти основы – Коран и Сунна. Призыв к Аллаху невозможен без опоры на эти основы. Кроме того, призывающий к Аллаху должен сам в первую очередь хорошо знать то, к чему он призывает, поскольку невежественный человек не подходит для высокого звания Да"и.

Всевышний Аллах говорит: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»» (Сура «Йусуф», аят 108). Слово «убеждение», использованное в переводе смысла этого аята, означает знание. Учитывая тот факт, что, призывая людей к Исламу, придется сталкиваться с людьми, которые будут пререкаться и пытаться оспаривать истину, важно иметь в виду другую установку Всевышнего: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом» (Сура ан-Нахль, аят 125).

Другим немаловажным условием для успешного дагвата является совершение дел, соответствующих произносимым словам. Потому что да"и должен подавать положительный пример и у людей не должно возникать диссонанса между тем, что они слышат от призывающего к Аллаху и тем, что он делает. Пророк Шуайб (мир ему), обращаясь к своему народу, говорит: «… «О мой народ! А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне прекрасную долю? Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам, а хочу лишь исправить то, что в моих силах...» (Сура Худ, аят 88).

Призывая к Аллаху, очень важно следить за своим намерением. Дагват должен осуществляться от чистого сердца и искренним намерением – исключительно ради Аллаха, не для показухи, не ради репутации, положения, не преследуя никаких мирских целей. Пророки и Посланники Аллаха (мир им всем), призывая людей к истине говорили: «О мой народ! Я не прошу у вас за это богатства, ибо вознаградит меня один лишь Аллах…» (Сура Худ, аят 29), а также: «Я не прошу у вас вознаграждения за него» (Сура аль-Анам, аят 90).

Приведем примеры того, как призывали к Аллаху пророки Нух и Ибрахим (мир им всем):

Имя пророка Нуха (мир ему) упоминается в Коране 45 раз. Так, например, в суре «аль-Анкабут» Всевышний Аллах говорит: «Мы послали Нуха к его народу, и он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти годов. Они были беззаконниками, и их погубил потоп» (Сура «аль-Анкабут» 14). В суре «Нух» же говорится: «Мы отправили Нуха к его народу: «Предостереги свой народ прежде, чем их постигнут мучительные страдания».Он сказал: «О мой народ! Воистину, я для вас - предостерегающий и разъясняющий увещеватель»» Сура (Сура «Нух», аят 1-2). По причине высокомерия и невежества людей, никогда призыв к Аллаху не был для пророков и посланников легким. Язычники и враги истины всегда пытались противостоять призыву к единобожию и всячески сопротивлялись.

У пророка Нуха (мир ему) очень длинная и драматичная история призыва своего народа к Аллаху. Он жил среди них несколько сотен лет и все это время отчаянно боролся с язычеством своего народа и их дурным нравом. И за все это время он смог призвать к истине лишь небольшую группу последователей. Как мы знаем из этой истории, спасти удалось лишь немногим, остальные были унесены потопом.

Пророк Ибрахим (мир ему), однажды уверовав, не отходил от истины до самой своей смерти. Именно эту свою веру он передал своим детям – Исмаилу, Исхаку, Ягкубу, а также их потомкам. Они продолжили дело своего отца и довели истину до Мусы и Исы (мир им).

Жизнь Ибрахима показывает нам, что без твердой и правильной веры ни благородные черты характера, ни высочайшая этика не значат много. Ибрагим был на пике своей юности, когда Всевышний Аллах открыл ему глаза на истину и призвал бороться с язычеством.

Однако его народ был охвачен гордостью и они стали насмехаться над ним и оскорблять его. Так всегда бывает, когда слабые и невежественные люди не имеют веских доводов для спора. В итоге, народ Ибрахима вынужден был прибегнуть к суровому наказанию, чтобы заглушить голос истины: «Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!»» (Сура «аль-Анбийа», аят 68).

Но Всевышний Аллах никогда не оставит без Своей помощи и милости тех, кто призывает людей к истине: «Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима прохладой и спасением!»» (Сура «аль-Анбийа», аят 69).

Пророк Ибрахим (мир ему) своим терпением и усердием был вознагражден. Но он также неустанно благодарил Аллаха, за что был возвышен и увековечен в истории человечества до конца дней. Лучшие люди из его потомства продолжили дело своего благочестивого предка и призывали людей к Аллаху. Таким образом, люди, призывающие к Аллаху, должны руководствоваться Кораном и Сунной, быть терпеливыми на своем пути и благодарить Аллаха за все Его блага. Только в этом случае успех их дела будет обеспечен.

Первый открытый призыв курайшитов к Исламу

Примерно в 615 году Пророк Мухаммад, сас, получил откровение Всевышнего, повелевавшее ему созвать всех вождей хашимитов, всю мекканскую знать, и рассказать им о Господнем вероуставе, и призвать их к Исламу. Пророк Мухаммад, думал, что он не сможет выполнить это повеление Аллаха, но, следуя откровению, решился начать открытую, публичную проповедь. Он созвал всех главных членов своего рода хашимитов, собралось около сорока человека, и, когда Пророк, сас, рассказывал о получаемых откровениях и Господних заповедях, родной дядя Пророка, свекор двух дочерей Мухаммада, Абу Лахаб, стал грубо прерывать Пророка, так что в конце концов встречу пришлось прекратить, ибо обстановка среди собравшихся накалилась до предела. Пророк говорил, что он является посланником Аллаха и призывает всех поклоняться Единому Богу. Однако проповедь не вызвала ответного чувства у собравшихся курайшитов. Абу Лахаб оборвал Пророка словами: «Только ради этого ты нас созвал?» и ушел, за ним последовали и другие вожди родов.

Когда на следующий день Пророк вновь созвал хашимитов в своем доме, и он таки завершил свою проповедь. Посланник Аллаха предупреждал хашимитов, что в Судный день ни богатство их рода, ни сила, которой они так гордятся, не спасут их перед Аллахом. С каждого человека будет спрошено за то, что не заботились они о бедняках и сиротах, не помогали нуждавшимся, но лишь копили свои богатства, поклонялись идолам, не делились с более слабыми людьми. Пророк рассказал им и о воскресении в Судный день, что вызвало еще больший протест собравшихся. Они отказывались верить в то, что сгнившие тела умерших могут вернуться к жизни и в то, что их предки восстанут из могил. В арабском мировоззрение глубоко укоренилась установка, что иной жизни после смерти не существует, но Посланник Аллаха доказывал им, что ни у кого нет такого доказательства, что это всего лишь их предположения, но нет у них знания об этом и что Аллах мощен воскресить каждого из умерших к новой жизни без труда. Пророк воззвал к ним словами Господнего откровения:

Ужель не видит человек, что Мы его из капли влаги сотворили?
Увы! Он перед Нами предстает с открытою враждой и приводит он притчи, забыв о том, Кем сотворен, и говорит: “Кто же оживит сгнившие истлевшие кости?”

Отвечай ему: “Oживит их Тот, Кто создал их в первый раз, ибо Он Сведущ в любом творении”. Он – Тот, Кто создал для вас огонь из зеленого дерева, и теперь вы разжигаете огонь от него.

Ужели Тот, Кто сотворил небеса и землю, не способен создать подобных им? Конечно, Он - Мощен, ибо Он – Творец, Знающий. Когда Он пожелает что-либо, Его повеление лишь: “Будь!”, и оно тотчас свершается. Пречист Тот, в Чьей Руке власть над всякой вещью! К Нему вы будете возвращены.

(Сура «Йа-Син», 36:77-83)

В завершении своей речи Пророк Мухаммад, сас, обратился к собравшимся со словами: «Я принес вам лучшее, что может быть в этом мире. Аллах повелел мне призвать вас к вере в Него. Так кто из вас примет этот призыв и станет моим братом по вере, моим преемником?» Но ответом была тишина, никто из собравшихся не проронил ни слова, ни Абу Талиб, ни Аббас, ни Хамза, только юный Али, со слезами на глазах, встал и открыто сказал перед всеми: «О Посланник Аллаха, я буду помощником тебе в твоем деле ».

Оставшиеся же родственники, насмехаясь над Пророком, Али и Абу Талибом, покинули дом Пророка, так ничего и не приняв из его слов.

Преследование Пророка Мухаммада, сас, и первых мусульман

Так моления и проповеди в доме Аркама продолжались тайно еще в течение 3-4 лет, не вызывая особого протеста со стороны мекканской верхушки. За эти годы число последователей Пророка Мухаммада увеличилось на несколько десятков мужчин и женщин, причем все они были из молодого поколения мекканцев. Среди присоединившихся и принявших Ислам в эти самые ранние его годы следует отметить Мусаба ибн Умайра, одного их первых франтов и богатейших наследников знати Мекки, который тайно молился и исповедовал Ислам. Перешли на сторону Пророка, сас, и его племянники по материнской линии Сад абу Ваккас и Умайр абу Ваккас, племянники по отцовой линии Абу Саляма, Абдуллах ибн Джахш и его брат Убайдулах, сыновья его тети Умайи. Но главным лицом в первые годы распространения Ислама стал дядя, почти ровесник Пророка Мухаммада, Хамза ибн Абдулмуталлиб. Примечательно то, как произошел переход Хамзы, находившегося до того в стороне от Ислама, к последователям Мухаммада, сас. Однажды Пророк Мухаммад совершал в одиночестве обхождение вокруг Каабы. Вожди курайшитов в это время сидели невдалеке и обсуждали Пророка между собой. Они говорили, что прежде никогда не сталкивались с таким опасным человеком, который оскорбляет их богов, раскалывает общину и называет их образ жизни глупым. Более всего «старался» Амр ибн Хишам (более известный в истории Ислама по прозвищу, данному ему Пророком Мухаммадом, Абу Джаль – «отец глупости»). Абу Джахль стал выкрикивать в адрес Пророка, сас, унизительные оскорбления. Пророк молча сносил эти оскорбления; когда же, завершая обхождение, курайшиты все еще продолжали оскорблять его, Пророк вдруг остановился и, резко обернувшись, крикнул оскорбителям: «Вы станете меня слушать, о курайшиты. Клянусь Тем, Кто держит жизнь мою в Своей руке, иначе я навлеку на вас погибель»

Эта резкая угроза потрясла хулителей. Курайшиты стояли молча, не зная, что ответить, а Пророк спокойно покинул Каабу. Но на следующий день, когда Пророк вновь пришел к Каабе, курайшиты, оправившиеся от его слов, поджидали его. Увидев Пророка, они стали оскорблять его с новой силой, а когда Пророк совершал молитву и склонился в земном поклоне, стали кидать в него камни и таскать его за одежды. И только вмешательство Абу Бакра, со слезами на глазах взывавшего к курайшитам, говоря «неужели вы убьете человека только за то, что он говорит, что Аллах – его Господь», немного привели разбушевавшихся курайшитов в чувство, и они отпустили избитого Пророка, сас.

Чем больше становилось число людей, примкнувших к Пророку Мухаммаду, сас, тем сильнее становилось раздражение и враждебность язычников Мекки. Моления у Каабы были запрещены, так что мусульмане стали молиться тайно небольшими группами в окрестных ущельях, но и здесь на мусульман нападали и избивали. Родители многих молодых знатных мусульман запирали своих детей и сажали на цепь, чтобы не допустить их к проповедям Мухаммада.

Нетерпимое и жестокое отношение курайшитов к Пророку часто приводило к обратному результату, ибо побуждало тех, кто испытывал симпатию к Пророку, перейти на его сторону. Так было в случае с дядей Пророка, Хамзой. Как-то раз, после очередного оскорбительного демарша Абу Джахля против Пророка, Пророк прошел мимо него, даже не ответив на его оскорбления. Вечером того же дня Хамза вернулся с охоты и решил посетить Каабу. На пути ему встретилась женщина, жившая неподалеку от Мечети, она приходилась родственницей Абу Бакру и была очень преданна Пророку. Она-то и рассказала Хамзе, как Абу Джахль оскорблял и насмехался над Пророком и как достойно повел себя Пророк. Хамза по характеру был очень добрым и прямолинейным человеком, он не был мусульманином, но, услышав о том, как курайшиты обращаются с его двоюродным братом, вспыхнул от гнева и прозрел; он был очень крепок физически и слыл самым смелым из курайшитов, и все знали, что в гневе он очень суров. Услышав рассказ женщины, Хамза вне себя от ярости, полный желания отомстить за племянника, направился прямиком к Каабе, нашел там Абу Джахля, сидевшего с соплеменниками и, ударив его луком по спине, сказал: «Это ты оскорбил Пророка? Так знай, я тоже его веры, и я верую во все то, что он проповедует. И если хватит у тебя сил противостоять мне, то выйди против меня и попробуй оскорбить его теперь».

Абу Джахль был не из трусливых, да и рядом были его соплеменники, но все знали силу и нрав Хамзы, и Абу Джахль отступил, решив не связываться, и принес свои извинения Хамзе.


Переход Хамзы в Ислам потряс курайшитов. С одной стороны, они уже не могли теперь открыто нападать на Пророка, ибо боялись Хамзы, с другой стороны, этот неожиданный переход очень испугал язычников-курайшитов еще и потому, что стало ясно – Ислам становится силой, которая представляет серьезную опасность вековым устоям и традициям арабов.

» (Рияд ас-Салихин 183/3; 245/2; Сахих аль-Бухари 13).

Ему же принадлежит высказывание: «Тому, кто поможет своему брату по вере в трудный момент, Аллах поможет в Судный День, ибо Аллах всегда помогает человеку до тех пор, пока он помогает другим » .

Приветствовать других людей – означает распространять мир

Лгать или нарушать обещание является проявлением лицемерия

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, у кого есть четыре качества, является полным лицемером, и у кого будет одно из этих качеств, тот будет иметь одно качество лицемера до тех пор, пока не избавится от него: 1. Когда ему доверяют, он предаёт доверие . 2. Когда он говорит, то лжёт . 3. Когда он заключает договор, то нарушает его . 4. Когда он спорит , то бывает вероломным » .

Пророк ﷺ призывал к умеренности и рациональному мышлению

Он призывал к умеренному образу жизни и рациональному мышлению. Сообщается, что трое мужчин пришли к его дому, чтобы спросить у него о том, как он совершает поклонение Аллаху . Пророка ﷺ не было дома, и его жена поговорила с ними. Из беседы с ней они поняли, что Посланник Аллаха ﷺ не поклонялся так много, как они того ожидали от Пророка ﷺ . В соответствии с их пониманием, они полагали, что набожный человек должен провести жизнь в безбрачии . Также они полагали, что кроме ежедневных пяти молитв , каждую ночь следует проводить, совершая молитву и ﷺ призывал к поддержанию правильного баланса духовного и физического. Тело и душа должны быть равнозначно удовлетворены в рамках дозволенных способов.

Пророк ﷺ призывал использовать религию для того, чтобы улучшить и облегчить жизнь , а не для того, чтобы усложнять её. Также он призывал людей следить за своим телом и быть умеренными в употреблении пищи . (Это является частью из наставлений Пророка ﷺ о том, что желудок должен быть заполнен на две трети: одну треть желудка следует заполнить едой, вторую жидкостью и третью сохранить пустой для дыхания .)

Пророк ﷺ был противником насилия

Посланник Аллаха ﷺ никогда не прибегал к насилию как средству доведения до людей слова Аллаха и никому не навязывал религию. Хотя он

Пророк Мухаммад ﷺ уважал мнение других людей. Всякий раз, когда Пророк ﷺ давал своим сподвижникам указания, которые могли быть поняты по-разному, он одобрял все принятые ими решения (при условии, что это решение было в рамках исламского закона).

Когда в адрес Амра бин Аса прозвучала критика в связи с тем, что он руководил молитвой без омовения , Посланник Аллаха ﷺ выслушал его и одобрил его решение. Амр пояснил, что в ту ночь было холодно, и он боялся сделать омовение , полагая, что может заболеть.

Анас бин Малик (да будет доволен им Аллах) сказал, что он служил Пророку Мухаммаду ﷺ в течение десяти лет и Пророк ﷺ ни разу не спросил его, почему ты поступил так и почему не поступил иначе.

Взято из книги «Мухаммад – Человек, Лидер и Посланник Аллаха »



просмотров