Цели ссср после второй мировой. Ссср после второй мировой войны: как к нам тогда относились. В ожидании перемен

Цели ссср после второй мировой. Ссср после второй мировой войны: как к нам тогда относились. В ожидании перемен

§ 1. Начало холодной войны.

После окончания Второй мировой войны Советский Союз стал одной двух мировых держав. Высокий международный статус СССР подчеркивался тем, что он являлся постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и обладал правом вето. Его единственным конкурентом стали США . Между двумя державами существовали острые противоречия идеологического характера: СССР продолжал рассматривать себя как оплот социализма, США позиционировали себя как борца за демократию.

В результате Второй мировой войны СССР расширил не только свои границы, но и сферу влияния в Европе и Азии. Непосредственно в состав СССР вошли: часть Восточной Пруссии (Калининградская область), Закарпатская Украина (Ужгородская область), Южный Сахалин и Курильские острова (Сахалинская область). Сфера влияния СССР распространилась на всю Восточную Европу, включая Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию и Болгарию. Кроме того, советские войска оккупировали восточную часть Германии и Австрии. Дружественные СССР коммунистические режимы укрепились в Югославии и Албании. В Азии союзником СССР традиционно была Монголия. В Китае сразу после его освобождения от японцев вспыхнула гражданская война, в которой поддерживаемые СССР коммунисты сражались против националистов, опиравшихся на США. Советские войска освободили также северную часть Кореи, где также возник коммунистический режим.

США начали активное противодействие распространению советского влияния. Прежде всего, они решили превратить в своего союзника западную часть Германии, оккупированную войсками США, Англии и Франции. Там в 1949 г. была создана Федеративная Республика Германии . В ответ на это в восточной части страны возникла Германская Демократическая Республика. К 1949 г., несмотря на поддержку США, китайские националисты потерпели поражение, сохранив только остров Тайвань. После этого наступила очередь Кореи. В 1950 г. просоветское правительство этой страны неожиданно атаковало армию проамериканскую Южной Кореи. Когда последняя была на грани поражения, в войну вмешались американцы. Их войска высадились в стране и почти полностью заняли ее территорию. Тогда в Корею были введены китайские войска, поддержанные советской авиацией. Благодаря этому фронт стабилизировался, разделив Корею на две части. В Южной Корее сохранился проамериканский режим, в Северной укрепились ставленники СССР. Подписанное в 1953 г. перемирие закрепило это положение.

В 1949 г. США создали Североатлантический союз (НАТО), в который, помимо них, вошли основные государства Западной Европы. Противостоящий им блок коммунистических государств получил название Организации варшавского договора (ОВД). Противостояние НАТО и ОВД усложнялось тем, что с 1945 г. США, а с 1949 г. - СССР обладали ядерным оружием. Благодаря опасности применения атомной бомбы корейская война не переросла в глобальный конфликт.


Противостояние перешло в страны «третьего мира». СССР спонсировал коммунистических партизан во многих странах Азии, а впоследствии Африки и Латинской Америки. Другим аспектом противостояние стала гонка вооружений. Стороны стремились создавать все более и более мощные орудия поражения, а также средства защиты от них. Здесь начала сказываться разность экономических потенциалов СССР и США. Если мощная американская экономика позволяла без ущерба для социальных и иных программ заниматься разработкой дорогостоящих видов оружия, то в СССР гонка вооружений поглощала все силы. По сути, большая и лучшая часть советской экономики работала на войну.

§ 2. Внутренняя политика в 1946—1964 гг.

После окончания Второй мировой войны многие советские граждане надеялись на улучшение жизни и либерализацию режима. Особенно велики были надежды крестьян на то, что будут ликвидированы колхозы. Однако ничего этого не произошло. Режим, созданный Сталиным, продолжал существовать в прежнем виде, не допуская ни малейшей возможности инакомыслия. Продолжались, правда, уже в меньших масштабах, сфабрикованные политические процессы. Экономика продолжала контролироваться государством, колхозы распущены не были.

Ситуация отчасти изменилась после смерти Сталина, последовавшей в марте 1953 г. Власть перешла в руки его соратников, которые, опасаясь роста влияния одного из них, перешли к коллективному руководству страной. Наиболее влиятельными лидерами оказались Г. М. Маленков , возглавлявший государственный аппарат, Л. П. Берия, контролировавший карательные органы, и Н. С. Хрущев, которому был доверен партийный аппарат. Самым перспективным из них был Л. П. Берия, являвшийся трезвомыслящим и талантливым политиком. Берия понимал, что СССР не под силу борьба против США. Поэтому он планировал смягчить тяготы советского режима и разрядить международную обстановку. Однако уже в июне 1953 г. Н. С. Хрущев организовал его арест, за которым последовала его казнь. Устранив Берия, Хрущев расчистил для себя дорогу к власти. Вскоре он стал первым секретарем ЦК КПСС (фактически важнейший пост в государстве), а затем устранил с политической арены остальных соратников Сталина.

Хрущев был хорошим исполнителем, но в силу своих ограниченных интеллектуальных способностей мало годился для исполнения функция главы великой державы. Поэтому многие его действия оказались крайне неудачными. В частности, не удались его попытки реанимировать гибнущее сельское хозяйство, в котором он считал себя большим специалистом. Вместо того, чтобы распустить ненавистные колхозы, Хрущев запретил крестьянам держать личный скот на приусадебных участках. Это означало, что ликвидированы последние остатки крестьянской собственности. Грубой ошибкой стала неконтролируемая распашка целинных земель в степных регионах, с помощью которой Хрущев рассчитывал увеличить эффективность сельского хозяйства. Первоначальные высокие урожаи вскоре сошли на нет из-за того, что плодородные слои почвы выдувались сильными степными ветрами. Освоение целины в результате оказалось пустой тратой времени и средств. Можно вспомнить и о попытке Хрущева увеличить кормовую базу животноводства путем повсеместного насаждения кукурузы, которая, однако, не могла дать адекватные урожаи в наших климатических условиях. Все это подрывало авторитет не только самого Хрущева, но и государства в целом.

Однако Хрущев сделал и немало положительного. К его заслугам следует отнести, в первую очередь, прекращение политических дел и реабилитацию невинно осужденных. При Хрущеве произошла некоторая либерализация в сфере печати, которая, однако, ограничивалась критикой Сталина, на которого были списаны все неудачи СССР. Хрущев старался поднять уровень жизни советских граждан: были повышены пенсии, увеличены расценки за работу в колхозах, началось массовое жилищное строительство.

Однако все эти меры давали лишь частичный эффект, так как Хрущев не прекратил холодную войну против США. Огромные средства продолжали расходоваться «на оборону». Более того, именно при Хрущеве мир дважды едва не оказался на грани ядерной войны. В 1961 г. начался «берлинский кризис ». Он возник из-за решения создать «берлинскую стену», которая отделила Восточный Берлин, столицу просоветской ГДР, от Западного Берлина, контролировавшегося войсками НАТО. С трудом выйдя из этого кризиса, СССР оказался втянутым в другой, «карибский кризис ». В 1962 г. советские корабли начали тайно ввозить на Кубу, где в 1959 г. утвердился антиамериканский режим Ф. Кастро, ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американцы организовали блокаду Кубы и стали планировать вторжение на остров. СССР и США были награни обмена ядерными ударами. «Ка-риб--ский кризис» был разрешен в последний момент. Советские ракеты были выведены с Кубы.

§ 3. Внутренняя политика в 1964—1985 гг.

Неэффективность управления страной привела к бескровному перевороту, в ходе которого Хрущев был отстранен от власти группой представителей партийной номенклатуры во главе с Л. И. Брежневым. В первые годы его пребывания у власти делались попытки оживить экономическую жизнь страны с целью устранить диспропорцию в экономическом развитии СССР и США. Однако они не дали того эффекта, на который рассчитывали их устроители. В 70-е годы СССР садится на «нефтяную иглу»: для поддержания уровня жизни начинается активный экспорт минерального сырья, в первую очередь энергоносителей. Часть вырученных средств тратилась на закупку продовольствия, так как разрушающееся сельское хозяйство было не в состоянии обеспечивать нужды страны. Это означало, что СССР проигрывает холодную войну, в первую очередь, благодаря неэффективности своей экономики.

В результате в середине 70-х гг. советские руководители пошли на «разрядку международной напряженности». СССР заключил с США ряд договоров, ограничивающих гонку вооружений. В то же время СССР жестко отстаивал свой контроль над странами Восточной Европы. В правление Брежнева советские войска подавили попытку демократизации в Чехословакии (1968 г.), советская помощь стала решающим фактором в подавлении оппозиционного движения в Польше в 70-начале 80-х гг. Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского руководства стал ввод войск в Афганистан, что привело к развязыванию там партизанской войны. Афганская война усилила советско-американское противостояние, положив конец периоду «разрядки».

В последние годы жизни Брежнев осуществлял чисто номинальное руководство страной. Этот период получил название «застойного», так как исключалась сама возможность реформ. После его смерти в 1982 г. страну возглавил энергичный Ю. В. Андропов, до этого возглавлявший ведущую советскую спецслужбу - КГБ. Он попытался увеличить эффективность работы государственного и партийного аппарата репрессивным путем. Однако к моменту смерти Андропова в 1984 г. проблема решена не была. В 1984 г. власть оказалась в руках смертельно больного К. У. Черненко. Период его руководства стал временем кратковременного возвращения к брежневскому «застою».

§ 4. «Перестройка» М. С. Горбачева.

В 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал относительно молодой и энергичный М. С. Горбачев. Он был полон решимости реформировать неэффективную советскую систему. Первоначально он попытался действовать традиционными методами. В начале своего руководства Горбачев распорядился антиалкогольную кампанию, надеясь, таким образом, оздоровить общество. Затем была разработана программа «Интенсификация-90», рассчитанная на увеличение эффективности экономики. Однако выяснилось, что ресурсов для ее осуществления нет.

Тогда Горбачев предпринял более радикальные шаги, которые, собственно, и получили название «перестройки». В экономике получил развитие негосударственный сектор. Первым шагом в деле его создания стал «Закон о кооперации», изданный в 1988 г. В 1990 г. было разрешено создавать более совершенные формы предприятий - малые предприятия, акционерные общества, коммерческие банки. Фактически в СССР была легализована частная собственность на средства производства, ликвидированная еще при Сталине. Однако эти меры вызвали не рост, а падение экономического роста. При этом частная экономика оказалась под сильным влиянием преступных структур.

Одновременно с экономической либерализацией Горбачев приступил к либерализации в политической сфере. Политика так называемой «гласности» предполагала широкое участие народных масс в обсуждение проблем страны. Началась публикация ранее запрещенных произведений литературы. Постепенно начался отказ от монополии Коммунистической партии на власть, которой она обладала с 1918 г. Внутри самой партии стали возникать конкурирующие «платформы». Начали возникать и другие партии и общественные движения.

Во внешней политике Горбачев возобновил политику «разрядки». При этом сделанные СССР уступки не компенсировались аналогичными уступками со стороны США. СССР вывел войска из Афганистана, согласился на демократические преобразования в странах Восточной Европы, не стал препятствовать объединению Германии. В результате эти регионы моментально вошли в сферу влияния США. Фактически Горбачев выполнил все требования США. Это означало, что СССР признал свое поражение в холодной войне.

Последним этапом перестройки стал распад СССР. Ослаблением контроля государства над обществом воспользовались политики второго эшелона, стремившиеся к высшей власти. Не имея возможности возглавить СССР, он сделали ставку на его развал, воспользовавшись тем, что в его Конституции было закреплено право союзных республик на свободный выход из Союза. В течение 1990—1991 гг. большинство республик приняло декларации о суверенитете. Это означало, что СССР находится на грани распада.

В этой ситуации группа политиков из ближайшего окружения Горбачева предприняла попытку предотвратить распад государства. 19 марта 1991 г. они изолировали Горбачева на даче в Крыму и организовали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом СССР Г. И. Янаевым. Основное противодействие своим планам члены ГКЧП встретили со стороны Б. Н. Ельцина, избранного президентом крупнейшей республики СССР - Российской Федерации. Благодаря его решительным действиям «путч», как были квалифицированы действия Янаева и его сторонников, был ликвидирован.

После этого процесс распада СССР набрал необратимый ход. Решающим событием стал референдум о независимости Украины, проведенный 1 декабря 1991 г. После этого руководители России, Украины и Белоруссии подписали так называемые «беловежские соглашения», которые признали ликвидацию СССР как единого государства. Его место занял Союз Независимых Государств (СНГ), который представлял собой уже не надгосударственное, а межгосударственное объединение. Это означало, что все республики бывшего СССР, в том числе и Россия, стали независимыми государствами. В истории нашей страны наступил новый этап.

Международное положение и внешняя политика Советского Союза после Великой Отечественной и Второй мировой войн. Холодная война, доктрина Трумена. Внутренняя политика СССР. Атомное оружие, сельское хозяйство. Общественно-политическая и культурная жизнь.


  • Введение
  • 1.2 Корейский конфликт
  • 2. Внутренняя политика СССР
  • 1.2 Атомное оружие
  • 1.3 Сельское хозяйство
  • Заключение

Введение

После окончания Великой отечественной и Второй мировой войн перед Советским Союзом стоял ряд важнейших внутри- и внешнеполитических задач: восстановление и развитие экономики страны; развитие взаимоотношений с ведущими мировыми державами; укрепление политической системы СССР.

Особое значение имел вопрос о восстановлении экономики страны. Первоначально, как и другие европейские государства Советский Союз рассчитывал на получение зарубежной экономической помощи. Но несмотря на крайнюю заинтересованность советского руководства в этом, многие международные требования, сопровождавшие предоставление займов и кредитов, выглядели для СССР неприемлемыми. После ухудшения отношений с США получение кредитов на Западе было исключено.

Отличных успехов удалось добиться в промышленной отрасли. По результатам 4-й пятилетки удалось увеличить выпуск промышленной продукции на 73% по сравнению с 1940 г.

Однако сельское хозяйство не могло похвастать такими успехами. Несмотря на бедственное положение деревни, государство продолжало изымать у колхозов сельскохозяйственную продукцию по ценам, составлявшим 5-10% от уровня себестоимости.

Также первые послевоенные годы характеризовались проектами формирования политического курса, связанного с коррекцией приоритетов хозяйственного развития в сторону производства товаров народного потребления, и мероприятий по укреплению денежной системы. Однако начавшаяся "холодная война" перечеркнула подобные прогнозы. Начался возврат к методам жестко идеологического воспитания населения, применявшимся в 30-е годы.

В первые послевоенные годы Советский Союз приобрел статус "сверхдержавы". Данное обстоятельство обусловило многие изменения в политическом курсе. СССР, опираясь на завоеванные в войне позиции, стал на равных отстаивать свои геополитические интересы, рассматривая их гораздо шире, чем ожидали бывшие союзники.

советский союз мировая война

1. Международное положение и внешняя политика СССР

Осложнение международной обстановки. После Второй мировой войны на международной арене произошли глубокие изменения. Влияние и авторитет СССР, внёсшего наибольший вклад в разгром фашизма, значительно выросли. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. с 52. Влияние СССР распространялось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам). Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма. В этих странах к власти пришли представители коммунистических и рабочих партий. Они провели национализацию промышленности, аграрные преобразования, установили демократические свободы. В этих странах установился режим народной демократии. Между СССР и этими государствами были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи. Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь или мировую систему социализма.

СССР стал мировой державой: ни один важный вопрос международной жизни не решался без его участия. СССР, как и США, стал стремиться к расширению сферы своего влияния. В мире сложилась новая геополитическая ситуация.

Растущее влияние СССР обеспокоило лидеров ведущих мировых держав. Их отношение к СССР, вчерашнему союзнику по антигитлеровской коалиции, резко изменилось. Они решили ограничить влияние СССР, используя, в том числе и ядерный фактор. (США стали обладателями атомного оружия в 1945 г. Американская атомная бомба была испытана в день открытия Потсдамской конференции 17 июля 1945 г. Президент США Г. Трумэн 24 июля 1945 г. сообщил И.В. Сталину о наличии в США нового сверхмощного оружия).

1.1 Холодная война. Доктрина Трумена

В отношениях между СССР и ведущими западноевропейскими странами установилась "холодная война " - форма существования в послевоенном мире, суть которого составила идеологическая конфронтация просоветского и проамериканского блоков.

Начало "холодной войне" было положено 5 марта 1946 г. в "фултонской речи " бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля. Выступая в колледже американского г. Фултон в присутствии президента США Г. Трумэна, У. Черчилль вначале признал, что военные победы выдвинули Советский Союз в состав "руководящих наций мира", затем отметил, что СССР стремится к "безграничному распространению своей власти и своих доктрин". Эта ситуация, на его взгляд, должна вызывать обеспокоенность, так как это представляло опасность для великих принципов свободы и прав человека. "англосаксонского мира". Отныне США и Великобритания должны разговаривать с СССР с позиции силы.

Через год в 1947 г. идеи У. Черчилля в отношении СССР были развиты в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США ("доктрина Трумэна "). В них по отношению к СССР были определены 2 стратегические задачи:

· минимум - не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии ("доктрина сдерживания социализма");

· максимум - сделать все, чтобы заставить СССР уйти к своим прежним границам ("доктрина отбрасывания социализма").

Были определены и конкретные экономические, военные, идеологические мероприятия для достижения этих целей:

· оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США ("план Маршалла");

· создать военно-политический союз этих стран во главе с США;

· использовать свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния;

· разместить у границ СССР сеть баз США (Греция, Турция);

· поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

США сразу же приступили к реализации доктрины Трумэна. США настояли на включении Западной Германии в сферу действия плана Маршалла. Западные страны стали добиваться экономической стабилизации Германии и создания немецкого государства на основе трёх западных зон оккупации.

Уже в декабре 1946 г. американская и британская оккупационные зоны на территории Германии были объединены, в 1948 г. к ним присоединилась французская зона. 20 июня 1948 года там была проведена денежная реформа: обесцененная рейхсмарка была заменена новой немецкой маркой. Это дало толчок для восстановления экономики на этих территориях, но это было явным нарушением договорённостей союзников с СССР о совместном решении германских проблем. Единое немецкое экономическое пространство было нарушено. СССР в ответ перекрыл дороги, ведущие из Берлина на запад. Началась блокада Берлина - первая открытая конфронтация СССР со своими бывшими союзниками, продолжавшаяся 324 дня.

За это время снабжение войск союзников в Берлине и двухмиллионного населения Западного Берлина взяла на себя авиация союзников, организовавшая воздушный мост. Советские войска не препятствовали полётам самолётов над территорией Восточной Германии. В мае 1949 года в западных зонах влияния была образована Федеративная Республика Германии (ФРГ).

В 1949 г. был создан военно-политический блок Североатлантический союз (НАТО ), куда вошли США, Канада, целый ряд государств Западной Европы и Турция. В 1951 г. был создан военно-политический блок АНЗЮС в составе США, Австралии и Новой Зеландии.

Руководство СССР расценило курс США как призыв к войне. Это незамедлительно сказалось как на внутренней, так и на внешней политике СССР. Меры, которые принял СССР во внутренней и внешней политике, были адекватными, хотя менее эффективными. Силы были неравны, так как СССР вышел из войны экономически ослабленным, а США - окрепшими. В мире началась "холодная война", продолжавшаяся около полувека (1946-1991 гг.).

СССР стал активно содействовать коммунистическим партиям и движениям в капиталистических странах, способствовал росту национально-освободительного движения, краху колониальной системы.

1.2 Корейский конфликт

СССР стал проводить активную политику в Азии. Так, СССР немало содействовал тому, чтобы в Китае произошла революция и в 1949 г. была создана КНР. В начале 50-х гг. СССР и США принимали участие в корейском конфликте. По окончании Второй мировой войны Корея оказалась разделенной на два государства. В 1950 г. руководство Северной Кореи попыталось вооруженным путем объединить страну. Разразилась корейская война (1950-1953 гг.).

На первых порах война была успешной для Северной Кореи, но вскоре на стороне Южной Кореи с согласия ООН выступили США. Тогда на стороне Северной Кореи выступила КНР. СССР перебросил в Китай несколько дивизий истребительной авиации, передал большое количество военной техники, оказывал китайской армии помощь оружием, боеприпасами, транспортом, медикаментами, продовольствием. Были подготовлены пять советских дивизий для непосредственной оправки в Северную Корею. Война грозила перерасти в мировую. Американское военное командование намеревалось применить атомное оружие, и только опасение, что СССР примет аналогичные ответные меры, удержало его от этого. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны. С установлением линии фронта на 38-й параллели конфликт утратил прежнюю остроту и приобрел позиционный характер. Начатые же США массированные бомбардировки КНДР (в том числе напалмовыми бомбами) не принесли им военного успеха, зато способствовали нарастанию антиамериканских настроений в Азии. В 1953 г. умер И.В. Сталин, корейская война была прекращена. Начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии. Корея осталась разделена на два противостоящих государства.

Таким образом, международные отношения во второй половине 40-х - начале 50-х гг. были сложными и даже кризисными.

2. Внутренняя политика СССР

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 26,5 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального.

Поэтому в первые послевоенные годы главной задачей было восстановление разрушенного народного хозяйства. США, согласно плану Маршалла, оказывали европейским странам колоссальную финансовую помощь в восстановлении экономики: за 1948-1951 гг. страны Европы получили от США $12,4 млрд. США предложили финансовую помощь и Советскому Союзу, но при условии контроля с их стороны за расходованием предоставляемых средств. Советское правительство на таких условиях эту помощь отвергло. Советский Союз восстанавливал свою экономику за счёт собственных ресурсов.

Уже в конце мая 1945 г. ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров народного потребления. Был принят закон о демобилизации 13-ти возрастов личного состава армии. Демобилизуемые обеспечивались комплектом одежды и обуви, единовременным денежным пособием, местные власти должны были в течение месяца трудоустроить их. Произошли изменения в структуре государственных органов. В 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны (ГКО). Его функции были вновь распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП (б) и Верховным Советом СССР. В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Председателем Совета Министров в 1946 - 1953 гг. по-прежнему являлся И.В. Сталин. Во главе министерств стояли члены правительства, они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства и культуры.

С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П. Берия, затем - С.Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Меркулов, затем - В.С. Абакумов). В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в министерство внутренних дел СССР и министерство государственной безопасности СССР.

На предприятиях и учреждениях был возобновлен нормальный режим труда: восстанавливался 8-часовой рабочий день, ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государственный бюджет, ассигнования на развитие гражданских отраслей экономики увеличивались. Госплан подготовил 4-летний план восстановления народного хозяйства на 1946-1950 гг. Восстановление и развитие промышленности. В области промышленности предстояло решить три важнейшие задачи:

· демилитаризовать экономику;

· восстановить разрушенные предприятия;

· осуществить новое строительство.

Демилитаризация экономики в основном завершилась в 1946-1947 гг. были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности (танковый, минометного вооружения, боеприпасов). Вместо них создали министерства гражданского производства (сельскохозяйственного, транспортного машиностроения и др.).

Значительный размах получило строительство новых промышленных предприятий по всей стране. Всего за годы первой послевоенной пятилетки было построено новых и восстановлено разрушенных в годы войны 6200 крупных предприятий.

1.2 Атомное оружие

Так как началась "холодная война", то советское руководство в послевоенный период особое внимание уделяло развитию оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия. Работы по созданию атомного оружия стали вестись в СССР в 1943 г. под руководством молодого физика И.В. Курчатова. После испытания 16 июля 1945 г. атомной бомбы США И.В. Сталин приказал ускорить работы по созданию атомного оружия.20 августа 1945 года для руководства атомным проектом ГКО создал Специальный комитет с чрезвычайными полномочиями во главе с Л.П. Берией.29 августа 1949 г. в СССР была взорвана первая атомная бомба. США потеряли монополию на владение атомным оружием. Это была инженерно и научно сложная плутониевая бомба. Советские учёные продолжили свои разработки и в скором времени вышли на более высокий уровень научных исследований, значительно опередив американцев в создании более совершенного атомного оружия - водородной бомбы. Одним из её создателей стал А.Д. Сахаров. Испытания водородной бомбы были произведены в СССР 12 августа 1953 г. Она была в 20 раз мощнее, чем плутониевая. Следующим шагом советских учёных стало использование атома в мирных целях - в 1954 г. в г. Обнинске под Москвой под руководством И.В. Курчатова была построена первая в мире атомная электростанция.

В целом промышленность была восстановлена к 1947 г. Пятилетний план по выпуску промышленной продукции был выполнен с большим превышением: вместо запланированного роста на 48% объём промышленной продукции в 1950 году превысил уровень 1940 г. на 73%.

1.3 Сельское хозяйство

Особо тяжёлый урон война нанесла сельскому хозяйству. Его валовая продукция в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Были сильно сокращены посевные площади, поголовье крупного рогатого скота была крайне низким. Положение дел осложнилось невиданной за последние 50 лет засухой в 1946 г. на Украине, Молдавии, Нижнем Поволжье, Северном Кавказе. В 1946 г. средняя урожайность составила 4,6 ц с гектара. Голод вызвал массовый отток населения в города.

В феврале 1947 г Пленум ЦК ВКП (б) рассмотрел вопрос "О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период". Поднять сельское хозяйство решено было следующими мерами:

· обеспечить сёла сельскохозяйственной техникой;

· повысить культуру земледелия.

Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники, велись работы по электрификации села.

В целях укрепления колхозов в начале 1950-х гг. было проведено укрупнение хозяйств путём добровольного объединения мелких колхозов в более крупные. Вместо 254 тыс. мелких колхозов в 1950 г. было создано 93 тыс. укрупнённых хозяйств. Это способствовало улучшению сельскохозяйственного производства, более эффективному использованию техники.

Но предпринятые меры не изменили тяжёлого положения в сельском хозяйстве. Колхозники были вынуждены жить за счёт личного подсобного хозяйства. Городские жители разбивали на колхозных землях сады и огороды.

И осенью 1946 г. государство развернуло широкий поход против садоводства и огородничества под знаменем разбазаривания общественных земель и колхозного имущества. Личные подсобные хозяйства были урезаны и обложены высокими налогами. Доходило до абсурда: каждое фруктовое дерево облагалось налогом. Были значительно повышены налоги с доходов от продаж на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. В 1948 г. колхозникам было "рекомендовано" продать государству мелкий скот, что вызвало массовый забой по стране свиней, овец, коз (до 2-х млн. голов). В конце 40-х - начале 50-х гг. было проведено раскулачивание личных хозяйств и создание новых колхозов в западных районах Украины, Белоруссии, в республиках Прибалтики, Правобережной Молдавии, присоединённых в 1939-1940 гг. к СССР. В этих районах была проведена массовая коллективизация.

Несмотря на принимаемые меры, положение в сельском хозяйстве оставалось тяжёлым. Сельское хозяйство не могло удовлетворить потребности страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье. Социально-экономическое положение сельского населения также оставалось тяжёлым. Плата за труд носила чисто символический характер, колхозникам не полагались пенсии, они не имели паспортов, им не разрешалось покидать деревню без разрешения властей Денежная реформа 1947 г. также больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома. План 4-ой пятилетки по развитию сельского хозяйства не был выполнен.

На развитие сельского хозяйства отрицательно сказалась позиция группы учёных во главе с ученым биологом и агрономом Т.Д. Лысенко.

В начале 30-х гг. в среде учёных-селекционеров-генетиков возник конфликт. В южных районах страны была постоянная угроза голода. В этих условиях И.В. Сталин решил возложить на сельскохозяйственную науку революционные задачи. В 1931 г. Правительство СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление "О селекции в семеноводстве", согласно которому в стране в течение 2-х лет должна была произойти смена сортов возделываемых растений низкоурожайных на высокоурожайные. Молодой учёный Т.Д. Лысенко с небольшой группой его сторонников на различных совещаниях, съездах колхозников обещал, что эти задачи он выполнит. Этим он и обратил на себя внимание И.В. Сталина.

Любая критика лысенковской теории квалифицировалась как вредительство. Подобные атаки были предприняты против других наук: теоретической физики, кибернетики.

Монополизм Т.Д. Лысенко в биологии привёл к уничтожению целых научных школ, гибели многих видных учёных. Т.Д. Лысенко удалось достичь некоторых результатов: создать высокоурожайные сорта злаковых растений, фруктовых деревьев и т.д., но позже было доказано, что большинство его идей не более, чем шарлатанство, основанное на лженаучных исследованиях и фальсификациях результатов опытов.

В 1950 г. уровень сельскохозяйственного производства достиг довоенного уровня, но постоянными проблемами в сельском хозяйстве оставались кормовая, зерновая, мясомолочная. В 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, была проведена денежная реформа.

3. Общественно-политическая и культурная жизнь

В послевоенное время для восстановления экономики, налаживания мирной жизни требовалось огромное духовное напряжение всего общества. Между тем творческая и научная интеллигенция, по своей природе тяготеющая к расширению творческих контактов, надеялась на либерализацию жизни, ослабление жесткого партийно-государственного контроля, возлагала надежды на развитие и укрепление культурных контактов с США и странами Запада. Речь о всестороннем послевоенном сотрудничестве шла на Ялтинской, Потсдамской конференциях. В 1948 г. ООН приняла "Всеобщую декларацию прав человека", в которой говорилось, что каждый человек имеет право на свободу творчества и передвижений, независимо от государственных границ.

Но международная обстановка сразу же после войны резко изменилась. Вместо сотрудничества во взаимоотношениях бывших союзников по антигитлеровской коалиции началась конфронтация. Политики перестроились быстро, интеллигенция быстро перестроиться не смогла. Некоторые почувствовали себя обманутыми, потерянными, что нашло отражение в их творчестве.

Руководство СССР взяло курс на "завинчивание гаек" в отношении интеллигенции.

С лета 1946 г. власти развернули широкое наступление против "западного влияния" на развитие отечественной культуры. В августе 1946 г. был создан новый журнал "Партийная жизнь", призванный взять под контроль развитие культуры, которая, по мнению партийных чиновников, "страдала идеологической вялостью, появлением новых идей и иностранных влияний, подрывающих дух коммунизма". Поход против "западничества" возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП (б), отвечавший за идеологию, А.А. Жданов.

В марте 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б)"О журналах "Звезда" и "Ленинград". Эти издания обвинялись в пропаганде идей, "чуждых духу партии", предоставлении литературной трибуны для "безыдейных, идеологически вредных произведений". Особой критике было подвергнуто творчество писателей М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой. В рассказе М.М. Зощенко "Приключения обезьяны" власти увидели нарочито уродливое изображение жизни советских людей, что видно в словах, вложенных в уста обезьяны: "В зоопарке жить лучше, чем на воле, и что в клетке легче дышится, чем среди советских людей". В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует "гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность" с целью дезориентации советской молодежи, "изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме", а Ахматова является типичной представительницей "чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии", пропитанной "духом пессимизма и упадочничества. старой салонной поэзии". В итоге журнал "Ленинград" был закрыт, а в журнале "Звезда" заменено руководство.А. А. Ахматову и М.М. Зощенко исключили из Союза писателей (См. дополнительный хрестоматийный материал).

Вслед за литературой было "усилено партийное руководство" театром и кино. 26 августа 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б)"О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", в котором осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным "пафосу борьбы за коммунизм". А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают "примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами".4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК, посвященное критике "безыдейности" ряда кинофильмов.

В 1946 г. властями был создан новый еженедельник "Культура и жизнь", который вскоре начал массовую компанию против "декадентских тенденций" в театре и потребовал исключения из репертуара всех пьес зарубежных авторов.

Критике было подвергнуто и творчество некоторых композиторов. Поводом послужило исполнение в 1947 г. трех произведений, созданных к годовщине Октябрьской революции: Шестой симфонии С.С. Прокофьева, "Поэмы" А.И. Хачатуряна и оперы "Великая дружба" В.И. Мурадели. В феврале 1948 г. выходит постановление ЦК ВКП (б)"О декадентских тенденциях в советской музыке", где подверглись критике В.И. Мурадели, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Н.Я. Мясковский. После выхода этого постановления началась чистка и в Союзе композиторов. Подвергнутые критике произведения запрещались и изымались из репертуара театров.

Постановления ЦК ВКП (б) по вопросам культуры были, с одной стороны, примером грубого административного вмешательства в культуру, тотального подавления личности; с другой, - это был мощный рычаг самосохранения режима.

В 1949 г. в обществе началась широкая кампания против космополитизма и "низкопоклонства перед Западом". "Безродных космополитов" обнаруживали во многих городах. Одновременно началось раскрытие литературных псевдонимов писателей еврейской национальности, чтобы подчеркнуть, кто скрывался за ними.

Дискуссия по вопросам языкознания. Заметным явлением в общественной жизни страны в 1950 г. стала "дискуссия по вопросам языкознания".

Языкознание или лингвистика, не считалась у нас одной из ведущих наук, но и в этой науке, начиная с 20-х гг., началась настоящая борьба, утверждалась иерархия власти и влияния. На роль лидера в этой области претендовал Н.Я. Марр.

Идеи Н.Я. Марра в области языкознания всегда были крайне парадоксальны, но именно это и принесло ему известность. Например, Н.Я. Марр утверждал, что грузинский и армянский языки являются родственными, что языки могут скрещиваться, давая жизнь новым языкам и т.д.

В конце 20-х гг. он заявил, что приступает к углублённому изучению трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Вскоре он выдвинул "новое учение о языке" (яфетичную теорию), касавшееся проблем связи развития языка и общества. Язык, согласно Н.Я. Марру, надо рассматривать с точки зрения исторического материализма, как надстройку над базисом: "Нет языка, который не был бы классовым, и, следовательно, нет мышления, которое не было бы классовым". "Не существует национального, общенационального языка, а есть классовый язык".

С новой силой дискуссия в языкознании разгорелась после войны. Разгром противников Н.Я. Марра продолжался по всей стране.

Со всех концов страны к И.В. Сталину шли тысячи жалоб, докладных записок и писем от учёных, но все они оседали в секретариате. В 1950 г. руководство Грузии добилось того, чтобы к И.В. Сталину попал доклад-жалоба ведущего языковеда Грузии академика Арнольда Чикобава, в котором тот просто и убедительно обрисовал положение в языкознании. И.В. Сталин был удивлён, что крупные повороты в науке происходят без его ведома и решил вмешаться в дискуссию. Он засел за изучение книг о языке. 20 июня 1950 г. в газете "Правда" была опубликована статья И.В. Сталина "Относительно марксизма в языкознании", в которой автор писал, что нет буржуазного и пролетарского языка, язык создаёт народ как целое. Язык - никакая не надстройка, а средство общения всего народа. "Думают ли эти товарищи, что английские феодалы объяснялись с английским народом через переводчиков, что они не пользовались английским языком?", - писал И.В. Сталин. На этом дискуссия в языкознании закончилась.

В марте 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП (б), на котором последний раз присутствовал И.В. Сталин. В повестке дня съезда стояли экономические вопросы: подведение итогов восстановления разрушенного войной народного хозяйства и утверждение директив по новому пятилетнему плану развития народного хозяйства. На съезде было принято решение переименовать ВКП (б) в КПСС (Коммунистическая партия Советского Союза). К этому времени численность членов партии возросла. Если в 1939 г. в ВКП (б) насчитывалось около 1,6 млн. чел, то в 1946 г. в ВКП (б) было уже около 6 млн. чел., более половины из них было принято в партию во время и после окончания Великой Отечественной войны. Роль ВКП (б) в обществе была достаточно высока. В партии к этому времени сложился разветвленный и отлаженный механизм организационной структуры, установился жесткий централизм, партия полностью контролировала и руководила всеми сферами общественной жизни. Политическая оппозиция в стране отсутствовала. "Уставные нормы партийной жизни" не действовали.

Высший орган ВКП (б) - съезд не собирался с марта 1939 г., перестал функционировать и Центральный Комитет (с 1945 по 1952 г. было проведено всего лишь два пленума). Утратило свое значение Политбюро. Оно превратилось из постоянно действующего коллегиального органа в собрание узкого круга приближенных И.В. Сталина, созываемое по его воле. Протоколы заседаний не велись. Партийные органы по-прежнему пронизывали всю структуру государственной власти и управления.

В последние годы И.В. Сталин был одинок: рядом не было близкого человека, дети Василий и Светлана не радовали. В ночь на 2 марта 1953 г. на даче в Кунцеве у И.В.

Сталина произошло кровоизлияние в мозг с потерей сознания, речи, параличом правой руки и ноги. Когда утром 2 марта начальник личной охраны доложил о произошедшем своему руководству, то последовал звонок от министра внутренних дел Л.П. Берии никому ничего не сообщать. Более 13 часов соратники оставляли И.В. Сталина без медицинской помощи.5 марта 1953 г. в 21 час.50 мин., не приходя в себя, И.В. Сталин скончался. Его смерть стала подлинным горем для советских людей. Огромные массы желающих проститься с ним хлынули к Колонному залу Дома Союзов, где был выставлен гроб. Люди шли нескончаемым потоком, несколько тысяч москвичей и приезжих погибло в давке. Тело И.В. Сталина было помещено в Мавзолей рядом с В.И. Лениным.

Со смертью этого человека заканчивалась сложная, неоднозначная, но, несомненно, героическая история советского общества.

Спустя несколько лет, вспоминая своего фронтового союзника и политического врага, У. Черчилль назвал И.В. Сталина восточным тираном и великим политиком, который "взял Россию" лапотной, а оставил с атомным оружием.

Заключение

Итак, мы можем сделать следующие выводы:

после Второй мировой войны статус и влияние СССР выросло до такой степени, что международное сообщество не могло не считаться с ним. Обладание ядерной бомбой делало положение Советского Союза еще более прочным;

СССР на оккупированных им территориях Восточной Европы навязал этим странам свою модель социалистической ориентации развития государства коммунистически-сталинского типа;

конфронтация СССР с США, Англией и Францией привела к разделу Германии и формированию политических и военно-политических блоков - НАТО, АНЗЮС, Коминформбюро, организацию стран Варшавского договора;

противостояние двух противоположных социально-экономических систем переросло в вооруженную конфронтацию и стало причиной начала "холодной войны";

демографические потери СССР в войне были чудовищны; они составили шестую часть активного населения;

жизненный уровень населения стал ниже, чем в предвоенные годы вследствие значительного роста цен на продукты и бытовые промышленные товары, а уровень зарплат был поднят незначительно; катастрофически не хватало жилья; большинство инвестиций государства шли в тяжелую промышленность, оборону и интернациональную помощь;

масштаб потерь в промышленности и сельском хозяйстве был чудовищным; практический на всей территории, бывшей в оккупации, была уничтожена вся промышленная база и разорены колхозы и совхозы; однако руководство страны взяло курс на ускоренное развитие военно-промышленной базы страны и это привело к очень медленным темпам восстановления в послевоенное время;

принудительная коллективизация, ограничение на торговлю своей продукцией и уменьшение прав и свобод сельского населения привело к оттоку крестьян из сельской местности в города;

приток неквалифицированной рабочей силы из сельской местности на предприятия привел к кризису, результатом которого стали очень ограниченный рост производительности труда, проблемы производственной дисциплины, брак в работе, большая текучесть кадров;

насильственный возврат территорий стран Прибалтики и Западной Украины в состав СССР, политика, проводимая там, навсегда испортила отношения; возникшие в те времена ненависть, недовольство к России остались до сих пор, и в нынешнее время возникают большие сложности в отношениях с этими странами;

депортация и репрессии против многих малых народов, живущих в СССР, привела к обострению межнациональных отношений, к проблеме, которую наша страна решает до сих пор;

система концлагерей достигла своего апогея; благодаря неограниченным человеческим ресурсам ГУЛАГа были освоены новые труднодоступные районы, которые эксплуатируются и настоящее время;

ужесточение в контроле за искусством, наукой, литературой привело к тому, что многие творческие деятели прекратили свою деятельность; запрет в науке на развитие новых перспективных направлений знаний привело в полному застою; зарубежная наука на много десятилетий обогнала Россию в изучении и применении научных достижений;

в условиях административно-командной системы, культа личности Сталина возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений в социально-политической и экономической сферах и неспособностью руководства страны осознать и осуществить эти изменения.


Подобные документы

    Политическая ситуация в СССР после победы в Отечественной войне, этапы расширения зоны влияния в Европе и в Азии. Революция в Венгрии после развенчания культа личности Сталина. Внешняя политика Советского Союза в годы "застоя". СССР в афганской войне.

    реферат , добавлен 22.11.2009

    Международное положение СССР в 30-е годы, внешняя политика советского правительства. Экономическое развитие советского государства перед началом Второй мировой войны. Техническое оснащение Красной Армии, последствия репрессий и уничтожения командиров.

    реферат , добавлен 12.09.2012

    Состав сил Красной Армии и вермахта на середину 1941 года. Этапы Второй мировой войны, сопутствующие события в мире, участие Советского Союза. Периодизация Великой Отечественной войны, боевые действия на фронтах. Потери СССР в войне, система власти.

    презентация , добавлен 25.09.2013

    Коренные изменения в мире и международных отношениях как следствие Второй мировой войны. Усиление военного и политического влияния Советского Союза. Начало "холодной войны", "железный занавес", перестройка. Взаимоотношения со странами "третьего мира".

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Международная обстановка и внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны. Характер и цели Великой Отечественной войны. Советское подпольное движение. Образование и наука в годы войны. Коренной перелом в ее ходе: Сталинградская и Курская битвы.

    реферат , добавлен 02.11.2011

    Международное положение СССР в начале 30-х гг. Взаимное недоверие СССР и европейских держав. Проблемы коллективной безопасности. Рост военной угрозы, международная изоляция. Советско-германские отношения, война с Финляндией. Начало Второй мировой войны.

    презентация , добавлен 16.12.2013

    Влияние Второй мировой войны на дальнейшее развитие СССР в послевоенные годы. Развитие внутренней и внешней политики советского государства в условиях огромных демографических и экономических потерь. Отношения СССР и стран союзников после войны.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Советская политика в Европе на рубеже 20-30-х гг. Мировой экономический кризис как причина военных конфликтов. Отношения на Дальнем Востоке и с Германией. Внешняя политика СССР со второй половины 30-х до 1939 гг. и в условиях Второй Мировой войны.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Вторая мировая война - самый крупный военный конфликт в истории человечества. Причины победы Советского Союза над гитлеровской Германией. Политические последствия второй мировой войны и новый внешнеполитический курс. Международное влияние СССР.

    реферат , добавлен 12.04.2009

    Критерии и порядок построения внешней политики Советского Союза после окончания Второй мировой войны. Причины напряженности отношения со странами-участницами Антанты, взаимные требования и претензии. Раппальский договор и его последствия. Признание СССР.

2. Внутренняя политика СССР

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 26,5 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального.

Поэтому в первые послевоенные годы главной задачей было восстановление разрушенного народного хозяйства. США, согласно плану Маршалла, оказывали европейским странам колоссальную финансовую помощь в восстановлении экономики: за 1948-1951 гг. страны Европы получили от США $12,4 млрд. США предложили финансовую помощь и Советскому Союзу, но при условии контроля с их стороны за расходованием предоставляемых средств. Советское правительство на таких условиях эту помощь отвергло. Советский Союз восстанавливал свою экономику за счёт собственных ресурсов.

Уже в конце мая 1945 г. ГКО постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров народного потребления. Был принят закон о демобилизации 13-ти возрастов личного состава армии. Демобилизуемые обеспечивались комплектом одежды и обуви, единовременным денежным пособием, местные власти должны были в течение месяца трудоустроить их. Произошли изменения в структуре государственных органов. В 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны (ГКО). Его функции были вновь распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП (б) и Верховным Советом СССР. В соответствии с законом от 15 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров и наркоматы были преобразованы в Совет Министров СССР и министерства. Председателем Совета Министров в 1946 - 1953 гг. по-прежнему являлся И.В. Сталин. Во главе министерств стояли члены правительства, они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства и культуры.

С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (до 1946 г. - нарком Л.П. Берия, затем - С.Н. Круглов) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Меркулов, затем - В.С. Абакумов). В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в министерство внутренних дел СССР и министерство государственной безопасности СССР.

На предприятиях и учреждениях был возобновлен нормальный режим труда: восстанавливался 8-часовой рабочий день, ежегодные оплачиваемые отпуска. Был пересмотрен государственный бюджет, ассигнования на развитие гражданских отраслей экономики увеличивались. Госплан подготовил 4-летний план восстановления народного хозяйства на 1946-1950 гг. Восстановление и развитие промышленности. В области промышленности предстояло решить три важнейшие задачи:

· демилитаризовать экономику;

· восстановить разрушенные предприятия;

· осуществить новое строительство.

Демилитаризация экономики в основном завершилась в 1946-1947 гг. были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности (танковый, минометного вооружения, боеприпасов). Вместо них создали министерства гражданского производства (сельскохозяйственного, транспортного машиностроения и др.).

Значительный размах получило строительство новых промышленных предприятий по всей стране. Всего за годы первой послевоенной пятилетки было построено новых и восстановлено разрушенных в годы войны 6200 крупных предприятий.

Борис Ельцин - первый президент Российской Федерации

Экономика В годы президентства Борис Ельцин подвергался критике, в основном связанной с общими негативными тенденциями развития страны в 1990-е годы: спадом в экономике, резким снижением уровня жизни...

Внешняя и внутренняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны

В результате выполнения первого и второго пятилетних планов (1929-1937) СССР стал одной из немногих стран мира, способной производить любой вид промышленной продукции, доступной в то время человечеству...

Внешняя политика советского государства накануне войны

Посмотрим теперь, как же развивались события в международной политике накануне второй мировой войны. Начать отсчет событий можно с 1933 года, как даты прихода к власти в Германии Национал-социалистической партии фашистского толка во главе с А...

Демографический облик кубанского казачества в годы НЭПа

Взаимоотношения со странами Антанты, союзниками Российской империи в Первой мировой войне, у Советской России не складывались. Многие страны Европы опасались распространения революционных идей из СССР на своей территории...

Деятельность Цинь Шихуанди по созданию централизованного государства в Китае

После объединения всей страны и превращения её в единое монолитное государство - империю, Цинь Шихуанди начал проводить реформы, направленные на укрепление своего государства. Эти реформы можно разделить на два типа: во-первых...

Иван Грозный - герой или тиран?

История царствования Николая I

Он вступил на престол, вдохновленный идеей службы государству, и мятеж 14 декабря преломил реализацию ее по двум направлениям. С одной стороны, Николай увидел опасность для собственных прав и прерогатив, а следовательно, с его точки зрения...

Наполеон Банопарт

Состояла в укреплении его личной власти как гарантии сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян, а также тех, кто купил во время революции национальные имущества...

Отношение СССР к войне в Персидском заливе в 1991 году

Внешняя политика Советского Союза в период с 1985 по 1990 год была разнообразной и в основном «новой», она не то чтобы противоречила политике, сложившейся в период после второй мировой войны и до конца 70-х годов, она была другого мнения о «Западе»...

После окончания войны против гитлеровской Германии советский народ получил возможность начать мирную творческую работу. Победа вызвала у него естественную гордость за себя, за державу, надежду на скорое восстановление народного хозяйства, жилья, на лучшее будущее. Хотя не для всех в Союзе война закончилась в мае 1945 г. Советские люди приняли участие в августе - сентябре в войне против Японии. В Западной Украине еще долгие годы будет продолжаться вооруженная борьба воинов Украинской повстанческой армии против советского режима, а в Прибалтике против него бороться "лесные братья". Восстановление народного хозяйства проходило в сложных условиях. За время войны страна потеряла 27 млн человек, 30 % национального богатства.

Переход к мирному строительству ознаменовался переводом сразу после окончания войны части оборонных предприятий на выпуск товаров для населения, а позже принятием закона о демобилизации значительной части армии. В марте 1946 г. был принят план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг., который предусматривал восстановление народного хозяйства, достижение, а затем и превышение довоенного уровня в промышленности на 48 % и сельском хозяйстве-на 23 %. И хотя в 1945 г, ЦК ВКП(б) планировал восстановить и строить новые дома, школы, больницы, фабрики, электростанции, шахты и заводы (именно в такой последовательности), в действительности все было наоборот. Беда заключалась не в том, что социальная сфера и в послевоенных планах уступала первым местом производственной сфере, а в том, что с самого начала была обречена на финансирование по остаточному принципу.

В связи с "холодной войной", милитаристскими настроениями Сталина и его окружения Совет Министров загрузила народное хозяйство многомиллиардным заказом на разработку атомного оружия. Вследствие этого пришлось пересмотреть уже утвержденные социальные программы. Все меньше и меньше средств направлялось на строительство жилья и производство товаров народного спроса. Одновременно советское руководство смогло сосредоточить огромные средства на возрождении железнодорожного транспорта, топливно-энергетического комплекса, металлургии и машиностроения. Новые гиганты индустрии возникали на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии. Официально сообщалось, что работы для восстановления промышленности были в основном завершены в 1948 г., а на отдельных предприятиях продолжались еще и в начале 50-х годов.

Откуда советское правительство брало средства на восстановление промышленности и создание ядерного комплекса в стране, результатом которого стало испытание в 1949 г. атомного оружия?

Возьмем ситуацию в сельском хозяйстве. Конечно, за время войны сельское хозяйство понесло большие потери, особенно в Украине, Белоруссии, Молдавии, некоторых областях России. На треть уменьшилось количество трудоспособного населения, сельское хозяйство потеряло значительную часть техники, уменьшились посевные площади. К этому прибавилась сильная засуха 1946 г. Много крестьян, особенно тех, кто прошел войну через Европу, надеялись на роспуск колхозов. Особое недовольство у крестьян вызвала очередная государственная заем обороны. Если у рабочих средства на заем автоматически отчислялись от платные" то крестьянин должен был продавать на рынке скудные припасы, чтобы выплатить заем. Нередко под заем забирались у крестьян ценные вещи. Не меньше угнетали крестьян и непомерный денежный налог, сдача государству сельскохозяйственной продукции и прочее.

Насильственными методами, которые сопровождались репрессиями и депортациями, создавались новые колхозы в западных областях Белоруссии и Украины, Правобережной Молдавии, республиках Прибалтики.

Депортация (от лат. йероНаШ - изгнание) - принудительное выселение судом или в административном порядке лица, признанного социально опасным, из места его постоянного жительства и поселение его в новом месте с ограничением свободы передвижения.

Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под жестким контролем партийных и государственных органов. Это далеко не полный перечень того, что свидетельствовало о состоянии на селе. Такое положение крестьян плюс сильная засуха привели к голоду и значительных жертв. Однако именно благодаря такой системе фронтального сдирание ресурсов из сельского хозяйства, дополненной жесткой экономией в расходах на социальные нужды, советская командно-административная система смогла сосредоточить значительные средства на восстановление и развитие промышленности, на оборону. При этом восстановление и развитие проходили на старой, довоенной технической и технологической основе, что запрограмувало дальнейшее отставание СССР в освоении результатов научно-технического прогресса от США и Западной Европы, а также Японии. Конечно, это сказалось на эффективности народного хозяйства СССР.

Заметим, что некоторые социальные меры, в частности отмена карточной системы 1947 г., обмен старых денег на новые, неоднократное снижение цен, существенно не влияли на повышение благосостояния населения. На практике денежная реформа вела к изъятию имеющихся у граждан денег. Отмена карточной системы и сопровождалась денежной реформой, в процессе которой 10 старых рублей обменивались на 1 новый. А новые цены в государственной и кооперативной розничной торговле были установлены на уровне, близком к предыдущим коммерческих. Все это способствовало уменьшению потребительского натиска на рынок товаров и услуг, а в дальнейшем - и к снижению цен. Первое из них состоялось в апреле следующего года. Удовлетворить спрос голодных людей на продовольствие удалось более-менее в Москве и Ленинграде.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности - таковы были основные результаты развития советского общества в послевоенные годы.

§ 1. Начало холодной войны. После окончания Второй мировой войны Советский Союз стал одной двух мировых держав. Высокий международный статус СССР подчеркивался тем, что он являлся постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и обладал правом вето. Его единственным конкурентом стали США. Между двумя державами существовали острые противоречия идеологического характера: СССР продолжал рассматривать себя как оплот социализма, США позиционировали себя как борца за демократию.

В результате Второй мировой войны СССР расширил не только свои границы, но и сферу влияния в Европе и Азии. Непосредственно в состав СССР вошли: часть Восточной Пруссии (Калининградская область), Закарпатская Украина (Ужгородская область), Южный Сахалин и Курильские острова (Сахалинская область). Сфера влияния СССР распространилась на всю Восточную Европу, включая Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию и Болгарию. Кроме того, советские войска оккупировали восточную часть Германии и Австрии. Дружественные СССР коммунистические режимы укрепились в Югославии и Албании. В Азии союзником СССР традиционно была Монголия. В Китае сразу после его освобождения от японцев вспыхнула гражданская война, в которой поддерживаемые СССР коммунисты сражались против националистов, опиравшихся на США. Советские войска освободили также северную часть Кореи, где также возник коммунистический режим.

США начали активное противодействие распространению советского влияния. Прежде всего, они решили превратить в своего союзника западную часть Германии, оккупированную войсками США, Англии и Франции. Там в 1949 г. была создана Федеративная Республика Германии. В ответ на это в восточной части страны возникла Германская Демократическая Республика. К 1949 г., несмотря на поддержку США, китайские националисты потерпели поражение, сохранив только остров Тайвань. После этого наступила очередь Кореи. В 1950 г. просоветское правительство этой страны неожиданно атаковало армию проамериканскую Южной Кореи. Когда последняя была на грани поражения, в войну вмешались американцы. Их войска высадились в стране и почти полностью заняли ее территорию. Тогда в Корею были введены китайские войска, поддержанные советской авиацией. Благодаря этому фронт стабилизировался, разделив Корею на две части. В Южной Корее сохранился проамериканский режим, в Северной укрепились ставленники СССР. Подписанное в 1953 г. перемирие закрепило это положение.

В 1949 г. США создали Североатлантический союз (НАТО), в который, помимо них, вошли основные государства Западной Европы. Противостоящий им блок коммунистических государств получил название Организации варшавского договора (ОВД). Противостояние НАТО и ОВД усложнялось тем, что с 1945 г. США, а с 1949 г. – СССР обладали ядерным оружием. Благодаря опасности применения атомной бомбы корейская война не переросла в глобальный конфликт.

Противостояние перешло в страны «третьего мира». СССР спонсировал коммунистических партизан во многих странах Азии, а впоследствии Африки и Латинской Америки. Другим аспектом противостояние стала гонка вооружений. Стороны стремились создавать все более и более мощные орудия поражения, а также средства защиты от них. Здесь начала сказываться разность экономических потенциалов СССР и США. Если мощная американская экономика позволяла без ущерба для социальных и иных программ заниматься разработкой дорогостоящих видов оружия, то в СССР гонка вооружений поглощала все силы. По сути, большая и лучшая часть советской экономики работала на войну.

§ 2. Внутренняя политика в 1946-1964 гг. После окончания Второй мировой войны многие советские граждане надеялись на улучшение жизни и либерализацию режима. Особенно велики были надежды крестьян на то, что будут ликвидированы колхозы. Однако ничего этого не произошло. Режим, созданный Сталиным, продолжал существовать в прежнем виде, не допуская ни малейшей возможности инакомыслия. Продолжались, правда, уже в меньших масштабах, сфабрикованные политические процессы. Экономика продолжала контролироваться государством, колхозы распущены не были.

Ситуация отчасти изменилась после смерти Сталина, последовавшей в марте 1953 г. Власть перешла в руки его соратников, которые, опасаясь роста влияния одного из них, перешли к коллективному руководству страной. Наиболее влиятельными лидерами оказались Г. М. Маленков, возглавлявший государственный аппарат, Л. П. Берия, контролировавший карательные органы, и Н. С. Хрущев, которому был доверен партийный аппарат. Самым перспективным из них был Л. П. Берия, являвшийся трезвомыслящим и талантливым политиком. Берия понимал, что СССР не под силу борьба против США. Поэтому он планировал смягчить тяготы советского режима и разрядить международную обстановку. Однако уже в июне 1953 г. Н. С. Хрущев организовал его арест, за которым последовала его казнь. Устранив Берия, Хрущев расчистил для себя дорогу к власти. Вскоре он стал первым секретарем ЦК КПСС (фактически важнейший пост в государстве), а затем устранил с политической арены остальных соратников Сталина.

Хрущев был хорошим исполнителем, но в силу своих ограниченных интеллектуальных способностей мало годился для исполнения функция главы великой державы. Поэтому многие его действия оказались крайне неудачными. В частности, не удались его попытки реанимировать гибнущее сельское хозяйство, в котором он считал себя большим специалистом. Вместо того, чтобы распустить ненавистные колхозы, Хрущев запретил крестьянам держать личный скот на приусадебных участках. Это означало, что ликвидированы последние остатки крестьянской собственности. Грубой ошибкой стала неконтролируемая распашка целинных земель в степных регионах, с помощью которой Хрущев рассчитывал увеличить эффективность сельского хозяйства. Первоначальные высокие урожаи вскоре сошли на нет из-за того, что плодородные слои почвы выдувались сильными степными ветрами. Освоение целины в результате оказалось пустой тратой времени и средств. Можно вспомнить и о попытке Хрущева увеличить кормовую базу животноводства путем повсеместного насаждения кукурузы, которая, однако, не могла дать адекватные урожаи в наших климатических условиях. Все это подрывало авторитет не только самого Хрущева, но и государства в целом.

Однако Хрущев сделал и немало положительного. К его заслугам следует отнести, в первую очередь, прекращение политических дел и реабилитацию невинно осужденных. При Хрущеве произошла некоторая либерализация в сфере печати, которая, однако, ограничивалась критикой Сталина, на которого были списаны все неудачи СССР. Хрущев старался поднять уровень жизни советских граждан: были повышены пенсии, увеличены расценки за работу в колхозах, началось массовое жилищное строительство.

Однако все эти меры давали лишь частичный эффект, так как Хрущев не прекратил холодную войну против США. Огромные средства продолжали расходоваться «на оборону». Более того, именно при Хрущеве мир дважды едва не оказался на грани ядерной войны. В 1961 г. начался «берлинский кризис». Он возник из-за решения создать «берлинскую стену», которая отделила Восточный Берлин, столицу просоветской ГДР, от Западного Берлина, контролировавшегося войсками НАТО. С трудом выйдя из этого кризиса, СССР оказался втянутым в другой, «карибский кризис». В 1962 г. советские корабли начали тайно ввозить на Кубу, где в 1959 г. утвердился антиамериканский режим Ф. Кастро, ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Узнав об этом, американцы организовали блокаду Кубы и стали планировать вторжение на остров. СССР и США были награни обмена ядерными ударами. «Ка­риб­­ский кризис» был разрешен в последний момент. Советские ракеты были выведены с Кубы.

§ 3. Внутренняя политика в 1964-1985 гг. Неэффективность управления страной привела к бескровному перевороту, в ходе которого Хрущев был отстранен от власти группой представителей партийной номенклатуры во главе с Л. И. Брежневым. В первые годы его пребывания у власти делались попытки оживить экономическую жизнь страны с целью устранить диспропорцию в экономическом развитии СССР и США. Однако они не дали того эффекта, на который рассчитывали их устроители. В 70-е годы СССР садится на «нефтяную иглу»: для поддержания уровня жизни начинается активный экспорт минерального сырья, в первую очередь энергоносителей. Часть вырученных средств тратилась на закупку продовольствия, так как разрушающееся сельское хозяйство было не в состоянии обеспечивать нужды страны. Это означало, что СССР проигрывает холодную войну, в первую очередь, благодаря неэффективности своей экономики.

В результате в середине 70-х гг. советские руководители пошли на «разрядку международной напряженности». СССР заключил с США ряд договоров, ограничивающих гонку вооружений. В то же время СССР жестко отстаивал свой контроль над странами Восточной Европы. В правление Брежнева советские войска подавили попытку демократизации в Чехословакии (1968 г.), советская помощь стала решающим фактором в подавлении оппозиционного движения в Польше в 70-начале 80-х гг. Крупнейшей внешнеполитической ошибкой советского руководства стал ввод войск в Афганистан, что привело к развязыванию там партизанской войны. Афганская война усилила советско-американское противостояние, положив конец периоду «разрядки».

В последние годы жизни Брежнев осуществлял чисто номинальное руководство страной. Этот период получил название «застойного», так как исключалась сама возможность реформ. После его смерти в 1982 г. страну возглавил энергичный Ю. В. Андропов, до этого возглавлявший ведущую советскую спецслужбу – КГБ. Он попытался увеличить эффективность работы государственного и партийного аппарата репрессивным путем. Однако к моменту смерти Андропова в 1984 г. проблема решена не была. В 1984 г. власть оказалась в руках смертельно больного К. У. Черненко. Период его руководства стал временем кратковременного возвращения к брежневскому «застою».

§ 4. «Перестройка» М. С. Горбачева. В 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал относительно молодой и энергичный М. С. Горбачев. Он был полон решимости реформировать неэффективную советскую систему. Первоначально он попытался действовать традиционными методами. В начале своего руководства Горбачев распорядился антиалкогольную кампанию, надеясь, таким образом, оздоровить общество. Затем была разработана программа «Интенсификация-90», рассчитанная на увеличение эффективности экономики. Однако выяснилось, что ресурсов для ее осуществления нет.

Тогда Горбачев предпринял более радикальные шаги, которые, собственно, и получили название «перестройки». В экономике получил развитие негосударственный сектор. Первым шагом в деле его создания стал «Закон о кооперации», изданный в 1988 г. В 1990 г. было разрешено создавать более совершенные формы предприятий – малые предприятия, акционерные общества, коммерческие банки. Фактически в СССР была легализована частная собственность на средства производства, ликвидированная еще при Сталине. Однако эти меры вызвали не рост, а падение экономического роста. При этом частная экономика оказалась под сильным влиянием преступных структур.

Одновременно с экономической либерализацией Горбачев приступил к либерализации в политической сфере. Политика так называемой «гласности» предполагала широкое участие народных масс в обсуждение проблем страны. Началась публикация ранее запрещенных произведений литературы. Постепенно начался отказ от монополии Коммунистической партии на власть, которой она обладала с 1918 г. Внутри самой партии стали возникать конкурирующие «платформы». Начали возникать и другие партии и общественные движения.

Во внешней политике Горбачев возобновил политику «разрядки». При этом сделанные СССР уступки не компенсировались аналогичными уступками со стороны США. СССР вывел войска из Афганистана, согласился на демократические преобразования в странах Восточной Европы, не стал препятствовать объединению Германии. В результате эти регионы моментально вошли в сферу влияния США. Фактически Горбачев выполнил все требования США. Это означало, что СССР признал свое поражение в холодной войне.

Последним этапом перестройки стал распад СССР. Ослаблением контроля государства над обществом воспользовались политики второго эшелона, стремившиеся к высшей власти. Не имея возможности возглавить СССР, он сделали ставку на его развал, воспользовавшись тем, что в его Конституции было закреплено право союзных республик на свободный выход из Союза. В течение 1990-1991 гг. большинство республик приняло декларации о суверенитете. Это означало, что СССР находится на грани распада.

В этой ситуации группа политиков из ближайшего окружения Горбачева предприняла попытку предотвратить распад государства. 19 марта 1991 г. они изолировали Горбачева на даче в Крыму и организовали Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с вице-президентом СССР Г. И. Янаевым. Основное противодействие своим планам члены ГКЧП встретили со стороны Б. Н. Ельцина, избранного президентом крупнейшей республики СССР – Российской Федерации. Благодаря его решительным действиям «путч», как были квалифицированы действия Янаева и его сторонников, был ликвидирован.

После этого процесс распада СССР набрал необратимый ход. Решающим событием стал референдум о независимости Украины, проведенный 1 декабря 1991 г. После этого руководители России, Украины и Белоруссии подписали так называемые «беловежские соглашения», которые признали ликвидацию СССР как единого государства. Его место занял Союз Независимых Государств (СНГ), который представлял собой уже не надгосударственное, а межгосударственное объединение. Это означало, что все республики бывшего СССР, в том числе и Россия, стали независимыми государствами. В истории нашей страны наступил новый этап.

1ПетрIне успел увидеть первое заседание Академии наук, однако инициатива ее открытия и приглашения в Россию лучших зарубежных ученых всецело принадлежит ему.

2Курляндией называлась южная часть современной Латвии; это герцогство входило в состав Польши, несмотря на это, там правила династия немецкого происхождения.

3Пруссия – королевство в восточной части Германии.

4Голштиния – герцогство с северной части Германии, на границе с Данией.

5Законосовещательный орган отличается от законодательного тем, что он не имеет права законодательной инициативы и лишь обсуждает законы, предложенные верховной властью. Принятые им решения не получают силы закона, а становятся лишь материалом для размышления. Император мог принять закон в редакции Государственного Совета, мог присоединиться к мнению меньшинства, а мог просто проигнорировать Государственный Совет и отказаться от принятия закона.



просмотров