Ле Корбюзье. Афинская Хартия. В большинстве случаев при разрастании населенных мест сеть железнодорожных путей становится серьезным препятствием для градостроительного переустройства городов. Железнодорожные пути разрезают жилые кварталы, нарушая естестве

Ле Корбюзье. Афинская Хартия. В большинстве случаев при разрастании населенных мест сеть железнодорожных путей становится серьезным препятствием для градостроительного переустройства городов. Железнодорожные пути разрезают жилые кварталы, нарушая естестве

Вариант № 3041198

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ответ:

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Акция, облигация, вексель, ценная бумага, чек.

Ответ:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к политическим институтам.

2) парламентаризм

3) собственность

6) университет

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Ответ:

Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.

2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором.

3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.

4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития.

5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.

Ответ:

Установите соответствие между религиями и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

Ответ:

В стране Z создан Центр изучения глобальных экологических проблем. Какие проблемы могут стать объектом изучения в данном центре? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) проблема «Север-Юг»

2) потепление климата

3) повышение уровня Мирового океана

4) распространение вируса СПИДа

5) озоновые дыры

6) глобальное перенаселение

Ответ:

Выберите верные суждения об экономических кризисах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Экономический кризис является неотъемлемой частью экономического цикла.

2) Экономические кризисы характерны для всех типов экономик.

3) Экономический кризис характеризуется резким падением объёмов производства.

4) Экономический кризис характеризуется ростом безработицы и падением реальных доходов населения.

5) Экономический кризис всегда характеризуется высокой инфляцией.

Ответ:

Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и её разделами.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

В стране Т преобладает интенсивный путь развития экономики. Какие факторы из перечисленных ниже указывают на это? Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) рост производительности труда

2) низкая инфляция

3) рост занятости

4) рост сбережений населения

5) увеличение доли высокотехнологичных товаров в экспорте

6) распространение ресурсосберегающих технологий

Ответ:

Ответ:

Выберите верные суждения о моральных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В основе моральных норм лежат общественные представления о добре и зле.

2) Нормы морали складываются постепенно в процессе развития общества.

3) Нормы морали формализуются в нормативно-правовых актах.

4) Нормы морали различаются в разных социальных группах.

5) Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государственного принуждения.

Ответ:

Среди разных возрастных категорий населения страны Z был проведён социологический опрос на тему: «Каким социальным институтам Вы доверяете больше всего?» Его результаты отражены на диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Во всех возрастных группах школа пользуется наименьшим доверием.

2) Больше всего доверяют церкви представители старшей возрастной группы.

3) Уровень доверия к школе в средней возрастной группе выше, чем в других группах.

4) Семья пользуется наибольшим доверием во всех возрастных группах.

5) Уровень доверия к школе и церкви во всех возрастных группах примерно одинаков.

Ответ:

Выберите верные суждения о президентской республике и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Президент избирается парламентом.

2) Президент возглавляет исполнительную ветвь государственной власти.

3) Правительство несёт ответственность как перед президентом, так и перед парламентом.

4) Президент не имеет права вето в отношении законов, принятых парламентом.

5) Президент не обладает правом роспуска парламента.

Ответ:

Установите соответствие между полномочиями и органами государственной власти Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Партия N выступает за сохранение существующей политической системы и экономического уклада. Какие ещё положения программы партии N свидетельствуют о том, что она придерживается консервативной идеологии? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) активная внешняя политика

2) защита традиционных религиозных и национальных ценностей

3) снижение налогов на крупный бизнес

4) поддержка развития науки и образования

5) естественный характер социального неравенства

6) обеспечение прав и свобод человека и гражданина

Ответ:

Какие обязанности установлены для граждан Конституцией Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) платить законно установленные налоги и сборы

2) трудиться на благо общества

3) получать среднее общее образование

4) сохранять природу и окружающую среду

5) защищать Отечество

Ответ:

Выберите верные суждения о дисциплинарной ответственности и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Дисциплинарная ответственность возникает в случае нарушения работником трудовой дисциплины.

2) Совершение работником дисциплинарного проступка всегда влечёт за собой применение к нему мер дисциплинарной ответственности.

3) Наложение дисциплинарного взыскания всегда оформляется письменным приказом работодателя.

4) Работодатель может применять к работнику любые меры дисциплинарной ответственности, не запрещённые законом.

5) Работник может оспорить наложенное на него дисциплинарное взыскание.

Ответ:

Установите соответствие между юридическими фактами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

В отношении Михаила Романова возбуждено уголовное дело по обвинению в причинении тяжкого вреда здоровью. При каких условиях Михаил НЕ подлежит уголовной ответственности? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие условия. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Вред причинён в состоянии аффекта.

2) Вред причинён в состоянии необходимой обороны.

3) Вред причинён в состоянии крайней необходимости.

4) вред причинён в состоянии алкогольного опьянения

5) Вред причинён в состоянии невменяемости.

6) Вред причинён в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств.

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальное ____________(А) характеризует различия в положении по отношению друг к другу людей и их объединений. Оно существовало в обществе на разных ступенях его развития, но для каждого периода были и определённые, присущие именно данной эпохе черты и признаки. Люди в обществе, как мы знаем из истории, не были равны по своему положению, всегда существовало разделение на богатых и бедных, уважаемых

и презираемых, достигших успеха и неудачников.

Для древнего и средневекового общества было характерно деление на ______________(Б), то есть группы людей, обладающих определёнными правами и _____________(В), передающимися по наследству. Некоторые из таких групп имели _____________(Г) - особые права, возвышающие этих людей и позволяющие им жить за счёт других. Примером может служить дворянство в Российской империи. И, напротив, подавляющее большинство людей в стране были лишены даже элементарных человеческих прав. Крепостные крестьяне являлись собственностью помещиков, их можно было продавать и покупать, причём даже детей отдельно от родителей.

С началом промышленной революции структура общества изменилась, основными социальными группами становятся ___________(Д). Новое деление осуществляется, прежде всего, по месту людей в экономической системе, по отношению к _______________(Е), по размеру получаемых ими доходов. Такая социальная принадлежность не передаётся по наследству, социальная мобильность никак не регламентируется, многое зависит от самого человека.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:


(К. С. Гаджиев )

Какие три цели государственного суверенитета указаны автором? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну цель государственного суверенитета, не указанную в тексте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие три принципа суверенитета называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из названных принципов реализуется в деятельности государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное государство немыслимо без идеи суверенитета...

Трудно установить источник суверенитета государства. Но тем не менее это реальный феномен. На данной территории нет власти выше государственной. Она суверенна над всеми другими властями на данной территории. Как отмечал П. И. Новгородцев, верховная власть едина и неделима в том смысле, что она ни при каких обстоятельствах «не может допускать другой власти, стоящей над нею и рядом с нею».

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

(К. С. Гаджиев )

Государство как субъект права защищает общество, государственное образование, неделимость единой территории, наконец - коллективность... С этой точки зрения универсальность суверенитета состоит в том, что власть государства стоит над всеми другими конкретными формами и проявлениями власти на этой территории. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушают границы данного государства или заставляют его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то можно говорить о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы.

Суверенитет призван обеспечить... сохранение правовой и властной систем. Он обеспечивает критерии различения государства от догосударственного состояния, государственного права - от примитивного права и т. д. Государство, писал французский правовед XIX в. А. Эсмен, «есть субъект и опора публичной власти». Эта власть, существенно не признающая над собой высшей или конкурирующей власти в отношениях, которыми она управляет, называется суверенитетом. Она обладает двумя сторонами: внутренним суверенитетом, или правом повелевать всеми гражданами, составляющими нацию, и даже всеми, кто обитает на национальной территории, и внешним суверенитетом, призванным обеспечить территориальную целостность и невмешательство во внутренние дела со стороны внешних сил...

Другим важным инструментом и атрибутом государства, обеспечивающим его универсальность, является закон. В определённом смысле закон есть выражение суверенитета. Закон обладает формой всеобщности в том смысле, что его правомерность и авторитет должны признать все, и, соответственно, все должны ему подчиняться.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

29.1 Философия: «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика». (Л. Фейербах)

29.2 Экономика: «Конкуренция - это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек)

29.3 Социология, со­ци­аль­ная психология: «Личностью не родятся, личностью становятся». (А. Н. Леонтьев)

29.4 Политология: «Мораль без политики бесполезна. Политика без морали бесславна». (А. П. Сумароков)

29.5 Правоведение: «На суде исследуется не только то, что добыто на предварительном следствии, но и как оно добыто». (А. Ф. Кони)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, - колючки. (2) ______ они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие - спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые - создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3) Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Разные виды колючек защищают кактусы в жарких и засушливых областях Америки от животных и перепадов температур, создают тень и привлекают насекомых-опылителей, а также конденсируют водяной пар и удерживают влагу.

2. Острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие спасают кактусы от перепадов суточных температур, длинные и толстые создают тень.

3. Защищая от животных и перепадов температур, создавая тень и привлекая насекомых-опылителей, конденсируя водяной пар и удерживая влагу, разные виды колючек помогают кактусам выжить в засушливых областях Америки.

4. Нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей, благодаря чему так много кактусов в жарких и засушливых областях Америки.

5. Колючки, являясь одним из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, спасают эти растения от поедания животными, от перепадов температур, а также создают тень.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Следовательно

4. Иными словами

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 2. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, ж.

1. Крупная административно-территориальная единица. Московская область.

2. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область науки.

3. Часть страны, территории. Северные области Европы.

4. Отдельная часть организма. Боли в грудной области.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

сОгнутый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Все растущие вокруг кусты и ёлочки были в паутинках, и каждая паутинка была унизана крошечными ВОДЯНЫМИ жемчужинами.

2. В этом году сборная школы по футболу ВОСПОЛНИЛАСЬ двумя новыми игроками - учениками одиннадцатого класса.

3. Сначала необходимо ВЫДЕЛИТЬ заархивированный файл, а затем перейти в режим просмотра архива с помощью кнопки «просмотр».

4. Тяжёлые, ГЛИНИСТЫЕ почвы, пониженные участки рельефа, торфяники непригодны для выращивания войлочной вишни.

5. Скамейка - незаменимый атрибут в дизайнерском решении при оформлении территории, ведь на красивой, удобной, ДОБРОТНОЙ скамейке всегда приятно отдохнуть.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПЯТИСОТЫЙ посетитель

ГЛУБОЧАЙШИЙ в мире

БОЛЕЕ ШИРОКО

ИХНИЕ заботы

молодые ИНЖЕНЕРЫ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Те, кто знает больше в силу своего образования или увлечённости, будет восполнять пробелы других. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря антибиотиков многие заболевания перестали быть смертельно опасными для человека. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Рука гравёра с инструментом, как правило, двигается мало: лежащая на специальной подушке, перемещается пластина. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

водор..cлевый

предпол..жение

подск..чить

соб..рательный

г..ристый

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..высил, пр..тушить

р..зойтись, от..брать

бе..шумный, во..петь

о..гибал, по..стеречь

пр..чал, пр..возмочь

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расстра..ваться

пр..чудливый

опрометч..вый

устар..вать

вздраг..вать

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

разруш..нный

отча..шься

неумолка.. мый

выглаж..нный

рассерд..шься

12

Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Огромная по площади могущественная Римская империя, на территории которой в наши дни находится более тридцати государств, (не)могла существовать без дорог.

2. Работа Юрия Кнорозова о расшифровке письменности майя была настолько впечатляющей, что молодому учёному присвоили звание (не)кандидата, а сразу доктора наук.

3. (Не)смотря на препоны, из века в век печатная книга набирала силу: типографские станки совершенствовались, а бумага дешевела.

4. (Не)выходя из дома, сегодня можно записаться на приём к врачу в поликлинику, подать заявление на получение установленных законом пособий и компенсаций.

5. На столе лежали ещё (не)распечатанные письма.

13

Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1)(ПО)ВИДИМОМУ, человек с большим интересом и даже восторгом относится к бабочкам, ПОТОМУ(ЧТО) бабочки - настоящее чудо природы, может быть, одно из лучших её творений. 2)Современная европейская цивилизация зародилась и выросла (ВО)КРУГ Средиземного моря, и достаточно взглянуть на карту или на глобус, ЧТО(БЫ) понять: это уникальные места. 3)Древние римляне славились умением строить первоклассные дороги, (ПРИ)ЧЁМ делали их (НА)ВЕКА: часть дорожной сети, построенной ими два тысячелетия назад в Европе, использовалась по прямому назначению вплоть до начала XX века! 4)Архимед, (БЕЗ)СОМНЕНИЯ, умел ценить красоту геометрических фигур и математических формул, ТАК(ЧТО) неслучайно не катапульта и не горящая галера украшают его могилу, а изображение шара, вписанного в цилиндр. 5)Созданию в теплице благоприятного для растений микроклимата (ВО)МНОГОМ способствует каменная стена дома, которая нагревается (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Известны многочисле(1)ые публикации о неожида(2)ом изобретении Дагера, которое было запатентова(3)о в Англии, Австрии и Германии, где открывались бесчисле(4)ые фотостудии и любители осваивали методику дагеротипии.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Интерьеры дворца украсили позолоченная резьба и лепнина причудливые зеркала расписные плафоны изразцовые печи.

2) Городская интеллигенция и работники музеев приложили немало усилий для сохранения старинной городской застройки а также памятников старины.

3) Древний Городец известен не столько почтенным возрастом жителей их отвагой и успехами здешних купцов и промышленников сколько мастерами-ремесленниками.

4) Художники Городца на гладко обструганных досках изображали всадников и кареты с барынями деревенских франтов и гарцующих лошадей волшебные цветы и сказочных птиц.

5) Современную Красную площадь невозможно представить без яркого нарядного девятиглавого Покровского собора.

16

Учёные считают, что обнаружены метеориты и астероиды (1) представляющие собой осколки (2) некогда существовавшей в солнечной системе крупной планеты (3) совершавшей своё движение (4) вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С помощью Академии наук Россия (1) поистине (2) осознала себя на всём пространстве от Петербурга до Камчатки, выяснила свою замечательную историю, упорядочила русский язык и создала свою (3) без сомнения (4) великую науку, поэзию и литературу.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Насыщенная деловая программа (1) в рамках (2) которой (3) были организованы семинары по актуальным вопросам обучения с использованием новейших технологий (4) по традиции сопровождала выставку компьютерной техники.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя лодку не выровнять (3) то она становится неуправляемой (4) что может привести к тяжёлым последствиям.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Драматург рассказал о новой постановке и о том, что развитии сюжета нас ожидает немало неожиданных сюрпризов.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (З)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.

(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (6)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась - глаз не оторвать! (8) А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.

(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.

(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились.

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают - не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.

(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут - медуница-веснянка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья - и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я - доблестный хозяин - к тётке присоединился.

1. Системой называется множество объектов, находящихся в каких-либо отношениях друг с другом. Строение системы характеризуется её компонентами и их связями друг с другом.

2. Подсистемой называется наибольшая часть системы, которая обладает определённой автономностью и сама является системой более низкого уровня.

3. Иерархией называется подчинение систем друг другу.

4. Структурой системы называют совокупность взаимосвязей и взаимодействий её элементов, благодаря которым возникают свойства системы, отсутствующие у её частей.

5. Наличие свойств системы, которые отсутствуют у её составных частей, называется интегративностью или эмерджентностью.

6. Целостностью системы называется её обобщенная характеристика, отражающая единство её частей в многообразии взаимосвязей.

7. Аддитивность – это свойство величин, заключающееся в том, что значение величин, соответствующих системе, равно сумме значений аналогичных величин её элементов.

8. Редукционизмом называется сведение более сложного и более высокого по уровню развития к более простому.

9. Детерминизм – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. Формулировка П. С. Лапласа: «Если бы существовал ум, осведомлённый в данный момент обо всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошлое, предстало бы перед его взором».

10. Динамическая система представляет собой математический объект, соответствующий реальным физических, биологическим и другим объектам, эволюция которых однозначно определяется начальным состоянием.

11. Множество состояний динамической системы описывается набором переменных и изображается точками в фазовом пространстве.

12. Эволюция динамической системы отображается траекториями в фазовом пространстве.

13. Динамические системы делят на следующие классы :

– конечномерные и бесконечномерные;

консервативные (в которых сохраняется механическая энергия) и диссипативные (в которых рассеивается механическая энергия);

– с непрерывным временем (потоки) и с дискретным временем (каскады);

– грубые (структурно устойчивые) и негрубые.

14. Значение параметра, при котором система теряет грубость (устойчивость), называется бифуркационным .

15. Установившемуся движению диссипативной системы отвечает аттрактор – множество траекторий, к которому притягиваются все близкие траектории.

16. Динамическим хаосом называется нерегулярное изменение состояния динамической системы, обладающее основными свойствами случайного процесса. Примеры систем с динамическим хаосом: планетные системы, погода и климат, турбулентность, фондовые рынки.



17. Открытой называется система, способная обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

18. Обратной связью называется воздействие результатов функционирования какой-либо системы на характер этого функционирования. Обратная связь называется положительной, если её влияние усиливает результаты функционирования, и, наоборот, отрицательной при ослаблении этих результатов.

19. Саморегулирующейся называется система, способная обеспечить постоянство своей структуры, свойств и функций. В такой системе все отклонения, возникающие под действием окружающей среды, уменьшаются или устраняются при оперативном функционировании отрицательных обратных связей.

На рисунке 3.1 изображены взаимосвязи между саморегулирующейся системой (объектом управления) и управляющим звеном. Стрелками показаны потоки информации. Информация об отклонениях в объекте поступает в управляющее звено (левая ветвь), откуда идут команды в объект, способные уменьшить возникающие там отклонения (правая ветвь). Совокупность этих потоков образует контур отрицательной обратной связи.

20. Свойство сохранения своего качества (саморегуляции) называют гомеостатичностью . Существуют пределы отклонений, в которых система способна осуществлять саморегуляцию. Допустимый предел каждого конкретного отклонения называется гомеостатическим диапазоном. При оперативном функционировании отрицательных обратных связей отклонения не покидают границы гомеостатического диапазона, поэтому в системе реализуется саморегуляция (рис. 3.2, вариант 1). Если же обратные связи запаздывают, то отклонения выходят за рамки допустимого диапазона (вариант 2 на рис. 3.2). Если обратные связи отказали, то отклонения могут нарастать сколь угодно велика, это означает гибель системы или ее переход в иное качество (вариант 3 на рис. 3.2)

21. Во второй половине XX века в научном мировоззрении появилась идея самоорганизации материи. Теориями, изучающими общие закономерности самоорганизации, являются синергетика и неравновесная термодинамика.

23. Предмет исследования синергетики – общие закономерности самоорганизации в природных и социальных системах.

24. В основе синергетики лежат следующие идеи :

– процессы разрушение и созидание, а также процессы деградации и эволюции во Вселенной равноправны;

– процессы созидание (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются.

25 Самоорганизация – это самопроизвольный переход от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации материи. Примерами самоорганизации являются лазерное излучение, ячейки Бенара, реакция Белоусова–Жаботинского, спиральные волны.

26. Энтропия открытой системы может убывать, если эта система получает упорядоченность из окружающей среды больше, чем производит неупорядоченность внутри себя. В такой системе идёт самоорганизация. В общем случае изменение энтропии в открытой системе определяется суммой двух её потоков: выходящего в окружающую среду (здесь энтропия всегда растёт) и входящего из среды (здесь энтропия может, как возрастать, так и убывать).

27. Примерами самоорганизующихся систем, в которых энтропия может убывать, являются живые организмы. Они получают упорядоченность из внешней среды в виде пищи, представляющей собой высокоорганизованные структуры. Кроме того, все организмы возвращают в среду вещества в сильно упрощённом состоянии, повышая энтропию внешней среды.

28. Кажущимся парадоксом является эволюция живого, которая происходит с убыванием энтропии в живых системах на фоне всеобщего роста энтропии.

29. Открытой системой является планета Земля , получающая из внешней среды энергию. На планете идут процессы самоорганизации, при которых в окружающее пространство сбрасывается больше энтропии, чем производится на Земле и поступает извне.

30. Необходимыми условиями самоорганизации являются следующие:

– система должна быть открытой , поскольку изолированная система согласно второму закону термодинамики может эволюционировать лишь в сторону дезорганизации. Важную роль в процессе перехода от беспорядка к порядку играют диссипативные процессы, поэтому возникающие новые состояния материи называются диссипативными структурами . Именно диссипацией энергии обусловлены неустойчивые движения – флуктуации или отклонения , результатом их развития являются новые устойчивые диссипативные структуры. В природе наблюдаются пространственно-периодические , временные и пространственно-временные диссипативные структуры;

– самоорганизующиеся системы должны быть существенно неравновесны , то есть отклонение от равновесия должно превышать некоторое критическое значение. Вблизи положения равновесия система сможет приблизиться к нему и придти в состояние полной дезорганизации. Вдали от положения равновесия система сможет приспосабливаться к своему окружению различными способами, это означает, что при одних и тех же значениях параметров возможно несколько различных решений;

– системы, в которых происходит самоорганизация, нелинейны , то есть на них не распространяется принцип суперпозиции. Совместное воздействие двух причин может привести к последствиям, резко отличающимся от результатов этих действий в отдельности. Влияние более слабых воздействий может оказаться значительнее, нежели влияние сильных, если первые окажутся адекватными собственным тенденциям системы. Примером может служить явление резонанса. Нелинейные процессы могут иметь пороговый характер: при плавном изменении внешний условий поведение системы изменяется скачком, если внешний параметр достиг критического значения;

– микроскопические процессы должны происходить согласованно (корпоративно или когерентно). Это означает, что система должна вести себя как единое целое. Здесь имеется существенное отличие саморазвивающихся систем от саморегулирующихся. Саморегулирующая система будет гасить отклонения при оперативном функционировании отрицательных обратных связей, что обеспечит сохранение прежнего качества. Наоборот, появление нового качества (т. е. самоорганизации) обусловлено накоплением и усилением отклонений (флуктуаций) в системе под действием положительных обратных связей.

31. В самоорганизации наблюдается два периода (рис. 3.3):

– плавное эволюционное развитие (адаптация ), в результате которого система достигает неустойчивого критического состояния;

– выход из критического состояния в новое устойчивое состояние (бифуркация), более сложное и упорядоченное.

32. Бифуркацией называется достижение системой критического состояния, выход из которого осуществляется скачком, причем выбор пути дальнейшего развития неоднозначен и непредсказуем.

33. Вблизи точки бифуркации флуктуации возрастают, после точки бифуркации флуктуации стабилизируются, наступает новое устойчивое состояние – порядок из хаоса.

34. Принципы универсального эволюционизма :

– идея всеобщего развития;

– объективный и познаваемый процесс самоорганизации;

– единый процесс развития неживой природы, живого вещества и человеческого общества;

– фундаментальная и неустранимая роль случайности и неопределённости;

– законы природы есть принципы отбора допустимых состояний из всех мыслимых;

– развитие представляет собой чередование медленных количественных и быстрых качественных изменений (бифуркаций);

– непредсказуемость пути выхода из точки бифуркации означает, что прошлое влияет на будущее, но не определяет его;

– устойчивость и надёжность природных систем есть результат их постоянного обновления;

– развивающаяся система эволюционирует вместе с окружающей средой, что называется коэволюцией .

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии.
  2. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.
  3. Развивать познавательную активность учащихся.
  4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.

2. Рассмотрим на примерах нарушение экологического равновесия, причины его возникновения и последствия.

Экологическое равновесие между живой природой и неживой

Определим, как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа. Слайд 5

По берегам одной реки рос лес. Река была полноводной, деревья росли крепкими, здоровыми. Почему это было так? (Река отдавала влагу деревьям, а деревья тоже давали реке воду)

Как деревья давали реке воду? (Лес притягивает к себе дождевые облака. В тени деревьев растут ручейки)

То есть происходил обмен: река питала растения, а растения - реку. И вот пришли люди и вырубили деревья. Что произойдет с рекой? (Не получая питания, река обмелеет и может совсем высохнуть)

Вывод: Это значит, что между ними нарушится связь или, говоря другими словами, нарушится экологическое равновесие.

Посмотрите, как все просто и как все сложно. Просто, когда мы не задумываемся над своими действиями, и сложно, когда мы начинаем взвешивать свои поступки”.

Посмотрите, как выглядит наша река Большой Иргиз. Слайд 6

Течет река издалека…
Как хорошо, когда река
И широка и глубока!
Над ней пышнее облака,
Свежей дыханье ветерка,
Стройней и выше лес над ней,
И луг прибрежный зеленей!

И, чтобы она осталась такой же красивой и полноводной, к ней надо относиться бережно.

Важно ли экологическое равновесие между живой и неживой природой? (Ответы детей)

3. Беседа “Экологическая пирамида”. Слайд 7

То же самое происходит и в пищевых связях между растениями и животными, между животными и животными. Давайте вспомним экологическую пирамиду.

Чтобы прокормить себя, сове нужно множество мышей. Одной мышке - множество желудей. Сова - это кто? (Хищник)

Значит, хищников должно быть меньше, чем растениеядных животных.

А растениеядных животных - меньше, чем растений, которыми они питаются. Что может произойти, если нарушить хотя бы одно звено этой цепочки? (Нарушится экологическое равновесие. Если уничтожить сову, разведется много мышей)

А что произойдет, если сов будет очень много? (Они съедят всех мышей, а желуди все прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста)

Вывод: Если в этой цепочке нарушить хотя бы одно звено - нарушится экологическое равновесие.

4. Сейчас людям известно много примеров опасного нарушения экологического равновесия.

Рассмотрим, важно ли равновесие между травоядными животными и хищниками

Послушаем сообщение о нарушении экологического равновесия между животными. Узнаем, чем полезны пауки. Приложение 3. Сообщение 1. Слайд 8

Если не будет пауков, что может произойти в природе? (Ответы детей)

К сожалению, ребята, проходя по лесу, часто нарочно обрывают паучьи сети, а увидев где-нибудь на дорожке бегущего паука, стараются его раздавить. Не надо! Пауки – это звено огромного и сложного животного мира, частью которого являемся мы сами. Все в этом мире заслуживает уважения. И пауки в том числе.

А сейчас послушаем сообщение обо всем известном насекомом. Слайд 9

Божья коровка – отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей (подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту – будет распространяться тля, опасные насекомые – уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения.

- Как человек может нарушить экологическое равновесие?

Интересный материал нашёл в своем энциклопедическом словаре… (Имя ученика). Слайд 10

Нарушение экологического равновесия между животными

В районе станции Уваровка, под Москвой, в начале XX в. один помещик, чтобы увеличить в своих лесах численность дичи, на которую хотел охотиться, платил крестьянам премию за уничтожение хищных птиц. В результате резко сократилось поголовье рябчиков, тетеревов, глухарей. Хищники - естественные санитары. Уничтожая больных и слабых птиц, они препятствуют распространению среди них разных заболеваний, от которых погибает много птиц и их становиться меньше.

Здесь мы видим нарушение экологического равновесия между птицами.

Кто же нарушил это равновесие? К чему это привело? (Ответы детей)

Кто еще нашёл материал о нарушении экологического равновесия между животными? (Ответы детей)

1) Однажды рыбаки заметили, что в их улове стало попадаться много больных рыб. Причина оказалась простой: в реке выловили всех раков. А ведь раки уничтожают останки погибших животных, служат санитарами. И когда раков не стало, от погибших рыб заражались и здоровые... (Приложение 2. Рис.2.)

Кто нарушил равновесие в реке? К чему это может привести?

2) Очень бережно нужно относиться к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Эти животные не только интересны, но ещё и поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.. (Приложение 2. Рис.3.)

Какие животные поддерживают равновесие на лугу?

Работа по учебнику.

Прочитайте на стр. 142 в вашем учебнике под цифрой 4. Слайд 11

О каком происшествии в Австралии вы прочитали?

Что сказали бы о произошедшем в Австралии ученые-экологи? (В Австралии было нарушено экологическое равновесие между хищниками и травоядными животными.)

Важно ли экологическое равновесие между животными? (Ответы детей)

ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.

5. Продолжение изучения темы урока.

1. Рассмотрим нарушение экологического равновесия между растениями

1) Рассказ ученика о нарушении равновесия между растениями. Слайд 12 . Рассказ о лесничем, который хотел навести порядок в лесу. (Приложение 3. Сообщение 2)

Здесь мы видим, как человек нарушает это равновесие.

Вырубка леса может привести к экологической катастрофе. Слайд 13

2) А сейчас послушаем рассказ о нарушениях экологической связи между грибами и деревьями. Слайд 14

Нужны ли лесу грибы (Приложение 3. Сообщение 3)

Нужны ли лесу грибы? Чем грибы помогли деревьям?

Важно ли экологическое равновесие? (Ответы детей)

2. Рассмотрим равновесие между животными и растениями.

1) По этому вопросу мы послушаем… (имя ученицы). Слайд 15

Рассказ о сойке и кедровке. (Приложение 3. Сообщение 4)

2) Кто приведет свои примеры нарушения равновесия между животными и растениями? (Ответы детей)

Вывод: Животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Нарушение равновесия между ними может привести к экологической проблеме.

6. Опираясь на свои знания и наблюдения, приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия. (Ответы детей). Слайд 16

Сообщения учащихся:

1) Почему мутнеет вода в озере? (Приложение 3. Сообщение 5) Слайд 17

2) История о комарах и кошках. (Приложение 3. Сообщение 6) Слайд 18

ФИЗМИНУТКА. Слайд 19

Мы березку посадили,
Мы водой ее полили,
И березка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят поблагодарила.

Закрепление

Предлагаю объяснить такие экологические ситуации:

1) Некоторые промышленные предприятия спускают в водоемы отработанную неочищенную воду. Как это отразится на рыбном богатстве водоема? А на человеке? Слайд 20

2) Почему в районах новостроек бывает больше пыли и тяжелее дышится, чем в старых районах со скверами и парками? Слайд 21

3) Почему после уничтожения волков на Таймыре число больных оленей увеличилось во много раз? Слайд 22

Какой вы сделаете вывод из всего сказанного? Можно ли нарушать экологическое равновесие?

(Нельзя нарушать экологическое равновесие, это приводит к экологическим проблемам.)

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок

Почему важно экологическое равновесие?

Что делать, если экологическое равновесие уже нарушено? (Чтение отрывка из учебника с.142)

Выводы. Слайд 23

Экологическое равновесие в окружающем нас мире – это очень важно, потому что в природе все взаимосвязано. Не могут жить сами по себе ни растения, ни животные, ни человек.

Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе.

Закончить наш урок мне хочется стихотворением Бориса Заходера “Про всех на свете”. (Читает подготовленный ученик). Слайд 24

Все-все на свете - на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны...
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд
Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки и мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Если ты взял что-то от Земли, отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, только тогда Земля останется такой, как на ваших рисунках “Любимые уголки природы”.

Давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой, прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы.

Домашнее задание

  1. Прочитать материал учебника на стр. 141, 142.
  2. Выполнить домашнее задание в тетради на печатной основе.

Вариант 3

Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) На разных этапах истории существовало множество теорий устройства нашего мира. (2) Все они изображались в виде рисунков, схем, моделей. (3) <...> время и достижения научно-технического прогресса расставили все на свои места, и гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы - это уже аксиома.

Задание 1.

Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Благодаря достижениям научно-технического прогресса гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы изображалась в виде рисунков и схем.

2) Гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы, отражающая устройство нашего мира и в настоящее время являющаяся аксиомой, появилась со временем благодаря научно-техническому прогрессу.

3) Все изображения гелиоцентрической математической модели Солнечной системы в виде рисунков и схем благодаря техническому прогрессу стали аксиомой.

4) Благодаря достижениям научно-технического прогресса множество теорий устройства нашего мира, которые существовали в разные периоды истории, со временем сменила гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы, ставшая аксиомой.

5) На разных этапах истории гелиоцентрическая математическая модель Солнечной системы отражала множество теорий устройства нашего мира.

Задание 2.

Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

Поэтому

Лишь бы

Тем не менее

Зато

Задание 3.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в котрой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж.

1. Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с к-рого воспроизводится изображение. Новая м. платья. М. для литья. Модели для скульптур.

2. Уменьшенное (или в натуральную величину) воспроизведение или макет чего-н. М. корабля. Летающая м. самолёта.

3. Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля.

4. Схема какого-н. физического объекта или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка.

5. Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица.

Задание 4.

В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

снЯтый

кОнусов

вероисповедАние

облилАсь

нарвалА

Задание 5.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

По итогам юниорского первенства страны и пятого этапа Кубка России ПРЕТЕРПЕЛ изменения рейтинг Союза биатлонистов.

СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малообщителен, другим ничего не рассказывает о себе, утаивает свои чувства, помыслы, настроения.

По оценкам современных психологов СЛОВАРНЫЙ запас учащегося средней школы составляет около 5000 слов.

Я потянул удочку из воды, но рыба сорвалась — на ветру затрепетал лишь ОБРЫВОК лески.

Питательные вещества клубня способствуют быстрому росту КОРНЕВОЙ системы цветка.

Задание 6.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

вкусные ТОРТЫ

нет СВЕЧЕЙ

МЯГЧАЙШИЙ зефир

воздержаться от КОММЕНТАРИЕВ

в ДВУХ тысячи пятом году

Задание 7.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

A) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

B) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Предложения

1) У широкой дороги, названной большим шляхом, ночевала отара овец.

2) Собака испугалась не на шутку, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла.

3) В своей книге «Текст как объект лингвистического исследования»

4) И. Р. Гальперин исследует и рассуждает о проблемах лингвистики текста. Оказавшись на выставке Ван Гога, меня поразила картина «Ирисы».

5) В картине «Портрете сына» В. А. Тропинина чувствуются и отцовская привязанность, и безграничная любовь к сыну.

6) Шесть картин, посвящённых северной русской природе, Ф. А. Васильев написал в Крыму.

7) Город Сочи стали столицей проведения XXII зимних Олимпийских игр!

8) Предвкушение грозы — тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг.

9) Нельзя сказать то, что в доме рыбака было привлекательно и уютно.

Задание 8.

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пол..мизировать

в..рсистый

м..ценатство

с..тевой (шнур)

зерк..ло

Задание 9.

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

раз..единил, в..езд

о..бирал, на..пись

пр..смешной, пр..крыл

с..знова, вз..мать

и..жарить, ..делка

Задание 10.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

быст..нько

фасол..вый

обид..ться

неуживч..вый

подразум..вать

Задание 11.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

стро..щийся

вер..щий

(они) жмур..тся

ка..щийся

(они) вычисл..т

Задание 12.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Выпало два холодных утренника, и (НЕ)УСПЕВШИЕ отцвести хризантемы поблёкли. Все обратили внимание, что кабина пилота вовсе (НЕ)СЛЕПАЯ, как мы предполагали раньше.

Всякий раз, когда я подымал об охоте разговор, у Ярмолы находился какой-нибудь предлог для отказа: то ружьё у него (НЕ)ИСПРАВНО, то собака болеет, то ему некогда.

Серёжка мастерил что-то из ракушек, наклонив голову и ничего (НЕ)ЗАМЕЧАЯ вокруг.

Яблони у нас в садах (НЕ)РАЗВЕСИСТЫЕ, а аккуратные, похожие одна на другую, округлые.

Задание 13.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

При конструировании современных автомобилей большое внимание уделяется вопросам безопасности, но аварии ВСЁ(ТАКИ) происходят, ПОТОМУ(ЧТО) их главная причина — сам человек.

Пережив некоторый экономический спад (В)НАЧАЛЕ 1990-х годов, страна добилась существенного роста не только (ЗА)СЧЁТ нефтяного сектора, но и благодаря развитой сфере услуг.

(ЗА)ТЕМ менеджер быстро вышел из кабинета начальника и, ни на кого (НЕ)СМОТРЯ, направился к выходу.

ЧТО(БЫ) сберечь природные ресурсы и уменьшить загрязнение окружающей среды, машиностроители (В)МЕСТО бензиновых и дизельных двигателей внутреннего сгорания предлагают газовые турбины и аккумуляторные электромоторы.

Главной достопримечательностью острова (ПО)ПРАВУ считаются исполинские черепахи: их здесь насчитывается (С)ВЫШЕ 150 тысяч особей.

Задание 14.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

Печё(1)ая картошка — традицио(2)ое блюдо туристов. Некоторые путешестве(3)ики, чтобы картошка не обугливалась, готовят её в жестя(4)ой банке или ведре, прикрыв песча(5)ым слоем.

Задание 15.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно

поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Над маленьким полковым аэродромом то гуськом то журавлиными косяками то развёрнутым строем плыли и плыли бомбардировщики.

2) Вечереет и в густой синеве мерцает вечерняя гроза.

3) Эстетическое образование требуется не только писателю и художнику но и рабочему.

4) После разговора с отцом Андрей стоял ни жив ни мёртв.

5) Листья эвкалипта широко используют для заживления ран и для лечения ангины и для изготовления духов и мыла.

Задание 16.

Раскинув могучие крылья (1) и (2) напружинив (3) сильные когтистые лапы (4) готовые к удару (5) птица кружилась над серединой реки.

Задание 17.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Более мягкий климат тундры способен обеспечить пищей многочисленных птиц и зверей (1) однако (2) и в более суровых полярных областях тысячам живых существ (3) представьте себе (4) удаётся найти пропитание.

Задание 18.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

У организма животных есть потребность в тепле; его функционирование (1) является следствием целой серии химических реакций (2) скорость (3) прохождения (4) которых (5) тесно связана с температурой.

Задание 19.

Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В эту музыку вложена такая полнота нежности (1) что (2) когда Пётр Ильич тихонько напевал про себя эту широко раскидывающуюся светлую мелодию (3) то что-то перехватывало ему горло (4) в глазах появлялись слёзы.

Прочитайте текст и выполните задания 20-25.
(1) В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило вместе с солнцем. (2)Деревья только-только начали сбрасывать одеяние, и листья падали, покачиваясь в воздухе, бесшумно и плавно. (З)Было прохладно и легко, а потому и весело. (4)Осенний запах леса — особенный, неповторимый, стойкий и чистый настолько, что за десятки метров Бим чуял хозяина.
(5) Теперь хозяин сел на пенёк, приказал Биму тоже сидеть, а сам снял кепку, положил её рядом на землю и смотрел на листья. (6)И слушал тишину леса.
(7) Ну конечно же, он улыбался! (8)Он был сейчас таким, как всегда перед началом охоты.
(9)И вот хозяин встал, расчехлил ружьё, вложил патроны. (10)Бим задрожал от волнения. (11)Иван Иваныч потрепал его ласково по загривку, отчего Бим ещё больше разволновался.
— (12)Ну, мальчик, ищи! 
(13) Бим пошёл! (14)Малым челноком пошёл, лавируя между деревьями, приземисто, пружинисто и почти бесшумно. (15)Иван Иваныч потихоньку двинулся за ним, любуясь работой друга. (16)Теперь лес со всеми красотами остался на втором плане: главное — Бим, изящный, страстный, лёгкий на ходу.
(17) Изредка подзывая его к себе, Иван Иваныч приказывал ему лежать, чтобы дать успокоиться, втянуться. (18)А вскоре Бим уже пошёл ровно, со знанием дела. (19)Великое искусство — работа сеттера! (20)Вот он идёт лёгким галопом, подняв голову, ему не надо опускать её и искать низом, он берёт запахи верхом, при этом шелковистая шерсть облегает его точёную шею, оттого он так и красив, что держит голову высоко, с достоинством, уверенностью и страстью.
(21) Лес молчал. (22)Лишь чуть-чуть играли золотые листья берёзы, купаясь в блёстках солнца. (23)Притихли молодые дубки рядом с величавым исполином дубом — отцом и прародителем. (24)Бесшумно трепетали оставшиеся на осине серебряно-серенькие листья. (25)А на палой жёлтой листве стояла собака — одно из лучших творений природы и терпеливого человека. (26)Ни единый мускул не дрогнет! (27)Вот что такое классическая стойка в жёлтом лесу!
— (28)Вперёд, мальчик!
(29) Бим поднял вальдшнепа на крыло.
(30) Выстрел!
(31) Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом. (32)Казалось, берёза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. (ЗЗ)Дубы охнули, как богатыри. (34)Осины, что рядом, торопливо посыпали листьями.
(Зб)Вальдшнеп упал комом. (Зб)Бим подал его по всем правилам. (37)Но хозяин, приласкав Бима и поблагодарив за красивую работу, подержал птицу на ладони, посмотрел на неё и сказал задумчиво:
— Эх, не надо бы...
(38) Бим не понял, вглядывался в лицо Ивана Иваныча, а тот продолжал:
— Для тебя только, Бим, для тебя, глупыш. (39)А так — не стоит.
(40) Вчера был счастливый день. (41)Всё как надо: осень, солнце, жёлтый лес,
изящная работа Бима. (42)А всё-таки какой-то осадок на душе. (43)Отчего бы?
(44) Мне жаль стало убивать дичь. (45)Так хорошо вокруг, и вдруг мёртвая птица. (46)Я не вегетарианец и не ханжа, описывающий страдания убитых животных и уписывающий с удовольствием их мясо, но до конца дней ставлю себе условие: одного-двух вальдшнепов за охоту, не больше. (47)Если ни одного — ещё бы лучше, но тогда Бим загибнет как охотничья собака, а я вынужден буду купить птицу, которую для меня убьёт кто-то другой. (48)Нет уж, увольте от такого...
(49) Откуда же всё-таки осадок от вчерашнего? (50)И только ли от вчерашнего?
(51) Не пропустил ли я какую-то мысль?.. (52)Итак, вчерашний день: стремление к счастью, жёлтый лес — и убитая птица. (53)Что это: уж не сделка ли со своей совестью?
(54) Стоп! (55)Вот какая мысль ускользнула вчера: не сделка, а укор совести и боль за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность.
(56) Из прошлого, из воспоминаний о прошлом идёт и всё более растёт во мне жалость к птицам и животным.
(57) Ах, жёлтый лес, жёлтый лес! (58)Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. (59)В осеннем солнечном лесу человек становится <...>.
(По Г. Н. Троепольскому*)
* Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) — русский советский писатель.

Задание 20.

Какое из приведенных ниже слов должно стоять на месте пропуска в предложении 59? Выпишите это слово.

несчастным

браконьером

ханжой

чище

разговорчивей

Задание 21.

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1-4 содержится описание.

2. В предложениях 9-11 представлено повествование.

3. Предложение 27 содержит эмоционально-оценочное суждение о том, о чем говорится в предложении 23.

4. В предложениях 46-48 содержится повествование.

5. В предложениях 54-56 представлено рассуждение.

Задание 22.

Из предложений 1-8 выпишите устаревшее слово.

Задание 23.

Среди предложений 1-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слов. Напишите номер(-а) этого(их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ " 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Задание 24.

«Ощущение, что ты оказался в лесу, создаётся, пожалуй, у каждого при прочтении текста Г. Н. Троепольского. И это неслучайно, ведь при описании природы писатель использует всю палитру языковых средств выразительности, в частности троп — (А)________ („лес молчал", „играли... листья берёз", „притихли... дубки" в предложениях 21-23), приём — (Б)_______________ („жёлтый лес" в предложении 57, „вот вам и" в предложении 58). Особую роль в описании леса играет (В)__________(„золотые листья" в предложении 22, „величавым исполином" в предложении 23). Этот троп помогает передать восприятие гармонии природы рассказчиком. На этом фоне ещё ярче выделяется приём — (Г)____________ (в предложениях 45, 52)".

Список терминов:

1) фразеологизм

2) аллитерация

3) лексический повтор

4) метонимия

5) обращение

6) противопоставление

7) литота

8) олицетворение

9) эпитет

Задание 25.

Напишите со-чи-не-ние по про-чи-тан-но-му тексту.

Сфор-му-ли-руй-те и про-ком-мен-ти-руй-те одну из проблем, по-став-лен-ных ав-то-ром тек-ста (избегайте чрез-мер-но-го цитирования).

Сфор-му-ли-руй-те по-зи-цию ав-то-ра (рассказчика). Напишите, со-глас-ны или не со-глас-ны Вы с точ-кой зре-ния ав-то-ра про-чи-тан-но-го текста. Объ-яс-ни-те почему. Свой ответ аргументируйте, опи-ра-ясь в первую очередь на чи-та-тель-ский опыт, а также на зна-ния и жиз-нен-ные на-блю-де-ния (учитываются пер-вые два аргумента).

Объём со-чи-не-ния — не менее 150 слов.

Работа, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тексту), не оценивается. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся нулём баллов.

Сочинение пи-ши-те аккуратно, раз-бор-чи-вым почерком.

Ответы:

1 - 24 или 42

2 - темнеменее

3 - 4

4 - вероисповедание

5 - скрытный

6 - две

7 - 34975

8 - меценатство

9 - разъединилвъезд или въездразъединил

10 - неуживчивость

11 - кающийся

12 - неисправно

13 - чтобывместо или вместочтобы

14 - 145 или любая другая последовательность этих цифр

15 - 23 или 32

16 - 45 или 54

17 - 134 или любая другая последовательность этих цифр

18 - 2

19 - 134 или любая другая последовательность этих цифр

20 - чище

21 - 34 или 43

22 - одеяние

23 - 5

24 - 8396

25. Примерный круг проблем

1. Проблема воздействия природы на человека. (Какое влияние оказывает природа на человека?)

2. Проблема отношения к птицам и животным. (Допустимо ли убивать птиц и животных?)

3. Проблема взаимоотношений человека и собаки. (На чем строятся взаимоотношения человека и собаки?)

1. Красота природы пробуждает в человеке чувство радости, счастья, преображает, очищает человека, погружает его враздумья.

2. Бесполезное убийство птиц и животных недопустимо, ведь, убивая их, человек теряет человечность, идет против своей совести, чувства жалости к ним.

3. Собака - одно из лучших творений природы и человека - преданно относится к своему хозяину, и человек, ценящий эту преданность, отвечает любовью и заботой.



просмотров