Физиология и психоэмоциональное состояние человека. Физиологическое значение эмоций. Механизм формирования эмоций

Физиология и психоэмоциональное состояние человека. Физиологическое значение эмоций. Механизм формирования эмоций

Процесс познания окружающего мира начинается с анализа информации, которая поступает от сенсорных систем, и образования целостных образов предметов и явлений. Этот начальный этап познания называется восприятием.

Целенаправленное восприятие осуществляется с помощью внимания.

Внимание - это фактор, руководящий выбором информации для восприятия. С точки зрения физиологов, внимание - это процесс, в результате которого информация имеет доступ к механизмам памяти и движения и, соответственно к сознанию. Внимание характеризуется объемом, скоростью переключения и устойчивостью, оно может быть повышено активными действиями или волевыми усилиями.

Внимание может быть непроизвольным, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой, и произвольным - человек ставит перед собой цель, что необходимо запомнить, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы. Информация, которая воспринимается, передается в память.

Память

Память - это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта.

И. М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Память связана с определенными отделами головного мозга, соединенными между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого образуются вещества, являющиеся материальными носителями памяти.

Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию следов памяти и, следовательно, обучению. Именно приобретение индивидуального опыта путем формирования условных рефлексов рассматривается как процесс обучения.

Виды и формирование памяти

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Отсюда широко известный афоризм: «Повторение - мать учения». В зависимости от того, что запоминается человеком, различают 4 вида памяти:

  1. Двигательная память - лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.
  2. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.
  3. Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку, милосердие.
  4. Словесная память - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны. Одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память имеет большое значение для поведенческой ориентации человека. Без способности накапливать и сохранять информацию невозможно получить знания, необходимые для жизни, накапливать и осуществлять целенаправленные действия.

Различают кратковременную (нестабильную) память и долгосрочную (долговременную) память , где хранится наиболее значимая информация. В долговременной памяти информацию сохранять необходимо в обобщенном виде (фундаментальные законы, закономерности, обобщения, понятия). Мозг же отбирает в долговременную память самую необходимую информацию. Эту очень важную «мыслительную» работу выполняет мотивационная система, которая и определяет, какая информация наиболее важна.

В последние годы интенсивно исследуется механизм памяти. Установлено, что образование следов памяти проходит поэтапно.

  1. На первом этапе - нервные импульсы проходят от органов чувств к коре головного мозга, где сигналы задерживаются на несколько сотых секунды для их анализа. Этот процесс называют оперативной или сенсорной памятью . Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю.
  2. Второй этап связан с хранением информации и именуется краткосрочной памятью , отвечающей за временное (несколько секунд) хранение информации в виде слов. Ее называют еще
    первичной памятью
    . Информация из первичной памяти может быть вытеснена новыми сигналами.
  3. Третий этап (вторичная память ) - информация из первичной памяти передается во вторичную и через промежуточные станции - в третичную, где и хранится длительное время.

Все виды памяти проявляются в двух формах: логически-содержательной и чувственно-образной . Первая оперирует преимущественно понятиями, вторая - представлениями.

Развитие и тренировка памяти осуществляются путем постоянных тренировочных упражнений: сосредоточенности, четкости восприятия, внимательности, активной мыслительной деятельности с использованием схем, таблиц.

Память - очень ценное качество человека, ее необходимо не только развивать, но и сохранять, не отравляя мозг алкоголем, никотином, наркотиками. Эти отравляющие вещества нарушают кровообращение в сосудах мозга, разрушают связи между клетками и сами нервные клетки, которые в процессе жизнедеятельности не восстанавливаются.

Эмоции

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны, и могут быть положительных (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, позе, а также жестам человека, мимике, интонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии. Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, сострадаем. Таким образом, выразительные движения - своеобразное средство общения между людьми .

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Жизнь человека без эмоций невозможна. Потеря эмоций - это потеря специфических для человека черт.

Нормальная жизнь человека должна быть эмоционально насыщенной с преобладанием положительных эмоций. Бурные отрицательные эмоции приводят к развитию психических и соматических болезней человека. Поэтому необходимо предупреждать их развитие. Это достигается с помощью воли - осмысленного руководства эмоциями. Мы можем сдерживать свои эмоции, свои выразительные движения, «не давать чувствам воли».

Самообладание, умение владеть собой в различных ситуациях приобретаются в воспитании, самовоспитании и являются чертами высокой культуры человека.

Эмоции, сколько-нибудь ярко выраженные, включают обычно широко разлитые органические изменения, охватывающие весь организм - работу сердца и кровеносных сосудов, органов дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции, скелетной мускулатуры и т. д.

Изменения в сердечной деятельности и состоянии кровеносных сосудов при сколько-нибудь острых эмоциональных состояниях доступны наблюдению и невооружённым глазом. При сильном испуге человек бледнеет - краска сходит у него с лица; при смущении люди часто краснеют, от стыда «вспыхивают»: краска стыда заливает лицо. В первом случае происходит сжатие, во втором - расширение поверхностных кровеносных сосудов лица. При сильном эмоциональном возбуждении вообще наблюдается увеличение кровяного давления; в различных эмоциональных состояниях происходят различные изменения в силе и скорости сердечной деятельности.

Для регистрации этих изменений сердечной деятельности и кровеносной системы служит соответствующая аппаратура: кривая пульса фиксируется при помощи сфигмографа, кривая биения сердца - посредством кардиографа; определение кровенаполнения сосудов отдельных органов, или объёмного пульса, производится посредством плетисмографа.

На рисунке дана кривая пульса по А. Бине и Куртье: резкое падение кривой и уменьшение высоты пульсации вызваны были у очень пугливого субъекта возгласом: «Змея!».

Кривая пульса (по А. Бине и Куртье)

Более или менее значительные изменения происходят при эмоциональных процессах и в дыхательной системе: дыхание ускоряется или замедляется, становится более поверхностным или делается более глубоким, иногда переходя во вздох: иногда - например при неожиданном испуге - оно прерывается, во время смеха или рыданий приобретает спазматический характер.

Кривые дыхания фиксируются при помощи пнеймографа. Образцы кривых дыхания при различных эмоциях даны на помещённом ниже рисунке. Рисунок изображает (по Ж. Дюма) кривые дыхания в состоянии: a) радости (17 вдыханий в минуту); b) пассивной грусти (9 вдыханий в минуту); с) активной грусти (20 вдыханий в минуту); d) страха, связанного с большим возбуждением (64 вдыхания в минуту - у больного, страдающего умственным расстройством); е) гнева (40 вдыханий в минуту у маньяка).

Кривые дыхания при различных эмоциях (по Ж. Дюма)

При сильном эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения и в процессе пищеварения. При тревожных неприятных эмоциональных состояниях у человека часто появляется тяжесть в желудке. Неприятные эмоции тормозят деятельность кишечника, его перистальтику.

В опытах над животными это показали эксперименты Бергмана и Катца, а также Кеннона. Кеннон с помощью рентгеновских лучей наблюдал прекращение перистальтики кишечника у кошки, когда её привязали к стенке. Бергман и Катц с помощью целлулоидного «окна», вставленного в брюшную полость кролика, наблюдали, как при неприятных для животного раздражениях (щипок и т. п.) у него сразу прекращались перед тем очень интенсивные перистальтические движения кишечника.



Помимо того, при эмоциональных состояниях происходят и изменения в отделении пищеварительных соков. Опыты Павлова над собаками с перерезанным пищеводом, у которых пережёвываемая пища не попадала в желудок, показали, что пережёвывание приятной пищи вызывало обильное отделение желудочного сока, неприятная пища его не вызывала. При отрицательных эмоциях (страхе, ярости и т. д.) наблюдается сокращение отделения не только желудочного сока, но также и слюны (сухость во рту при страхе, при сильном возбуждении). Эмоциональные состояния сказываются также на уменьшении отделения жёлчи и секреторной деятельности поджелудочной железы. Изменения в железах вообще обычно широко включаются в течение эмоциональных процессов; это относится как к железам с внешней секрецией (усиление деятельности потовых желез при некоторых состояниях эмоционального возбуждения, слёзных желез - плач при горе, вышеупомянутые изменения в деятельности слюнных желез), так и к эндокринной системе, к железам с внутренней секрецией. Особое значение при эмоциях имеет выделение надпочечниками адреналина.

Опыты Кеннона над животными показали, что при эмоциональных реакциях типа ярости и страха происходит усиленное выделение надпочечниками адреналина. Этим вызывается усиленное поступление в кровь сахара, который под воздействием адреналина выделяется из гликогена печени. Кеннон производил свои опыты над кошками. Стесняя свободу их движений, он вызывал у них бурные реакции ярости: волосы на спине у них становились дыбом, зрачки расширялись, они огрызались, стремясь освободиться. Эти эмоциональные реакции всегда сочетались с усиленным выделением сахара, свидетельствовали об усиленном выделении надпочечниками адреналина, которым оно вызывается. Такой же результат получался в опытах Кеннона и тогда, когда кошка подвергалась нападению со стороны собаки и обнаруживала реакцию страха. Последующие экспериментальные исследования обнаружили, что и у людей при сильном эмоциональном возбуждении - во время ответственных испытаний, при сильном напряжении во время спортивных состязаний - наблюдается повышенное количество сахара в крови, являющееся результатом и показателем усиленного поступления адреналина. О связи эмоциональных состояний с повышением количества сахара в крови (и моче) свидетельствуют и клинические данные: влияние эмоциональных потрясений на состояние диабетиков (сахарная болезнь).

Усиленное выделение сахара в кровь, мобилизуемого печенью под воздействием адреналина, является не единственным следствием повышенного выделения адреналина в эмоциональных состояниях. Взаимодействуя и кооперируя с симпатической нервной системой, адреналин, действие которого аналогично действию симпатической нервной системы, усиливая её действие, вызывает многообразные органические изменения - сужение сосудов, повышение кровяного давления, восстановление работоспособности утомлённой мышцы и т. д.

Помимо изменений, вызываемых секреторной деятельностью, в эмоциональных состояниях, происходят и другие химические явления - изменение количества кислорода в крови и кислотности крови (и слюны).

Наряду с вышеперечисленным, существенную и, может быть, ещё часто недооцениваемую роль играют в эмоциональных процессах рефлекторные изменения в тонусе, в распределении и степени напряжения различных органов. Охватывая и тонус скелетной мускулатуры, они порождают в частности выразительные движения - поскольку они затрагивают мышцы глаз, рта, вообще лица, отражаются на общей позе тела и распространяются на голосовой аппарат. Будучи доступны непосредственному наблюдению со стороны других людей, эти внешние органические изменения приобретают большое социальное значение (о выразительных движениях подробнее см. дальше).

В числе многообразных рефлекторных изменений, связанных, по-видимому, с эмоциональными процессами, можно отметить и так называемый гальванический или психогальванический рефлекс, который в последнее время привлекает к себе значительное внимание.

Психогальванический рефлекс заключается в кратковременном, более или менее резком, рефлекторном измененииэлектропроводимости кожи. Изменение электропроводимости непосредственно связано с упомянутым выше изменением в деятельности потовых желез, которое наблюдается при эмоциях, а также с изменением широты просвета кожных сосудов. Эти же изменения в свою очередь вызываются деятельностью вегетативной нервной системы.

Гальванический или психогальванический рефлекс выражается в изменении силы тока в гальванической цепи, в которую включён человек. При прохождении через тело постоянного электрического тока происходит поляризация кожи. Изменение степени поляризации - её уменьшение или увеличение - приводит при сохранении неизменной внешней электродвижущей силы соответственно к увеличению или уменьшению кажущегося сопротивления кожи и выражается в уменьшении или увеличении проходящего через кожу тока, отмечаемого на гальванометре.

Оказалось, что при воздействии на человека, включённого в гальваническую цепь, эмоционально окрашенных раздражителей сила тока изменяется.

Начало изучению явления, позже названного гальваническим рефлексом, положили работы Фере и русского физиолога Тарханова (1899). Особенное внимание привлекли к нему работы Верагута (Veraguth, 1904-1906). Именно этот последний исследователь ввёл термин психогальванический рефлекс, отметив зависимость этого явления от психики.

Яркое доказательство того, что гальванический рефлекс зависит не только от физических свойств раздражителей и физического состояния организма, но также и от психического (психофизического) состояния субъекта, дают опыты Валлера (Waller). Он изучал во время налёта германских аэропланов на Лондон гальванические рефлексы, которыми сопровождались у испытуемых первый, второй и третий гудок сирены. Каждый последующий гудок давал всё более сильный гальванический рефлекс. Как физический раздражитель - звук определённой силы - последующие гудки могли дать лишь ослабевающий в результате повторения эффект. Наблюдавшееся в действительности усиление могло быть вызвано лишь осознанием того, что каждый последующий гудок сигнализировал о всё более непосредственной опасности, поскольку первый сигнал сирены обычно давался, как только удавалось заметить где-нибудь вражеские самолёты; второй гудок сигнализировал их приближение к данному району, а третий предупреждал о непосредственной опасности. Таким образом, гальванический рефлекс выступает не только в форме «безусловного рефлекса»; являясь непосредственно реакцией вегетативной нервной системы, он отражает многообразные воздействия различных корковых исоответствующих психических процессов. Гальваническому рефлексу посвящена очень большая литература [Обзор её до 1929 г. см. С. Landis and H. N. De Wick, The electrical phenomena of the skin (Psycho-galvanic Reflex), «Psychological Bulletin», vol. XXVI, 1929.] (в том числе и ряд советских работ [См. в частности В. Н. Мясищев, О так называемом психогальваническом рефлексе и его значении в исследовании личности, «Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы», сб. 3, М.-Л. 1929, а также его же, Психологическое значение электрокожной характеристики человека, сб. «Психологические исследования», т. IX, Государственный институт по изучению мозга им. В. М. Бехтерева, Л. 1939.]). Тем не менее вопрос о психологическом значении психогальванического рефлекса требует ещё дальнейшего исследования. Спорно в частности, в какой мере он специфичен именно и только для эмоций; но несомненно, что гальванический рефлекс является реакцией вегетативной нервной системы и что эмоциональные состояния отражаются в нём.

Таким образом, эмоциональные процессы включают многообразные периферические изменения, охватывающие все органические функции и отражающиеся на всех внутренних, висцеральных процессах, от которых зависит жизнь организма.

Некоторые физиологи (в первую очередь У. Кеннон), изучая физиологические механизмы некоторых эмоций, главным образом при ярости, гневе и страхе, а также боли (относящейся собственно к интероцептивной чувствительности), очень подчеркнули, как уже было отмечено выше, положительную приспособительную роль эмоций; эмоции приводят организм в состояние готовности к экстренной трате энергии, мобилизуя все его силы. «Каждое из вышеотмеченных нами висцеральных изменений, - пишет Кеннон, - прекращение деятельности пищеварительных органов (освобождающее запасы энергии для других частей организма); приток крови от желудка к органам, непосредственно участвующим в мускульной деятельности; увеличивающаяся сила сокращении сердца; более глубокое дыхание; расширение бронхов; быстрое восстановление работоспособности утомлённой мышцы; мобилизация сахара в крови - все эти изменения прямо служат для того, чтобы приспособить организм к интенсивной затрате энергии, которая может потребоваться при страхе,ярости или боли».

Наряду с вышеуказанным можно было бы отметить и другие факты, свидетельствующие о приспособительном значении эмоций: так, например, процесс свёртывания крови при ранениях - очень важное защитное приспособление организма - заметно ускоряется под влиянием эмоций. И тем не менее неправомерно на основании этих и подобных фактов утверждать, будто эмоция по существу своему всегда и при всех условиях должна оказывать приспособительное действие. Этот метафизический подход явно противоречит фактам, которые свидетельствуют о том, что в ряде случаев эмоции могут оказывать и дезорганизующее действие.

В действительности вывод из вышеприведённых фактов надо, по-видимому, сделать иной. Висцеральные изменения, которые придают различным процессам аффективный, эмоциональный характер, приспособлены, очевидно, в первую очередь специально к связаннымс борьбой за существование и самосохранение, жизненно важным ситуациям нападения и бегства, требующим действий, связанных с интенсивной затратой мышечной энергии. Повышенное выделение сахара - одного из основных источников мышечной энергии - в кровь, усиленная работа сердца, приток богатой сахаром крови к мышцам и т. д. - всё это приспособлено в первую очередь именно к этим ситуациям, с которыми генетически, первично были, вероятно, главным образом связаны эмоции. Для ограниченного круга первичных эмоций, связанных с борьбой за существование, самосохранением и, может быть, продолжением рода, эти органические изменения имели специфическое приспособительное значение.

Но в дальнейшем у человека в ходе исторического развития эмоции в своём конкретном содержании всё изменялись; все новые акты, приобретавшие для человека жизненно важное значение, приобретали вместе с тем эмоциональный характер, а «механизмы» эмоциональности, органические висцеральные изменения, которые придают различным процессам эмоциональный характер, остаются в основном теми же. Они, таким образом, утрачивают свой специфический характер; переставая быть специфическими для изменяющихся новых условий, становясь стереотипными для самых различных эмоций, они утрачивают свой приспособительный характер.

Так, возбуждённое напряжение, которое очень полезно для физического нападения, может оказать обратный эффект там, где нужно осуществить какую-то тонкую работу, ни в какой мере не требующую применения физической силы, но предполагающую сложный расчёт и спокойствие. Такая работа, естественно, может быть дезорганизована сильным эмоциональным возбуждением. Этот вопрос, как и всякий другой, нельзя, очевидно, решать абстрактно, метафизически, одинаково для всех условий; его надо брать конкретно, с учётом хода развития и тех условий, в которых протекает эмоциональный процесс.

Многообразные периферические изменения в деятельности внутренних органов, наблюдающиеся при эмоциях, регулируются деятельностью симпатической нервной системы. Симпатическая нервная система, т. е. симпатический отдел вегетативной нервной системы, которая вообще регулирует по преимуществу жизнедеятельность внутренних органов, широко разветвлена по всему организму (см. на рис. схему вегетативной нервной системы и её симпатического отдела). При этом, в то время как цереброспинальная нервная система непосредственно ведает отношениями с внешним миром, служа для рецепции раздражений, их переработки и ответного воздействия на произвольный мышечный аппарат, вегетативная нервная система и её симпатический отдел адаптируют (Л. А. Орбели) деятельность внутренних органов для этой во вне направленной деятельности.

Схема общего плана строения вегетативной нервной системы

Симпатическая нервная система регулирует идущий к различным аппаратам поток раздражений, делая их более или менее чувствительными по отношению к раздражениям, которые к ним поступают. Это относится и к нервной системе, и к органам чувств, и к поперечнополосатой мускулатуре. Не вызывая непосредственно в мышце никаких внешних двигательных эффектов, симпатическая нервная система адаптирует, приспособляет её к нуждам момента, делая её более или менее чувствительной к двигательным импульсам, которые к ней направляются, устанавливая (по выражению Е. Сеппа) «шлюзы» по отношению к ним на ту или иную высоту. В отличие от парасимпатической нервной системы, отдельные части которой функционируют независимо друг от друга, симпатическая нервная система (как это особенно отмечается У. Кенноном) действует как единое целое. Её возбуждение даёт разлитой эффект, многообразно сказывающийся на различных функциях и сторонах жизнедеятельности организма. Возбуждение симпатической нервной системы ускоряет деятельность сердца, расширяет его сосуды, суживает сосуды кожи и внутренностей, а также просвет бронхов, замедляет деятельность пищеварительного тракта, мобилизует сахар в печени, образуя при раздражении симпатических нервов вещество, аналогичное адреналину. Таким образом, деятельность симпатической нервной системы охватывает именно те стороны жизнедеятельности внутренних органов, которые характерны для эмоций. Можно считать установленным, что эмоциональные реакции связаны с деятельностью симпатической нервной системы .Тем самым эмоции связаны и с центральными аппаратами симпатической нервной системы в подкорке - с гипоталамусом и с таламусом, которые, по Орбели, являются её центральными аппаратами. Особенно большое значение таламуса в физиологии эмоций твёрдо установлено ещё исследованиями В. М. Бехтерева и новейшими работами Г. Хэда, Берда (Bard) и др.

Вегетативные центры головного мозга

Серьёзные поражения таламуса влекут за собой поражение эмоциональной сферы. Г. Хэд приводит наблюдения о больных с односторонним поражением таламуса: они проявляли болезненную одностороннюю чувствительность к аффективным возбуждениям. Один из его больных не мог переносить пение, когда оно доносилось к нему с правой стороны, относясь к тем же звукам вполне спокойно, если их источник находился влево от него. Тот факт, что сторона тела, соответствующая поражённой стороне зрительного бугра, значительно сильнее реагирует на аффективный характер как внешних раздражений, так и внутренних состояний, свидетельствует о значительной роли таламуса в физиологии эмоций.

Зрительный бугор, который, по данным Л. А. Орбели, является высшим центром симпатической нервной системы, сам (по данным его же лаборатории) находится под регулирующим влиянием симпатических волокон. Симпатическая иннервация влияет и на кору головного мозга (Астратян). Вообще, как показали работы Орбели и его сотрудников, симпатическая нервная система, регулируясь центральной нервной системой, сама в свою очередь оказывает регулирующее влияние на неё.

Периферические реакции, вызываемые возбуждением симпатической нервной системы и подкорковых центров, отличаются очень значительной стереотипностью. При столь различных эмоциях, как страх и ярость, имеют место, по данным Кеннона, те же самые висцеральные изменения (выделение адреналина и т. д.). Уже в силу этого обстоятельства периферические висцеральные реакции, связанные с деятельностью симпатической нервной системы, при всём их значении не могут объяснить эмоции в их отличительных чертах. Из стереотипности висцеральных реакций симпатической нервной системы, с одной стороны, и разнообразия эмоций - с другой, явно вытекает, что физиологический механизм эмоциональных процессов не сводится к деятельности одной лишь симпатической нервной системы. Это заключение подтверждается многочисленными и доказательными экспериментальными фактами.

Опыты Кеннона, Льюиса и Брейтона, которые оперативным путём удаляли у кошек всю симпатическую часть автономной нервной системы, производящую типичные для страха и ярости висцеральные реакции, показали, что отсутствие ощущений, исходящих от висцеральных реакций, не влечёт за собой выпадения эмоциональных реакций. Оперированные кошки, которые были лишены этих ощущений, проявляли при соответствующих условиях (например при виде собаки) все внешние признаки эмоций.

Если эти исследования Кеннона свидетельствуют о том, что устранение висцеральных изменений периферического характера не влечёт за собой выпадения эмоциональных реакций, то опыты других исследователей, в частности Маранона, показали, что наличие висцеральных проявлений эмоций не вызывает подлинно эмоциональных состояний. Маранон впрыскивал людям адреналин. Он этим вызывал ряд висцеральных изменений, которыми сопровождаются гнев, страх и другие сильные эмоции. Но у испытуемых при этом появлялись только ощущения сердцебиения, дрожания и т. п. Иногда соответствующие органические ощущения напоминали прежде испытанные эмоции. Испытуемые в силу этих воспоминаний сравнивали своё состояние с эмоциональным возбуждением, говоря, что у них такое состояние, «как если бы они были испуганы», но соответствующих чувств доподлинно они не испытывали. Таким образом, периферические процессы, связанные с возбуждением симпатической нервной системы и выделением адреналина, не являются достаточной и исчерпывающей физиологической основой эмоций.

Как мы уже видели, в механизме эмоций очень существенную роль играет таламус (зрительный бугор). Кеннон, так же как и Хэд и ряд других исследователей, склонен считать, что именно таламус и придаёт процессам, в которые он включается, специфически эмоциональный, или аффективный, характер. При этом и таламус не является высшим из аппаратов, которым регулируются эмоции. Важнейшую роль в эмоциях играет связь зрительного бугра (таламуса) с корой больших полушарий.

Существенное участие коры в эмоциональных процессах отчётливо видно из опытов Шеррингтона.

В первой серии опытов над пятью молодыми собаками Шеррингтон рассекал спинной мозг собаки так, чтобы выключить все раздражения, идущие от соматических участков, расположенных ниже плеч. Во второй серии опытов Шеррингтон пошёл ещё дальше: он осуществил оперативным путём почти полное разъединение мозга от его соматических связей, перерезав не только спинной мозг в шейной части, но и блуждающие нервы. Несмотря на почти полное выключение органических ощущений, оперированные животные продолжали выражать признаки страха, гнева, удовольствия и т. п. В результате своих опытов Шеррингтон приходит к следующему заключению: «Мы вынуждены признать правдоподобным, что висцеральное выражение эмоций наступает после мозгового процесса, связанного с сознательным психическим процессом».

Очень поучительны в этом отношении также клинические наблюдения Вильсона и Лермитта. У больных, которых они наблюдали, внешние выражения эмоций резко расходились с их чувствами. Часто различные поводы вызывали у них совершенно несоответствующие вызвавшей их причине вспышки спазматического смеха или потоки слёз. Но, смеясь, больные чувствовали себя печальными, плача,они иногда испытывали весёлость. На некоторых из этих больных непроизвольный судорожный смех, который они не в состоянии были удержать, хотя осознавали полную его немотивированность, производил особенно удручающее впечатление. Если У. Джемс говорит, что люди веселы, потому что они смеются, то об этих больных с большим правом можно было сказать, что они опечалены потому, что они смеются.

Все эти факты доказывают, что в эмоциональных процессах участвует головной мозг; они включают процессы, совершающиеся как в подкорковых центрах, так и в коре больших полушарий.

Согласно теории У. Кеннона и Дана, физиологический механизм эмоций представляется при этом таким образом, что из таламуса исходят, с одной стороны, афферентные импульсы к коре и одновременно, с другой стороны, вниз направляются двигательные импульсы, порождающие характерные для эмоций висцеральные соматические изменения. Этими последними управляет таламус, центры же сознательных эмоциональных процессов находятся в коре. В этой таламико-кортикальной теории эмоций во взаимодействии коры и подкорки приоритет признаётся за подкоркой. Вышеприведённые данные опытов Шеррингтона и др. дают основание предположить, что роль коры в сознательных эмоциональных процессах ещё больше и первичнее. На основе этих данных физиология сознательных эмоциональных процессов у человека представляется в следующем виде: возникающий в коре процесс распространяется на нижележащие подкорковые центры и, включая симпатическую нервную систему, даёт начало захватывающим весь организм телесным реакциям. Органические процессы, которые таким образом возникают, в свою очередь посылают проходящие через таламус афферентные сигналы в кору. Поступая в кору, они порождают многообразный комплекс переживаний, придающих специфически эмоциональный характер сознательному процессу. Приобретёт ли сознательный процесс эмоциональный характер или нет, очевидно, существенно зависит от того, распространится ли первично корковый процесс на подкорковые центры и включится ли в него симпатическая нервная система.

Таким образом, если нельзя свести физиологию эмоций исключительно к деятельности подкорковых центров, симпатической нервной системы и к периферическим реакциям, которые ею вызываются, то нельзя и исключить их из физиологии эмоций.

Роль периферических реакций в эмоциональном процессе особенно подчеркнули У. Джемс (1894) и К. Ланге (1895), которые построили на этой основе всю свою психологическую теорию эмоций.

У. Джемс следующим образом резюмирует свою теорию: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта; осознание нами этого возбуждения и есть эмоция. Обыкновенно принято выражаться следующим образом: мы потеряли состояние, огорчены и плачем, мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство, мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мной гипотезе порядок этих событий должен быть несколько иным: именно, первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым; между ними должны находиться телесные проявления, и потому наиболее рационально выражаться следующим образом: мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьём другого, боимся, потому что дрожим, а не говорить: мы плачем, бьём, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, бледным, лишённым колорита и эмоциональной «теплоты». Мы в таком случае могли бы видеть медведя и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы нанести оскорбление и найти справедливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха или негодования».

Основной смысл этих парадоксально звучащих утверждений заключается в том, что эмоции обусловлены исключительно периферическими изменениями: внешние впечатления чисторефлекторно, минуя высшие центры, с которыми связаны процессы сознания, вызывают ряд изменений в организме; эти изменения обычно рассматриваются как следствие или выражение эмоций, между тем как по У. Джемсу лишь последующее осознание этих органических изменений, обусловленное их последующей проекцией на кору, и составляет эмоцию. Эмоция, таким образом, отожествляется с осознанием органических изменений.

Аналогичную точку зрения развил К. Ланге в своей «сосудо-двигательной теории» эмоций. Эмоции-аффекты, по К. Ланге, определяются состоянием иннервации и шириной сосудов, которые наблюдаются при этих эмоциях.

Анализируя, например, грусть, К. Ланге говорит: «Устраните усталость и вялость мускулов, пусть кровь прильёт к коже и мозгу, появится лёгкость в членах, и от грусти ничего не останется». Для К. Ланге, таким образом, эмоция - это осознание происходящих в организме сосудо-двигательных (вазо-моторных) изменений и их последствий. Теория К. Ланге, таким образом, принципиально однородна с теорией Джемса. Поэтому обычно их объединяют и говорят о теории эмоций Джемса-Ланге. Но Джемс, не сужая так, как К. Ланге, физиологические основы эмоций, вместе с тем значительно более чётко поставил основной вопрос о периферической или центральной обусловленности эмоций. Вокруг этой проблемы сосредоточилась в дальнейшем экспериментальная работа.

Теория эмоций Джемса-Ланге правильно отметила существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения периферического характера. Действительно, без вегетативных, висцеральных реакций нет эмоций. Они являются не только внешним выражением эмоций, но и образуют существенный их компонент. Если выключить все периферические органические изменения, которые обычно имеют место при страхе, то останется скорее мысль об опасности, чем чувство страха; в этом У. Джемс прав. Но теория Джемса-Ланге совершенно ошибочно свела эмоции исключительно к периферическим реакциям и в связи с этим превратила сознательные процессы центрального характера лишь во вторичный, следующий за эмоцией, но не включающийся в неё и её не определяющий акт. Современная физиология эмоций показала, что эмоции не сводимы к одним лишь периферическим реакциям. В эмоциональных процессах участвуют в теснейшем взаимодействии как периферические, так и центральные факторы. Психология не может этого не учесть.

Одним из проявлений высшей нервной деятельности человека являются эмоции. Они представляются собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности.

Эмоция (от лат. «emovere » – возбуждать, волновать) – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективное явление, а субъективное к нему отношение.

Эмоции (например, гнев, страх, радость) принято отличать от общих ощущений (таких, например, как голод, жажда). Возникновение общих ощущений связано с возбуждением определенных рецепторов, а эмоции не имеют собственных рецептивных полей. Такие субъективные переживания, как страх или гнев трудно связать с определёнными рецепторами, поэтому они обозначаются не как ощущения, а как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в их нерегулярном, спонтанном возникновении.

Но эмоции и общие ощущения возникают в составе мотивации как отражение состояния внутренней среды, поэтому их разделение достаточно условно. Следует также заметить, что не все субъективные переживания относятся к эмоциям.

По классификации эмоциональных явлений А.Н.Леонтьева, различают следующие виды эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и предметные чувства.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными вегетативными и соматическими проявлениями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они проявляются в ответ на уже фактически возникшую ситуацию.

Собственно эмоции – длительные состояния, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации, поэтому способны, в отличие от аффектов, предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.

Предметные чувства возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

По критерию длительности эмоциональных проявлений выделяют, во-первых, эмоциональный фон (или эмоциональное состояние), во-вторых, эмоциональное реагирование. Указанные два класса эмоциональных явлений подчиняются разным закономерностям. Эмоциональное состояние в большей степени отражает общее отношение человека к окружающей ситуации, к себе самому и связано с его личностными характеристиками, а эмоциональное реагирование – это кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий ситуационный характер.

Функции эмоций

Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют следующие функции эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная , или оценочная функция выражается в обобщенной оценке событий, что позволяет оценить полезность или вредность воздействующих на организм факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Приспособительная роль этого механизма заключается в немедленной реакции на внезапное воздействие внешнего раздражителя, поскольку эмоциональное состояние мгновенно вызывает ярко выраженное переживание определенной окраски. Это приводит к моментальной мобилизации всех систем организма для ответной реакции, характер которой зависит от того, сигналом полезного или вредного воздействия на организм служит данный раздражитель.

Для разных эмоций оценочная функция свойственна в неодинаковой степени. Она более выражена для таких переживаний, как гнев, ненависть, стыд, и менее характерна для удовольствия, радости, скуки и страдания, так как не всегда удается определить их причины.

Побуждающая функция связана с тем, что эмоции побуждают организм к поиску решения задачи или удовлетворения потребностей. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция отражает участие эмоций в процессах обучения и накопления опыта. Возникающие в результате взаимодействия со средой положительные эмоции способствуют накоплению полезных навыков и действий, а отрицательные эмоции заставляют уклоняться от вредных факторов.

Переключательная функция особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Наиболее ярко эта функция проявляется в экстремальных ситуациях, когда мобилизуются резервные возможности организма и его физиологическая активность переключается на аварийный режим.

Коммуникативная функция позволяет человеку передавать свои переживания другим людям; проявляется в словах, интонациях, мимике, жестах, позах, движениях, которые являются средством сообщения эмоций.

Физиологическое выражение эмоций

Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций ряда органов и систем, охватывающими организм. Эти изменения функций бывают столь интенсивными, что представляются подлинной «вегетативной бурей». Однако в этой «буре» есть определенный порядок. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме.

Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц. Если в обычных условиях отдельные группы мышечных волокон включаются в работу поочередно, то в состоянии эмоционального напряжения они могут включаться одновременно. Кроме того, блокируются процессы, тормозящие мышечную деятельность при утомлении. Нечто подобное происходит в других системах организма, благодаря чему эмоциональное возбуждение мгновенно мобилизует все имеющиеся у организма резервы.

Одновременно угнетаются реакции и функции организма, которые в данный момент не являются жизненно необходимыми. В частности, тормозятся функции, связанные с процессами накопления, ассимиляции энергии, возрастают процессы диссимиляции, предоставляя организму необходимые энергетические ресурсы.

При проявлении эмоций изменяется субъективное состояние человека. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память, особенно четко воспринимаются воздействия окружающей среды.

При всем многообразии проявлений эмоций в них можно выделить три основных компонента – соматический, вегетативный и субъективное переживание.

Соматический, или двигательный компонент формирует внешнее выражение эмоций, которое проявляется в двигательных реакциях (мимике, жестах, позах) и в уровне тонического напряжения мышц. Эти реакции настолько информативны, что рассматриваются как один из каналов коммуникативной функции, который не утратил своей значимости и для человека, обладающего вербальной коммуникацией. Вместе с тем данные проявления в наибольшей степени подвержены произвольному контролю. Для большинства людей не представляет больших трудностей подавить (или наоборот – имитировать) те или иные двигательные проявления. С большим трудом поддается контролю и коррекции речевой компонент (тембр, громкость, скорость и, тем более, смысловая составляющая речи). Голос человека является одним из наиболее чувствительных индикаторов эмоционального состояния. Во многих случаях внешнее выражение эмоций определяется социальными стереотипами поведения.

Вегетативный, или висцеральный компонент обусловлен изменениями активности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, что обеспечивает готовность всех внутренних органов к предстоящей реакции организма. Вегетативные проявления эмоции весьма разнообразны: изменение электрического сопротивления кожи, частоты сердечных сокращений, кровяного давления, температуры кожи, гормонального и химического состава крови, расширение и сужение сосудов и другие реакции. Эти изменения вторично влияют на состояние психики. Вегетативный компонент характеризуется низкой управляемостью и практически не поддается контролю сознания.

Субъективные переживания – компонент, объективная оценка которого наиболее затруднительна, но для человека она в то же время и наиболее существенна. Это стержневая основа описываемого явления. Будучи по своему генезу первичным или вторичным звеном, причиной или следствием, субъективные переживания представляют высший уровень комплексной реакции человека. Вместе с тем этот компонент без специального обучения плохо поддается контролю и управлению.

Теории эмоций

Периферическая теория Джеймса–Ланге утверждает, что эмоции являются вторичным явлением, отражением изменений, происходящих во внутренних органах и скелетных мышцах. После восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Джеймс утверждал, что мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим. Ошибочность теории Джеймса–Ланге состоит в том, она сводит эмоции лишь к определенным вегетативным или соматическим изменениям на периферии и не учитывает роль центральных нервных структур. Кроме того, физиологические сдвиги имеют слишком неспецифический характер и потому сами по себе не могут определять качественное своеобразие и специфику эмоциональных переживаний.

Таламическая теория Кеннона -Барда в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга – таламус. Согласно этой теории, при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся. Часть из них направляется в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции. Другая часть поступает в гипоталамус, который отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.

Биологическая теория П.К . Анохина подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. В поведении условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая – в основном негативной окраски, вторая, напротив, позитивной. Как правило, любая неудовлетворенная потребность сопровождается отрицательными эмоциями, а удовлетворение потребности вызывает положительные эмоции. С точки зрения П.К. Анохина, эти эмоции могут возникать не только при удовлетворении потребностей, но и при достижении какой-либо социальной цели, если результат деятельности отвечает планам, запросам, притязаниям личности. Если же наблюдается рассогласование между ожидаемым и реальным результатом, то возникающие в этой ситуации отрицательные эмоции побуждают человека к поиску более эффективных путей для достижения целей.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и, особенно, при недостаточной информации; положительные – при получении достаточной информации, особенно когда она оказывается лучше ожидаемой.

С точки зрения П.В.Симонова, эмоция – это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и раннее приобретенного индивидуального опыта.

Любая эмоция, возникающая на основе той или иной потребности, как правило, сопровождается возникновением отрицательных эмоций; процесс удовлетворения потребностей сопровождается положительными эмоциями. Положительная эмоция удерживается недолго, так как удовлетворение потребности приводит к ее угасанию. Для удовлетворения потребностей организм нуждается в информации, которую он будет использовать в построении поведения. Исходя из этого, П.В. Симонов определяет эмоцию как отражение мозгом величины потребности и вероятности ее удовлетворения. Эмоция возникает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать для удовлетворения потребностей и тем, что на самом деле известно.

Возникновение эмоций выражается в следующей структурной формуле:

Э = f (П (Ин – Ис)),

где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта (дефицит информации); Ин – информация о средствах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о существующих средствах и времени, которыми реально располагает субъект в данной ситуации, т.е. информация, существующая в данный момент.

Положительные эмоции возникают в ситуации избытка прагматической информации по сравнению с раннее существующим прогнозом (при «мгновенном срезе») или в ситуации возрастания вероятности достижения цели (если генез эмоций рассматривать в его динамике). Отрицательные эмоции представляют реакцию на дефицит информации или на падение вероятности достижения цели в процессе деятельности субъекта.

Согласно теории П.В. Симонова многообразие эмоций определяется многообразием потребностей. П.В. Симонов полагает, что функция прогнозирования вероятности удовлетворения потребности поделена между двумя информационными структурами мозга – фронтальными отделами новой коры и гиппокампом. Фронтальная кора ориентирует поведение на высоко вероятные события, в отличие от гиппокампа, реагирующего на сигналы маловероятных событий.

Нейроанатомия эмоций

Все вышеперечисленные теории доказывают, что источником эмоций являются определенные структуры центральной нервной системы. Первая наиболее стройная теория – теория о нервном субстрате эмоций – принадлежит Дж. Пейпецу (1937 г.). Он выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций, которая представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус – передневентральное ядро таламуса – поясную извилину – гиппокамп – мамиллярные ядра гипоталамуса. Эта система получила название круга Пейпеца. Позднее, учитывая, что поясная извилина как бы окаймляет основание переднего мозга, предложено было назвать ее и связанные с ней другие структуры мозга лимбической системой. Источником возбуждения в этой системе является гипоталамус. Сигналы от него следуют в средний мозг и нижележащие отделы для инициации вегетативных и моторных эмоциональных реакций. Одновременно нейроны гипоталамуса через коллатерали посылают сигналы в передневентральное ядро в таламусе. По этому пути возбуждение передается к поясной извилине коры больших полушарий.

Поясная извилина, по Дж. Пейпецу, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний и имеет специальные входы для эмоциональных сигналов, подобно тому, как зрительная кора имеет входы для зрительных сигналов. Далее сигнал из поясной извилины через гиппокамп вновь достигает гипоталамуса в области его мамиллярных тел. Так нервная цепь замыкается. Путь от поясной извилины связывает субъективные переживания, возникающие на уровне коры, с сигналами, выходящими из гипоталамуса для висцерального и моторного выражения эмоций.

Однако сегодня гипотеза Дж. Пейпеца приходит в противоречие со многими фактами. Под сомнение ставится роль гиппокампа и таламуса в возникновении эмоций. Из всех структур круга Пейпеца наиболее тесную связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина.

Современные физиологи рассматривают гипоталамус как исполнительную систему, в которой интегрируются двигательные и вегетативные проявления эмоций. Благодаря гипоталамусу все эмоциональные реакции приобретают конкретную вегетативную окраску, поскольку он является основным регулятором активности нейронов парасимпатической и симпатической нервной системы. В норме положительные эмоции умеренной интенсивности связаны преимущественно с парасимпатическими реакциями. Отрицательные эмоции (особенно при болевых ощущениях) – с симпатическими. При сильном эмоциональном возбуждении нисходящие гипоталамические влияния не ограничиваются одним из отделов вегетативной нервной системы, вследствие чего как симпатические, так и парасимпатические реакции ярко выражены.

Поясная извилина, обладая обширными двусторонними связями со многими подкорковыми структурами, выполняет функцию высшего координатора различных систем мозга, вовлекаемых в эмоциональную реакцию, а также является рецептивной областью эмоциональных переживаний.

Важную роль в обеспечении эмоций играет ретикулярная формация ствола мозга. Особый ее отдел – голубое пятно – имеет отношение к пробуждению эмоций. От голубого пятна к таламусу, гипоталамусу и многим областям коры идут нервные пути, по которым пробудившаяся эмоциональная реакция широко распространяется по всем структурам мозга.

Кроме того, оказалось, что и многие другие структуры мозга, не входящие в состав круга Пейпеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной долям коры головного мозга.

Электрическая стимуляция миндалины вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко удовольствия. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения.

Поражение лобных долей коры ведет к глубоким нарушениям эмоциональной сферы: развивается эмоциональная тупость, и растормаживаются низшие эмоции и влечения. Высшие эмоции, связанные с деятельностью, социальными отношениями и творчеством, нарушаются. Наблюдаются изменения в настроении – от эйфории до депрессии, утрата способности к планированию, апатия. При повреждении височных долей мозга изменяется эмоционально-аффективное поведение. Человек становится либо необузданно агрессивным, либо апатичным и безразличным ко всему окружающему. Передняя лимбическая кора контролирует эмоциональные интонации и выразительность речи у человека.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. Временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере «правополушарного человека» в сторону отрицательных эмоций. Настроение его ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение таким же способом правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связано с его преимущественными воздействиями на правое полушарие мозга.

Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария, оно ухудшается при его поражении. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает опознание эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария независимо от характера эмоции улучшается распознание эмоциональной окраски голоса.

Таким образом, левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое – отрицательных.

Успехи в развитии нейрохимии привели к представлению, что возникновение любой эмоции имеет в своей основе активацию различных групп биологически активных веществ в их сложном взаимодействии. Установлена определенная зависимость между модальностью эмоций и нейрохимическими процессами в мозговых структурах. Так, чувство страха связывают с повышением уровня норэпинефрина, а также дефицитом гамма-аминомасляной кислоты и серотонина в миндалевидном комплексе. Агрессия наблюдается при избытке серотонина в латеральном гипоталамусе и недостатке серотонина в лимбической системе. К развитию чувства удовольствия причастны базальные ганглии с участием дофамина, а также такие биологически активные вещества, как эндорфины. Панические атаки, генерализированная тревога, фобии (страхи) отмечаются при дефиците гамма-аминомасляной кислоты и серотонина. С ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека поднимается, а его истощение вызывает состояние депрессии. Один и тот же гормон (медиатор) в зависимости от обстановки может вызывать различные переживания. В частности, и гнев, и эйфория связаны с адреналином.

Было бы очень большим упрощением связывать определенный вид эмоций с каким-либо конкретным медиатором, гормоном или другими биологически активными веществами. По всей видимости, специфичность структур в сочетании с нейрохимической специфичностью, разнообразной афферентацией, мнестическими и эвристическими процессами и порождает множество чувств, переживаний, настроений и других проявлений эмоций. Имеющиеся данные позволяют предположить, что мозг располагает специальной системой, которая, по существу, является биохимическим анализатором эмоций. Этот анализатор, по-видимому, имеет свои рецепторы, он анализирует биохимический состав внутренней среды мозга и интерпретирует его в категориях эмоций и настроения.

Многообразие эмоций

Имеется несколько критериев, лежащих в основе классификации эмоций. Во-первых, выделяют эмоции высшие и низшие.

Низшие эмоции, наиболее элементарные, связанные с органическими потребностями животных и человека, подразделяются на два вида:

1) гомеостатические, проявляющиеся в виде беспокойства, поисковой двигательной активности, направленные на поддержание гомеостаза организма и носящие всегда отрицательный характер;

2) инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом самосохранения и другими поведенческими реакциями.

Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развиваются на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.

Эмоции бивалентны – они или положительны, или отрицательны. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей и отражают успешность поиска пути для достижения цели. Они определяют такое состояние организма, которое характеризуется активными усилиями, направленными на сохранение и усиление этого состояния. Неудовлетворенные потребности обычно сопровождаются отрицательными эмоциями, которые стимулируют организм к поисковой деятельности. Эти эмоции играют значительную роль при возникновении потребностей защитного характера, в меньшей степени – пищевой мотивации. Положительные эмоции более значимы в таких типах поведения, как исследовательская активность, игровая деятельность, забота о потомстве, т.е. в тех ситуациях, где отказ от деятельности непосредственно не угрожает существованию животного или человека.

Отрицательные эмоции могут быть выражены в двух формах: стенической (греч. sthenos – сила) и астенической. Стенические эмоции (гнев, ярость, страх) побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Астенические эмоции (тоска, ужас, печаль) расслабляют человека, парализуют его силы, т.е. протекают на фоне подавления энергетического потенциала.

В физиологической психологии существует теория дифференциальных эмоций, которая описывает фундаментальные эмоции. К их числу относятся интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Эта теория постулирует, что:

— десять фундаментальных эмоций составляют основную мотивационную систему человеческого существования;

— каждая такая эмоция обладает уникальной мотивацией;

— разные эмоции (например, радость, печаль, гнев, стыд) характеризуются четкими различиями во внешних выражениях: в мимике, вегетативных реакциях;

— эмоции взаимодействуют между собой и способны активировать, усиливать или ослаблять друг друга;

— эмоции взаимодействуют с гомеостатическими, перцептивными, познавательными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Каждая фундаментальная эмоция имеет: 1) специфическую внутренне детерминированную основу; 2) характерные мимические или нейромышечные выразительные комплексы; 3) отличающееся от других эмоций субъективное описание.

Взаимодействуя, фундаментальные эмоции формируют довольно устойчивые комплексы (например, тревожность, депрессию, враждебность). Все остальные эмоции являются эмоциональными оттенками.

Также эмоции подразделяют и по степени выражения , к примеру: радость – восхищение – восторг; грусть – печаль – тоска; ярость – ненависть – гнев.

Эмоции и здоровье

Влияние эмоций на здоровье человека отмечали ещё Н.И. Пирогов и И.П. Павлов. Люди, у которых преобладают положительные эмоции, болеют реже и с меньшими осложнениями. Результаты последних исследований позволяют предположить, что эмоциональный настрой влияет на иммунную систему, снижая или повышая сопротивляемость болезням. Например, у человека, длительно испытывающего гнев, больше шансов заболеть ОРЗ или другими инфекционными заболеваниями. Организм становится благоприятной почвой для инфекций, если человек длительно переживает негативную эмоцию или стресс.

Положительные эмоциизначительно повышают продуктивность деятельности и активность, предотвращают развитие утомления, непосредственно влияют на качество деятельности. Оказывают влияние на восприятие, мышление и устремления, фильтруют информацию, которую человек получает с помощью чувств, активно вмешиваются в процесс ее последующей обработки.

Эмоции влияют на память. Легче и прочнее запоминается эмоционально окрашенная информация. Русский физиолог И.С. Бериташвили объяснил это следующим образом: при эмоциональном возбуждении древний мозг усиленно влияет на неокортекс, в результате складываются условия для многократного протекания по нейронным кругам запоминаемой информации и ее прочной фиксации в долговременной памяти.

Часто возникающие, накладывающиеся друг на друга отрицательные эмоции могут вызвать нарушение физиологических процессов в организме: изменения в эндокринной и вегетативной системах, психике. Эти нарушения дезорганизуют работу внутренних органов. Общеизвестна связь между сильными эмоциональными переживаниями и развитием сахарного диабета, гипертонии, инфаркта миокарда и т.д. Расстройства эмоциональной сферы выступают на первый план и при неврозах. Трудности с выходом из негативных переживаний ведут к психической и физиологической дезорганизации, формированию невротических симптомов.

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Обоснуйте отличия эмоций от общих ощущений, аффектов, предметных чувств.

2. Определите функции эмоций, их роль в целенаправленном поведении, процессах обучения и накопления опыта.

3. В чем заключаются основные различия эмоций и мотиваций?

4. Рассмотрите физиологическое выражение и содержание структурных компонентов эмоций.

5. Проанализируйте различные теории эмоций, их достоинства и недостатки

6. Опишите возникновение эмоций с позиции информационной теории П.В. Симонова.

7. Назовите основные нервные субстраты эмоций. Дайте объяснение эмоциональной асимметрии мозга.

8. Рассмотрите специфику эмоционального поведения «правополушарного» и «левополушарного» человека.

9. Рассмотрите классификации эмоций. Охарактеризуйте теорию дифференциальных эмоций.

Биологическое значение эмоций определяется в первую очередь их оценочной функцией, потому, что только это субъективное ощущение позволяет животному и человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность и возможность ее удовлетворения. В процессе целенаправленного поведения с помощью эмоций происходит оценка вероятности достижения цели. Кроме того, эта функция эмоций проявляется в том, оценивается и ситуация во внешней среде. Состояние тревоги, страха, агрессии или интереса – это отражение отношения к тому, что происходит во внешней среде.

Побуждающая функция заключается в том, что эмоции индуцируют, побуждают к совершению действия, направленного на удовлетворение потребности.

Переключательная функция эмоций особенно ярко проявляется при конкуренции мотиваций, в результате которой определяется доминирующая мотивация.

Подкрепляющая функция заключается в том, что положительная эмоция становится реальным подкреплением для выработки условного рефлекса, наградой, к которой следует стремиться. Отрицательная эмоция – состояние, которого человек и животное стараются избегать

эмоции чрезвычайно важны для общения между людьми и животными. Сообщения о внутреннем психическом состоянии передаются и принимаются с помощью проявления эмоций (мимика, жесты, голос, поведение в целом). Таким образом, эмоции выполняют и коммуникативную функцию.

Классификация:

Положительные эмоции – (радость, удовольствие и др) пропорциональные снятому напряжению во время решении задачи. Они оказывают благоприятное влияние на здоровье, стимулируют физическую и умственную деятельность.

Отрицательные эмоции:

Стенические (ярость, гнев, негодование и др) – сопровождаются стрессом, усилением деятельности соматических и висцеральных систем (увел ЧСС и АД, повышается активность мышц и чувствительных рецепторов), что позволяет мобилизовать ресурсы организма для достижении цели.

Астенические (страх, тоска,печаль) возникает на фоне угнетения активности и торможение реакций. Могут быть причиной неврозов и психических заболеваний.

Механизм формирования эмоций:

Главную роль при формировании эмоций играет лимбическая система (гипоталамус, миндалина и др)Здесь расположены центры награды и наказания, а также центры страха, агрессии, удовольствия и др. эмоций. Их стимуляция приводит к формированию положительных и отрицательных эмоций. Лимбическая система связана с ново корой конечного мозга, куда идет возбуждение и происходит осознание эмоций. Таким образом, для формирования эмоций необходима целостная система всего мозга.

Из нейромедиаторов в возникновение + эмоций учавствуют эндогенные опиоды и серотонин, а отрицательные норадреналин.

Теория подкорковых центров: связывает генез эмоций с глу­бинными структурами мозга.

Многочисленные клинические наблюдения указывают на то, что при локализации очага повреждения, например опухоли или кровоизлияния, в глубинных структурах мозга у пациентов наблюдаются нарушения эмоцио­нальных переживаний от повышенной раздражительности до полного по­давления эмоций.

Корковая теория эмоций. Эксперименты с удалением у животных коры головного мозга отчетливо продемонстрировали, что эмоции у животных после удаления коры мозга сохраняются, но изменяют свой характер. Как правило, у таких животных эмоциональные реакции на внешние раздражители, особенно агрессивные, становятся более выра­женными, яркими.

Периферическая теория эмоций: в формировании эмоций существенная роль принадлежит влияни­ям, идущим в ЦНС со стороны внутренних органов.

Интегративная (корково-подкорковая) теория эмоций: эмоции являются целостной реакцией мозга, формирующейся на основе объединения (интеграции) различных структур мозга: подкорковых образований и коры.

2. 2сосудистый центр, состав, локализация, принцип работы, связь с вегетативной нс. дуга (аорта - сосуд.центр - ганглии - сосуды)

Не­рвы, регулирующие тонус сосудов, называются сосудодвигательными и состоят из двух частей - сосудосуживающих и сосудорас­ширяющих Симпатические нервные волокна, выходящие в составе передних корешков спинного мозга, оказывают суживающее действие на сосуды кожи, органов брюшной полости, почек, легкихи мозговых оболочек, но расширяют сосуды сердца. Сосудорасширяю­щие влияния оказываются парасимпатическими волокнами, которые выходят из спинного мозга в составе задних корешков.

Определенные взаимоотношения сосудосуживающих и сосудо­расширяющих нервов поддерживаются сосудодвигательным цент­ром, расположенным в продолговатом мозге и открытым в 1871 г. В.Ф.Овсянниковым. Сосудодвигательный центр состоит из прессорного (сосудосуживающего)и депрессорного (сосудорасширяющего) отделов. Главная роль в регуляции тонуса со­судов принадлежит прессорному отделу. Кроме того, существуют высшие сосудодвигательные центры, расположенные в коре го­ловного мозга и гипоталамусе, и низшие-в спинном мозге. Нервная регуляция тонуса сосудов осуществляется и рефлекторным путем. На основе безусловных рефлексов (оборонительных, пищевых,

половых) вырабатываются сосудистые условные реакции на слова, вид объектов, эмоции и др.

Основными естествеными рецептивными полями, где возникают рефлексы на сосуды, являются кожа и слизистые оболочки (экстероцептивные зоны) и сердечно-сосудистая система (интероцептивные зоны). Главнейшими интерорецептивными зонами являются синокаротидная и аортальная; в дальнейшем подобные зоны были открыты в устье полых вен, в сосудах легких и желудочно-кишечно­го тракта.

3. . всасывание в различных отделах пищеварительного тракта. опыт герденхренпоймикакфамилиябаера по сасыванию растворов различной осмолярной концентрации.
Всасывание
– процесс переноса питательных веществ из полости желудочно-кишечного тракта во внутреннюю среду организма – кровь и лимфу. Всасывание происходит на протяжении всего желудочно-кишечного тракта, но его интенсивность неодинакова и зависит от трех причин:

1) строения слизистой оболочки;

2) наличия конечных продуктов;

3) времени нахождения содержимого в полости.

Слизистая оболочка нижней части языка и дна ротовой полости истончена, но способна к всасыванию воды и минеральных веществ. Вследствие короткой продолжительности нахождения пищи в пищеводе (примерно 5–8 с) всасывания не происходит. В желудке и двенадцатиперстной кишке всасывается небольшое количество воды, минеральных веществ, моносахаридов, пептонов и полипептидов, лекарственных компонентов, алкоголя.

Основное количество воды, минеральных веществ, конечных продуктов расщепления белков, жиров, углеводов, лекарственных компонентов всасывается в тонком кишечнике. Это связано с рядом морфологических особенностей строения слизистой оболочки, за счет которых значительно увеличивается площадь контакта с наличием складок, ворсинок и микроворсинок). Каждая ворсинка покрыта однослойным цилиндрическим эпителием, который обладает высокой степенью проницаемости.

В центре располагается сеть лимфоидных и кровеносных капилляров, относящихся к классу фенестрированных. Они имеют поры, через которые проходят питательные вещества. В соединительной ткани также находятся гладкомышечные волокна, обеспечивающие движения ворсинок. Оно может быть нагнетательным и колебательным. Метсимпатическая нервная система осуществляет иннервацию слизистой оболочки.

В толстом кишечнике происходит формирование каловых масс. Слизистая этого отдела обладает способностью к всасыванию питательных веществ, но этого не происходит, так как в норме они поглощаются в вышележащих структурах.

Нормальная функция клеток слизистой оболочки желудочно-кишечного такта регулируется нейрогуморальными и местными механизмами.

В тонком кишечнике основная роль принадлежит местному способу, так как на деятельность органов большое влияние оказывают интрамуральные сплетения. Они осуществляют иннервацию ворсинок. За счет этого увеличивается площадь взаимодействия пищевой кашицы со слизистой оболочкой, что увеличивает интенсивность процесса всасывания. Местное действие активируется при наличии конечных продуктов расщепления веществ и соляной кислоты, а также в присутствии жидкостей (кофе, чая, супа).

Гуморальная регуляция происходит за счет гормона желудочно-кишечного тракта вилликинина. Он вырабатывается в двенадцатиперстной кишке и стимулирует движение ворсинок. На интенсивность всасывания также оказывают воздействие секретин, гастрин, холецистокинин-панкреозинин. Не последнюю роль играют гормоны желез внутренней секреции. Так, инсулин стимулирует, а адреналин тормозит транспортную активность. Среди биологически активных веществ серотонин и гистамин обеспечивают всасывание.

Рефлекторный механизм основан на принципах безусловного рефлекса, т. е. стимуляция и угнетение процессов происходят с помощью парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы.

Таким образом, регуляция процессов всасывания осуществляется с помощью рефлекторных, гуморальных и местных механизмов.

.4задача:у двух женщин одного возраста разный уровень эстрагенов (за что он отвечает) все вопросы.

Ответ: у кого повышена овуцин цикл, а пик эсктрагенов достигается в фазе пролиферации, а у той что не повышена не наступил либо будет наступать

Билет №30

От древности до современности физиологи связывали и связывают эмоциональные состояния человека с различными изменениями в организме, с различными телесными проявлениями

конце XIX века была выдвинута теория эмоций, согласно которой эмоция возникает только как следствие внутренних, физиологических процессов, происходящих в организме. Восприятие вызывает телесные процессы - изменений ни в деятельности дыхания, сердечно-сосудистой системы, мышц тела и т.д., и только после этих изменений в организме появляются эмоциональные переживания. Они являются следствием указанных изменений и их осознанием. Эту теор ию предложил американский психолог. В. Джемс в работе"Принципы психологии"(1890). В. Джемс отмечал, что в противовес общепринятому мнению следует говорить:"мы скорбим том, что плачем; мы гневаемся том, что кричим и стучим, а не наоборот"В. Джемс связывал эмоции только с внутренним субъективным опытом и не отмечал рефлекторной природы их возникновенияої природи їхнього виникнення.

В 1910-1915 гг ряд исследований, посвященных биохимическому анализу изменений, происходящих в организме под влиянием эмоций, совершил. В. Кэннон. Исследования. В. Кеннона, а также. М. Шеррингтона дали ценный факты ичний материал, сделал отнестись к вопросу об эмоциях с точки зрения приспособительных реакций организма к деятельности. Однако эти исследования недостаточно глубоко раскрыли физиологическую природу эмоций т а закономерности их возникновениякнення.

Интересные попытки изучить нервные механизмы эмоциональных реакций были осуществлены в лаборатории. ВМ. Бехтерева (1929), который рассматривал эмоции как сложные рефлексы, возникающие на основе природных инстинктов богатыми то эмоциональных реакций воспроизводится по типу условных рефлексов, в которых раздражающий процесс распространяется из коры головного мозга на подкорковые вегетативные центры и передается разным органам тела рефлекторно механики змом объяснял возникновение эмоций с их характерными двигательными проявлениями также и. ИМ. Сеченов. Простые эмоциональные реакции имеют тот же механизм, что и сложные. Сначала - возбуждение чувствительного нерва, затем - ди яльнисть центра, наслаждение; итоге - мышечное сокращение. Эмоциональная реакция, за. ИМ. Сеченова, - это рефлекс с"усиленным концом", который охватывает всю сферу страстей. Эмоциональные элементы усложняют. Рефлект пахотные движения, связанные в своих элементарных формах с инстинктамх формах з інстинктами.

Глубокое экспериментальное обоснование условно-рефлекторного механизма эмоций дал. ИП. Павлов. От доказал, что эмоциональные реакции имеют своей основой совместной деятельности коры и подкорки с их сложными рефл лекторнимы связями, а кора выполняет регулятивную роль при эмоциональных реакцияіях.

103 Физиологическая основа эмоций

Все эмоции - радость, любовь, тревога, страх, печаль, стыд и т.п. - всегда возникают под воздействием на нервную систему человека внешних и внутренних раздражений. При возникновении эмоций нервное возбуждение распространяется на вегетативные центры и вызывает изменения в жизнедеятельности организма. Эмоции с их реакциями в виде изменений в деятельности внутренних органов, различных выразительных движений и т.д. возникающих при механи змом как безусловного, так и условных рефлексовів.

Эмоциональные реакции, возникающие по механизму безусловных рефлексов, имеют постоянный характер. Такие эмоции, как страдания от голода, жажды, боли, эмоции удовольствия, страха с типичными защитными рефлекс сами, а также эмоции гнева с его оборонительными рефлексами наступательного характера и др., возникают постоянно и обязательно с соответствующими состояниями организма и при соответствующих внешних условий. Эти реакции являются би ологично необходимыми, имеют жизненно важное значение и является унаследованными формами рефлекторных реакций. Они набирают типичных видовых форм проявления в различных высших - животных и людей. Эмоциональные реакции смеха, с лез, реакция страха, гнева являются общими для всех людей, имеющих видовой характер. Однако механизм реакций даже при простых эмоций у человека значительно более сложной, разнообразнее, чем у животного. Эти реакции не такие стереотипные, имеют много различных оттенков по интенсивности и качества. У человека природа этих безусловно-рефлекторных эмоциональных реакций неотделима от условно-рефлекторных реакции реакцій.

Условно-рефлекторное возникновения эмоциональных реакций связано с многочисленными безусловными раздражителями, с которыми животное или человек встречается в своем индивидуальном опыте. В условных рефлексах, которые возникают ають на базе безусловных, движение нервного возбуждения возможен как от подкорки к коре, так и в обратном направлении - от коры до подкоркового центру.

Подкорка функционирует под контролем коры больших полушарий головного мозга. Контроль со стороны коры проявляется, в частности, в том, что человек может регулировать силу эмоций, не поддаваться им, задерживать определенной м степени внешние проявления своих переживаний (например, сдержать свой смех, гнев и т.п.) время подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая как источник их силли.

Разрушение подкорковых образований, особенно таламуса и гипоталамуса, приводит к нарушению внешнего проявления эмоциональных состояний. При патологических поражениях подкорки у больных людей наблюдаются расстройства е эмоциональных реакциий.

сложные переживания человека связаны с образованием систем временных нервных связей, с выработкой, поддержкой и изменением динамических стереотипов. Динамический стереотип складывается под влиянием реальных х взаимосвязей организма со средой не только установление, но и более или менее длительное поддержание динамического стереотипа - нервная работа, зависит от сложности самого стереотипа и индивид уальних особенностей нервной системы человека. Образование, поддержка и нарушение динамического стереотипа не проходят незаметно для человека, они переживаются. НЕнею.

Динамические стереотипы меняются в течение жизни в связи с изменением его условий. Новые жизненные обстоятельства, новые задачи требуют от человека и новых способов действия, изменения старой системы связей с среды овищем и выработку новой. Это изменение одного стереотипа другим часто сопровождается конфликтом между старым и новым стереотипами, получает свое выражение в борьбе различных переживаний человека. Изменения произведенных си стем связей переживают дети в разные моменты их жизни (например, при переходе из семьи в детский сад, поступлении в школу, переходе из младших к средним классам, окончании школы и т.д.) поняли о, не все в выработанных системах связей меняется. Многое сохраняется, сохраняются и устоявшиеся чувствечуття.

Разнообразные внешние проявления чувств можно условно разделить на выразительные, или экспрессивные движения и изменения в деятельности внутренних органов, или висцеральные (от лат viscera - внутренности). И те, и другие по происхождению врожденными, безусловными и приобретенными, условными

Безусловно-рефлекторные проявления чувств обеспечиваются деятельностью подкорки. Физиологическим механизмом условнорефлекторных проявлений чувств является интероцептивные временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга и играют важную роль в регуляции ней работы внутренних органев.

Эмоции имеют свои биохимические основы. Проведенные эксперименты с психоактивными фармакологическими препаратами (фенамин, адреналин и др.) показали, что эти препараты по-разному влияют на гипоталамус и, сми инюючы его динамическое равновесие с вегетативной нервной системой, вызывают у человека различные эмоциональные состояния (подъем, беспокойство, депрессию, тоску и т.д.о).

Разные эмоциональные состояния человека, его сложные нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства могут быть вызваны не только непосредственным влиянием на нервную систему явлений действительности. Они возникают также в о оцеси общение людей посредством условных раздражителей, слов. Процесс преобразования временных нервных связей на словесные сигналы происходит основными законами высшей нервной деятельности, по зак онами иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов, возбуждения и торможения. Вызванные второсигнальными раздражителями, нервные процессы в коре головного мозга при их иррадиации на низшие. Отделения ли мозга вызывают различные реакции в жизнедеятельности организма, характерные для эмоций. Мы часто наблюдаем в повседневной жизни случаи, когда, например, полученная словесная информация о которых сь события вызывает у человека определенную эмоциональную реакцию - она??радуется, выражает удовлетворение или, наоборот, беспокоитсяться.



просмотров