Омельченко е.молодежные культуры и субкультуры. Тема кандидатской диссертации

Омельченко е.молодежные культуры и субкультуры. Тема кандидатской диссертации

Омельченко Елена Леонидовна (род. 9.10.1957, г. Челябинск) - российский социолог, специалист в области социологии молодежи. Доктор социологических наук (2005), профессор и заведующий кафедрой социологии Санкт-Петербургского филиала Научно-исследовательского университета Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), директор Центра молодежных исследований Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, директор научно-исследовательского центра «Регион» при Ульяновском государственном университете.

Закончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова (1979). После защиты кандидатской диссертации в 1984–1989 гг. преподавала философию в Ульяновском государственном педагогическом институте им. И. Н. Ульянова. В 1989-1994 гг. - заведующий кафедрой социологии Ульяновского филиала МГУ. В 1995 г. организовала при УлГУ научно-исследовательский центр «Регион», который стал одним из ведущих научных учреждений в России, специализирующимся на молодежной тематике. Омельченко определила научное содержание центра, сосредоточив исследовательские усилия на проблематике идентичности и культурных практик молодежи и на применении для их изучения качественных стратегий социологии.

Омельченко выдвинула оригинальную теоретическую концепцию молодежи - концепцию культурной нормализации молодежи (Омельченко, 2004). Эта концепция получила высокую оценку специалистов по социологии молодежи (Луков, 2007, 2012). Докторская диссертация «Идентичности и культурные практики российской молодежи на грани XX-XXI вв.», содержавшая аргументацию этой концепции, была успешно защищена в Институте социологии РАН в 2005 г. (научный консультант В. А. Ядов).

Омельченко – инициатор и руководитель значительного числа исследовательских проектов (более 80), большинство из которых посвящено молодежи, молодежным субкультурам. Соединившись в научных проектах с Центром русских и восточно-европейских исследований Бирмингемского университета (во главе с Х. Пилкингтон), Е. Л. Омельченко и ее коллеги не только освоили британские концепции молодежи, учитывающие культурные факторы конструирования реальности, роль гендера, значимость субкультурных феноменов, но и сформировала свои подходы, в центре которых - молодежные культурные практики. Омельченко многие свои исследования проводит в сотрудничестве с Хилари Пилкингтон, научные позиции которой в трактовке молодежи разделяет (Омельченко, Пилкингтон, 1997; Looking West, 2002; Pilkington, Omel"chenko, 2013; Pilkington, Omel"chenko, Garifzianova, 2013).

Значителен вклад Омельченко в осмысление повседневности молодежи, ее культурных и стилевых стратегий, в раскрытие особого смысла телесности, сексуальности, гендера в молодежных исследованиях. Ей принадлежит оригинальная трактовка молодежных субкультур и их трансформации в XXI в. в молодежные солидарности.

Соч .: Омельченко, Е. Л., Пилкингтон, Х. (1997) Зачем мне врать? Опыт применения глубинного интервью // Рубеж (альманах социальных исследований). № 10–11. С. 190–209; Омельченко, Е. Л. (2000) Молодежные культуры и субкультуры. М. : Ин-т социологии РАН. 264 с.; Омельченко, Е. Л. (2003) Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце ХХ века // Рубеж. № 18. С. 142–161; Омельченко, Е. Л. (2004) Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск: Симбирск. кн. 181 с.; Омельченко, Е. Л. (2005) Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла // Журнал исследований социальной политики. Т. 3. № 1. С. 59–86; Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики (2005) / под ред. Е. Омельченко. Ульяновск: Изд-во Ульяновск. гос. ун-та. 180 с.; Часть 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты… аутентичные свидетельства за и против «нормализации». 139 с.; Омельченко, Е. Л. (2006a) Жизнь длиною в молодость: символическое измерение молодёжного пространства // Меняющаяся молодежь в меняющемся мире: невидимая повседневность. Ульяновск: Изд-во Ульяновск. гос. ун-та, 2006, 118-130; Омельченко, Е. Л. (2006b)Молодежный вопрос в пространстве современности // Журнал исследований социальной политики , № 2, Т. 4. С. 149–150; Омельченко, Е. Л. (2011) От сытых нулевых - к молчаливым десятым: поколенческие уроки российской молодежи начала XXI в. // Социологический ежегодник. № 25. С. 243–263; Новые молодежные движения и солидарности России (2011) / под ред. Е. Л. Омельченко, Г. А. Сабировой. Ульяновск: Изд-во Ульяновск. гос. ун-та. 216 с.; Омельченко, Е. Л. (2012) Субкультуры, поколения, солидарности? К вопросу концептуализации новых форм коммуникации в молодежной среде / XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. Кн. 3. C. 478–488; Омельченко, Е. Л. (2013a) Молодежный вопрос: поворот к исследованию новых молодежных солидарностей (вступительное слово) // Социол. исследования. № 10. С. 51–52; Омельченко, Е. Л. (2013b) Солидарности и культурные практики российской молодежи начала ХХI века: теоретический контекст // Социол. исследования. № 10. С. 52–61; Омельченко, Е. Л. (2014a) От субкультур – к солидарностям и назад к субкультурам? Споры о терминах и этнография молодежной социальности // Этнографическое обозрение. № 1. С. 3–8; Омельченко, Е.Л. (2014b) Скинхед-идентичность в локальном контексте: гомосоциальность, интимность и тело бойца // Этнографическое обозрение. № 1. С. 61–76; Омельченко, Е. Л., Андреева, Ю. В. (2015) Солидарный подход к анализу радикально настроенных молодежных групп // Образование личности. № 1. С. 20–27; Looking West? Cultural globalization and Russian youth cultures / H. Pilkington (ed.), E. Omelchenko a. o. Pennsylvania State Univ. Pr., 2002. 299 p.; Pilkington, H., Omel"chenko, E. (2013) Regrounding youth cultural theory (in post-socialist youth cultural practice) // Sociology Compass. V. 7. № 3. P. 208–224; Pilkington, H., Omel"chenko, E., Garifzianova, A. (2013) Russia’s Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives. Routledge Contemporary Russia and EasternEurope Series. New York: Routledge. 285 p.

Лит .: Луков, В. А. (2007) Теории молодежи: пути развития [Статья 2] // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 87–98; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Социологи России: История социологии в лицах (2014) : библиогр. справочник / отв. ред. Ж. Т. Тощенко. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 544 с. С. 330.

В. А. Луков, С. В. Луков

Россия Научная сфера: Известна как:

ведущий российский специалист в области социологии молодёжи

Еле́на Леони́довна Оме́льченко - российский социолог, ведущий российский специалист в области социологии молодёжи. Доктор социологических наук (2005), профессор и заведующая кафедрой социологии Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, директор Центра молодёжных исследований Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, директор научно-исследовательского центра «Регион» при Ульяновском государственном университете , заведующая кафедрой рекламы УлГУ.

Признана одним из 30 самых влиятельных российских экономистов и социологов 2000-2010 гг. «за исследования молодежных субкультур, объясняющие многие феномены постсоветского общества» .

Биография

проректоры: С. В. Алексашенко Г. Г. Канторович А. А. Каспржак С. Ю. Рощин Б. Л. Рудник М. М. Юдкевич
заместитель научного руководителя Л. Л. Любимов
преподаватели Некоторые
факультеты истории философии МИЭМ Институты Центр развития Конференции Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества Журналы Демоскоп Weekly Логос Отечественные записки Moscow Mathematical Journal См. также Национальный исследовательский университет Национальная премия по прикладной экономике

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Социологи России
  • Преподаватели ВШЭ
  • Родившиеся в Челябинске
  • Персоналии:Ульяновск

Wikimedia Foundation . 2010 .

Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Аспирантура МГУ им. М.В. Ломоносова (2004 г.)

Тема кандидатской диссертации

Этническое сознание современной московской молодежи (2004 г.)

Публикации

Статьи

1. Омельченко Е.А. Адаптация детей мигрантов в образовательном учреждении: социокультурный и психологический аспекты // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. – 2014. – №1 (45). – С. 118–130.

2. Омельченко Е.А., Орлова А.Ю. Россия в мире: молодежный взгляд. Как школьники воспринимают российское историко-культурное наследие и современную Россию / Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. – 2014. – № 2 (46). – С. 48–54.

3. Омельченко Е.А. Социологические подходы к исследованию проблемы интеграции детей мигрантов в образовательной среде // Социология образования. – 2014. – №7. – С. 116–130. (ВАК).

4. Омельченко Е.А. Социально-культурная адаптация детей из семей международных мигрантов в школе: методика исследования и пути решения проблемы / Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования (Томск, 14–15 октября 2014 г.): Программа и тезисы. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2014. – С. 264–265.

5. Омельченко Е.А. Адаптация детей мигрантов в образовательном учреждении: как помочь директорам и педагогам в решении проблемы? // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. – 2015. – №1 (48). – С. 108–120.

6. Омельченко Е.А. Адаптация иноэтничных учащихся в образовательном учреждении: подходы к оценке и мониторингу / Миграция и мигранты / Тезисы докладов и программа. Секция 2. XI конгресс антропологов и этнологов России (г. Екатеринбург, 2–5 июля 2015 г.). – М.: ИЭА РАН, 2015. – С. 4–5.

7. Горячев Ю.А., Омельченко Е.А. Гармонизация межнациональных отношений в детском коллективе и формирование гражданской позиции современного школьника. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации / Сборник дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2015. – С. 74–80.

8. Омельченко Е.А. Адаптация иноэтничных учащихся в образовательном учреждении: подходы к оценке и мониторингу / XI Конгресс антропологов и этнологов России. Контакты и взаимодействие культур: сб. материалов. Екатеринбург, 2–5 июля 2015 г. / отв. ред. В.А.Тишков, А.В.Головнёв. – Москва – Екатеринбург: ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015. – 504 с. – С. 88–89.

9. Омельченко Е.А. Сравнительный анализ практик повышения профессиональной компетенции педагога в области поликультурного образования: опыт Минска, Севастополя и Москвы (ситуационное исследование) / Межэтнические отношения и задачи образования по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года / Сборник материалов по совершенствованию системы профессиональной компетенции педагога / под ред. Ю.А. Горячева. – М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2015. – 168 с. – С. 89–114.

10. Омельченко Е.А. Научно-методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по интеграции лучших межкультурных практик в систему столичного образования / Межкультурное образование в современной школе. Научно-методические рекомендации / под ред. Ю.А. Горячева. – М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. – 32 с. – С 5–23.

11. Омельченко Е.А. Социально-культурная адаптация детей из семей международных мигрантов в школе: методика исследования и пути решения проблемы / Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности / Сб. научных статей. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2015. – 296 с. – С. 249–260.

12. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в школе: проблема или ресурс развития? / Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. – 2016. – № 1 (50). – С. 72–104.

13. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в школе: проблема или ресурс развития? / Педагогический поиск. Научно-информационный журнал Республики Казахстан. Издается в

Республике Казахстан (ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ІЗДЕНІС. Ақпараттық ғылыми-әдістемелік журналы). – 2016. – № 1 (март/наурыз). – С. 45–54.

14. Омельченко Е.А. Прививка от интернационализма / Интервью // Директор школы (раздел «Образовательная политика»). – 2016. – № 2. С. 64–70.

15. Омельченко Е.А. Интеграция иноэтничных мигрантов в современном обществе: российское измерение проблемы / Русский универсум в условиях глобализации: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (26-28 октября 2016 г.) / под научной ред. Е.В. Валеевой, отв. ред. С.В. Напалкова; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир». – Саров: Интерконтакт, 2016. – 461 с. – С. 89-97.

16. Омельченко Е.А. Система образования как важнейший ресурс адаптации и интеграции детей из семей международных мигрантов / Выводы и предложения по материалам круглого стола «Актуальные вопросы социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в московском мегаполисе» (в рамках социально значимого проекта «Исследование роли высшего образования при адаптации трудовых мигрантов в условиях экономических кризисов с учетом опыта стран Евразийского экономического союза и мирового опыта»). – М.: Научный центр евразийской интеграции, 2016. – С. 10–12.

17. Омельченко Е.А. Опыт московской системы образования по интеграции детей из семей мигрантов – российским регионам // Учительская газета–Москва. – 2016. – 4 октября. – № 40. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/66918

18. Омельченко Е.А. Знакомство с традиционными российскими ценностями как составляющая процесса адаптации и интеграции международных мигрантов / Сб. тезисов по итогам круглого стола «Потенциал православной культуры и русского языка в формировании гражданской идентичности и интеграции мигрантов» в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений. – М.: 2017. – С. 174–179.

19. Омельченко Е.А. Подходы к диагностике межкультурной компетентности педагога: московский опыт // Этнодиалоги. Научно-информационный альманах. – 2017. – №1 (52). – С. 72–104.

20. Омельченко Е.А., Шевцова А.А. Как и зачем оценивать межкультурную компетентность педагога // Начальная школа. – 2017. – № 3. – С. 70–74 (ВАК).

21. Омельченко Е.А. Роль знаний о духовно-нравственной культуре народов России в формировании гражданской позиции и межкультурной компетентности выпускника педагогического вуза / Сб. статей по итогам международной научно-практической конференции «Современное образование: векторы развития. Роль социогуманитарного знания в формировании духовно-нравственной культуры выпускника педагогического вуза». – М.: МПГУ, 2017. – С. 613–617.

22. Омельченко Е.А. Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных обучающихся в школьном образовании // Родной язык. – 2017. – № 2 (7). – С. 53–74 (РИНЦ).

23. Омельченко Е.А. Межкультурная компетентность педагога: от знаний и мотивации к умению действовать и принимать корректные решения // Начальная школа. – 2017. – № 10. – С. 48–54. (ВАК).

24. Омельченко Е.А. Технологии поликультурного образования / Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря. Методические материалы Всероссийского проекта / под ред. Л.В. Дудовой, О.Н. Левушкиной. – М.: Этносфера, 2017. – С. 39–47.

25. Омельченко Е.А. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации – образовательное измерение / Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря. Методические материалы Всероссийского проекта / под ред. Л.В. Дудовой, О.Н. Левушкиной. – М.: Этносфера, 2017. – С. 12–17.

26. Омельченко Е.А. Интеграция иноэтничных мигрантов: факторы успеха и основные риски // Этнодиалоги, Научно-информационный альманах. – 2017. – № 3(54). – С. 35–51. (РИНЦ).

27. Омельченко Е.А. Мастерство педагога в поликультурном классе / Педагогический транссиб: от Москвы до берегов Амура. Мобильные академии для учителя и библиотекаря. Методические материалы Всероссийского проекта / под ред. Л.В. Дудовой, О.Н. Левушкиной. – М.: Этносфера, 2017. – С. 48–56.

28. Омельченко Е.А. Технологии адаптации иноязычных и иноэтничных обучающихся в школьном образовании. Тезисы доклада / Неделя науки и образования в интересах мира и развития. Сборник тезисов / под ред. Л.В. Дудовой, М.А. Кривенькой [Электронное издание]. – М.: МПГУ, 2017. – С. 42–43.

29. Омельченко Е.А., Яшина О.Н. Роль взаимодействия государства и НКО при реализации проектов в поддержку русского языка и образования на русском языке / Сборник докладов VII Международной конференции «Сохранение, поддержка и продвижение русской культуры и языка за рубежом» (Минск, Беларусь) 28–29 ноября 2017. - Москва, Златоуст, 2017. – C. 229–232.

30. Омельченко Е.А. Работа в многонациональном классе: какие компетенции нужны педагогу? // Воспитание школьника. – 2018. – № 1 – С. 23–30. (ВАК).

31. Омельченко Е.А. Иммиграция в страны Запада (вторая половина XX – начало XXI вв.): цифры и факты в историческом контексте // ЛОКУС: люди, общество, культуры, смыслы. – 2018. – № 1. – С. 63–74. (ВАК).

32. Омельченко Е.А., Теплова Е.Ф. Теология в педагогическом вузе: каким может быть вклад теологических дисциплин в подготовку учителя? / Теология и образование 2018. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. – М.: 2018. – С. 225–229.

33. Омельченко Е.А. Образование и миграция в контексте повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года // Современная Европа. – 2018. – №3. – С. 49–59. (ВАК, Scopus, WoS).

34. Омельченко Е.А. Интеграция иноэтничных мигрантов: факторы успеха, основные риски, роль образования / Государство, Общество и Церковь: миграция и межкультурное многообразие: материалы науч.-практ. конф. с международным участием, г. Новосибирск, 29–30 мая 2018 г.: в 2 ч. Ч. 2 / Рос. акад. нар хоз-ва и гос. службы Сиб. ин-т упр.; под науч. ред. Л.В. Савинова. – Новосибирск: Изд-во сибАГС, 2018. – 395 с. – С. 117–121. (РИНЦ).

35. Омельченко Е.А. Интеграция детей из семей мигрантов в школе: роль и миссия педагога // Славянские чтения: научно-теоретический журнал (издается Славянским университетом Республики Молдова). – 2018 – № 11 (17). – С. 158–173.

36. Омельченко Е.А. Эволюция подходов к адаптации детей мигрантов в зарубежных школах // Научно-информационный альманах «Этнодиалоги». – 2018. – № 2 (56). – С. 138–150 (РИНЦ).

37. Омельченко Е.А. Опыт этнологического просвещения в городе Москве // Вестник Университета Правительства Москвы. – 2018. – №3. – С. 23–27 (РИНЦ).

38. Омельченко Е.А. Формирование межкультурной компетентности в условиях цифровизации образования и общества // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы д ля системы образования. Материалы международной конференции (Москва, МПГУ, 24–25 апреля 2018 г.) / Отв. ред. М.М. Мусарский, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцова. – М.: МПГУ, 2018. – С. 546–555 (РИНЦ).

39. Омельченко Е.А. Образование детей мигрантов как вклад в будущее // Исторические исследования. – 2018. – № 11. – С. 65–74 (РИНЦ).

40. Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов на уроках истории: подходы к обучению и социокультурной адаптации // Преподавание истории в школе. – 2018. – № 7. – С. 50–57 (ВАК).

41. Омельченко Е.А. Дети мигрантов в школах Европы и США: из практики реализации адаптационных программ // Человеческий капитал. – 2018 – № 8. – С. 21–31 (ВАК).

42. Омельченко Е.А. Проблема интеграции международных мигрантов в новейшей истории России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Исторические науки». – 2018. – № 4 (32). – С. 58–69 (ВАК).

Монографии, учебно-методический пособия

  1. Омельченко Е.А. Учимся жить в России.
  2. Омельченко Е.А. Диалог – путь к пониманию: методики и технологии адаптации мигрантов средствами образования.
  3. Омельченко Е.А. Интеграция мигрантов средствами образования: российский и мировой опыт. – М.: Этносфера, 2018. – 416 с. (монография).

Повышение квалификации

2011 – НОУ ВПО «Российский новый университет», программа «Организация работ по переподготовке и повышению квалификации для преподавателей русского языка как неродного в регионах РФ» (72 часа)
2012 – ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», программа «Инновационные формы межвузовского сотрудничества: международные аспекты» (72 часа)
2015 – ГАОУ ВО города Москвы «Московский институт открытого образования», программа «Основы работы в информационной среде» (36 часов)

Достижения и поощрения

2003 – Благодарность Департамента образования города Москвы за значительный вклад в развитие системы языковой и социально-культурной адаптации детей из семей мигрантов.
2010 – Благодарность Департамента образования города Москвы за активное участие в подготовке и проведении Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста (г. Москва, 27-29 сентября 2010 г.).
2016 – Благодарность Департамента образования города Москвы за значительный вклад в развитие деятельности в сфере межкультурного и международного сотрудничества столичной системы образования.
Входит в состав президиума Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, возглавляет комиссию по науке и образованию данного Совета.
Является генеральным директором Автономной некоммерческой организации Центр содействия межнациональному образованию «Этносфера», реализующей большое число социально значимых проектов во взаимодействии с Россотрудничеством, Правительством Москвы, Российским обществом «Знание».

Еле́на Леони́довна Оме́льченко - российский социолог, ведущий российский специалист в области социологии молодёжи. Доктор социологических наук (2005), профессор и заведующая кафедрой социологии Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ , директор Центра молодёжных исследований Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, директор научно-исследовательского центра «Регион» при Ульяновском государственном университете , заведующая кафедрой рекламы УлГУ.

Признана одним из 30 самых влиятельных российских экономистов и социологов 2000-2010 гг. «за исследования молодёжных субкультур, объясняющие многие феномены постсоветского общества» .

Биография

Родилась в Челябинске . В 1979 г. закончила философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию в аспирантуре философского факультета МГУ . В 1984-1989 гг. - преподаватель философии в . В 1989-1994 гг. - заведующая кафедрой социологии Ульяновского филиала МГУ. В 1995 г. организовала при УлГУ научно-исследовательский центр «Регион», занимающийся социальными исследованиями молодёжи. 15 июля 2005 года решением ВАК Елене Омельченко была присуждена степень доктора социологических наук (диссертация защищена в , научный консультант В. А. Ядов). Осуществила руководство более чем 80 исследовательскими социологическими проектами, в том числе международными.

Область научных интересов: новые и новейшие формы молодёжных солидарностей на постсоветском пространстве, повседневные практики, культурные и стилевые жизненные стратегии молодёжи, гендерные режимы и телесность на молодёжных культурных сценах современности.

Библиография

Елена Омельченко - автор более 80 научных статей и монографий (в том числе, на английском языке), посвящённых актуальным вопросам социологии молодёжи: от истории «молодёжного вопроса» до проблем употребления молодыми людьми психоактивных веществ.

  • Omel’chenko, E., Pilkington, H., Garifzianova, A. London and New York: Routledge, 2010.
  • Омельченко Е. Л. Культурная география мужских тел: современный путеводитель, В сб. В Тени тела. - Ульяновск, Изд-во Ульяновского государственного университета, 2008.
  • Omelchenko E. (with Goncharova N.) Xenophobic Attitudes in the New Russian Patriotism: A Case Stady of Youth in Krasnodar Territory // ‘Ethnopolitics’, 2008.
  • Omelchenko E. A new dimension of youth’s cultural in Russia / Youth’s cultural in Russia. Germany: Burchouse, 2006.
  • Omelchenko E. You can talk the way you can // Post communist study, Mach 2006.
  • Омельченко Е. Л. Жизнь длиною в молодость: символическое измерение молодёжного пространства. В сб. Меняющаяся молодёжь в меняющемся мире: невидимая повседневность - Ульяновск: изд-во Ульяновского государственного университета, 2006, 118-130.
  • Омельченко Е. Л. Смерть молодёжной культуры и рождение стиля молодёжный. // Отечественные записки, сентябрь 2006.
  • Омельченко Е. Л. // «Неприкосновенный запас», № 1(45), 2006.
  • Омельченко Е. Л. Стили жизни российской молодёжи: Из ХХ в ХХI век // «Народное образование», № 5(1358), 2006.
  • Омельченко Е. Л. // Журнал исследований социальной политики , № 2, Т. 4, 2006, стр. 149-150.
  • Омельченко Е. Л. // «Пчела», № 47, март-май 2005.
  • Омельченко Е. Л. Молодёжь. Открытый вопрос. Ульяновск: Симбирская книга, 2004.
  • Омельченко Е. Л. // «ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация», № 2-3, 2004.
  • Омельченко Е. Л. // Правозащитное движение в России: Коллективный портрет: Сборник. - М.: ОГИ, 2004, стр. 107-117.
  • Омельченко Е. Л. Такие похожие, такие разные: стилевые профили и гендерные различия трудовых стратегий молодых специалистов на рынке труда. // Сб. Гендерные отношения в современной России: исследования 1990-х годов: Сборник научных статей / Под ред. Л. Н. Попковой, И. Н. Тартаковской. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003.
  • Омельченко Е. Л. // «Социологические исследования », № 12, 2002.
  • Омельченко Е. Л. «Жертвы» и/или «насильники». Феномены подростковой сексуальности в фокусе западных теоретических дискурсов. В сб. Другое поле. Социологические практики. Ульяновск: Издательство Государственного научного учреждения «Средневолжский научный центр», 2000.
  • Omelchenko, E. «Me body, me friend?» Provincial youth between the sexual and the gender revolutions. In Sarah Ashwin (ed).Gender, State and Society in Soviet and Post-Soviet Russia, Routledge, London, 2000.
  • Омельченко Е. Л. От секса к гендеру? Анализ дискурсов сексуальности в российских молодёжных журналах. // Сб. Женщина не существует: современные исследования полового различия / Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар. Изд-во Сыктывкарского университета, 1999.
  • Омельченко Е. Л. Социокультурные аспекты подростковой девиантности. К вопросу о конструировании отношения к наркотикам в молодёжной прессе) // Сб. Преступность как угроза национальной безопасности. Под ред. А. И. Чучаева. Ульяновск, Изд-во УлГУ, 1998.
  • Омельченко Е. Л. Что они здесь потеряли? Путешествие в детство или поездка за экзотикой // Сб. Провинциальная ментальность. Самара 1997.
  • Омельченко Е. Л., Пилкингтон Х. // «Рубеж (альманах социальных исследований)», № 10-11, март 1997, стр. 190-209.
  • Omelchenko, E. and Pilkington, H. ‘Stabilization or stagnation? A regional perspective of the impact of the December 1993 elections on the political process in Russia’ in P.Lentini (ed.) Elections and Political Order in Russia, CEU Press, Prague, 1995.
  • Омельченко Е. Л. Синдром провинциализма. Самара, 1994.

Напишите отзыв о статье "Омельченко, Елена Леонидовна"

Примечания

Ссылки

  • в энциклопедии «Социология молодёжи
  • . Выступление в Междисциплинарном лектории "Контекст" 2 декабря 2010 года.

Отрывок, характеризующий Омельченко, Елена Леонидовна

– Я хочу попробовать опять петь, – сказала она. – Все таки это занятие, – прибавила она, как будто извиняясь.
– И прекрасно.
– Как я рада, что вы приехали! Я нынче так счастлива! – сказала она с тем прежним оживлением, которого уже давно не видел в ней Пьер. – Вы знаете, Nicolas получил Георгиевский крест. Я так горда за него.
– Как же, я прислал приказ. Ну, я вам не хочу мешать, – прибавил он и хотел пройти в гостиную.
Наташа остановила его.
– Граф, что это, дурно, что я пою? – сказала она, покраснев, но, не спуская глаз, вопросительно глядя на Пьера.
– Нет… Отчего же? Напротив… Но отчего вы меня спрашиваете?
– Я сама не знаю, – быстро отвечала Наташа, – но я ничего бы не хотела сделать, что бы вам не нравилось. Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меля важны и как вы много для меня сделали!.. – Она говорила быстро и не замечая того, как Пьер покраснел при этих словах. – Я видела в том же приказе он, Болконский (быстро, шепотом проговорила она это слово), он в России и опять служит. Как вы думаете, – сказала она быстро, видимо, торопясь говорить, потому что она боялась за свои силы, – простит он меня когда нибудь? Не будет он иметь против меня злого чувства? Как вы думаете? Как вы думаете?
– Я думаю… – сказал Пьер. – Ему нечего прощать… Ежели бы я был на его месте… – По связи воспоминаний, Пьер мгновенно перенесся воображением к тому времени, когда он, утешая ее, сказал ей, что ежели бы он был не он, а лучший человек в мире и свободен, то он на коленях просил бы ее руки, и то же чувство жалости, нежности, любви охватило его, и те же слова были у него на устах. Но она не дала ему времени сказать их.
– Да вы – вы, – сказала она, с восторгом произнося это слово вы, – другое дело. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть. Ежели бы вас не было тогда, да и теперь, я не знаю, что бы было со мною, потому что… – Слезы вдруг полились ей в глаза; она повернулась, подняла ноты к глазам, запела и пошла опять ходить по зале.
В это же время из гостиной выбежал Петя.
Петя был теперь красивый, румяный пятнадцатилетний мальчик с толстыми, красными губами, похожий на Наташу. Он готовился в университет, но в последнее время, с товарищем своим Оболенским, тайно решил, что пойдет в гусары.
Петя выскочил к своему тезке, чтобы переговорить о деле.
Он просил его узнать, примут ли его в гусары.
Пьер шел по гостиной, не слушая Петю.
Петя дернул его за руку, чтоб обратить на себя его вниманье.
– Ну что мое дело, Петр Кирилыч. Ради бога! Одна надежда на вас, – говорил Петя.
– Ах да, твое дело. В гусары то? Скажу, скажу. Нынче скажу все.
– Ну что, mon cher, ну что, достали манифест? – спросил старый граф. – А графинюшка была у обедни у Разумовских, молитву новую слышала. Очень хорошая, говорит.
– Достал, – отвечал Пьер. – Завтра государь будет… Необычайное дворянское собрание и, говорят, по десяти с тысячи набор. Да, поздравляю вас.
– Да, да, слава богу. Ну, а из армии что?
– Наши опять отступили. Под Смоленском уже, говорят, – отвечал Пьер.
– Боже мой, боже мой! – сказал граф. – Где же манифест?
– Воззвание! Ах, да! – Пьер стал в карманах искать бумаг и не мог найти их. Продолжая охлопывать карманы, он поцеловал руку у вошедшей графини и беспокойно оглядывался, очевидно, ожидая Наташу, которая не пела больше, но и не приходила в гостиную.
– Ей богу, не знаю, куда я его дел, – сказал он.
– Ну уж, вечно растеряет все, – сказала графиня. Наташа вошла с размягченным, взволнованным лицом и села, молча глядя на Пьера. Как только она вошла в комнату, лицо Пьера, до этого пасмурное, просияло, и он, продолжая отыскивать бумаги, несколько раз взглядывал на нее.
– Ей богу, я съезжу, я дома забыл. Непременно…
– Ну, к обеду опоздаете.
– Ах, и кучер уехал.
Но Соня, пошедшая в переднюю искать бумаги, нашла их в шляпе Пьера, куда он их старательно заложил за подкладку. Пьер было хотел читать.
– Нет, после обеда, – сказал старый граф, видимо, в этом чтении предвидевший большое удовольствие.
За обедом, за которым пили шампанское за здоровье нового Георгиевского кавалера, Шиншин рассказывал городские новости о болезни старой грузинской княгини, о том, что Метивье исчез из Москвы, и о том, что к Растопчину привели какого то немца и объявили ему, что это шампиньон (так рассказывал сам граф Растопчин), и как граф Растопчин велел шампиньона отпустить, сказав народу, что это не шампиньон, а просто старый гриб немец.
– Хватают, хватают, – сказал граф, – я графине и то говорю, чтобы поменьше говорила по французски. Теперь не время.
– А слышали? – сказал Шиншин. – Князь Голицын русского учителя взял, по русски учится – il commence a devenir dangereux de parler francais dans les rues. [становится опасным говорить по французски на улицах.]
– Ну что ж, граф Петр Кирилыч, как ополченье то собирать будут, и вам придется на коня? – сказал старый граф, обращаясь к Пьеру.
Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении.
– Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может.
После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать.
– «Первопрестольной столице нашей Москве.
Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.
Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»
– Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем.
Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу.
– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.
– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.

просмотров