Гидропоника на подоконнике и эксперименты с биоудобрением. Научно-исследовательская работа. Гидропоника на подоконнике и эксперименты с биоудобрением Гидропоника проект для начальной школы

Гидропоника на подоконнике и эксперименты с биоудобрением. Научно-исследовательская работа. Гидропоника на подоконнике и эксперименты с биоудобрением Гидропоника проект для начальной школы

Слайд 2

Выполнил: Гекман Тимур ученик 8 класса КГУ "ОШ с. Русская Ивановка" Руководитель: Шторк Оксана Александровна учитель химии и биологии

Слайд 3

Объектом исследования избран метод выращивания растений без почвы - гидропоника. На основе эксперимента, сравнения и анализа результатов выясняем когда можно получить больше урожай зелени лука, выращивая его в снеговой воде, почве с огорода или лук выращенный методом гидропоники. В результате наблюдений удалось установить, что при выращивании лука на гидропонной установке перо достигло нужной длины за 23 дня, а это на несколько дней раньше срока, при этом луковая зелень более сочная и приятная на вкус. Выращивание лука методом гидропоники позволит значительно экономить ресурсы, получить хороший урожай. Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно зимой и в период весеннего авитаминоза.
Аннотация

Слайд 4

В рамках проекта я узнал много нового, в том числе, что лук и чеснок занимают третье место среди полезных продуктов. Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно зимой и в период весеннего авитаминоза. Он содержит витамины группы В, С, Е, РР, каротин, органические кислоты, калий, фосфор, кальций, железо, фитонциды, которые позволят защитить организм от болезней. Проведя социологический опрос среди учащихся нашей школы, обработав результаты, пришел к выводу, что ребята редко используют репчатый лук в пищу, отдавая предпочтение зелёному луку. К сожалению, зеленый лук, купленный в магазине, не подлежит длительному хранению, он увядает и теряет свои полезные свойства. Лук, выращенный в домашних условиях - оптимальное решение проблемы: предлагаю вырастить лук самим.
Актуальность

Слайд 5

Объект исследования: гидропоника - как метод выращивания растений без почвы. Предмет исследования: репчатый лук. Гипотеза: если выращивать репчатый лук методом гидропоники, то можно получить хороший урожай, позволяющий обеспечивать себя витаминами круглый год. Цель проекта: выяснить действительно ли, что гидропоника - наиболее продуктивный способ выращивания лука репчатого на зелень в зимнее время. Задачи проекта: изучить литературу по выращиванию овощных культур методом гидропоники; изготовить гидропонный сосуд для выращивания растений; провести эксперименты по выращиванию лука различными способами; обобщить результаты эксперимента.

Слайд 6

Преимущества выращивания растений методом гидропоники
Растение растет крепким и здоровым, и намного быстрей, чем в почве. Корни растений не страдают от пересыхания или недостатка кислорода при переувлажнении. Расход воды легче контролировать, нет необходимости каждый день поливать растения. Не возникает проблемы недостатка удобрений или их передозировки. Исчезают многие проблемы почвенных вредителей и болезней, что избавляет от применения ядохимикатов. Нет необходимости покупать новую почву для пересадки, что сильно удешевляет процесс выращивания растений. Так как растение получает только нужные ему элементы, оно не накапливает вредных для здоровья человека веществ, неизбежно присутствующих в почве, что очень важно для овощных растений.

Слайд 7

Подготовка лука к посадке 2. Подготовка посуды к посадке Стакан со снеговой водой 2) Цветочный горшок с почвой 3) Гидропонная установка
Экспериментальная часть

Слайд 8

Изготовление гидропонной установки

Слайд 9

Наблюдение за ростом лука
3 день

Слайд 10

9 день
12 день
15 день
18 день

цель:

Задачи исследования:

Актуальность исследования:

Объект исследования:

Предмет исследования:

Практическая значимость:

Используемые методы

Просмотр содержимого документа
«исследовательская работа " гидропоника на службе цветовода"»

Донская академия наук юных исследователей им. Ю. Жданова

Исследовательская работа

Тема: Гидропоника в помощь цветоводу

ФИ учащегося: Баранова Екатерина

Руководитель: учитель биологии и химии Кузнецова Лариса Анатольевна

Ростовская область Каменский район

хутор Малая Каменка

Введение……………………………………………………………………...3

Основная часть

    Что такое гидропоника…………………………………………4

    История гидропоники………………………………………….4-5

    Выращивание растений методом гидропоники……………….6

    создание собственной гидропонной установки………………..6

    Выращивание комнатных растений в гидропонных установках…7

    Проращивание семян на поролоне…………………………………..7

Заключение. Выводы……………………………………………………8

Список литературы…………………………………………………..19

Приложения……………………………………………………………10-13


Введение

В детской энциклопедии меня заинтересовал раздел «Семь чудес света», особенно висячие сады Семирамиды. Как устроено это «чудо света»? Есть ли аналоги висячих садов в современном мире? С этими вопросами я подошла к своему учителю биологии и мы начали наше расследование.

Оказалось, что сады Семирамиды основаны на методе гидропоники. Метод этот в нашем хуторе малоизучен, можно сказать, вообще не изучен. Тогда я поставила перед собой цель:

изучить гидропонику на практике и отработать алгоритм действий, технологию выращивания цветочных культур на гидропонике.

Задачи исследования:

1) Познакомиться с историей возникновения гидропоники и ее применением в наши дни;

2) Изучить способы и методы выращивания растений без почвы;

3) Изготовить своими руками гидропонные сосуды для выращивания растений. 4) Провести опыты по выращиванию рассады растений методом гидропоники.

Актуальность исследования: При помощи гидропоники можно выращивать рассаду для огорода и клумб.

Объект исследования: зеленый уголок кабинета биологии.

Предмет исследования: ветки пеларгонии и колеуса, семена петуньи.

Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы для выращивания огородных и цветочных культур из мелких семян, которые редко прорастают в открытом грунте.

Используемые методы : сравнение, наблюдение, эксперимент.

    Что такое гидропоника?

Cлово «гидропоника», по-гречески, значит «вода и работа». В науке «гидропоника» - это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях.

Применение гидропоники снижает затраты на обработку почвы, защиту от вредителей и сорняков. Использование безземельных субстратов позволяет выращивать больше растений на ограниченной площади. Вода и удобрения расходуются рациональнее за счет многократного их использования.

Овощная продукция, выращенная тепличными комплексами, отличается высоким качеством, пониженным содержанием нитратов по сравнению с овощами, выращенными в тот же сезон в условиях традиционных теплиц.

2. История гидропоники.

Считается, что беспочвенные методы культивирования растений – детище современных технологий. Да, действительно, это технологии будущего, успешно разрабатываемые в разных странах, но стоит вспомнить пословицу: новое – хорошо забытое старое… До нашего времени не сохранилось одно из семи чудес света– висячие сады, построенные Навуходоносором для своей жены, Семирамиды. Эти цветущие сады являлись чудом не только потому, что находились в раскалённой пустыне и поражали своими размерами… По очень немногочисленным свидетельствам очевидцев, дошедших до нашего времени, можно заключить – для содержания растений использовались, выражаясь современным языком, примитивные гидропонные системы активного типа . В качестве субстрата использовалась смесь земли и камней, этакая гидрокультура …описания рецепта приготовления питательного раствора – не сохранилось, к сожалению.

Но, даже в то далёкое время, беспочвенные методы не являлись абсолютным новшеством… В древнешумерском «Эпосе о Гильгамеше», каковой считается одним из первых письменных источников, дошедших до нашего времени, - есть упоминания о подобных системах. Конечно с натяжкой, но – их можно назвать гидропонными . Первый, кто задумался о том, как питаются растения – Аристотель. Во всяком случае, его перу принадлежат работы, где он пытался объяснить сей процесс. Аристотель утверждал, что растения получают необходимую пищу в конечной (уже органической) форме, затрагивая этот вопрос лишь по способу перемещения веществ по стволу растения. Затем, на многие столетия, в изучении питания растений наступила пауза. Пока этим вопросом не стал экспериментально заниматься голландский учёный Иоганн Баптист Ван Гельмонт (1575 – 1642). Профессор медицины Джон Вудворд (1665 – 1828), видимо, был первым, кто осуществил и описал выращивание, наиболее близкое к определению - гидропоника . Поставившим точку в спорах и назвавшим вещи своими именами был немецкий агрохимик Юстус фон Либих (1803-1873). Он утвердил следующее: "Растительные организмы, или, следовательно, органические соединения, являются средством питания и поддержания жизни людей и животных. Источником питания растений, напротив, является неорганическая природа". Так была создана основа нашей современной агрохимии, и направление ее дальнейшего развития было указано в заявлении Либиха: "сейчас, когда выяснены условия, необходимые для того, чтобы почва была плодородной и способной поддерживать жизнь растений, вероятно, никто не захочет отрицать, что дальнейшего прогресса в сельском хозяйстве можно ожидать только от химии".

Изначально полагали, что беспочвенные методы выращивания растений – исключительно прерогатива опытных лабораторий, интерес это сможет вызывать только у учёных – в качестве занимательного способа.

Вероятно, наиболее крупная из них была создана в советском институте плодоводства по инициативе "русского Либиха" - проф. Д.Н. Прянишникова . Результаты работ этой значительной научной установки были практически реализованы советской полярной экспедицией уже в 1937 г. С 1936 года методом гидропоники начали выращивать овощные и цветочные растения в оранжереях у нас в стране.
В мире всё идёт к тому, что за гидропоникой ( гидрокультурой HYPERLINK "http://gidroponika.com/" ) , на фоне всеобщего полуголодного существования (в глобальном смысле) – будущее, и – весьма перспективное. Есть несколько компаний, в России, которые уже долгое время находятся на этом специализированном рынке.

3.Изготовление гидропонной установки

Опыт №1.

Было решено выращивать посадочный материал пеларгонии методом гидропоники. Но для сравнения взяли три вида субстрата: промытый керамзит, торф и обычный земляной грунт. Цель данного эксперимента: выявить роль грунта в развитии растения.

Мною было решено провести исследование и своими руками изготовить гидропонную установку (Приложение 1).

    Для этого я взяла обычные пластиковые бутылки и обрезала у них дно.

    Перевернув обрезанную бутылку вверх новым, широким отверстием я установила её в обрезанное дно, как в устойчивый поддон. Для вентиляции корневой системы шилом проделала множество отверстий около пробки.

Свежесрезанные побеги пеларгонии я поместила в керамзит, торф, почву. Все сосуды для выращивания сделаны одинаковым способом, описанным раннее. Проводя данный опыт, мы сильно рискуем жизнью наших побегов. Ранней весной растения плохо приживаются, так как в кабинете биологии колеблется от 13 0 до 16 0 С. Через семь дней в гидропонных установках все растения чувствуют себя прекрасно. После выходных растение в почве дало новые, настоящие листья, а гидропонной установке не видно никаких изменений грунт сверху сухой. Извлекли побег их керамзитового субстрата- наблюдаем появление мелких корешков. Следов гниения нет.

Вывод : Растения, которые выращиваются методом гидропоники, прекрасно себя чувствуют без привычного для нас грунта. Лучше всего чувствует себя растение в торфяном субстрате. Даже при низкой температуре для прорастания корни появились через неделю.

Опыт №2 (приложение №2)

Чтобы укоренились короткие побеги, я сделала вторую гидропонную установку.

Возьмем водный раствор гумата, использованную упаковку от сока, два пластиковых стаканчика, фитиль из хлопчатобумажной ткани, ножницы.

2) В упаковке от сока вырежем по диаметру пластикового стаканчика два отверстия, для установки в них стаканчиков.

3) В пластиковом стаканчике делаем отверстие для установки в него фитиля.

4) Делаем фитиль длиной 10 см, на одном ее конце завязываем узелок и

вдеваем в отверстие в стаканчике. Готовые стаканчики вставляем в отверстия в коробке.

5) В стаканчики насыпаем керамзит и торф. Свежесрезанные побеги колеуса аккуратно вставляем в стаканчики.

6) Через отверстие заливаем питательный раствор упаковку для сока.

Через неделю наблюдаем прирост в длину у побегов. Признаков гниения не наблюдается. При извлечении на побегах видим два новых корешка.

Вывод: короткие побеги комнатных растений можно легко вырастить способом гидропоники даже при не очень благоприятных условиях холодного кабинета.

Опыт №3

Третья гидропонная установка была создана для выращивания посадочного материала из мелких, плохо прорастающих в открытом грунте семян. Делаю эту установку из коробки пластиковой, губки автомобильной и минеральной воды. (Приложение №3)

В пластиковую коробку наливаем минеральной воды. Опускаем в коробку губку и насыпаем сверху мелкие семена петуньи. Для создания благоприятного микроклимата сверху покрываем систему тонкой пищевой пленкой. Систему устанавливаем на подоконнике. Через три дня наблюдаем проросшие семена. Всхожесть-100%. Сроки всхожести в гидропонной установке сильно уменьшились, по сравнению с всхожестью в открытом грунте.

Вывод: в гидропонной установке можно выращивать мелкие семена цветковых растений и переносить их в открытый грунт.

Заключение. Выводы.

Проводя исследования, я выяснила:

    При выращивании растений в домашних условиях можно с успехом использовать гидропонику, особенно в зимнее время, когда питание должно быть умеренным, а испарение не велико.

    При выращивании посадочного цветочного материалам в домашних условиях можно с успехом использовать гидропонику.

    С помощью гидропоники можно выращивать посадочный материал из мелких семян, которые прорастают быстрее, чем в открытом грунте и более эффективно.

    Используя гидропонику, можно круглый год выращивать экологически чистый продукт. Но при этом метод гидропоники является более "капризным", чем почвенный.

    метод гидропоники более экономный по отношению потребления воды растениями.

Опытным путем я установила :

1) При гидропонном выращивании растений оно растет здоровым и намного быстрей, чем в почве;

2) Корни растений не пересыхают и получают достаточное количество кислорода;

3) Исчезают такие проблемы, как почвенные вредители и болезни;

Домашние методы гидропоники достойны занять важное место среди всех остальных методов выращивания. Растения, выращенные своими руками, – это повышение экологии жилища.

Список использованной литературы

    Вахмистров Д. «Растения без почвы», Москва; «Детская литература», 1961

    Зельцер Э. «Гидропоника для любителей», Москва; «Колос», 1965

rostok.fansportal.ru›gidroponika -eto-prosto/

    fermer.ru›forum/zakrytyi-grunt…gidroponika /52284

    gidroponika .com›content/section/9/237

    u-woman.ru›gidroponika .htm

Приложение 1



Приложение 2

Приложение 3



«Гидропонное выращивание овощей

в заполярной школе-интернате»

Краткое содержание проекта:

изучение возможностей и организация

тепличного хозяйства

в условиях заполярной школы-интерната

Проект подготовлен :

учащимися 9 в класса Тусида Виталиной Сергеевной, Вануйто Татьяной Эдуардовной, учителем географии Пасынковой Мариной Вальтеровной, руководителем проектной работы

Название учебного заведения/места работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сеяхинская школа – интернат»

Наименование муниципального образования - Ямальский район

Наименование населённого пункта – село Сеяха

2015 год

Содержание

1 . Введение ……………………………………………………………………….3

2 . Основная часть

2.1. Обоснование актуальности проекта ……………………………………….4

2.2.Цели и задачи проекта…………………….……………………………...…..4

2.3.Сроки реализации проекта………………………………..……………...…..4

2.4.Содержание проекта ……………………………………………………….5-8

  • план реализации проекта

  • схема управления проектом в рамках территории

2.5.Используемые и необходимые ресурсы………………………………..…....9

2.6.Методы оценки (критерии оценки эффективности проекта)……….… …9

2.7.Р езультаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.…. 10

3. Заключение ……………………………………………………………………20

Введение

И
стория Сеяхинской школы-интерната начинается с 30 – ых годов XX века. Школа того времени ничем не напоминает нынешнюю: узкий темный коридор, слева – классы, справа – столовая и комнаты, где живут учителя; печки-времянки; в классах самодельные лампы со стеклами из банок. Первые ученики под тусклым светом керосиновой лампы и под треск самодельной печи неумелыми руками выводили на бесценной бумаге школьных тетрадок первые в своей жизни рукописные слова.


В то время существовали разъездные учителя, которые вместе с «Красным чумом» каслали по тундре и обучали тундровиков, взрослых и ребят грамоте. «Красный чум» существовал десять лет – с 1943 по 1953 год. В 1956 году было построено новое школьное здание. Все это время школа оставалась начальной. Переход к восьмилетней школе начался в 1967 году, а в 1972 году состоялся первый выпуск. Выпускников было всего пятеро. В 1977 году было принято решение Сеяхинскую школу-интернат сделать средней.

С


егодня МБОУ «Сеяхинская ШИ» - современное образовательное учреждение, в котором с учетом приоритетных направлений развития системы образования страны и ЯНАО выстроена целостная стратегическая линия развития. Коллектив школы – интерната реализует модель социального парка как механизма повышения социально-культурной результативности общего образования школы-интерната Крайнего Севера. Социально-педагогическая миссия школы-интерната – создание достаточных и необходимых образовательных условий для социальной успешности учащихся и выпускников школы-интерната . В рамках программы развития идея «технологических парков» перенесена на социальную сферу для апробации, внедрения и использования в образовательном процессе социальных технологий, которые помогают расширить социально-ролевой репертуар обучающихся, обеспечить успешную социализацию выпускников школы-интерната, а также использовать возможности образовательного учреждения для решения социально значимых проблем общества.

Таким образом, МБОУ «Сеяхинская ШИ» - это хорошо продуманный, современный и устремленный в будущее социопарк. Здесь созданы все условия для того, чтобы повышать образование, развивать любознательность, исследовательские навыки, творчество.

2 . Основная часть

2.1. Обоснование актуальности проекта

Сегодня в Сеяхинской школе-интернате обучается 536 учеников, из них 474 учеников являются представителями коренных малочисленных народов Севера (ненцы), 56 % из них проживают в уютных и современных корпусах интерната. Большинство учеников к выпуску из школы имеют представление об окружающем мире, но не все дети, даже обучаясь в 11 классе, выезжали за пределы села, тундры и наяву видели города, села, рощи, дубравы или сосняки, не все ученики представляют как растет картофель или помидоры. Т.е. существуют учащиеся, которые обладают только теоретическими знаниями по многим разделам биологии, в то время как дети из средней полосы России, даже не изучая в школе данные разделы, имеют большие знания по ботанике, т.к они почерпнули их в обыденной жизни. Поэтому мы решили узнать как бы наши сверстники и педагоги отнеслись к тому, что в условиях школы-интерната была организована работа по оборудованию небольшой, но современной теплицы, в которой можно было проводить занятия по ботанике, ознакомиться с современным гидропонным оборудованием, новыми «зелеными технологиями», применяемыми в агрономии.

Актуальность настоящего проекта в возможности:

    - организации экологического образования школьников;

    - вовлечения учащихся в систему современных финансово-экономических отношений (основы агротехники, научно-опытническая работа);

    - формирования социально-трудовых компетенций школьников, с последующим профессиональным самоопределением обучающихся на основе профильного образования;

    и востребованности со стороны детей, их родителей, педагогов.

2.2. Цель проекта:

Создание проекта тепличного уголка «Гидропонная теплица» для ведения внеурочной деятельности учащихся экологической направленности.

Задачи проекта:

    Изучить возможности создания тепличного уголка в условиях школы-интерната.

    Проанализировать опыт отечественного и зарубежного гидропонного выращивания овощей.

    Сформировать информационную базу для разработки проекта

    Создать проект теплицы.

2.3. Сроки реализации проекта - 2014-2015 у.г.



2.4. Содержание проекта с обоснованием целесообразности решения

проблемы

При решении 1 задачи мы решили изучить возможности создания тепличного уголка в условиях школы-интерната . Для этого в феврале 2014 года нами было проведено исследование (анкетирование), с целью выяснения возможности организации в рекреации школы-интерната теплицы. Проанкетировав 202 человека мы узнали, что 62% детей о теплицах слышали, но сомневаются в том, что теплицу можно организовать в условиях школы-интерната, 37% учащихся считают, что в «нашей теплице» можно было бы выращивать огурцы, укроп, помидоры для нужд столовых школы-интерната, 30% из опрошенных детей были явно заинтересованы в наличии кружка, связанного с тепличным хозяйством. При анализе анкет удалось выяснить, что больший интерес к теплице проявляют ученики начальных классов и среднего звена. Кроме того, заниматься в таком кружке хотят именно те дети, которые никогда не видели как выращиваются овощи (т.е.дети коренной национальности).

Таким образом, проведя небольшое исследование, мы сделали вывод о том, что такое экологическое направление как создание тепличного уголка в школе-интернате, было бы актуальным для детей 1-6 классов. Тем более, обучение по новым государственным стандартам подразумевает, что дополнительное образование (кружки) должны соответствовать новым требованиям. Кроме того, мы допускаем, что работа в теплице, проведение простейших опытов, экономических подсчетов, заинтересует часть учащихся, и поможет некоторым из них выбрать дальнейший профессиональный путь в жизни.

Для реализации проекта «Гидропонная теплица» мы приметили помещение, в котором, в последствии, можно было бы поместить теплицу.

С этой идеей мы обратились к директору школы-интерната, обсудили идею, получили рекомендации и одобрение на создание проекта.

Для проекта теплицы с гидропонным поливом нам было обещано помещение в рекреации площадью 45,5 кв.метров.


В

интернете мы нашли необходимую литературу (журнал «Гидропоника в России и странах СНГ», «Пособие по гидропонике» Кейт Роберто, книгу «Выращивание растений без почвы», В.А.Чеснокова и др.) и рекомендации по использованию оборудования, которое мы предлагаем разместить в рекреации.

Также в интернете мы нашли стоимость и разновидности того оборудования, которое нам рекомендовали авторы пособий по гидропонике. Исходя из отечественного и зарубежного опыта работы по выращиванию растений, мы разместили в бумажном формате необходимое для устройства и функционирования теплицы оборудование.

Макет расположения оборудования в теплице


Кратко о сути проекта «Гидропонная теплица»

При реализации проекта «Гидропонная теплица» в рекреации помещается оборудование: гидропонные установки для выращивания зелени и саженцев, цветов для озеленения школы-интерната, а также специальные емкости, с размещенным в них кокосовым субстратом, которые используются для выращивания овощей. Закупленные стеллажи встраиваются с левой стороны, на стеллажах устанавливаются емкости с кокосовым субстратом. Справа, на скамейках, устанавливается гидропонная установка. На стенах укрепляются агросветильники, использующиеся для подачи растениям света нужного спектра. Система очистки и увлажнения воздуха, инфракрасные обограватели-панели с терморегулятором, создадут в помещении нужную атмосферу. Кроме того, помещение рекреации будет перекрыто стеклянной перегородкой – дверями, необходимой прочности и состава. Зеленый уголок будет не только украшать рекреацию, но вызывать интерес и желание работать в теплице. Ведь ученики, получающие дополнительные знания в кружке «Парничок» будут участвовать в развитии «зеленых» технологий (актуального экологического направления). Выращенные при помощи гидропоники (в пробирках на питательном субстрате) растения, размножаются черенкованием, в условиях управляемого фотосинтеза (агросветильники). Для данной технологии характерно, что развитие растений идет намного быстрее и безопаснее, чем в природных условиях, ведь в стерильных сосудах никакая вирусная или бактериальная инфекция корням растений не страшна, а это способствует минимизации производственных затрат и повышению рентабельности процесса выращивания овощей.

План реализации проекта

Моделирование, целеполагание, определение тактики,

организационная стадия (осень 2014 года)

Мероприятия

Сроки

Содержание

Ответственный

Обсуждение

Сентябрь2014

Создание рабочей группы для работы в проекте.

Анализ отечественного и зарубежного опыта гидропонного выращивания овощей, формирование информационной базы для разработки проекта.

Изучение возможностей школы-интерната для создания тепличного уголка

Определение основных направлений работы, необходимых материально-технических, методических и человеческих ресурсов

Рабочая группа:

Тусида Виталина, Вануйто Татьяна, учащиеся 9в класса

Пасынкова М.В., заместитель директора по научно-методической работе

Организационная стадия

Октябрь- Декабрь

2014

Поиск в интернете стройматериалов и специального оборудования для оборудования тепличного уголка

Рабочая группа

Создание проекта, (январь-март 2015)

Создание проекта

Январь-март 2015

Рабочая группа

Пополнение материально-технической базы методического обеспечения УВП (в случае спонсорской поддержки)

В течение 2014-2015 учебного года

Поиск в интернете и по возможности заказ:

Администрация школы- интерната

стеллажей, скамеек, инфракрасного обогревателя-панели, терморегулятора, агросветильников, системы очистки и увлажнения воздуха

модульной гидропонной системы капельного полива, набора удобрений для гидропоники

кокосового субстрата в наборе с удобрениями для кокосового субстрата, агроперлита

методических пособий, учебной литературы, ЭОРов для учителя и учеников

Разработка плана работы кружка внеурочной деятельности экологической направленности

Педагоги биологии

Результат: выполнены организационные работы, сформирована рабочая группа, обеспечивающая создание проекта, определены приоритеты для создания проекта теплицы, найдено необходимое оборудование, спроектирован проект

План проработки последующих шагов, в случае организации гидропонной теплицы

    Проработка юридических вопросов и всех необходимых документов (юрист школы-интерната).

    Разработка дизайна внешнего вида гидропонной теплицы.

    Разработка сметы для оборудования гидропонной теплицы.

    Заключение договоров по закупке и транспортировке грузов.

    Подбор педагогического персонала.

    Закупка и оборудование гидропонной теплицы.

    Приемка объекта СЭС, службой МЧС и запуск объекта.

    Брендинг

    Запуск страницы на сайте школы-интерната

Необходимая документация для работы объекта

    Внесение объекта в Лицензию школы-интерната.

    Разрешение СЭС

    Разрешение службы МЧС

    Положение об инфраструктуре «Экологический центр – гидропонная теплица» в условиях заполярной школы-интерната.

    Другие локальные акты, касающиеся функционирования объекта.

Основные параметры объекта «Гидропонная теплица»

    Востребованность, компактность, комфортность.

    Дешевизна.

    Оригинальность и привлекательность.

    Мобильность (при желании идея может быть распространена на территории ЯНАО).

Бюджет проекта «Гидропонная теплица»

Вид оборудования

Количество

Стоимость каждого предмета

Общая стоимость

Стеллаж технологический разборный СТР-224

1200х500х1830

15 371

61484

Скамейка гардеробная СГ-1000

2740

13 700

Инфракрасный обогреватель-панель, СТЕП-800 1,8х 0,59

4800

9600

Терморегулятор (для обогревательных панелей) ТР 710

2990

5980

Агросветильник T8 8х18Вт

7000.00 руб.

21 000

Система очистки и увлажнения воздуха "Panasonic" F-VXD50R

24 900

24 900

Стремянка, 3 ступени

1317

1317

Стационарная перегородка NAYADA-Standart

30000

30000

UGro Pot 9 - кокосовый субстрат

200

420

84000

Набор удобрений для кокосового субстрата (300 л воды)

Hesi Coco Starter

3000.00 руб.

9000

Агроперлит (разрыхлитель для земли или субстрата) - 2 кг

229 руб

11450

Модульная гидропонная система капельного полива.

Количество посадочных мест: 24

DutchPot System Hydro 2m 2 GHE

Д220/ Ш100 /В67см Посадочных мест: 24

38900

77800

Hesi Hydro Starter - набор удобрений для гидропоники

3000 руб.

9000 р.

Удобрения сухие –

Азотно-фосфорно-калийное удобрение 13:19:19 1 кг

120 руб

120 руб

Удобрение Азофоска 16:16:16 1 кг

120 руб

120 руб

Удобрение Диаммофоска 10:26:26 1 кг

140 руб

140 руб

Удобрение Карбамид 1 кг

120 руб

120 руб

Удобрение Селитра аммиачная 1 кг

100 руб

100 руб

Удобрение Сульфат аммония 1 кг

80 руб

80 руб

Удобрение Калий сернокислый (Сульфат калия) 1 кг

220 руб

220 руб

Удобрение Суперфосфат 1 кг

130 руб

130 руб

1030

Итого

360 261р

С хема управления проектом в рамках территории

Основные параметры управления:

Обеспечение

    организованности, экономичности ожидаемого результата;

    активности, прогностичности (умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде), демократичности;

    мониторинга, планирования, организации, контроля.

Проектировочная деятельность

изучение мнения участников УВП;

формулировка цели, задач;

разработка проекта;

прогнозирование результатов;

разработка критериев и механизма оценки результата


Мониторинг

динамики готовности посещения кружка «Парничок»;

качества обучения

по биологии в последующих классах;

анкетирование

Обеспечение

работы

творческой группы по разработке проекта, реализации программы

кружка


Осуществление проекта

Педагоги-консультанты;


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Рефлексивная деятельность

Обеспечение, осуществление контроля администрации за деятельностью по проекту


2.5.Используемые и необходимые ресурсы для обеспечения проекта:

а) кадровые ресурсы

Рабочая группа, разрабатывающая проект:

Тусида Виталина, учащаяся 9в класса

Вануйто Татьяна, учащаяся 9в класса

Пасынкова М.В. - замдиректора по НМР, учитель географии

Рабочая группа, готовая работать в проекте в рамках внеурочной деятельности:

Некрасова Л.Н., учитель биологии, химии

Золотарева М.И., учитель биологии, химии

Мурзахметова Г.Ж., зам.директора по АХЧ

Марьик Е.С., юрист школы-интерната

Информация об основных исполнителях проекта

Ф.И.О.

Должность в проекте

Обязанности

Место работы, учебы

Пасынкова Марина Вальтеровна

Руководитель проекта, консультативная помощь

Предоставление всех необходимых для реализации проекта содержательных материалов, изучение документов, проведение обсуждений с участниками, оказание консультативной помощи

заместитель директора по научно-методической работе, учитель географии

Тусида Виталина

Создатель проекта

Разработка проекта теплицы с использованием современных «зеленых технологий»

учащаяся 9в класса

Вануйто Татьяна

Создатель проекта

Разработка проекта теплицы с использованием современных «зеленых технологий»

учащаяся 9в класса

б) методическое обеспечение

пособия по ведению тепличного хозяйства, учебная и научно-популярная литература и т.д

в) материально-техническое и информационное обеспечение

Помещения, которые могли бы использоваться в процессе реализации проекта:

рекреация для оборудования в ней теплицы, туалетное помещение, мастерская, овощехранилище школьной столовой, кабинет биологии, химии, компьютерный класс с выходом в Internet .

Оборудование, которое могло бы использоваться в процессе реализации проекта:

мультимедиа оборудование, необходимый для работы в теплице инвентарь, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамера.

2.6.Методы оценки (критерии оценки эффективности проекта)

Мониторинг

Название

2016

2017

2018

Положительная динамика готовности посещения кружка «Парничок».

Анкетирование

30%

32%

35%

Положительная динамика качества обучения по биологии в последующих классах

35%

40%

50%

Увеличение положительных отзывов о проекте Гидропонная теплица

50%

55%

60%

Анкетирование о значимости проекта, об отношении родителей, педагогов и общественности к проекту

60%

70%

80%


Риски (условия возникновения, методы устранения)

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты введения и реализации проекта можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

Дефицит бюджетного финансирования хозяйственной деятельности школы-интерната

    поиск спонсорской помощи

    привлечение к вопросу дополнительных материальных средств через участие проекта в грантовых мероприятиях разных уровней

    привлечение спонсорской помощи через рекламную деятельность о ходе проекта (СМИ школы-интерната, Ямальского района, окружных СМИ)

Недостаток необходимых помещений

отказ предоставить необходимое помещение администрацией школы-интерната

Отсутствие позитивной поддержки родительской общественности

Проведение разъяснительной работы с родителями и общественностью через выступление по школьному телевидению и на сайте школы, района, округа

2.7. Р езультаты, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект

В случае положительного решения и материальной поддержки нашего проекта в школе-интернате была бы организована работа инфраструктуры «Экологический центр» по новому направлению - развитие «зеленых» технологий в условиях заполярной школы-интерната. Данное направление в настоящее время является актуальным, т.к. при реализации проекта «Гидропонная теплица», выращенные растения размножаются черенкованием, выращиваются в пробирках на питательном субстрате, в условиях управляемого фотосинтеза.

Для данной технологии характерно, что развитие растений при использовании гидропоники идет намного быстрее и безопаснее, чем в природных условиях, ведь в стерильных сосудах никакая вирусная или бактериальная инфекция корням растений не страшна, а это способствует минимизации производственных затрат и повышению рентабельности процесса выращивания овощей.

Дальнейшая реализация проекта по плану осуществляется коллективом учителей биологии. Педагогами разработана программа внеурочной деятельности для учащихся «ПАРНИЧОК», а также дидактические материалы.

Таким образом, в школе-интернате будут созданы условия для развития качественного экологического образования. Ученики, занимаясь в кружке «ПАРНИЧОК», получат первичные социально-трудовые компетенции, смогут ориентироваться в основах агротехники, будут обучены простейшим приемам выращивания растений в условиях гидропонного сада. Кроме того, немаловажно то обстоятельство, что столовые школы-интерната получат дополнительное витаминизированное питание – овощи и зелень в свежем виде так редко поступающие на стол школьников.

Возможность использования проекта другими участниками ОП

Предложенная модель может быть использована другими школами.

В случае финансовой поддержки со стороны спонсоров проект может быть реализован, т.к. для реализации данного направления имеются все ресурсы, кроме материальных.


Выращивание зелени в домашних условиях гидропонной установкой «Домашний сад» Руководитель проекта: Исмаилова Тамара Михайловна Выполнил: Савельев Александр, ученик 5 класса «Д»

Цель: выявить преимущества выращивания пищевой зелени методом гидропоники в условиях школы

Гипотеза: выращивание пищевой зелени методом гидропоники имеет ряд преимуществ перед почвенным методом

Актуальность В настоящее время мы имеем возможность видеть на прилавках большой ассортимент продуктов, в том числе салаты и травы. Но, к сожалению, купленные в магазине зелень и салаты теряют свежесть уже на следующий день, а еще через день, чаще всего, их уже можно выбрасывать. Хорошо, если это обычные петрушка или укроп, а если это базилик, тимьян или мята для чая? Найти их в хорошем состоянии в магазине непросто, да и стоят они недешево. К тому же эти виды зелени используют понемногу, а покупать приходится упаковками, оставшаяся часть содержимого которых в результате просто выбрасывается. Выращивая эту зелень самостоятельно, да ещё и в гидропонных установках - мы можем срезать её по мере потребления, не принося ущерба ни качеству продукции, ни – самому растению.

Гидропоника - это способ выращивания растений без почвы, при котором растение получает из раствора все необходимые питательные вещества в нужных количествах и точных пропорциях (что почти невозможно осуществить при почвенном выращивании). Можно использовать ведро или цветочный горшок, заполненные субстратом и орошение гидропонным раствором. Лист пенопласта с отверстиями, в которые вставлены горшочки, плавает на поверхности воды в ванне с аэрируемым раствором - тоже гидропоника и эта система очень популярна для простых образовательных школьных проектов. Но, благодаря « Курчатовскому проекту », мы смогли использовать специальную гидропонную установку «Домашний сад».

Для того чтобы выполнить практическую часть проекта, мы изучила массу информации различных сайтов в интернете, в которых увлечённые методом гидропоники люди, делились своим опытом, давали рекомендации. Конечно, были подобраны литературные источники. Особо нам пришлось изучить конкретно установку «Домашний сад»

Установки «Домашний сад» мы собрали заранее, по имеющейся инструкции. КОМПЛЕКТАЦИЯ Стерильный субстрат (перлит) на один цикл выращивания Семена салата Набор удобрений для неплодоносящих растений. Устройства для семян (горшочки) Прозрачные пластиковые колпачки, для создания парникового эффекта на период проращивания семян Лампа роста

Каждый горшочек заполнили перлитом (белые гранулы, которые входят в комплект с установкой).

Для сравнения и выявления преимущества растений, выращенных с помощью гидропоники, мы организовала посев семян этих же растений в грунт, в пластмассовый горшок. Для организации таких же условий по всем параметрам, кроме наличия почвы - выставили этот горшок в устройство «Домашний сад», заменив чашу с водой горшком с почвой.

Закрыли семена крышечками мини-тепличками и не снимали их пока семена не прорастут. Это создаст парниковый эффект на период проращивания семян. Установили нужный режим работы установок на панели: «Салат». Все растения (опытная и контрольная группы) были размещены в одинаковых условиях: в лаборантской кабинета биологии школы.

Через три дня семена начали прорастать. Когда появятся ростки, мини-теплички нужно снять и сохранить до следующего проращивания семян (они многоразовые).

Через три недели мы получили наш урожай.

Выводы Салат в установке "Домашний сад" растет быстрее в несколько раз. Быстрый рост обусловлен соблюдением технологии выращивания. При гидропонном методе выращивания, растениям не приходится конкурировать за питательные элементы, как это происходит при почвенном выращивании, они получают все необходимое из питательного раствора.

Заключение Проводя наблюдения за ростом и развитием растений проекта, мы убедились, что гидропоника, как метод, очень перспективен. Гидропоника - способ выращивания растений без почвы, позволяющий экономить так необходимые сегодня ресурсы планеты: воду и почву. Мы готовы и дальше проводить наши исследования и выращивать различные виды пищевой зелени, овощей и цветковых растений.



просмотров