Краснохолмский николаевский антониев монастырь. Монастырский комплекс середины XVII – начала XVIII веков

Краснохолмский николаевский антониев монастырь. Монастырский комплекс середины XVII – начала XVIII веков

Краснохолмский Николаевский Антониев мужской монастырь , в настоящее время - Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Краснохолмского благочиния Бежецкой епархии Тверской митрополии

Монастырь расположен при слиянии рек Могочи и Неледины вблизи деревни Слобода современного Краснохолмского района Тверской области, в пяти км от районного центра – города Красный Холм . В XII-XVI веках эта территория была частью так называемого Бежецкого Верха, – возвышенность в верховьях реки Мологи, на юго-востоке Бежецкой пятины, центром которой был погост Бежецы, затем город Городецко. Территория Бежецкого Верха находилась под политическим и административным влиянием Великого Новгорода, имела особый экономический статус. Через Бежецкий Верх проходил один из самых оживленных и значительных торговых путей из Новгорода в земли Северо-Восточной Руси . Наличие оживленного торгового пути способствовало частным конфликтам за влияние на этой территории между Новгородом, Тверью (с середины XIII века) и Москвой (с середины XIV века) . К XVI веку в Бежецком Верхе закрепляется влияние Москвы, что было частью процесса формирования единого централизованного государства, Великий Новгород теряет свое политическое влияние над территорией, но сохраняет влияние духовное – в церковном отношении Бежецкий Верх подчиняется ему вплоть до конца XVIII века .

Основание монастыря

Время возникновения монастыря относится ко второй половине века. На территории Бежецкого Верха до первой трети XVI столетия он оставался единственным основанным здесь монастырём, хотя московские монастыри – Троице-Сергиев и Симонов – начали приобретать земли в Бежецком Верхе еще в начале XV века .

Согласно монастырскому «Летописцу», единственному известному к настоящему времени историческому письменному источнику по ранней истории монастыря, написанному в самом монастыре в начале 1687 года одним из монастырских книжников , монастырь был основан в году преподобным Антонием . В это время прп. Антоний пришел в пределы города Городецко Бежецкого Верха (ныне город Бежецк Тверской области) "из страны, называемой человеческими словами Белозерской". Монастырь, в котором он ранее подвизался, неизвестен, предполагают, что это могла быть Кирилло-Белозерская обитель . Проходя по местностям, принадлежавшим местным землевладельцам новгородским боярам Нелединским, старец занемог. Получив в скором времени по Божией милости чудесное исцеление от болезни, прп. Антоний решил поставить келью и часовню, проводя свою дальнейшую жизнь в молитвенном уединении. В соответствии с древней традицией, Антоний испросил небольшой участок земли у боярина Афанасия Васильевича Нелединского, выбрав глухое, безлюдное, но живописное место при слиянии рек Неледины и Могочи, впадающей в реку Мологу, приток Волги, и "нача ту пустынножительствовати и богоподвижно подвизатися добрым и богоугодным житием" .

Существует предание, что однажды ночью прп. Антоний увидел за окном кельи небывалый свет. Когда он вышел, то на одном из деревьев обрел икону свят. Николая Чудотворца . Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника. К прп. Антонию стали приходить за советами, молитвами, принося пожертвования, а некоторые испрашивали дозволение жить при его келье. Для образовавшейся монашеской общины старец изволил поставить деревянную церковь во имя свят. Николая. Через несколько лет община разрослась, и возник монастырь. Согласно «Летописцу», в году прп. Антоний заложил каменную церковь Николая Чудотворца, но вскоре скончался и был погребен братиею в монастыре.

После кончины основателя и строителя старца Антония, братия выбрала себе нового наставника старца Германа. В 1480-е годы он отправился к новгородскому архиепископу, который поставил его во игумена. Монастырский «Летописец» довольно подробно сообщает о поставлении Германа игуменом, но ничего не сообщает о его кончине. Скорее всего, он почил в 1490-е годы и был погребен на территории монастыря.

XVI–XVII века

Монастырь активно отстраивается и становится крупным вотчинником. К началу XVII века имеется два каменных храма, богато украшенных иконами, снабженных всей необходимой церковной и богослужебной утварью, книгами. В обитель вносят пожертвования цари, владыки, местные землевладельцы, представители именитых боярских родов. Среди вкладчиков монастыря последние Рюриковичи, архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Варфоломей, епископ Вологодский и Великопермский Иоасаф , старица-инокиня Марфа Ивановна Романова, патриарх Иоасаф II , Нелединские, Бутурлины, Шереметевы, Годуновы. За счет передачи в собственность монастыря сел и деревень растет его вотчина , появляются различные монастырские службы (среди которых мельничные и солодяничные), усиливается экономическое влияние в крае. В конце XVII века в монастыре учреждена архимандрия (или архимандрития) – наиболее почетная среди монашеских обителей сановная степень . Живет монастырь по общежительному уставу , введенному новгородским архимандритом Макарием в монастырях Новгородской епархии .

Конец XVI – первая треть XVII века ознаменовались сильнейшим экономическим кризисом, вызванным опричниной и событиями Смутного времени , эпидемией и неурожаем. Как следствие имел место резкий демографический спад и значительное запустение земель, что привело к оскудению монастырской вотчины. Опричные погромы монастырь не затронули (такие документы неизвестны), преимущественно он пострадал в годы Смуты, поскольку был неоднократно разоряем ватагами поляков и казаков. В году были убиты монахи (в старинном синодике записано 26 убиенных монахов), монастырские села и деревни сожжены .

Во второй половине XVII столетия начинается подлинный расцвет Николаевского Антониева монастыря, ознаменовавшийся активным каменным строительством. К этому времени относится начало формирования монастырского Некрополя, составляется монастырский «Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей».

В XVI–XVII веках Николаевский Антониев монастырь стоял в одном ряду с крупнейшими обителями того времени – Троице-Сергиевым, Чудовым, Симоновым монастырями .

XVIII–XIX века

В этот период проводилось дальнейшее архитектурное благоустройство обители: строились и перестраивались монастырские стены и башни, братские и настоятельские кельи; благоустраивался, поновлялся и видоизменялся храмовый комплекс; расширилась площадь монастыря. Во владении монастыря находились: скотный двор, на котором содержались козы, лошади, коровы и быки, овцы и ягнята; пять мельниц; несколько подворий (в т. ч. Антониев монастырь участвовал в строительстве подворья для новгородских архипастырей и настоятелей в Санкт-Петербурге); приписной монастырь и две пустыни; земельные угодья.

С началом государственных преобразований Петра I , затрагивавших церковно-монастырскую сферу, хозяйственное благосостояние Николаевского Антониева монастыря начало постепенно понижаться. Росло государственное налогообложение и число «доимочных» платежей, кроме того, монастырь был обложен различными церковными сборами. Баланс между доходами, расходами и налогообложением в хозяйственно-экономической жизни Антониева монастыря был нарушен настолько, что в году Новгородский архиерейский дом взял его под свою опеку, т.е. фактически приписал его к себе. Только в году, по прошению сановитых и именитых монастырских вкладчиков, Антониеву монастырю были возвращены и самостоятельность и архимандрия.

Закрытие и разрушение монастыря

После революции обитель прекратила свое существование, весь архитектурный комплекс был разрушен. В году из монастыря в неизвестном направлении был выслан его последний настоятель – игумен Иоанн (Гречников) . В году над оставшимися в обители монахами состоялся судебный процесс, на котором они были обвинены в контрреволюционной деятельности (дальнейшая их судьба неизвестна) .

В пригодных для проживания и хозяйственной деятельности зданиях разместился «Жилкомхоз» со своим скотным двором, курятником и кроликовой фермой. Из монастыря вывозятся церковные ценности и документы .

На протяжении 1930–60-х годов разными архитектурными и искусствоведческими организациями проводилось изучение Никольского собора Краснохолмского Антониева монастыря. В 1969 году был составлен первый «Паспорт на монастырский комплекс» как на памятник архитектуры (второй – в 1980 г.), с 1960 года частично сохранившиеся архитектурные объекты взяты под государственную охрану .

Возрождение обители

Монастырь имеет статус объекта культурного наследия России № 6900815000.

Монастырский архитектурный комплекс

Формировался на протяжении XV–XIX веков. За этот период были возведены основные архитектурные объекты монастырского комплекса, одни из которых только ремонтировались, другие перестраивались, третьи возводились заново . Разрушение комплекса началось в 1930-е годы после официального закрытия монастыря. Монастырские здания использовались не по назначению и приходили в упадок . В настоящее время принято решение о проведении консервационных работ на Никольском соборе с последующим его восстановлением . В Краснохолмском краеведческом музее можно увидеть макет монастыря, подготовленный к его 550-летию.

Монастырский комплекс XV века (1461–1493 гг.)

  • Деревянная келья и часовня (1460-е), возведены основателем монастыря прп. Антонием Краснохолмским для собственного пропитания
  • Деревянная Никольская церковь и деревянная ограда (1460-80-е гг.), возведены с образованием монашеской общины
  • Устроение насыпи и начало строительства каменного Никольского собора (1481 г.)
  • Трапезная церковь вич. Димитрия Солунского (1494 г.), до 1570-х гг. была деревянной, затем возведена в камне
  • Братские захоронения вокруг Никольской церкви, археологами было найдено 9 погребений, относящихся к XV веку

Монастырский комплекс XVI – начала XVII веков

  • Каменный Никольский собор (1480-е гг.), возможно в монастырской ограде еще сохранялась первая деревянная церковь
  • Строительство каменной трапезной церкви в честь Покрова Богородицы (1590–1594 гг.).
  • Деревянная монастырская ограда
  • Святые или Красные врата с восточной стороны ограды
  • Деревянная надвратная церковь св. мч. Никиты с приделом прп. Макария Египетского над Красными вратами - перестроена, вероятно, в 1590-е гг., возводится как шатровая церковь с тремя приделами (переосвящена) в честь Вознесения Господня, св. влкмч. Димитрия Солунского, свв. благ. кнн. Бориса и Глеба
  • Деревянная колокольня (с 8-ю колоколами и часами)
  • Игуменские келейные покои
  • Братские кельи (20) с больницей
  • Служебные и хозяйственные постройки (келарская, погребная, хлебная и др.)
  • Конюшня и мельница (за монастырской оградой)
  • Братские захоронения в пределах Никольского собора

Монастырский комплекс середины XVII – начала XVIII веков

  • Каменный Никольский собор (1480-е гг.; расписан фресками в 1683 г.), к которому в 1690 г. пристраивается церковь во имя Всех Святых
  • Каменная Покровская трапезная церковь (1590–1594 гг.)
  • Надвратная трехшатровая деревянная церковь с тремя приделами – в честь Вознесения Господня, влкмч. Димитрия Солунского, прп. Алексия человека Божия (1650 г.) - В 1675 году возобновлена и переосвящена в те же наименования. В 1690-м году разобрана, перенесена на остров близ монастыря, а на ее месте возведена каменная в честь Вознесения Господня.
  • Каменная колокольня (1667/8 г.)

С 1685 года в монастыре началось активное каменное строительство.

  • Сооружение каменных казенных палат (верхний этаж) и больничных палат с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (нижний этаж)
  • В линии южной стены монастырской ограды построена двухэтажная братская поварня (впоследствии Иверский корпус) – 90-е гг. XVII века
  • В линии восточной стены монастырской ограды построено два корпуса – Макарьевские кельи (к северу) и кельи над проездными воротами (к югу) – 90-е гг. XVII века
  • Строительство каменной ограды
  • Строительство башен каменной ограды, в 1697 году осуществлялось строительство северо-восточной и юго-восточной башен
  • Формирование монастырского некрополя (XVII–XVIII века) – захоронения братии и благотворителей монастыря
  • Формирование церковного (деревянного) комплекса на острове близ монастыря: церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи (впоследствии в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи), колокольня
  • Монастырская мельница (вероятно, за пределами монастыря)

Монастырский комплекс середины XVIII – начала XIX веков

  • Никольский собор (1480-е гг.) с церковью Всех Святых (1690 г.)
  • Покровская трапезная церковь (1590-е гг.) с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы (с 1798 до 1834 г.)
  • Церковь Вознесения Господня над святыми (восточными) вратами (1690-е гг.)
  • Каменная церковь Иоанна Предтечи над западными вратами (1764 г.)
  • Строительство каменных настоятельских келий (1748 г.) в линии западной ограды
  • Братские кельи над проездными воротами (90-е гг. XVII в.)
  • Макарьевские кельи (с 90-х гг. XVII в. до 1822 г.)
  • Иверский корпус (с 90-х гг. XVII в. до 1859 г.)
  • Казенные кельи и больничные кельи с больничной Благовещенской церковью

Расширение территории монастыря в южном направлении.

  • Строительство новой каменной монастырской ограды (1754 г.), расширение стен
  • Строительство еще четырех башен в монастырской ограде (всего 6)
  • Каменные служебные помещения (сторожевая и столярная по западной стене ограды, поварня по северной стене ограды)
  • Гостиный двор за пределами монастыря.

Монастырский комплекс XIX – начала XX веков

В этот период никаких значительных строительных работ не проводилось. Практически все работы сводились к ремонту и перестройке имеющихся помещений.

Изменения, которые произошли в архитектурном облике монастырского комплекса:

  • 1813 г. – частичное обрушение монастырской ограды, в 1835–1836 гг. переложена и сделана ниже
  • 1822 г. – упразднение Макарьевских келий, столярной и сторожевой
  • 1834 г. – значительная перестройка Покровской трапезной церкви с устройством Благовещенского придела. Тогда же была упразднена больничная Благовещенская церковь, а казенно-больничный корпус перестроен. Был образован двухэтажный братский корпус, соединенный с северо-восточной башней.
  • в 1830-е гг. перестроен настоятельский корпус
  • 1850 г. – значительный пожар в монастыре, от неудачной топки печи значительно пострадала трапезная Покровская церковь
  • 1852 г. – восстановление Покровской трапезной церкви с устроением Воздвиженского придела
  • 1859 г. – упразднение Иверского корпуса

К началу XX века монастырский комплекс включал:

  • Никольский собор (1480е гг.) с церковью Всех Святых (1690 г.)
  • Покровская трапезная церковь (1590-е гг.) с Воздвиженским приделом
  • Настоятельские кельи, братские кельи, северо-восточная башня (комплекс XVII-XIX вв.)
  • Малый братский корпус над проездными воротами (XVII-XVIII вв.)
  • Надвратная каменная церковь Иоанна Предтечи (XVIII в.)
  • Часовня и кузница в башнях
  • Колокольня (60-е гг. XVII в.)
  • Некрополь (XVII-XIX вв.)
  • Монастырский сад
  • Каменная ограда (XIX в.)
  • Мельница (за пределами монастыря)

Монастырский комплекс XX–XXI веков

  • Три стены (северная, западная и южная) и фундамент алтарной части Никольского собора 1480-х гг., в нач. XXI в. проводятся консервационные работы
  • Фундамент и остатки стен трапезной Покровской церкви (XVI–XIX вв.) в руинированном состоянии
  • Малый братский корпус над проездными воротами (XVII–XVIII вв.) в руинированном состоянии
  • Настоятельские кельи и северо-восточная башня (XVII–XIX вв.)

Святыни

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь содержит в своем наименовании имена сразу двух святых – святителя Николая Чудотворца и основателя монастыря прп. Антония .

Еще с момента своего основания во второй половине XV столетия главный монастырский храм был освящен в честь свят. Николая Чудотворца, а монастырь до середины XVII века именовался «Дом Николы Чудотворца Онтонов монастырь» . В монастыре сложилось особое почитание святителя Николая. Согласно старинным монастырским источникам, в этот день в монастыре освящалась святая вода, а после храмового праздника «с Никольскими святыми водами и с Никольским образом» игумен или старший из братии монастыря, отправлялся в Москву к царю с подношением. «При этом образ был окладываем серебром с позолотою, подкладываем был зенденью, а для сввятой воды заготовляема была вощаница». Поездки эти носили регулярный (ежегодный) характер. Святитель Николай особо почитался в монастыре, поскольку его «образ в окладе» частенько преподносился в дар царю, патриарху, вкладчикам монастыря, благотворителям и различным вельможам, посещавшим монастырь. Неизвестно, как долго сохранялись в монастыре эти традиции, как они видоизменялись и когда и почему прекратили свое существование .

Настоятель обители игумен Анатолий (Смирнов) в своем «Историческом описании…» монастыря приводит сведение о трех чтимых в монастыре иконах: двух иконописных изображениях свят. Николая Чудотворца (поясном и с чудесами) и Владимирской иконы Божией Матери. Поясной образ свят. Николая почитался явленным . Монастырские святыни – старинные иконы – были описаны и свезены на хранение в Николо-кладбищенскую церковь Красного Холма в 1930-м году . После закрытия монастыря местонахождение святынь неизвестно .

Настоятели монастыря

Имена некоторых первых настоятелей монастыря XV–XVI веков упоминаются в монастырском «Летописце»: основателя и строителя монастыря старца Антония, первого игумена Германа, без соблюдения хронологической последовательности – трех игуменов Паисиев, Иоасафа, Константина и Вонифатия. Многие из первых игуменов монастыря нашли покой у стен Никольского собора, хотя археологами в 90-х годах ХХ века было обнаружено только 9 древних погребений, относящихся к XV веку. В XVI –XVII веках настоятелями Николаевского Антониева монастыря становились как монахи из числа братии, так и начинавшие свой духовный путь в Тверских и Новгородских монастырях. В XVIII – первой трети XX века в монастыре настоятельствуют архимандриты из Петербурга, Можайска, Тулы, Белёва, Калуги, Полоцка, Вологды, Каргополя, Устюга, Томска. К настоящему моменту известны имена 90 монашествующих, которые управляли Николаевским Антониевым монастырем в период с 1461 по 1920 год: из них 1 основатель и строитель, 81 настоятель (4 управляли повторно, 3 – под вопросом; 30 архимандритов), 8 управителей .
  • прп. Антоний (1461–1481), основатель, строитель
  • Герман (1480-е - 1490-е), строитель, первый игумен
  • Паисий I
  • Макарий
  • Арсений
  • Игнатий (1545-1546)
  • Иоасаф I (1546-1548)
  • Паисий II (1548-50-е гг.; 1560-1564)
  • Варфоломей (прежде 1558)
  • Иннокентий (прежде 1560)
  • Паисий II, второй раз (1560-1564)
  • Григорий (1564-1565)
  • Иона I (1565-1572)
  • Паисий III (с 1572)
  • Вонифатий (1570-е годы)
  • Александр (1574-1582)
  • Феодосий (1582; 1591)
  • Александр, повторно (1583-1585)
  • Иоаким (1585-1587)
  • Константин (1587-1591; 1593)
  • Гурий (келарь) и казначей - управители (1591)
  • Ксенофонт (1598)
  • Иосиф I (1602-1606)
  • Кирилл (1607-1613)
  • Иона II (1614-1627) - с его настоятельством связано начало возрождения монастыря после польско-литовского разорения
  • Варсонофий (1627-1629)
  • Дионисий (1631-1635)
  • Иона III (1635-1639) - духовник "великой государыни" инокини Марфы Ивановны Романовой
  • Сильвестр (1640-1641)
  • Никандр (1642-1646)
  • Нифонт (1646-1647)
  • Иона IV (1647)
  • Иоасаф (1647–1654)
  • Никон (1655-1657)
  • Боголеп (1658-1662)
  • Авраамий (1663-1670)
  • Иоасаф III (1671-1675)
  • Сергий (1675-1680)
  • Лаврентий Соловьянин (1680) - управитель
  • Варлаам (1680-1682)
  • Филарет (1682-1683)
  • Паисий IV (1683-1687) - при нем был составлен монастырский "Летописец"
  • Харлампий (1687-1690)
  • Иосиф (1690-1701) - первый игумен архимандрит
  • Адриан (1702-1703)
  • Иосиф(1703-1714)
  • Тарасий (1714-1715)
  • Иоанникий (1716)
  • Серафим I (1717-1724)
  • Лаврентий (1725-1726)
  • Макарий (Молчанов) (1727-1737)
  • Венедикт (Коптев) (1738-1739)
  • Евдоким (после 1739-1741)
  • Иосиф (Арбузов) (1741-1742)
  • Сосипатр (1742-1743)
  • Митрофан (1743-1747)
  • Игнатий (Кременецкий) (1748-1751)
  • Иосиф (1751-1756)
  • Виссарион (1756-1759)
  • Варсонофий (1760-1761)
  • Викентий (1761)
  • Марк (1761-1767) - при нем сделана копия с монастырского "Летописца"
  • Варсонофий, повторно (1767-1774)
  • Иларион (Максимович) (1774-1791)- при нем сделана еще одна копия с монастырского "Летописца"
  • Сергий (Клоков) (1791-1795)
  • Мелетий (1795-1799)
  • Феофан (Некрасов) (1800-1801)
  • Нектарий (Верещагин) (1801-1804)
  • Агапит (Скворцов) (1804–1806)
  • Анатолий (Связев) (1806-1808)
  • Нектарий (Верещагин) , повторно (1808-1809)
  • Феоктист (Громцов) (1809-1811)
  • Серафим II (Муравьев) (1812-1816)
  • Иоасаф (1816-1829)
  • Петр (Владимирский) (1829-1832)
  • Серафим III (1833-1836)
  • Виктор (Лебедев) (1837-1839)
  • Амфилохий (Свешников) (1839-1843)
  • Иоасаф (1845)
  • Паисий (1843-1853)
  • Иннокентий (Одинцов) (1853-1861)
  • Антоний (Диевский) (1861-1864)
  • Виктор (Гумилевский) (1864-1869)
  • Анатолий (Смирнов) (1869-1899) - первый историограф монастыря, автор "Исторического описания Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Веьегонского уезда Тверской губернии" (Тверь, 1883); в период его настоятельства начинается научное изучение истории монастыря
  • Рафаил (Трухин) (1899-1901)
  • Павел (1902-1907) - в 1904 году благодаря его усилиям были опубликованы царские и архиерейские грамоты XVI- XVIII веков из архива монастыря
  • Афанасий (1908-1909)
  • Филарет (Денисов) (1909-1914)
  • Иоанн (Гречников) (1914 - 1918)
    • Макарий (Миронов) (20 сентября 1918 - 1922)
  • Силуан (Конев) (с 2013), настоятель Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья

Видео

Вестник Православия: Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (550-летию обители). Православная студя Петербурга, 2011 г.

В эфире: 5 канал (Петербург), телепрограмма ЛОТ, передача "Вестник Православия": 27 ноября 2011 г.; телеканал СОЮЗ, передача "Вестник Православия": 2,5,6 декабря 2011 г.; загружен на YouTube правообладателем 30 ноября 2011 г. Этот фильм записан на диск DVD "Паломничество по святым местам: Часть 5. Православная студя Петербурга, 2011 г."

Репортаж

Использованные материалы

  • Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию (от) великих князей и боляр и прочих благодетелей // Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. - М., 1879. - С. 66–73; Летописец о зачатии Бежецкаго верху Николаевскаго Антониева монастыря и о строении церквей Божиих и о дании вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей // Историческая библиотека Тверской епархии. Т. I. - Тверь, 1879. - С. 333–345. - URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/14325
  • Антониев Краснохолмский монастырь: «Из заметок пешехода». - М., 1852. - 15 с.
  • Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. - М., 1879. - 73 с. - URL: http://elib.tverlib.ru/zhiznevskiy_drevniy_arhiv_krasno_holm...rya
  • Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии. - Тверь, 1883. - 95 с. - URL: http://elib.tverlib.ru/istoricheskoe_opisanie_krasnoholmskog...zda
  • Прп. Антоний Краснохолмский // Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых / [Сост. архиепископ Димитрий (Самбикин)]. - Казань, 1908. - С. 56–58. №17. - URL: https://www.prlib.ru/item/456549
  • Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика: сб. статей. - М., 1991. - С. 3–27. - URL: http://www.rusarch.ru/vygolov2.htm
  • Булкин В.А., Салимов А.М. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря: Материалы исследований // Архив архитектуры. - Вып. XV. - М., 2001. - 122 с.
  • Обитель преподобного Антония // Бежецкий край: историко-краеведческий альманах / Под ред. Е. И. Ступкина. - Бежецк, 2014. - №10. - 136 с. - URL: http://bezheck.tverlib.ru/kozyrev
  • Край Краснохолмский: исследования краеведов. Изд. 3. / Отв. ред. В. С. Беляков. Тверь, 2014. С. 247–262.
  • Салимов А. М. Средневековое зодчество Твери и прилежащих земель. XII–XVI века: в 2 т. Тверь, 2015.
  • Антониев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (рус.) // Православная энциклопедия. - М., 2015. - Т. 38: Коринф – святая мученица Крискентия. - С. 443–448.
  • Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Вестник церковной истории. - М., 2016. - № 1/2 (41/42). - С. 197–219. URL: http://www.sedmitza.ru/lib/text/6299237/
  • Тарасова Н.П., Сорокин В.Н. Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1461–1920 гг. (материалы к биографиям). - Бежецк–Тверь: Тверской Государственный университет, 2017. - 250 с. - ISBN 978-5-7609-1256-5.
  • Антоний Краснохолмский // Небесные покровители Тверской земли (Новый Тверской Патерик) / Сост. прот. А. Душенков, Ю. Пименов. - Тверь, 2017. - С. 53–55.
  • Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Рекомендательный аннотированный указатель литературы / Сост. Н. П. Тарасова, С. Г. Воронин, Т. Д. Телятникова. Красный Холм–Санкт-Петербург: Краснохолмская центральная библиотека, ООО «Издательство “Лема”», 2017. - 68 с., илл. - ISBN 978-5-00105-245-6
  • Официальный сайт Краснохолмского Свято-Николаевского архиерейского подворья:
    • http://www.antoniev-mon.ru/index.html . (дата обращения: 12.10.2017).

      Свет миру: Настоятели Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря 1461–1920 гг. (материалы к биографиям). Бежецк–Тверь: Тверской Государственный университет, 2017. С. 6.; Филиппов О. П., протоиерей. Соль земли Краснохолмской. Исторический очерк. СПб., 2017. С. 10.

      Козлова Н. Р. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (1461): 550 лет со времени первого упоминания в летописи. [Электронный ресурс] // Тверские памятные даты на 2011 год / Сост.: Л. В. Пазюк, Н. В. Романова. Тверь, 2011. URL: http://www.tverlib.ru/tpd/2011/krasnokholmsky_monastery.html (дата обращения: 18.11.2017).

      Филиппов О. П., протоиерей. Соль земли Краснохолмской. С. 13; Тарасова Н. П., Тарасов А. Е. Источники по истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. С. 198.

      Филиппов О. П., протоиерей. Соль земли Краснохолмской. С. 14.

      Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 25–26.

      Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 26–28.

      Тарасова Н.П. Из истории Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря… С. 28–30.

      Анатолий (Смирнов), игумен . Историческое описание Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Весьегонского уезда Тверской губернии.Тверь, 1883.

      Козлова Н.Р. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь (1461): 550 лет со времени первого упоминания в летописи // Тверские памятные даты на 2011 год. Ежегодный информационный справочник энциклопедического типа. (Электронный ресурс). URL: http://www.tverlib.ru/tpd/2011/krasnokholmsky_monastery.html (дата обращения: 04.04.18).

      Производственное совещание по восстановлению Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря // Бежецкий Верх. 2017. №10 (109). Октябрь. С.1.

      Тарасов А.Е., Тарасова Н.П. «Летописец о зачатии Бежецкого Верху Николаевского Антониева монастыря»: время и обстоятельства создания. С. 228.

      Жизневский А.К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря. М., 1879.

      Анатолий (Смирнов), игумен. Историческое описание... С. 20–21.

      Гусева С.В., Тарасова Н.П., Тарасов А.Е. Антониев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (рус.) // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 38: Коринф – святая мученица Крискентия. С. 445.

      Тарасова Н. П., Сорокин В. Н. Свет миру: Настоятели… С. 33–35.

Нас преследовали тучи и только когда мы проехали Красный Холм и приблизились к руинам Николаевского Антониева монастыря, впервые выглянуло солнце. Это очередной грандиозный объект, отмечающий в этом году круглую дату. И он тоже не покрашен, не в цветах и около него не продают туристические буклеты.



01.
От монастыря мало что осталось. Когда-то это был большой комплекс, опоясанный высокой стеной.


02.
Вот выдержка из летописи.
“И по воле Великого, в Троице славимого Бога, от сотворения мира в 6969 (1461) году, шел некто из страны, называемой человеческими словами Белозерской, священноинок, пустынножитель, старец, именем Антоний, и пришел в пределы города, называемого Городецко, в вотчинный удел славнейшего мужа, вельможи, именем Василия, называемого Мелецким, к сыну его, Афанасию Васильевичу, называемому Нелединским. И по воле Всемогущего, в Троице славимого Бога, и по неизреченным Его праведным судьбам тот названный пустынножитель, священноинок, именем Антоний, сделался болен и через немного дней по воле праведного Бога тот инок Антоний получил от болезни освобождение.”


03.
“И тот пустынножитель, священноинок, именем Антоний, на той его Афанасьевой земле построил для молитвословия часовню и для упокоения себе келию, и начал тут пустынножительствовать и богоподвижно подвизаться доброй и богоугодной жизнью. Мирские же люди приходили к нему, воссылая хвалу и моление Господу Богу, и пели молебное и заупокойное пение. И видя добрую и богоподвижную жизнь того пустынножителя, инока, именем Антония, приносили ему подаяние каждый от того, что имел.”


04.
“И начал тот пустынножитель, именем Антоний, строить деревянную церковь во имя великого святителя и чудотворца Николая Мирликийского. И, построив ее, святыми иконами благолепно тот храм украсил и божественными книгами довольно снабдил и, спустя немногое время, тот храм забором оградил и начал собирать братию.”


05.
Было это в 1461 году. Вокруг церкви стали собираться монахи и к 1481 году это место уже стало монастырем со строящейся каменной церковью.


06.
Примерно в это же время Святой Антоний умирает. Но последователи продолжают развивать монастырь и к началу XVI века тут появляется каменная трапезная.


07.
Наличие в монастыре к концу XV в. двух каменных зданий - собора и трапезной палаты с теплой церковью - ставит его в один ряд с наиболее крупными и известными московскими обителями тех лет. Не многие из них могли в то время «похвастать» несколькими каменными зданиями. Лишь такие крупнейшие монастыри, как Троице-Сергиев, Чудов и Симонов, имели тогда, кроме собора, еще и каменную палату для трапез с храмом при ней.


08.
Свое благосостояние монастырь сохраняет и в конце XV и всего XVI в., о чем сообщает летопись: «И многие великие князи и бояре от имения своего в тот Антонов монастырь деньги и всякую церковную утварь непрестанно даваху и вотчины своя в предбудущия лета, ради наследия вечных благ и вечнаго поминовения родителей своих, на пропитание игумена и братии в тот Антонов монастырь отдаваху и благодатию всесильнаго, в Троице славимаго Бога, и молитвами Пречистыя Его Матери и угодника их, великаго в иерархах Чудотворца Николая, та святая обитель вельми распространяшеся».


09.
Трапезная позже перестраивалась. В первоначальном виде она простояла менее ста лет. А Никольский собор без серьезных изменений дожил до первой половины прошлого века.


10.
Как и большинство храмов, в 30-х годах монастырь был разрушен, в трапезной находились какие-то административные службы, Храм сверху был вполовину укорочен, а позже еще больше разобран и разрушен. Сейчас от него осталось три несущих стены.


11.
Еще двадцать лет назад поднимался вопрос о восстановлении монастырского комплекса.


12.
В прошлом году была подана заявка о регистрации монастыря как действующей обители. Я, правда, не совсем понимаю, как она может быть действующей в таком состоянии.


13.
В частично уцелевшем помещении трапезной разгром и разруха. К тому же несколько помещений горели.


14.
На втором этаже сгнившие балки не вызывают доверия. В некоторых местах нет перекрытий.


15.
Видно, что несколько десятилетий назад тут еще была жизнь. Двери, обитые дерматином, живые печи, нормальные лестницы.


16.
По истории монастыря очень мало данных. По сути, осталась только копия летописи, отражающей первые годы строительства. Но никаких конкретных дат там нет. Нет даже полноценной информации о том, когда был освящен Никольский храм.


17.
В этом году монастырь встретил свое 550-тилетие. Остается надеяться, что 600 лет он встретит в более живом виде.


По истории монастыря в интернете есть несколько хороших статей. Это лежащая в свободном доступе на rusarch.ru статья Выголова В.П. и не менее интересная статья Алексеевой С. В. и Тарасовой Н. П. на spasi-hram.ru . Сайт монастыря tver-antonievmon.narod.ru , там же вы найдете немного исторических фотографий и много информации.

Краснохолмский монастырь February 24th, 2013

Пост о заброшенном монастыре, что располагался когда-то в Бежецком верху Новгородской губернии, а ныне это Краснохолмский
район Твреской области. Именно здесь, на границе посёлка Красный Холм (в прошлом Спас на Холму), вдоль берега реки Могочи, находится одна из древнейших обителей Руси - Краснохолмский Антониев монастырь, основанный в середине XV века. На территории монастыря сохранилось множество уникальных строений: белокаменный собор — одно из древнейших (532 года) сооружений, сохранившихся на территории Тверской области; церковь над Святыми воротами 1690 года постройки; братские, настоятельные корпуса и даже башня 300-летней давности.


Основана обитель аж в XV веке - «по воле Великого, в Троице славимого Бога, лета от сотворения мира 6968 (1461 по Р.Х.)».
Основатель монастыря старец Антоний - подвижник преп. Кирилла Белозерского (особое течение в монашестве той эпохи — заволжское старчество). В Кирилло-Белозерском монастыре духовно вырос целый ряд основателей новых обителей, что ставит наш монастырь в ряд с известнейшими монастырями тех лет: Соловецким, Ферапонтовым, Александро-Ошевенским.

Никольский белокаменный собор 1481- 1493 года.

Всего три стены, но зато возрастом в 532 года.

Ранее собор выглядел таким образом.

Каждую стену украшают такие вот килевидные красивые порталы.

Фрагмент портала - полуколонки.

А внутри этих стен дожила первоначальная роспись стен. Поверх которой была другая.
Заходим в собор через подготовленную ступенчатую лесенку...

И рассматриваем плохочитаемые росписи. Хорошо лишь виден в левом верхнем углу силуэт Серафима.

По оконному проёму можно судить о мощности стен собора.

Это ещё один портальчик с сохранившимся над входом ликом.

А вокруг этого собора разбросаны старинные надгробные плиты с письменами.

Что ж, перейдём к другим достопримечательностям. Надвратная Вознесенская церковь.

Построена в 1690 году над Святыми воротами, что вели в монастырь.

Когда-то выглядела так.

Эту церковь соединяли с Малым братским корпусом крепостные стены (не сохранились). Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697 гг.)

В старину...

Какой вид!

Большинство построек монастыря обильно декорированы в стиле московского "узорочья", из тесаного кирпича с редкими вставками белокаменных деталей.

Над декором окошек расстарались особенно.

Оставим позади это строение и пройдёмся до башни и настоятельских корпусов.

Сохранилась единственная северо-восточная башня, 1697 года постройки.

Дверной проём в настоятельские кельи.

А это вид на Братский корпус и настоятельские кельи (1748 г.)

Вид на монастырь с высоты птичьего полёта (макет).

Вообще история у монастыря очень богатая. Смутные времена не обошли стороной и эту обитель. Ни раз она завоёвывалась и разорялась поляками, литовцами и вольными разбойниками и даже казаками-донцами. Конец разбоям положили Минин и Пожарский, всего лишь дойдя до Ярославля, но и этого хватило, чтобы черкасы и литовские люди отступили. Последнее нападение было в 1614 году, из-за Онеги пришли черкесы и "разные воры", но в нашем монастыре уже поместились стрельцы под начальством сотника Тимашева.

В годы своего расцвета монастырю принадлежало 614 дворов и 4620 душ крестьян (на 1710 год). В 1764 г. же по указу Екатерины II последовало отобрание у монастырей вотчин, был включен в число штатных монастырей второго класса. Число братии по штату этого класса было положено 17 человек. К 1918 году в обители, включая настоятеля, было всего 12 монахов и четыре послушника...

"Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь..." А. И. Солженицын «Крохотки» (1958-1960)

Древний Краснохолмский Николаевский Антониев Монастырь стоит у впадения Неледины в Могочу недалеко от города Красный Холм в селе Слобода. Небольшое село, в котором имеется храм, восточным своим краем захватило монастырские постройки. Среди развалин многовекового монастыря пасутся козы, стоят сараи, высятся стога и притаились уазики. Монастырь само собой не действует. Действовать тут особенно и нечему, но на удивление последние годы, группа энтузиастов пытается исправить эту ситуацию.

У монастыря есть свой сайт . К нему и обращусь для того, чтобы рассказать немного об этом уникальном древнерусском памятнике.

Основание монастыря можно отнести к 1461 году, когда преподобный Антоний, вероятно пришедший из Кирилло – Белозерского монастыря, поселился на этих землях. В 1481 году началось строительство каменного собора в честь святителя Николая Чудотворца. В этом же году закончил свою земную жизнь и преподобный Антоний, погребенный на территории монастыря (в настоящее время местонахождение его захоронения неизвестно).
Время духовного и материального расцвета монастыря – 15-16 века. Вклады в монастырь делали представители боярских и дворянских родов: Тютчевы, Шереметевы, Нелединские-Мелецкие, Милюковы, Бутурлины, князья Щербаковы и др. В Смутное время, в начале 17 века, обитель была разорена, но быстро восстановила свои силы. После революции 1917 года обитель была закрыта и в 1930-х годах многие сооружения монастыря были разрушены.
В настоящее время храмы и другие строения монастыря нуждаются в срочных реставрационных работах. Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором в 2010 году принято решение о подготовке к регистрации монастыря как действующей обители.
В августе 2013 года Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья назначен иеромонах Силуан (Конев).
Пока богослужения по субботам, воскресеньям и в праздники совершаются в 600 метрах от монастыря (к Бежецку) - в храме преп. Зосимы и Савватия Соловецких.
По вопросам благотворительной помощи монастырю, и по другим вопросам и предложениям – обращаться по тел.: 8-962-246-20-07 - иеромонах Силуан.
Из числа сохранившихся каменных строений, имеющих статус объектов культурного наследия федерального значения:
Никольский собор (1481-1493)​ - Один из древнейших памятников зодчества на территории Тверской области (сохранились лишь три стены собора)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1590-1594) - Сохранились две стены
Вознесенская Церковь (1690)
Братский корпус (1685)
Настоятельский корпус (1748)
​Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697)
​Северо-восточная башня (1697)

В начале века монастырь выглядел так:

Вся информация с сайта: http://www.antoniev-mon.ru . Очень рекомендую посетить его, там есть интересные архивные материалы, в том числе и фотографий.

Когда Марина marina_shandar , которая была здесь ранее неоднократно, привезла нас сюда, то условились то ли на полчаса, то ли на сорок минут. Я еще тогда подумал, чего так много. А в итоге проходили там не меньше часа. Эти мощные развалины по-настоящему впечатляют.

И снова возвращаюсь к Крохоткам Солженицына:
"Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.

Он - в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тесовой повседневностью - они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу..."

"...Но ты входишь в село и узнаёшь, что не живые - убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.

На паперти - бочки с соляркой, к ним разворачивается трактор. Или грузовик въехал кузовом в дверь притвора, берёт мешки. В той церкви подрагивают станки. Эта - просто на замке, безмолвная. Ещё в одной и ещё в одной - клубы. «Добьёмся высоких удоев!» «Поэма о море». «Великий подвиг».

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли - вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни."

3. Никольский собор (1481-1493)

4. Братский малый корпус над проездными воротами (1690-1697)

10. Вознесенская Церковь (1690)

13. Братский корпус (1685)

Внутри настоятельского корпуса.

На берегу речки Могочи, в небольшом селе Слобода неподалеку от Красного Холма, стоят руины огромного, некогда величественного и процветавшего монастыря. Основан он был, по свидетельству летописей, старцем Антонием, иеромонахом из Белозерского края. Он поселился во владении боярина А.В. Нелединского, поставил себе келью и часовню. Вскоре сюда стали приходить и оставаться монашествующие, и поселение их было обнесено деревянной оградой. В ограде построили деревянный храм во имя Святителя Николая. В 1481 г. на средства бояр Нелединских-Мелецких и пожертвования Угличского князя Андрея Большого (брата Ивана III) на месте деревянной церкви начали строить новый колоссальный каменный Никольский собор. Его руины - три огромные стены с сохранившимися каким-то чудом росписями - сохранились до наших дней. По архитектуре своей собор близок к московским "собратьям", и вероятно, что для его возведения приглашались московские мастера - итальянцы, строившие примерно в то же время соборы в Кремле. В 1492 г. построили трапезную палату с церковью Димитрия Солунского, разобранную в конце XVI в. Монастырь был очень богатым, ему принадлежало множество земель, в том числе село Спас на Холму (нынешний райцентр Красный Холм). В Смутное время монастырь был разорен, но после заново отстроился: в конце XVII века были возведены Братские корпуса, надвратная Вознесенская церковь, ограда с башнями.

В советское время монастырь был закрыт и разорен. В его строениях расселили жителей-колхозников. Стены и башни разобрали. Никольский собор в 1930-е годы был обезглавлен, разрушили его алтарную часть. Сохранились лишь три стены - южная, западная и северная, на которых чудом до сих пор видны росписи. Около 20 лет назад предпринимались попытки хотя бы законсервировать уникальный памятник, но сейчас следов от деревянных навесов не осталось. Вознесенская надвратная церковь сохранилась несколько лучше. Сейчас по монастырской территории гуляют куры, пасутся козы. Местные жители во главе со священником установили рядом с местом алтаря деревянный памятный крест, но средств у скромного маленького прихода на реставрацию древних памятников, разумеется, нет.



Николаевский Антониев монастырь, 3 класса, общежительный, близ заштатного города Красного Холма, в 76 верстах от уездного города Весьегонска. Основан в 1461 году пустынножителем и иеромонахом Белозерской области Антонием. В соборном храме во имя святого Николая чудотворца, построенном в XV веке из белого камня, находятся существующие с того времени две иконы сего святителя, из коих одна почитается явленною.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



просмотров