Политическая деятельность и общество конспект. Политическая деятельность. Формы и способы политического действия. Методы политической деятельности

Политическая деятельность и общество конспект. Политическая деятельность. Формы и способы политического действия. Методы политической деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Политическая деятельность как важнейший элемент политики

политический деятельность интерес решение

План

1.Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности

2.Многообразие политических интересов

3.Политические решения как результат политической деятельности

1. Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности

В политологии существуют различные подходы к пониманию политики. Один из них заключается в рассмотрении политики как одной из четырех основных сфер жизни общества. В сферу политики входят и политическое сознание, и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы. Второй подход основан на понимании политики как особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношений, связанных с властью, государством, управлением делами общества. Наконец, третий подход состоит в рассмотрении политики как одного из видов деятельности, т. е. активности ее субъектов -- участников политической жизни. Все три подхода дают многоаспектное представление об одном объекте -- политике. Историческое развитие и опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрировано представлен в современном наукознании, в частности, в политологии, социологии, политической психологии и других отраслях обществоведения.

Политика -- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство. При рассмотрении политики как деятельности есть все основания признать ее и наукой, и искусством управления (государством, людьми), выстраивания отношений и реализации интересов, а также завоевания, удержания, использования политической власти.

Отсюда следует, что политическая деятельность, составляет основное содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия политической деятельности -- это означает дать существенное определение политики.

Политическая деятельность -- это вид активности, направлений на изменение или сохранение существующих политических отношений. В основе своей политическая деятельность -- это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть -- управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм) и т. д.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба. Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.

Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты -- сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.

В современной России наиболее влиятельными субъектами политической деятельности выступают политические партии и движения (особенно в лице своих лидеров), всевозможные властные структуры и органы, общественные объединения, население (в моменты референдумов и предвыборных кампаний).

Объектом политики является предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение. Чаще всего как объектом, так и субъектом политической деятельности являются люди, то есть участники политической деятельности. В политической деятельности объектно-субъектная взаимосвязь представляет собой органическое единство: ведь человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения также выступают одновременно и как объекты политической деятельности, и как ее субъекты. Кроме того, объектами политической деятельности могут быть общественные явления, процессы, ситуации, факты. Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна -- с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Установка: цель оправдывает средства -- характерна для диктаторских режимов и их политических носителей. Требования же соответствия средств демократическим, гуманным целям политики -- норма подлинно народных сил и выражающих их интересы политических структур. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Существенный признак политической деятельности -- ее рациональность. Рациональные -- это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Рациональность в политике специфична: включает идеологию. Идеологический компонент пронизывает всякое политическое действие, коль скоро оно ориентировано на определенные ценности и интересы. Более того, является критериальным признаком его направленности.

Рациональный момент, безусловно, является решающим в субъективном смысловом содержании политического действия, выражая отношение субъекта к институтам власти. Тем не менее политическое действие не исчерпывается рациональностью. В нем остается место для иррационального как отклонения от целенаправленности. Иррациональные -- это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют. Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция -- примеры таких действий.

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.

Политическая деятельность дифференцируется на теоретическую и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены. Политическая теория приобретает действенность и эффективность тогда, когда опирается на практический опыт и совпадает с потребностями и интересами тех групп, которые представляет субъект политики.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого несомненно весьма велико, но смысл которого заключается как раз в неприятии и отрицании политики. Им является политическое отчуждение.

Политическое отчуждение -- состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью -- как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д. Для правящих групп политическое отчуждение выражается в превращении государственной службы в сферу обслуживания только частных, узкогрупповых интересов, власть узурпируется отдельными людьми, подменяется борьбой клик, представляющих корпоративные интересы. Служение интересам социальной целостности превращается в средство поддержания только индивидуальной жизни. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.

Следующий вид политической деятельности - это политическая пассивность.

Политическая пассивность -- вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам. Средством формирования конформистских политических установок служит специфическая техника воздействия на сознание и поведение людей -- манипулирование, предполагающее «превращение людей в управляемые объекты, деформацию их внутреннего мира, мыслей, чувств и поступков и тем самым разрушение их личностей путем влияний, которые искажают представления о действительных интересах и потребностях и незаметно, при кажущемся сохранении свободы воли, подчиняют людей воле, им чуждой» . Система манипуляции ориентируется прежде всего на подсознательную сферу психики людей, а ее методы и средства в современных обществах становятся все более изощренными, активно используют достижения психологии и социологии.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.

Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

Рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;

Объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;

Растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

Все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденциидействия -- это политическая, позиция.

Зрелая форма политической активности -- это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или егосознательную защиту.

Таким образом, понятие «политическая деятельность» отражает все многообразие действий людей в сфере политики, а понятие «политическая активность» -- ведущую творческую, преобразовательную форму политической деятельности, выражает сущность политики -- реализацию социальной группой своих собственных интересов. Политическое участие -- это характеристика степени вовлеченности субъекта в политически активное действие, а понятие «политическое поведение» позволяет раскрыть механизм, структуру политической деятельности.

2. Многообразие политических интересов

Понятие “интерес” (лат. Interest - иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова - “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение.

Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение потребностей, объектов, служащих средством их удовлетворения, социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная Среда) и способов удовлетворения тех или иных потребностей.

В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные, политические.

Интересы часто называют движущей силой, «мотором» деятельности людей. В полной мере это относится и к интересам политическим.

Политический интерес - это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно- политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:

а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

б) по степени осознанности (стихийные или осознанные);

в)по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);

г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.);

д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые);

е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом - интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник - соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть, собственно, не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формирование специфического корпоративного - интереса, она играет сдерживающую роль по отношению к политической активности масс.

В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого - общества, и его интегральной части - социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов. Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).

В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации - субъекты политики, а национальные отношения - элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.

Какова роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе?

Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика - важнейшее основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателем успешности политической деятельности.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.

Таким образом, в сознательной регуляции социальных процессов, при выборе и обеспечении приоритетов общих интересов перед частными, политическому интересу принадлежит важное значение.

3.Политические решения как резу льтат политической деятельности

Политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения.

Политическое решение - это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.

Политическое решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.

Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества - явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую - антагонистических.

Политические решение - это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем - выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.

Политическое решение есть еще и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата - это значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предусмотреть затрату значительных волевых усилий по его реализации.

Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.

Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политической реальности; определение политического интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. Д. В зависимости от политической организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.

Если исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, “пускового механизма” всех событий и поступков выступает именно политическое решение.

Как правило, принято выделять несколько основных типов реализации решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического курса соответствуют определенные методы властного регулирования, характер взаимоотношений властей и населения, информационный режим властвования.

Так, популизм в качестве основного средства достижения властных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты пытаются выработать какой-то лозунг, призыв к населению, реализация которого, по их мнению, обеспечит преодоление всех противоречий и быстрое продвижение к успеху. Нередко в таких случаях используются лесть («коммунисты -- во главе общественного прогресса»), запугивание внешней или внутренней угрозой («правящие круги -- во власти мафии»), необоснованные посулы и обещания («радикальные реформы быстро приведут к подъему экономики»). Наиболее ярко популизм проявляется при харизматическом правлении. Но популистские меры могут выступать составной частью политического курса и при демократических и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления.

Отличительная черта элитизма -- курс на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посреднических форм взаимодействия с электоратом, усечение политического информирования общественности, закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах. При консервативной политике в деятельности властей доминирует установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных политических режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает патриотические настроения и способствует сохранению целостности общественного и политического организмов.

К прямо противоположным результатам приводит радикализм политического правления. Даже когда стремление революционизировать общество, добиться его качественного переустройства не является самоцелью властей, социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения. Насилие -- основной метод управления революционных режимов -- неизбежно превращает власть в смертоносное орудие преобразований, чреватое массовой гибелью граждан.

В отличие от радикализма, пренебрегающего во имя глобальных будущих целей насущными правами и интересами людей, демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Культивируя атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет механизмы «самодисциплины и самопринуждения» граждан (Н. Элиас).

Список литературы

1. Общая и прикладная политология: Учебное пособие под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997.

2. Введение в политологию. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Аспект пресс Москва 2000.

3. Политология: учеб.-метод. комплекс. Шалак А.В. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005.

4. Политология. Курс лекций. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.

Размещено на Allbest . ru

Подобные документы

    Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2011

    Понятие и признаки политической системы. Выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп. Структура политической системы общества и тенденции ее развития. Видовые и функциональные характеристики политической системы.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Структурные элементы политической системы общества. Государство как важнейший субъект политической жизни. Формы государственного правления. Политический режим. Виды и признаки политических партий. Право в системе государства. Политическая элита.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2009

    Понятие и типы политических партий - общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества, посредством формирования и выражения политической воли граждан. Порядок и этапы создания партий.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Понятия "государства", политики, политической деятельности и политических партий. Роль политических партий в политической системе. Современная политическая ситуация в России: противоречие мифа о судьбинном выборе и рациональном представительстве интересов

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Сущность, структура и функции политической системы. Виды современных политических систем. Политический режим как характеристика политической системы. Типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический). Политическая система общества.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2010

    Общественные отношения, которые складываются в процессе реализации политическими партиями Российской Федерации конституционно-правового статуса. Возникновение, сущность, признаки политических партий, их типология и функции, место в политической системе.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2014

    Понятие политической системы как основополагающей формы организации политической сферы жизни современного общества, ее основные элементы и функции. Типология и закономерности политических систем, основные факторы, влияющие на процесс их формирования.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2011

    Критерии типологизации политической культуры. Роль государственных институтов в организации политической жизни страны. Синтетическая культура "гражданственности". Особенности политических культур западного и восточного типов. Политика современной России.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.

Политическая деятельность есть форма общественного бытия политики. Политика в собственном смысле слова есть сфера деятельности, связанная с реализацией потребностей и интересов различных групп людей, ядро которой составляет завоевание, удержание и использование государственной власти.

Каждая сфера жизни общества: экономическая, социальная, духовная, и др. – характеризуются совокупностью присущих ей форм и видов деятельности и общественных отношений. Особое место занимает политическая деятельность, составляющая основное содержание политики, политической жизни. Определить содержание политической деятельности – означает дать сущностное определение политики. И начинать, видимо, это следует с определения понятия "деятельность". В научной литературе деятельность в широком смысле слова понимается как специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержанием которого является его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека или группы людей предстает как упорядоченный процесс, состоящий из ряда взаимосвязанных элементов: объект и субъект, цель деятельности, средства деятельности, результат деятельности. Приведенные положения могут быть целиком отнесены к политике, которая является одним из самых распространенных видов человеческой деятельности.

Политическую деятельность, следовательно, можно определить как систематическое сознательное вмешательство отдельных индивидов и групп людей в систему политических отношений с целью приспособления ее к своим интересам. В свою очередь политическая деятельность предстает как непрерывный ряд конкретных политических действий, которыми могут быть названы определенные поступки, акции намерения или спонтатанно предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия.

Сущность политической деятельности раскрывается при характеристике ее структурных элементов:

Субъектами политической деятельности выступают непосредственные участники политических акций – социальные группы и их организации;

Объектами политической деятельности являются существующее социальное и политическое устройство, которое и стремятся изменить, преобразовать субъекты политической деятельности. Политическое устройство есть единство социально-классовой структуры общества, всей совокупности общественных отношений и конституционального механизма политики, то есть политической системы;

Цель политической деятельности в широком смысле слова состоит либо в укреплении существующего типа политических отношений, либо в частичном преобразовании, либо в их разрушении и создании иной социально-политической системы. Расхождения целей различных социальных субъектов порождает остроту их политического противоборства. Определение целей политической деятельности является сложной научной задачей и в то же время – искусством. Абсолютно и относительно неосуществимые цели называются политическими утопиями. Однако в политике часто возможное достигается лишь благодаря тому, что ее участники стремились к стоящему за ним невозможному. Французский поэт и публицист Ламартин называл утопии "преждевременно высказанными истинами".

Мотив политической деятельности - это то, что побуждает людей к активности, то, ради чего они начинают действовать (от фр. motif – двигаю). Первостепенное значение в ряду мотивов принадлежит интересам общества в целом: обеспечение безопасности, общественного порядка. Затем следуют интересы классовые и тех социальных групп замыкают шкалу интересов интересы малых социальных групп и отдельных индивидов. Для того, чтобы политическое действие состоялось, важное значение имеет осознание социальным субъектом своих потребностей и интересов. Теоретически выраженное осознание интересов именуют идеологией.

Средства политических действий в словарях определяются как приемы, способы, предметы, приспособления, используемые для достижения целей. Что касается методов, то в политике в качестве средств (методов) можно рассматривать любые акции, поступки, совершаемые индивидуально или коллективно и направленные на сохранение или изменение существующей политической реальности. Достаточно полный перечень средств в политике дать невозможно, но некоторые из них такие: митинги, демонстрации, манифестации, выборы, референдумы, политические речи, манифесты, собрания, переговоры, консультации, декреты, реформы, восстания, переговоры, путчи, революции, контрреволюции, террор, войны.

Результаты политического действия выражаются в тех изменениях в социально-политическом устройстве, которые явились следствием предпринятых акций, как общего, так и местного масштаба. Конкретно они могут выражаться в зависимости от типа существующих политических действий – революция, реформа или переворот, – их результатами могут быть различной степени изменения в системе организации власти: замена субъекта власти (революция); изменения силы власти (реформа); увеличение объема власти, персональные изменения во власти (переворот).

В зависимости от тех изменений, которые вызывают политические действия, можно выделить три основных типы действий:

Революции, восстания, контрреволюции как политические действия отличаются: в сфере отношений господства и подчинения – сменой правящего социального класса; в сфере власти – сменой правящей группы путем насилия по отношения к прежним группам;

Реформа и контрреформа как политические действия ведут не к уничтожению основ существующей власти господствующих групп, а фиксируют лишь уступки с их стороны, они осуществляются "сверху" с использованием легальных средств;

Политические перевороты – государственный или "дворцовый" переворот, путч, заговор как политические действия приводят к изменению только внутри существующей власти, в первую очередь к персональным изменениям в центре, принимающем политические решения.

Все три названных типа политических действий важны для организации политической жизни, но еще более существенное значение имеют действия, осуществляемые правящей элитой, всей системой подконтрольных ей социальных институтов и, прежде всего, государства и именуемых внутренней и внешней политикой.

Возможно и иное структурирование политической деятельности, когда в ней выделяются такие основные блоки как:

Профессиональная политическая деятельность, в свою очередь реализующаяся как политическое функционирование (деятельность политической бюрократии, чиновников, аппаратов) и политическое руководство - составляющее ядро управления социальными процессами в обществе. Однако отождествлять политическое руководство с любым видом социального управления неправомерно. Основное содержание политического руководства: разработка, принятие и реализация решений, регулирующих деятельность политического и гражданского общества;

Политическое участие обозначает разнообразные виды индивидуальной и групповой непрофессиональной деятельности, связанной с политикой. Формы политического участия могут быть самыми разнообразными по направлению, значению, результативности. Различают активное, инициативное, пассивное, поддерживающее участие. Наиболее значимыми видами политического участия могут быть: деятельность в политических организациях, движениях, партиях; посещение политических собраний; электоральная деятельность. В литературе различают: прямое и опосредованное участие; автономное и мобилизованное. Важнейшая функция политического участия – формирование политики и контроль за ее осуществлением, формирование и утверждение политической культуры, контроль за поведением политических элит.

Политическая деятельность людей неразрывно связана с их поведением. В литературе нет однозначного понимания категории "политическое поведение", отмечается три точки зрения по данному вопросу:

1. Поведение есть внешнее проявление политического действия;

2. Политическое поведение и политическое действие – тождественные понятия;

3. Политическое поведение есть специфическая форма политической деятельности.

Специфика политического поведения состоит в следующем:

Это прежде всего субъект-субъектное отношение, тогда как политическая деятельность – это прежде всего субъект-объектное отношение;

Политическое поведение – такой тип активности, которая направлена на самого субъекта и выражает его состояние в процессе действия.

Г.П. Предвечный рассматривает поведение как вид активности, направленный на изменение состояние субъекта, а не на изменение того, что находится вне субъекта.

Сказанное позволяет отметить, что понятие "поведение" относится к любым политическим действиям, характеризующим состояние субъекта во время деятельности. Такая трактовка данного понятия соответствует его определению с психологической точки зрения. Специфика политического поведения в отличие от деятельности, проявляется в конкретных разновидностях его субъектов. Такими выступают индивиды, группы, массы, толпа. Соответственно различаются виды поведения: индивидуальное, групповое, массовое. Кроме того, поведение может быть классифицировано: по мотивам – осознанное, неосознанное, произвольное, стихийное; по ситуативным особенностям – стабильное, нестабильное, кризисное, неожиданное; по способам проявления – бунт, протест, массовое недовольство; по продолжительности – длительное, кратковременное; по направленности – сознательное, контролируемое, неконтролируемое (импульсивное, патологическое).

Таким образом, несмотря на то, что политическое поведение неотделимо от политической деятельности, его анализ не дублирует объяснение политической деятельности, а позволяет раскрыть состояние субъектов различных уровней и модификаций в различных процессах этой деятельности.

Литература

1. Мельник В.А. Политология: Учебник для вузов. – Мн., 1996. – Гл. 9. – § 1.

2. Зеркин Д.Л. Основы политологии: Курс лекций. – Ростов н/Д., 1997. – С. 306-325.

3. Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1999. – С. 301-316.

4. Демидов А.К. Политическая деятельность. – Саратов, 1987.

Политическая деятельность - это особая, специфическая сфера общественной деятельности, охватывающей всю политическую жизнь общества. В политической деятельности человека, социальных слоев, классов, наций и других субъектов политики оказывается их отношение к окружающему миру, к политических явлений и процессов, политических ценностей, существующей политической системы.

Политическая деятельность - это универсальная категория политической теории, что характеризует уровень развития личности и общества в целом, их участие в реализации политических отношений.

Мотивационной основой политической деятельности выступают определенные политические интересы личности, различных социальных групп и слоев сус-пільства. В интересах концентрируется цель деятельности человека, что требует поиска соответствующих средств и методов обеспечения их.

Следовательно, политическая деятельность предполагает наличие необходимых объективных и субъективных условий и факторов, которые включают в себя субъекты и объекты деятельности и определенные отношения между ними; мотивы и способы влияния субъектов на объекты; цель и программу деятельности; осуществление соответствующих действий для достижения определенных результатов, а также контроль за самим процессом деятельности и его результатами (табл. 5).

Таблица 5. Иерархия субъектов политической деятельности

Виды субъектов

Разделение политических

субъектов по видам

и по принадлежности

Функции субъектов

Непосредственные

субъекты

политики

Политические лидеры, властные структуры, руководящие органы политических организаций

Принятие политических решений, консолидация общества, преодоление конфликтов, организационная деятельность, борьба за самосохранение

Вторичные

субъекты

политики

Политические партии, движения, инициативные комитеты, общественные организации

Определение собственных интересов (самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции

Виды субъектов

Разделение политических

субъектов по видам

и по принадлежности

Функции субъектов

Базовые (первичные) субъекты политики

Этносы, нации, классы, социальные слои, религиозные объединения, социально-демографические группы, территориальные объединения

Определение собственных интересов

(самосознание), формирование общественно-политических структур, поддержание через массовые акции

Политической деятельностью в широком смысле слова называют всю совокупность действий, в которых реализуются социально-политические отношения. Именно поэтому войну, насилие, принуждение и т.д называют продолжением политики. В этом смысле к политике можно отнести акты шантажа, подкупа, угрозы и собственно применения силы, хотя в современной мировой практике такая деятельность воспринимается как неправомерная, незаконная и поэтому подлежит осуждению. Меры и средства господства никакого сообщества или противодействия ей, осуществляемые в пределах правовой регламентации, существующих конституционных требований и действующего законодательства, составляют политическую деятельность в узком смысле слова - собственно политическую деятельность.

До конкретных проявлений собственно политической деятельности относят методы и средства волевиявляння субъектов политической жизни, в частности такие, как участие в избирательной кампании, действия, связанные с принятием законов и других правовых актов общегосударственного масштаба, борьба политических партий и организаций за установление определенного политического режима или формы государственного устройства, участие в национально-освободительном движении. В пределах собственно политической деятельности осуществляются управление социально-политическими процессами и институтами, дипломатическая практика и др. Политическая деятельность детерминируется интересами и потребностями человека, которые реализуются путем ее участия в различных институциональных и стихийных формах такой деятельности.

Определяющим фактором политической деятельности является политическое сознание. Принимая участие в политических процессах, люди руководствуются определенными идеями, взглядами, убеждениями, чувствами и настроениями. Политическое сознание является формой осознания групповых потребностей и интересов и средств удовлетворения их, а следовательно, она определяет организацию и развитие политической деятельности, основные формы которой в конечном счете подчинены борьбе за власть, за господство с целью удовлетворить преимущественно групповые интересы. Активная роль сознания в осуществлении политической деятельности заключается в том, что познавательная деятельность побуждает практическую деятельность. На основе определенных теоретических концепций производятся программные положения и требования, из них вытекают или ними определяются стратегические и тактические рекомендации, реализация которых приводит к разработке конкретных практически-политических планов, до провозглашения лозунгов и призывов, принятие резолюций и, наконец, до конкретных действий. Таким способом происходит связь политических идеалов с предметным политической деятельностью.

В структуре политической деятельности следует различать деятельность как политическое участие (участие в политической жизни общества) и деятельность как политическое функционирование. Политическое участие - это осуществление определенных акций, мероприятий с целью выразить интересы, позиции, требования и настроения, царящие в массах, формировать их, а также, и это самое главное, с целью повлиять на органы власти, чтобы заставить их к осуществлению требований, заявления протеста или поддержание определенных решений.

Конкретные формы политического участия могут тяготеть к экстремистской стиля или к взаимного согласования. Экстремизм здесь следует понимать как склонность к крайним мерам и действиям, нетерпимость, неприятие других позиций, взглядов или решений, абсолютную бескомпромиссность. Экстремизм исключает возможность учитывать в осуществлении политики, в решении общих проблем многообразии мнений, интересов сообществ. Часто экстремистская политика бывает связана с установкой на использование силы, принудительных средств воздействия, навязывание с помощью крайних мер одной определенной ограниченной позиции всем людям.

Политическая деятельность в стиле согласования интересов основывается на принципе толерантности (то есть терпимого отношения при общей несогласии, несовпадения с интересами и позиции других политических сил); на признании правомерности существования и осуществления многообразных интересов и целей, которые не противоречат правам и свободам человека (принцип плюрализма); на компромиссности политики, а это означает склонность идти на уступки, жертвовать

некоей долей своей позиции ради достижения согласия, взаємоприйнятності устремлений. Политическое согласие, или консенсус, в отличие от однообразия и однодумства, - это согласие в главном, согласие, которого достигают путем взаимных уступок. Она является единственно возможной предпосылкой и основой сосуществования различных социальных общностей.

Политическая деятельность может быть направлена на сохранение, определенные изменения существующего общественного и государственного состояния или на улучшение роли субъектов политической деятельности на основе сохранения законов, политических и правовых норм или на основе внесения некоторых изменений в них. Здесь могут быть использованы различные средства воздействия как административного, правового, так и экономического, социального и морального характера.

В политической жизни общества граждане принимают участие в таких практических мероприятиях, как демонстрации, шествия, пикетирование, митинги, выборы представительных органов и всевозможные кампании, проводимых политическими партиями и организациями.

Политическая демонстрация - массовое шествие, которую введена для выражения определенного общественно-политического настроения, требования, солидарности, протеста и т.д. Демонстрации проводятся и с целью привлечь внимание общественности и власти к некой определенной социальной проблемы, высказать требование к решению ее.

Манифестация - публичное массовое выступление для провозглашения идеи или ряда идей, которые вытекают из острой социальной проблемы, в форме сосредоточения сторонников этой идеи в одном месте, скандирование лозунгов и призывов, произнесение речей, подъем транспарантов.

Митинг - публичное собрание, введенное для обсуждения определенных актуальным общественно-политическим вопросам и для формирования психологической готовности индивидов к непосредственного воздействия на их реализацию. Это собрание сторонников одной идеи, которая здесь превращается в требование (запретить или разрешить, поддержать или осудить и др.).

Своими действиями (речи, скандирование, транспаранты), даже самим фактом многочисленного собрания присутствующие пропагандируют идею, которая объединила их. При этом они теснее сплачиваются, возникает готовность немедленно и непосредственно приступить к осуществлению идеи. Митинги были одной из начальных и самых распространенных форм политического участия в период возрождения политической жизни нашего общества, начиная со второй половины 80-х годов. Синдром "митинговой демократии" является признаком ранней стадии политического развития общества, политическим деятелям которого присуща претензия на господство какой-то одной идеи, преобладание эмоционального над рациональным, замена логических аргументов силой вопли. В условиях митингового стиля политической борьбы трудно или вовсе невозможно достичь согласия. Противостоять господствующей идеи митинга может только митинг иной идеи.

Политические выборы - это комплекс мероприятий по формированию руководящих органов государства, партий, общественных организаций, избрание представителей, а также делегатов на представительные собрания, съезды и т.д. Первоначально выборы предусматривают такие процедуры, как провозглашение, образование избирательных округов и участков, составление списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосование, подсчет голосов, объявление результатов, проведение, при необходимости, повторного голосования или повторных выборов.

Политическое участие - это осуществление гражданами различных актов, мер, направленных на реализацию своих интересов, потребностей, взглядов через влияние на государственные органы и общественные организации, выполнения ими принятых решений. Различают различные типы политического участия, среди которых индивидуальная и коллективная, добровольная и принудительная, активная и пассивная, традиционная и новаторская, законная и нелегальная.

Культура политического участия определяется тем, насколько граждане знают процедуры осуществления политических акций и нормы, которые регламентируют. Однако главное здесь - установка на множественность мира, на ценность общности, целостность общества, согласованность существования сообществ.

Политическое функционирование - это осуществление деятельности различных политических институтов (государственных учреждений, политических партий, организаций и т.п.), управление общими делами, процессами, удовлетворения насущных потребностей общества и социальных групп. Это профессиональная аппаратная политическая деятельность. Политическое функционирование включает в себя такие формы, как отбор и использование кадров, определение механизмов принятия решений, собственно принятие их, организация, осуществление, контроль за этими процессами. Характер и содержание политической деятельности определяются традициями, сложившимися в обществе, правилами и инструкциями.

Разновидностью политического функционирования является политическое лидерство. Политическим лидером может быть глава государства, руководитель политической партии, общественного движения, объединения. Признаками политического лидерства является признание большинством граждан, членами определенной политической структуры конкретного человека за высочайший авторитет, готовность подчиняться ей, выполнять ее указания.

Следовательно, политическая деятельность - это разнообразные формы, методы и средства реализации социальных интересов, потребностей, ценностей граждан и их объединений посредством политической власти; это сознательная, целенаправленная борьба за завоевание, укрепление и использование политической власти, участие в руководстве и управлении государственными и общественными делами, многочисленные формы воздействия на них. Политическая деятельность является внутренне противоречивой. Она содержит в себе направленность на вторичные относительно непосредственных потребностей людей цели - реализация определенных принципов - и в то же время способствует становлению человека, ее социализации. В истории политического развития общества закономерно происходят процессы либерализации политической деятельности, становление правовых норм политического участия, повышение эффективности руководства.

Обществознание 10 класс

Тема урока: Политическая деятельность.

Цель : объяснить понятия и термины: «политика», «власть», «политическая власть», «легитимность власти», «политические действия», «властвование», «харизма»;

Задачи:

    ознакомить с типологией властных отношений;

    развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

    способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Наверняка вы слышали следующие расхожие высказывания: «Какая грязь эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость - это и есть политика!» Однако есть и другие мнения. «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами» (Ш. Монталабер, французский писатель), «Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С. Маршак, советский поэт).

Так что такое «политика»? Что представляет собой политическая деятельность? Кто и как участвует в ней?

Давайте исследуем эти вопросы.

Тема урока: «Политическая деятельность». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Политика как деятельность.

2. Власть и властная деятельность.

3. Легитимность власти.

II. Новый материал

Прочитайте вступление к параграфу.

Охарактеризуйте различные подходы к пониманию политики.

В чем сущность третьего подхода?

На с. 204 учебника приведены два определения политики как деятельности. Сравните их.

Что общего вы обнаружили?

(На доске формируется схема.)

Мы знаем структуру любой деятельности. Не исключение и трудовая деятельность. Как вы думаете, какие цели могут ставить перед собой политики?

Как вы относитесь к творчеству Н. Макиавелли?

(По ходу обсуждения вопросов продолжается составление схемы.)

1. Политика как деятельность

Всякая деятельность представляет собой совокупность действий. Приведите примеры политических действий.

На что они могут быть направлены?

Всегда ли действия политиков приводят к тем результатам, которые планировались?

Какие методы воздействия на массы применяют современные политики?

(По ходу беседы формируется схема.)

2. Власть и властная деятельность

Власть - это способность и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо: оказывать воздействие на поведение людей с опорой на авторитет, право, а если необходимо, то подчиняться своей воле с помощью насилия.

Какие вы знаете виды власти? Охарактеризуйте их.

Что такое «властная деятельность»? (Властная деятельность - это деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь.)

Представьте себе, что вы осуществляете властную деятельность. В вашем арсенале есть следующие рычаги воздействия на массы: власть силы; власть авторитета; власть принуждения. Какой рычаг и почему вы выбираете?

3. Легитимность власти

Самостоятельно прочитайте последний пункт параграфа.

Что такое «легитимность власти»?

Охарактеризуйте три типа легитимности по М. Веберу.

Какой подход предложил Д. Истон?

Сравните их типологию. Какая вам кажется более справедливой? Почему?

Домашнее задание

Выучите § 20, выполните задания.

  • 4. Зарождение и развитие политических знаний в эпоху античности. Политическая мысль средневековья.
  • 5. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения и Нового времени.
  • 6. Развитие политической мысли Западной Европы в Новое время (XIX век).
  • 7. Социально-политические идеи Беларуси в XII – XIX вв.
  • 8. Основные направления и тенденции развития современной западной политологии и их отражение в белорусской политической науке.
  • 9. Власть как социальный феномен. Политическая власть: Сущность, основные черты и функции.
  • 10. Легитимность политической власти. Типы легитимного господства.
  • 11. Субъекты, ресурсы и способы реализации власти. Критерии эффективности функционирования политической власти.
  • 12. Политическая система: понятие, структура, функции, типология. Сми в политической системе.
  • 13. Политический режим как характеристика политической системы. Авторитарный и тоталитарный политические режимы.
  • 14. Демократический режим. Политическая система и политический режим в Республике Беларусь.
  • 16. Формы государственного правления.
  • 17. Формы территориально-государственного устройства.
  • 18. Правовое государство и гражданское общество.
  • 19. Основа государственно-конституционного строя Республики Беларусь.
  • 20. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.
  • 21. Парламент: основные направления деятельности, структура и полномочия.
  • 22. Правительство – высший орган исполнительной и распорядительной власти государства.
  • 23. Местное управление и самоуправление.
  • 24. Бюрократия, бюрократизм.
  • 25. Политические партии и партийные системы.
  • 26. Общественные организации и движения: их роль, типологии, функции.
  • 27. Общественные объединения и общественные организации в республике Беларусь.
  • 28. Политический процесс: понятие, субъекты, виды, стадии.
  • 29. Политические решения и их роль в общественном развитии.
  • 30. Политическая модернизация в Республике Беларусь. Традиции и инновации.
  • 31. Политическая деятельность: понятие, субъекты, формы, способы, виды.
  • 32. Политическое участие.
  • 33. Политические конфликты и кризисы: типология, причины, пути разрешения.
  • 34. Политические элиты: определение, концепции, типология. Каналы рекрутирования политических элит.
  • 35. Феномен политического лидерства.
  • 36. Выборы и демократия. Избирательное право.
  • 37. Избирательные системы: особенности и типология. Абсентизм и его причины.
  • 38. Избирательная система и избирательный процесс в Республике Беларусь.
  • 39. Сущность, структура, типология и функции политической культуры.
  • 40. Политическая социализация личности.
  • 41. Особенности политической культуры и политической социализации в Республике Беларусь.
  • 42. Политическая идеология как форма политического сознания. Структура, функции и типология.
  • 43. Понятие социального государства. Социальная политика и социальное партнёрство.
  • 44. Основные направления социальной политики Республики Беларусь.
  • 45. Молодёжная политика белорусского государства.
  • 46. Национально-этнические проблемы в современном мире и способы их решений.
  • 47. Государственная политика в сфере национально-этнических отношений в снг и Республике Беларусь.
  • 48. Политика белорусского государства в сфере религиозно-конфессиональных отношений.
  • 49. Международные отношения: понятие, субъекты, современные тенденции.
  • 50. Внешняя политика: цели, функции и средства осуществления.
  • 51. Теоретические основы геополитики.
  • 52. Основные направления внешней политики Республики Беларусь в условиях глобализирующего мира.
  • 31. Политическая деятельность: понятие, субъекты, формы, способы, виды.

    Политическая деятельность – сознательные и целенаправленные действия субъектов политики по управлению гос-вом и об-вом, прямое или опосредованное их участие в политической жизни. Главная побудительная причина – экономические и материальные интересы.

    Структура:

    Субъекты(граждане, политики, общности, группы, организации, учреждения)

    Они вступают в политические отношения(конкурентное взаимодействие).

    Объект – политическая система.

    Средства и методы политич деятельности: митинги, демонстрации, выборы, речи, собрания, переговоры, восстания.

    Политич деятельность состоит из политич действий:

      Позитивные(постоянное совершенствование политич системы) или негативные(развитие конфликтов в об-ве);

      Рациональные(четкое представление о целях) и иррациональные;

      Инерционные(сохранение традиционных политич отношений) и творческие(перемены);

      Стихийные(не управляются политич институтами) и организованные (высокая сознательность и целеустремленность субъектов политики)

      Институционализированные и не- -

    Виды политической деятельности:

      Политическая реформа – изменение, переустройство в способе деятельности, в составе институтов, учреждений.

      Революция – коренное, качественное изменение в развитии политической и социально-экономической структуры об-ва. Признаки: коренные, всеохватывающие изменения основ общественного порядка, участие в них большого кол-ва людей. Результаты: насильственное изменение существующего политического режима, замена политической элиты, кардинальные изменения практически во всех сферах жизнедеятельности об-ва.

      Контрреволюция – политическая деятельность, осуществляемая отстраненными от власти в результате революционных событий группами. Цель – свержение новой элиты и восстановление прежних порядков.

      Реставрация – процесс политических изменений, направленных на возрождение политического режима, ранее низвергнутого в ходе революции или гос переворота.

      Политическая модернизация – это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, происходят постоянные преобразования во всех основных компонентах системы.

      Государственный переворот – внезапный, неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом.

      Бунт, восстание, мятеж – возмущения масс действиями властей;

    Большую опасность в современном мире представляет терроризм – целенаправленная деятельность экстремистских организаций или отдельных индивидов, которые применяют насильственные методы и средства.

    32. Политическое участие.

    Политическое участие – это любые, по преимуществу добровольные, действия индивидов или групп, связанные с их непосредственным или опосредованным участием в разработке, принятии и реализации политических решений; проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

    Политич участие может проявляться:

      В осуществлении властных полномочий или противодействию их осуществлению;

      В деятельности формальных политических организаций;

      В деятельности неформальных политических организаций;

      В выборах и референдумах;

      Участия граждан в публичных манифестациях;

      В чтении политической периодики и литературы;

      В выполнении политич обязанностях в рамках гос органов;

    Автономное(добровольный характер) и мобилизованное(манипулирование, принуждение, насилие) политич участие.

    Актичное и пассивное, индивидульное и коллективное, легальное и нелегальное, традиционное(поддержание политич преемственности и стабильности) и инновационное(развитие, изменения), постоянное и эпизодическое, организованное и неорганизованное.

    Особое значение для гос-ва имеют так называемые протестные формы политического участия. Негативное воздействие индивида или группы на сложившуюся в об-ве политич ситуацию, действия властей.

    Политическое участие оценивается как одна из основных характеристик демократии, как средство политической социализации и политического воспитания, борьбы с бюрократией и политическим отчуждением граждан.

    Под кризисами политического участия подразумевается ситуация, когда правящая элита не в состоянии создать институциональные условия для удовлетворения растущих потребностей граждан участвовать в политике.



    просмотров