Классный час "судьба и родина едины". Час общения "судьба и родина едины" Что значит судьба и родина едины

Классный час "судьба и родина едины". Час общения "судьба и родина едины" Что значит судьба и родина едины

«СУДЬБА И РОДИНА – ЕДИНЫ»

Встреча поколений

Цель: способствовать воспитанию подрастающего поколения на примере мужества, стойкости своих отцов, дедов и братьев.

Звучит мелодия песни « Вижу чудное приволье…»

1-й ведущий: Я снова пою о России,

О моей ненаглядной красе,

О березках, чьи ноги босые

Утонули в холодной росе.

Песня: «Что может быть лучше России». Дербенева.

Крылатова. Исполняет вокальная группа старшеклассников.

Ведущий: Добрый день! Мы рады всем. Сегодня у нас в гостях: ветераны Великой Отечественной войны - и, воин – интернационалист – , ребята, воевавшие в Чечне – Зыголов Сергей и Шевченко Евгений.

Ведущий (учитель): Россия… Родина… Отечество…- эти слова мы впервые слышим в детстве, и на протяжении всей нашей жизни они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где познал первые радости и неудачи. Ведь неслучайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились. Где прошло детство.

Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать. Защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Древнейшие наши легенды, летописи, песни, былины сохранили память о тех, кто словом и делом утвердил в сознании народа непреходящую мудрость – завет: «С родной земли умри – не сходи».


Сегодня мы с вами поговорим о людях, принадлежащих к разным поколениям, но есть в их судьбах похожие страницы. В разные периоды времени они встали на защиту Отечества. Их судьбы связаны с Родиной – они едины!

2-й ведущий: Медленно история листается,

Летописный тяжелеет слог.

Все стареет.

Родина не старится,

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россиею

От сохи до звездного крыла.

А взгляни – все то - же небо синее,

И над волгой та же тень орла.

3-й ведущий: И еще немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живет и умирает с ним.

Все пройдет,

А Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

4-й ведущий: Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюбились в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Это позабудется едва ли –

И навек останется святым…

Землю ту, что Родиной назвали,

Коль придется, сердцем защитим.

1-й ведущий: На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Любовь к Родине и защита Родины всегда были понятиями неразделимыми.

2-й ведущий: Не ходите на Русь! –

Мономах обращался к соседям,

Кто с мечом к нам придет,

От меча и погибнет! – сказал

Храбрый князь Александр

И в немеркнущей вечно победе

Правоту своих слов

Справедливым мечом доказал.

Сколько ж пахарей

Ты потеряла, Россия,

Сколько ж лучших сынов

Отдала ты кровавым векам?

Не ходите на Русь! –

Об одном ты просила,

Не к друзьям обращалась,

А только к врагам.

Не ходите на Русь!

Но враги наступали кроваво…

И тогда нам вручила родная страна

Вместе с грозным оружьем –

Поля нашей славы,

Наших предков великих

Святые для нас имена.

3-й ведущий: С вершины истории смотрят на нас мудрый Минин, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовом бою. С каким мужеством служили они Родине! И когда бы ни отправлялись за далекие рубежи, кланялись в пояс родной земле, и был им слаще меду полынный прах ее дорог.

4-й ведущий: И пригоршню родной землицы уносили на чужбину. И где бы ни оказались веленьем истории русский человек, сердце ее, как стрелки компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении – в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья Русская земля. Подсчитано: на планете было почти 15 тысяч войн – малых и больших, великих. Миллионы убитых, замученных и умерших от ран, солдат заснули в земле вечным сном. И еще одна страшная война потрясла мир в XX веке, объявлено начало Великой Отечественной войны.

Звучит песня «Священная война».

1-й ведущий: Как рассказать о мужестве твоем, о величайшем подвиге твоем, любимая Родина. Как рассказать о тысячах, миллионах подвигов, которые совершили твои сыновья и дочери за 1418 дней и ночей. Брестская крепость! Оборона Севастополя, Одессы, Киева. Блокада Ленинграда, Сталинградская битва. Великая победа под Москвой, оборона Кавказа. Эти и еще тысячи больших и малых сражений, и в каждом твои сыновья были достойны тебя, Родина!


2-й ведущий: Навстречу раскатам

ревущего грома

Мы в бой поднимались

светло и сурово.

На наших знаменах

начертано слово:

Победа! Победа!

Во имя Отчизны – Победа!

Во имя живущих – Победа!

Во имя грядущих – Победа!

Звучит песня «Журавли».

3-й ведущий: Отгремела война,

Свой кровавый собрав урожай.

Сколько лет пронеслось,

Сколько новых забот пережито!

Время мчится вперед,

Время к новым спешит рубежам.

Но никто не забыт!

И навеки ничто забыто!

4-й ведущий: Память, память за собою позови

В те далекие промчавшиеся дни.

Ты друзей моих ушедших оживи,

А друзьям живущим молодость верни.

1-й ведущий: Память… Память!

Ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть,

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

2-й ведущий: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, оглянись на тех, чьи имена высечены у подножья обелисков, на тех, кто за нас с тобой отдал самое дорогое, что имел, - весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только – только начиналась.

3-й ведущий: Я стою перед фотографиями Величаевских молодогвардейцев. Я смотрю на их лица…

Какими вы были? Чем увлекались? Кем бы вы стали? Вглядитесь внимательно в эти портреты. Вы помните их? (перечисляет имена).

4-й ведущий: Они были самыми обыкновенными. Сбегали с уроков, гоняли голубей, допоздна пропадали на танцах.

1-й ведущий: Играли в футбол и часами просиживали на стадионах, неистово болея за любимую команду. Старшие огорченно кивали головой: « И что за молодежь пошла? Мы такими не были…» Но именно эти ребята ради счастья своей страны оказались готовы на все, даже на смерть.

Рассказ о А. Скокове .

2-й ведущий: На памятнике Величаевским молодогвардейцам выгравированы слова: «У храбрых есть только бессмертие , смерти у храбрых нет».

3-й ведущий: Ты откуда пришла, синева?

Распростерла горячие крылья,

И в щемящем до боли усилье

Закружилась моя голова.

Ты лети поскорей, синева,

От Каялы, Непрядвы и Волги –

В край, где видел я солнце в осколках,

Где зеленая жухнет трава.

Ты неси свой лучистый фиал

За границу – где был и где не был,

Чтобы высилось чистое небо

Над горами, где я погибал.

Ведущий (учитель): Воевавшие дети не воевавших отцов – так часто говорят о воинах – интернационалистах. Ведь впервые после сорок пятого до конца убедится, сколь хрупок наш мир, пришлось именно нашим «афганцам».

На драматические события минувшей войны лег первый, пока еще тонкий покров времени, отделяющий настоящее от истории. И мы напряженно ждем, что скажет Время, что ответит История. Ибо нет сейчас иных беспристрастных судей для тех, кто прошел Афганистан.

Но их судят, более того – нередко осуждают. Осуждают, правда, как правило, с одной оговоркой: те, кто воевал, не в ответе за тех, кто их посылал на войну. Таким образом, наши «афганцы» в двусмысленном положении исполнителей неправедного приговора. Пока их хвалят за проявленное мужество, за то, что достойно вынесли выпавшие на их долю испытания. Но трудно предсказать, что будет завтра. Раны солдат, незаживающие раны матерей посыпаются соль, поскольку все, что было в Афганистане, часто представляется «бессмысленной бойней ». Уже сейчас звучит в их адрес крылатый ответ: «Мы вас туда не посылали». А они отвечают: «Я никого ни в чем не упрекал, когда мы пыль афганскую глотали». Не упрекали и не упрекают потому, что самое сокровенное чувство каждого «афганца» - острое обнаженное чувство Родины, бережной любви к родной земле. Ведь для многих из тех, кто был оторван судьбой от дома без каких – либо гарантий на возвращение, Родина была единственной надеждой, утешением и спасением.

2-й ведущий: Русская земля!

Родимая земля!

Дай мне силы встать -

Обними меня листвой,

Исцели меня травой,

Дай мне жизнь одну,

Дай мне смерть одну,

Дай мне тишину…

3-й ведущий: 15 тысяч убитых, 37 тысяч искалеченных – вот трагический итог афганской войны. Перед вами фотография нашего земляка, погибшего на афганской земле, Чернышова Владимира Васильевича.

Рассказ о

В нашей школе окончил 8 классов . Владимир мечтал стать строителем, но все сложилось так, что до службы в армии он получил профессию газосварщика в Георгиевском ПТУ№23.

2 ноября 1979г. был призван в ряды Советской армии. Служба проходила в Афганистане. Два года долгой череды жестоких схваток с ДУШМАНАМИ, постоянного напряжения приближались к завершению…

4-й ведущий: Не вернешь их жизни, больно, тяжко,

Каждый понимает, что беда.

Дорогие мальчики в тельняшках

В дом свой не вернутся никогда.

Звучит песня «Малиновый звон».

Ведущий (учитель): Есть в русском офицере обаянье.

Увидишься - и ты готов за ним

На самое большое испытанье

Идти сквозь бурю, сквозь огонь и дым…

Испокон веков служба государству считалась делом чести, доблести, признаком мужского достоинства. В русской армии всегда сражались, рассчитывая не на деньги, а на добрую память потомков.

Сегодня нашей армии трудно. Ругать ее стало слишком явной модой. Но в чем виновата армия? Еще Наполеон говорил: « Если народ не хочет кормить свою армию, он будет кормить чужую. Слабых презирают, уважают же только сильных; имеющих честь и способных себя защитить».

О чем бы ни писали и не говорили сегодня, какой бы критике ни подвергали наши Вооруженные Силы, мы с вами должны признаться, что все же не представляем свою жизнь без нашей армии, точнее, без тех людей, которые нас защищают, которые ради нас каждый день готовы на подвиг.

Звучит песня О. Газманова «Офицеры».

1-й ведущий: 15 февраля 1989 года условную линию Государственной границы СССР, проходящую по мосту через Амударью, пересекли солдаты и офицеры ограниченного контингента советских войск. Немало воды утекло за это время – далекая афганская война, о которой многие знали понаслышке, перевалила через хребет Гиндукуша и обосновалась уже в российских пределах.

К тысячам безвозвратных потерь в Афганистане добавились новые тысячи погибших в «горячих точках».

Тогда думалось, что мы уходим от войны навсегда. Оказалось, только к ней приближаемся. И матери, провожающие своих сыновей в армию, снова обреченно плачут.

Чеченская война… Хотя официально она прекращена, но гибнут и гибнут наши мальчики в предгорьях Кавказа, во время обстрелов застав и постов «залетными» боевиками, при совершении ими террористических актов…

На самом деле это война из тех, которые начать легче, чем кончить. Задача с кремлевских вершин смотрелась просто. Очень хотели на скорую руку «восстановить конституционный порядок». Получили очень большую и кровавую войну.

Дорогами Чеченской войны прошли более 60 ребят из нашего села. Двое из них не вернулись. Это Бортников Сергей и Горягин Николай.

Слово предоставляется Зыголову Сергею.

2-й ведущий: Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных парней не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в Вечный Огонь – тихой скорби сиянье

Всех погибших почтим мы минутой молчания.

Стук метронома. Минута молчания.

Ведущий (учитель): И эта война останется в нашей истории – ведь и сегодняшний день пройдет и станет прошлым. И мало ли что будет заменено, понятно и осмыслено некоторое время спустя.

Я думаю, что нам с вами не стыдно выразить свое сочувствие и уважение нашим солдатам и офицерам, которые выполняют в Чечне свою тяжелую работу.

На долю русских людей выпало немало тяжелых испытаний. О каждом из них надо сказать правду, в интересах будущего извлечь горькие уроки из прошлого. Но важно осознать еще одну истину: сегодня нам нужно быть, прежде всего, русским людям, безмерно любящим Отечество свое и верующими в его силы.

Россия должна воскреснуть на основании горячего и безграничного чувства патриотизма – чувства осознания необходимости вновь воссоздать – и в лучшем устройстве – нашу великую родину, - памятуя, что в течение тысячи лет наши предки создавали ее путем горя, страдания и неисчислимых жертв.

3-й ведущий: Родина, суровая и милая,

Помнит все жестокие бои…

Вырастают рощи на могилами,

Славят жизнь по рощам соловьи.

Что грозы железная мелодия,

Радость или горькая нужда?

Все проходит.

Остается Родина –

Та, что не изменит никогда.

Звучит песня «Живи, страна».

Классный руководитель 5б класс-

Знание истории Отечества, чувство живой связи с ней, понимание каждым ответственности за судьбу своей Родины сегодня значимо как никогда. А.И. Солженицын писал о том, что к концу XX века русский вопрос стоит недвусмысленно: быть нашему народу или не быть? И если не принять должных усилий для сохранения исконно русских традиций, истории, то, как бы ни пришлось вычеркивать слово «русский» из словарей. Эта проблема остается актуальной и по сей день.

Жизнь людей определяется не только событиями их родины, но и история страны складывается из судеб её великих сынов. Многие известные деятели определяющим условием процветания и развития Отечества считали правильную организацию воспитания подрастающего поколения. И сами верно прослужили Родине во благо просвещения своего народа. К.Д. Ушинский считал воспитание одним из величайших дел истории. История педагогики России – это судьбы её выдающихся педагогов и просветителей, достижения которых нередко были оплачены высокой ценой. История нашей страны, как в капле воды, отразилась в судьбе каждого из них.

Ответственность за судьбу Отечества, высокие нравственные, морально-психологические и этические качества – всё это тесно связано с патриотизмом. Общественное сознание со временем претерпевало изменения, но сущность и цель духовно-нравственного воспитания оставались неизменными – формирование личности, ориентированной на высшие ценности и способной преодолеть свои индивидуалистические интересы во благо другого (ближнего, товарища, Отечества, Идеи). Как связывали судьбу страны, ее благо и развитие, свою судьбу выдающиеся педагоги и просветители прошлого с образованием народа?

М.В. Ломоносов – великий русский ученый мирового уровня всю жизнь посвятил науке, просвещению. Воспитание национальной гордости и достоинства, бережное отношение к русскому языку и культуре, преумножение их богатств было для Ломоносова главным смыслом жизни.. Развитие науки, процветание государства Ломоносов видел в неразрывной связи с развитием образования в России. Целью воспитания он считал формирование гражданина-патриота – человека с высокой нравственностью, любовью к науке и знанию, с бескорыстным служением Родине. Михаил Васильевич заложил научные основы педагогики в России, рассмотрев все вопросы образования с материалистических позиций. Он упорно боролся за то, чтобы создать условия для получения образования широкими слоями населения, готовить своих ученых, образованных людей, которые принесут славу России. Идея народности в отечественной педагогике у Михаила Васильевича неразрывно связана с гуманизмом и демократизмом. Свои идеи он реализовал в проекте Московского университета и гимназий при нем, в своей преподавательской деятельности, первым стал читать лекции на русском языке.

На протяжении всей своей жизни М.В. Ломоносов занимался организацией учебного дела в стране, реформировал работу академической гимназии и университета, внедрял элементы классно-урочной системы в обучении, разрабатывал учебные планы и программы по различным предметам, создавал методические пособия, занимался разработкой вопросов управления и других педагогических проблем. С именем М.В. Ломоносова связано начало формирования истинно национальной русской школы. Ученый считал, что каждый человек должен быть счастлив, вкладывая в понятие «счастье» возможность служить на благо Отечества.

Н.И. Пирогов– известный общественный деятель, врач, педагог, зачинатель общественно-педагогического подъема XIX века тоже главным вопросом жизни считал воспитание. Судьба Н.И. Пирогова связана развитием медицины, образования, общественного движения России. Он по-новому обосновывал цель воспитания, видя ее в воспитании высоконравственного человека – «юного атлета» жизненной борьбы. «Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и моряки, и юристы, а главное, у вас будут люди и граждане». Став попечителем одесского, а позднее киевского учебных округов, Н.И. Пирогов многое сделал для улучшения дела образования в России. А.И. Герцен оценил его отставку как «одно из мерзейших дел России дураков против России развивающейся».

К.Д. Ушинский – великий русский педагог, основатель отечественной научной педагогики и народной школы России, рассматривал образование как одно из величайших дел истории. К.Д. Ушинский вскрыл великую социальную роль воспитания и родного языка, их значение в развитии страны, сохранении и развитии культуры, народа. «… воспитателям мы вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем их душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества». Будучи по образованию блестящим юристом, он всю жизнь посвятил делу образования в своем Отечестве, борьбе за народную школу. В его судьбе отразились взлеты и падения, периоды реформ и контрреформ, признания его трудов и отстранения от деятельности.

Л.Н. Толстой – создатель религиозно-нравственного учения, которое он сам называл «наука жизни», считал, что без учений о душе, Боге и нравственности не может быть разумного знания, науки, воспитания.

Кропотливая работа над педагогическими сочинениями и педагогическая деятельность в качестве учителя народной школы, позволили Л.Н. Толстому проникнуть в суть важнейших проблем обучения, воспитания, развития детей. Яснополянская школа – это претворение в жизнь прогрессивных педагогических воззрений Толстого, своеобразная педагогическая лаборатория. И, несмотря на кратковременное существование, работа школы, вызвала интерес и живой отклик в России и за рубежом. Лев Николаевич был убеждён, что народ, стремится к образованию и это стремление, составляет естественную и вечную народную потребность. Л.Н. Толстой с большим воодушевлением занимался народной школой, считал этот период самым счастливым временем своей жизни, тем самым тесно связав свою судьбу с судьбой народа и России.

В.А. Сухомлинский, выдающийся украинский педагог, в буквальном смысле отдал свое пламенное сердце детям. Он разработал идею о личностно–развивающем подходе к обучению, развитии познавательной активности и самостоятельности, творческом подходе к овладению знаниями, создании оптимальных условий учебной деятельности для каждого ученика, содействии проявлению индивидуальности в условиях коллективного обучения.

Основой педагогической теории и воспитательной практики В.А. Сухомлинского были вечные общечеловеческие ценности, такие как жизнь человека и смысл жизни, семья и брак, доброта и милосердие, совесть, способность понимать другого человека. Его Павлышская школа реализовывала цель воспитания настоящего человека, сына своего отечества, народа, представителя ее истории и культуры. Всё, о чем писал и что делал Василий Александрович, выстрадано, пропущено через сердце, продумано и проверено его богатейшей научно-практической деятельностью.

С.П. Титов – алтайский педагог, сельский просветитель. Степан Павлович рассуждал о таких понятиях как учитель, ученик, воспитание, развитие. Известный педагог доказал, что воспитание воли и характера нельзя осуществлять в отрыве от содержания всей многогранной учебно-воспитательной работы школы, в отрыве от процесса формирования сознания. Учитель, по мнению Титова, должен быть образцом культуры для детей и взрослых. Он считал, что пропаганда отечественной культуры и искусства занимает огромное значение в процессе формирования полноценной, разносторонней личности.

Проанализировав жизненный путь и творческую педагогическую деятельность великих педагогов и просветителей, можно сказать, что они горячо любили свою Родину. Ведь только небезразличный человек способен трудиться во благо Отечества. Теория и практика выдающихся ученых, педагогов тесно переплеталась с историей России. Педагоги работали в тех областях педагогической практики, которые требовали реформирования, новых открытий. Решая актуальные проблемы своего времени, каждый внес свою лепту в богатое историко- педагогическое наследие своего Отечества.

Вопросы развития, обучения, воспитания были и будут актуальными всегда. Ведь именно от того, как будет воспитано подрастающее поколение, зависит будущее нашей страны. Учитель во всех его проявлениях, является примером для детей. И от его личности, труда зависит то, насколько успешно последующее поколение сможет вести в дальнейшем полноценную жизнь – продуктивно взаимодействовать с обществом, трудиться, самореализоваться, воспитывать своих детей. Благодаря самоотверженной деятельности великих ученых-педагогов и педагогов-практиков, связавших свою судьбу с образованием, мы можем с гордостью говорить о высоких достижениях российской педагогики. Жизнь их крепко переплелась с историей России, их судьба и Родина – едины.

Библиографический список

1. Беляев, В. И. М.В. Ломоносов – основоположник отечественной педагогики / В. И. Беляев // Педагогика. – 2011. – №8. – С. 24.

2. Григорьев, К, Хандрос, Б. Н. Павлыш — продолжение легенды / К. Григорьев, Б. Н. Хандрос. – М.: 1976. – С. 95.

3. Елисеева, Е. В. Творческий вклад В.А. Сухомлинского в развитие Отечественной педагогики второй половины 20 века / Е. В. Елисеева // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №5. – С. 106 — 111.

4. Заварзина, Л. Э. Н.И.Пирогов: исповедь русского ученого / Л. Э. Заварзина // Педагогика. – 2010. –- №9. – С. 102 — 113.

5. Костенков, П. П. Алтайский учитель- подвижник Степан Павлович Титов / Научный ред. В.М. Лопаткин / П. П. Костенков. – Барнаул: изд-во «Азбука», 2008. – 235 с.

6. Пирогов, Н. И. Избр. пед. соч. / Н. И. Пирогов. – М., 1952. – 702 с.

7. Рюмина, Ф. А. Духовность как феномен и ядро духовно-нравственного воспитания / Ф. А. Рюмина // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №5. – С. 72 — 75.

8. Сухомлинский, В. А. Избр. Пед соч.: В 3-х т.- Т3/ сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1980.

9. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /авт.-сост.: Егоров С.Ф. – М., 1986.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения информирования с личным составом

Тема: «Судьба и Родина — едины».

Ход информирования:

Даже краткий обзор сообщений отечественных и зарубежных информационных агентств и телевизионных репортажей подтверждает, что в этот день не было в мире новости важнее, чем наша Победа 60 лет назад. Но, не смотря на огромное количество иностранных делегаций, официальных и не очень мероприятий, за ними не потерялось основное – подвиг нашего солдата в той войне. Более того, именно они, ветераны, становились главными участниками всех событий. Именно их стоя приветствовали главы зарубежных государств. Обращаясь к ним и к наследникам их ратной славы, Президент России Верховный Главнокомандующий ВС РФ В. Путин сказал: «В пламенную орбиту Второй мировой было вовлечено 61 государство и практически 80% населения Земли. Огненный смерч пронесся не только над Европой, но и над странами Азии и Африки, достиг берегов Новой Земли и Аляски, границ Египта и Австралии.

Но самые жестокие и решающие события, определившие и драму, и исход этой бесчеловечной войны, разворачивались на территории Советского Союза. Фашисты хотели молниеносно поработить наш народ, фактически уничтожить страну.

Их планы провалились. Советская армия сначала остановила нацистов под Москвой, а потом в течение трех лет не только сдерживала натиск, но и смогла погнать врага назад, в его собственное логово.

Результаты сражений под Москвой и Сталинградом, мужество блокадного Ленинграда, успехи на Курской дуге и Днепре предопределили результаты Второй Мировой войны. А освобождением Европы и битвой за Берлин Красная Армия поставила победную точку в войне.

Мы никогда не делили Победу на свою и чужую. И всегда будем помнить помощь союзников: США, Великобритании, Франции и других государств антигитлеровской коалиции, немецких и итальянских антифашистов. Сегодня мы отдаем дань мужеству всех европейцев, оказавших сопротивление фашизму.

Советский Союз потерял за годы войны миллионы своих граждан, горе пришло в каждый дом, в каждую семью. И потому 9 Мая – священная дата для всех стран Содружества Независимых государств. У нас с ними единая скорбь, единая память и единый долг перед грядущими поколениями. И все мы обязаны передать потомкам этот дух нашего исторического родства, общих помыслов и надежд.

Для нашей страны 9 Мая был и остается священным днем, праздником, который не только окрыляет всех нас, который возвышает нас. Этот день наполняет наши сердца самыми сложными чувствами – и радостью, и скорбью, и состраданием, и благородством.

Он взывает к самым высоким нравственным поступкам, дает возможность еще раз поклониться тем, кто подарил нам свободу – свободу жить, трудиться, радоваться, творить и понимать друг друга.

Праздник Победы – это самый родной, самый искренний и всенародный праздник в нашей стране.

Для народов бывшего Союза он навсегда останется днем великого народного подвига, а для государств всей планеты – днем спасения мира.

Наши деды и отцы не пожалели своей жизни ради чести и ради свободы страны. Они были едины и отстояли свою Отчизну.

И сегодня я низко кланяюсь всем ветеранам Великой Отечественной, желаю им долгой жизни и благополучия.

Слава солдатам-победителям Великой Отечественной и Второй мировой войн!

С Днем Великой Победы!

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

2017-й – год столетия Октябрьской революции – начало отсчета новой эпохи в жизни российского народа. Иван Устинович Дружинин – ровесник Октября, чья судьба, обусловленная событиями в стране, ее бедами и радостями, победами и поражениями, характерна для его современников. Человек с активной жизненной позицией, он сумел найти свое место в новой действительности, самореализоваться в трудных условиях.

Тяга к знаниям

Родился Иван в глухой деревушке Челябинской области в многодетной сельской старообрядческой семье. Детство пришлось на Гражданскую войну, власть в деревне переходила от красных к белым и наоборот. Прошли через деревню и белочехи, пребывание которых запомнилось семье кражей маленького Ивана, которого, к счастью, удалось вернуть. Начальное образование получил в сельской школе. Учителя оценили его способности и советовали учиться дальше, но против был отец Устин Макарович – единственный религиозный служитель для старообрядцев во всей округе, за что подвергся репрессиям, лишению имущества и высылке всей семьи из своей деревни. (Впоследствии семья вернулась в деревню, сумела выкупить свой дом и вступить в колхоз). Стремлению Ивана к учебе помогла мать Фекла Ефимовна, которая собрала нехитрые пожитки, каравай хлеба и рано утром проводила сына за деревенскую околицу. Отпустив в неизвестность, перекрестила на дорогу, долго смотрела вслед и, умываясь слезами, вернулась домой, чтобы принять на себя гнев мужа. Иван преодолел неблизкий путь – где пешком, где на попутных лошадях добрался до ближайшего города Михайловска, там с документами об окончании сельской школы поступил в ФЗУ. После его окончания в 1935 году Иван попал на новостройку гиганта вагоностроения в город Нижний Тагил.

Военные сороковые…

Основными первостроителями были девушки и парни из деревень, в основном из репрессированных крестьянских семей, умевших работать. Они творили чудеса на трудовом фронте. По прибытии на Вагонстрой Иван поступает учиться на вечернее отделение открывшегося машиностроительного техникума, после успешного окончания которого – на заочное отделение Уральского политехнического института в Свердловске. Сдав успешно все экзамены за третий курс, Иван вернулся в Тагил, где его ждала повестка на фронт. Но в это время Уралвагонзаводу был присвоен статус оборонного предприятия, и наиболее ценным кадрам была дана «бронь». Ее получил и Иван Дружинин.

Самоотверженный труд, воля к жизни и вера в Победу – вот чем жили труженики тыла. Изготовление деталей танка Т-34 требовало высокой точности в размерах. Знания и способности Ивана Дружинина к точным измерениям привели его в метрологическую службу завода, где он сначала работал контрольным мастером, затем был назначен начальником центральной измерительной лаборатории (ЦИЛ). В этой должности Иван Устинович проработал до конца своей жизни.

Создавать изобретая

Имевшееся в то время измерительное оборудование не всегда отвечало потребностям производства. Во время войны необходимого оборудования порой не было в стране и приобрести его за рубежом было невозможно. Это и послужило толчком к тому, что Иван сам стал изобретать нужные приборы. Над своим первым прибором он начал работать еще в военные годы. Все расчеты, чертежи выполнял сам. Работал дома по ночам. Приходя с завода после 8-12-часового рабочего дня, ложился спать, закрыв голову подушкой, чтобы не слышать детского шума. Когда дети засыпали, расстилал на единственном столе ватман и чертил с помощью приобретенной до войны готовальни. Чертежник он был великолепный. Графика, рисунки и чертежи, выполненные на кальке тушью, были выполнены превосходно.

Заявка на первое изобретение была подана в 1946 году, а в 1948-м получено авторское свидетельство на «Универсальный прибор для контроля червячных фрез и зуборезных гребенок». Этот прибор заменил несколько ввозимых до войны из-за границы приборов, неточных, сложных конструктивно, непроизводительных, не позволяющих определить причины дефектов. Он также был дешев и точно измерял все сложные очертания зуборезных инструментов, прост в обслуживании. Прибор экономил государству десятки тысяч рублей. Образец прибора экспонировался на Всесоюзной промышленной выставке в Москве. Изобретателю, бывшему деревенскому пареньку, не успевшему из-за войны закончить институт, было тогда 29 лет. Удивляет и то, как он сумел грамотно оформить и представить свое изобретение в Комитет по делам изобретений и открытий СССР. Ведь это требовало больших знаний, технической грамотности.

Его авторское свидетельство было вторым на заводе, изобретателей в напряженные, несытые военные и послевоенные годы были единицы. Вскоре пришли известность и уважение. Особенно плодотворными для него были 1950 – 1960-е годы, когда на завод стали приходить выпускники престижных вузов страны, поднявшие уровень творческих изысканий и разработок. Но по-прежнему все сложные вопросы, связанные с контролем точных размеров деталей, чистоты поверхностной обработки, вопросы по качеству режущего и поверочного инструментов решались на заводе с участием Ивана Дружинина. От него поступают новые рационализаторские предложения, им придуманы и изготовлены «приспособление для шлифования копиров», «микроскоп для контроля резьбонакатных инструментов», «приспособление для проверки окружных шагов долбяков» и др. «Стенд для контроля размеров колесных пар железнодорожных вагонов» Ивана Устиновича в 1960 году также был признан изобретением. За свою творческую деятельность неоднократно награждался грамотами, в том числе грамотой имени тагильских изобретателей Черепановых. Ему присвоено звание «Лучший изобретатель отрасли», он награжден знаком «Отличник измерительной техники», которым очень дорожил. Имя его занесено в Книгу почета Уралвагонзавода. Стенд с описанием его изобретений экспонировался в городском краеведческом музее, технических изданиях того времени часто печатались его статьи по вопросам метрологии. Повышается статус и руководимой им лаборатории. В ЦИЛ завода (в порядке «оказания технической помощи») обращаются работники метрологических служб заводов страны, технических служб завода.

Прерванный полёт

Несмотря на технический склад ума, Иван Устинович знал и любил русскую классическую литературу. Свои отпуска проводил в родной деревне, где у отца хранилось старенькое охотничье ружье и жила охотничья собака. Любил посидеть с удочкой у тихой речной заводи. Его крестьянские корни проявили себя, когда он получил квартиру в Петриковском поселке с прилегающим участком земли, который сразу же засадил саженцами фруктовых деревьев и ягодных кустарников. Ему все было интересно… Но главным в жизни была его работа. Сложные должностные обязанности, а в голове – постоянные новые творческие задумки. Появляются первые «звонки», связанные со здоровьем, но необходимо было помочь внедрить очень нужное Свердловскому инструментальному заводу (СИЗ) свое последнее изобретение – «Прибор для контроля профиля зубьев червячной шлицевой фрезы» (внедрен в Свердловском СНХ). Это требовало частых поездок в Свердловск для консультаций по эксплуатации прибора.

Жизнь его оборвалась неожиданно и очень рано, в 1965 году на 48-м году жизни… Даже в больнице за день до операции и за два дня до кончины он еще работал – выполнял какой-то заказ для ВЖР, дал последнюю консультацию и наставления студентке-дипломнице из УПИ, руководил работой своего коллектива.

Судьба Ивана Дружинина типична для его современников, на долю которых выпало жить в этом столетии – сложном и противоречивом. Она – свидетельство того, что прошедшее столетие не только время репрессий, гулагов и дефицитов, но и время созидателей, энтузиастов, восстанавливающих страну после войны и построивших тысячи новых заводов, фабрик, электростанций, железных дорог и новых городов. Хочется, чтобы нынешнее и будущее поколения знали об этом историческом периоде жизни россиян, не только о его недостатках, но и о победах и достижениях людей того времени. Чтобы помнили и чтили!

Текст: Ольга Иванова,

дочь Ивана Дружинина,

ветеран Уралвагонзавода.



просмотров