Деревянное бревно в виде треугольника устанавливалось. Самые изощренные орудия пыток средневековья. Висячие стропильные системы

Деревянное бревно в виде треугольника устанавливалось. Самые изощренные орудия пыток средневековья. Висячие стропильные системы

Словарь терминов домовой резьбы

Декор исполнялся преимущественно из сосны, иногда из ели, то есть из так называемого «красного леса», деревьев хвойных пород, поваленных (в отличие от лиственных) весной во время начала сокодвижения. При этом смолистые соки, проступившие под корой, окрашивали ствол дерева в красновато-оранжевый цвет (отсюда и название). Смолистость хвойных пород способствовала сохранности декора, выполненного из них. Продлевали жизнь декора также и его покраска, и хорошая, не протекающая кровля, под которой он находился.

B Туле на декор, как и на кровлю, шла еще и осина, которая по своим водоотталкивающим свойствам была для этих целей также неплохим материалом.

Из всех видов домовой резьбы наибольшее распространение в Туле получила сквозная (прорезная) и особенно пропильнaя c ее разновидностью — «накладной», когда узор ставится не на просвет, a накладывается на какую-либо другую основу. B меньшей степени имеется «объемная резьба», которая заменила «глухую» и представляет собой украшение, выполненное не по целому дереву, a составленное из отдельных кусков-деталей.

B технике пропильно-накладной резьбы выполнены узоры наличников, подзоров, фризов, пилястр и лопаток, межоконных вставок. Сквозная резьба по большей части применена в подзорах, мелких деталях наличников, декоративных свесах кровли («полотенцах»), кронштейнах и т. д.
Об архитектурных деревянных домов подробнее:

Наличник

Декоративное обрамление оконного или дверного проёма. Оконный наличник обычно состоит из фронтона, сандрика (кокошника), двух вертикальных тяг (боковины) и подоконной части (фартук). В деревянной архитектуре наличник закрывает щель между стеной и оконной коробкой. Раньше деревянные наличники украшались обережной резьбой. Резные наличники являются важным элементом, придающим дому индивидуальные черты. Термин "наличник" употребляется главным образом применительно к русской архитектуре ХV-ХVII веков.

На Урале наличники называли «выреза », а в Вологодской области «вы рези». Так еще их в Олонецкой губернии звали «ли чники», а в Новгородской области — «заоко нники» или «обнали чка». В Московской области — наличник это «оло бок», в Архангельской — «обно ска», в Карелии — «подзо рник», в Пермской — «окла дка», в Псковской — «обса дка» и «обли пы», в районе Донецка — «обличко вка» и «оконная обложка», в Тверской области — «нали шина», в Вятской губернии — «заико нок», или «забоко нок».
В России резьба по дереву - резное дело - существовала с древних времён. Рисунок назывался "ознамёнка", употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Балясина - опора для перил, выполняющая не только несущую, но и ограждающую функцию. Выполняются в виде однотипных фигурных элементов расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Позволяет придать ограждению лестницы или балюстрады ажурный вид.

. Лобовая доска и крылья то же что и причелина.

Причелина - от слова при челе, т.е. при лице. Это украшенная резьбой одна или более доски на фронтоне, закрывающая от влаги торцы подкровельных слег. Украшения лобовой доски и ветровой доски.
Причелина в современном архитектурно-строительном языке это карниз.

Доска, закрывающая переход бревен стены к доскам фронтона избы, обычно всегда покрыта богатой резьбой. Сюжеты резчики брали разные. Наряду с растительным орнаментом со сложным переплетением стеблей, листьев и цветов-розеток изображались фантастические полудевы-полурыбы, львы, птицы. Сказочные персонажи перекочевали с бортовых досок судов на лобовые доски изб.

Обычно схемой орнамента лобовой доски выступал элемент, идентичный декоративному мотиву классического фриза, - акантовая ветвь. Мастер по дереву лишь преобразил ее, придав ей большую пышность. Основу орнамента составляла волнообразная ветвь, как правило, идущая от центральной фигуры. Ветвь покрывалась пышными лапчатыми листьями, своими отростками образовывавшими ряд симметричных закруглений. К концу XIX века насыщенность декора возросла, увеличилась пышность листьев, составляющих основу рисунка.



Нижняя, свешивающаяся часть причелины, делается на подобии рушника (полотенца).


Конек - в старину это комлевая часть охлупня над фасадом дома в виде вырезанной головы коня. В наши дни - верхнее горизонтальное ребро стыка скатов крыши.


Продолговатые дощечки, часто с контурной резьбой в нижней части, закрепляемые на крыше, подобно черепице и служащие для покрытия кровли. Лемех делали обычно из осины.



Охлупень (Шелом) - бревно с желобом, венчающее крышу и прикрывающее верхний стык скатов крыши.



Свесы кружевные или ряд коротких вертикальных дощечек с глухой, чаще сквозной резьбой, окаймляющие свесы кровли в виде сплошного кружева. Делаются под причелиной (под карнизом).


Полотенце - резная доска, свешивающаяся вертикально вниз на фронтоне или по бокам наличников. Закрывает стыки причелин или других горизонтальных элементов.
Так же известно в старорусском варианте "рушник", что и значит полотенце. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).


Ставни - деревянные щиты. Часто резные. Закрывающие окна ночью или в отсутствие хозяев. Часто встречаются на севере, где белые ночи, что ночью было темнее дома. Предназначены для сохранения тепла и защиты от проникновения в дом извне. Запираются чаще изнутри. Вместе с наличниками являются одним из важнейших элементов декора дома.

Прорезная, пропильная резьба (сквозная)

Резьба, при которой элементы фона полностью удаляются. Выполняется на плоских дощечках пропиливанием их насквозь. Этим достигается необыкновенная легкость изделия и ажурность.
Примерно 170 лет назад появилась прорезная резьба (сквозная, пропильная) и быстро распространилась . Причиной тому были экономические - леса становилось меньше, и древесина дорожала. Прорезная резьба была относительно простота ее изготовлении, создавала эффект воздушности, игры света и тени сопряженных и накладных деталей.
До неё резба была "корабельная", т.е. объёмная в виде барельефов. Но прорезная резьба дешевле и делается
быстрее .

Самцовая крыша

В древнерусском деревянном зодчестве крыша, в которой тёс складывается не на наклонные стропила, а на горизонтальные бревна - слеги. Концы этих продольных слег врублены в поперечные стены сруба, или иначе, самцы. Чтобы тёсины не соскальзывали, их снизу поддерживает выдолбленное бревно-поток, опирающееся на "курицы". Таким образом, слеги и «курицы» образовывали решётку, поверх которой настилалась кровля. Вершина кровли покрывалась специально вырезанным из бревна треугольником - шеломом. Такая крыша строилась без единого гвоздя и держалась очень прочно.

Курица

Еловые брусья, вытесанные с корневищем, которое загибается в виде крюка (т.н. кокоры), поддерживающее водотёчник (поток). Курица укладывается на слеги кровли. Закрепляются в слегах различным способом: в одном случаев длинных верхних концах курицы делаются неглубокие гнёзда, соответствующие размерам слег на которых держатся курицы, в другом - гнезда-пазы вырубаются в слегах, куда и закладываются курицы, но при этом слега ослабляется, - это возможно в массивных слегах.

Кокора

Водосборный лоток на кокорах. Водосборный лоток на кокорах Загнутые концы куриц, куда в деревянной кровле укладывается водотечник (слив, поток, застреха). Кокора - комлевая часть ствола хвойного дерева, вырубленного вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно к стволу.

Сруб

Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. Конструкция стен деревянного строения, собранная из горизонтально положенных брёвен. По углам брёвна соединялись с помощью врубок различными способами. Наиболее распространённые: «в обло» - с небольшими выпусками, широко использовался во многих постройках; «в лапу» - без выпусков, использовался лищь в некоторых частях здания. Также, в зависимости от типа сооружений, использовались другие врубки, но они получили меньшее распространение. Срубы могли быть разной формы. В жилых помещения обычно они были прямоугольными. Наиболее распространённой формой срубов были пятистенки - сруб прямоугольной формы, внутри разделенный стеной на два помещения, а также шестистенки - разделённые уже двумя перпендикулярными стенами на 4 помещения. В общественных местах, особенно в церквях часто использовали срубы восьмиугольной формы.

Cтропильная крыша

Широко использовались два приёма изготовления таких крыш - с одной парой стропил посередине и на самцах по краям, или же с тремя парами стропил на концах и в центре. Нижними своими концами стропила врубались в гнёзда, специально выдолбленные в верхних брёвнах сруба. Между стропилами врубались слеги. В конструкции часто могли использоваться вертикальные брёвна - «курицы». Сверху стропила крестообразно соединялись досками. Данный метод до сих пор широко применяется в конструировании крыш.

Фриз или пояс - горизонтальная полоса орнамента, идущая по кромке дома.

Схема размещения декоративных элементов

Углы сруба или врубкой называют соединения бревен, обеспечивающее срубу жесткость, прочность и теплозащитные качества. Существуют различные виды углов сруба. Рассмотрим каждый вид угла сруба подробно.

Виды углов сруба

Множество видов соединений можно разделить на две разновидности – угол с остатком и угол без остатка.

Угол в лапу

Другое название угла без остатка – рубка в лапу. При этом способе концы бревен вырубают в виде замков, при этом концы бревен находятся в пределах сруба. Рубка в лапу выглядит очень аккуратно, эстетично, и известна с древности. Недостатки этого способа, по мнению специалистов, перевешивают достоинства. Во-первых, из-за очень малого расстояния от внутреннего угла помещения до торцов бревен на улице теплозащита сруба в углах значительно ослабевает. Кроме того, древесина анизотропна, вдоль волокна теплоемкость дерева больше примерно в два раза, чем в поперечном направлении.

Угол получается холодным и продуваемым, и с улицы его требуется дополнительно утеплять. Еще один недостаток – этот способ дает срубу меньшую устойчивость в целом, чем способ рубки с остатком, и соединение нагелями здесь обязательно.

Угол с остатком

В этом случае бревна выходят за углы сруба на 200 – 300 мм. Этот способ рубки дает теплый угол, не продувается и считается более практичным несмотря на больший расход бревен – около 10 %. Трудоемкость рубки с остатком меньше, и расходов на дополнительное утепление нет.

Самые простые и чаще всего применяемые способы рубки угла с остатком

Угол в охряп

Способ из самых сложных и требует времени на подгонку, чтобы его не продувало ветром. Практичнее применять его для закладки окладного венца. Пазы, вырубленные в нижних бревнах, соответствуют по размерам углублениям в верхних, и все четыре бревна в венце расположены горизонтально, в одной плоскости.

Угол в чашу

Считается самым распространенным видом рубки, простым и обеспечивающим хорошую теплозащиту угла.

Угол в курдюк

Похож на угол в чашу, но в нижней части чаши оставлен продольный выступ, а в верхнем бревне соответственно делается выемка.

Как и зачем вырубают продольный паз

Все бревна сруба должны иметь продольные пазы, соответствующие гребням низа бревен, которые будут укладываться сверху. Эти пазы нужны для сохранения тепла в срубе, и чтобы сруб не продувался ветрами. По ГОСТу продольные пазы должны иметь ширину, не меньшую, чем 0,5 диаметра бревна.

Выбор ширины продольного паза зависит от минимальных температур воздуха и назначается:

  • При - 40⁰С от 140 мм и более
  • При - 30⁰С от 120 мм и более
  • При - 20⁰С от 100 мм и более

Форма паза в виде треугольника проста в изготовлении, но не дает плотного и прочного стыка. Плотное заполнение паклей или джутом треугольной полости сделать практически невозможно, и в процессе эксплуатации там собирается конденсат, заводятся компании насекомых, плесень и грибок. Открытые капилляры дерева забирают воды из утеплителя при его замокании. От излишка влажности бревна имеют малую стойкость к загниванию. Теплозащита у такого сруба неважная. Еще один минус – конструктивный. Наибольшая нагрузка на бревно приходится как раз на вершину треугольника паза, в месте ослабления сечения, паз может треснуть и раскрыться, и по межвенцовым соединениям появятся щели.

Единственный плюс «треугольного пропила» - это скорость. Он годится только для срубов, которые не будут отапливаться, для разных складов и хозпостроек. Для жилого сруба такой продольный паз не годится, он считается черновым и холодным.

Чем лучше паз повторяет форму гребня бревна, заложенного в нижнем ряду, тем труднее его подогнать, и тем он теплее и плотнее.

Про межвенцовое утепление и утеплители

Классические уплотнители для сруба – это льняная пакля и мох. Современные – джут, пакля и… мох сфагнум. Да, мох применяется до сих пор, он не ушел в седую древность и не стал пережитком прошлого, используемым от бедности. Сфагнум – природный материал, обладающий уникальными свойствами. О нем говорят, что он лечит и хозяев, и дом. А еще – что срубы сгнивают раньше, чем мох между их венцами.

Сфагнум, или торфяной мох - часто встречающееся растение, произрастающее на болотах. Из него образуются торф и торфяники. После того, как мох высохнет, он становится светлым, отсюда еще одно название – белый мох. Еще одно название – медицинский мох, потому-что его применяли для перевязок.

В качестве строительного материала мох отличается как экологичный и долговечный материал. Сруб, для уплотнения которого использовали сфагнум, приобретает целебные свойства. Мох имеет свойства антисептика и бактерицидные, а его гигроскопичность и воздухопроницаемость сглаживает разницу во влажности воздуха.

Все утеплители на основе пакли и джутового волокна, в отличие от сфагнума, нуждаются в пропитке антисептиком.

Затотовка сфагнума проводится во все месяцы, кроме зимних. Оптимально – в последний месяц лета, так как длина мха уже достаточна, около 20 см, и он в это время чище всего, без опавшей листвы. Собирать мох легко, так как он растение поверхностное, без корневой системы.

После сбора мох отжимают, удаляя лишнюю влагу, очищают от лесного мусора и собирают в мешки. Перед закладкой в стены мох подвяливают несколько дней под навесом.

Если мох нужно заготовить впрок, то необходима сушка. Это несложно, мох раскладывают нетолстым слоем, около 20 см в месте, защищенном от ветра, и в процессе сушки переворачивают. На сушку требуется около недели, причем неважно, на солнце или в тени, мох сохнет везде. Сухой мох хранится без проблем в мешках, в течение долгого времени.

Конопатка сруба мхом

После того, как бревна венцов подогнаны окончательно, начинают закладку межвенцового утеплителя. Мох раскладывают поперек бревен толщиной слоя 15-20 мм, немного прижимая, но не трамбуя. Выкладывают мох на ширину большую, чем ширина продольного паза верхних бревен, на 100 мм. В чашу и вокруг чаши укладывают мох таким же слоем, с выступом за контур чаши на 50 мм.

Традиционная и правильная технология – это укладка сруба «на мох». Или на паклю, в случае использования пакли. Но сборка срубов без межвенцовых уплотнителей, на скорую руку, а потом забивка между венцами уплотнителя технологией не являются. Такие срубы живут недолго, в полостях между бревнами селятся жуки и компания, разводится грибок и плесень. Это оттого, что забить снаружи уплотнитель в готовый сруб попросту невозможно, всегда остаются полости. Герметики, примененные в наружных швах, спасают ситуацию ненадолго. За короткое время такие срубы становятся холодными.

После закладки уплотнителя на бревно сверху укладывают бревно верхнего венца, с осторожностью, чтобы не сдвигать мох. Уложенные бревна простукивают деревянной «бабой».

После укладки бревен делают конопатку чаш, заправляя выступившие волокна между бревном и чашей. Инструмент для этой операции называется конопаткой, а простукивают конопатку киянкой или молотком.

В венцы закладывают сухой мох, а сруб конопатят увлажненным. Если мох высушить, а потом размочить, его прочность оказывается намного больше, чем у свежего мха.

Конопатят сруб в два захода. Сначала непосредственно после сборки, забивая уплотнителем щели между венцами, как можно плотнее. Конопатят до тех пор, пока мох не начнет пружинить под ударами киянки по конопатке.

Венцы проходят по всему контуру, сначала с наружной стороны, а затем изнутри. Работа эта не считается сложной, скорее долгой и монотонной. Венцы конопатят снизу-вверх, по очереди. Неправильная конопатка способна вызвать перекос сруба.

Второй заход делают после усадки сруба, на что требуется около года. Вторую конопатку делают точно так же, как и первую.

Орудия пыток местами настолько изощренные, что жестокость их изобретателей просто поражает.

Груша страданий

Этой “грушей“ наказывали дам, сделавших аборт. А еще — лжецов и гомосексуалистов. Палач вставлял орудие в нужное отверстие проштрафившегося, раскручивал лепестки, ну а что дальше — ты догадался. Иногда жертвы выживали, но не надолго: потом все равно умирали — от заражения крови.

Источник: wikipedia.org

Испанский осел

Деревянное бревно в виде треугольника устанавливалось на ножны. Его “украшали“ шипами, и сажали на это дело голого человека. Чтобы пытка приносила больше “удовольствия“, на ноги штрафника надевали утяжелители.


Источник: wikipedia.org

Колыбель Иуды

Орудие известно и под именем “Стул Иуды“. Штрафника опускали на острие, которое вонзалось ему в гениталии. Под собственным весом и гравитацией у мученика там все разрывалось. Ну а дальше все по сценарию, то есть смерть.


Источник: wikipedia.org

Когти для груди

Конкретно: для груди неверной жены. Если такую ловили на горячем, то брали эти когти, накаляли, и вонзали в то, что обычно прикрывают лифчиком. Иногда после такой пытки дамы оставались живыми, но со страшно искалеченной женской красотой.


Источник: wikipedia.org

Пектораль

В древности этим словом обзывали нагрудное женское украшение в виде парной резной золотой или серебряной чаши. Часто аксессуар украшали драгоценными камешками, и надевали как современный лифчик, закрепляя его на груди цепочками.

Средневековье считается периодом в истории с самым безжалостным отношением к людям. За малейшую провинность их подвергали изощренным пыткам. В этом обзоре представлено 13 орудий для пыток, которые заставят людей признаться в чем угодно.

1. «Груша страданий»


Этот жестокий инструмент использовался для наказания женщин, сделавших аборт, лжецов и гомосексуалистов. Устройство вставлялось во влагалище у женщин или задний проход у мужчин. Когда палач крутил винт, «лепестки» раскрывались, разрывая плоть и принося жертвам невыносимые мучения. Многие умирали затем от заражения крови.

2. Дыба


К деревянной раме за руки и ноги привязывали жертву и растягивали конечности в противоположные стороны. Поначалу разрывались хрящевые ткани, а потом вырывались конечности. Чуть позже на раму крепились шипы, которые впивались в спину жертве. Для усиления болей шипы смазывались солью.

3. «Колесо Екатерины»


Прежде, чем привязать жертву к колесу, ей ломали конечности. При вращении ноги и руки окончательно выламывались, принося жертве невыносимые мучения. Одни умирали от болевого шока, а другие мучились по нескольку дней.

4. Труба-«крокодил»


Ноги или лицо жертвы (иногда и то и другое) помещались внутрь этой трубы, тем самым обездвиживая ее. Палач постепенно нагревал железо, заставляя признаться людей в чем угодно.

5. Медный бык


Жертву помещали в медную статую быка, под которым был разведен костер. Человек умирал от ожогов и удушья. Во время пытки крики, доносящиеся изнутри, напоминали мычание быка.

6. Испанский осел


Деревянное бревно в виде треугольника закреплялось на «ножках». Голая жертва помещалась сверху на острый угол, который врезался прямо в промежность. Чтобы пытка становился более невыносимой, к ногам привязывали утяжелители.

7. Пыточный гроб


Жертвы помещались в металлические клетки, которые их полностью обездвиживали. Если пыточные гробы приходились людям не по размеру, это доставляло им дополнительные мучения. Смерть эта была долгой и мучительной. Птицы клевали плоть жертв, а толпа кидала в них камни.

8. Дробилка головы


Голова несчастного зажималась под этим «колпаком». Палач медленно закручивал винты, и верхняя часть «дробилки» давила на череп. Первой ломалась челюсть, выпадали зуба. После этого выдавливались глаза, а напоследок, ломался череп.

9. «Кошачья лапа».


«Кошачьей лапой» пользовались для того, чтобы разодрать плоть до костей.

10. Дробитель колена


Это орудие пыток было особенно популярным во времена инквизиции. Колено жертвы помещалось между зубцами. Когда палач закручивал винты, зубцы вонзались в плоть, а затем дробили коленный сустав. После такой пытки встать но ноги уже не представлялось возможным.

11. «Колыбель Иуды»

Орудие пытки для женщин.

Это орудие пыток применялось для женщин, которые обвинялись в супружеской неверности. «Когти» нагревали, а затем вонзали в грудь жертве. Если женщина не умирала, то на всю жизнь она оставалась с ужасными шрамами.

13. «Ругательная уздечка»


Эта своеобразная железная маска использовалась для наказания сварливых женщин. Внутри нее могли быть шипы, а в отверстии для рта пластина, которая накладывалась на язык, чтоб жертва не могла говорить. Обычно женщину проводили по шумным площадям. Колокольчик, закрепленный на маске, привлекал всеобщее внимание, побуждая толпу смеяться над той, которую наказывали.
Средневековые пытки - это ужасное явление. Но еще хуже, если люди сознательно идут на это. Так во все времена женщины подвергали себя настоящим пыткам , чтобы соответствовать канонам красоты своего народа.


Средневековье и Возрождение считаются периодами в истории с самым безжалостным отношением к людям. За малейшую провинность их подвергали изощренным пыткам. В этом обзоре представлено 13 орудий для пыток, которые заставят людей признаться в чем угодно.

1. «Груша страданий»


Этот жестокий инструмент использовался для наказания женщин, сделавших аборт, лжецов и гомосексуалистов. Устройство вставлялось во влагалище у женщин или задний проход у мужчин. Когда палач крутил винт, «лепестки» раскрывались, разрывая плоть и принося жертвам невыносимые мучения. Многие умирали затем от заражения крови.

2. Дыба

К деревянной раме за руки и ноги привязывали жертву и растягивали конечности в противоположные стороны. Поначалу разрывались хрящевые ткани, а потом вырывались конечности. Чуть позже на раму крепились шипы, которые впивались в спину жертве. Для усиления болей шипы смазывались солью.

3. «Колесо Екатерины»

Прежде, чем привязать жертву к колесу, ей ломали конечности. При вращении ноги и руки окончательно выламывались, принося жертве невыносимые мучения. Одни умирали от болевого шока, а другие мучились по нескольку дней.

4. Труба-«крокодил»

Ноги или лицо жертвы (иногда и то и другое) помещались внутрь этой трубы, тем самым обездвиживая ее. Палач постепенно нагревал железо, заставляя признаться людей в чем угодно.

5. Медный бык

Жертву помещали в медную статую быка, под которым был разведен костер. Человек умирал от ожогов и удушья. Во время пытки крики, доносящиеся изнутри, напоминали мычание быка.

6. Испанский осел


Деревянное бревно в виде треугольника закреплялось на «ножках». Голая жертва помещалась сверху на острый угол, который врезался прямо в промежность. Чтобы пытка становился более невыносимой, к ногам привязывали утяжелители.

7. Пыточный гроб

Жертвы помещались в металлические клетки, которые их полностью обездвиживали. Если пыточные гробы приходились людям не по размеру, это доставляло им дополнительные мучения. Смерть эта была долгой и мучительной. Птицы клевали плоть жертв, а толпа кидала в них камни.

8. Дробилка головы

Голова несчастного зажималась под этим «колпаком». Палач медленно закручивал винты, и верхняя часть «дробилки» давила на череп. Первой ломалась челюсть, выпадали зуба. После этого выдавливались глаза, а напоследок, ломался череп.

9. «Кошачья лапа»

«Кошачьей лапой» пользовались для того, чтобы разодрать плоть до костей.

10. Дробитель колена

Это орудие пыток было особенно популярным во времена инквизиции. Колено жертвы помещалось между зубцами. Когда палач закручивал винты, зубцы вонзались в плоть, а затем дробили коленный сустав. После такой пытки встать но ноги уже не представлялось возможным.

11. «Колыбель Иуды»

Одно из самых жестоких пыток носило название «Колыбель Иуды» или «Стул Иуды». Жертву принудительно опускали на железную пирамиду. Острие попадала прямо в задний проход или влагалище. Полученные разрывы через некоторое время приводили к смерти.

12. Грудные «когти»

Это орудие пыток применялось для женщин, которые обвинялись в супружеской неверности. «Когти» нагревали, а затем вонзали в грудь жертве. Если женщина не умирала, то на всю жизнь она оставалась с ужасными шрамами.

13. «Ругательная уздечка»


Эта своеобразная железная маска использовалась для наказания сварливых женщин. Внутри нее могли быть шипы, а в отверстии для рта пластина, которая накладывалась на язык, чтоб жертва не могла говорить. Обычно женщину проводили по шумным площадям. Колокольчик, закрепленный на маске, привлекал всеобщее внимание, побуждая толпу смеяться над той, которую наказывали.



просмотров