Как сделать фильтр в покрасочной камере. Покрасочная камера своими руками. Фильтры для покрасочных камер. Обрешётка и напольное покрытие

Как сделать фильтр в покрасочной камере. Покрасочная камера своими руками. Фильтры для покрасочных камер. Обрешётка и напольное покрытие

Предназначена для ручного нанесения лакокрасочных покрытий методом воздушного, комбинированного и безвоздушного распыления с одновременным удалением из рабочей зоны твердых остаточных взвесей и очистки воздуха от вредных примесей.

Камера применяется для установки в отделочных цехах мебельных предприятий, в производственных процессах которых применяются легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и технические растворители, а также при производстве оконных и дверных блоков, стульев, детских кроваток и на других деревообрабатывающих производствах. Удовлетворяет противопожарным и санитарным нормам.

Принцип работы

Окрасочные камеры представляют собой надежные установки, рассчитанные на интенсивную работу. Фильтрующими элементами являются высокотехнологичные инерционные фильтры-сепараторы, способные выдержать до 15 кг отфильтрованного материала на 1 м 2 рабочей поверхности и фильтры тонкой очистки. Камеры разработаны на основе лучших технических решений ведущих европейских производителей окрасочного оборудования. Окрасочные кабины укомплектованы высококачественными вентиляторами в искробезопасном исполнении производства Италии, фильтрами-сепараторами инерционной очистки производства Франции. Взрывобезопасные светильники производства Чехии обеспечивают оптимальное безбликовое освещение рабочих постов. Применение в конструкции двойной системы фильтрации из современных материалов позволяет достичь степени очистки воздуха до 97%. Равномерное распределение воздушного потока в рабочей зоне дает возможность получать покрытия более высокого качества. Окрасочные камеры имеют прогрессивную модульную конструкцию, изготовлены из оцинкованной стали.

Схема фильтрации

Стандартная комплектация

  • Система аспирации
  • Боковые стены
  • Электрический шкаф управления
  • Люминесцентный светильник (во взрывобезопасном исполнении), пр-во Чехия
  • Вентилятор (в искробезопасном исполнении), пр-во Италия
  • Комплект фильтров из нетканых материалов

Опции (изменение комплектации)

  • Приточный пленум
  • Дополнительные светильники
  • Вентиляторы с увеличенной производительностью
  • Разработка нестандартных решений по желанию заказчика

Оборудование рассчитано на длительный срок службы, позволяет работать с широким спектром лакокрасочных материалов, обеспечивая оптимальные условия труда при минимальных затратах.

Покраска автомобилей своими руками – процедура ответственная, требующая соблюдения ряда условий. Специализированная камера для покраски авто своими руками – этот вариант сегодня выбирают многие автолюбители. Покупка такого объекта обойдётся недёшево, поэтому некоторые предпочитают самостоятельно обеспечить то, чего требует покрасочная камера своими руками – чертежи, материалы, сборку.

Покраска авто таким способом имеет ряд серьёзных преимуществ перед использованием краскопульта в собственном гараже. Вследствие герметичности можно не волноваться по поводу попадания на окрашиваемую поверхность посторонних частиц пыли и грязи.

Кроме того, конструкция исключает возникновение нежелательных завихрений воздуха, из-за которых эмаль ляжет на поверхность недостаточно качественно, образуются потёки, пупырышки и другие дефекты.


Покраска автомобиля своими руками

Малярка своими руками – это выгодно, однако для постройки придётся потрудиться. При грамотном подходе и добросовестном отношении к работе вы сумеете самостоятельно построить камеру для покраски авто, что поможет избежать серьёзных финансовых трат и организовать всё по своему вкусу. Ниже мы рассмотрим, как сделать покрасочную камеру своими руками, и какие шаги для этого нужны.\

Начальный этап

Перед тем, как построить покрасочную камеру своими руками, вы должны представить себе, как она будет выглядеть, и подготовить всё необходимое. Нарисуйте на бумаге проект, где в масштабе будет изображена будущая окрасочная камера вместе со всеми узлами:

  • помещение;
  • генератор тепла;
  • тепловая пушка;
  • система вентиляции.

Это основные пункты, каждый из которых включает в себя множество более мелких элементов – двери, теплоизоляция, система освещения и т.п.


Помещение для покрасочной камеры

Поговорим о помещении

До того, как сделать покрасочную камеру своими руками, вы подыскиваете подходящее помещение. Это может быть металлический гараж или большая мастерская – главное, чтобы у вас было пространство и возможность оборудовать всё соответствующим образом.

Камера для покраски автомобилей должна иметь стены, которые будут соответствовать ряду требований:

  • сопротивляемость огню;
  • герметичность;
  • возможность периодически мыть;
  • наличие теплоизоляции.

Последний пункт особенно важен, если речь идёт о гараже со стальными стенами – придётся сделать их двойными и положить прослойку из базальтовой ваты или другого огнеупорного теплоизолирующего материала.


Помещение должно быть герметичным

Обязательно обратите внимание на пол – он должен разрешать потокам воздуха беспрепятственно циркулировать. Для этой цели сделайте покрытие в виде многослойной решётки – таким образом снизу будет обеспечен нормальный отвод и приток воздуха.

Двое дверей – обязательное требование противопожарной безопасности. Они должны легко открываться, чтобы дать возможность для срочной эвакуации в случае возгорания, и герметичными, чтобы предотвратить попадание пыли и посторонних частиц в помещение.

Размеры камеры должны быть достаточными, чтобы у мастера в процессе работы не возникало препятствий для свободного перемещения. В качестве основы может быть выбран бетонный или металлический каркас. Под поверхностью пола устраивается вытяжной механизм с фильтрами и клапанами. Подумайте о том, что понадобятся мостки для перемещения.


Покрасочная камера с водяной завесой на дверях

Освещение – это важно

В процессе покраски автомобилей своими руками одну из очень важных ролей играет освещение помещения. Нужно, чтобы оно было достаточно ярким, комфортным для глаз, не давало теней и бликов.

Практика показывает, что наиболее удобным вариантом станут люминесцентные лампы дневного освещения – их размещают на потолке. Чтобы обзор нижней части машины был достаточным, несколько продолговатых источников освещения вешают вдоль стен.


Люминесцентные лампы дневного освещения

Не менее эффективным решением проблемы освещения станут светильники, работающие на светодиодах. Освещение такого типа становится всё более популярным в силу ряда преимуществ, которые светодиоды имеют по сравнению с другими вариантами:

  • яркое качественное освещение;
  • минимальные энергозатраты;
  • маленькая рабочая температура;
  • надёжность;
  • долговечность

Сегодня вы можете без проблем установить в помещении светодиодное освещение – это обойдётся несколько дороже, но результат того стоит.

Не обеспечив качественное освещение, вы не сможете полноценно контролировать процесс покраски, что негативно отразится на конечном результате работы.


Правильное освещение в покрасочной камере

Вентиляция помещения, очистка воздуха и сушка

Малярка своими руками строится с учётом всех требований технологии покраски и безопасности. Ключевую позицию здесь занимает грамотно устроенная вентиляция воздуха. Она отвечает за очищение воздуха, а также за то, чтобы туман краски нужным образом осаждался и выводился.

В зависимости от того, какой принцип использован в системе вентиляции помещения, различают два типа камер:

  • с одним мотором;
  • с двумя моторами.

В первом случае воздух подаётся в помещение сверху, и туман оседает вниз – к нему прикладывается необходимое давление. В конце он выводится через индивидуальный канал, устроенный для этой цели. Во втором случае один из моторов нагнетает воздух, второй его отсасывает, выводя из камеры.


Вентиляция покрасочной камеры

В конструкции понадобятся потолочные фильтры воздуха с высокой производительностью для того, чтобы исключить вероятность попадания в зону покраски посторонних частиц. Для этой цели рекомендуют выбирать фильтры воздуха, работающие в двухфазном режиме – в первой фазе удаляют крупные виды загрязнений, во второй – мелкие. При этом важно учитывать, что необходима очистка и поступающих, и исходящих потоков воздуха. Фильтры, установленные снизу, забиваются быстрее – их замену придётся осуществлять гораздо чаще.

Установка фильтров должна предусматривать возможность возникновения турбулентности воздухопотока с частицами эмали – для этого нужно грамотно их расположить по периметру помещения и учесть давление воздуха.

После покраски машину понадобится высушить – для этого устраивается специальное приспособление. В качестве сушки используют генератор тепла, который функционирует на выгодном виде топлива. Некоторые используют для этой цели инфракрасные обогреватели. Главное требование для сушки – это равномерная подача тепла, чтобы избежать перегрева.


Приточно-вытяжная вентиляция в покрасочной камере

Ещё немного полезной информации

Для того чтобы выполнить внутреннюю отделку, используйте негорючие материалы – например, металл. Не стоит выбирать такой вариант, как вагонка, поскольку увеличивается опасность возгорания. В зависимости от того, насколько правильно будут выполнены отделочные работы, можно будет оценивать степень герметичности, которая важна, чтобы избежать попадания пыли и посторонних частиц. Отдавайте предпочтение гладким легко моющимся поверхностям – это упростит процесс уборки.

Подумайте о помещениях, где будет храниться инвентарь, краски, профессиональное оборудование, средства безопасности, спецодежда.

Работу по покраске авто упрощает наличие автоматического управления процессом. Это, конечно, отразится на себестоимости всего проекта, но, с другой стороны, вы получите ряд неоценимых преимуществ. Пульт автоматического управления должен иметь панель из прочного, надёжного материала. Он должен быть простым в использовании, эргономичным и удобным. Подумайте о возможности оперативного перехода между ручным и автоматическим режимами.

Заключение

Постройка специализированной покрасочной камеры для автомобиля – это трудоёмкий процесс, который потребует большого количества сил и энергии. Вам придётся мониторить информацию о существующих вариантах и на их основе придумать собственный проект – за основу вы можете взять любое готовое решение.

Процесс работы над реализацией проекта труден, но интересен – вы сможете здесь применить свой творческий потенциал, фантазию и умение справляться с трудностями.

Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.

Если вы красите машину, то наверняка делаете это в покрасочной камере. Для соблюдения правильной технологии вы должны следить за тем, чтобы всё вспомогательное оборудование при этом работало как надо, в том числе и вентиляция. Сама покрасочная камера должна быть спроектирована с учетом того, чтобы вытяжка для покраски работала нормально.

Главная опасность для человека при работе в покрасочной камере – это токсичные газы, выделяемые при испарении красящей субстанции. Пары исходят также от растворителя. Таким образом, грамотная организация рабочего пространства является самой важной задачей. Необходима постоянная циркуляция воздуха. Для этого должна быть предусмотрена установка приточно-вытяжной вентиляции. В нижней части камеры нужно смонтировать вытяжку с фильтрами.

Если взглянуть на покрасочную камеру с точки зрения организации вытяжки, можно сказать, что это сложная система, поскольку при работе должно обеспечиваться ровное покрытие детали, без потеков и дефектов. Поэтому потоки воздуха нужно тщательно рассчитать. Вытяжка паров краски необходима для очистки воздуха внутри камеры, а также обеспечения осаждения взвеси краски и её фильтрации.

Итак, вытяжка для покрасочной камеры в режиме нормальной эксплуатации обеспечивает следующие состояния внутренней среды:

  • Подача в до 30 градусов Цельсия;
  • Изъятие из помещения отработанного воздуха и выброс его наружу;
  • Обеспечение притока свежего кислорода.

Для того, чтобы воздух, поступающий снаружи, был чист и не помешал процессу покраски, он проходит через задерживающие пыль фильтры. Также для того, чтобы пары краски не попали в окружающую среду и не оказали токсического воздействия на неё, применяются краскозадерживающие фильтры.

Если выражать объём циркулирующего воздуха в цифрах, его можно представить, как кратность объёма помещения к подаваемому и вытягиваемому воздуху — тогда цифра будет 140-200 раз в час. Грубо говоря, это можно сравнить с непрерывной циркуляцией воздуха.

Типы вентиляционных систем и их сравнение

Традиционно существует несколько типов вентиляции камеры:

  • Одномоторные камеры представляют собой помещения, в которые поступает из верхней части помещения. Создаваемый поток воздуха оказывает давление на пары краски, и она садятся на пол, а затем выводятся наружу;
  • Двухмоторные камеры, помимо мотора в верхней части, обладают ещё одним движком, который высасывает воздух из помещения через нижнюю часть камеры.

Свои плюсы и минусы есть у того и у другого способа вытяжки. Однако нужно учитывать одну вещь. Выбор камеры зависит от предполагаемого объёма работ. Двухмоторные системы вытяжки, конечно, обеспечивают гораздо более качественную циркуляцию воздуха, однако они довольно дороги, и их установка в покрасочной камере весьма трудоёмка. Вытяжка для покрасочной камеры, через которую не будут проходить десятки автомобилей в день, может быть и одномоторной: это экономически более оправданный вариант. В любом случае, какая-то вытяжка обязательно должна быть.

Фильтр для покрасочной камеры должен быть установлен качественный и, конечно, он должен своевременно заменяться, если вы не хотите появления на детали дефектов.

Фильтр тонкой очистки ставится на выходе из воздуховода. Воздушный короб традиционно устанавливается под потолком и является источником нагнетания воздуха в помещение.

Говоря о втором варианте вентиляции, который мы упомянули, отметим, что удаление грязного воздуха происходит через отверстия в полу камеры. За отверстиями следуют траншеи, по которым проводится воздух. На отверстия следует поставить решетки для того, чтобы те не засорялись. Траншеи можно прокопать в полу, однако можно просто приподнять сам пол.

Приточно-вытяжная вентиляция

Между тем, на двух уже названных способах вентиляции человеческая выдумка не заканчивается. Есть ещё один способ, который предпочитает большинство маляров – это приточно-вытяжная вентиляция. Она может работать не в одном, а в трёх различных режимах.

  1. Активная циркуляция потока, проходящего через непрерывную фильтрацию и возвращающегося обратно в камеру. Такая очистка необходима непосредственно перед окрашиванием для очистки помещения и предотвращения попадания пыли под слой краски;
  2. Забор воздуха извне, фильтрация и нагрев либо охлаждение до приемлемой температуры, затем – поступление в камеру. Далее воздух выводится без фильтрации наружу. Такой режим подходит для простого поддержания нужной температуры и подавления тумана;
  3. Воздух закачивается из камеры, проходит через систему фильтрации и нагревается до 60 градусов. Затем он поступает обратно в камеру, осушая поверхность автомобиля. Ускоренная сушка необходима при больших объёмах работ.

Когда вы проектируете систему вентиляции, уделите должное внимание тому, как расположены её входные и выходные отверстия. Неправильное позиционирование может привести к появлению слепых зон, в которых не будет циркулировать воздух. Там будет оставаться взвесь краски, и затем оседать на предметах.

Это, конечно, осложняет работу и ухудшает качество покраски. При необходимости вы можете установить локальные вытяжки, чтобы повысить эффективность основной системы, однако проследите за тем, чтобы работа всех этих агрегатов не мешала друг другу и не создавала завихрений воздуха.

Фильтра для покрасочной камеры

Фильтры, которые применяют для очистки воздуха в покрасочных камерах, быстро засоряются пылью и краской. Тогда сильно снижается объём циркулирующего воздуха, и его обновления недостаточно для комфортной работы. Это не трагедия, поскольку система вентиляции обязательно имеет регулятор мощности подачи воздуха.


Кроме того фильтры при необходимости обычно очень легко заменить. Проблему также может решить применение двухступенчатых фильтров. Они значительно повышают срок службы воздушных фильтров. В то время как внешний фильтр предотвращает попадание в помещение пыли (отверстия фильтры более крупные), внутренний занимается более тонкой очисткой.

Он задерживает совсем мелкие пылевые частицы, летучие капли краски, а также соединения лака. Если вы будете своевременно прочищать внешний фильтр, вам намного реже будет требоваться замена основного. Крупные частицы пыли гораздо проще удалить из сетки, чтобы отправить её в повторное использование.

Скорость потока воздуха нужно анализировать в режиме реального времени. Камера для покраски должна быть оборудована специальными датчиками. Скорость потока должна быть в пределах 20-25 см\с. К расчетам, конечно, необходимо присовокупить объём автомобиля, а точнее, отнять этот показатель от объёма комнаты.

Необходимые расчеты

Чтобы ваша покрасочная камера работала правильно, вы должны рассчитать необходимый объём вентиляции в помещении. Если вы правильно произведёте расчет, то токсичные газы и пыль не будут скапливаться в помещении. Вы не только обезопасите таким образом оператора покраски, но и повысите качество окрашенной поверхности. Также вы выполните требования пожарной охраны, поскольку скопление токсичных летучих газов в малом пространстве пожароопасно.

Есть, конечно, сложности. Объем циркулирующего воздуха зависит от размера окрашиваемой детали. Так, для покраски маленькой детали кратность воздухообмена должна равняться пяти разам в час. Естественно, покраска автомобиля требует, как уже упоминалось, кратности более 140 раз.

Видим, что в больших камерах невыгодно красить совсем мелкие детали – это вполне логично. Но нельзя устанавливать и слишком малую циркуляцию, иначе это может негативно сказаться на здоровье маляра. Современные покрасочные камеры нередко автоматизированы, поэтому работникам не приходится задумываться о силе вентиляции.

Однако если вытяжка не автоматизирована, вам придется самостоятельно подбирать нужное количество оборотов для каждого вентилятора в отдельности – для верхнего и нижнего. При этом вы должны знать их производительность и создаваемое давление.


Можете ориентироваться на показания датчика вредных веществ или на собственный опыт. Давление вентилятора рассчитывается в зависимости от площади потолочного фильтра – для верхнего движка – и в зависимости от площади напольного фильтра – для нижнего.

Обычная покрасочная камера традиционно характеризуется определенной производительностью воздухообмена – в среднем, 20 тысяч кубов в час. Подобная производительность может гарантировать не только высокое качество детали после обработки краской, но и безопасные условия для оператора.

Приточно вытяжная вентиляция своими руками


Если вы уже сами построили бокс, в котором будете красить детали или целые автомобили, вы можете и сами сделать вытяжку. Заметьте, что монтаж вытяжки можно производить только после того, как вы полностью закончите отделку помещения: обошьёте стены, проведёте свет.

Традиционно стены обшиваются в таком случае листами металла либо пластиковой вагонкой. В качестве источника освещения лучше использовать люминесцентные или светодиодные лампы: они экономичны и безопасны в эксплуатации, особенно это важно в огнеопасном помещении – таком, как покрасочная камера.

Обеспечьте поток света мощностью не менее, чем 600 люмен. Недостаточно мощное освещение может подвести, если вокруг будет слишком густой туман из краски. Но этого не произойдет, если вы грамотно оборудуете вентиляцию: поставите вытяжку в пол своего гаража, а воздухозабор с тепловой пушкой – в потолок.

Однако, как вы уже, наверное, заметили, конструкции вытяжек могут быть самыми разными, и вы можете более или менее свободно экспериментировать. Вытяжка в покрасочной камере, своими руками сделанная, будет работать не хуже фабричной, если вы воспользуетесь качественными компонентами.


Часто люди сталкиваются с проблемой неравномерной вентиляции. Чтобы избежать этого, я, как опытный мастер, советую оборудовать воздуховоды, чтобы они разводили потоки воздуха от тепловой пушки равномерно по всей поверхности гаража.

Наверное, все знают устройство тепловой пушки, поэтому её также можно изготовить самостоятельно. Тепловая пушка — суть крупный вентилятор, прогоняющий воздух извне через высокотемпературные тэны. Если вы взялись сделать тепловую пушку самостоятельно, вместо тэнов можете использовать никель-хромовую проволоку.

Вам будет необходимо установить около семи-восьми тэнов или их заменителей. Тогда воздух будет нагреваться в камере до нужной температуры. Если у вас не нашлось ни тэнов, ни нужной проволоки, воспользуйтесь теплогенератором. Он работает на солярке.

После установки системы обязательно проведите её испытание. На основании расчетов откорректируйте мощность вытяжки для покраски деталей того или иного размера либо для обработки целого автомобиля. Покраска в камере должна производиться опытным маляром; также должен быть напарник, который следит за исправностью системы вентиляции для того, чтобы в случае её поломки предотвратить наполнение газами покрасочной камеры.

Безопасность вытяжки

Напоследок обратите своё внимание на то, насколько система получилась безопасна. Разработка эффективной системы вентиляции помогает не только добиться отличного качества покраски, но и максимальной безопасности во время работы. Есть три способа, которые позволят сделать эту важную систему максимально безопасной:

  • Установите на воздуховоды обратные взрывозащищенные клапаны;
  • Ведите учет тех примесей, которые образуются в результате работы;
  • Смонтируйте при необходимости дополнительные локальные вытяжные моторы, которые помогут улучшить атмосферу в боксе.

Заранее подумайте, будут ли примеси и пары, выделяемые при покраске, тяжелее или легче воздуха. В первом случае вам нужно больше внимания уделить вытяжным отверстиям возле пола. Нужно спроектировать вытяжку таким образом, чтобы только треть всего циркулирующего воздуха выводилась из верхней камеры, а основная часть – из нижней части. Нужно поступить наоборот, если предполагаемые пары будут легче воздуха и, соответственно, будут, в основном, скапливаться вверху.

Если вы дополнительно устанавливаете агрегаты струйной окраски, вам тем более понадобятся местные взрывобезопасные вытяжки. Неплохо установить пару таких вытяжек над окрасочным столом, стендом или возле окрасочной ванны.

Мы видим, что расчет вентиляционной системы – ответственная работа, которую, возможно, лучше доверить профессионалу. От правильной работы вентиляции зависит жизнь людей и качество покраски.

А если вы намереваетесь выполнять работы для других людей, от вытяжки зависит и ваша репутация, как специалиста и профессионала. Прочитав советы, изложенные здесь, вы могли остановить свой выбор на какой-то готовой системе вытяжки, которых очень много в специализированных магазинах.

Если ваш выбор – это создание своей мастерской с нуля, собственными силами, тогда убедитесь, что вы обладаете достаточной компетентностью в этом вопросе, побольше почитайте профессиональных книг, полистайте всемирную сеть. И тогда у вас точно всё получится.

Хочешь знать о покраске автомобиля все? Читай еще полезные статьи:

  • . Красиво, что сказать.
  • . Смотрится мощно.
  • . На авто конечно же.

Рассчитав вентиляцию в отведенном под малярные работы помещении, проектировщик получает статическую картину, дающую хорошее приближение только в первые дни работы. Фильтры для имеют свойство забиваться, нарушая циркуляцию, снижая эффективность работы приточных и вытяжных вентиляторов. Поэтому размещение потолочных и напольных матов должно предусматривать возможность быстрой замены, а система фильтрации – поэтапное отсеивание частиц.

Воздух с улицы и воздух, выходящий из покрасочной камеры, имеют разный характер загрязнения. Соответственно и эффективная очистка предполагает разные типы фильтрующих материалов на каждом этапе отсеивания. По функциональным характеристикам различают три вида рулонных материалов:

  1. Фильтр грубой очистки – устанавливается снаружи, предназначен для отделения от воздуха крупных частиц.
  2. Тонкой очистки – защита помещения от пыли, устанавливается непосредственно на потолке покрасочной комнаты.
  3. Напольный – защита окружающей среды, а также элементов вытяжного вентилятора от сопутствующих покрасочным работам отходов.

Согласно принятым в Европе нормативам (методика EN 779) грубой очисткой может считаться отделение от воздушного потока частиц размером до 10 мкм (EU1 – EU4). Тонкая очистка предполагает фильтрацию частиц размером до 1 мкм (EU5 – EU9). Однако в зависимости от способа отделения пыли и материала фильтры для покрасочных камер могут прослужить от нескольких месяцев до года. Замена фильтрующих элементов на профессиональных станциях производится один раз за 8-12 месяцев, но обычно владельцы станций не скупятся на дорогостоящие материалы.

Отделение крупных частиц производится обычной полипропиленовой сеткой или их комбинацией. С внутренней фильтрацией дело обстоит сложнее. Некоторые мастера предпочитают обходиться сделанным своими руками фильтром из флизелина, однако его загрязнение происходит очень быстро, так что экономия в этом случае весьма сомнительна. При покупке потолочного очистителя следует обратить внимание на следующие параметры:

  • Класс очистки (индекс EU или F).
  • Средняя удерживающая способность (указывается в процентном соотношении для потока воздуха 3400 м³/ч).
  • Конечный и начальный перепад создаваемого материалом давления (в Паскалях).
  • Огнеупорность.
  • Пылеудерживающая способность.

Хороший фильтрующий материал (сухая очистка), перед падением давления до 80 Па, способен удерживать до 0,3-0,5 кг загрязнений на 1 м². Это результат показывает наиболее распространенный материал для фильтрации входящего в помещение воздуха – полиэфирные волокна. Они скрепляются друг с другом посредством нагрева, а по бокам рулон укрепляется армированной сеткой (иногда рулон прошивается сеткой), качество исполнения которой также влияет на цену. Увеличить эффективность фильтрации может антипилинговая пропитка, к которой пыль просто напросто прилипает.

Напольные фильтры

Фильтрация лакокрасочных материалов, содержащихся в выходящем из камеры воздухе, требует других подходов и наиболее эффективный из них – водяная завеса. Вредные вещества из лакокрасочного тумана легко удерживаются водой, но проектировать камеру со встроенной водяной завесой довольно проблематично и затратно, поэтому чаще в покрасочных боксах применяется гидрофильтр для окрасочной камеры. Как это понятно из названия, активным элементом такой конструкции является бокс с водой. Чаще всего он представляют собой горизонтальную коробку из полипропилена (иногда из оцинкованной стали), устанавливаемую снаружи, на выходных трубах вентиляции.

Растворенные водой вещества нужно удалять, иначе их накопление приведет к тому, что очищаться такой фильтр не будет или просто забьется частицами краски. Для этого в систему циркуляции гидрофильтра окрасочной камеры добавляется специальное вещество – коагулянт. Химическая реакция с ним приводит выпадению растворенных загрязнений в осадок, удаляемый механическим способом.

Два других способа фильтрации – карманные (ФЯК) и картонные фильтрующие системы. Достоинство первых – компактность и способность пропускать большой объем воздуха на м². Картонные системы представляют собой искусственный лабиринт из гофрокартона. Устройство картона таково, что проходящий через него поток образует маленькие завихрения, из которых тяжелые частицы краски вылетают по инерции и прилипают к стенкам карманов (из-за принципа работы такую фильтрацию называют иногда инерционной). Стоит картонная система недорого (3-4 тыс. за рулон в 10 м²), но замены требует часто. Для сравнения, напольный стекловолоконный фильтр, монтируемый обычно в бетонный приямок камеры, обходится примерно в 1-2 тыс. рублей за м².

Технологии окрашивания сопряжены с использованием часто не безупречных в санитарно-гигиеническом и экологическом отношении лакокрасочных материалов (ЛКМ). Причем «небезупречность» эта проявляется не на протяжении долгосрочного периода их эксплуатации в виде покрытий, а в процессе изготовления и нанесения на окрашиваемые поверхности.

Производство ЛКМ сопровождается образованием большого количества твердых отходов, загрязненных стоков, газовых (летучих) выбросов. Важной, одновременно экологической и экономической проблемой, остается совершенствование технологических процессов нанесения ЛКМ, необходимость сделать их безопасными и приносящими наилучший результат. Именно стремление гарантировать высокое качество работ, оптимальные санитарно-гигиенические условия труда для персонала, эффективную защиту окружающей среды от вредных выбросов ─ послужили основными предпосылками появления покрасочных (окрасочных) камер (кабин). Их неотъемлемой частью является фильтровальное оборудование. Фильтры для окрасочных камер активно участвуют в решении большинства задач, возникающих при использовании этого вида оборудования.

Качество окрашивания и сохранение здоровья персонала одинаково важны при любых размерах и производительности камер; вопросы защиты окружающей среды тем актуальнее, чем значительнее объемы используемых ЛКМ и соответственно, чем больше возникает при этом отходов в виде сухих частиц и испарений. И если применяемая время от времени покрасочная камера в гараже особого урона окружающей среде не нанесет, то круглосуточно задействованные окрасочные производства крупных автозаводов способны оказывать на природу самый жесткий прессинг.

Сухие и водяные покрасочные камеры

О важности фильтров говорит тот факт, что именно в зависимости от способа очистки воздуха, и соответственно, конструкции и принципа работы используемых фильтров, покрасочные камеры разделяют на два больших класса ─ водяные и сухие.

Окрасочные камеры с сухим фильтром, сухие покрасочные камеры, покрасочные камеры сухой фильтрации, покрасочные камеры сухого типа ─ как бы не варьировалось их название, покрасочные камеры с сухим фильтром отличаются тем, что очищают воздух без присутствия воды.

Сухие фильтры (картонные, угольные, стекловолокнистые и др.) применяются и в окрасочных камерах с гидрофильтром, другое название которых ─ покрасочные камеры с водяной завесой, но в них часть работы по очистке воздуха берут на себя гидравлические фильтры. Покрасочная камера с водяной завесой оснащена форсунками и наклонными щитами, формирующими завесу, проходя через которую побывавший в рабочей зоне загрязненный красочным аэрозолем воздух, очищается от частиц лакокрасочных материалов.

Только совсем примитивные покрасочные камеры оснащены единственным фильтром на входном воздуховоде, очищающим приточный воздух. Подавляющее большинство современных конструкций имеют многоступенчатую систему фильтрации.

Чистота воздуха внутри покрасочной камеры ─ одно из ключевых условий обеспечения высокого качества покрытия. Очистка приточного воздуха, параметры которого оказывают непосредственное влияние на качество окрашивания, как правило, выполняется в два этапа: сначала предварительная фильтрация с использованием фильтров грубой очистки, затем с помощью потолочных фильтров тонкой очистки.

Нормативный документ «ГОСТ Р ЕН 14799-2013 Фильтры воздушные для общей очистки воздуха. Термины и определения» подразделяет воздушные фильтры на фильтры очистки воздуха от частиц и фильтры очистки воздуха от паров и газов. Первые классифицируют в соответствии с их фильтрующей способностью на четыре группы:

  • Группа G ─ фильтры грубой очистки; классы ─ G1, G2, G3, G4;
  • Группа F ─ фильтры тонкой очистки; классы ─ F5, F6, F7, F8, F9;
  • НЕРА (от High Efficiency Particulate Air filter) ─ высокоэффективные фильтры очистки воздуха; классы ─ Н10, Н11, Н12, Н13, Н14;
  • ULPA ─ сверхвысокоэффективные фильтры очистки воздуха; классы ─ U15, U16, U17. (ULPA от Ultra Low Penetration Air filter или фильтр очистки воздуха с ультранизким проскоком частиц; проскок ─ отношение концентраций частиц после фильтра и до него).

В «ГОСТ Р ЕН 1822-1-2010. Высокоэффективные фильтры очистки воздуха ЕРА, HEPA и ULPA. Часть 1. Классификация, методы испытаний, маркировка» есть еще эффективные фильтры очистки воздуха ЕРА (Efficient Particulate Air filter).

Фильтры грубой и тонкой очистки являются фильтрами общего назначения. Класс фильтров общего назначения определяется измеряемой в процентах эффективностью, т. е. концентрацией наиболее проникающих частиц до и после фильтра.

Для любого воздушного фильтра важны такие параметры как эффективность пылеочистки; номинальная производительность или расход воздуха, т. е. объем воздуха, проходящего через фильтр в единицу времени (м 3 /час); начальное и рекомендуемое конечное аэродинамическое сопротивления; пылеемкость ─ масса пыли, уловленной фильтром и накопившейся в нем при достижении значения конечного аэродинамического сопротивления.

Задача фильтров грубой очистки, ─ уловить основную часть атмосферной пыли, обеспечив необходимую чистоту наружному воздуху, попавшему в вентиляционную систему покрасочной камеры. Ведь даже если он был взят в местности с почти идеальной экологией (что уж говорить о городах и промышленных зонах) в нем содержится немалое количество пыли, растительных волокон, микроорганизмов, спор и проч. А в городской атмосфере особенно много оксида кремния SiO 2 и продуктов неполного сгорания топлива. Предварительная фильтрация нужна не только для того, чтобы облегчить работу потолочных фильтров и увеличить срок их эксплуатации, но и для защиты вентиляционного и теплового оборудования покрасочных камер.

В системах воздухозабора могут использоваться фильтры грубой очистки ─ ячейковые плоские (гофрированные и сетчатые), карманные, панельные.

Панельный фильтр представляет собой плоскую конструкцию из нескольких фильтров или ячейку с параллельными поверхностями.

Рамки ячейковых гофрированных фильтров (ФВГ или ФяГ) изготовлены из металла. Фильтрующий материал ─ синтетические волокна, возможно, с добавлением хлопка, со стороны выхода воздуха опирается на сетку волнообразной формы. Сетка, установленная со стороны входа воздуха, повысит прочность фильтра.

Гофрирование позволяет увеличить площадь фильтрации, улучшить аэродинамические характеристики и пылеемкость, сделать фильтр более компактным.

Для очистки приточного воздуха от пылимогут использоватьсяфильтры ячейковые складчатые (ФяС), состоящие из набора рамок, между которыми натянут фильтрующий материал.

Для этих же целей применяются фильтры ячейковые сетчатые типов ФяР, ФяВ, ФяУ.

Фильтр ячейковый сетчатый (ФяР) ─ эффективное средство против крупноразмерных частиц ─ закрепленная в металлической рамке плетеная сетка из нержавеющей или оцинкованной стали.

В фильтрах ФяВ использованы сетки из полимерных материалов ─ полиэтилена, пропилена, винипласта.

В фильтрах ФяУ материал из стекловолокна или химических волокон удерживается сеткой с тыльной стороны.

В фильтрах карманного типа (ФВK - фильтр воздушный карманный или ФяК ─ фильтр ячейковый карманный), фильтрующий материал выполнен в виде карманов из сшитого или термически спаянного фильтрующего материала, прикрепленных к «формообразующей» рамке из металла (оцинкованная сталь, алюминий) или пластика.

Для лучшей герметичности швы карманов дополнительно проклеивают. Чрезмерному раздуванию и слипанию смежных карманов препятствуют специальные ограничители. На конце карманов расположена связывающая их между собой тесьма, что не позволяет им разлетаться под воздействием воздушного потока. Карманы могут раздуваться, не касаясь друг друга, благодаря чему удается задействовать все 100 % фильтрующей поверхности. Размеры и форма карманов подобраны таким образом, чтобы поток воздуха был максимальным и равномерным по всей поверхности фильтра, и также равномерно накапливалась пыль. Стык рамки с фильтрующим материалом выполняется с использованием уплотнителя.

Важные параметры карманных фильтров: высота и ширина рамки, количество (от двух и более) и глубина карманов.

Преимущества карманных фильтров простой монтаж и умеренная стоимость, а по сравнению с панельными фильтрами ─ более высокие пылеемкость, срок эксплуатации и площадь фильтрации.

Потолочные фильтры

Качество окраски, во многом определяет внешний вид и долговечность изделий. В свою очередь, само оно зависит от чистоты воздуха в окрасочной камере.

Установленный, как правило, по всей площади потолка потолочный фильтр для покрасочной камеры помогает обеспечить необходимые параметры уже прошедшего предварительную очистку и при необходимости подогретого атмосферного воздуха, освобождая его от пыли размером в т. ч. менее 1 мкм. От более крупной он уже избавлен фильтром грубой очистки. Прошедший через потолочный фильтр, воздух омывает окрашиваемое изделие, как правило, нисходящим потоком.

С ролью потолочного фильтра тонкой очистки для покрасочной камеры успешно справляются рулонные фильтры, в частности представляющее собой волокнистую структуру из полиэфирных нитей полиэстеровое полотно. Пыль накапливается равномерно по всей глубине материала. Пропитка специальным составом сводит на нет ее миграцию внутри фильтра, и отрыв уже задержанных частиц от его поверхности.

Применение технологии термического скрепления волокон ─ гарант высокой прочности, делающее нетканый материал мало восприимчивым к механическим повреждениям в процессе монтажа и эксплуатации. Удерживающая сетка со стороны выхода воздуха способствует еще большей прочности фильтра.

Основные параметры рулонных потолочных фильтров: размеры ─ ширина и длина рулона ─ обычно, 2х20 м, толщина 10-25 мм, вес, в т. ч. в зависимости от толщины ─ 200-600 г/м 2 .

Такие фильтры для покрасочных камер купить можно по цене, составляющей от полутора до двух с половиной тысяч рублей и более за один метр при ширине полтора-два метра.

Очистка удаляемого и выбросного воздуха

В названии этой главы использованы термины из нормативной документации ─ не отмененного по сегодняшний день ГОСТ 22270-76.

Фильтры для очистки вытяжного воздуха необходимы не только для того, чтобы предотвратить выброс в окружающую среду вредных для нее отходов, возникающих при нанесении лакокрасочных покрытий, что само по себе очень важно. Помимо значимой экологической функции, у них есть и технологическая ─ предупредить циркуляцию красочного тумана в камере, не только отрицательно влияющую на качество окрашивания, но и приводящую к осаждению частиц краски на стенках камеры и ее налипание на оборудовании вытяжной вентиляции ─ лопастях вентиляторов и воздуховодах.

В силу этих причин вытяжную секцию вентиляции необходимо оснащать системой фильтрации удаляемого воздуха.

Очистку отработанного воздуха, содержащего взвешенные частицы краски не осевшей на окрашиваемые изделия и испарения растворителей, входящих в состав лакокрасочных материалов, обеспечивает напольный фильтр для покрасочной камеры. Распространенный вариант напольного фильтра ─ рулонные фильтрующие материалы из стекловолокна. Благодаря неоднородной плотности ─ по мере приближения к выходу воздушного потока диаметр волокон уменьшается, а плотность их укладки увеличивается, ─ удается обеспечить высокую эффективность фильтрации и пылеудерживающую способность. В основании окрасочной камеры может быть установлен набор сухих фильтров, задерживающих подавляющее большинство частичек сухой краски, попавших в вытяжную секцию.

Широкое применение находят бумажные и картонные лабиринтные фильтры покрасочных камер, служащие для улавливания окрасочного тумана, действие которых основано на использовании эффекта инерции движущихся частиц. Легко заменяемые, они обладают высокой удерживающей способностью.

Возможна также дополнительная более глубокая очистка выбросного воздуха как от сухих частиц краски, «прорвавшихся» сквозь напольный фильтр, так и испарений растворителей с помощью угольных фильтров со сменными картриджами. Картриджи представляют собой емкости, наполненные активированным углем, при течении воздуха через которые происходит его очистка от паров растворителей.

Для успешной работы окрасочной камеры важно не только качество, установленных в ней фильтров, но и их правильное своевременное обслуживание, заключающееся, в постоянном контроле, если это предусмотрено регламентом, ─ очистке, и своевременной замене. Чаще всего ─ через 100-200 часов эксплуатации приходится менять краскоостанавливающие напольные фильтры и, если таковые есть, ─ фильтры окончательной очистки удаляемого воздуха. Примерно в несколько раз дольше служат фильтры грубой очистки наружного воздуха и потолочные фильтры.

По мере того, как растут требования к качеству продукции, а вопросы экономики и экологии все теснее переплетаются друг с другом, увеличивается значение фильтровального оборудования, в т. ч. фильтров покрасочных камер, от которых во все большей степени зависит эффективность производства широкого спектра отраслей промышленного производства.



просмотров