Смысл названия крыжовник. Анализ рассказа «Крыжовник» (А.П. Чехов). Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Крыжовник Чехова

Смысл названия крыжовник. Анализ рассказа «Крыжовник» (А.П. Чехов). Картинка к сочинению Рассуждение по рассказу Крыжовник Чехова

Конец 19 века - время, ознаменовавшееся периодом застоя в общественно-политической жизни России. В эти непростые для нашего Отечества дни известный писатель А. П. Чехов пытается донести благие идеи до мыслящих людей. Так, в рассказе «Крыжовник» он задает читателю вопросы о смысле жизни и истинном счастье, обнажая конфликт между материальными и духовными благами.

Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.

Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше-Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.

Жанр и направление

Произведение «Крыжовник» написано в жанре рассказа и относится к такому направлению в литературном творчестве, как реализм. Лаконичная прозаическая форма позволяет автору изложить свои мысли наиболее кратко, и как следствие, привлечь внимание читателя, достучаться до его сердца.

Как известно, рассказ от других жанров отличает наличие всего лишь одной сюжетной линии, присутствие одного или двух главных героев, небольшое количество второстепенных действующих лиц и небольшой объем. Все эти признаки мы наблюдаем в «Крыжовнике».

О чем?

Ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин застигнуты в поле дождем. Герои пережидают непогоду в усадьбе Алехина - приятеля Ивана Иваныча. Тогда врач делится с сотрапезниками историей своего брата, судьба которого сложилась печально.

Братья с детства познали одну простую истину - за удовольствие надо платить. Они происходили из небогатой семьи, старались сами себя обеспечить.

Особенно стремился к обогащению младший из братьев — Николай Иваныч. Пределом всех его мечтаний были усадьба и сад, в котором рос бы спелый и ароматный крыжовник. Ради достижения своей цели Чимша-Гималйский даже сгубил жену, пусть и не нарочно. Он экономил на всем, казалось, ничего не замечал вокруг, кроме объявлений о продаже «десятин пашни и луга с усадьбой». В конечном итоге ему все-таки удалось приобрести желанный участок. С одной стороны, главный герой счастлив, он с удовольствием уплетает свой крыжовник, строит из себя сурового, но справедливого барина… Но с другой стороны, нынешнее положение Николая Иваныча не радует его брата, который приехал погостить. Иван Иваныч понимает, что есть вещи, ценность которых намного значительнее удовольствия есть собственный крыжовник. Именно в этот момент конфликт материального и духовного достигает апогея.

Композиция

Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.

Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши-Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни - наиболее распространенный вариант существования людей. Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина.

Главные герои и их характеристика

  1. Чимша-Гималайский Иван Иваныч - представитель дворянского сословия, который служит на медицинском поприще – лечит животных. Он также является персонажем рассказов «Человек в футляре» и «О любви». Этот герой выполняет важные функции в рассказе «Крыжовник». Во-первых, он — рассказчик, во- вторых, герой-резонер, так как из его уст читатель может услышать обращение автора, его главные мысли. Например, слова Ивана Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас.
  2. Чимша-Гималайский Николай Иваныч - представитель дворянского сословия, мелкий чиновник, а затем и помещик. Он на два года моложе своего брата, «добрый, кроткий человек». Персонаж стремился вернуться в деревню - вести тихую жизнь помещика. Грезил о том, как будет кормить уток на пруду, гулять по саду, купаясь в лучах теплого солнца, срывать с еще мокрых от утренней росы веток спелые ягоды крыжовника. Ради мечты он отказывал себе во всем: экономил, женился не по любви. После смерти жены он, наконец, смог купить имение своей мечты: обжился, стал полнеть и важничать, рассуждать о своем благородном происхождении, а мужиков просил обращаться к себе «Ваше благородие».
  3. Темы

    В данном произведении затронуты темы счастья, мечты, поиска смысла жизни. Все три темы тесно связаны друг с другом. Мечта о собственной усадьбе с крыжовником привела Николая Иваныча к его счастью. Он не только с наслаждением ел крыжовник, но и с умным видом рассуждал о народном образовании, искренне верил, что благодаря ему каждый простой мужик сможет стать полноценным членом общества. Только вот счастье главного героя является ложным: это всего лишь покой, праздность, что ведут его к застою. Время вокруг него буквально остановилось: ему не нужно утруждать себя, стараться и отказывать себе в чем-либо, поскольку теперь он — барин. Раньше Николай Иваныч был твердо уверен в том, что счастье нужно завоевывать, заслуживать. Теперь же, по его мнению, счастье - это дар божий, и только избранному вроде него под силу жить в раю на земле. То есть, его сомнительное достижение стало лишь плодородной почвой для эгоизма. Мужчина живет только для себя. Став богатым, он обеднел духовно.

    Можно выделить и такую тему, как равнодушие и отзывчивость . Рассказчик, рассуждая на эту тему, отмечает, что ни Алехин, ни Буркин до конца не поняли его идей, проявили пассивность к весьма поучительной истории о смысле жизни. Сам Иван Иваныч Чимша-Гималайский призывает каждого искать счастье на протяжении всей жизни, помнить о людях, а не только о себе.

    И таким образом, герой признает, смысл жизни заключается не в удовлетворении плотских желаний, а в более возвышенных вещах, например, помощи ближним.

    Проблемы

    1. Алчность и тщеславие . Главной проблемой в рассказе «Крыжовник» являются заблуждения человека о том, что истинное счастье - это материальные блага. Так, Николай Иваныч всю жизнь трудился ради денег, жил во имя них. В итоге, его представления оказались ошибочными, оттого он и ел кислый крыжовник, улыбаясь и приговаривая: «Ах, как вкусно!». В его представлении только деньги дают человеку значимость: будучи барином, он и сам стал превозносить себя, как будто без усадьбы
    2. Не менее важная проблема - эгоизм . Главный герой, как и многие люди на земле, забывал или не хотел помнить о несчастьях окружающих. Он следовал такому правилу: мне хорошо, а до остальных и дела нет.
    3. Смысл

      Главная мысль А.П. Чехова выражается во фразе Ивана Иваныча о том, что нельзя радоваться тогда, когда другим плохо. Нельзя закрывать глаза на чужие проблемы, важно помнить, что беда может постучаться в любой дом. Важно уметь вовремя откликаться на просьбы о помощи, чтобы и вам помогли в трудную минуту. Таким образом, автор выражает свое презрение к постоянному покою и стагнации в жизни человека. Счастье, по Чехову - это движение, действие, при этом направленное на совершение добрых и справедливых поступков.

      Эта же идея прослеживается во всех частях трилогии.

      Критика

      Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:

      Хорошо, потому что есть и присущий тебе колорит, как в общем тоне и фоне, так и в языке, и еще потому, что очень хорошие мысли…

      Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:

      Когда я читаю что-нибудь Ваше, то я чувствую всегда, что я жила с этими людьми, что я хочу то же сказать о них, что сказали Вы, и не одна я это чувствую, и это потому, что Вы пишете только правду и всё сказанное не так, как сказали Вы, - будет ложь…

      Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»:

      С годами художественные диагнозы Чехова уточнялись и углублялись. Болезнь русской жизни приобретала под его пером все более резкие и яркие очертания. <…> От диагнозов Чехов стал переходить к вопросам лечения. С особенной силой это выступило в рассказе «Крыжовник». <…> Чехов никогда не сочинял - он услыхал эти слова в жизни и обрадовался им, потому что сам он и был этим человеком с молоточком. Он стучал в самое сердце России - и достучался.

      Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.:

      Драма… раскрывается перед нами в рассказе «Крыжовник». <…> Однако под пером Чехова охватившая чиновника мечта-страсть так поглощает его, что в конце концов совершенно лишает человеческого облика и подобия.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Творчество А. П. Чехова удивительно простое, крайне содержательное и поучительное. Его произведения заставляют думать, размышлять, стыдиться и радоваться. Анализ рассказа будет полезен учащимся 8 класса при подготовке к урокам литературы. В рассказе Чехова “Крыжовник” поднимаются вопросы смысла жизни, человеческого счастья, эгоизма и равнодушия. Для “Крыжовника” Чехова анализ и подробный разбор всех художественных особенностей произведения содержится в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания – июль 1898.

История создания – на создание рассказа повлияла история, рассказанная автору о человеке, мечтавшем о нарядном мундире, расшитом золотом: купив его, он не успел одеть наряд, сначала не было повода, потом человек скончался.

Тема – счастье, смысл человеческой жизни, мечта и реальность.

Композиция – представляет собой рассказ в рассказе.

Жанр – рассказ

Направление – реализм.

История создания

Есть несколько версий, кто рассказал Антону Павловичу похожую историю из жизни, которая натолкнула его на создание рассказа. Лев Николаевич Толстой или литератор, юрист и общественный деятель Анатолий Фёдорович Кони поведали автору историю о чиновнике, который лелеял мечту о расшитом золотом мундире. Когда его мечта осуществилась, и мундир сшили, человеку было некогда одеть его; потом не нашлось достойного повода для облачения в праздничный наряд, а после – чиновник умер.

Проблема смысла жизни , её скоротечности взволновала Чехова. В июле 1898 года он написал рассказ про человека, мечтавшего о поместье с кустами крыжовника, произведение получилось глубоко философское и трогательное. Чехов поднял вечные вопросы в особенной, свойственной только ему, манере. Первые наброски к повествованию говорят о том, что изначально оно должно было быть более жёсткое и трагичное. Образ главного героя – одинокого, больного, получившего свою мечту в неожиданной форме был заменён в итоге на более “мягкую” версию. В том же году произведение было опубликовано в журнале “Русская мысль” в составе трилогии вместе с рассказами “О любви” и “Человек в футляре”.

Многие критики приняли рассказ восторженно, его встретили положительные отзывы и благосклонность литературного мира.

Тема

Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы её достигать.

Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его совесть очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.

Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.

Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетов, Буркин тоже далек от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе, делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.

Композиция

Особенностью композиции произведения Чехова является форма рассказа в рассказе . Двое давних знакомых, фигурирующих в цикле “маленькой трилогии” (Иван Иванович Чимша-Гималайский и Буркин) оказываются в поле в ненастную погоду, находят укрытие в доме помещика Алехина. Он принимает гостей, и Иван Иванович рассказывает историю жизни своего брата.

Экспозицией рассказа служит описание природы во время дождя, радушный приём уставших промокших путников хлебосольным хозяином. Повествование время от времени прерывается мыслями и философскими отступлениями самого рассказчика. В целом, композиция очень гармоничная, удачно подобранная для смыслового наполнения.

Условно текст рассказа можно поделить на несколько частей. В первой – экспозиция и завязка (в преддверии ненастья Буркин напоминает Ивану Ивановичу, что тот хотел рассказать какую-то историю). Вторая часть – приём гостей, посещение купальни и уютный вечер в роскошном доме – раскрывает нравы, привычки и отношение к жизни хозяина и его гостей. Третья часть – повествование Ивана Ивановича о своём брате. Последняя – размышления рассказчика и реакция присутствующих на его рассказ и философствования.

Главные герои

Жанр

Самый излюбленный литературный жанр А. П. Чехова – это рассказ. Малая эпическая форма с одной сюжетной линией и минимальным количеством персонажей помогает автору создавать лаконичные, злободневные и очень правдивые произведения. Написанный в духе реализма “Крыжовник” стал маленькой историей, которая учит большим истинам. Именно эта особенность свойственна всем рассказам Чехова – смысловая масштабность в ограниченном объёме.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 298.

Главный герой Н. И. Чимша-Гималайский рассказа «Крыжовник» - мелкий чиновник, выросший в деревне, но переехавший в город. О детстве у него сохранились самые светлые воспоминания, поэтому покупка собсвенного поместья становится для него целью в жизни. Особенно важным для него кажется наличие кустов крыжовника рядом с будущим домом. Он идет на множество жертв, ущемляет себя в мелочах, женится без любви на обеспеченной вдове. В итоге он приобретает поместье в обветшалом состоянии. Он сажает крыжовник, чтобы на следующий год с удовольствием есть кислые ягоды, не замечая, что они совсем не вкусные.

В рассказе показана деградация одного человека, забывшего обо всем на своем пути к цели. В начале сама мечта выглядит романтично и трогательно: мужчина желает обрести счастье в собственном доме, наслаждаться крыжовником на террасе. Однако, методы и способы, которые герой использует для достижения своей цели, заставляют его забыть об элементарной человечности, совести, сочувствии к ближнему. Ради неказистого поместья он фактически убивает свою жену.

Стоит ли какая-либо цель таких жертв? За то время, что Николай Иванович провел в погоне за своей мечтой, он постарел, обрюзг, стал бесчувственным, бессовестным человеком, не замечавшим общее запустение поместья, забывшим о смерти жены. Брат, увидев его в таком состоянии, расстраивается, что тот превратился в такого жалкого человека. Для главного героя его мечта становится «коконом», «футляром», в котором он отгораживается от всего мира. В его маленьком мире самым главным становится удовлетворение личных, эгоистических потребностей.

Рассказ учит, в первую очередь, не забывать о человечности, оценивать свои поступки не только со стороны собственной выгоды. Также не стоит забывать, что цель жизни не в материальных благах. Николай Иванович, пробуя кислые и жесткие ягоды, не замечает их вкуса. Для него важно внешнее проявление его достижений, а не внутреннее, духовное наполнение от проделанного пути.

Анализ 2

Удивительный и неповторимый Антон Павлович Чехов славится своими непревзойденными рассказами, которые затрагивают до глубины души. Глубоким смыслом не обделено и произведение "Крыжовник", где писатель решил поднять важную проблему в современном мире: проблема понимания счастья.

Мысль, подтолкнувшая Антона Павловича к написанию рассказа – это интересный случай, рассказанный писателю одним человеком. Чехову поведали о чиновнике, что всю жизнь мечтал о шикарном мундире, как только он его приобрел, то желать уже нечего было. Да и в одеянии некуда было ходить, так как торжественных приемов никто не устраивал. В результате костюм пролежал до тех пор, пока позолота на нем не потускнела со временем. Так, писателя такая история подтолкнула к созданию необычного произведения, в котором заставляет задуматься читателя о том, насколько бессмысленное бывает счастье, особенно погоня за ним.

В чем же особенность сего произведения? Оно представляет собой «рассказ в рассказе». Чехов знакомит нас с персонажем, который далек от понятий смысла жизни. Николай Иванович - обычный человек, не требующий особо высоких желаний, лишь единственное, что его интересует: крыжовник. Персонаж просматривал множество газет о том, где найти хорошую усадьбу для выращивания крыжовника. Он даже женился не по любви, ибо деньги, что Николай Иванович получил за брак, составляли настолько приличную сумму, что можно было осуществить свои намерения об удобной усадьбе. В саду он жаждет прорастить это прекрасное творение.

Подобная деятельность стала смыслом его жизнью. Герой полностью отдался любимому занятию. С одной стороны это чудно: посвятить себя увлекательному делу, уйти в него с головой. Но с другой стороны: очень печально осознавать к чему приводят твои увлечения, ибо уделяя внимание хобби, отдаляясь от людей, ты абстрагируешься от окружающего мира. А такое обращение к жизни ни к чему положительному не приводит, ибо, как герой, уходя с мыслями в свою невысокую цель, после ее достижения не стремишься больше к чему-то стоящему.

Николай Иванович, посчитав, что крыжовник и есть его главное достижение, так был счастлив и рад за это, что целей никаких дальше и не ставил. Очень трагично... Так и в жизни нашей: мы зачастую имеем ложные представления о счастье, об истинном смысле жизни. И это необходимо исправлять, читая рассказы Чехова и анализируя их!

Таким образом, Чехов показал деградацию персонажа читателям. Было видно, как в процессе достижения намеченной цели черствела душа Николая Ивановича. Ему настолько безразлична была окружающая жизнь, что он жил уединенно, замкнуто, проводя свое время без пользы. Смотря на духовное падение героя, стоит делать правильные выводы! Счастье должно быть возвышенным! Никто не следует успокаиваться на достигнутом!

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Бедный волк

    Главный герой этой сказки – «злодей» волк, чей характер и раскрывается тут. В очеловеченном и современном Салтыкову-Щедрину обществе зверей волк оправдан лишь автором. Писатель объясняет, что волку ничего

  • Образ и характеристика Скалозуба в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Одним из главных героев комедии Грибоедова «Горе от ума» является Скалозуб Сергей Сергеевич. Всю свою жизнь он потратил на военную службу, дослужился до полковника и очень хочет стать генералом

  • Анализ главы София из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается глава со слов о молчании. Начало Повествование настраивает читателя на размышление, которое прерывается конфликтной ситуацией и негативными эмоциями.

  • Сочинение по картине Врубеля Царевна лебедь 3, 4, 5 класс (описание)

    Невозможно не восхититься картиной М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Изображенный на ней сюжет завораживает. Здесь царит какая-то таинственная, загадочная и даже мистическая атмосфера.

  • Герои произведения Сказка о потерянном времени Шварца

    Сказка о потерянном времени имеет очень поучительный смысл, ведь она рассказывает о школьниках, которые не ценили своё время и тратили его попросту.

Творчество Антона Павловича Чехова в значительной мере посвящено «футлярной» жизни и маленьким людям, а многие его короткие рассказы и повести обличают общество и людей в пошлости, бездушии и мещанстве.

К таким рассказам относится и «Крыжовник», написанный в 1898 году. Важно отметить то, в какое время было написано это произведение - это был период правления Николая II, который был последователем политики своего отца и не желал внедрять необходимые тому времени либеральные реформы.

Рассказ Антона Павловича Чехова «Крыжовник» впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898 году.

Вместе с рассказом «О любви» он продолжил «маленькую трилогию» , куда входит и рассказ "Человек в футляре".

Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике , поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.

«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века. Небольшой объем произведения — вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность.

Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.

Сюжет рассказа строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту — купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?

Главному герою рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.

Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.

Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.

Чехову присущ минимализм в стиле . Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.

Композиция произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе », который ведется от имени одного из героев.

Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро» . Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела — помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.

Ответственность героя за выбор жизненной философии
Брат главного героя поражается его духовной ограниченности, его ужасает сытость и праздность брата, а сама его мечта и ее исполнение кажутся ему высшей степенью эгоизма и лени.

Ведь за время жизни в имении Николай Иванович стареет и дурнеет, он гордится тем, что принадлежит к дворянскому сословию, не понимая, что это сословие - уже отмирающее и на смену ему приходит более свободная и справедливая форма жизни, постепенно меняется устои общества.

Но больше всего самого рассказчика поражает тот момент, когда Чимше-Гималайскому подают его первый крыжовник, и он в одночасье забывает о важности дворянства и о модных вещах того времени.

В сладости посаженного им самым крыжовника Николай Иванович находит иллюзию счастья, он придумывает себе причину радоваться и восхищаться, и это поражает его брата.

Иван Иванович раздумывает о том, как большинство людей предпочитают обманывать самих себя, лишь бы уверять себя в собственном же счастье. Причем он критикует и самого себя, находя у себя такие минусы, как самодовольство и желание поучать других жизни.

Кризис личности и общества в рассказе
Иван Иванович раздумывает о нравственном и моральном кризисе общества и личности в целом, его беспокоит то нравственное состояние, в котором находится современный социум.

И его словами к нам обращается сам Чехов, он рассказывает, как ловушка, которую люди создают для себя сами, мучает его и просит делать в будущем только добро и пытаться исправить зло.

Иван Иванович обращается к своему слушателю - молодому помещику Алехову, а Антон Павлович этим рассказом и последними словами своего героя обращается ко всем людям.

Чехов пытался показать, что на самом деле цель жизни - это вовсе не праздное и обманчивое ощущение счастья. Этим коротким, но тонко обыгранным рассказом он просит людей не забывать делать добро, и не ради призрачного счастья, а ради самой жизни.

Вряд ли можно сказать, что автор отвечает на вопрос о смысле человеческой жизни - нет, скорее всего, он пытается донести до людей то, что им самостоятельно необходимо ответить на этот жизнеутверждающий вопрос - каждому для самого себя.

Пересказ

Рассказ начинается с поэтического описания природы, утреннего дождя . Голоса рассказчиков и автора при этом сливаются в любви к родным бескрайним просторам: «И оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если встать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползающую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иванович и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна».

Такое значительное место пейзажу в рассказе уделено неслучайно. Земля широка и удивительна, однако человек своими мелкими целями, пустым существованием не соответствует ее величию. Перед нами разворачивается «обыкновенная» история духовного обнищания человека. С девятнадцати лет Николай Иванович Чимша-Гималайский работал маленьким чиновником, переписывал бумаги. Оба брата выросли на воле, в деревне. Младший из них отличался «кротким, добрым» нравом. Может, именно поэтому он так тосковал по просторам. Постепенно его тоска выросла в манию покупки небольшого имения на берегу реки или озера. Он мечтал, что будет есть щи на свежем воздухе, целыми часами сидеть у забора и глядеть на поле. Лишь в этих мещанских, ничтожных мечтах он находил единственное утешение.

В своей усадьбе герой очень хотел рассадить крыжовник. Эту цель он сделал смыслом всей своей жизни. Не доедал, не досыпал, одевался как нищий. Он копил и клал деньги в банк. Привычкой для Николая Ивановича стало читать ежедневные газетные объявления о продаже имения. Ценой неслыханных жертв и сделок с совестью он женился на старой некрасивой вдове, у которой водились деньги. Фактически герой свел ее в могилу, уморив голодом.

Наследство позволило Чимше-Гималайскому купить долгожданное имение с крыжовником. Николай Иванович даже не задумывался о том, что он виновен в смерти человека. «Деньги, как водка, делают человека чудаком»,- говорит Иван Иванович. В этой связи ему вспомнилось два страшных, трагических случая. В городе жил купец, который съел с медом все свои деньги, выигрышные билеты, чтобы они никому не достались. Барышник на вокзале обеспокоен лишь тем, что в сапоге его отрезанной ноги осталось двадцать пять рублей.

Эти отдельные случаи свидетельствуют о потере человеком собственного достоинства. Жизнь людей утратила свою значимость. На первый план выдвигаются корыстные интересы, деньги, жадность. Эта страшная болезнь поразила душу Николая Ивановича, обратила ее в камень. Он приобрел себе собственность, но она оказалась не такой, какой он представлял себе в мечтах. Фруктового сада, крыжовника, пруда с уточками не было. По обе стороны его земли находились два завода, «кирпичный и костопальный». Но Николай Иванович не обращал внимания на грязную среду. Он посадил двадцать кустов крыжовника и зажил помещиком.

Свое приобретение герой торжественно назвал в свою честь - «Гималайское тож». На рассказчика эта усадьба произвела неприятное впечатление. Везде канавы, заборы. Невозможно было проехать.
Чехов использует точные бытовые и психологические детали. Ивана Ивановича встретила «рыжая собака, похожая на свинью». Ей было лень даже залаять. Из кухни вышла голоногая «толстая, голоногая кухарка, тоже похожая на свинью». Наконец, сам барин «располнел, обрюзг, - того и гляди хрюкнет в одеяло».

Главный герой обрисован гротескно . Он уже мало напоминает человека. Брат рассказывает о своей жизни. В день именин он служил в деревне молебен, потом ставил мужикам полведра водки. На этом его благодеяния заканчивались. «Ах, эти ужасные полведра!- восклицает рассказчик Иван Иванович. - Сегодня толстый помещик тащит мужиков на потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги».
Если раньше его брат и не смел выразить свое мнение, то теперь он бросается словами направо и налево, рассуждает о телесных наказаниях, образовании. Автор прав: «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое».

Чимша-Гималайский стал считать себя коренным дворянином, хвастался этим. В довершение всего этого величия-ничтожества он дает попробовать выращенный им крыжовник. С «торжеством ребенка» герой с жадностью ел ягоды и повторял: «Как вкусно!». А на самом деле этот крыжовник был вязким, кислым. Оказывается, А.С. Пушкин прав: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». К этому выводу приходит рассказчик. Но этот случай важен для него не просто как момент жизни, занятная история. Это мера понимания героем действительности.

Иван Иванович меняет после встречи с братом свое отношение к жизни, делает глубокие обобщения: «Как, в сущности, много счастливых людей! Какая это подавляющая сила!» Страшно не желание приобрести свое имение, а самодовольство, замкнутость в этой усадьбе. Пока его брат наслаждается своим безмерным счастьем, кругом «бедность невозможная, темнота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем, во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился».

Люди привыкли к полному бесправию и равнодушию: «Мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами». По мысли Чехова, один человек не может быть счастлив один среди общих бед и страданий, на трех аршинах земли: «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
«Так жить нельзя!» - к такому важному итогу приходит Иван Иванович. Эту мысль поддерживает автор. Он рассказывает случай с братом, надеясь убедить слушателей в том, что «тишина» опасна. Мыслящего человека недостойна успокоенность, удовлетворенность эгоистическим счастьем, невмешательство в ход общественной жизни. Иван Иванович стремится вызвать у своих слушателей беспокойство, жажду справедливости. «Сколько можно смотреть на огромный ров?» - спрашивает слушателей Иван Иванович. Пора менять жизнь, думать не только о насущном, но и о будущем.

Автор окружает рассказ героя различными описаниями широкого простора и скучной, неуютной обыденности, описанием комфортной гостиницы в усадьбе Алехина. От этих контрастов тянутся нити к дисгармонии всей современной жизни, тяготением человека к прекрасному и его узким представлением о свободе и счастье: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!.. Делайте добро». Эти слова можно было бы сделать главным девизом любого достойного человека.


"Крыжовник" Чехова не читали? Сюжет такой. Ветеринар Иван Иванович рассказывает о своем брате, Николае. Тот всю жизнь служил в какой-то канцелярии. Но всё время мечтал стать помещиком - купить усадьбу, вести хозяйство, есть со своего огорода, по вечерам пить чай и любоваться природой. Он копил на эту мечту, отказывал себе во всем. Даже женился не по любви - на вдове, у которой водились деньги. Вскоре она ушла в мир иной, ее деньги тоже пошли на осуществление мечты Николая Иваныча. В этой мечте была небольшая деталь, которая и дала название произведению Чехова. В усадьбе обязательно должны были расти и давать плоды кусты крыжовника. И вот мечта исполнилась. Правда, не совсем - пруда с рыбками не было, зато Николай сам посадил крыжовник. Он был кислый и жесткий. Но сам Николай наслаждался - как усадьбой, так и крыжовником, он счастлив. Это фактура произведения. А смысл...
А смысл - в следующих словах брата Николая, Ивана:

Я видел счастливого человека, чья заветная мечта осуществилась, который был доволен своею судьбой. Но мною овладело тяжелое чувство. Взгляните на эту жизнь: праздность сильных, невежество слабых, кругом бедность, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие. Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие. Днем едят, ночью спят, говорят чепуху, женятся, старятся, тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, то, что страшно в жизни - происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, протестует только статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания. Счастливый чувствует себя хорошо потому, что несчастные несут свое бремя молча. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-то с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он сам не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет.

Мне стало понятно, - продолжает Иван Иваныч, - что я тоже доволен и счастлив. Я тоже поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? Мне говорят, что не всё сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!

Я боюсь смотреть на окна, - говорит Иван, - так как для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай. Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать. Ах, если б я был молод! Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Если в жизни есть смысл и цель, то они вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом==.

Такой рецепт счастья от доктора Чехова - делайте добро (абстрактное), смысл жизни в разумном и великом, и тоже абстрактном, прочь какой-то крыжовник и реальные мечты.

Есть мысли по поводу этого рецепта?



просмотров