Религиозный этикет. Как вести себя в церкви. Религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал Правила основанные на нормах религии

Религиозный этикет. Как вести себя в церкви. Религиозные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал Правила основанные на нормах религии

Социальные нормы в религии

Религиозные социальные нормы выступают в качестве одного из подвидов норм морали. По сути, религия определяется как взаимоотношения человека с предметом его интереса, поклонения. Религия всегда определяется уникальным мировоззрением, а также соответствующим поведением и действиями, в основу которых входит вера в существование высших сил, сверхъестественного.

Определение 1

Религиозные нормы – это совокупность правил поведения, которые устанавливаются в рамках конкретной религии (вероисповедания) через официальное волеизъявление. Они обязательны для каждого последователя определенной религии, и регулируют их отношения в сфере интересов этой религии и вероисповедания.

Социальные нормы в религии обладают двумя ключевыми признаками:

  • во-первых, они обладают абсолютно всеми качествами нормативности и предписанности;
  • во-вторых религиозные социальные нормы выражают принципы того или иного вероисповедания.

Некоторые исследователи этой области выделяют еще несколько признаков социальных религиозных норм. Например, это регулирование широкого круга отношений как религиозных, так и находящихся в пределах интересов того или иного вероисповедания и представителей отдельной конфессии.

Религиозные социальные нормы очень неоднородны. Это связано с индивидуальным характером каждой религии (вероисповедания). Таким образом, авторы подразделяют религиозные социальные нормы на доктринальные (вероучительные), нравственные, правовые и обрядово-богослужебные. Все эти виды очень тесно связаны друг с другом, существуют в определенной взаимозависимости. Конечно, между ними есть определенные отличия, например, по функциональному назначению или по характеру воздействия на социальные отношения между представителями одной или разных религий.

Роль религиозных социальных норм

Безусловно, социальные нормы, которые закреплены в религии, не могут считаться общепринятыми для каждого. Связано это с тем, что в целом современный мир является очень многообразным в плане религий и конфессий, а последние 50 лет характеризуются еще и активным ростом разнообразных религиозных объединений и организаций.

Несмотря на это, каждое сообщество, которое исповедует какую-либо религию (православие, мусульманство, иудаизм и прочие) придерживается конкретных социальных норм. Их роль заключается в регулировании отношений людей именно в религиозной сфере.

К тому же, некоторые исследователи прослеживают взаимозависимость и сходные черты между религиозными нормами и нормами права. Они похожи и с нормами морали, что выражается в четкой санкционированности, нормативность. Нормативность – это совокупность определенных, конкретных норм, которые являются образцом поведения для широких слоев населения.

Также социальные нормы религии и нормы права схожи в своей универсальности, то есть они распространяются на всю совокупность общественных отношений, которые формируются и реализуются в обществе. так же, как и нормы религии, нормы права сообщаются в нормативных и ценностных критериях, которые определяют правомерные и неправомерные действия человека, его поступки и мысли (особенно это прослеживается в нормах морали, где человека учат определять добро и зло и отделять их друг от друга).

Специфика религиозных норм

Но религиозные нормы, несмотря на свою взаимозависимость с правовыми нормами и нормой морали, все же являются очень специфичными и уникальными.

Религиозные социальные нормы – это такие нормы, которые регулируются отношения верующих друг к другу, а также к религиозным организациям и к представителям других конфессий. Отношения также строятся на принципе «верующие-не верующие», «верующий – церковь», «верующий – Бог». Благодаря религиозным социальным нормам происходит закрепление правил становления и распространения разнообразных религиозных культов, а также определяется порядок проведения богослужений, совершение определенных действий (обращение к культу, крещение, причастие).

Религиозная норма по своей сути обладает всеми признаками и функционалом обычных социальных норм. Она выступает как образец (эталон) поведения, когда дело касается каких-либо действий или обстановки. В частности, действия и эталоны поведения относятся к конкретным обрядам, ритуалам, молитвам.

Предписания религиозных социальных норм не относятся только к одному конкретному лицу, так как они затрагивают интересы и мировоззрение более широких слоев населения, где члены сообщества объединены одной идеей (верой, вероисповеданием). Безусловно, за нарушение религиозных норм установлена мера ответственности, причем в каждой религии она своя. Но зачастую человек возлагает все на «волю Божью», то есть только высшие силы вправе оценивать поступки человека и решать, будет он наказан или достоин еще одного шанса. В этом заключается одно из ключевых отличий религиозных социальных норм от норм права: в нормах права есть четко предписанная система наказаний, которая исполняется специальными органами.

Замечание 1

Религиозная социальная норма – это не подчинение какому-то установленному социальному порядку: она предполагает, что человек, исповедующий религию, будет подчиняться высшим, сверхъестественным силам, «повиноваться божественной воле и власти».

Иногда человек полностью отдает себя религии, становится набожным, и может даже навязывать свою религию другим людям. Переходя эти рамки, он также попадает под контроль норм права, а не религиозных норм. Теперь уже органы государственной власти следят за его деятельностью, ее правомерностью, а также за тем, чтобы идеи и действия не нарушали общественный порядок и не вредили жизни и здоровью других членов общества.

Замечание 2

Средства, которые обеспечивают религиозные нормы, также специфичны. Чаще всего это обещание награды со стороны высших, сверхъестественных сил, или же угроза жизни, кара за неповиновение, нарушений предписанных правил и заповедей.

Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний верующих или духовенства (постановления соборов, коллегий, конференций), в произведениях авторитетных религиозных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений (общин, церквей, групп верующих и т.п.), регламентируются отправление обрядов, порядок церковной службы. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание (заповеди).

В истории права были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения. В ряде современных исламских стран Коран ("арабский судебник") и Сунна - основа религиозных, правовых и моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный путь к цели" (шариат).

В нашей стране до Октябрьского (1917 г.) вооруженного восстания ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью ("каноническое право"), был составной частью правовой системы. После отделения церкви от государства эти нормы утратили юридический характер.

В первые годы советской власти допускалось применение норм мусульманского права (шариат) в некоторых районах Средней Азии и Кавказа.

В настоящее время нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Конституция создает правовую основу деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединениям может предоставляться статус юридического лица. Они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения, культовое и другое имущество, необходимое для религиозных целей. Нормы, содержащиеся в уставах соответствующих юридических лиц, определяющие их правоспособность и дееспособность, имеют юридический характер.

Гражданину Российской Федерации предоставлено право заменять военную службу выполнением альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Верующие имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, связанные с вступлением в брак, рождением ребенка, его совершеннолетием, с похоронами близких, и другие, однако юридическое значение в связи с этими событиями имеют лишь документы, полученные в органах записи актов гражданского состояния либо других государственных органах, правомочных выдавать такие документы.

Некоторые религиозные праздники официально признаны государством с учетом исторических традиций. Однако сложность заключается в том, что в светском государстве, где много религий, отмечающих разные праздничные дни и даты, практически невозможно официально обозначить общие для всех верующих и неверующих религиозные праздничные дни.

Религиозные нормы представляют собой правила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения. Бог рассматривается как сверхъестественное существо. Религиозные предписания и запреты, а также средства их защиты по мнению верующих имеют божественное происхождение, что придает им особый ореол святости, абсолютной истинности.

Религия (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - это мировоззрение и соответствующее ему поведение, действия, основанные на вере в существование бога (богов) Философский энциклопедический словарь. / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М., 2004. С. 389., т.е. того священного начала, которое находится за чертой доступного пониманию человека Религия одна из древнейших нормативных систем. Еще в первобытном обществе зародились четыре основные формы религии: тотемизм (вера в сверхъестественную силу животных, очеловечивание их), анимизм (вера в одухотворенность окружающей природы), фетишизм (вера в сверхъестественную силу неживой природы и отдельных ее предметов), первобытная магия (вера в сверхъестественную силу различных ритуалов и действий). Современные религиозные нормы не являются едиными, поскольку их воздействие определяется вероисповеданием человека. Естественно, атеисты не подвержены влиянию религиозных норм.

Зафиксированы религиозные нормы современного общества, как правило, в письменных носителях. К их числу относятся: Библия, Коран, Талмуд, Веды и т. д. Нормы языческих религий, характерных для многих народов Африки и Латинской Америки, не имеют пока письменного закрепления и существуют в сознании верующих. Таким образом, нормы религии нельзя считать универсальным регулятором, поскольку даже в пределах одного государства, где охраняется свобода вероисповедания, наблюдается многообразие религиозной принадлежности. Нормы одной религии не распространяются на лиц, исповедующих иную религию. Таким образом, христиане не должны совершать хадж, а мусульмане не обязаны праздновать Пасху, корова, являясь священным животным в Индии, не становится таковой в Китае и т.п.

Религиозные нормы достаточно консервативны, на их формирование уходят столетия и тысячелетия. Однако этот недостаток может рассматриваться и как достоинство: религиозные запреты и требования несут в себе тысячелетний опыт общения людей, выражают элементарные нормы человеческого общежития.

За чистотой веры, за неизменностью религиозных норм строго следит церковь. Это сближает нормы религии и нормы права, поскольку и в том и другом случае в обществе существует особый институт, обеспечивающий действие указанных норм и применение санкций в случае их нарушения.

Наиболее опасным нарушением норм права является преступление, в то же время нарушение религиозных запретов - грех.

Нарушение религиозных норм влечет за собой негативные последствия для нарушителя, но эти последствия выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание - отлучение от церкви) или же в угрозе суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными (а что, если загробной жизни не существует?), менее объективными, чем санкции правовых норм.

Религиозные нормы имеют достаточно специфическое словесное и смысловое выражение. Текст религиозных источников во многих случаях является либо двусмысленным, либо требующим специального толкования, которое могут дать лишь священнослужители.

Однако следует признать, что главные заповеди большинства мировых религий имеют много общего друг с другом, а также с моралью и правом (“не убий”, “не укради”), что свидетельствует об их общем исходном начале, сформировавшемся в первобытную эпоху.

В современном мире имеется ряд государств, где право и религия теснейшим образом связаны. Речь идет о мусульманском праве и индусском праве, объединяемых в религиозную правовую семью.

В европейских государствах право и религия все больше обособляются друг от друга, но в это обособление не должно приводить к противостоянию. Правовые и религиозные нормы должны дополнять друг друга. Полное разрушение основ религии не принесет пользы праву, поскольку оставшиеся без защиты формировавшиеся тысячелетиями ценности будут либо забыты, либо получат несвойственную им (а посему и малоэффективную) правовую или иную регламентацию.

Многие люди верят в нечто великое и разумное, что управляет Вселенной. В разное время и в разных религиях эта высшая сила называется по-разному, однако это не меняет смысла. В христианской религии человек должен соблюдать заповеди, и тогда он может надеяться на то, что попадет в рай. В традиции мусульманства верующий должен жить правомерно, и тогда после смерти он также должен попасть к Аллаху. Что касается буддизма, то в этой религии людям необходимо постигать законы кармы, делать добро. В таком случае через множество перерождений, когда будут отданы все «долги», человек попадает в Нирвану.

Цель религий - улучшение человека

Можно привести немало примеров религиозных норм. В каждой из религий имеются свои пути, которые позволяют достичь просветления, блага в загробной жизни. С помощью этих путей человек имеет возможность прожить благочестивую жизнь, получить заступничество высших сил. Во всех священных книгах, по сути, людям предлагается одно и то же послание - «человек должен становиться лучше». Если же он будет вести себя «плохо», то будет наказан высшими силами, подобно тому, как наказываются малые дети.

Молитва в православии

Одна из основных религиозных норм, присущая, по крайней мере, двум из мировых религий, - это молитва. В мусульманстве верующий совершает намаз. В христианской традиции также обязательно обращение к богу. Молитва, по мнению многих верующих, является бесценным даром небес для человека, позволяющим обуздать беспокойный ум. Она позволяет установить тесную связь между грешными людьми и высшими силами.

При этом в православии верующий человек, которых хотел бы правильно соблюдать эту религиозную норму, должен молиться правильно. Верующий должен молиться дома, а также в храме. Святые отцы учат, что если человек не будет совершать молитвы в повседневной жизни, он не станет ходить и в храм; с другой стороны, тот, кто в стенах церкви читает священные тексты рассеянно, не сможет правильно возносить прошения высшим силам и дома. Именно поэтому выполнение данного примера религиозной нормы по канонам православия должно проводиться и дома, и в стенах храма.

Намаз

Обязательны моления и в мусульманстве. В данной традиции молитва называется намазом, и включает в себя строго определенные телодвижения, сопровождаемые чтением небольших молитвенных формул, а также сур из Корана. Намаз является одним из ярких примеров религиозной нормы. Мусульманин должен исполнять ее пятикратно в течение дня. При этом перед намазом необходимо выполнить ряд обязательных действий - омыть руки и ноги, очистить молитвенное место, привести мысли в порядок. Все молитвы должны исполняться только на арабском языке. Пятикратная молитва чтится всеми правоверными мусульманами как завет, данный человеку самим Аллахом.

Медитация в буддизме

Медитацию также можно назвать примером религиозной нормы в данной традиции. Ведь для буддийского монаха одной из основных задач является обуздание беспокойного ума, в котором и кроется первопричина страданий человека. Победив ум, буддист может прийти к просветлению, а если ему этого сделать не удастся, то он упадет в пропасть бесконечных желаний и тяжкого страдания. Работа над собой в буддийской традиции осуществляется при помощи регулярных, длительных медитаций.

Другие религиозные нормы буддизма

В буддизме есть немало правил. Считается, что, соблюдая их, человек может рассчитывать на долгую и счастливую жизнь. Основными нормами буддизма для мирян являются следующие: вести простую и скромную жизнь, сохранять супружескую верность, не врать, не убивать, а также воздерживаться от употребления наркотиков. Большинство из перечисленных норм можно встретить и в других религиозных традициях.

Необходимость трудиться

Буддизм призывает человека к активным практическим действиям. Считается, что если человек не желает трудиться, несмотря на силы и молодость, у него нет никаких шансов стать просветленным. Деятельность человека должна быть гармоничной, не вступать в противоречие с внешним миром. Кроме того, в буддизме существует понятие «счастье богатства». Это ощущение приходит к человеку в том случае, когда он смог ценой тяжелого и длительного труда добыть свое сокровище. Тогда его богатство приносит ему радость.

Труд является также и примером религиозной социальной нормы в православии. Трудолюбие является добродетелью в данной традиции. Считается, что в сочетании с молитвой и постом работа способна освободить верующего от скверны. Благословение на труд было дано богом еще во времена Ветхого Завета, когда Адаму было заповедано «хранить и возделывать сад».

Примером религиозной нормы является труд и в мусульманстве. Труд для любого верующего является ежедневной обязанностью, задачей, поставленной на каждый день. Работа представляет собой не только обязанность всех пророков и божьих посланников; это еще и обязательное условие поклонения высшим силам. Человек обязательно должен трудиться, ведь если он не потратит свои силы на благое дело, то обязательно израсходует свою энергию на нечто скверное.

Воздержание в пище у мусульман

Пост является одним из важнейших примеров религиозной нормы из жизни мусульман. Тот, кто хочет исполнить данное действие, должен придерживаться ряда правил. Во-первых, не принимается пост у того, кто не принадлежит к мусульманской религиозной традиции. Во-вторых, желающий поститься должен быть в здравом уме. Также он должен достичь половой зрелости. Поститься может только тот, кто физически может это сделать. К примеру, освобождается от обязанности поститься пожилой или больной человек, беременная женщина. При условии соблюдения этих условий пост для человека является необходимым. Одним из важнейших постов для мусульман является священный месяц Рамадан. Каждый мусульманин должен держать пост в это время. Необходимо воздерживаться от питья, еды, курения от рассвета и до заката.

Православный пост

В ответ на вопрос «Приведите примеры религиозных норм» можно рассказать и о важности поста в жизни православного верующего. Воздержание в православной церкви бывает однодневным и многодневным. К первой категории относится пост по средам и пятницам. К многодневным постам в первую очередь относят Великий пост. При этом физический пост должен соединяться с духовным. Верующий человек обязан воздерживаться от пустых разговоров, ненужных зрелищ, от всего, что может возбудить его чувственность и рассеять разум.

Соотношение религии и права

Религиозно-правовые нормы - это исторически сложившаяся форма правовых норм, источником которых является воля высшего создания (божества), которая выражается в священных текстах. Вся совокупность религиозно-правовых норм, базирующаяся на религиозном праве, носит название религиозно-правовой семьи. Есть немало примеров, как соотносятся религиозные и правовые нормы. Как правило, соблюдение первой категории предписаний не является принудительным. Человек исполняет законы своей религии по желанию. Однако в некоторых случаях правила, относящиеся к обеим категориям, совпадают, и являются обязательными для исполнения. Примером религиозной нормы права может быть запрещение воровства или убийства. Как светское право, так и религиозное, предусматривает наказание за эти деяния. Есть также и государства, где законы религии совпадают с законами государства. К примеру, это Саудовская Аравия, некоторые мусульманские страны.

Ношение головного убора в православии

Тем школьникам или студентам, которым нужно назвать 3 примера религиозных норм, необходимо выбрать для себя любые предписания из той или иной конфессии. Например, практически в каждой религии одной из важнейших норм является запрет на убийство, воровство. Также ярким примером подобной нормы является обязательность ношения головного убора в храме для православных женщин и ношение хиджаба для мусульманок.

Согласно православной традиции, женщины должны носить платок в знак для ангелов. Также головной убор символизирует покровительство мужчины над женщиной. Когда-то ношение платка было принято только для замужних женщин. В православной семье женщина - это образ церкви, а мужчина - это образ Христа. Смысл ношения платка заключается в том, чтобы показать духовную красоту женщины. Покрытая платком голова является символом скромности, готовности соблюдать религиозную норму.

Хиджаб

В мусульманской традиции хиджаб символизирует чистоту и достоинство женщины. В действительности, данный вид одежды зародился еще до возникновения исламской религии. Девушки и женщины в Месопотамии носили платок, чтобы подчеркнуть свои социальный статус. Так богатые и уважаемые дамы отличались от тех, кто принадлежал к среднему классу. Сейчас большая часть мусульманок начинает одеваться в хиджаб по достижении половой зрелости. Данный тип одежды символизирует приверженность мусульманской традиции, определяет статус женщины в общении, свидетельствует о почтении своей веры. Считается, что хиджаб позволяет сберечь скромность не только девушкам, но и мусульманским мужчинам, охраняя их от ненужных взглядов на женщин. Таким образом, хиджаб позволяет видеть внутреннюю красоту мусульманки, а не внешность.

Головной убор в иудаизме

Иудаизм не относится к самым крупным мировым религиям, однако в нем можно также найти немало примеров религиозных норм. Например, ношение головного убора под названием кипа. Когда-то мудрецы запрещали ходить обычным людям с непокрытой головой, ведь над человечеством есть Всевышний. Головной убор символизирует послушание высшим силам и смирение. Постепенно ношение кипы стало признаком еврея -точно также, как и празднование шаббата или ношение цицит (особенных кисточек из шерстяных ниток, привязываемых к углам одежды).

Кипу носят даже мальчики в возрасте до 13 лет, который еще пока не должен исполнять заповеди торы. Ответственность за это целиком и полностью лежит на его родителях. Женщина в иудаизме также должна носить головной убор, однако по другой причине. Считается, что посторонние мужчины не должны лицезреть волос чужих жен. Если же они не закрывают их, то это расценивается как нарушение скромности.

Другое название кипы - ермолка. Ношение данного головного убора в иудаизме демонстрирует поклонение Богу. Если в христианской традиции мужчина не должен покрывать голову, то в иудейской - наоборот. Чтение Торы и молитва производятся только при условии ношения кипы.

Понятие и общая характеристика религиозных норм права

Одними из древнейших регуляторов общественных отношений, возникших практически одновременно с обычаями и выступившими в качестве предпосылок современных правовых норм, признаются религиозные нормы.

Проводя характеристику религиозных норм, следует обратить внимание на то, что их отличает широкое разнообразие, обусловленное разнообразием существующих в настоящее время и существовавших исторически религиозных течений и направлений. Соответствующие религиозно-правовые предписания вытекают из сущности религиозных постулатов той или иной конфессии, и отличаются свойствами обязательности для всех последователей конкретного вероисповедания.

С точки зрения внешнего закрепления, источниками религиозных норм выступают разного рода священные писания, религиозные книги, в содержании которых отражаются обязательные запреты, обязывания, а также те или иные дозволения и предписания.

Сакральный характер религиозно-правовых норм предопределил их значительное влияние на жизнь общества в тех странах, где было сильно влияние самой религии. Более того, во многих странах религия по-прежнему сохраняет значительные позиции в упорядочении разнообразных сфер общественной жизни, однако нельзя не признать, что ее влияние постепенно ослабевает, и чаще всего сохраняется в силу существования многовековой традиции, а не почитания божества или страха перед божественной карой.

Таким образом, исходя из обозначенных признаков может быть сформулировано следующее определение религиозных норм:

Определение 1

Религиозные нормы – совокупность установленных в священных писаниях правил поведения, регламентирующих отношения верующих к богу и церкви, вопросы организации и функционирования религиозных организаций, а также общественные отношения, складывающиеся между верующими, а равно между верующими и иноверцами

Примеры норм мусульманского права

Переходя к непосредственной характеристике конкретных примеров религиозных норм, представляется целесообразным обратиться непосредственно к регулятивным нормам, воспринятым в рамках тех или иных конфессий.

Так, в мусульманском праве большое внимание уделено регулированию вопросов брака и семьи. При этом в числе конкретных норм, воспринятых в соответствующей сфере можно назвать:

  • Для заключения брака достаточно согласия отца (опекуна) невесты;
  • Особые правила о вероисповедании супруга: мусульманкам запрещено выходить замуж за немусульманина, а мужчинам разрешается вступать в брак с христианками или иудейками;
  • Детально регламентированная процедура бракосочетания, состоящая из четырех этапов: сватовства, передаче невесты в дом жениха, свадебного торжества, фактического вступления в брачные отношения, после которого начатый процесс бракосочетания считается свершившимся;
  • Запрет на вступление в брак с близкими родственниками;
  • Допускается многоженство (до четырех жен);
  • Отдельные правила о возрасте совершеннолетия (различаются у последователей отдельных течений ислама).

Наряду с брачно-семейными отношениями, нормами мусульманского права детально регламентировано вопросы уголовного права. Причем на религиозных догматах основано большинство уголовно-правовых вопросов, начиная с определения преступности и его тяжести.

В частности, нормами мусульманского права устанавливалось пять основных ценностей ислама: религия, жизнь, разум, продолжение рода и собственность. Значение выделения соответствующих категорий состоит в том, что посягательство на обозначенные ценности признавались наиболее тяжкими и закономерно влекли более серьезное наказание.

Также устанавливалась классификация видов преступных посягательств:

  • Хадд – преступления, посягающие на, так называемые, «права Аллаха», то есть связанные с преступным нарушением основных ценностей ислама (вероотступничество, бунт, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, и т.д.);
  • Тазир – деяния, ответственность за которые определяется по усмотрению суда (неисполнение религиозных обязанностей, взяточничество, нарушение мусульманской морали). В качестве меры ответственности за соответствующие деяния предусматривается применение устного порицания, телесных наказаний, штраф, и даже лишение свободы, однако они не назначаются в случае раскаяния виновного или прощения правонарушителя потерпевшим;
  • Кисас – категория преступлений, охватывающая наибольшее число преступлений против личности, включая убийство и причинение вреда здоровью.

Примеры норм индуистского права

Еще одной религиозной правовой системой, сохраняющей большое значение в современном мире выступает индуистская правовая система, регулятивное воздействие которой распространяется, по различным оценкам на около 1 млрд последователей индуизма по всему миру.

Наиболее значимой и известной нормой индуистского права выступает утверждение о существовании данных от рождения социальных иерархических категорий, каждой из которых присуща собственная система прав, обязанностей и моральных догм.

В этой связи, также установлено, что каждому человеку надлежит себя вести в строгом соответствии с тем, как это предписано для его социальной касты.

При этом также следует обратить внимание на то, что индуистское право вобрало в себя множество древних обычаев, в связи с чем, нередко подчеркивается его обычный характер. Причем соответствующие обычаи весьма разнообразны, и каждая каста (подкаста) следует своим собственным традициям и обычаям в выборе форм каждодневного социального взаимодействия.

Замечание 1

В индуистском праве также установлены нормы о том, что разрешение местных споров относится к ведению Собрания касты, с учетом мнения общественности. При этом соответствующему собранию принадлежат и значительные властные полномочия.

Нормативно предусматривается также определенный аналог аналогии права, в силу которого, при отсутствии определенной нормы по конкретному вопросу, индуистское право относит решение конкретного вопроса к полномочию судьи, разрешающего его по совести и справедливости.



просмотров