Разве бог любит нечестивых грешников? Грехи против бога, себя и ближнего

Разве бог любит нечестивых грешников? Грехи против бога, себя и ближнего

Ненависть ко греху

Еще схоласты [богословы средних веков] различали два типа ненависти: ненависть к мерзости и ненависть к вражде.

Рассмотрим по порядку. Сперва приходит ненависть или отвращение к мерзости: «и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши» (Иез. 36:31). Истинно кающийся грешник — ненавистник греха. Если человек отвращается от того, что причиняет боль его желудку, то тем более он будет ненавидеть то, что мучает его совесть.

Возненавидеть грех — это больше, чем оставить его. Каждый может оставить грех из страха, как во время шторма выбрасывают за борт и столовое серебро, и драгоценные камни, но отвращение ко греху доказывает ненависть к нему. Христа невозможно полюбить до тех пор, пока грех не станет омерзительным. И небо не будет страстно желаемым, пока грех не будет вызывать отвращение. Когда душа видит, как истекает кровь, она взывает: «Господь, когда Ты избавишь меня от этого тела смерти? Когда я сброшу эти запятнанные одежды греха и мне возложат на голову чистый кидар славы? (Зах. 3:4-5) И пусть моя любовь к себе превратится в ненависть». Мы никогда так не драгоценны в глазах Божиих, как тогда, когда мы прокаженные в своих.

Во-вторых, следует ненависть к вражде. Нет лучше средства для познания жизни, как только через движение. Глаза двигаются, пульс бьется. Так и чтобы определить покаяние — нет признака лучше, чем праведное отвращение ко греху. «Ненависть, — говорил Цицерон [известный оратор и государственный деятель последнего века перед рождением Христа], — это гнев, ставший хроническим». Настоящее покаяние начинается в любви к Богу и заканчивается в ненависти ко греху.

Как распознать истинную ненависть ко греху?

1. Когда дух человека противиться греху

Не только язык должен ругать грех, но и сердце -ненавидеть. Так даже если и появится необычайно разукрашенный грех, то он будет нам отвратителен, как отвратителен нам портрет того, кого мы смертельно ненавидим, даже если он прекрасно написан. Не люблю тебя, Сабиди. [Эпиграмма римского писателя Марциала.] Предположим, что блюдо, наконец, приготовлено, и соус замечательный, но если человек терпеть не может мяса, то он и не будет его пробовать. И пусть даже дьявол приготавливает из греха приятное и многообещающее блюдо, поливая его аппетитным соусом, искренний кающийся грешник всем своим существом будет питать отвращение и не притронется к нему.

2. Истинная ненависть ко греху универсальна

Истинная ненависть ко греху универсальна в двух направлениях: к способности грешить и к самому греху.

(1) Ненависть универсальна в отношении к способности грешить, то есть, отвращение ко греху присутствует не только в рассуждениях, но и в желании и любви. Часто человек убежден, что грех отвратителен и в своем рассуждении он ненавидит его, однако все еще находит в нем сладость и имеет в нем тайное наслаждение. Здесь отвращение от греха в рассуждениях, но любовь к нему на деле; тогда как в истинном покаянии ненависть ко греху проявляется во всех способностях, и не только в интеллектуальных, но главным образом в волевых: «Что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). И несмотря на то, что Павел не был свободен от греха, его желание все же было против него.

(2) Ненависть универсальна по отношению к греху. Тот, кто ненавидит один грех, тот ненавидит и все. Аристотель [древнегреческий философ, логик, метафизик и «отец естественных наук» (4 век до н.э.)] говорил о ненависти ко всему роду. Тот, кто ненавидит одну змею, ненавидит всех змей: «Ненавижу всякий путь лжи» (Пс. 118:104). Лицемеры ненавидят грехи, которые вредят их репутации, а истинно обращенный испытывает отвращение ко всем грехам: выгодным и несущим неприятности, ко всякому проявлению растления. Павел ненавидел закон греха (Рим 7:23).

3. Истинная ненависть ко греху проявляется в отношении всех его форм

Праведное сердце питает отвращение ко греху за то, что он оскверняет человека изнутри. Грех оставляет пятна на душе. Возрожденный духовно человек ненавидит грех не только за проклятие, которое он влечет за собой, но и за болезнь, которую он приносит. Он питает отвращение к этому змею не только за его жало, но и за его яд. Возрожденный ненавидит грех не только из-за ада, но и как ад.

4. Истинная ненависть непримирима

Никогда уже не может быть примирения с грехом. Если гнев еще можно примирить, то ненависть примирить нельзя. Ко греху, как Амалику, никогда уже не будет благоволения. Война между дитем Божьим и грехом, подобна войне между двумя царями: «Между Ровоамом и Иеровоамам была война во все дни жизни их» (3 Цар. 14:30).

5. Настоящая ненависть противится не только греху, находящемуся в нас, но и в других тоже

Ефесская церковь не могла сносить развратных (Откр. 2:2). Павел резко осудил Петра за его лицемерие, несмотря на то, что он (Петр) был апостолом. Христос в праведном гневе выгнал меновщиков из храма (Ин. 2:15). Он не мог позволить, чтобы храм превратили в дом торговли. Неемия строго выговорил знатнейшим за их ростовщичество (Неем. 5:7) и за осквернение дня субботнего (Неем. 13:17). Ненавистник греха не будет терпеть зла и в своей семье: «Не будет жить в доме моем поступающий коварно» (Пс. 100:7). Какой позор, что мироправители могут показать характер в порыве гнева и не проявить героического духа в подавлении зла. Те, у кого нет антипатии ко греху, чужды покаянию. Грех, который в них, как яд в змее, естественен для них и доставляет им удовольствие.

Как далеки от покаяния те, кто вместо того, чтобы ненавидеть, любят грех! Для верующего грех, как сучок в глазу; для нечестивого, как корона на голове: «когда, делая зло, ты радуешься» (Иер. 11:15). Любить грех — это хуже, чем его делать. Хороший человек может впасть в грех необдуманно, но любить грех — это безрассудство. Что делает свинью свиньей, как не любовь ее валяться в грязи? И что делает дьявола дьяволом, как не любовь его к тому, что противно Богу? Любовь ко греху показывает, что грех является желанным, и чем больше желание греха, тем больше грех. Но произвольно делающий грех не может очиститься от греха через жертву (Евр. 10:26).

О как много тех, кто любят запретный плод! Они любят богохульства и прелюбодеяние; они любят грех и ненавидят порицание. Соломон говорил о сынах человеческих «безумие в сердце их, в жизни их» (Еккл. 9:3). Так, для людей любить грех, значит обнимать смерть, играя с проклятьем; «безумие в сердце их».

Это побуждает нас проявлять покаяние сильной ненавистью ко греху. Крокодил и скорпион относятся друг к другу со смертельной ненавистью; так же должно быть между сердцем и грехом.

Вопрос: Что есть такого во грехе, что могло бы заставить кающегося грешника ненавидеть его?

Ответ: Грех ужасен, это самое уродливое чудовище. Апостол Павел использует очень выразительное слово, чтобы подчеркнуть это: «так что грех становится крайне грешен» (Рим. 7:13); или как в греческом, «гиперболически грешен». То, что грех является гиперболическим злом и заслуживает ненависти, станет понятным, если мы посмотрим на грех с четырех точек зрения:

(1) Посмотрите на происхождение греха, откуда он появляется. Его родословная берет свое начало в аду: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил» (1 Ин. 3:8). Грех — это работа, присущая дьяволу. Бог прилагает руку к тому, чтобы поставить грех на место, Сатана же прилагает руку к тому, чтобы привести его в действие. Как отвратительно делать то, что свойственно Сатане, то, что делает людей его прислужниками.

(2) Посмотрите на грех в его сущности, и он окажется очень отвратительным. Обратите внимание, как Писание определяет его: он бесчестит Бога (Рим. 2:23); бесславит Бога (1 Цар. 2:30); раздражает Бога (Иез. 16:43); затрудняет Бога (Ис. 7:13); разбивает сердце Бога, как сердце любящего мужа разбивается не целомудренным поведением жены: «Меня разбили их блудные сердца» (Иез. 6:9) [Данный стих переведен дословно с англ, варианта перевода Библии. — Прим. перев.]. Грех снова распинает Христа и выставляет его на открытое поругание (Евр. 6:6); так бесстыдные грешники пронзают Христа в Его святости, и будь Он сейчас на земле, они распяли бы Его вновь. Посмотрите же на отвратительную сущность греха.

(3) Посмотрите на грех в сравнении, и он окажется ужасным. Сравните грех с бедствием и адом, и он будет хуже их обоих. Он хуже, чем бедствие: болезнь, нищета, смерть. В капле греха больше зла, чем в океане несчастия, потому что грех является причиной несчастия, а причина важнее следствия. Меч Божьей справедливости лежит спокойно в ножнах, пока его не вытащит грех. Страдание полезно для нас: «Благо мне, что я пострадал» (Пс. 118:71). Страдания приводят к покаянию (2 Пар. 33:12). Когда ранят змею, она извергает свой яд; так же, когда нас бьет Божий бич, мы выплевываем яд греха. Страдание совершенствует наше милосердие. Золото становится чистейшим, а аромат можжевельника приятнейшим — в огне. Скорбь предотвращает проклятие (1 Кор. 11:32) Поэтому император Маврикий [римский император шестого века] молил Бога наказать его сейчас в этой жизни, чтобы он не имел страданий после. Так, в несчастии много того, что служит для нашей пользы, в грехе же ничего хорошего. Страдания Манассии привели его к смирению, а грех Иуды довел его до безумия.

Страдание достигает только тела, а грех идет дальше: он отравляет разум, приводит к болезням. Горе лишь исправляет, грех же разрушает. Страдание может только забрать жизнь, грех же забирает душу (Лк. 12:20). У человека, который переносит страдания, совесть может оставаться спокойной. Когда ковчег носился по волнам, Ной мог петь в нем. Когда тело страдает и мечется, христианин может воспевать в сердце своем Богу (Еф. 5:19). Но, когда человек совершает грех, в его совесть вселяется ужас. Спира после отречения от веры сказал, что проклятые духи, он думает, не претерпевают тех мучений, которые он претерпел внутри себя. [Спира — известный юрист, живший возле Венеции в период реформации (16 в.). Он вышел из католицизма и принял протестантскую веру, но позже отрекся и умер в отчаянии в 1548 г. Его Жизнь была напечатана в Женеве в 1550 г. с предисловием Жана Кальвина. Джон Буньян был глубоко поражен тем, что произошло со Спирой. Это он, несомненно, представлен в Путешествии Пилигрима человеком в железной клетке в Доме Истолкователя.]

В страданиях можно иметь любовь Божию (Откр. 3:19). Если бы один человек бросил сумку денег другому, и при этом поранил бы его немного и сорвал кожу, тот бы не отнесся к этому с недовольством, но воспринял бы это как плод любви. Так, когда Бог причиняет нам боль страданиями, это для того, чтобы обогатить нас дорогими милостями и утешить своим Духом. Но когда мы совершаем грех, Бог удаляет Свою любовь. Когда Давид согрешил, он не чувствовал ничего, кроме недовольства Бога: «Облако и мрак окрест Его» (Пс. 96:2) Именно так Давид и воспринял это. Он не мог видеть ни радугу, ни солнечный луч, ничего кроме облаков и мрака вокруг Божьего лика.

То, что грех хуже страдания, очевидно из того, что величайшее наказание, которое Бог может возложить на человека в этой жизни, это позволить грешить ему без контроля. Когда недовольство Господа возгорается с наибольшей силой против человека, Он не говорит: «Я наведу меч и язву на этого человека, но пусть он грешит». «Потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» (Пс. 80:13). Так, если оставление человека с его грехом (по мнению Самого Бога) — самое страшное зло, значит грех намного хуже бедствия. И если это так, то каким ненавистным он должен быть для нас!

Сравните грех с адом и вы увидите, что грех хуже. Ад — это место страшных мучений, и, тем не менее, ничего нет хуже греха. Ад сотворен Богом, но грех не Его творение. Грех — это дьявольское произведение. Мучения ада являются бременем только для грешника, грех же тяжесть для Бога: «Я придавлен вами, как придавлена колесница, нагруженная снопами» (Ам. 2:13) [Здесь имеет место расхождение в английском и русском переводах Библии. — Прим. перев.]. В мучениях ада есть что-то положительное, а именно: исполнение божественной справедливости. И если справедливость найдена в аду, то грех — пример величайшей несправедливости. Он обворовывает Бога в Его славе, Христа в Его приобретении, душу в ее счастье. Рассудите теперь, разве грех не самое отвратительное, что только может быть, что даже хуже страданий и ада.

(4) Взгляните на результат и последствия греха, и он окажется отвратительным. Грех достигает тела. Он подвергает его множеству страданий. Мы приходим в мир с криком, и уходим со вздохом. Это заставляло Троянцев плакать в день рождения их детей, как писал Геродот, когда они рассуждали о бедствиях, которые их дети должны будут переносить в мире. Грех это Троянский конь, из которого выходит целая армия бед. [Ссылка на поэму греческого поэта Гомера о деревянном коне, в котором спрятались солдаты, и с помощью которого греки захватили Трою (рядом с Дарданеллами). Одна из наиболее известных поэм, дошедшая до нас из древности.] И нет нужды называть их, потому что почти каждый с ними знаком. В то время как мы высасываем мед, нас пронзает боль от уколов эрики. [Медоносное растение. — Прим. перев.] Грех расплескивает вино нашего утешения, и выкапывает нам могилу (Рим. 5:12).

Грех достигает души. Из-за греха мы потеряли образ Божий, который включал нашу святость и наше величие. Адам в первоначальной своей славе был подобен глашатому, на котором — гербовый щит. Все уважают его, потому что он носит царский гербовый щит, но уберите этот щит, и ни один человек не обратит на него внимания. Грех совершил это бесчестие с нами. Он сорвал с нас одежду невинности. Но это еще не все. Эта остистая стрела греха хотела бы проникнуть еще глубже. Грех навсегда желал бы разделить нас с возможностью лицезреть Бога, в присутствии которого полнота радости. И если грех так гиперболически грешен, то это должно увеличить наше раздражение и возбудить наше неумолимое негодование против него. Ненависть Амнона к Фамари была сильнее любви, которую он имел к ней (2 Цар. 13:15). Так и мы должны ненавидеть грех бесконечно больше, чем когда-то любили его.

Сказано: чтобы научиться не осуждать, надо разделить грех и грешника: первый - ненавидеть, второго любить. Но почему всегда хочется разобраться с человеком, как-то удобнее и проще ненавидеть грешника, даже самого себя, когда грешишь, а не «абстрактный» грех?
Размышляет священник Игорь ПРЕКУП.

Споручница грешных. Современная икона Богоматери.

В чем мудры змии и кротки голуби

Любовь к грешнику и ненависть к греху в нем? - Какой абсурд!
Абсурд?.. - Знакомо. Тертуллиану приписывают афоризм: «Верую, потому что абсурдно» (Credo quia absurdum est).

А вот еще один христианский, уже евангельский «абсурд»: «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10; 16), - наставляет апостолов Господь. Что может объединять змею и голубя? Чем это поможет любить грешника и ненавидеть грех?

Комментируя слова Христа, прп. Варсонуфий Великий пишет: «Кто мудрость змия в отношении зла соединит с незлобием голубя в отношении добра, тот не допустит мудрости своей смешаться с лукавством и простоте своей быть несмысленною».

Прп. Исидор Пелусиот об этом говорит так: «Мудрость, растворенная простотою, есть некое божественное достояние и, скажу даже, составляет самую совершенную добродетель. Но если одна от другой отделена, то мудрость впадает в лукавство, а простота кончает глупостью; потому что первая способна делать злое, а последняя - обманываться».

Итак, мудрость змеи и незлобие голубя хороши именно в своем сочетании. Их творческий синтез поможет нам, во-первых, распознать грех и даже того, кто за ним стоит (см. ниже), во-вторых, сдержать свои эмоции, проконтролировать чувство обиды и гнева.

Как ненавидеть грех правильно?

Но как же быть в самим злом, причиненным нам? Надо ли опустить руки и позволить злу оставаться безнаказанным? Ну, во-первых, зло в итоге безнаказанным не окажется в любом случае. Не стоит забывать про «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12; 19). Уже в том, что Бог попускает впадать в грех-наказание, другое дело, вразумляется ли наказуемый этим попущением?

Но вот что особенно важно понять: когда мы рассуждаем о безнаказанности зла, мы опять же переживаем о безнаказанности не зла, а злодеев . Причем не столько о безнаказанности как таковой (ведь в самом попущении зла уже состоит наказание), сколько об отсутствии возмездия за зло. И справедливо переживаем, потому что видимая безнаказанность развращает злодея и вводит в соблазн окружающих: одних побуждая вслед за ним творить зло (не карается, значит, можно), других - беспомощно опускать руки. Между тем, именно злу надо препятствовать осуществляться и распространяться. Отсюда - разборчивость в средствах.

Вся «абсурдность» новозаветного нравственного сознания в этом целеполагании: истреблять зло, но само зло в целом, не зацикливаясь на отдельных точках его проявления, но удерживая в поле зрения все пространство, дабы зло, как будто бы эффективно подавляемое нами на каком-то видимом участке, внезапно не зашло нам с тыла. И здесь не обойтись без сочетания змеиной мудрости с простотою голубя.

С «человеческой» точки зрения - это абсурд: отдавать предпочтение решению глобальной проблемы перед кажущейся насущной. Однако ключевое слово - «кажущейся». Свящ. Александр Ельчанинов писал в своем дневнике: «Божье - любить ненавидящих. Дьявольское - ненавидеть, оскорблять любящих. Человеческое - любить любящих, ненавидеть ненавидящих».

Всякий раз, когда мы сталкиваемся со злом, перед нами встает вопрос: чьи мы? Ведь «Божье» у о. Александра не означает лишь то, что свойственно исключительно Богу, но то, что «по Нему», что уподобляет и приобщает Ему , роднит с Ним, согласно словам Христа: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5; 43-45). То есть сказано предельно ясно: если хотите быть сынами Отца Небесного, поступайте так-то и так-то… Нам это неприемлемо? Вольному - воля. Это родственников по плоти мы не выбираем, а быть чадами Божиими или нет - наш выбор, который осуществляется принятием или отвержением ига Христовых заповедей.

«По-человечески» - все очень просто и понятно каждому. «По-Божиему», на «человеческий» взгляд - красиво, да, но… как-то нереально, что ли?.. О какой еще кротости, о какой любви к врагам вообще всерьез можно говорить?! Нет, жизнь есть жизнь, и нечего тут выдумывать. Будешь мямлить - затопчут. Что значит любить врагов? Ближнего любить - это понятно: своих родственников, друзей, но врагов? Где моя благодарность друзьям, ведь я к ним отношусь как к врагам, если врагов я люблю?


Кадр из фильма "Русалка" (1996). Мультипликатор Александр ПЕТРОВ

Враг - тоже ближний

Для начала стоит обратить внимание, что понятие «ближний» не тождественно понятиям «близкий», «друг», «родственник». Ближний - это необязательно тот, кто мне близок по духу или по плоти. Это человек, с которым я вступил в общение (быть может, мимолетное, по долгу службы или находясь в одной очереди), а то и не вступил, просто человек оказался поблизости, в досягаемости моего зрения и слуха.

Благодаря современным средствам коммуникации круг наших ближних значительно расширился: о чьих-то проблемах мы узнаем из СМИ и эти люди, хотим мы того или нет, становятся нашими ближними, потому что мы можем так или иначе отреагировать на информацию; с кем-то мы вступаем в общение, случайно пересекаясь в интернете, и уже не можем списать все на «виртуальную реальность» (люди-то настоящие).

И враг мой - тоже ближний. Да, чуждый мне по многим признакам, но единый со мной по богоподобной природе и близкий по факту пересечения в одном пространстве - ближний.

Одно дело, если у меня не получается любить врагов, другое - когда я не хочу этого. Внешне, вроде бы, одно и то же, а суть принципиально иная. Первое - неудача блудного сына на пути в Отчий дом, второе - уклонение от пути . А Царство Божие - не Рим, чтобы туда все дороги вели.

Но как быть с тем, что «затопчут», что, в конце концов, безнравственно - позволять злодеям торжествовать и распоясываться?

Насчет первого ничего не поделаешь, иногда надо выбирать: угодничание перед миром или угождение Богу. Евангелие указывает крестный путь, а «слово о кресте для погибающих юродство есть» (1 Кор. 1; 18). Поэтому непонимание неизбежно. И не только среди «нецерковной общественности». Однако сбывается слово Господне: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15; 20).

«Затопчут»?.. Потопчут - да. Но затопчут - это, как показывает церковная история, вряд ли.

Итак, «кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей, но с демонами заключает мир, кто памятозлобствует на брата», - пишет прп. Нил Синайский монаху Евлогию.

Из этих слов нет оснований делать выводы о невменяемости человеку его греха. Каждый ответственен за свои поступки, за состояние души, потому что по дару свободной воли мы постоянно делаем выбор, каким помыслам оказывать предпочтение, какие принимать, какие отвергать, трудиться ли над собой или пускать душу на самотек страстей.

Да, человек «удобопреклонен ко греху», немощен, болен грехом, и порой не только немощен и болен, а сознательно служит злу. Грань между этими двумя стадиями душевного заболевания не столь четкая, как нам бы хотелось.

Но опасно забывать о том, что источник зла, его первопричина - «духовный и началозлобный змий», «человекоубийца от начала… лжец и отец лжи» (Ин. 8; 44), с подачи которого мы и упускаем из внимания, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6; 12).

Какие же выводы из всего этого следуют? Что закоренелых грешников надо отстреливать как бешеных собак? Или, может, наоборот, раз это болезнь, мы не можем вменять человеку его преступление, ведь его таким «сделали» родители своим дурным воспитанием или психотравмами, общество своим равнодушием или, наоборот, жестокостью, диавол, наконец, вернее, изначально он, раз от него греховные помыслы исходят?

Здесь уместно вспомнить, что крайности - от диавола. Да, мы все больны и должны лечиться. Да, источник болезни - не в человеке, но… в человеке, в его свободном выборе - причина перехода болезни в «открытую форму». Человек морально ответственен за свое физическое и психическое здоровье настолько, насколько он в состоянии что-то предпринимать со своей стороны. А если не в состоянии, подлежит карантину, порой - насильно.
Но как бы вы отнеслись к врачу, который презирает своего пациента за его «неприятную» болезнь?

Больно видеть, как психиатр брезгливо относится к пациенту, презирая его за душевные вывихи. Так же скверно (и даже хуже), когда мы переносим свое здоровое неприятие греха на человека, пораженного им. Не менее плохо, когда мы, осознавая порабощенного греху человека больным, опускаем руки, вместо того, чтобы дать ему почувствовать собственную ответственность за то, что его болезнь запущена, или, как минимум, защитить от него невинных людей.

Был ли христианином Кот Леопольд?

Что же касается «безнравственности» христианской кротости и всепрощения, проистекающих из любви к Богу и ближнему, то на этом стоит остановиться особо. Кто сказал, что любовь к врагам предполагает потворство им? Какой светильник веры заявил, что Кот Леопольд - «правило веры и образ кротости»? Напротив, свт. Иоанн Златоуст в толковании Заповедей Блаженств говорит: «Когда мы, видя других оскорбленными, не защищаем их, а молчим, это - малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это - кротость. Что такое дерзновение? Опять то же самое, т.е. когда мы ратоборствуем за других. А что дерзость? Когда мы стараемся мстить за самих себя. <...> Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и весьма высокую душу». «Раб Христов более познается по кротости своего нрава, нежели по имени, которое дали ему родители. <...> Кроткий есть отец сирот, защитник вдовиц, покровитель бедности, помощник притесняемых, всегда защищающий справедливое».

Случай из жизни

Хочу привести пример из моей пастырской практики. В нем, на мой взгляд, человек убедительно боролся с грехом, но был милостив к грешнику.

В семье моей многодетной прихожанки Татьяны вскрылась беда: ее муж оказался педофилом, жертва - ее дочь от первого брака. Вскрылось уже постфактум. К тому времени девочка уже два года находила в себе силы бороться (началось все, когда ей было 9 лет, а к 14-ти она окрепла физически и морально настолько, чтобы отвергать домогательства отчима). Матери она ничего не рассказывала, потому как отчим нашел веский, хотя и банальный, аргумент: «Представляешь, что мама с собой сделает, если узнает?»
Когда Татьяна обо всем узнала, то немедленно отселила мужа, но поначалу заявлять на него в полицию не стала, поскольку тот утверждал, что уже два года как покаялся, больше ничего не было. Несчастная мать, в надежде, что он в самом деле изменился и больше не опасен (а мстить она считала неприемлемым для христианки) ограничилась тем, что запретила ему любые контакты с падчерицей и стала готовиться к разводу. Однако дальнейшее поведение мужа дало повод сомневаться в искренности его раскаяния. А когда он, заговорив с пострадавшей девочкой по телефону, нарушил мораторий на общение, мать пошла с ней в полицию.

Родственники мужа наняли лучшего адвоката по криминальным делам, известного также своей особой «небрезгливостью». Одновременно они стали давить на Татьяну, «убеждая» под страхом отъема квартиры, отказаться от показаний. На их стороне было, казалось, все: и деньги, и связи, и «беспроигрышный» адвокат. Но с Божией помощью истерзанной горем женщине (кроме старшей у нее было еще две девочки и два мальчика) удалось довести дело до суда и добиться обвинительного приговора, чтобы после развода он не мог претендовать на детей (незадолго до описываемых событий муж высказал намерение развестись и отнять детей, что было вполне реально, если учесть, что Татьяна - инвалид по астме, не работала, а вид на жительство истекал).

Споручница грешных. Современная икона Богоматери

Заповеди в действии

Но на этом история Татьяны не завершилась. Адвокат мужа, видя, что дело выиграть невозможно (на основании комплексной психолого-сексологической экспертизы его клиент был признан опасным для общества и детей педофилом), предложил упрощенное (договорное) судопроизводство, в результате которого извращенец должен был в дополнение к семи уже отбытым в СИЗО месяцам получить всего три года условно (!).

Мать оказалась перед выбором: пойти навстречу и согласиться на издевательски ничтожное наказание за страшное преступление или настаивать на обычном судопроизводстве, а там уж как суд решит (от 6-ти до 15-ти лет колонии).

Святой Татьяна не была. Но была человеком живой веры и новозаветного духа. Она испытала самые естественные в такой ситуации чувства, от гнева до ненависти. При мысли о том, что происходило с дочерью на протяжении нескольких лет, ее порой накрывало так, что окажись муж в тот момент рядом, убила бы... Но, да не покажется это странным, она всерьез принимала заповеди Божии . В том числе и евангельские слова о непозволительности действий во гневе. Победили не обида и боль. Для меня это стало примером, как можно и должно разделять грешника и грех, одновременно ненавидя грех, не позволять себе ненависти к грешнику.

Признаюсь, я не был в восторге от ее намерения пойти навстречу адвокату и смягчить наказание, и осторожно высказал соображение, что, конечно, ее желание поступить по-христиански я могу только приветствовать, но вряд ли этот человек искренне кается и хорошо бы ему сесть годков этак на -дцать, чтобы младшие дети успели вырасти к тому времени, когда он выйдет на свободу.

Татьяну мое робко высказанное соображение не убедило, а настаивать я не считал себя вправе: если мое чадо хочет ради Христа простить злодея в надежде на то, что он изменился или что ее великодушие поможет ему осознать свою вину, покаяться и спастись, то какой я пастырь, если буду ей в этом намерении препятствовать? Какой я пастырь, если препятствую своей духовной дочери, Господу поспешествующу, спасти душу своего врага? Тем более, что вдруг это и в самом деле шанс для его души, а я своим вмешательством возьму да и лишу заблудшую душу этой соломинки?

Словом, Татьяна согласилась на приговор по трем статьям УК, радуясь, что избавила дочь от кошмара судебного заседания и в глубине души надеясь, что его родственники теперь оставят ее с детьми в покое. Однако очень скоро выяснилось, что я в своем робком действии отрезвить свое чадо был прав: как только извращенца условно освободили, родственники представили общественности это как оправдательный приговор (выставив, таким образом, Татьяну с пострадавшей дочерью в качестве гадких клеветниц), саму же мать пострадавшей девочки прокурор предупредила, что она будет подвергнута уголовному преследованию, если посмеет в свое оправдание распространять информацию, представляющую тайну следствия (поскольку заседание было закрытым).

Позже родственники мужа предприняли попытку унаследовать квартиру, в расчете продать ее, чтобы компенсировать расходы на суды, экспертизу и пр. Татьяне было больно слышать о себе сплетни в ответ на сделанное добро, страшно от мысли, что она с детьми может и в самом деле остаться без квартиры. Обиды и страхи кого угодно могли бы довести до озверения. Но не Татьяну. При всем том, что она трезво оценивала родственников бывшего мужа, зла на них она не держала, ненависти не питала, старалась не осуждать, без суеты предпринимая необходимые юридические шаги, чтобы предотвратить выселение.

…Она умерла от приступа астмы в Пасху 2010 г., едва успев оформить в судебном порядке развод и добиться беспрецедентного лишения педофила родительских прав в отношении всех пятерых детей . О кошмаре, который последовал за ее кончиной, о том, как родственники педофила вознамерились подправить свой «поплывший» семейный имидж через установление (вопреки воле Татьяны) опекунства над осиротевшими детьми, как они нашли общий язык с местной ювенальной юстицией, как мне пришлось через СМИ привлекать внимание общественности, чтобы не допустить «помещения детей в среду родственников» (формулировка чиновницы ювенальной юстиции), как старшая дочь Татьяны (на тот момент уже совершеннолетняя) начала бороться за право самой стать опекуном своих сестер и братьев, что из этого вышло и т.п. - это уже совсем другая история. Мы не об этом. Мы о том, как разделять грешника и его грех.

Сергей Худиев

Почему христианин должен сохранять спокойствие и не ввязываться в ожесточенные споры

Третьим среди плодов Святого Духа у Апостола (Гал. 5:22) назван мир; и нам стоит поговорить об этом подробно, поскольку мы живем в мире, пронизанном враждой. У Отцов много говорится о том, что мир - плод смирения и послушания; и действительно, мир приходит, когда мы покоряемся нашему законному Владыке - Иисусу Христу. А это значит, что мы отвергаем притязания вражды на нашу жизнь.

Бывают грехи простые, без претензий - пьянство, обжорство, лень, раздражительность, примитивная похоть того типа, на котором наживаются поставщики порнографии. Они никогда не делают вида, что у человека есть нравственный долг им повиноваться. Обидные слабости. Бывали плакаты, высмеивающие пьяниц - но не бывает плакатов, гневно клеймящих трезвенников, которые подло уклоняются от священного долга винопития.

А вот вражда и ненависть - это грехи с претензиями. Они заявляют, что Вы обязаны им следовать, что в этом состоит Ваш нравственный долг, что предаваться им есть дело славное и великое, и уклоняясь от них, Вы делаетесь человеком, заслуживающим презрения и ненависти, нарушителем священного долга и подлым изменником.

И повиновение Христу означает, что мы отказываемся повиноваться притязаниям греха. Как говорит Апостол Павел, "Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности" (Рим.6:11-13)

Апостол продолжает: "Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти, или послушания к праведности?" (Рим.6:16)

Первое, что мы делаем с враждой - это отвергаем ее притязания. Мы можем испытывать приступы гнева и враждебности по отношению к дурным людям (или тем, которых мы считаем дурными) - но оцениваем их точно также, как приступы обжорства или тяги к спиртному. Как обидные слабости, которые не имеют на нас никаких прав.

У нас есть кому повиноваться, и это Господь наш Иисус Христос. Он заповедал нам любить врагов наших - причем не только личных врагов, но, как это явствует из контекста, именно врагов Божиих, которые поносят и гонят, в всячески неправедно злословят верующих именно за имя Христово.

Христос жил в мире, где ненависти было ничуть не меньше, чем сейчас - всякому порядочному иудею вменялось в обязанность ненавидеть проклятых римских поработителей, которые терзали народ Божий, а всякому порядочному римлянину - иудейских террористов, которые вместо того, чтобы быть благодарными за мир и порядок, который поддерживала Империя, всячески старались воткнуть ей нож в спину. Разные фракции внутри иудейского народа (как и внутри Рима) также ненавидели друг друга - по самым разнообразным, поводам, которые нам сейчас кажутся либо совершенно непонятными, либо просто идиотскими. И во всех этих случаях вражда объявляла себя священным долгом.

И во всех случаях Христос отвергает ее притязания - "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Матф.5:43,44)

Владычество Христа позволяет нам сказать "нет" вражде - мы мертвы для нее, как пишет Апостол, у нее нет на нас никаких прав. То есть как это никаких? А священный долг ненавидеть врага твоего? А от него нас совершенно освобождает Христос. Враждующие на нас вознегодуют? Непременно, Христос с самого начала об этом предупреждает, в той же нагорной проповеди. Но мы не повинуемся вражде; мы свободны.

Повиновение Христу означает принятие Его целей - а Его цель состоит в спасении наших врагов, как и нас. У нас нет врагов среди людей; есть только пленники нашего врага, в спасательной операции по освобождению которых мы участвуем.

Фома, Август, 20 2014

Известная максима «любить грешника, но ненавидеть грех» нуждается в небольшой поправке - там должно стоять не противопоставление - «но» а следование – «любить грешника и поэтому ненавидеть грех». Ненависть Бога по отношению к греху (а Писание несколько раз говорит, что Бог ненавидит грех) - проявление Его любви к сотворенному им миру, который этот грех оскверняет, разрушает и уродует.

Ненависть ко греху следует из любви к творению вообще, и к каждому конкретному сотворенному существу частности. Грех - это то, что лишает это творение жизни; то, что разрушает его жизнь здесь и отторгает от жизни вечной и блаженной.

Поэтому для того, чтобы ненавидеть грех пьянства, надо любить пьяниц, чтобы ненавидеть воровство - надо любить воров, а чтобы ненавидеть разврат - надо любить развратников, и ужасаться их греху именно потому, что он их губит. Не экономику, не нацию, не страну (хотя их тоже) - а вот именно их, людей, созданных по образу Божию, предназначенных для вечной жизни и искупленных для этой вечной жизни драгоценной кровью нашего Спасителя.

Поэтому не надо стараться разжигать в себе ненависть к греху - когда Вы по-настоящему полюбите людей, ненависть к греху произойдет сама собой. Ужас греха становится ясен на фоне того величия, той любви, той славы, к которой человек - каждый человек - призван. Вы не ужаснетесь уродству, если не знаете, что такое красота, или извращению, если не знаете, что такое норма, или неправедности вообще - если не знаете, что такое праведность.

Этот несчастный, который ищет утешения в водке или скоротечных случках по общественным туалетам, мог бы быть великим святым - сияющим существом, исполненным красоты, славы, радости и мудрости. Более того, он еще может им стать. Этот грешник - как и другие грешники - драгоценен в очах Бога, Христос умер за него. Именно поэтому то, что он делает - так ужасно.

Родные, которые хотят помочь наркоману, ненавидят наркотики - именно потому, что они любят того кто стал их жертвой и отчаянно желают его спасти. Вы не можете возненавидеть грех человека, который не дорог Вам по-настоящему. Если вы ненавидите грехи людей, которых Вы не любите - это совсем не ненависть ко греху, это что-то совсем другое - чаще всего это ненависть к людям. Хулиганы, которые избивают этого же наркомана потому что «торчков надо убивать, из-за них нация вырождается» ненавидят именно человека.

Ненависть к людям может притворятся ненавистью к греху, но это нечто прямо противоположное, и ведущее в прямо противоположном направлении. Те, кто любят бедного наркомана и пытаются спасти его от одурманивающего яда, направляются в рай; те, кто в порядке «борьбы с наркоманией» бьют его ногами - в ад.

3. Ненависть Господа ко греху

Для приобретения раскаяния и сокрушения, для стяжания ненависти ко греху помышляй о том, насколько он ненавистен Богу. Если добрый человек любит добро и отвращается от зла, то можно представить, насколько любит добродетель преблагой Господь и насколько Ему отвратителен грех. Поэтому первое Он вознаграждает вечной славой и наслаждением нетленными благами, а второе осуждает на вечное страдание и лишение этих благ.

Вспомни четыре ужасных последствия греха: страшное падение Денницы, который из Ангела света соделался духом тьмы и диаволом; ослушание и падение наших прародителей Адама и Евы, изгнанных из рая; всемирный потоп, истребивший всех людей на земле, за исключением праведного Ноя и его семьи;

и, наконец, разрушение Содома и Гоморры. Можно привести много подобных случаев, но и этого достаточно, чтобы ты осознал и запомнил, насколько отвратителен для Бога грех. Его существование настолько невыносимо для человеколюбивого Создателя, что ради избавления нас от этого проклятия Он возложил грех мира на Своего безгрешного Единородного Сына, чтобы мы через это смогли стяжать спасение и разделить с Ним Его блаженство.

Эти помыслы наполнят твое сердце Божественным страхом и причиняющим душевную боль отвращением ко греху.

Из книги Внутренняя жизнь избранные поучения автора Феофан Затворник

22 Как исполнить заповедь апостола: как работали греху, так поработайте правде? Как милостив и снисходителен к нам Господь! Сколько делал и делает Он для нас - и как малого требует! Образом Своим нас украсил; все покорил под ноги наша; когда пали, Сам благоволил прийти к нам и

Из книги Сатанинская библия автора ЛаВей Антон Шандор

Любовь и ненависть Сатанизм представляет милость к тем. кто заслужил ее, вместо любви, потраченной на льстецов!Нельзя любить всех; смешно думать, что это возможно. Если вы любите всех и вся, то теряете естественную способность выбора и превращаетесь в плохого судию

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Современный патерик (сокр.) автора Кучерская Майя

Ненависть Саша Гундарев ненавидел попов. Вид их вызывал у него такое глубокое отвращение, что едва их показывали по телевизору, или он видел их живьем, но особенно все-таки по телевизору, Саша программу сразу переключал, и долго еще потом плевался. А несколько раз даже

Из книги Великий Спорщик автора Стотт Джон

Ненависть к конфликтам В ненависти к конфликтам сказывается дух века сего. Иными словами, для плохого отношения к нам уже достаточно того, что мы придерживаемся догмы. «Но если уж вы решили быть догматиками, - продолжают наши критики, - то, по крайней мере, держите свой

Из книги Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий автора Ильин Иван Александрович

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

6:1-23 Освобождение от рабства греху Уверенность Павла в том, что христиане, получив оправдание, будут спасены от Божьего гнева (5:9,10), так как они, соединяясь с Христом, переходят в Царство благодати и жизни (5:12-21), заставляет поставить вопрос о власти греха в жизни

Из книги Комментарии к жизни. Книга третья автора Джидду Кришнамурти

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

РАБСТВО ГРЕХУ Войди всякий в себя и рассмотри попристальнее, что в тебе действует, что подвигает тебя на дела, в чем главная пружина, заправляющая твоими помышлениями, чувствами и делами. Если ты найдешь, что действуешь то в угоду плоти и чувственности, то с намерением

Из книги 1 Послание Петра автора Клоуни Эдмунд

1. Единство с Христом в смерти ко греху (4:1) Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить… На первый взгляд может показаться, что апостол Петр провозглашает общеизвестную истину: телесные страдания

Из книги Впервые в Библии автора Шалев Меир

Первая ненависть «Иаков вошел и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него еще семь лет других. Господь узрел, что Лия была ненавидима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна» (Быт. 29, 30–31).Так описывает Библия трудные отношения, сложившиеся между

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Братолюбие и ненависть Коран хвалит тех, кто «сдерживает гнев и прощает людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». Авраамическая традиция придерживалась подобных ценностей с тех пор, как была написана Еврейская Библия. В сущности, такие ценности фигурируют

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Влечение ко греху 42 А если станет кто причиной падения хотя бы одного из малых сих, верующих в Меня, лучше бы тому было, чтобы бросили его в море с жерновом на шее. 43 И если рука твоя тебя на зло влечет, отруби ее! Лучше тебе без руки войти в жизнь, чем с двумя руками попасть в

Из книги Собрание сочинений. Том III автора Задонский Тихон

Глава 2. О пристрастии или привычке ко греху Может ли Ефиоплянин пере­менить кожу свою и барс – пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? (Иер. 13:23) § 46. Пока человек каким-нибудь не искусится грехом, то не без страха к нему приступает, и по

Из книги Где ты, Салли? автора Фринсел И. Я.

2. Ненависть к евреям Фрек пошел к своему другу Салли, который жил через две улицы. Везде небольшими группами стояли люди и возбужденно разговаривали. События никого не оставили равнодушным.У Салли ему не открыли. Соседка, хорошо знавшая Фрека, сказала, что никого нет

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Молитвы при расслаблении духа и нечувствии к греху Молитва о даровании покаянного чувства, свт. Игнатия БрянчаниноваГосподи, даруй нам видеть согрешения наши, чтобы ум наш, привлечённый всецело к вниманию собственным погрешностям нашим, перестал видеть погрешности



просмотров