Познавательный проект в средней группе «Мультфильм своими руками. Создание мультфильмов в доу Кинофильмы своими руками проект для детей

Познавательный проект в средней группе «Мультфильм своими руками. Создание мультфильмов в доу Кинофильмы своими руками проект для детей

Департамент образования города Москвы Северо-Восточное окружное управление образования ГБОУ ЦДиК «Участие» Подготовили: Ст. воспитатель ГБОУ ЦРР детского сада 1194 Орлова Юлия Николаевна Учитель-логопед ГБОУ детского сада 909 Добрынина Оксана Валентиновна Москва 2013 МАСТЕР-КЛАССЫ «Коррекционно-развивающие технологии и методические находки»


Анимация - (лат. animatio одушевлённость) метод создания серии снимков, рисунков, цветных пятен, кукол или силуэтов в отдельных фазах движения, с помощью которого во время показа их на экране возникает впечатление движения существа или предмета. Мультипликация - (от лат. multiplicatio умножение, увеличение, возрастание, размножение) технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.




Стремление человечества «оживить» рисунки мы находим в памятниках глубокой древности, когда первобытный художник изображал на камне различных животных и людей или занимался резьбой по дереву и кости. Яркую передачу движения находим мы в искусстве Древнего Египта и Древней Греции - в скульптурных рельефах, в росписях гробниц и храмов фараонов и в рисунках, украшающих вазы.


В 70-е годы до н.э. - Римский поэт и философ Лукреций в трактате "О природе вещей" описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков. В Х-ХI вв. – найдены первые упоминания о китайском театре теней. В XV в. - появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы (моменты) движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.


В средние века также находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобие фильмоскопов, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками. Такие аппараты называли «волшебным фонарем». В 1646 г. - монах Атанасиус Киршер дал первое описание устройства сконструированного им "волшебного фонаря". И с XVII века в бродячих театрах по всей Европе начали проводиться такие представления.


Впервые принцип инертности зрительного восприятия, лежащий в основе анимации, был продемонстрирован в 1828 году французом Паулем Рогетом (Paul Roget). Объектом демонстрации был диск, на одной стороне которого находилось изображение птицы, а на другой – клетки. Во время вращения диска у зрителей создавалась иллюзия птицы в клетке.


1832 г. - Молодой бельгийский профессор Жозеф Плато построил маленький лабораторный прибор – фенакистископ, название которого происходит от греческого слова "феникс" - обманщик и "скоп" - смотреть. Состоит он из двух картонных дисков: первый с прорезями, второй с фигурками в разных фазах движения. При быстром вращении фигурки кажутся движущимися.


1832 г. - Тот же принцип был положен венским профессором Симоном фон Штампефером в основу стробоскопа. "Стробоскопом" был назван картонный барабан, насаженный на ось. На внутренней стороне этого барабана находилась серия рисунков, иллюстрирующих последовательные фазы движения. При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. Экспонат из музея Анимации


30 августа 1877 год - Эмиль Рейно запатентовал оптический прибор праксиноскоп, созданный на основе зоотропа и фенакистископа, предварил технологию кинематографа. Это первое устройство, в котором кинематографический принцип смены отдельных кадров уступил место видео- и телевизионному принципу развёртки постепенной частичной замены одного кадра другим. Экспонат из музея Анимации


Первый реальный практический способ создания анимации был получен в результате создания 1888 году фотокамеры и проектора. Уже в 1906 году Стюардом Блактоном был создан короткий фильм «Забавные выражения веселых лиц» (Humorous Phases of Funny Faces). Автор выполнял на доске рисунок, фотографировал, стирал, а затем вновь рисовал, фотографировал и стирал… В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей». Все роли в фильме выполняли засушенные насекомые – жуки, муравьи, стрекозы.


Уолт Дисней - является создателем первых в истории кинематографа звукового, музыкального и полнометражного мультфильмов. () гг. с 1928 г г.


1936 г. Москва С 1969 г г г.










Графическая (рисованная) анимация - классический вид анимации, где объекты рисуются вручную (сегодня часто рисунки переносят на компьютер). Объемная (материальная) анимация - объекты с отдельными элементами материального мира (куклы, пластилин, иголки, др.). Компьютерная анимация - вид анимации, в котором объекты создаются с помощью компьютера. Разделяют 3D и 2D (включая также flash-анимацию)












Системы 2D - анимации Macromedia Flash MX Ulead GIF Animator MS GIF Animator Перво Лого Synfig Animation Studio Системы 3D - анимации 3D Studio Мах Системы с функцией анимации MS PowerPoint MS Movie Maker Adobe After Effects Paint Shop Adobe Photoshop Языки программирования Borland Turbo Pascal MS Visual Basic




Соответствие работы заявленной тематике. Звуковая культура обучающихся(правильное звукопроизношение). Использование выразительных средств (музыка, цвет, материал) Оригинальность воплощения сценарного замысла («детскость» работы) Эмоциональное и эстетическое воздействие на зрителей Владение техническими средствами (освещение, озвучивание, монтаж).




1. Беседы с детьми на тему о мультипликации: -История мультипликации, - Профессии взрослых, участвующих в создании мультфильма; 2. Просмотр различных мультфильмов (рисованных, пластилиновых, кукольных, компьютерных, 3D); 3. Посещение музея анимации на ВВЦ; 4. Знакомство с фотоаппаратом, основными правилами пользования им; 5. Знакомство с компьютером, основными правилами по технике безопасности, элементарными правилами пользования, программами.








5. Съёмка Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см. Расчет времени: обычно 4-6 кадров в секунду Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий После съемки кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.






В титрах укажите фамилии авторов и участников созданного мультфильма; Интересным дополнением к самому мультфильму станет презентация процесса создания мультфильма (не более сек). 8. Создание титров


1. Открыть программу, импортировать фотографии 2. Устанавливаете скорость смены кадров, заходите в "сервис" потом "Параметры".






Передний план открыт и не загораживает персонажей Статичные предметы (фон) не подвижны в кадре В декорациях могут происходить изменения (подул ветер- ветки дерева качнулись, слетели листья и т.д.) В кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров) Во время записи звука – абсолютна тишина в «студии»! Приветствуется наличие звуковых эффектов (скрип двери, лай собаки, шум моря)


Раскрытие творческого потенциала воспитанников; Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; Развитие эстетических способностей; Формирование представлений о создании мультфильма, истории мультипликации; Формирование навыков работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач.



ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МУЛЬТИПЛИКАЦИИ» ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР МУЛЬТИПЛИКАЦИИ» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Разработчик Третьякова Ксения Михайловна, воспитатель Городской конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года – 2012»


Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта? Мой опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества – разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание творить. Об этом говорится и в Федеральных государственных требованиях, которые предлагают разнообразные методы, средства, формы образования и развития детей. Наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволили мне сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний и неиссякаемой фантазией. У родителей воспитанников есть потребность развивать творческие способности своих детей. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации, как ее сейчас называют, - анимация. АКТУАЛЬНОСТЬ


Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала. Дети пяти-семи летнего возраста – известные «почемучки». Бесконечные «почему» требуют ответа и служат основанием для формирования собственных представлений, миропонимания и для творческого моделирования картины мира, что незамедлительно воплощается в детских рисунках. Дети очень дорожат своими рисунками, потому как в каждый из них они вложили частичку себя, проявив творчество. Можно делать выставки детских работ, хранить детские рисунки в папках. А можно сделать так, чтобы рисунки детей «ожили», начали двигаться и жить своей собственной жизнью. Многие психологи подтверждают, что мультипликация – это отличный способ открыть у юных дарований творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Учитывая, вышесказанное я предложила на базе нашего детского сада организовать детскую Art - студию авторского мультфильма «Карусель» и реализовать творческий проект «Удивительный мир мультипликации».


Вид проекта – информационно-творческий. Продолжительность проекта – долгосрочный Участники проекта – воспитатель, родители, воспитанники старших дошкольных групп. Цель проекта - создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников через использование различных техник мультипликации. ИНФОРМАЦИЯ о ПРОЕКТЕ


Образовательные 1. Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации. 2. Познакомить детей с процессом, средствами и техниками анимации. 3. Расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор. Развивающие 1. Развивать творческое мышление и воображение. 2. Формировать художественные навыки и умения. 3. Развивать временные и пространственные отношения в анимации. 4. Развивать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства. 5. Развивать информационную культуру и логическое мышление детей. 6. Развивать навыки художественного вкуса и дизайнерского оформления проекта. Воспитательные ЗАДАЧИ ПРОЕКТА 1. Поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности. 2. Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве. 3. Прививать ответственное отношение к своей работе. 4. Воспитывать у детей умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для детского сада: 1. Создание условий для развития ребенка как индивидуальности. 2. Обновление содержания образования и качественное изменение воспитательно-образовательного процесса и деятельности ДОУ. 3. Возможность предоставления родителям дополнительных образовательных услуг для развития детей. Для ребенка: 1. Интерес детей к изобразительной деятельности. 2. Умеет передавать творческие замыслы с помощью различных видов искусств и активно включен в процесс творчества. 3. Ребенок получил возможность совместного творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 4. Повысился уровень информационной культуры. Для родителей: 1. Удовлетворение потребности в разнообразных дополнительных услугах для развития детей. 2. Высокая степень информированности родителей о развитии ребенка. 3. Творческая активность родителей через активное включение в проект. Для педагога: 1. Повышение профессионального уровня в сфере 2. информационно-компьютерных технологий. 3. Реализация творческого потенциала. 4. Удовлетворённость собственной деятельностью.


НОВИЗНА ПРОЕКТА Позволяет интегрировать разнообразные виды искусств (литературное, музыкальное, театральное, изобразительное творчество). Соединение инновационных и оригинальных техник изобразительного и декоративно- прикладного творчества и техники анимационного мультфильма. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Разнообразные технологии создания анимационной мультипликации могут быть использованы в практике детских садов города, родителями, а также студию могут посещать не только воспитанники нашего детского сада, но и воспитанники других детских садов.


Первый этап – организационный (2012 г.) Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации. Второй этап – практический (2012 – 2013 г.г.) Практическая деятельность по проекту в соответствии с тематическим планированием работы Детской Art – студии авторского мультфильма «Карусель». Третий этап – заключительный (2013 г.) Презентация авторских мультфильмов (индивидуальных и групповых). ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


МАТЕРИАЛЫ и РЕСУРСЫ НЕОБХОДИМЫЕ для РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА МАТЕРИАЛЫ и РЕСУРСЫ НЕОБХОДИМЫЕ для РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Цифровые и технические средства: 1. Фотоаппарат и штатив к нему. 2. Компьютер 3. Принтер 4. Сканер 5. Проектор и экран к нему. 6.Микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма). 7. Мультстанок (специальный стол, имеющий верхний ярус с вложенным листом из оргстекла – для персонажей и нижний ярус из фанерного листа). Программные средства: 1. Подборка музыкальных произведений (для звукового оформления мультфильма). 2. Microsoft PowerPoint. 3.Paint. 4. Windows Movie Maker.


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА Рисуночная анимация в технике перекладки Техника перекладки позволяет делать мультфильмы быстрее и проще. Им присуще такие особенности, как подробная детализация, некоторая условность движения персонажей и ограниченность одной плоскостью. Пластилиновая анимация в технике перекладки Благодаря своей необычайной податливости пластилин на протяжении многих лет остается одним из самых любимых материалов мультипликаторов. Ребенку очень нравится создавать своих ярких пластилиновых героев. Фигурки можно лепить как объемные, так и плоскостные, как будто это рисунок или барельеф.


Кукольная анимация Используются куклы изготовленные из разных материалов (ткань, дерево, бумага, нитки и т.д.). Фигуры могут сниматься располагая их прямо перед фото- камерой и фотографируются покадровой, причём в ее позу вносятся минимальные изменения, чтобы при монтаже создавалась иллюзия движения или снимаются на видеокамеру в реальном времени. Магнитная анимация Герои раскладываются на фоне и двигаются с помощью магнитов, которые располагаются под листом ватмана. Снимаются фотоаппаратом с функцией «видеокамера» и озвучиваются в режиме реальной съёмки или через микрофон. Рисуночная анимация (по принципу диафильма) В основе данной техники лежит принцип диафильма, то есть каждый рисунок представляет собой отдельный кадр. Движение как в настоящем анимационном кино нет, картинка «не оживает», но зато ребенок может озвучить свой мультфильм с помощью микрофона.


Мультипликация как современный интегрированный вид искусства и обучения позволяет: решать вопросы художественного развития дошкольников; расширять границы познания; активно включать детей в процесс творчества; формировать эстетические оценки и предпочтения; активизировать свободу творческого проявления. Занятия мультипликацией помогают увидеть привычное по-новому, понять красоту окружающего мира и человеческих отношений. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира. Следовательно, анимационная деятельность, как деятельность творческая, играет неоценимую роль в творческом развитии детей. Я считаю, что создание мультфильмов в детском саду – это не только возможно, но и очень полезно для раскрытия талантов детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Приложение 1 Еще десять тысяч лет назад древние художники изображали бегущих людей и животных, показывая их ноги сразу в нескольких положениях. Если бы в их руках оказалась кинокамера, они могли бы снять свои рисунки фаза за фазой, и мультипликация оказалась бы таким же древним искусством, как музыка, рисунок, танец. В 1832 году ученый-художник из Бельгии Жозеф Плато изобрел первый из многочисленных стробоскопов. Фигурки размещались по периметру вращающегося картонного круга. При взгляде сквозь щели, расположенные между фигурками, последние оживали. Быть может, не случайно героем первого стробоскопа был ребенок: маленькая девочка прыгала через скакалку. И, наконец, 28 сентября 1892 года в Париже состоялся первый просмотр мультфильма, или движущейся пантомимы. К этому моменту ни кинокамеры, ни кинопленки не существовало. Автор первых «мультиков», игрушечных дел мастер Эмиль Рейно, рисовал каждый кадрик на прозрачной пластинке и склеивал их между собой кусочками ткани. С помощью двух барабанов, системы линз и зеркал эта «кинолента» проецировалась на экран. А как же создавались наши любимые современные мультфильмы? История возникновения мультипликации


1. Поиск замысла будущего фильма. 2. Написание сценария. 3. Разработка и изготовление персонажей. 4. Анимация фильма. 5. Звуковое оформление фильма. 6. Монтаж фильма. 7. Совместный просмотр фильма, его обсуждение и анализ. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА ТРЕБОВАНИЯ по НАПИСАНИЮ СЦЕНАРИЯ Приложение 2 Сценарий должен состоять из следующих частей: Завязка. Развитие действия. Кульминация. Развязка.


Первый этап – организационный (2012 г.) Включает создание всех необходимых условий для обеспечения внедрения и освоения инновации. План реализации 1 этапа проекта п/п мероприятия 1. Приобретение цифровых и технических средств: Фотоаппарат и штатив к нему. Компьютер Принтер Сканер Проектор и экран к нему. Микрофон, подключенный к компьютеру для записи голоса (звуковое решение мультфильма). Мультстанок. 2. Изучить и освоить компьютерные программы: Microsoft PowerPoint. Paint. Windows Movie Maker. 3. Разработать положение о Детской Art – студии авторского мультфильма «Карусель»


Образовательная область Тема проектов Количество часов Физическая культура«Заяц – Чемпион» 4 Познание Знакомство детей с историей мультипликации, с различными техниками мультипликации. 4 «На веселой полянке» 4 Художественная литература «Сказки вокруг нас» 4 Коммуникация«Встреча с муравьем Кузей» 4 Безопасность «Буратино в городе дорожных знаков» (правила дорожного движения) 4 «Теремок» (пожарная безопасность) 4 Художественное творчество «Разноцветный мир» 4 Социализация«Подари улыбку миру» 4 Здоровье «В гостях у королевы Витаминки» 4 Приложение 3 Второй этап – практический (2012 – 2013 г.г.) Тематический план работы Детской Art – студии авторского мультфильма «Карусель»

Вид проекта – долгосрочный, совместный детско-родительский творческий проект.

Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители.

Суть проекта: осваивая и используя навыки лепки, рисования, конструирования, выполнения аппликации и поделок, дети изготавливают персонажей и декорации для игр, постановки спектаклей и съемки мультфильмов.

Цель: Раскрыть секреты создания мультфильмов. Создать мультфильм своими руками.

Гипотеза: Мы предположили, что если мы раскроем секреты создания мультфильмов, то сможем сами создать свой мультфильм.

Задачи:

Образовательные

  • Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.
  • Познакомить детей с технологией создания мультипликационных фильмов.
  • Расширить знания детей о профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер.

Развивающие

  • Развивать творческое мышление и воображение.
  • Формировать художественные навыки и умения.
  • Формировать навыки связной речи.

Воспитывающие

  • Воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма.
  • Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.
  • Прививать ответственное отношение к своей работе.

Формы работы:

  • Просмотр презентации «Союзмультфильм».
  • «Волшебники мультипликации» (знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др.)
  • «Тайны мультипликации» (знакомство с миром мультипликации).
  • «Игра – путешествие по станциям страны Мульти-Пультии».
  • Просмотр видеороликов «Встреча с Мультиком и художником Малявиным».
  • Просмотр мультфильмов (знакомство с видами мультфильмов: пластилиновый, рисованный, кукольный).
  • Беседы «История возникновения мультипликации», «Как снимают рисованный мультфильм», «Какие бывают мультфильмы».
  • «Путешествие в прошлое – детство родителей» (альтернативой мультфильмам были диафильмы).
  • Просмотр диафильмов.
  • Эксперименирование с красками – получение разных оттенков, путем добавления белой краски.
  • Работа над фоном, используя нетрадиционные методы рисования.
  • Работа над декорациями к мультфильму, используя нетрадиционные методы рисования.
  • Лепка героев из пластилина.
  • Рисование «Любимый мультипликационный герой».
  • Рисование историй в картинках (придумывание историй и составление мнемотаблиц «Юные сценаристы»).
  • Загадки о мультипликационных героях.
  • Викторины «Знаток мультфильмов», «В Стране Мульти-Пультии».
  • Рисование овощей на подносе, обсыпанной манкой.
  • «Овощи на грядке» - метод пластилинографии.
  • Работа над заставкой, концовкой – микрогруппами.
  • Съемка заставки.
  • Пересказ сказки, рассказывание по ролям.
  • Инсценирование сказки.
  • Составление рассказа от имени предмета «Ожившие предметы».
  • Игры «Путешествие в Мир эмоций» (умение различать эмоциональные состояния персонажей); «Отгадай персонажа по мимике и жестам».
  • Запись сказки.
  • Консультации для родителей «Секреты мультипликации», «Методы и приемы нетрадиционных способов рисования».

Этапы работы:

  • Выбор темы.
  • Постановка цели.
  • Выдвижение гипотезы исследования.
  • Поиск материала по мультипликации.
  • Обследование детей по данной теме.
  • Изучение истории возникновения мультипликации.
  • Виды мультфильмов.
  • Изучение процесса создания мультфильма.
  • Разработка алгоритма работы над мультфильмом.
  • Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования.
  • Создание творческой группы родителей, заинтересованных данной темой.
  • Погружение в сказку.
  • Раскадровка.
  • Разработка и создание персонажей и декораций.
  • Оживление персонажей.
  • Обыгрывание сюжета.
  • Съемка мультфильма.
  • Монтаж отснятого материала на компьютере.
  • Озвучивание (распределение ролей).
  • Определение уровня сформированности обобщенных учебных умений.
  • Премьера мультфильма. Просмотр (результат работы).
  • Итоговое занятие на тему «Изготовление афиши».
  • Родительское собрание на тему «Дети и мультипликация».
  • Презентация проекта.

Ожидаемый результат:

В рамках проекта «Мультфильм своими руками» дети получили определенные знания, умения и навыки:

Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.

Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.

Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты. Это дало новый импульс игровой деятельности, дети заимствуют сказочные сюжеты и начинают сами мастерить героев для своих игр.

Таким образом, использование проектной деятельности даёт нам возможность:

- стимулировать детей к достижению того или иного результата;

Достичь определённой и реальной цели, продукта проектной деятельности;

Использовать разные виды продуктивной деятельности в одном проекте;

Проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, а также освоенные ранее знания и умения;

Формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе.

Результатом участия в проекте также становятся раскрепощение мышления, развитие творческого потенциала, формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах, а также совершенствование навыков общения в коллективе и социализация.


Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу организации дошкольного воспитания и обучения.

Выявленные противоречия между необходимостью формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным использованием средств формирования этого интереса у дошкольников посредством создания мультфильмов в ДОУ, позволило обозначить проблему, которая заключается в поиске средств формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Цель: Теоретически обосновать и реализовать средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Объект: Процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: Средства формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Гипотеза: формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ будет эффективным если в качестве основного средства будут выступать мультфильмы.

Задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования, конкретизировать понятия познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
  2. Рассмотреть особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.
  3. Теоретически обосновать и на практике проверить средства формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ представленных в литературе психолого-педагогических данных о структуре познавательного интереса и о закономерностях его формирования у детей старшего дошкольного возраста; педагогический эксперимент, в ходе которого осуществлялось определение уровня сформированности познавательного интереса; обработка данных, полученных в наблюдениях и экспериментах.

Одним из важных средств формирования познавательного интереса является использование в образовательном процессе творческих заданий, что может преобразить традиционные занятия, рационализировав детский интерес, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала по основным направлениям дошкольного образования, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.

Познавательный интерес, прежде всего, вызывает и подкрепляет тот учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, заставляет удивляться, поражает их воображение. Удивление является сильным стимулом познания, его первичным элементом. Но познавательный интерес к учебному материалу не может всё время поддерживаться только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Ещё К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком . Новое и неожиданное в учебном материале всегда выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот поэтому для поддержания и развития познавательного интереса старших дошкольников важно учить их умению в знакомом видеть новое.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – современный вид проектной технологии, очень привлекательный для детей.

Мультипликация, анимация – вид киноискусства, произведения которого создаются методом покадровой съёмки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Искусством мультипликации занимаются мультипликаторы (аниматоры) . Мультипликатор придумывает персонажей мультфильмов, выполняет эскизы основных сцен, прорабатывает мимику и жестикуляцию героев, ищет интересные приемы, которые позволяют выделить фильм из массы других. Занимается раскадровкой и расцветкой будущего фильма, анимацией персонажей (прорабатывает их движения, рисуя промежуточные фазы) . Обычно над мультфильмом трудятся несколько специалистов, и каждый из них выполняет свою часть работы.

Мультфильмы (конечный продукт мультипликации) создаются путём либо покадровой съёмки пошагово вручную передвигаемых неподвижных объектов, либо прорисовкой (на целлулоиде, бумаге или в компьютере) фаз движений объектов, с дальнейшим их совмещением в единый видеоряд.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.

Процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта. Создать мультфильм можно как с детьми младшего дошкольного возраста, так и со старшими дошкольниками. Всё зависит от включенности детей в процесс создания мультфильма. Так, дети 3-4 лет могут с помощью взрослого создать декорации, нарисовать или слепить персонажей мультфильма; во время съемки – передвигать фигурки, могут озвучить его. Дети же старшего дошкольного возраста уже могут выступать в роли оператора, сценариста, режиссера-мультипликатор (аниматора) , художника, актера и композитора .

Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д. .

Съемочный процесс включает:

  • придумывание и обсуждение сюжета;
  • создание персонажей и декораций;
  • съемка мультфильма – в среднем 200-300 кадров (фотографий) ;
  • монтаж.

Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:

  1. Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами) , идея - сценарий
  2. Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.
  3. Подготовка декораций и фона
  4. Установка декораций на площадке для съемки.
  5. Съёмка мультфильма – анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе) , а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом):
  6. чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными;
  7. во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались;
  8. не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер – дерево закачалось) ;
  9. в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;
  10. чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе) , не удаляя и не приближая изображение.
  11. Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются) :
  12. чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше – тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы) . Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.
  13. совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой – можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.
  14. Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре:
  15. при необходимости записывайте текст небольшими кусочками;
  16. во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов) ;
  17. можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...) .
  18. Музыкальное сопровождение, титры.

Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:

  • перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры вырезанные картинки двигаются) – хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
  • пластилиновая анимация (лепка из пластилина) – хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация) ;
  • предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего» , кубики, человечки, машинки) – позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;
  • сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами – крупы, манка, кофе) – от 10 лет, не более 4 участников;
  • пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки – оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.) Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.

Техники могут быть смешанными.

При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.

Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста – одно их эффективных средств формирования познавательного интереса. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.

Таким образом, создание мультфильма – это технология, позволяющая педагогу решить множество целей и задач.

Организация работы предлагает осуществление следующих этапов:

Первый этап. Проведение первичного контрастирующего эксперимента. В процессе работы над проблемой на поисковом этапе была проведена диагностика уровня развития познавательного интереса. Проведение подобной диагностики необходимо как для выявления начального уровня развития изучаемых характеристик, так и для целенаправленного подбора заданий, способствующих формированию и развитию исследовательских умений и навыков.

Второй этап. Разработка и апробация программы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ для формирования более высокого уровня.

Третий этап. Проведение повторного контрольного эксперимента.

Целью третьего этапа является:

  • проведение повторного эксперимента по диагностике уровня познавательного интереса;
  • анализ полученных в процессе первичного и повторного эксперимента результатов.

Диагностика уровня развития познавательного интереса включала различные методики. (Приложение 1)

Исходя из этих показателей, мною оценивался уровень развития познавательного интереса у дошкольников старшей - подготовительной группы.

Для определения первоначального уровня использовался метод наблюдения, беседы с воспитателями, работающими с данными дошкольниками, изучение детей в процессе совместной подготовки и проведения коллективного творческого дела. Оценивались результаты по следующим критериям: когнитивному, эмоционально-волевому, мотивационному, действенно-практическому. Полученные результаты суммировались.

Для выявления уровня развития познавательного интереса по критериям использовался лист наблюдения. Результаты по первым двум методикам представлены в табл. 1. (Приложение 2)

Оценка результатов осуществлялась по пяти балльной системе, с выведением общего балла. Анализ полученных результатов можно увидеть на рисунке 1. (Приложение 3)

Как видно из диаграммы, общий балл не превышает отметки 2,3 балла, что соответствует второму уровню умения структурировать теоретический материал. Критерий «когнитивный» составил 2,3 балла. Полученный результат низкий, это говорит о том, что у дошкольников практически отсутствует интерес у обучению, как к информатике, так и к другим предметам. По критериям «мотивационный» и «эмоционально–волевой» получены результаты, соответственно 2,1 и 2,2 балла, что тоже достаточно низкий результат. Особенно низкий результат по такому критерию как «действенно–практический» . В целом полученные результаты очень низкие, что говорит о том, что у дошкольников познавательный интерес не сформирован и не имеет тенденции к развитию.

В результате осуществленного исследования по методике Д.Б. Годовиковой нами были получены следующие результаты.

– Высокий уровень развития познавательной активности проявили 25% детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в эксперименте. Данные дети демонстрировали устойчивый интерес и внимание к заинтересовавшему их предмету, в течение длительного времени взаимодействовали с ним, рассказывали, как можно играть с этими предметом (например, «У меня дома тоже есть конструктор. Из него я строю башни и гаражи для машин» ) . Во время взаимодействия с выбранными предметами данные дети демонстрировали радость, удивление, озабоченность и другие эмоции как на вербальном («Ура! У меня получилось!» или, наоборот, «Что-то у меня не получается» ) , так и на невербальном уровне (улыбались, хмурили брови, почесывали затылок и т. д.) .

О высоком уровне развития познавательной активности свидетельствует также стремление данных детей привлекать в своей деятельности и взрослого (экспе-риментатора) . Во время экспериментального исследования дети часто обращались к экспериментатору с разнообразными вопросами, большинство которых было направлено на получение дополнительной информации об объектах и предметах, заинтересовавших ребенка (например, «Как работают часы?» , «Почему вода в море соленая?» и пр.) .

Особый интерес и познавательную активность данные дети проявляли по от-ношению к коробке с «секретом» . Они крутили ее, трясли, ощупывали, разглядывали, задавали вопросы («Почему коробка закрыта?» , «Интересно, а что спрятано в коробке?» ) , предлагали различные способы как ее открыть (например, говорили: «Можно открыть ключом» , «Или сломать ее» и т. д.) . Проявляя упорство и настойчивость в достижении желаемого результата, дети открывали коробку с «секретом» , что приносило им радость, удовлетворение и гордость («Ура! Она открылась!» , «Я сам смог ее открыть» и т.д.) .

– Средний уровень развития познавательной активности продемонстрировали 44% детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен определенный уровень развития познавательной активности. Однако особо пристальное внимание данные дети обращали на хорошо знакомые игрушки (машинки, конструктор, куклы) . В процессе взаимодействия с предметами дети проявляли как положительные, так и отрицательные эмоциональные реакции на вербальном («Ой! Ничего не получается» , «А я люблю играть в куклы» , «Очень красивая книга» и пр.) , так и невербальном (улыбались, смеялись, хмурили брови, злились и т. п.) уровнях. Об определенном уровне развития познавательной активности данных детей свидетельствует и их стремление задавать вопросы взрослому на интересующие его темы (например, «Из чего сделана эта машина?» , «А какая марка этой машины?» и пр.) . Однако в отличие от детей с высоким уровнем развития познавательной активности, дети, обладающие средним уровнем развития познавательной активности в основном задавали вопросы констатирующего характера и направленности («Вот это что?» , «Кто нарисован на этой картинке? и пр.) . Вопросы познавательного характера для них не типичны.

Интересовались данные дети и предметом с «секретом» («А что это такое?» , «Какая красивая коробочка!» и т. п.) . Они предпринимали попытки открыть коробку с «секретом» (например, «Надо ее открыть!» , «А где ключ, чтобы открыть коробку?» ) . Однако, не сумев открыть коробку с первого-второго раза, они не проявляли упорства и настойчивости во взаимодействии с данным предметом, не стремились ее открыть, а утрачивали к ней интерес («Никак не открывается! Ну и ладно» , «Лучше буду в машинки играть!» и т. д.) .

– Низкий уровень развития познавательной активности зафиксирован нами у 31% детей. Во время исследования из всего перечня предлагаемого материала данные дети отдавали предпочтение играм лишь хорошо знакомого содержания. Однако, интерес и к этим предметам был недостаточно устойчив. Детей привлекали лишь яркость и красочность выбранных предметов (например, мальчик взял яркий и большой конструктор, повертел его в руках, отложил, стал перебирать книги и т. д.) . Эмоциональных проявлений во время взаимодействия с выбранным объектом у данных детей не наблюдалось. Дети и не задавали вопросов и никак не комментировали свои действия. Предмет с секретом их вообще не интересовал.

Для получения более точных результатов было проведено анкетирование родителей.

Данные анализа анкет представлены в таблице 2. (Приложение 4)

Как видно из таблицы 2, по мнению родителей, группа дошкольников находится на среднем (2) уровне развития. 10% из экспериментальной группы на 1 уровне развития познавательного интереса, 90% – на 2 уровне развития.

Таким образом, по итогам начального исследования мы делаем вывод о необходимости внедрения программы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Результаты экспериментального исследования легли в основу разработки системы мероприятий по оптимизации процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультфильмов в ДОУ.

Данная система включает в себя два направления:

  • работа с детьми старшего дошкольного возраста;
  • работа с педагогическим коллективом.

Целью первого направления мы определяем разработку системы коррекционно-развивающих занятий с детьми, направленной на оптимизацию процесса развития их познавательной активности. Базовым принципом построения системы данных занятий мы определили:

  • принцип интегративного подхода к развитию познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения) , интеллектуальной сферы детей (мыслительных процессов и операций, словесно-логического, творческого и критического мышления) , эмоциональной волевой и личностной сфер каждого ребенка (формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе) , а также коммуникативных умений и навыков;
  • принцип индивидуализации, предполагающий учет особенностей и воз-можностей каждого ребенка в плане проявления им своих познавательных воз-можностей.

Особое значение для получения оптимальных результатов. На мой взгляд, является необходимость по итогам обращать внимание на уровень утомляемости детей. При появлении первых признаков усталости (о чем могут свидетельствовать, в первую очередь, частые отвлечения детей, рассеянность их внимания, не способность сосредоточиться на процессе решения предложенной проблемы и пр.) , педагог вправе отойти от запланированной структуры занятия, провести упражнения на дыхание, снятие мышечного напряжения и т. д.

В рамках проекта создания студии «Мульти-Пульти» , для воспитанников старшей - подготовительной группы АДОУ «Юргинский детский сад Юргинского муниципального района» , была поставлена следующая цель: обновление педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие личности ребёнка и раскрытие его познавательно-речевых, художественных и творческих возможностей через создание мультфильма.

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач: сформировать у детей элементарное представление о тайнах мультипликации, обогатить словарный запас детей, развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов, развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному решению любых вопросов, воспитать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма, формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Процесс создания мультипликационного фильма явился совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей, родителей, который включил в себя несколько этапов:

Подготовительный этап. Возникновение идеи. На данном этапе мы поговорили с детьми об их любимых мультфильмах. Затем мы побеседовали о тайнах мультипликации, выяснили, что мультипликационные герои - не живые существа и оживляют их люди. Узнали название профессий этих людей: продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор) , художник, оператор, актер, композитор.

Мастер-класс по созданию рисованного и кукольного мультфильма, проведенный нами для детей, вызвал огромное желание у них создать мультфильм своими руками. Первый мультфильм, мы создали самым простым способом – перекладкой. Назывался он «Путь к Луне» . Дети нарисовали звезды, луну, раскрасили, предложенные мной, картинки. Затем начался сам процесс создания. Мы сделали несколько снимков, перекладывая наши картинки, монтированием занималась я сама, а дети присутствовали при этом. Получив первый в жизни мультфильм, сделанный своими руками, дети пришли в восторг.

Потом я решила попробовать более сложный вариант создания мультфильмов. Учитывая возраст детей, для сюжета были предложены хорошо известные русские народные сказки. В результате погружения в сказки путем их драматизации детьми была выбрана сказка «Кот, Лиса и Петух» .

Разработка сюжета и зарисовка мультфильма. На данном, достаточно длительном этапе, дети с моей помощью и помощью родителей продумали сюжет сказки, мы обговорили место, где происходят все события, кто является главными героями и что нам нужно для того, чтобы обыграть сказку.

Детей мы объединяли в рабочие группы. По необходимости оказывали ребятам практическую помощь, а также направляли и контролировали осуществление проекта.

Работая над проектом, мы соблюдали ряд условий:

  • детям нельзя навязывать своё мнение, все решения принимаются коллективно, на основе диалога;
  • все предложения, пожелания детей необходимо записывать, чтобы ничего не упустить;
  • ребенок в любой момент может выйти из проекта и осуществить свой собственный проект. В этом ему нужно помочь;
  • дети в ходе работы над проектом вступают во временные и постоянные микрогруппы. Необходимо создавать условия для совместной партнерской деятельности в каждой группе.

Вклад каждого ребенка в проект был своим, уникальным, в чём и заключается ценность метода проекта.

Дети сами создавали лес, слепили животных. Дети изъявили желание лепить, а не рисовать. Для детей дошкольного возраста игра с пластилиновыми персонажами-куклами оказалась более интересной, чем зарисовка. Лес был изготовлен из подручных материалов, небо с солнышком и трава были нарисованы подгруппами детей. Ну, а домик, поручили сделать отцу одного из воспитанников, который сам «выдал» своего папу, сказав, что он хорошо пилит. При этом очень важно деликатное руководство творческим процессом ребенка, поскольку неумеренное вмешательство взрослых может уничтожить главное – наивный взгляд ребенка на мир.

Съёмка и озвучивание мультфильма. На данном этапе в индивидуальной работе отрабатывали выразительность речи, темп и тембр голоса. Когда мы совместно с детьми сделали вывод о том, что дети готовы к тому, чтобы представить мультфильм, мы сделали съёмку.

В этот период шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки животных на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Несмотря на хорошо известный сюжет сказки, дети столкнулись с новыми для них технологиями раскадровки (составления развернутого плана сказки и озвучивания) . Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности. Во время озвучивания мы придумывали и воплощали перед микрофоном всевозможные шумы и реплики, подбирали музыку.

Монтаж. Все части мультфильма монтировала я сама с использованием специальной программы. Данный этап был проведен без участия детей в силу их возраста.

Результат наших работ был представлен на мероприятии «Семейный киносеанс» . Это был прекрасный праздник для детей и родителей, которые были поражены тому, что их дети сумели создать такое произведение искусства.

При этом просмотром мультфильма этот вид проектной технологии не закончился, поскольку дети наперебой стали предлагать уже свои собственные сюжеты для съемки нового мультфильма. Идеи просто стали «бить ключом» .

Работа над проектом нам позволила решить следующие задачи:

  • Повысить уровень познавательной и творческой деятельности детей: усилить их самостоятельность, инициативность, активность, уверенность в своих силах, дети стали лучше планировать свои действия.
  • Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.
  • Расширить образовательное пространство детского сада благодаря: организации работы студии мульти-пульти, организации работы с детьми по созданию мультфильмов, организации по проведению мастер-классов детьми для своих сверстников, появлению у детей и педагогов опыта организации показа и презентации мультфильма.

Таким образом, в процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей.

В качестве проверки эффективности предложенной системы занятий по развитию познавательного интереса дошкольников старшей группы был проведен контрольный эксперимент. Для выявления уровня сформированности познавательных интересов использовались методики констатирующего этапа. Результаты оценивались по критериям уровня сформированности познавательного интереса дошкольников старшей группы.

Результаты первых двух методик также фиксировались в листе наблюдения (таблица 4) . (Приложение 5)

Анализ результатов по методике 1. представлен в таблице 5. (Приложение 6)

Как видно из таблицы 5, экспериментальная группа находится на среднем уровне развития. 1 человек за время проведения эксперимента достиг 3 уровня сформированности познавательного интереса. 1 человек остался на прежнем уровне (1 уровень) . Таким образом, 90% дошкольников достигли 2 уровня сформированности познавательного интереса.

Как видно из таблицы 7, экспериментальная группа осталась на среднем (2) уровне развития. 10% из экспериментальной группы остались на прежнем 1 уровне развития познавательного интереса, 90% –на 2 уровне развития. Т.е., родители не заметили изменения в познавательной активности детей.

Результаты проведенного анализа представлены на рисунке 3. (Приложение 9)

Обобщенный результат показал, что 95% дошкольников после проведения эксперимента имеют 2 уровень сформированности познавательного интереса. 5% или 1 человек достиг 3 уровня.

Для выявления влияния проведенного эксперимента сравним результаты начального эксперимента и контрольного эксперимента (рисунок 4, таблица 8) . (Приложение 10)

Статистический анализ полученных результатов показал положительную динамику. Положительная динамика в изменении уровней, характеризующих сформированность познавательного интереса, показывает, что реализация разработанной методики способствует развитию познавательного интереса дошкольников старшей группы.

За время реализации проекта по созданию мультфильма мы добились определенных результатов. Вовлечение дошкольников в активную совместную с воспитателем деятельность, будет способствовать развитию познавательного интереса в дальнейшей учебной деятельности дошкольников теперь уже подготовительной группы.

Мною и воспитателем старшей, подготовительной группы была проведена экспериментальная работа, направленная на оценку уровня сформированности познавательного интереса дошкольников старшего возраста. Всего в исследовании приняло участие 20 человек. По итогам начального исследования нами был сделан вывод о необходимости внедрения корректирующей программы для развития более высокого уровня сформированности познавательного интереса.

В процессе создания мультфильмов дети старшего дошкольного возраста получают определенные знания, умения и навыки:

  • Проявление эмоциональной отзывчивости, развитие мышления, воображения, умение выражать свои чувства средствами искусства.
  • Развитие личностных качеств: самостоятельности, инициативы, взаимовыручки, сопричастность общему делу, ответственность, уважение друг к другу, самооценка.
  • Развитие коммуникативных навыков, проявления творческой самостоятельности, активности в создании образа, развитие мелкой моторики рук, возможность проявить свои таланты. Это дало новый импульс игровой деятельности.

Обобщенный результат показал, что 95% дошкольников после проведения эксперимента имеют 2 уровень познавательного интереса. 5% или 1 человек достиг 3 уровня.

Таким образом, данное исследование позволило сделать вывод, что создание мультфильмов в ДОУ способствует развитию подлинных познавательных интересов.

Познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста характеризуется следующими признаками: широта, глубина, действенность и устойчивость. Под широтой познавательного интереса, следует понимать «предметную направленность детской любознательности, наличие представлений о предметах, явлениях окружающей действительности их предметное направление, выбор учебных предметов, отдельных видов деятельности. Глубина проявляется характером познавательного отношения к окружающему миру.

Действенность и устойчивость характеризует активность учащихся в проявлении любознательности, предпочтение познавательной деятельности от других видов.

Наличие интереса у детей старшего дошкольного возраста к процессу познания позволяет им быть субъектом обучения, легко ориентироваться в современном мире. Непременной характеристикой готовности ребенка к обучению в школе является наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умения формируются из прочных познавательных интересов, поэтому достаточно важно вовремя определить эти интересы у младших школьников для будущего успешного обучения.

Методологические основы познавательного развития детей дошкольного возраста базируются на современных психологических положениях.

Выявлены возможности его развития у дошкольников старшей группы, в процессе воспитания и обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками воспитательного процесса. Этому способствует создание мультфильмов в ДОУ.

В настоящее время мультфильмам не отводится важное воспитывающее и развивающее значение. Организация кружков и совместное создание мультипликационных фильмов может оказать положительное влияние на детей и внести неоценимый вклад в воспитательную систему подрастающего поколения. Это действенный метод, так как такая деятельность запомнится детям надолго, будет способствовать развитию мелкой моторики, предметной деятельности, творческих, эстетических и нравственных сторон личности.

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ. – Вып. 16. – 1959.
  2. Ананьин С.А. Интерес по изучению современной психологии и педагогики. – Киев, 1915. – С. 477.
  3. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. – Вып. 73. – М., 1955.
  4. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  5. Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
  6. Гоноболин Ф.Н. Психология. – М, 1973. – С. 123.
  7. Гордон Л.А. Потребности и интересы // Советская педагогика. – 1939. – № 8-9. – С. 140.
  8. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004. – С. 368.
  9. Додоное Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978. – С. 139.
  10. Зверев И.Д., Гвоздева Е.М. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека. – М., 1971. – С. 10.
  11. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.
  12. Иванов В.Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников. – Л., 1959. – С. 83.
  13. Иванов В.Т. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека // Учебные записки ЛГУ. – Вып. 9. – 1956. - № 214. - С. 68.
  14. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С.Ф. Егоров. 2-е изд., стереотип. – М, 2002. – С. 385-387.
  15. Ковалев А.П. Психология личности. – М., 1965. – С. 101.
  16. Колбановский В.Н. Роль потребности в формировании личности // В кн.: Формирование духовных потребностей школьников. – Новосибирск, 1966.
  17. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Уч. пос. для студентов пед. ин-тов. – М., 1979. – С. 75.
  18. Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании познавательного интереса обучающихся // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 3. - С. 30-32.
  19. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М., 1960.
  20. Лежнёв В.Т. Учение о потребности в современной психологии. Ученые записки. – М, 1939. – С. 168.
  21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. – М, 1977. – С. 292.
  22. Литвиненко С.В. Психолого–педагогические пути развития познавательной активности дошкольников. // Журнал научно–педагогической информации. – 2010. – № 9. – С. 12 – 16.
  23. Лобашев В.Д. Формирование познавательного интереса в процессах обучения // Школьные технологии. - 2010. - № 2. - С. 118-129.
  24. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  25. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984. – С. 49.
  26. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2008. - № 3. - С. 16-20.
  27. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: уч. пос. для спец курса. – Пермь, 1971. – С. 13.
  28. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М. 1961. – С. 15.
  29. Морозова Н.Г. Структура деятельности, вызывающий интерес и формирующей эмоционально-познавательную направленность личности // Проблема деятельности в советской психологии: Тез. докл. к V Всесоюз. съезду Общества психологов / Сост.: Н.А. Менчинская, Э.А. Ферапонтова. – М, 1977. – С. 125-129.
  30. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М., 1979. – С. 5.
  31. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М, 1969. – С. 19-20.
  32. Мясищев В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека // Ученые записки ЛГУ. Вып. 9. – 1956. – № 214.
  33. Мясищев В.Н. Способности и потребности // Ученые записки ЛГУ. Вып. 19. – 1956. – №287.
  34. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  35. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М, 1970. – С. 101.
  36. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-в / Под ред. Петровского А.В. 2-е изд., доп., перераб. – М., 1976.
  37. Павлов И.П. Собрание сочинений. 2-е изд., доп. Т.4. – М-Л., 1951. – С. 28.
  38. Панкратов Т.К. Общие педагогические условия развития интересов студенчества. – Казань, 1971. – С. 15.
  39. Педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. B.C. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ» , 2004. - 336 с.
  40. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская. – М., 2010.
  41. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1973. – С. 126.
  42. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. - М., 2002.
  43. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  44. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ / авт. -сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
  45. Психологический словарь / Айрапетянц А.Т., Альтман Я.А., Анохин П.К. и др.; Ред. кол.: Давыдов В.В. и др. – М, 1983. – С. 138.
  46. Рождественская Т.М. Формирование научно-познавательных интересов учащихся ВУЗОВ. Дис.... канд. пед. наук. – М, 1977. – С. 25.
  47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946. – С. 631.
  48. Рыбалко Е.Ф. К вопросу об особенностях интереса и потребностей у детей в дошкольном возрасте // Ученые записки ЛГУ. Вып. 16. – 1959. – № 265.
  49. Теплое В.М. Психология. – М, 1954. – С. 219-220.
  50. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» . - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
  51. Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 80 с.
  52. Шаров Ю.В. Воспитание духовных потребностей - основа всестороннего гармонического развития личности // В кн.: Формирование духовных потребностей школьников. – Новосибирск, 1966.
  53. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1971.
  54. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М, 1962. – С. 10.

Приложение 1

Методика 1. «Отгадай предмет» . Цель методики в выявлении умения детей задавать вопросы познавательного характера, стремлении детей рассказать о предмете, выделяя его функциональное назначение, свойства, материал, сферу применения предмета, проявлении активности, стремлении довести дело до конца. Материал: картинки пылесоса, видеокамеры, стиральной машины, телефона, грузового автомобиля, автобуса.

Ход. Ребенку предлагается отгадать предмет, загаданный экспериментатором. Для этого ребенок должен рассмотреть предметы и задавать вопросы о них.

Если ребенку не удавалось отгадать предмет, ему предлагали самому загадать загадку о предмете: описать предмет, не называя его.

Методика 2. Проблемная ситуация: «Предмет из прошлого» . Цель методики в выявлении у дошкольников умения задавать познавательные вопросы, проявления направленности на познание предметного мира, инициативы и активности.

Материал: прялка.

Ход. Экспериментатор ставил перед ребенком прялку и говорил, что они с ней будут знакомиться, но только после того, как взрослый освободится. Экспериментатор вел наблюдение за действиями детей: проявляет ли он активность в познании предмета (рассматривает, обследует, пытается действовать с ним. После 3-4 минут взрослый предлагал ребенку спросить, что бы он хотел узнать об этом предмете.

Методика 3. Методика Д.Б. Годовиковой.

В целях изучения уровня развития познавательной активности детей - мною была использована методика Д.Б. Годовиковой , целью которой является выявление уровня развития субъективной познава-тельной активности детей.

Экспериментальное исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. В специально отведенном помещении на детском столике раскладывались игрушки, позволяющие развернуть игры разного содержания (конструктор «Лего» , настольные игры и лото «Животные» , «Овощи и фрукты» , «Магазин» , «Парикмахерская» , а также машины и куклы, детские книги и энциклопедии и пр.) . Среди них находились также специальные предметы, заключающие в себе «секрет» , «загадку» . Детям предлагалось поиграть в игрушки. Взрослый при этом выступал сторонним наблюдателем, фиксируя все вербальные и невербальные проявления детей. Особое внимание уделялось тому, проявляет ли ребенок интерес к предметам с «секретом» , стремится ли исследовать эти предметы и как при этом действует.

Методика 4. Анкетирование родителей.

Анкетирование направлено на выявление позиции родителей в решении проблемы формирования познавательного интереса к предметному миру у дошкольников.

Родителям предлагалось ответить на ряд вопросов анкеты:

  1. Что интересует вашего ребенка?
  2. Интересы Вашего ребенка постоянные или они изменчивы, неустойчивы?
  3. В чём проявляются интересы Вашего ребенка к предметам рукотворного мира?
  4. Что делается в семье для развития интересов ребенка?
  5. Почему необходимо развивать познавательный интерес у детей с детства?

Диагностика процесса формирования и развития познавательного интереса детей 5-6 лет предполагает выделение критериально–оценочной базы. С этой целью познавательный интерес представлялся нами через следующие критерии:

  • когнитивный – задает познавательные вопросы, ребенок эмоционально вовлечен в деятельность (1 – 5 баллов) ;
  • мотивационный – отмечается целенаправленность деятельности, ее завершенность (1 – 5 баллов) ;
  • эмоционально–волевой – проявляет положительные эмоции в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач (1 – 5 баллов) ;
  • действенно–практический – проявляет инициативность в познании; настойчивость (1 – 5 баллов) .

Процесс развития познавательного интереса характеризуется разными уровнями проявления.

Для первого (низкого) уровня (1 – 2 балла) свойственно не проявлять инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрата к ним интереса при затруднениях и проявление отрицательных эмоций (огорчение, раздражение) , дошкольники не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Для второго (среднего) уровня (3 – 4 балла) сформированности познавательного интереса характерна большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, старшие дошкольники не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Умение третьего уровня (высокого 4,5 – 5 баллов) характеризуется проявлением инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений учащиеся не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.



просмотров