Поместный собор. Поместный собор или собор Поместной Церкви

Поместный собор. Поместный собор или собор Поместной Церкви

Участие мирян в управлении Церковью остается одним из наиболее актуальных вопросов в современной жизни РПЦ. Что следует понимать под «соборностью» Церкви? Насколько соответствует современная практика проведения Поместных и Архиерейских соборов каноническому наследию древней Церкви? Над этими и другими вопросами рассуждает протоиерей Александр Задорнов.

Существование каждой Православной Поместной церкви напрямую связано с территориальным фактором. Область, на которую распространяется правительственная, судебная и вообще административная власть данной Поместной церкви, составляет её каноническую территорию . Принцип канонической территории предполагает взаимное уважение к правам каждой Церкви на ее деятельность в пределах данной территории, регулируемой каноническими нормами о невмешательстве епископата одной Церкви в дела другой. Эти нормы подразумевают единство учительной, сакраментальной и правительственной церковной власти, восхищение которой рассматривается правилами Церкви как посягательство на самый принцип церковного единства.

Напоминание этой элементарной нормы церковного устройства необходимо для правильного понимания функционирования такого кратологического единства. «Носителем церковной власти, - говорит в своих лекциях по церковному праву проф. С. В. Троицкий, - является весь епископат (орган - соборы епископов)... В Православной Церкви есть несколько видов соборов, а именно: 1) соборы вселенские, 2) соборы поместные, постановления которых были усвоены вселенскими соборами, 3) соборы епископов нескольких автокефальных церквей, 4) соборы епископов одной автокефальной или автономной церкви»[i] .

Собор епископов автокефальной церкви и есть собор Поместный - во всяком случае, именно так понимает его состав Канонический корпус Православной Церкви (в виде Фотиева Номоканона). Такой собор не просто «наделён» высшей церковной властью (ибо такое «наделение» понимается в современной практике как синоним «делегирования»), но обладает ею именно в силу статуса своих участников.

Несмотря на ясное понимание этого вопроса с канонической точки зрения, история Русской поместной православной Церкви начала XX века знает прецедент иного понимания этого вопроса. Дискуссии о созыве собора Российской Православной Церкви, проходившие более столетия назад, выявили одно важное явление российской церковной жизни - смешение понятий «представительства» и «властных полномочий». Проходившие на почве зарождения русского парламентаризма в 1905-1906 гг., эти дискуссии невольно переносили своё понимание законодательного представительства (наподобие Государственной Думы тех лет) на действие принципа соборности в Церкви.

Менее всего такое понимание связано с составом Собора поместной Церкви, хотя и по этому вопросу не было единства в российском епископате. «Древняя вселенская Церковь знала только соборы епископов. <...> Практическим основанием для привлечения в состав Собора выборных - представителей белого духовенства и мирян выставляется отстаивание их интересов перед епископами-монахами. Но единственной целью законного и правильно составленного церковного Собора может быть только благоустроение Церкви и церковной жизни; отстаивание какой-нибудь частью Собора своих «интересов» может только затруднить, а никак не облегчить достижение этой цели» , - справедливо писал священномученик архиепископ Агафангел (Преображенский), в то время занимавший Рижскую кафедру. Как всегда более резко высказывался епископ Волынский Антоний (Храповицктй): ««Настойчивые домогательства текущей литературы о включении в состав Собора выборных от белого духовенства и мирян путём всеобщей подачи голосов представляют собою прямой сколок парламентских выборов республиканских государств, но стараются обосновать себя на церковных канонах» .

Допускавший участие мирян на Соборе архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) признавал, тем не менее, такое участие каноническим новшеством: «Итак, какова бы ни была практика Церкви в разное время, выработанный историческим опытом и соборами узаконенный канонический строй Церкви знает для областей только соборы епископов»[v] . И, наконец, компромиссный вариант предлагал митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский): «10. Все члены Собора имеют в собраниях решающий голос в вопросах второстепенных 11. При рассмотрении же вопросов веры , буде таковые возникнут, и коренных вопросов канонического устройства Церкви, вообще принципов канонической её жизни, решающий голос принадлежит только одним епископам, а пресвитерство и миряне участвуют в сем рассмотрении с голосом совещательным» .

Иными словами, соучастие в принятии решений в виде совещательного голоса следует отличать от легитимности этих решений в силу принятия их субъектом канонической власти, каковым в Церкви является епископат. Что касается ссылок на подписи соборян - не-епископов под актами Вселенских соборов, то подпись василевса придавала последним силу государственных законов, а подписи некоторых монахов под определениями Седьмого Вселенского собора были допущены из уважения к ним как защитникам иконопочитания. Тем самым вопрос, как отмечалось выше, связан не столько с составом собора Поместной церкви, сколько с носителями церковной власти, в таком соборе участвующими.

Предполагаемое ныне действующим каноническим Уставом Русской Православной Церкви разделение своего собора на Архиерейский и Поместный вызвано исторической необходимостью, связанной с условиями существования православного христианства в России XX века. Такого разделения не знает тот Собор 1917-1918 гг., который многие считают чуть ли не «канонической иконой» всякого церковного собора.

Устранение ненормального церковного положения («синодальный строй» в Российской империи) в ненормальных, экстренных внешних условиях составляет историческую заслугу Собора 1917-1918 гг. и не вина соборян в том, что принимаемые ими положительные определения фактически не были жизнеспособными уже в момент их принятия. Чтобы убедиться в последнем, достаточно посмотреть текст определения «О правовом положении Православной Российской Церкви» от 2 декабря 1917 года, т. е. месяц спустя после прихода к власти большевиков и формирования ВЦИК и СНК. Однако ссылаться на недопустимость изменений этих соборных постановлений в силу их принятия на Поместном соборе означает не только недопустимым образом абсолютизировать их значение, но и проявлять элементарную каноническую безграмотность.

Церковь как Тело Христово является творцом собственного права. Если нормы Канонического корпуса не могут быть отменены ввиду отсутствия равного по полномочиям соборного органа, то действующее церковное право каждой Поместной церкви регулируется епископатом этой церкви. Как и в случае с гражданским законодательством, актуальные нормы действующего церковного права нельзя нарушать, а не изменять . Естественно, такое изменение вызывается необходимостью, связанной с церковной жизнью в конкретное время и на определённой территории.

Кроме того, и состав Собора 1917-1918 гг., и рецепция его определений вызывают серьёзные сомнения в его «иконичности». Вместо иерархического , Собор следовал принципу сословного представительства. Иначе трудно объяснить участие в его заседаниях в качестве делегатов представителей гражданских институтов - действующей армии, членов Государственной думы и Государственного совета. Если же вспомнить, что рецепция соборных определений означает не столько «согласие с ними всей Церкви» (по-видимому - той части, чтио в Соборе не участвовала), а возможность их реального исполнения - большая часть этих постановлений должна быть признана рецепцию не прошедшей .

Стоит напомнить, что в самоназвании собора («Священный собор Православной Российской Церкви»), в его официальных документах нет указаний на его «поместность» как на «вид» собора. Если понятие о «Поместном» соборе и встречается в предсоборных документах, то, повторимся, указывает оно на самый принцип - вне указания на его состав. Также и в ссылках на соборные деяния, даваемые в церковных документах уже в 30-х годах мы не найдём никакого подчёркивания его состава .

Подобное разделение начинается только с принятия в 1945 году «Положения об управлении Русской Православной Церкви». Поместный и Архиерейский соборы по данному положению отличались объёмом своих полномочий, однако законность их решениям придавало согласие с ними соборного епископата, для чего и было введено особое Архиерейское совещание на соборе. Но и тогда в лекциях по церковному праву, читавшихся в возрождённой Московской духовной академии, говорилось о том, что в области церковного управления «носителем такой власти является Вселенский епископат. Вселенскость эта простирается не только на пространство, но и на время, неизменная формула Соборов: «наследующе божественным отцем». Органы епископата - Вселенские и Поместные Соборы. В случае затруднительности созыва Соборов согласие епископов достигается путем обмена посланиями или личных переговоров глав Автокефальных Церквей («согласие рассеянной церкви»)» . Сроки созыва так понимаемого Поместного собора в нынешнем Уставе не оговариваются, за исключением необходимости избрания Патриарха. Собственно, такого рода избирательные Поместные соборы только и известны в Русской Церкви, начиная с собора 1917 года. Из шести Поместных соборов 1917-2009 гг. лишь один не был собором избирательным - Поместный собор 1988 года, созванный в связи с юбилеем крещения Руси.

Привести к канонической норме положение с соборами Поместной Русской Церкви призван опубликованный недавно комиссией Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления »[x] . Документ констатирует разрыв между положением канонического Устава о принадлежности высшей власти в области канонического устроения Поместному, а не Архиерейскому собору с такими задачами последнего как «принятие Устава и внесение в него изменений, хранение догматического и канонического единства Русской Церкви, решение принципиальных канонических вопросов, касающихся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизация святых, создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых церквей, экзархатов и епархий». Совершенно справедливо предложение документа внести в Устав указание на властные полномочия Архиерейского собора как в законодательной, так и исполнительной власти. Что касается власти судебной, то она принадлежит этому собору и де юре как третьей судебной инстанции в судебной системе Русской Православной Церкви.

Как же быть с «ролью мирян в церковной жизни»? Повторим ещё раз - эта роль не может быть сведена к участию в действиях церковной власти, законно принадлежащей епископату и в отдельных случаях и проявлениях делегируемой им клирикам - особенно во власти учения и судебной. Что касается такого делегирования в отношении мирян, то оно должно стать предметом особого канонического исследования.

Вне такого «кратологического» участия за мирянами остаётся право обсуждения соборных определений - как до самого их принятия, так и после (одно, - но не единственное и решающее! - из проявлений рецепции). Высказываемые опасения в устранении мирян от участия в совещании относительно соборных документов игнорируют «Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви» .

Говоря о принадлежности полноты власти в Церкви собору епископов, этот документ подчёркивает единение епископата с клиром и возглавляемым ими народом Божиим. Церковный законодатель определяет консультативные функции Присутствия, ставя перед его членами задачу содействовать высшей церковной власти в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви (Положение I. 1). Одновременно ставятся функциональные рамки такой задачи, подразумевающие пределы такого содействия. Эти пределы связаны с предоставлением точной, выверенной и объективной информации по содержанию и форме (контексту) конкретного обсуждаемого вопроса. Заключение работы комиссий Присутствия «должно содержать конкретные предложения по решению обсуждаемого вопроса и, в качестве приложения, сводку мнений, выраженных в ходе обсуждения» (Положение IV. 3).

Иными словами, работа Межсоборного присутствия и его подразделений (комиссий) связана с информационно-аналитическим обеспечением при принятии стратегических решений. Эта задача двухуровневая: 1) собственно подготовка необходимой к обсуждению информации и 2) само обсуждение, предполагающее выработку проектов решений по обсуждаемым вопросам. К таким проблемам отнесены вопросы в «сфере богословия, церковного управления, церковного права, богослужения, пастырства, миссии, духовного образования, религиозного просвещения, диаконии, взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, Церкви и иных конфессий и религий» (Положение I. 2).

[i] Троицкий С. В . Лекции по Церковному праву. Машинопись. 113 с. (Архив МДА). С. 82.

Их обзор см.: Георгий Ореханов, свящ. Предсоборное Присутствие о составе Поместного Собора. Богословский аспект дискуссии // Он же. На пути к собору. М., 2002. Сс. 157-177.

Требований Моисеева закона (Деян. ). Решения ряда поместных соборов, наряду со Вселенскими , стали нормами церковного права .

Соборы древности именуют по городам, в которых они происходили (Лаодикийский , Сардикийский и т. п.). Также существует деление по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали в работе собора (восточной церкви, западной церкви), по названиям поместных церквей, в которых собирались соборы (соборы Константинопольской церкви, Антиохийской, Римской, Карфагенской и т. п.), по названиям стран и территорий, где они проходили (испанские , малоазийские), по народностям (соборы русской, сербской, румынской церквей), по конфессиям (соборы православной , римско-католической , грузинской , армянской , лютеранской церквей).

В Русской церкви

До XX века термин «поместный собор» активно использовался в русской исторической литературе для обозначения частных (не-Вселенских) соборов древности.

Хотя термин и употреблялся в XIX веке также и для обозначения местных соборов Русской церкви и даже в словосочетании «всероссийский поместный собор» , широкое употребление термина в современном смысле пришло в начале XX века в связи с подготовкой к Всероссийскому Собору Православной Российской Церкви , который открылся в августе ; более половины участников Собора были миряне .

Позднейшие нормативные документы Русской Православной Церкви понимают Поместный Собор как собрание епископата, а также представителей прочих клириков, монашествующих и мирян поместной Русской Православной Церкви.

По определению Всероссийского Собора 1917-1918 и Собора 1945

1. В Православной Российской Церкви высшая власть - законодательная, административная, судебная и контролирующая - принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян. <…>

В связи со смертью патриарха Алексия II , последовавшей 5 декабря 2008 года, Поместный собор состоялся -28 января 2009 года .

Порядок формирования состава Поместного собора

В состав Поместного Собора Русской Православной Церкви, согласно «Положению о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви» в редакции от 10 декабря 2008 года , входят:

  1. Епархиальные архиереи Русской Православной Церкви;
  2. Викарные архиереи Русской Православной Церкви;
  3. Руководители следующих Синодальных учреждений:
    1. Управления делами Московской Патриархии;
    2. Издательского совета;
    3. Учебного комитета;
    4. Отдела катехизации и религиозного образования;
    5. Отдела благотворительности и социального служения;
    6. Миссионерского отдела;
    7. Отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями ;
    8. Отдела по делам молодежи;
  4. Ректоры Духовных академий и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета;
  5. Пять делегатов от Духовных семинарий, избранных на ректорском совещании;
  6. Наместники в епископском сане мужских ставропигиальных монастырей;
  7. Четыре делегата, избранных на съезде настоятельниц женских ставропигиальных монастырей;
  8. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме;
  9. Члены Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви.
  10. Три делегата от каждой епархии в составе одного клирика, одного монашествующего и одного мирянина.
  11. Патриаршие приходы в Канаде , в США , в Туркменистане , в Италии и в Скандинавских странах избирают по два делегата (клирик и мирянин).

См. также

Напишите отзыв о статье "Поместный собор"

Примечания

Ссылки

  • М.А. Бабкин . . НГ Религии (21 января 2009). - Патриарх Тихон может бесспорно считаться всенародно избранным главой Церкви. Проверено 21 января 2009. .

Отрывок, характеризующий Поместный собор

Ростов в эту ночь был со взводом во фланкёрской цепи, впереди отряда Багратиона. Гусары его попарно были рассыпаны в цепи; сам он ездил верхом по этой линии цепи, стараясь преодолеть сон, непреодолимо клонивший его. Назади его видно было огромное пространство неясно горевших в тумане костров нашей армии; впереди его была туманная темнота. Сколько ни вглядывался Ростов в эту туманную даль, он ничего не видел: то серелось, то как будто чернелось что то; то мелькали как будто огоньки, там, где должен быть неприятель; то ему думалось, что это только в глазах блестит у него. Глаза его закрывались, и в воображении представлялся то государь, то Денисов, то московские воспоминания, и он опять поспешно открывал глаза и близко перед собой он видел голову и уши лошади, на которой он сидел, иногда черные фигуры гусар, когда он в шести шагах наезжал на них, а вдали всё ту же туманную темноту. «Отчего же? очень может быть, – думал Ростов, – что государь, встретив меня, даст поручение, как и всякому офицеру: скажет: „Поезжай, узнай, что там“. Много рассказывали же, как совершенно случайно он узнал так какого то офицера и приблизил к себе. Что, ежели бы он приблизил меня к себе! О, как бы я охранял его, как бы я говорил ему всю правду, как бы я изобличал его обманщиков», и Ростов, для того чтобы живо представить себе свою любовь и преданность государю, представлял себе врага или обманщика немца, которого он с наслаждением не только убивал, но по щекам бил в глазах государя. Вдруг дальний крик разбудил Ростова. Он вздрогнул и открыл глаза.
«Где я? Да, в цепи: лозунг и пароль – дышло, Ольмюц. Экая досада, что эскадрон наш завтра будет в резервах… – подумал он. – Попрошусь в дело. Это, может быть, единственный случай увидеть государя. Да, теперь недолго до смены. Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его». Он поправился на седле и тронул лошадь, чтобы еще раз объехать своих гусар. Ему показалось, что было светлей. В левой стороне виднелся пологий освещенный скат и противоположный, черный бугор, казавшийся крутым, как стена. На бугре этом было белое пятно, которого никак не мог понять Ростов: поляна ли это в лесу, освещенная месяцем, или оставшийся снег, или белые дома? Ему показалось даже, что по этому белому пятну зашевелилось что то. «Должно быть, снег – это пятно; пятно – une tache», думал Ростов. «Вот тебе и не таш…»
«Наташа, сестра, черные глаза. На… ташка (Вот удивится, когда я ей скажу, как я увидал государя!) Наташку… ташку возьми…» – «Поправей то, ваше благородие, а то тут кусты», сказал голос гусара, мимо которого, засыпая, проезжал Ростов. Ростов поднял голову, которая опустилась уже до гривы лошади, и остановился подле гусара. Молодой детский сон непреодолимо клонил его. «Да, бишь, что я думал? – не забыть. Как с государем говорить буду? Нет, не то – это завтра. Да, да! На ташку, наступить… тупить нас – кого? Гусаров. А гусары в усы… По Тверской ехал этот гусар с усами, еще я подумал о нем, против самого Гурьева дома… Старик Гурьев… Эх, славный малый Денисов! Да, всё это пустяки. Главное теперь – государь тут. Как он на меня смотрел, и хотелось ему что то сказать, да он не смел… Нет, это я не смел. Да это пустяки, а главное – не забывать, что я нужное то думал, да. На – ташку, нас – тупить, да, да, да. Это хорошо». – И он опять упал головой на шею лошади. Вдруг ему показалось, что в него стреляют. «Что? Что? Что!… Руби! Что?…» заговорил, очнувшись, Ростов. В то мгновение, как он открыл глаза, Ростов услыхал перед собою там, где был неприятель, протяжные крики тысячи голосов. Лошади его и гусара, стоявшего подле него, насторожили уши на эти крики. На том месте, с которого слышались крики, зажегся и потух один огонек, потом другой, и по всей линии французских войск на горе зажглись огни, и крики всё более и более усиливались. Ростов слышал звуки французских слов, но не мог их разобрать. Слишком много гудело голосов. Только слышно было: аааа! и рррр!
– Что это? Ты как думаешь? – обратился Ростов к гусару, стоявшему подле него. – Ведь это у неприятеля?
Гусар ничего не ответил.
– Что ж, ты разве не слышишь? – довольно долго подождав ответа, опять спросил Ростов.
– А кто ё знает, ваше благородие, – неохотно отвечал гусар.
– По месту должно быть неприятель? – опять повторил Ростов.
– Може он, а може, и так, – проговорил гусар, – дело ночное. Ну! шали! – крикнул он на свою лошадь, шевелившуюся под ним.
Лошадь Ростова тоже торопилась, била ногой по мерзлой земле, прислушиваясь к звукам и приглядываясь к огням. Крики голосов всё усиливались и усиливались и слились в общий гул, который могла произвести только несколько тысячная армия. Огни больше и больше распространялись, вероятно, по линии французского лагеря. Ростову уже не хотелось спать. Веселые, торжествующие крики в неприятельской армии возбудительно действовали на него: Vive l"empereur, l"empereur! [Да здравствует император, император!] уже ясно слышалось теперь Ростову.
– А недалеко, – должно быть, за ручьем? – сказал он стоявшему подле него гусару.
Гусар только вздохнул, ничего не отвечая, и прокашлялся сердито. По линии гусар послышался топот ехавшего рысью конного, и из ночного тумана вдруг выросла, представляясь громадным слоном, фигура гусарского унтер офицера.
– Ваше благородие, генералы! – сказал унтер офицер, подъезжая к Ростову.
Ростов, продолжая оглядываться на огни и крики, поехал с унтер офицером навстречу нескольким верховым, ехавшим по линии. Один был на белой лошади. Князь Багратион с князем Долгоруковым и адъютантами выехали посмотреть на странное явление огней и криков в неприятельской армии. Ростов, подъехав к Багратиону, рапортовал ему и присоединился к адъютантам, прислушиваясь к тому, что говорили генералы.
– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.
– Едва ли, – сказал Багратион, – с вечера я их видел на том бугре; коли ушли, так и оттуда снялись. Г. офицер, – обратился князь Багратион к Ростову, – стоят там еще его фланкёры?
– С вечера стояли, а теперь не могу знать, ваше сиятельство. Прикажите, я съезжу с гусарами, – сказал Ростов.
Багратион остановился и, не отвечая, в тумане старался разглядеть лицо Ростова.
– А что ж, посмотрите, – сказал он, помолчав немного.
– Слушаю с.
Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.
– Ваше благородие, вот он! – проговорил сзади один из гусар.
И не успел еще Ростов разглядеть что то, вдруг зачерневшееся в тумане, как блеснул огонек, щелкнул выстрел, и пуля, как будто жалуясь на что то, зажужжала высоко в тумане и вылетела из слуха. Другое ружье не выстрелило, но блеснул огонек на полке. Ростов повернул лошадь и галопом поехал назад. Еще раздались в разных промежутках четыре выстрела, и на разные тоны запели пули где то в тумане. Ростов придержал лошадь, повеселевшую так же, как он, от выстрелов, и поехал шагом. «Ну ка еще, ну ка еще!» говорил в его душе какой то веселый голос. Но выстрелов больше не было.

Поместный собор - это собрание епископов, мирян, других клириков, а также поместной Церкви. На нем обсуждаются и решаются важнейшие вопросы, связанные с делами вероучения, нравственно-религиозной жизни, а также дисциплины, устройства и управления церковью.

История соборов

Практика созывов поместных соборов появилась еще в так называемой древней церкви. Свое начало она берет от Иерусалимского собора, на котором собирались апостолы, чтобы решить вопросы соблюдения крещеными язычниками требований закона Моисея. Со временем решения поместных соборов (как и Вселенских) стали обязательными для исполнения всеми послушниками монастырей и храмов.

Изначально соборы именовались по городам, в которых они проходили. Также существовало условное распределение по местонахождению церквей, названию поместных церквей, стран или территорий, на которых они организовывались.

Практика соборов в Русской православной церкви

В нашей стране вплоть до XX века поместными соборами называли любые частные соборы древности, за исключением Вселенских. При этом в широкое употребление термин вошел только в XX столетии, когда началась подготовка к Всероссийскому поместному собору русской церкви, о котором мы еще поговорим подробнее. Он открылся в августе 1917 года. Примечательно, что более половины его участников оказались мирянами.

Уже в самых поздних оригиналах документов утверждается, что поместным собором считается собрание епископата, а также любых других клириков и мирян, относящихся к РПЦ.

Порядок формирования

В современном уставе РПЦ существует даже особый порядок формирования поместного собора Русской православной церкви.

В его состав должны входить архиереи, начальники Синодальных учреждений и духовных академий, делегаты от духовных семинарий, а также от настоятельниц женских монастырей. В обязательном порядке в состав поместного собора Русской православной церкви включают начальника отечественной духовной миссии, которая базируется в Иерусалиме, членов комиссии по подготовке собора при РПЦ, представителей патриарших приходов в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Италии, Туркменистане, скандинавских странах.

Восстановление патриаршества

Пожалуй, важнейший поместный собор русской церкви в двадцатом веке состоялся в 1917 году. Во-первых, это был первый собор, организованный с конца XVII века. Во-вторых, именно на нем было решено восстановить институт патриаршества в российской церкви. Оно было принято 28 октября, положив конец синодальному периоду. Все было организовано в знаменитом Успенском соборе.

Интересно, что этот поместный собор Русской православной церкви заседал больше года. Он совпал с такими важнейшими событиями, как Первая мировая война, пережил взлет и крах Временного правительства, а также социалистическую революцию, роспуск Учредительного собрания, на которое многие возлагали большие надежды, подписание Декрета об начало кровопролитной Гражданской войны.

Реагируя на некоторые из этих важнейших событий, поместный собор РПЦ делал заявления по поводу них. При этом члены партии большевиков, действия которых обсуждались на соборе, не препятствовали проведению этого собрания.

Примечательно, что подготовка к этому собору поместных православных церквей велась с первых лет XX века. Именно тогда в обществе начали преобладать антимонархические настроения. Они же встречались и в среде священнослужителей.

Подготовка к собору

Подготовка к православному поместному собору началась в 1906 году. Было издано специальное определение Святейшего синода. Началось формирование предсоборного присутствия, за это время успели напечатать четыре тома "Журналов и протоколов".

В 1912 году организовали специальное отделение при Святейшем синоде, которое непосредственно занималось подготовкой.

Созыв собора

В апреле 1917 года был одобрен проект Святейшего синода, посвященный обращению к пастырям и архипастырям.

В августе был принят устав поместного собора. Он должен был послужить качественным примером "руководственного правила". В документе постановлялось, что данный собор способен решать любые вопросы, все его решения обязательны к исполнению.

В августе 1917 года было издано постановление о правах Священного собора, подписанное Временным правительством.

Первая сессия

Официально работа собора стартовала в августе 1917 года. Именно тогда началась первая сессия. Она была целиком и полностью посвящена реорганизации верхушки церковного управления. Обсуждались вопросы восстановления патриаршества, а также избрание самого патриарха, установление его обязанностей и прав. Подробно обсуждалось правовое положение, в котором оказалась православная церковь в изменяющихся условиях российской действительности.

Уже с первой сессии начались дискуссии о необходимости восстановления патриаршества. Пожалуй, самым активным поборником того, чтобы восстановить патриаршество, стал епископ Митрофан, а также в поддержку этой идеи выступали члены собора архиепископ Харьковский Антоний и архимандрит Иларион.

Правда, нашлись и противники патриаршества, которые указывали на то, что данное нововведение может сковать соборное начало в церковной жизни, а также привести к абсолютизму в РПЦ. Среди ярых противников выделялся профессор по имени Петр Кудрявцев, а также протоиерей профессор Александр Бриллиантов.

Выборы патриарха

Важное решение в этом году было принято для Русской православной церкви. Поместный собор впервые после долгого перерыва выбрал патриарха. Было определено, что выборы пройдут в два этапа. Это тайное голосование и жребий. Каждый участник имел право написать записку, в которой мог указать только одно имя. На основании этих записок был составлен окончательный список кандидатов. Имена трех лидеров, которые получили больше всего голосов, было решено выбирать на святой престол. Кто из них станет патриархом, решалось путем жребия.

Стоит отметить, что часть членов собора высказалась против такой процедуры. После подсчета записок выяснилось, что лидером первого этапа стал архиепископ Антоний Храповицкий, получивший 101 голос в свою поддержку. За ним следовали митрополит Кирилл Смирнов и Тихон. Причем с заметным отставанием у них оказалось всего по 23 голоса.

Торжественное оглашение результата жребия произошло в конце 1917 года. В храме Христа Спасителя это сделал старец Зосимовой пустыни по имени Алексий Соловьев. Он вытянул жребий перед иконой Владимирской Божией Матери. Именно этого старца для такой важной миссии выбрали не случайно. На тот момент ему исполнился уже 71 год, в поступил в 1898 году, там и был пострижен в монахи. В 1906 году начал заниматься старчеством. Это особый вид иноческой деятельности, который напрямую связан с духовным руководительством. При старчестве специальный человек осуществляет духовное наставничество над другими монахами, которые живут с ним в одном монастыре. Наставничество осуществляется, как правило, в форме советов и бесед, которые старец ведет с приходящими к нему людьми.

К тому времени это был уже достаточно уважаемый человек. Он и огласил имя нового патриарха, которым стал митрополит Тихон. Примечательно, что в результате победил кандидат, за которого изначально подали меньше всего голосов.

Новый патриарх

Патриархом Московским стал Тихон. В миру Василий Иванович Беллавин. Интересна его биография. Он родился в Псковской губернии в 1865 году. Его отец был потомственным священником. Вообще, фамилия Беллавин была весьма распространена на Псковщине как раз среди духовенства.

В 9-летнем возрасте будущий патриарх поступил в духовное училище, затем получил образование в духовной семинарии в самом Пскове.

Патриарх постригся в монахи в 1891 году. Тогда же он и получил имя Тихона. Интересный этап в его биографии - миссионерская деятельность в Северной Америке. В 1898 году он был назначен архиепископом Алеутским и Аляскинским.

В памяти современников патриарх Тихон остался автором громких воззваний, анафем и других заявлений, которые активно обсуждались в обществе.

Так, в 1918 году он издал Воззвание, в котором, в частности, призывал всех опомниться и остановить кровавые расправы, потому что это в действительности сатанинское дело (за него человек может быть сослан в геенну огненную). В сознании общественности закрепилось мнение, что данная анафема была адресована непосредственно большевикам, хотя прямо они ни разу так и не назывались. Патриарх осуждал всех, кто шел против христианских ценностей.

В июле 1918 года в патриарх Тихон открыто осудил расстрел императора Николая II и всей его семьи. Вскоре большевики начали уголовное преследование священнослужителя. К реальному уголовному наказанию его так и не приговорили.

В 1924 году состоялось разбойничье нападение на патриарший дом. Был убит Яков Полозов, который на протяжении многих лет являлся одним из самых близких его помощников. Это нанесло серьезный удар по Тихону. Здоровье его сильно пошатнулось.

В 1925 году он скончался в возрасте 60 лет, по официальной версии, от сердечной недостаточности.

Вторая сессия собора

Возвращаясь к поместному собору, стоит отметить, что в самом начале 1918 года началась вторая сессия, которая продлилась до апреля. Сессия проходила в условиях крайней политической нестабильности в обществе.

Поступало большое количество сообщений о расправах над духовенством. Особенно всех поразило убийство киевского митрополита Владимира Богоявленского. На соборе был принят Приходский устав, который призывал сплотить прихожан в это непростое время вокруг православных храмов. Епархиальному управлению полагалось более активно участвовать в жизни мирян, помогать им справляться с тем, что происходило вокруг.

При этом собор выступил категорически против принятия новых законов о гражданском браке, а также о возможности его безболезненного расторжения.

В сентябре 1918 года собор прекратил работу, не завершив ее до конца.

Третья сессия

Третья сессия была самой непродолжительной. Она проходила с июня по сентябрь 1918 года. На ней участникам предстояло выработать основные соборные определения, которыми должны были руководствоваться высшие органы церковного управления. Рассматривались вопросы о монастырях и их послушниках, привлечении женщин к участию в различных богослужениях, а также об охране церковных святынь от так называемого кощунственного захвата и поругания.

Как раз во время собора произошло убийство императора Николая II и всей его семьи. На соборе после прений был поставлен вопрос о необходимости проведения богослужения, посвященного убийству императора. Было организовано голосование. Против проведения службы высказались около 20 % участников собора. В результате патриарх прочитал заупокойную литию, а во все российские церкви было направлено распоряжение отслужить соответствующие панихиды.

Память о соборе

В память о соборе осталось немало документальных источников. Были среди них и иконописные. Самый известный из них - икона "Отцы поместного собора". Она была написана в 1918 году. На ней изображены все иерархи, которые поддерживали возобновление российского патриархата. Отмечается, что за каждым образом стоит настоящая исповедническая история, которая важна для любого православного.

В преддверии Поместного Собора 2009, на котором 27-29 января будут избирать нового Патриарха, предлагаем ознакомиться с тем, что такое Поместный Собор; кто принимает в нем участие; что обсуждают и как голосуют делегаты?

Пять делегатов от Духовных семинарий, избранных на ректорском совещании,

Четыре делегата от съезда настоятельниц женских ставропигиальных монастырей,

Три делегата от каждой епархии в составе одного клирика, одного монашествующего и

Одного мирянина (патриаршие приходы в Канаде , в США , в Туркменистане , в Италии и в Скандинавских странах будут представлены двумя делегатами, клириком и мирянином).

Собор состоится, если на нем будут присутствовать 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов - членов Собора.

Где пройдет Поместный Собор?

Немалое значение всегда придавалось и месту заседания соборян - так, в 1917 году избрание Патриарха Тихона совершилось в Успенском соборе Московского Кремля, в 1990 Собор был проведен в Троице-Сергиевой лавре, в этот раз Поместный Собор состоится в храме Христа Спасителя .

Как работает Поместный Собор?

Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

Все архиереи, члены Собора, составляют Архиерейское совещание , они обсуждают особо важные постановления, или те, что вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам.

Если решение Собора отвергается 2/3 архиереев, оно повторно выносится на соборное рассмотрение. Если же и после этого 2/3 архиереев его отвергнут, оно теряет силу.

Секретариат Собора состоит из Секретаря (архиерея) и двух помощников - клирика и мирянина. Секретариат обеспечивает членов Собора необходимыми рабочими материалами и ведет протоколы заседаний.

Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной Литургии или другого уставного богослужения.

Заседания Собора возглавляет Председатель или один из членов Президиума. Решения принимаются большинством голосов, за исключением случаев, оговоренных регламентом. При равенстве голосов в открытом голосовании, перевес дает голос Председателя.

Как будут выбирать Патриарха?

Поводом предстоящего Собора является избрание нового Патриарха Московского и всея Руси. Оно будет проводиться в закрытом заседании.

Предыдущие выборы Патриарха, не были одинаковы по процедуре. Святейший Патриарх Тихон был избран жребием из трех кандидатов, каждый из которых определялся тайным голосованием. Патриархи советской эпохи - Сергий, Алексий I и Пимен - избирались открытым голосованием, а Патриарх Алексий II - тайным голосованием из числа трех кандидатов . Последний способ будет применен и в этот раз. При равенстве голосов тайное голосование проводится повторно.

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ - в христианстве разновидность церковных соборов, которые обладают высшими властными полномочиями в границах отдельных поместных церквей.

Тра-ди-ци-он-но к поместным соборам от-но-сят так-же со-бо-ры, ко-то-рые по важ-но-сти при-ня-тых ре-ше-ний и по пред-ста-ви-тель-но-сти уча-ст-ни-ков (Ан-кир-ский (314), Сар-ди-кий-ский (340-е годы), Лао-ди-кий-ский (около 360), кон-стан-ти-но-поль-ские со-бо-ры (иси-ха-ст-ские) 1341 года, 1347 и 1351 годов, и другие) пре-вос-хо-ди-ли со-бо-ры отдельных по-ме-ст-ных церк-вей.

К ком-пе-тен-ции поместного собора от-но-сят-ся все де-ла, ка-саю-щие-ся по-ме-ст-ной Церк-ви, ко-то-рые, од-на-ко, долж-ны ре-шать-ся в со-от-вет-ст-вии с об-ще-цер-ков-ны-ми дог-ма-та-ми и ка-но-на-ми; в про-тив-ном слу-чае по-ме-ст-ная Цер-ковь рис-ку-ет от-пасть от ка-фо-лического един-ст-ва. Поместный собор яв-ля-ет-ся так-же су-деб-ным уч-ре-ж-де-ни-ем (выс-шая ин-стан-ция при рас-смот-ре-нии спо-ров ме-ж-ду епи-ско-па-ми о гра-ни-цах их об-лас-тей, по жа-ло-бам кли-ри-ков на чу-жо-го ар-хие-рея и по жа-ло-бам на епи-ско-пов с об-ви-не-ни-ем их в дей-ст-ви-ях, не-со-вмес-ти-мых с дос-то-ин-ст-вом ар-хие-рей-ско-го са-на; для ми-рян и кли-ри-ков, в от-но-ше-нии ко-то-рых епи-скоп из-рёк при-го-вор об их от-лу-че-нии, - апел-ля-ци-он-ная ин-стан-ция). Что-бы по-ста-нов-ле-ния со-бо-ра име-ли за-кон-ную си-лу, он дол-жен со-сто-ять не ме-нее чем из 3 ие-рар-хов - 1 ми-тро-по-ли-та и 2 епи-ско-пов. Пред-се-да-тель-ст-во на поместном соборе при-над-ле-жит пер-во-му епи-ско-пу по-ме-ст-ной Церк-ви. Пер-во-иерарх из-би-ра-ет-ся и по-став-ля-ет-ся со-бо-ром за-ви-ся-щих от не-го епи-ско-пов; в слу-чае не-об-хо-ди-мо-сти под-ле-жит их су-ду. Со-став и рег-ла-мент поместного собора ус-та-нав-ли-ва-ют-ся са-ми-ми по-ме-ст-ны-ми це-рк-ва-ми.

Уни-вер-са-ли-ст-ский цен-тра-лизм Рим-ско-ка-то-лической церк-ви ис-клю-ча-ет ту сте-пень са-мо-стоя-тель-но-сти ме-ст-ных церк-вей, ко-то-рая су-ще-ст-ву-ет в пра-во-сла-вии, и, со-от-вет-ст-вен-но, на-ли-чие по-ме-ст-ных ав-токе-фаль-ных церк-вей, по-это-му в ка-то-ли-циз-ме ме-ст-ные цер-ков-ные со-бо-ры не име-ли то-го ста-ту-са и зна-че-ния, ка-кое при-да-ёт-ся поместным соборам в пра-во-сла-вии.

В Рус-ской церк-ви в пе-ри-од до уч-ре-ж-де-ния её ав-то-ке-фа-лии (1448), ко-гда она пред-став-ля-ла со-бой ми-тро-по-лию Кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха-та, выс-шая власть при-над-ле-жа-ла со-бо-ру епи-ско-пов ми-тро-по-лии. Вви-ду об-шир-но-сти тер-ри-то-ри-аль-ной юрис-дик-ции Русской ми-тро-по-лии в со-бо-рах обык-но-вен-но уча-ст-во-ва-ла лишь часть епи-ско-па-та.

Со вре-ме-ни на-ча-ла ав-то-ке-фа-лии (Московская ми-тро-по-лия, Московский пат-ри-ар-хат), по-ми-мо со-бо-ров ис-клю-чи-тель-но епи-скоп-ско-го со-ста-ва, ста-ли со-зы-вать-ся, осо-бен-но для ре-ше-ния об-ще-цер-ков-ных во-про-сов, так-же со-бо-ры ши-ро-ко-го со-ста-ва, так называемые Ос-вя-щен-ные со-бо-ры (все - в Мо-ск-ве): со-бо-ры 1490 и 1504 годов, осу-див-шие ересь «жи-дов-ст-вую-щих», со-бор 1503 года, так называемые ма-карь-ев-ские со-бо-ры 1547 и 1549 годов, Сто-гла-вый со-бор 1551 года и многие другие. Кро-ме епи-ско-пов, к уча-стию в них при-вле-ка-лись ар-хи-ман-д-ри-ты и игу-ме-ны так называемых сте-пен-ных (наи-бо-лее зна-чи-мых) мо-на-сты-рей, на-стоя-те-ли московских крем-лёв-ских со-бор-ных и при-ход-ских церк-вей, в них уча-ст-во-ва-ли так-же ве-ли-кие кня-зья мо-с-ков-ские (с 1547 ца-ри) со сви-той. При при-ня-тии ре-ше-ний на Ос-вя-щен-ных со-бо-рах ре-шаю-щий го-лос при-над-ле-жал епи-ско-пам и го-су-да-рю.

Осо-бен-но мно-го со-бо-ров со-зы-ва-лось во 2-й половине XVII века, что бы-ло свя-за-но с при-ня-ти-ем Со-бор-но-го уло-же-ния 1649 года, цер-ков-ны-ми ре-фор-ма-ми, цер-ков-но-государственной кол-ли-зи-ей, воз-ник-шей в свя-зи с ос-тав-ле-ни-ем пат-ри-ар-ше-го пре-сто-ла пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном, и другими. В Боль-шом Московском со-бо-ре 1666-1667 годов, рас-смат-ри-вав-шем во-про-сы про-ти-во-дей-ст-вия цер-ков-но-му рас-ко-лу (смотреть Ста-ро-об-ряд-че-ст-во) и «де-ло пат-ри-ар-ха Ни-ко-на», по при-гла-ше-нию ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча и русских ар-хие-ре-ев при-ня-ли уча-стие алек-сан-д-рий-ский и ан-ти-охий-ский пат-ри-ар-хи и пред-ста-ви-тель кон-стан-ти-но-поль-ско-го пат-ри-ар-ха. Со-бор под-твер-дил свя-щен-ный ав-то-ри-тет греческих цер-ков-ных чи-нов и бо-го-слу-жеб-ных книг; со-ста-вил «На-став-ле-ние ду-хов-ное», в ко-то-ром осу-дил цер-ков-ный рас-кол и пред-пи-сал со-вер-шать все бо-го-слу-же-ния со-глас-но ре-фор-ми-ро-ван-но-му ка-но-ну; ана-фе-мат-ст-во-вал всех, при-дер-жи-вав-ших-ся ста-рых об-ря-дов; ли-шил пат-ри-ар-ха Ни-ко-на пат-ри-ар-ше-го и свя-щен-но-го са-на; из-брал 3 кан-ди-да-тов в пат-ри-ар-хи, из ко-то-рых царь от-дал пред-поч-те-ние Ио-а-са-фу (пат-ри-арх Ио-а-саф II); от-ме-нил прак-ти-ку под-суд-но-сти ду-хов-ных лиц свет-ским вла-стям; при-нял ряд оп-ре-де-ле-ний от-но-си-тель-но бла-го-чес-тия и дис-ци-п-ли-ны.

По-сле уп-разд-не-ния пат-ри-ар-ше-ст-ва в си-но-даль-ный пе-ри-од ис-то-рии Русской церк-ви (XVIII - начало XX веков) со-бо-ры не со-зы-вались, ор-га-ном выс-шей цер-ков-ной вла-сти яв-лял-ся Свя-тей-ший Пра-ви-тель-ст-вую-щийСи-нод, за-се-дав-ший на ре-гу-ляр-ной ос-но-ве.

В начале XX века российской цер-ков-ной об-ще-ст-вен-но-стью ак-тив-но об-су-ж-дал-ся во-прос о со-зы-ве ка-но-ни-че-ски пол-но-цен-но-го поместного собора. В 1906 году про-хо-ди-ла ра-бо-та Пред-со-бор-ного при-сут-ст-вия, а с 1912 года - Пред-со-бор-но-го со-ве-ща-ния. Ре-ше-ние о со-зы-ве Все-рос-сий-ско-го поместного собора при-ня-то Си-но-дом 29.4(12.5).1917 года, по-сле Февральской ре-во-лю-ции 1917 года. Вы-бо-ры чле-нов поместного собора бы-ли 3-сту-пен-ча-ты-ми: на уров-не при-хо-да, на уров-не бла-го-чи-ния и на уров-не епар-хии. От ка-ж-дой епар-хии вы-дви-гались 1 епи-скоп, 2 кли-ри-ка и 3 ми-ря-ни-на. Все-го бы-ло из-бра-но 564 де-ле-га-та. Пол-но-мо-чия уча-ст-ни-ков поместного собора в епи-скоп-ском са-не от-ли-ча-лись от пол-но-мо-чий других уча-ст-ни-ков, по-сколь-ку все важ-ные ре-ше-ния пле-ну-ма со-бо-ра под-ле-жа-ли ут-вер-жде-нию на ар-хие-рей-ском со-ве-ща-нии.

Поместный собор ра-бо-тал с 15(28).8.1917 года по 20.9.1918 года в 3 сес-сии (1-я сес-сия: август - декабрь 1917 года, 2-я сес-сия: январь - апрель 1918 года, 3-я сес-сия: июль - сентябрь 1918 года). Од-ним из наи-бо-лее важ-ных дея-ний со-бо-ра ста-ло вос-ста-нов-ле-ние в но-ябре 1917 года пат-ри-ар-ше-ст-ва. Кан-ди-да-та-ми в пат-ри-ар-хи, на-брав-ши-ми наи-боль-шее чис-ло го-ло-сов, бы-ли ар-хи-епи-ско-пы Харь-ков-ский и Ах-тыр-ский Ан-то-ний (Хра-по-виц-кий), Нов-го-род-ский и Ста-ро-рус-ский Ар-се-ний (Стад-ниц-кий) и митрополит Мо-с-ков-ский и Ко-ло-мен-ский Ти-хон (Бе-ла-вин). Из них по-сред-ст-вом жре-бия пат-ри-ар-хом Мо-с-ков-ским и всея Рос-сии стал митрополит Ти-хон. Бы-ли вы-ра-бо-та-ны прин-ци-пы цер-ков-но-го управ-ле-ния, со-глас-но ко-то-рым выс-шая за-ко-но-дательная, административная, су-деб-ная и кон-тро-ли-рую-щая власть при-над-ле-жа-ли пе-рио-ди-че-ски со-зы-вае-мо-му поместному собору в со-ста-ве епи-ско-пов, кли-ри-ков и ми-рян; так называемый Боль-шой со-бор дол-жен был со-зы-вать-ся 1 раз в 10 лет; со-ве-ща-ние епи-ско-пов, ут-вер-ждав-шее важ-ней-шие со-бор-ные по-ста-нов-ле-ния, вхо-ди-ло в поместный собор, но не воз-глав-ля-ло его; ис-клю-чи-тель-ной пре-ро-га-ти-вой поместного собора яв-ля-лось из-бра-ние пат-ри-ар-ха; пат-ри-арх воз-глав-лял цер-ков-ное управ-ле-ние, пат-ри-арх и ор-га-ны выс-ше-го цер-ков-но-го управ-ле-ния под-от-чёт-ны поместному собору; на-ря-ду со Свя-щен-ным Си-но-дом соз-да-вал-ся Выс-ший цер-ков-ный со-вет (ВЦС), со-сто-яв-ший из епи-ско-пов, кли-ри-ков и ми-рян, в круг обя-зан-но-стей ко-то-ро-го вхо-ди-ли ор-га-ни-зационные и хо-зяйственные сто-ро-ны цер-ков-ной жиз-ни.

Про-ве-де-ние в жизнь при-ня-тых поместным собором 1917-1918 годов ре-ше-ний ока-за-лось не-воз-мож-ным по по-ли-тическим при-чи-нам. Со-бо-ры в Русской церк-ви не со-зы-ва-лись до 8.9.1943 года, ко-гда в ус-ло-ви-ях Великой Отечественной вой-ны с раз-ре-ше-ния вла-стей в Мо-ск-ве со-бор ар-хиерей-ско-го со-ста-ва из-брал пат-ри-ар-хом Мо-с-ков-ским и всея Ру-си митрополита Сер-гия (Стра-го-род-ско-го).

По-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Сер-гия поместный собор про-хо-дил в Мо-ск-ве 31.1-4.2.1945 года. По-ми-мо из-бра-ния но-во-го пред-стоя-те-ля - пат-ри-ар-ха Алек-сия I (Си-ман-ско-го), со-бор при-нял По-ло-же-ние об управ-ле-нии Рус-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, ко-то-рое пре-ду-смат-ри-ва-ло су-ще-ст-во-ва-ние 3 ор-га-нов со-бор-ной вла-сти: поместного собора ши-ро-ко-го со-ста-ва, ар-хие-рей-ско-го со-бо-ра, со-зы-вае-мых по ме-ре не-об-хо-ди-мо-сти, а так-же по-сто-ян-но дей-ст-вую-ще-го Свя-щен-но-го Си-но-да ис-клю-чи-тель-но епи-скоп-ско-го со-ста-ва. С этих пор в РПЦ по-ня-тие «Поместный собор» за-кре-пи-лось за со-бо-ра-ми ши-ро-ко-го со-ста-ва. По По-ло-же-нию… 1945 года поместный собор яв-лял-ся ин-стан-ци-ей, ко-то-рой под-чи-не-ны ар-хи-ерей-ские со-бо-ры: все ре-ше-ния ар-хие-рей-ских со-бо-ров, всту-пая в си-лу с мо-мен-та их при-ня-тия, под-ле-жа-ли ут-вер-жде-нию на по-сле-дую-щем поместном соборе. Ре-шаю-щим го-ло-сом на поместном соборе поль-зо-ва-лись лишь епи-ско-пы, го-ло-со-вав-шие, од-на-ко, не толь-ко от се-бя лич-но, но и от име-ни всех кли-ри-ков и ми-рян сво-ей епар-хии (не толь-ко от име-ни тех, кто при-сут-ст-во-вал на со-бо-ре).

Оче-ред-ной поместный собор, со-зван-ный по-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Алек-сия I, про-хо-дил в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 30.5-2.6.1971 года, на нём впер-вые уча-ст-во-ва-ли жен-щи-ны. Со-бор из-брал но-вым пат-ри-ар-хом митрополита Пи-ме-на (Из-ве-ко-ва), снял ана-фе-му на ста-ро-об-ряд-цев («клят-вы на ста-рые об-ря-ды»).

Поместный собор в рам-ках празд-но-ва-ния 1000-ле-тия Кре-ще-ния Ру-си про-хо-дил в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 6-9.6.1988 года. Вза-мен ус-та-рев-ше-го По-ло-же-ния… 1945 года со-бор при-нял Ус-тав об управ-ле-нии Рус-ской пра-во-слав-ной цер-ко-вью, ко-то-рый внёс су-ще-ст-вен-ные из-ме-не-ния в ста-тус поместного собора, в ча-ст-но-сти пра-во ре-шаю-ще-го го-ло-са пре-дос-тав-ля-лось всем чле-нам со-бо-ра, вклю-чая кли-ри-ков и ми-рян. Ус-тав пре-ду-смат-ри-вал при оп-ре-де-лён-ных об-стоя-тель-ст-вах воз-мож-ность со-зы-ва в рам-ках поместного собора ар-хие-рей-ско-го со-ве-ща-ния, ко-то-рое дву-мя тре-тя-ми го-ло-сов пра-во-моч-но от-ме-нить ре-ше-ние, при-ня-тое пле-ну-мом по-ме-ст-но-го со-бо-ра.

По-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Пи-ме-на со-зван поместный собор, про-хо-див-ший в Трои-це-Сер-гие-вой лав-ре 7-8.6.1990 года. Впер-вые в советский пе-ри-од вы-бо-ры пат-ри-ар-ха, ко-то-рым стал Алек-сий II (Ри-ди-гер), про-хо-ди-ли на аль-тер-на-тив-ной ос-но-ве пу-тём тай-но-го го-ло-со-ва-ния. Поместный собор 27-28.1.2009 года, со-зван-ный в Мо-ск-ве по-сле кон-чи-ны пат-ри-ар-ха Алек-сия II, из-брал но-во-го пред-стоя-те-ля Русской церк-ви - пат-ри-ар-ха Ки-рил-ла (Гун-дяе-ва).

Со-от-но-ше-ние пол-но-мо-чий по-ме-ст-но-го и ар-хие-рей-ско-го со-бо-ров пе-ре-смот-ре-но в но-вом Ус-та-ве Рус-ской пра-во-слав-ной церк-ви, при-ня-том Ар-хие-рей-ским со-бо-ром 2000 года (с кор-рек-ти-ва-ми 2013 года). Со-став поместного собора, кво-та пред-ста-ви-тель-ст-ва на нём епар-хий и иных цер-ков-ных уч-ре-ж-де-ний и по-ря-док из-бра-ния из-би-рае-мых чле-нов со-бо-ра ус-та-нав-ли-ва-ют-ся специальным по-ло-же-ни-ем (2013). Ус-тав не пре-ду-смат-ри-ва-ет в со-зы-ве поместного собора пе-рио-дич-но-сти. Поместный собор из-би-ра-ет пат-ри-ар-ха, при-ни-ма-ет ре-ше-ния о пре-дос-тав-ле-нии ав-то-ке-фа-лии, ав-то-но-мии или са-мо-управ-ле-ния час-тям Русской церк-ви, по пред-ло-же-нию Ар-хие-рей-ско-го со-бо-ра вы-ра-ба-ты-ва-ет по-зи-ции по важ-ней-шим во-про-сам цер-ков-ной жиз-ни, за-бо-тит-ся о со-хра-не-нии чис-то-ты пра-во-слав-но-го ве-ро-уче-ния, хри-сти-ан-ской нрав-ст-вен-но-сти и бла-го-чес-тия. Ре-ше-ни-ем поместного собор 2009 года об-ра-зо-ва-но Меж-со-бор-ное при-сут-ст-вие, дей-ст-вую-щее на по-сто-ян-ной ос-но-ве и при-зван-ное го-то-вить про-ек-ты до-ку-мен-тов, при-ни-мае-мых на по-ме-ст-ных и ар-хие-рей-ских со-бо-рах, а так-же Си-но-дом.



просмотров