Некрасовцы (Игнат-Казаки). История. Булавинское восстание и казаки-Некрасовцы Казаки – некрасовцы

Некрасовцы (Игнат-Казаки). История. Булавинское восстание и казаки-Некрасовцы Казаки – некрасовцы

казаки Некрасовцы. Казаки-некрасовцы – потомки донских казаков, участников восстания Кондратия Булавина 1707-1709 годов, которые после гибели Булавина (7 июля 1708 года) и поражения главных сил повстанцев отказались сложить оружие и 24-25 августа 1708 года ушли во главе с атаманом Игнатом Федоровичем Некрасовым с Дона на Кубань. Согласно преданию, с Некрасовым ушло на Кубань «сорок тысяч казаков» в «7217 году» (т.е. в 1709 году по нашему летоисчислению). В действительности, по оценкам современных историков, ушло 18 тысяч казаков призывного возраста, а если считать вместе с семьями - до 80 тысяч. На Кубани, объединившись с бежавшими туда в 1688 году старообрядцами Левки Манацкого, некрасовцы создали вольное Войско Кубанское и оборонялись от царских войск до 1741 года: совершали набеги на Дон и южные окраины России, жгли и вешали князей, бояр, "домовитых" казаков, бунтовали народ, принимали беглых, засылали подговорщиков с "прелестными" письмами. Сам Некрасов погиб в бою в 1737 году. В «лето 7249 года» (1741 год) кубанская общность раскалывается. Коренные некрасовцы - потомки повстанцев под давлением русских войск уходят на Дунай в Добруджу - румынскую землю, находившуюся под властью Турции. В 1762 году Кубань покидает часть старообрядцев. После странствий одна их ветвь соединяется с дунайцами, другая растворяется в турецком Черноморье. В 1777 году на Дунай перебираются оставшиеся кубанские старообрядцы. В 1775 году дельта Дуная становится последним убежищем вольных запорожцев: рядом с некрасовцами возникает Задунайская Сечь. Вскоре между казаками двух войск начались конфликты из-за угоди, которые привели к междуусобной войне. В 1780-е годы русские заняли Крым, взяли Измаил и вышли к Дунаю, и некрасовцы к 1791 году уходят вглубь Турции на «Еноз и Майноз» (на берег Эгейского моря в устье реки Энос и на озеро Майнос, в 25 км от портового города Бандырма на Мраморном море). В 1828 году эйносцы переселились на Майнос. Те, кто остались на Дунае - старообрядцы и поздние поселенцы, - к середине XIX века утратили старые казачьи традиции. Но Дунай, как ранее Кубань, по-прежнему оставался убежищем для беглецов из России. Майнос, хотя и сильно поредевший от эпидемий, продолжал хранить донские обычаи XVII века и соблюдать «заветы» Игната Некрасова. Казаки с местным населением не смешивались, земли не пахали, занимались рыбным промыслом. Так продолжалось до середины 1860-х годов. В 1864 году майносцы отказались участвовать в турецких войнах. В ответ Турция увеличила казакам подати, ввела военный налог, заселила земли вокруг Войска мухаджирами - мусульманами с Кавказа, а оставшиеся участки стала продавать казакам. 70 семей Майноса купили себе землю, община раскололась на рыбаков и землевладельцев. Рыбаки были в большинстве, круг находился под их контролем, но экономически они начали попадать в зависимость от землевладельцев. «Заветы» нарушились («казак на казака стал работать»). В 1867 году 157 семей - стронников «заветов» - ушли с Майноса на остров Мада в Бейшеирском озере. Эта попытка возрождения старинного уклада не удалась. "Подморная" земля Мады оказалась смертельной: вода в озере заражена, густые вечерние туманы разносили смерть. Но казаки, даже после вмешательства русской миссии, отказывались уходить: умирали и отправляли людей искать легендарный "Город Игната", якобы основанный когда-то давно "правильными" некрасовцами "за Пещаным морем". Почти все колонисты Мады погибли, не найдя своего Города; некоторые вернулись. К 1912 году в живых на Маде оставалось только 8 семей. "Город Игната" искали и майносцы, но также не нашли. На карте его никогда не было. Город жил в самих некрасовцах - как воплощение мечты казаков о вольном и справедливом мире. К началу XX века надежда найти "Город Игната" умерла. Появилось предание о гибели той легендарной затерянной ветви некрасовцев. В 1912-1913 годах 150 семей Майноса постановили вернуться на родину. На Дон их царские власти не пустили, сославшись на нехватку земель, и поселили на Кавказе, в 5 км от станции Нотанеби, в селении Лайтуры, но сохранили традиционные права: старую веру, казачье звание и внутреннее самоуправление, построили дома и выделили по 10 десятин леса на семью. В 1917 году, после Февральской революции, грузинское национальное правительство предложило некрасовцам покинуть край, и казаки отправились на Кубань, в станицу Прочноокопскую Армавирского района. Кубанская Рада отказала им в земле. Молодые некрасовцы ушли сражаться в Красную Армию. Советская власть дала некрасовцам земли и деньги на строительство, но прежняя казачья форма правления – круг - была уничтожена. Поселенцы основали хутор Ново-Некрасовский в 25 км от станции Ахтарская. Вскоре в Россию начали перебираться липованы с Дуная – в хутор Ново-Покровский (1921) и Потемкинский (1924). В 1947 году в Ейский район были переселены из Румынии еще 20 тысяч дунайских семей. 22 сентября 1962 года из Турции, селения Кёджа-Гель (до 1938 года - Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись последние 215 живших там семей некрасовцев - всего 999 человек (тысячный некрасовец родился уже в пути на пароходе). Другая, небольшая часть майносцев - несколько десятков человек - перебралась к русским староверам в Америку. Майносская община прекратили существование. Но история некрасовцев продолжается. Хотя сам Игнат Некрасов погиб еще на Кубани, фольклорные версии его судьбы различны: есть предания, как он ведет казаков с Кубани на Дунай или с Дуная на Майнос, или уходит и основывает "за Пещаным морем" новый "Город Игната", куда не могут попасть оставшиеся некрасовцы, или до сих пор бродит по свету в поисках лучшей доли для казаков… Знамя Некрасова, простреленное пулей у основания старообрядческого креста, его евангелие и печать были сданы в НКВД. Судьба "Книги Игната", содержащей "Заветы", неизвестна.

сайт для думающих и ищущих решил напомнить читателям об истории нашей страны и казачества, являвшегося образцом непоколебимого мужества, отваги и верности вере своих предков.

Благодарим автора Димитрия Урушева как за своевремено предоставленный нам материал, так и за простоту изложения и подачи. Данный текст является частью Очерков по истории Русской Церкви , которая была издана при поддержке сайта .

Всем, кому интересна данная тема, мы рекомендуем ознакомиться с расширенным материалом « », а также по возможности посетить запланированную на 19-22 сентября международную “Лингвистическая экология: проблематика исчезающих языков и культур в истории и современности”, которая состоится в современном поселении казаков-некрасовцев в поселке Новокумском Левокумского района Ставропольского Края.

Долг каждого человека – защищать свою землю и свою семью от захватчиков, грабителей и угнетателей. Священный долг каждого христианина – защищать свою веру и свою Церковь от еретиков и безбожников.

Любовь ко Христу и Его Церкви превыше любви к родине и родне. Ведь и чужая земля может стать новой отчизной, и чужая родня – новой семьей. Но никто и ничто не заменит православную веру и Православную Церковь. При царе Петре это делом доказали казаки-некрасовцы, покинувшие отечество ради сохранения веры.

В начале XVIII века юг России гудел. Берега Дона и Волги охватила народная война под предводительством атамана Кондратия Афанасьевича Булавина. Ее участники – русские и малорусы, казаки и бурлаки, горожане и крестьяне – выступали против начальников и чиновников, воевод и бояр, ростовщиков и богачей.

Война началась, когда из Москвы на Дон прибыл полковник Долгоруков с отрядом солдат. Ему было приказано найти крепостных крестьян, бежавших от помещиков, и вернуть их хозяевам. Но по старинному обычаю все, нашедшие убежище на Дону, считались свободными людьми – казаками. И появление царских войск возмутило донцов.

Полковник с неслыханной жестокостью приступил к поимке беглых крестьян, не щадя ни женщин, ни стариков, ни детей. Булавин с казаками вступились за своих братьев и сестер. В ночь на 9 октября 1707 года они напали на отряд Долгорукова, убили всех солдат и самого полковника.

Восстание поддержали бедные казаки, безземельные крестьяне, угнетенные староверы. Но зажиточные казаки были против Булавина, они не хотели проливать кровь за голытьбу, не желали ссориться с Москвой. Богатеи сговорились и убили атамана 5 июля 1708 года. Узнав об этом, царь так обрадовался, что приказал служить молебны и палить из пушек.

Мятеж был подавлен. Государевы войска разграбили и сожгли многие казачьи станицы и провели устрашающие казни: мужчин четвертовали и вешали, а женщин и детей топили. Царские военачальники казнили около 24 тысяч человек, в том числе многих благочестивых священников, диаконов и иноков.

Сам Булавин держался старой веры. Старообрядцами было большинство его сподвижников – Никита Голый, Игнатий Некрасов и Лукиан Хохлач. Поэтому они призывали людей выступать не только против угнетателей, но и против «эллинской веры» – русского православия, измененного Никоном по греческому образцу. Они призывали народ подняться на защиту древнего церковного благочестия.

Кондратий Булавин от имени донского войска обращался к простолюдинам:

– Мы всем войском стали единодушно, чтобы стоять нам со всяким радением за дом Пресвятой Богородицы, за истинную веру христианскую, за свои души и головы, сын за отца и брат за брата, друг за друга стоять и умирать заодно.

Никита Голый объяснял простонародью:

– Нам до черни дела нет. Нам дело до бояр и до тех, кто неправду делает. А вы, голытьба, идите из всех городов конные и пешие, нагие и босые. Идите, не опасайтесь! Будут вам кони, оружие, одежда и денежное жалование. А мы стали за старую веру, за дом Пресвятой Богородицы и за вас, за всю чернь, чтобы нам не впасть в эллинскую веру.

ВОЗЗВАНИЕ КОНДРАТИЯ БУЛАВИНА

(из послания к кубанским казакам)

Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

От донских атаманов-молодцов, от Кондратия Афанасьевича Булавина и от всего великого войска донского рабам Божьим и искателям имени Господни, кубанским казакам, атаману Савелию Пафомовичу и всем атаманам-молодцам челобитье и поздравления.

Милости у вас, атаманов-молодцов, слезно просим, Бога молим и сообщаем вам, что послали мы на Кубань свои войсковые письма о мировом между вами и нами и крепком состоянии, как жили наперед сего старые казаки.

Да сообщаем же вам, атаманам-молодцам, о своих прежде бывших старшинах с товарищами. В прошлом 1707 году они списывались с боярами, чтоб у нас на реке русских пришлых людей всех без остатка выслать, кто откуда пришел. И по тем их, прежде бывших старшин, с боярами письму и совету прислали они, бояре, от себя к нам на реку полковника князя Юрия Долгорукова со многими начальными людьми [офицерами] для того, чтоб им всю реку разорить.

И стали было бороды и усы брить, также и веру христианскую переменять, и пустынников, которые живут в пустыни ради имени Господни. И хотели было христианскую веру ввести в эллинскую веру.

И как они, князь со старшинами, для розыска и высылки русских людей поехали по Дону и по всем рекам, послали от себя начальных людей. А сам он, князь, с нашими старшинами, с товарищами поехали по Северскому Донцу по городкам [Северский Донец – правый приток Дона]. И они, князь со старшинами, будучи в городках, многие станицы огнем выжгли и многих старожилов-казаков кнутом били, губы и носы резали. И младенцев по деревьям вешали. Часовни все со святыней выжгли…

А ныне мы, государи наши, батюшки, Савелий Пафомович и все атаманы-молодцы, обещаемся Богу, что стоять нам за благочестие, за дом Пресвятой Богородицы, за Святую Соборную Апостольскую Церковь и за предания семи вселенских соборов, как они, святые, на семи вселенских соборах утвердили веру христианскую и в отеческих книгах положили.

И мы в том друг другу души позадавали, крест и святое Евангелие целовали, чтоб нам всем стоять в единстве и умирать друг за друга.

Хотя война за казачью свободу и старую веру была проиграна, дело Булавина не умерло. Его продолжил атаман Игнатий Федорович Некрасов, ревностный христианин и мужественный воин.

Некрасов отправлял в Россию посланцев, которые призывали казаков и крестьян переселяться на Кубань, чтобы вольно жить при хане, а не бесправно прозябать при царе. Тогда многие оставляли родину и уходили на чужбину, хотя власти всячески препятствовали этому. Свободолюбивых людей, объединившихся вокруг Игнатия Некрасова, стали называть некрасовцами.

Так возникла христианская община, в которой сохранялись порядки самоуправления донского войска, царили братство и взаимопомощь. Высшая власть в ней принадлежала кругу – общему сходу. Атаман избирался кругом на один год. Круг судил по законам Некрасова, которые назывались « ».

Вот некоторые из них:

– царям не покоряться, при царях в Россию не возвращаться;

– ни один член общины не может отлучиться без разрешения круга или атамана;

– одну треть заработка казак сдает в войсковую казну;

– за измену войску расстреливать без суда;

– за брак с иноверцами – смерть;

– за убийство члена общины виновного закопать в землю;

– муж должен относиться к жене с уважением;

– муж, обижающий жену, наказывается кругом;

– держаться старой веры;

– за богохульство расстреливать.

Неукоснительное следование «заветам» помогло некрасовцам выжить в басурманском окружении, сохранить православную веру и русскую народность.

Атаман Некрасов умер в 1737 году. Вскоре началось присоединение Кубани к России, завершившееся в 1783 году при императрице Екатерине II. Не желая жить под властью царей, казаки постепенно покидали Кубань и переселялись в местность Добруджа на берегу Черного моря. Тогда эти земли принадлежали Турции, а ныне разделены между Болгарией и Румынией.

Но границы России расширялись и продвигались к Добрудже. Снова возникла угроза попасть под царскую власть. И тогда большинство некрасовцев перебралось в Турцию и поселилось на берегах озера Майнос [Майнос (Маньяс) – крупное пресноводное озеро в западной части Турции].

Живя замкнутой общиной, окруженные чуждой турецкой средой, казаки держались стойко – сохраняли донское самоуправление, родной язык, народные песни и предания, русскую одежду, память об атамане Некрасове. Его «заветы» были записаны в «Игнатову книгу». Ее хранили в особом ларце в церкви. Хранили и знамя Некрасова.


Возвращение козаков, масло, холст, 1894, художник Józef Brandt

При общине существовала школа, где обучали мальчиков. На школу и церковь, на содержание престарелых и больных, на вооружение шла третья часть средств, полученных казаками от земледелия, скотоводства и рыболовства.

Некрасовцы остались верны «заветам Игната» и не возвращались в Россию при царях. Только в ХХ веке, когда самодержавная власть была свергнута, они переехали на родину.

Материал предоставлен старообрядческим историком и писателем Димитрием Урушевым для публикации на сайте .

Источники картинок – в том числе англоязычный

В последние годы появилось и стало развиваться новое важное направление – детские фольклорные ансамбли. Значение этого направления выходит за рамки только детской самодеятельности, ибо само по себе возникновение детских и юношеских коллективов, работающих на материале русского и казачьего фольклора, делает очевидным факт осознания и претворения в среде художественной самодеятельности преемственности традиций народной песенной культуры, усвоения ее молодыми поколениями. Приобщение детей к народной музыке в настоящее время приобретает особую актуальность. Народное музыкальное искусство, как и музыкальное воспитание в целом, способствует развитию духовной культуры, творческих способностей, влияет на формирование мировоззрения, содействует гармоничному развитию личности, формированию у детей гражданско-патриотической позиции. Большое внимание уделяется проблеме певческого воспитания детей, особенностям народной манеры пения у детей. Почему мы возрождаем преемственность традиций народного исполнительства?

Песенная традиция

До XVIII в. народная песня жила в устной традиции. Подлинные хранители песенной культуры обладали глубокими знаниями и навыками, передаваемыми по традиции, которая была единственным эталоном их мастерства. Самые одаренные песельники постепенно превращались из любителей в мастеров искусства, и творчество их пополняло сокровищницу фольклора. В глубоких и, казалось бы, специальных слоях музыкальной структуры находит отражение множество явлений духовной культуры от жизненного уклада, бытовых реалий до проявлений фантазии в символических формах.

В казачьей среде песенная традиция представляла значительный интерес именно в ракурсе ее духовного потенциала, культурообразующей роли. Ведь неспроста казачья песня была одной из форм поощрения отличившихся на службе казаков.

В условиях современной жизни, значительно преобразующей черты деревни, станицы с ее традиционными укладами, исследование музыкального фольклора казаков, сохраняющего свои сущностные черты, представляется весьма актуальной темой. Интерес к нему в современных условиях трансформации, утраты традиций, исчезновения отдельных жанров и видов песенной культуры в самых различных регионах страны диктуется именно способностью сохранять живой дух и живое содержание.

Казачество в дореволюционной России представляло собой значительное социальное явление. В его бытовом укладе и сознании находили яркое выражение ростки демократии: в обычаях, обрядах, ритуалах и, естественно, в художественной культуре.

В XIX – начале ХХ века вопросами переселения казаков, их быта, культуры занимались А. Ригельман, П.П. Короленко, А.А. Гордеев, Е.П. Савельев, В.Л. Броневский, В.Д. Сухоруков, В.А. Потто, Ф.А. Щербина, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский; К.К. Абаза, Е.Д. Фелицын и многие другие.

В ХХ веке истории казачества посвятили свои труды С.Г. Пушкарев, И.В. Смирнов, А.П. Пронштейн, Н.А. Мининков, Л.Б. Заседателева, Д.В. Сень, В.А. Колесников. С 40–х годов ХХ века и до начала ХХ1 века большой вклад в изучение духовной культуры казаков внесли фольклористы А.М. Листопадов, Сотников Т.И., Б.Н. Путилов, Ф.В. Тумилевич, В.Н. Медведева, Н.Г. Денисов, С.Н. Земцов, Т.С. Рудиченко, Т.Н. Абрамова, Л. Новак, Н. Фрадкин и многие др.

Культура казаков-некрасовцев

Сегодня научный и общественный интерес к казачеству во многом обусловлен процессом возрождения культуры, традиций и обычаев этой социальной группы – процессом, получившим бурное развитие в нашей стране. Примером хранителей традиций, несмотря ни на какие трудности жизни, являются казаки-некрасовцы. Как своеобразная этноконфессиональная группа русского народа, некрасовцы явили собой пример гибкости и последовательности во взаимоотношениях с мусульманскими народами Крымского ханства и Османской империи, что позволило им выжить и сохранить свою культуру, в том числе и музыкальную. Становление их самобытного музыкального фольклора происходило в период значительных исторических преобразований, связанных с их местами обитания и окружения. Эта культура трансформировалась, развивалась, приобретая новые формы. Борьба некрасовцев за выживание нашла отражение в прозаических жанрах (сказках и исторических преданиях, молитвах) и песенном фольклоре, в котором сложились самобытные особенности музыкально-поэтического стиля и неповторимое певческое мастерство казаков. История, культура, в частности, музыкальный фольклор некрасовцев после возвращения их из Турции на родину предков оказались на некоторое время в центре внимания историков, этнографов, фольклористов (см., например, в библиографии: Тумилевич, 1963; Шамаро, 1964; С.26-32; Иванов, Медведева, 1983; Волкова, Заседателева, 1986; Филимонов, 1993 и 1994; Денисов, 1996, 2000; Кощиенко, Близнюк, 1999; Якоби, 2001; Рудиченко, 2004.).

Многочисленные научные экспедиции к казакам, проживающим в настоящее время в Левокумском районе Ставропольского края, в Краснодарском крае, дают определенное представление об их традициях. Экспедиции проводились автором данной публикации с 1963 по 2000 годы: Ставропольский пединститут, СГКМ им. Прозрителева и Праве, РГУ, МГУ, ГМПИ им. Гнесиных, консерватория им. П.И. Чайковского, МГИК, СГК им. Л.В. Собинова, СИАМЗ, РОМК, СКМ им. Прозрителева и Праве, Ставропольское музыкальное училище и др. Также автором данной статьи проводилось с 1977 по 2000 годы несколько экспедиций (в том числе, со студентами краевого училища искусств и СГУ).

Научное осмысление культуры казачества

Некрасовцы, как группа казачества, впервые рассматриваются в монографии П.П. Короленко «Некрасовские казаки» (Короленко, 1899). В ней раскрывается политическое положение некрасовцев в начале XVIII века в России и на территории Крымского ханства. Этой работой было положено начало научному изучению некрасовской истории, собиранию этнографического материала, что позволяет нам сегодня более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса.

Отдельные сюжеты из прошлого некрасовских казаков встречаются в исследованиях, связанных с историей Кубанского казачьего войска, старообрядческого населения Османской империи. Ссылаясь на сведения А.И. Ригельмана, Ф.А. Щербина в «Истории Кубанского казачьего войска» описывает появление некрасовцев на Кубани, условия их жизни под покровительством Крымского хана на протяжении нескольких десятков лет. В этом труде он раскрывает причины вражды черноморцев с некрасовцами, одной из которых являлась борьба за землю, в результате чего некрасовцы перебрались на территорию Турции (Щербина, 1913).

Необходимо отметить и значимость трудов В.Б. Броневского, В.Д. Сухорукова, раскрывающих историю казачества. Их работы способствовали накоплению фактического материала, становились источниками для дальнейшего изучения (Броневский, 1834; Сухоруков, 1903.). А. А. Гордеев рассматривает историю казачества до революции 1917 года, причины его расслоения и волнений на Дону, одно из которых связано с булавинским восстанием, а вместе с ним и некрасовским движением в период правления Петра Великого (Гордеев, 1992). Труд А.А. Гордеева помогает проследить последовательность событий в развитии казачества.

Истории казачества посвятил свое исследование и известный ученый Е.П. Савельев. Его краткий обзор современных для его времени народов Кавказа знакомит нас со своеобразием говора донских казаков, «отличного от великороссийского» (Савельев Е.П., 1915. с. 291). Он обращает внимание на домовитость и консерватизм казачества на Дону, стойкие древние обряды и обычаи, а также религиозные воззрения.

Второй этап в изучении истории казачества, в том числе и культурного его наследия, приходится на 40 – 60-е годы ХХ века. Значительный вклад в изучение музыкально – поэтической культуры внесли А.М. Листопадов, Т.И. Сотников, Ф.В. Тумилевич, И.В. Смирнов, Б.Н. Путилов.

А.М. Листопадов в пятитомном труде «Песни донских казаков» (Листопадов, 1949-1954) представляет различные песенные жанры, описывает народные обряды, особенности исполнительской манеры, дает этнографические и исторические справки, сделал попытку описания особенностей структуры и лада, свойственных донскому музыкальному фольклору. Последние работы Листопадова совпадают с началом исследовательской работой Ф.В. Тумилевича. (Тумилевич, 1941, 1947, 1948, 1957, 1961). Песенный материал, собранный в 1938–1947 годах, сказки и предания некрасовцев, записанные им в 1962 году, являются показателем закономерного развития народной поэзии вдали от родины, в окружении чужого народа. Песни, предания и сказки об Игнате Некрасове интересны как новая страница в развитии эпического жанра русского народа. Яркие художественные индивидуальности, хранители народной поэзии встают перед нами в лице казаков-некрасовцев, и каждый певец, рассказчик со своим репертуаром, со своей особой исполнительской манерой.

Новый этап в изучении культуры и истории потомков донских казаков приходится на вторую половину ХХ века. В них исследователи поднимают уже проблемы развития казачества. Отметим вклад в это направление А.П. Пронштейна, Н.А. Мининкова, Л.Б. Заседателевой, Д.В. Сень и ряд других источников (Дон и степное Предкавказье, 1961; Пронштейн, Мининков, 1983; Заседателева, 1974, 1984; Сень, 2000 – 2002). В отечественной историографии конца ХХ – начала ХХI века весьма заметной работой по истории некрасовцев является монография историка Д.В. Сень «Войско Кубанское Игнатово Кавказское» (Сень, 2001). В ней автор внес ряд уточнений, связанных с военной, религиозной и хозяйственной жизнью некрасовцев на территории Крымского ханства, в Турции, впервые определил понятие «некрасовцы», описал «некрасовскую эпопею», обосновал основные причины, приведшие к массовому уходу казаков в августе 1708 года и их иммиграции из Турции в Россию к началу ХХ века.

Актуальность казачьей песенной культуры

Для современной этнографии актуально изучение исторически сложившихся этнических групп. Находясь в инонациональной среде, они порой теряют культурную специфику, активнее подвергаются языковой ассимиляции. В результате, процессы современной этнокультурной трансформации в них протекают иначе, чем в компактно расселенных крупных этносах, имеющих единые национальные зоны, центры консолидации. Музыкальный фольклор некрасовцев является особым объектом, отразившим сложную историческую судьбу небольшой русской общины, прожившей более 200 лет в иноязычном окружении. По мнению В.Н. Медведевой, единственный культурный «пласт, приближающий нас к целостному представлению о духовном наследии – это их музыкальный фольклор» (Медведева, 2001), и с этим трудно не согласиться. Интересно исследование церковно-богослужебных традиций некрасовцев сотрудника музея им. Андрея Рублева Н.Г. Денисова (Денисов, 2000). Раскрывая особенности некрасовского богослужения, он обращает внимание на необходимость создания государственной программы по сохранению уникальной культуры.

В девяностые же годы ХХ века в государстве произошли значительные перемены, которые сказались на развитии духовной культуры казаков. Широкое общественное внимание к ним в наши дни – показатель того, что судьба казаков и их культуры неразделимы. Итак, пробуждение исторической памяти казаков в наши дни, поиски своего места в нынешнем обществе делают актуальными вопросы культуры казачьей общности. Все большее внимание исследователей привлекают вопросы, связанные с национальным самосознанием, проблемы нынешнего состояния традиционной культуры, ее роль и значение в общекультурном процессе. Возрождение традиционной музыкальной культуры казаков требует изменений в подходе работы учреждений образования и культуры, в понимании степени ее интегрированности в региональную культуру и культуру российского общества в целом.

Казачий фольклор на Ставрополье

Беседы автора статьи с казаками о том, что помогало им выжить, убеждают в необходимости не просто изучить историю казаков, но и попытаться найти способы возрождения утраченного и сохранения существующего в их культуре. А личные записи и расшифровки традиционного песенного материала на протяжении многих лет позволяют автору сравнивать эволюционные особенности песенно-исполнительской традиции казачества разных поколений.

Впервые я начала записывать традиционный фольклор казаков на Ставрополье в 1977 году. В поле моего зрения попали семейные ансамбли потомственных казаков из станицы Баклановской Изобильненского района (семья Братецких), ст. Григорополисской Новоалександровского района (семья Дроновых), ст. Ессентукской Предгорного района (семья Яицких). В песнях, записанных от перечисленных семей, прослеживалось самое сокровенное, чем дорожили казаки, но не выставлявшееся на суд обычного зрителя-обывателя. И только после 1991 года многие их песни зазвучали с новой силой, с новым отношением к прошлому и настоящему («Погиб император вестимый» – о гибели Александра II). Ко мне стали приезжать из разных районов края представители казачества с просьбой помочь в восстановлении песенного репертуара в станицах. Я возвращала в копиях материал, записанных мною ранее в названных районах. Отрадно, что сегодня есть ростки, хотя и небольшие, в этом деле.

Приобщаются к казачьей культуре участники детских фольклорных ансамблей: «Некрасовские казачата» из п. Новокумский Левокумского района (рук. Синякова В.И..), «Хуторок» из Новоселицкого района (рук. Капустин А.Я.), «Казачок» (младшая и старшая группы) из ДМШ №2 г. Пятигорска (рук. Белякова О.И.), «Славянка» из г. Кисловодска (рук. Петрова С.Г.), фольклорный ансамбль из г. Новопавловск (рук. Ковальчук И.С.). Наряду с ансамблями, знакомящими с казачьей песенной культурой, в крае созданы и ансамбли, которые дают представление и о крестьянской традиционной культуре. Это такие ансамбли, как фольклорный ансамбль «Родничок» из ст. Александрийской Георгиевского района (рук. С. Кузнецова), ансамбль ДМШ с. Грачевка (рук. И. А. Стоялова), детский фольклорный ансамбль «Багатица» из г. Ставрополя (рук. Кузнецов В.А.) и другие. Безусловно, гордостью нашей являются и взрослые фольклорные коллективы: «Станичники» из ст. Григорополисской (рук. Гусева Р.А.), «Казачка» из г. Новопавловск (рук. Анищенко А.А.), «Благовест» из г. Георгиевск (рук. Дементьева Л.Д.) и многие другие.

Анализ работ современных историков, фольклористов-этнографов, полевые дневники автора, архивные документы позволяют сделать попытку увидеть музыкальный фольклор в широкой панораме духовной культуры казаков, как составной части культуры российского народа. И мы с вами должны попытаться сделать всё для возрождения казачьей музыкальной культуры, приобщая к этому все слои населения: от мала до велика.

Якоби Л.А. , заслуженный работник культуры Российской Федерации,
лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России»

Темное пятно в истории русского казачества (православные казаки на службе крымского хана)

Отрывок из главы "Соседи черноморцев, военная служба, походы и волнения казаков." Из книги: "История кубанского казачьего войска" (1910 г.)

Знакомство с внутренней жизнью черноморцев без военной обстановки было бы не полно. Черноморцы шли из-за Буга на Кубань "гряныцю держаты".

В жалованной войску грамоте так категорически и указано: "войску Черноморскому предлежит бдение и стража пограничная от набегов народов закубанских". Казаки, следовательно, заранее были осведомлены о том положении, какое они должны были занять в новом крае. Для них, поэтому в высшей степени было важно, кто окажется у них соседями и как эти соседи отнесутся к ним, как к пришельцам. Пограничными соседями черноморцев оказались русские и черкесы. Русскими были так называемые некрасовские казаки, водворившиеся на Кавказе далеко раньше, чем возникла у бывших запорожцев даже мысль о переселении на Кубань. Некрасовцами или игнат-казаками назывались на Кавказе беглые казаки-раскольники с Дона.

C появлением раскола на Дону начались усиленные гонения на раскольников со стороны русского правительства. Особенно упорно преследовал раскольников Петр Великий. Казаки раскольники силою исторических обстоятельств вынуждены были, поэтому, бежать с Дона на Кавказ.

Книга "История кубанского казачьего войска" (1910 г.)

Борьба русского правительства с этими беглецами запечатлена была казнями двух видных представителей раскола - донского казака Костюка и атамана Манацкого. Это были предводители партий раскольников-казаков, бежавших с Дона на Кавказ. Третьим крупным предводителем раскольников был Игнат Некрасов, по имени которого были названы и сами беглецы. Некрасовцы вышли с Дона при Петре Великом, много позже после того, как сложили свои головы Костюк и Манацкой, и образовали на Кавказе самую устойчивую группу вольного казачества, искавшаго вне родины условий для осуществления религиозной свободы и учреждений в духе исконных казачьих идеалов. После подавления Булавинского бунта, говорит историк Донского войска Ригельман, "Игнашка Некрасов прибежал в свою Есауловскую станицу и, взявши жену и детей, ушел со всеми товарищами на Кубань, и там, с сообщниками и со всею их шайкою, в подданство Крымскому хану отдался".

Сам по себе Булавинский бунт представлял яркое проявление народной силы и мощи, а Булавин был одним из крупных борцов за казачьи идеалы. Булавинское восстание вызвано было запрещением центрального правительства принимать в казачество беглых помещичьих людей. Казаки не могли помириться с этим запретом, и во главе народного движения стал Булавин, сложивший свою голову за казачью свободу и автономные права. Некрасов был правой рукой Булавина в этой борьбе с правительственными войсками. Булавин сразу же поставил его полковником и поручал потом командование тысячными отрядами. Когда разбитый всюду Булавинъ в отчаянии застрелился, его место занял Некрасов. Пробравшись в верховые станицы, Некрасов собрал новую толпу вольницы и пришел с ней на Волгу. Здесь он ограбил города Саратов и Царицын, а оказавшую ему упорное сопротивление Камышенку разорил до тла. Так как со смертью Булавина казаки мало по малу стали приносить повинную, то Некрасов нашел невозможной дальнейшую борьбу с правительственными войсками. Желая избежать плена и казни, он пробрался в 1708 году со своими сообщниками на Кубань. Сюда же после к нему прибыли и два других булавинских предводителя: Гаврюшка Чернец и Ивашка Драной.

На Кубани некрасовцы заняли место в центре бывшего царства Босфорского. По указанию Крымского хана, они осели тремя городками - Блудиловским, Голубинским и Чирянским, на Таманском полуострове между Копылом и Темрюком. Городки эти, названные так по именам тех станиц, из которых прибыла на Кубань главная масса. беглецов, были укреплены земляными валами и увезенными с Дона шестью медными и одной чугонной пушками. Впоследствии община некрасовских казаков возросла численно и окрепла экономически. Надо полагать, что некрасовцы застали уже на Кубани часть казаков-раскольников, ушедших с Дона и что с ними слились как аграханские казаки-раскольники, так и казаки-раскольники, поселившиеся в устьях р. Лабы. По крайней мере, позже те и другие выходцы исчезли с прежних мест поселения, Но главный приток в некрасовской общине давали новые беглецы с Дона, селивишиеся слободами между тремя назваными станицами. Некрасовцы, выражаясь язвительным языком Ригельмана, "приумножили себя казаками, такими же ворами, каковы были сами".

В переводе на более деликатный язык это означает, что к некрасовцам льнула казачья вольница, не желавшая мириться с порядками на родине или бежавшая из под кнута и ссылки. Всякие люди, конечно, сюда попадали; но основную окраску некрасовскому казачьему войску придавало религиозное отщепенство, возведенное в подвиг и дышавшее непримиримым фанатизмом.

Крымский хан и татары сумели использовать эти качества "игнат-казаков". В лице их они нашли стойких и озлобленных противников русских войск и тех казаков, которые были на стороне православия противъ раскола. Вражда 6еглецов, зародившаяся на Дону, перенесена была на Кубань, и здесь не только не угасла, но безпрерывно тлела, как искра, могущая во всякое время разгораться в огромный пожар.

Некрасовцы превратились не только в подданных татар, но и в их союзников. Приверженность их к ханам была так велика, что последние употребляли часть некрасовцев против внутренних смут и для подавления волнений среди татар. При набегах же и войнах с русскими некрасовцы становились в ряды врагов России и несли месть и опустошения в места прежней своей родины. Татары, давши некрасовцам убежище, предоставили им полную свободу в делах веры и внутренних распорядков. У казаков осталось свое управление, свои выборные власти.

Завися от ханской администрации, в своей внутренней жизни казаки руководились вековыми обычаями и исторически сложившимися установлениями.

Во главе казачьей общины стоял выборный войсковой атаман и "казачий круг" или сход полноправных представителей общины. Эти высшие органы управления были одинаково присущи и всему некрасовскому войску и тем мелким единицам, на которые оно делилось. Пока жив был caм Некрасов, он был и войсковым атаманом в силу уже того высокого авторитета, которым он пользовался у казаков, татар и черкесов. После войсковыми атаманами избирались, несомненно, самые видные в войске по деятельности лица.

Вместе с самоуправлением некрасовцы пользовались самой широкой религюзной свободой, живя среди мусульман. Татары не посягали ни на их веру, ни даже на народные обычаи; некрасовцы совершенно свободно строили церкви, молельни и отправляли в них по своим обрядам богослужение. Мало того, они устраивали скиты и монастыри, и татары не только не препятствовали им, но и относились с должным уважением к этим религиозным учреждениям. Вера отцов, "старая вера" находилась у татар под защитой властей, как неприкосновенная народная святыня.

Далее татары предоставили в распоряжение некрасовских казаков достаточное количество земли и разного рода угодий. Надо полагать, что выбор места поселений и окружающих эти поселения угодий произведен самими казаками, а крымский хан и его агенты только выразили согласие на то. Раскольники поселились, в самом деле, в местности богатой рыбными ловлями и удобной для охоты за зверем и болотной птицей. В ту пору прикубанские камыши и плавни изобиловали дикими свиньями, козами, оленями, фазанами, гусями, утками и т. п. живностью, а казаки были искони рыболовами и звероловами.

Так как татары были по преимуществу скотоводами и самое скотоводство велось с помощью перекочевок, то весьма возможно, что выбор места поселения казаками-раскольниками ни мало не нарушал интересов кочующих татар, нуждавшихся более в степях, чем в водных и болотных угодьях. Некрасовцы же не вели широкого скотоводства, хотя и разводили превосходных лошадей. Главные отрасли хозяйственных занятий всегда составляли у них рыболовство и охота. Наконец, и в воззрениях на собственность, на международные отношешя и на способы ведения войны и военных действий, казаки и татары совершенно сходились по сушественным пунктам.

Угон скота, добыча ясыря, разорение жилищ противника, жестокая расправа с ним производились точно также некрасовскими казаками, какъ и татарами. Те и другие были не временными союзниками на военном поле, а объединенными представителями одной и той же системы отношений, чуждых гуманности и уважения к человеческой личности. Союзники шли за добычей, что бы взять в плен возможно больше населения и угнать побольше скота. Население обращалось потом в рабов и предмет ценной торговли, а скот поступал в хозяйственный оборот.

И так, следовательно, четыре связывавших некрасовцев с татарами звена лежали в основе взаимоотношений: широкое самоуправление, полная религиозная свобода, постановка в благоприятныя условия хозяйства казаков и общность воззрений по главнейшим вопросам, имущественного и международного права. Вот те общие условия, под влиянием которых сложилась своеобразная казачья община некрасовцев на Кубани.

История этой общины имеет прямое отношение к Кубанскому краю и некоторое отношение к истории Черноморского войска, занявшего те самые места, на которых раньше жили некрасовцы. Находясь в постоянном союзе с горцами, турками и татарами, некрасовцы участвовали последовательно во всех войнах Pocсии с турками и зависящими от них татарами и горцами. В 1708 году они осели на Кубани, а в 1711 году, во время неудачного похода Петра Великаго на Прут, они опустошали вместе с татарами русския селения в Саратовской и Пензенской провинщях. Петр Великий приказал наказать некрасовцев и их союзников за набег. Казанскому и Астраханскому губернатору Апраксину приказано было двинуть на Кубань отряд из русских регулярных войск, яицких казаков и калмыков.

Около того времени, когда был заключен мир с турками на Пруте, отряд этотъ разорил целый ряд неприятельских поселений, расположенных по правому берегу Кубани, и в том числе некрасовские селения. Это была первая кара, постигшая некрасовцев на новом их местожительстве. Два года спустя сам Некрасов, его сподвижники Сенька Кобыльский и Сенька Ворыч с казаками, участвовали в опустошительномъ набеге крымского хана Батыр-Гирея на Харьковскую губернию; а в 1715 году Некрасов организовал целый отряд шпионов, посланных на Донщину и в украинские города.

Около 40 человек некрасовцев, под предводительствомъ беглого монастырского крестьянина Сокина, проникли в верховья Хопра и в Шацкую провинцию Тамбовской губернии. Под видом нищих и монашествующей братии они высматривали расположение русских войск и подговаривали население к побегу на Кубань. Но скоро действия этих шпионов были обнаружены и многие из них поплатились головами за свою дерзкую попытку.

Еще два года спустя, в 1717 некрасовцы в составе отряда кубанских горцев под предводительством султана Бахты-Гирея громили селения по Волге, Медведице и Хопру. Сам Некрасов со своими казаками не щадили никого и жестоко вымещал свою злобу против гонителей раскола на мирном населении. Только соединенными силами войскового атамана Фролова и Воронежского губернатора Колычева были разбиты татарские войска и вместе с ними потерпели поражение и свирепые некрасовцы.

Некрасовцы в Турции (фото начала ХХ века)

Въ 1727 году в числе колодников были подговорщики к побегу донских казаков на Кубань к Некрасову. По показаниям беглого солдата Сераго, к побегу к Некрасову на Кубань готовились целые городки и станицы. Верховые городки склонны были бежать все, под влиянием общего недовольства порядками - введением переписи, паспортов и пр. В 1733 году некрасовец Иван Мельниковъ строил с шестью товарищами мосты по тракту от Азова на Ачуев.

В 1736 г. Крымский хан посылал в Кабарду татар и некрасовцев "для взятия языка". В 1737 году некрасовцы вместе с татарами и черкесами разорили и сожгли Кумшацкий городок на Дону. И т. д., и т. д. В последующее время некрасовцы не упускали ни одного случая в набегах горцев и татар на русские владения. Выше, при описании борьбы русских войск и казаков с кавказскими народностями, отмечены уже эти случаи и участие некрасовцев в войнах Турции с Россией. в 1737, 1769, 1774, 1787, 1791 г.г.

Одним словом, некраcoвские казаки были врагами русских вплот до самого переселения черноморцев на Кубань и в качестве таковых встретили своих новых соседей. Но долг платежем красен. Въ отместку некрасовцам, донцы и русские войска, совместно с калмыками, в походах за Кубань неоднократно нападали на некрасовцев и опустошали их жилища. В 1736 г., по показанию некрасовца Наума Гусека, донские казаки с калмыками сожгли три некрасовских станицы, взяли в плен несколько некрасовцев с женами и детьми и еще больше потопили их в реке.

В следующем 1737 г. казаки и калмыки, громя татар и черкесов, сожгли некрасовский городок Хан-тюбе, убили нескольких некрасовцев и угнали скот их. Конечно, под влиянием этих возмездий взаимная вражда между некрасовцами и донцами росла. Некрасовцы еще с большею свирепостью относились вообще к русским. Были, однако, моменты в истории некрасовцев, когда и русское правительство, и сами некрасовцы склонны были к мировой: русское правительство неоднократно приглашало некрасовцевъ вернуться на родину, и некрасовцы со своей стороны просили русское правительство о том же.

Соглашению мешали различные условия, выставленные для переселения обеими сторонами, а иногда и условия прикрепления некрасовцев за Кубанью. Во время войны русских с турками Императрица Анна Ивановна согласна была простить некрасовцев и предоставить им для жительства прежние места на Дону. Но некрасовцы не могли воспользоваться этим, так как их удерживали закубанцы, стращавшие казаков московской виселицей.

В 1762 году Императрица Екатерина II разрешила переселиться в Россию бежавшим из нея раскольникам и в том числе некрасовцам. Некрасовцы не пошли на этот вызов, так как русское правительство ничего не упомянуло о тех правах, какие предоставлялись возвратившимся на родину беглецам. В 1769 г. генерал де-Медем обратился к некрасовцам с письменным предложением переселиться на Терек, но некрасовцы даже не дали ответа на это письмо.

В 1772 г. сами некрасовцы просили позволения русских властей возвратиться на Дон; но Государственный Совет, которому поручено было Екатериной II высказаться по этому поводу, не нашел возможным отдать Некрасовцам прежие земли и предлагал им занять свободные земли по Волге. Некрасовцы не согласились на такое переселение. В 1775 г. некрасовцы, при посредстве графа Румянцева, снова стали проситься на Дон, Государственный же Совет находил возможным переселять некрасовцев мелкими партиями, которые должны были селиться в разных местах России, по указаниям властей. Некрасовцы не приняли этих условий.

В 1778 году некрасовцев пытался возвратить в Россию Суворов. По сведеньям знаменитого полководца, некрасовцы в то время расположились куренями в двустах шагов от морского берега в устьях Кубани на мысу, между горами в лесу. Они имели здесь в своем распоряжении сто лодок, четыре думбаса, вытянутые на сушу для предохранения от крейсирующей русской эскадры. На этих судах некрасовцы намеревались отправиться, при благоприятной погоде, в Анатолию. Суворов сам лично переговаривался с некоторыми некрасовцами через Кубань, а для приглашения их на родину послал двух донских казаков. Некрасовцы не приняли предложений Суворова и казаков задержали у себя. Так как, некрасовцы, очевидно, не доверяли русским властям, то Суворов считал необходимым издать Высочайший манифест о прощении беглецов.

Некрасовцы не шли обратно в Poccию, боясь главным образом бесправия. Два обстоятельства - лишение в России казачьего самоуправления и гонение на раскол, удерживали беглецов от возвращения. на родину. Злоба же на русских росла и развивалась на почве обоюдных военных набегов и реквизиций. Некрасовцы, занимавшие раньше Таманский полуостров, перешли на левый берег реки Кубани. В царствование Анны Ивановны они были так стеснены, что Крымский хан, под властью которого они находились, пытался переселить их в Крым к Балаклаве.

Попытка не удалась и некрасовцы снова осели на Кубани. С Таманского полуострова на левый берег р. Кубани некрасовцы передвинулись в 1777 году во время занятия Таманскаго края русскими войсками. В 1778 г. сам Крымский хан с татарами выгнал их с Фанагории. В 1780 г. некрасовцы вошли в соглашение с турками и приняли турецкое подданство. Около этого времени часть некрасовцев выселилась с Кавказа в Болгарию - в Добруджу на Дунай. До 100 семей их, однако, остались на левой стороне Кубани, живя в горахъ вместе с черкесами. С этими оставшимися на Кавказе некрасовцами вошли в соприкосновение черноморцы, переселившись на Кубань.

Черноморцев некрасовцы приняли враждебно и относились к ним предательски. Зимой 1792 г. казак куреня Дядьковского Петр Малый, занимаясь рыболовством, переправился, по приглашению некрасовцев на левую сторону Кубани. Некрасовцы, перевозившие через Кубань Малаго в своей лодке, поступили с ним вероломно. Когда Малый, заметивши опасность, пытался бежать на правый берег Кубани, они схватили его, слегка ранили кинжалом, отняли ружье, сняли одежду и связав ременным поясом, увезли в горы и продали в рабство черкесскому мурзе за 4 коровы с телятами, одного вола, ружье и 6 штук баранов. Впоследствии Малый убежал из плена, а один из пленившихъ его некрасовцев Мазан, пойманный близъ Кубани, сознался на допросе в убийстве и потоплении русских и в продаже 11 человек черкесам в неволю.

Сам Малый видел у черкесов в плену 7 человек солдат из русских легкоконных полков. В 1793 году Головатый донес Суворову, что на казачий пикет под командой войскового полковника Чернышева, стоявший у Темрюкского гирла, ночью 9 апреля напали 20 человек, перехавшие с противоположной стороны Кубани на лодках. Чернышев, быстро соединив два пикета в одну команду, вступил в перестрелку с нападавшими. Из черноморцев ранен был старшина Чернолес и слегка три казака. На другой день утром найдены были в камышах 4 умерших от ран человека, "которые по одеянию и другим признакам", оказались некрасовцами.

Иногда черноморцы, принимая некрасовцев по одежде за своих, сами попадали к ним в плен. В 1795 г. казак куреня Медведовского Роман Руденченко, принявши, в туманную погоду на берегу Бугазского лимана, двух некрасовцев за своих казаков, был ограблен ими и уведен в горы. Здесь, в разных местахъ, Руденченко видел до 60 человек разного звания русских людей, плененных черкесами и некрасовцами. Сам Руденченко был продан в Анапе турецкому чиновнику, откуда и бежал в Черноморию. Этими единичными случаями столкновений и исчерпываются отношения черноморцев к своим русским cocедям. В конце XVIII и начале XIX столетий некрасовцы частью перешли к своим единоверцам на Дунай и выселились в Анатолию, а частью, в единичных случаях, как бы растворились в черкесской массе, слившись с ней. Следовательно, русские соседи черноморцев - некрасовцы не имели сколько-нибудь заметного влияния на военный быт и служебное положение черноморских казаков и тем более на целое войско.

История некрасовцев представляет лишь эпизодический отдел местной Кубанской истории, который, поэтому, не мог быть обойдён молчанием.

Заветы Игната Некрасова

1. Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться.
2. С турками не соединяться, с иноверными не сообщатся. Общение с турками только по нужде (торговля, война, налоги). Ссоры с турками запрещены.
3. Высшая власть - казачий круг. Участие с 18 лет.
4. Решения круга исполняет атаман. Ему строго подчиняются.
5. Атаман избирается на год. Если провинился - смещается раньше срока.
6. Решения круга для всех обязательны. За исполнением следят все.
7. Весь заработок сдают в войсковую казну. Из неё каждый получает 2/3 заработанных денег. 1/3 идёт в кош.
8. Кош делится на три части: 1-я часть - войско, вооружение. 2-я часть - школа церковь. 3-я - помощь вдовам, сиротам, старикам и др. нуждающимся.
9. Брак может быть заключён только между членами общины. За брак с иноверцами - смерть.
10. Муж жену не обижает. Она с разрешения круга может покинуть его, а мужа круг наказывает.
11. Наживать добро обязан только трудом. Настоящий казак свой труд любит.
12. За разбой, грабёж, убийство - по решению круга - смерть.
13. За разбой, грабёж, убийство на войне - по решению круга - смерть.
14. Шинков, кабаков - в станице не держать.
15. Казакам в солдаты дороги нет.
16. Держать, сохранять слово. Казаки и дети должны гутарить по старому.
17. Казак казака не нанимает. Денег из рук брата не получает.
18. В пост песен мирских не петь. Можно лишь старинные.
19. Без разрешения круга, атамана казак из станицы отлучится не может.
20. Сиротам и престарелым помогает только войско, дабы не унижать и не унижаться.
21. Личную помощь хранить в тайне.
22. В станице не должно быть нищих.
23. Все казаки держаться истинно - православной старой веры.
24. За убийство казаком казака убийцу живым закапывают в землю.
25. Торговлей в станице не заниматься.
26. Кто торгует на стороне - 1/20 прибыли в кош.
27. Молодые почитают старших.
28. Казак должен ходить на круг после 18 лет. Если не ходит - берут штраф два раза, на третий - секут. Штраф устанавливает атаман и старшина.
29. Атамана избирать после Красной горки на год. Есаулом избирать после 30 лет. Полковником или походным атаманом после 40 лет. Войсковым атаманом - только после 50 лет.
30. За измену мужа ему бьют 100 плетей
31. За измену жены - закапывать её по шею в землю.
32. За кражу бьют до смерти.
33. За кражу войскового добра - секут и горячий котёл на голову
34. Если спутался с турками - смерть.
35. Если сын или дочь подняли руку на родителей - смерть. За обиду старшему - плети. Младший брат на старшего руки не подъемлет, круг плетьми накажет.
36. За измену войску, богохульство - смерть.
37. На войне в русских не стрелять. Против крови не ходить.
38. Стоять за малых людей.
39. С Дона выдачи нет.
40. Кто не исполняет заветов Игната, тот погибнет.
41. Если в войске не все в шапках, то идти в поход нельзя.
42. За нарушением атаманом заветов Игната - наказать и отстранить от атаманства. Если после наказания атаман не благодарит Круг «за науку» - высечь его повторно и объявить бунтовщиком.
43. Атаманство может длится лишь три срока - власть портит человека.
44. Не держать тюрем.
45. Не выставлять в поход заместителя, а тех, кто это делает за деньги, - казнить смертью как труса и предателя.
46. Виновность за любое преступление устанавливает Круг.
47. Священника, не исполняющего волю Круга, - изгнать, а то и убить как бунтовщика или еретика.

Несмотря на то что в результате карательных экспедиций царских войск в земли Войска Донского в конце XVII в. многие городки старообрядцев были разрушены, полностью изжить раскол на Дону московскому правительству не удалось. В 1707 г. здесь вспыхнуло антифеодальное по своему характеру восстание под предводительством Кондратия Булавина, к которому примкнули многие приверженцы «старой веры». Восстание потерпело неудачу: уже в 1708 г. К. Булавин погиб, а основные силы повстанцев были разгромлены правительственными войсками. Однако донские казаки-старообрядцы (всего около двух тысяч человек) под началом Игната Некрасова, понимая, что окончательное поражение неизбежно, ушли на Кубань. Не последнюю роль в выборе мятежными донцами места для нового пристанища сыграло то обстоятельство, что крымские властители одобрительно относились к беглым казакам.

Сподвижники И. Некрасова обосновались на новых землях к концу 1708 - началу 1709 г. и, перейдя под покровительство крымского хана, слились с жившими там кубанскими казаками. С этого времени их стали называть некрасовцами или игнат-казаками.

Некрасовцы основали три укрепленных городка, располагавшихся на Таманском полуострове между Копылом и Темрюком: Блудиловский, Голубинский и Чирянский. Присоединявшиеся к ним позднее выходцы из России поселялись в Ирле, Зальнике и других населенных пунктах в низовьях Кубани и на берегах Азовского моря. Основными занятиями некрасовцев в период их пребывания на Кубани были рыбная ловля, охота и коневодство. Крымский хан предоставил казакам внутреннюю автономию и освободил их от податей. Тем не менее, находясь под властью Крыма, некрасовцы не являлись полностью независимым сообществом и были обязаны доказывать верность своим покровителям на поле брани.

Озабоченное наличием на Кубани враждебных казаков, российское правительство поначалу пыталось вести переговоры с Оттоманской Портой о выдаче самого И. Некрасова и его сподвижников, однако турки отвергали подобные предложения, заявляя, что некрасовские казаки являются подданными султана. Очень скоро некрасовцы совместно с татарами начали совершать нападения на российскую территорию. После их набега на Саратов и Царицын в 1711 г. царские власти устроили карательный поход, в результате которого городки некрасовцев были сожжены войском П. Апраксина и Чаптержана.

Однако это не остановило казаков, и в 1713 г. И. Некрасов организовал крупный поход под Харьков. Правительству потребовалось подключение дополнительной военной силы для того, чтобы разгромить неприятеля. В 1715 г. группа из 40 игнат-казаков занималась антиправительственной агитацией, призывая жителей Дона и Тамбовской губернии к восстанию. Через два года атаман некрасовцев во главе большого отряда атаковал Пензу, его сподвижники появились на Медведице и Хопре. В 20-х годах XVII в. лазутчики И. Некрасова проникали в южные регионы России, склоняя народ к вооруженным выступлениям и призывая бежать на Кубань.

Во многом благодаря этой агитации войско некрасовцев постоянно пополнялось за счет донских, терских и яицких казаков. Сами же соратники И. Некрасова крайне редко уходили с Кубани.

Во время русско-турецкой войны 1735-1739 гг. правительство Анны Иоанновны посылало против некрасовских казаков карательные отряды, одновременно пытаясь уговорить их вернуться на родину и обещая при этом прощение. Однако тех из них, кто все же решался бежать на Дон, в большинстве случаев задерживали представители турецкой администрации и затем продавали в рабство. В 1737 г. 150 некрасовцев совершили на донские станицы набег, сопровождавшийся значительными разрушениями. Царское правительство вновь отправило войска на Кубань, и многие городки казаков были уничтожены.

После русско-турецкой войны 1735-1739 гг. начался процесс распада казачьей общины некрасовцев, который был ускорен смертью в 1737 г. их предводителя И. Некрасова. Россия расширяла свое влияние, и кубанские казаки были вынуждены поменять место проживания. Одна их группа переместилась в 1740-1741 гг. за Кубань, другая - в Добруджу (Румыния), в устье Дуная. Казаки, поселившиеся в Румынии, впоследствии стали называться липованами.

Закубанская община некрасовцев продолжала пополняться беглыми с Терека и Дона. В 50-х годах XVIII в. российские власти пытались путем переговоров при посредстве кавказских владетелей возвратить игнат-казаков на Дон, однако последствий данная акция не имела. Не захотели некрасовцы воспользоваться и предложением Екатерины II, в 1762 г. призвавшей раскольников вернуться в Россию.

После присоединения Крыма и Правобережья Кубани к России царская администрация вновь предложила казакам возвратиться, суля помилование, однако новое место для поселения им было отведено на Волге. Некрасовцы не приняли эти условия, продолжив набеги на российскую территорию. Правительство Екатерины II и далее неоднократно пыталось путем переговоров склонить игнат-казаков к возвращению, однако они решили переселиться в Турцию. Переселение это осуществлялось в 80-х - начале 90-х годов XVIII в. С этого времени их новым местом жительства стали Энос (на берегу Эгейского моря) и земли в окрестностях озера Майнос.

Проживая на чужбине, некрасовские казаки представляли собой этноконфессиональную группу и сохраняли свою культуру, быт и традиции, основанные на так называемых «Заветах Игната», своеобразной «конституции» некрасовской общины, состоявшей из 170 статей. Согласно «Заветам», высшая власть в общине принадлежала кругу (народному собранию), атаман избирался на один год. Полноту общественных прав каждый некрасовец мужского пола приобретал по достижении восемнадцатилетнего возраста: он мог участвовать в собраниях круга с правом решающего голоса.

Женщины имели только право совещетельного голоса. Браки с иноверцами были запрещены под страхом смерти, казаки были обязаны держаться «старой веры» и не принимать на службу священников-никониан и греков. Кроме того, некрасовцам не разрешалось возвращаться в Россию «при царизме», поэтому процесс их переселения начался только в 20-х годах XX в. Вернувшиеся игнат-казаки селились на Кубани хуторами и станицами.



просмотров