Навыковый тренинг с элементами информирования. Тренинг «Целеполагание. Как правильно ставить цели,чтобы легко и быстро достигать их? Целеполагание тренинг методическое пособие

Навыковый тренинг с элементами информирования. Тренинг «Целеполагание. Как правильно ставить цели,чтобы легко и быстро достигать их? Целеполагание тренинг методическое пособие

"Чтобы проходить сквозь стены нужно три вещи - видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий". Х/ф «Чародеи»

"- Нельзя поверить в невозможное!

- Просто у тебя мало опыта, - заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!" Льюис Кэрролл

Рассказывают, что для того, чтобы стать мастером в любом деле, необходимо заниматься этим самым делом ни много ни мало – 10 000 часов.

Поговаривают также, что дорога в тысячу шагов начинается с первого шага.

Не знаю, как вы, но улитка, упорно ползущая по склону Фудзиямы, вполне может это подтвердить.

Мир недавно облетела история о пожилом бегуне, который выиграл марафон у опытных спортсменов только потому, что не знал, что во время многосуточного забега можно спать – и бежал все время без остановки. Он просто не знал – и в его картине мира даже не было иных вариантов.

А как же прекрасная история про полноватого по меркам природы майского жука, который по всем законам аэродинамики летать не может, а он, жучара такой, летает и преспокойно живет!

Они просто не в курсе, что нельзя – поэтому все получается.

Как часто вы думаете о том, чего хотите достичь, понимаете, что у вас-то точно не получится, и перестаете что-либо делать?

Как часто цель, которая для вас прямо-таки Цель целей, затухает на глазах, когда вы ужасаетесь невозможным вариантам ее реализации и…. просто перестаете что-либо делать?

Как часто ваши сотрудники/коллеги/руководители закатывают глаза от поручений и, грустно плача, говорят вам, что все это (поставленная задача) невозможно/неисполнимо/дико и опасно (нужное подчеркнуть)?

Развитие, успехи в жизни и работе возможны только с грамотной постановкой целей и их дальнейшей реализацией.

Можно, конечно, оставить все на власть Потока, говорить, что Вселенная решит все за меня, но здесь как-то не осознанностью веет, а попахивает, мягко говоря, не самым лучшим образом.

Ваши результаты напрямую зависят от вашей проактивности.

Программа тренинга:

Блок классики:

1. Значение планирования и целеполагания в управленческой деятельности

2. Постановка цели и грамотное планирование

3. Трансформация проблем в цели. Чем желание отличается от целеполагания.

Критические ошибки при постановке целей.

4. Виденье – миссия – корпоративная культура – цели компании и сотрудников. Как ставить индивидуальные цели на общий результат; Виденье и миссия – согласование с целями на ближайший год; Как видеть ближние результаты с дальними перспективами;

Инструменты блока:

1. Принцип SMART со смысловым упором

2. Ромб изменений: от проблемы к реализации цели

3. Технология и принципы целеполагания – как ставятся цели. SWOT и T.O.T.E. на практике. Что нужно понять до того, как ставить цель

4. Метод «Шести шляп» в корпоративном формате или один из способов принятия решений

5. Теория личностных смыслов и как мотивировать себя и сотрудников на достижение поставленных целей – что на самом деле мотивирует персонал и за что отвечает руководитель

6. Язык проблем – язык решений. Как на уровне постановки задач избегать обратного делегирования

Блок современных тенденций:

1. Визуализации будущего опыта как средство целеполагания в настоящем

2. Коучинговые технологии: индивидуальный и командный коучинг

3. Целеполагание и мотивация сотрудников с помощью вопросов и прояснение целей

4. Осознание и реализация собственных целей

5. Важность пересечения целей Компании и личных целей

Инструменты блока:

1. Форсайт-технологии

2. Коучинг: общая методология и диагностический анализ

3. Нарративные практики

4. Вопросы для сотрудников: что нужно учитывать, чего не нужно бояться

5. Пирамида потребностей по Маслоу логических уровней Дилтса

Для кого:

1. Руководители компаний

2. Сотрудники разного уровня

3. Желающие поставить цель и уже наконец ее реализовать

4. Жаждущие развиваться

Формат работы:

Активное участие, эксперименты, world - cafe , мастерская, лаборатория, теоретические блоки, групповые дискуссии (внутренний монолог – бесплатно).

Кофе-брейки случаются, обеды не всегда.

Рабочие тетради выдаем, сертификаты нет.

Вдохновение в ассортименте!

Инструменты:

Работа в группах и в парах

Обратная связь

Мозговые штурмы

Исследовательская работы

Продолжительность тренинга - с 12.00 до 18.00 6 февраля 2016 г.

Стоимость - Бесплатно

Адрес проведения: Санкт-Петербург,

– ведущий бизнес-тренер

В основе любой деятельности лежит цель! Верные цели в бизнесе определяют результат, задают правильное направление, и позволяют получить максимальную прибыль. Тренинг целеполагания является фундаментом для достижения результата, и дает возможность научиться фокусировать все ресурсы на достижении главной цели!

Для кого? Тренинг целеполагания одинаково важен как для специалистов, так и для руководителей, потому что, к сожалению, целеполагание, как самостоятельная дисциплина не преподается ни в одном учебном заведении. А уроки по целеполаганию можно получить либо на тренинге, либо в реальной жизни. Жизнь - строгий учитель и безжалостный тренер, который часто дает уроки постфактум, когда уже слишком поздно! Шанс упущен, конкурент достиг эту цель раньше Вас, план продаж провален - и в эти моменты наступает прозрение относительно того, насколько верны или качественны были поставленные Вами цели.

Целеполагание - это процесс осознанного управления будущей реальностью , которая либо будет выстроена в соответствии с Вашими целями, либо Вы увидите реализацию чьих-то целей! Вы всегда достигаете свои или чужие - вопрос в том, какой результат Вы хотите получить! Тренинг целеполагания позволяет и штатному работнику, и его бизнеса взять достижение целей под свой контроль, для того, чтобы довести уровень достижения поставленных целей до 100%! Кроме того, процесс достижения значимой и амбициозной цели позволит Вам стать тем, кем бы Вы никогда не смогли стать, если бы не осмелились на такое!

Правильное целеполагание определяет будущее - и разрабатывая материал для корпоративного тренинга по целеполаганию в Вашей компании, мы ориентируемся прежде всего на то, какое будущее Вы хотите построить! Вы узнаете, что лежит в основе целеполагания, откуда берутся цели, и как встроить процесс целеполагания в свою работу с максимальной эффективностью.

Виды тренингов по целеполаганию:

1) Базовым тренингом для тех, кто не сталкивался с изучением инструментов целеполагания является (смотрите программу здесь!), который позволяет получить представление о том, что такое цели, как правильно их ставить, и как гарантированно достигать того, что Вы запланировали!

2) Тренинг целеполагания для персонала представляет собой уникальный арсенал методов, позволяющих сотрудникам проанализировать свою работу, определить индивидуальные показатели своей эффективности, и сосредоточиться на достижении главных результатов, которых ждет от них руководство. После тренинга целеполагания на то, в чем на самом деле заключается их работа! Возникает понимание того, что такое работа на результат! Разница между «Я делал» и «Я сделал!» навсегда останется в памяти у сотрудников. После такого тренинга многие ставят себе достойные цели в области профессионального развития и начинают делать для своей организации гораздо больше!

3) Тренинг целеполагание для менеджеров по продажам открывает «второе дыхание», как для новых специалистов, так и для сотрудников с большим опытом. Его можно рекомендовать менеджерам в качестве первого тренинга, либо провести его в более продвинутой версии для тех сотрудников, которые уже проходили . Одним из главных открытий данного тренинга для участников является то, что у известных многим этапов продаж также есть конкретные цели.

Но лишь 10% менеджеров по продажам умеют правильно ставить себе цели на каждом из этапов продаж, совершать нужные действия и гарантированно достигать ее. Это и есть декомпозиция целей в продажах, т.е. умение ставить себе цели и подцели в работе с клиентами. В таком случае каждое действие имеет определенную цель, каждый звонок приносит результат, каждая встреча с клиентом приближает к продаже!

И, кроме того, те менеджеры, которые проходят обучение на тренинге целеполагания в продажах, навсегда избавляют себя от такой ситуации как нерегулярные заработки и нестабильные продажи . Обычный менеджер по продажам первый месяц ищет клиентов, второй месяц их обрабатывает, в третьем месяце получает за них бонусы, и далее получает спад продаж, потому что делал паузы в поиске новых клиентов. Целеполагание в продажах позволяет научиться планировать и прогнозировать продажи, и делать денежный поток от клиентов стабильным, а свои доходы регулярными и высокими.

4) Тренинг целеполагания для руководителей - это азбука успешного управления собой и своими сотрудниками. Результат работы - верно выбранные и достигнутые им цели, с помощью компетенций и рабочего времени его подчиненных. В связи с этим, от того, какие цели поставил руководитель своим подчиненным, какими способами и как он следил за их достижением, будет зависеть его управленческая эффективность и результаты вверенного ему или ей подразделения.

Следует помнить, что руководители высшего звена являются первоисточниками главных целей для всех остальных сотрудников компании. Одна ошибка в постановке целей на верхнем уровне, может увести не в ту сторону деятельность десятков и сотен людей (например, когда ошибка касалась загрузки основных производственных мощностей крупного завода, и привела к заполнению склада некачественной либо невострабованной продукцией). Для руководителей такого уровня необходимо в обязательном порядке виртуозно владеть инструментами целеполагания, уметь работать с деревом целей, правильно декомпозировать цели и уметь синхронизировать своевременное достижение целей между всеми подразделениями организации.

Не менее важная ответственность за качественное целеполагание лежит на руководителях среднего звена, которые являются своего рода ретрансляторами целей высшего руководства, и отвечают за точность передачи этих целей нижестоящим подразделениям. Специальные упражнения тренинга целеполагания позволяют таким руководителям научиться делать это качественно и эффективно.


5) Тренинг стратегического целеполагания является обязательным для организации любого масштаба, начиная от небольшой компании в 3-5 человек и заканчивая организацией, объединяющей сотни и тысячи людей. Данный тренинг закладывает , и обеспечивает возможность внедрения инструментов стратегического планирования.


Также как у корабля должен быть маршрут, показатели для ориентации во внешней среде и параметры диагностики собственного движения, так и у организации должна быть четкая, выверенная стратегия, мониторинг ситуации на рынке и инструменты анализа собственной продуктивности в любой момент времени. Данный тренинг позволяет руководителям выстроить эффективную систему целеполагания для своей компании, и сделать процесс целеполагания понятным и общепринятым. Управление по целям позволяет организации прийти в «нужную гавань» также, как нашим предкам удавалось вывести свой корабль к нужному берегу, ориентируясь по картам звездного неба.

А для чего вообще существует организация и каков ее главный смысл? Например главным смыслом Walt Disney Company была мечта ее основателя о том, чтобы родители и дети могли проводить больше времени вместе, и радоваться незабываемым мгновениям, которые запоминаются на всю оставшуюся жизнь. Нет таких людей, которые перед тем, как покинуть этот мир сожалеют о том, что мало времени проводили на работе, обделяя вниманем свою семью.

И для того чтобы у кого-то в жизни стало хотя бы одним ценным мгновением больше, Дисней и создал свою великую компанию, которая в дальнейшем стала известной на весь мир. Компании без Миссии и Видения тоже могут успешно работать какое-то время. Но они живут гораздо меньше, не приносят радости своим основателям и их сотрудникам, а когда они исчезают, то их потом практически никто не помнит. Хотите привнести смысл в существование Вашей компании , который бы выходил за рамки зарабатывания денег?

Таким образом обучение сотрудников всех уровней эффективному целеполаганию деятельности в формате дает весомый экономический эффект уже в краткосрочной перспективе. А также делает организацию более устойчивой и конкурентоспособной даже в условиях высокой неопределенности внешней среды.

Наличие цели и целеполагания, как инструмента управления будущим дают возможность ощущать уверенность в завтрашнем дне, и делают жизнь более яркой и насыщенной. Любой человек является генеральным директором большой корпорации собственной личности. Глядя на судьбы разных людей можно увидеть эффективность технологий целеполагания, которые они использовали (или не использовали вообще). Дрейф по течению относится к целеполаганию только если направление течения Вас устраивает.

Цель: развитие навыков целеполагания у подростков.
Задачи:
дать определение понятия «целеполагание»;
ознакомиться с особенностями процесса целеполагания у подростков;
изучить этапы постановки цели;
развить навык целеполагания в ходе практического занятия (практикума).

Форма проведения: групповая (возможно и индивидуальная).
Метод проведения: информирование с элементами практикума.
Продолжительность: 40 – 60 минут.
Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов.
Материально-техническое обеспечение: интерактивная доска, маркер, наглядное пособие – эпиграф к занятию (Сенека), листы и ручки (цветные карандаши) по количеству участников.
Занятие подготовила и провела педагог-психолог ОГКОУ «Магаданский областной детский дом № 2» Уманец Д.С.
Беседа подготовлена на основе теоретических материалов см. Список литературы.
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека.
Ход занятия.
I этап «Информирование»
Педагог-психолог: здравствуйте ребята, каждый из вас в той или иной степени сталкивался в жизни с таким моментом, когда необходимо поставить перед собой цель и достичь ее, постарайтесь привести примеры из своей жизни, в чем это могло проявляться (воспитанники делятся примерами). В целом, можно сказать, что каждый из нас часто или редко прибегает в жизни к такой деятельности как целеполагание.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. (Словарь по профориентации и психологической поддержке).
Постановка цели – необходимое условие осуществления деятельности человека, важнейшей характеристикой которой является наличие цели как осознанного образа будущего, который организует действия человека.
Механизм возникновения умения человека формулировать цели своего действия - сначала человек вынужден формулировать цели по требованию другого человека, потом он начинает их формулировать для себя; сначала человек обнаруживает, что действия других людей регулируются их целями, потом начинает подчинять свои действия определенной цели. (Воспитанники приводят примеры из жизни о действиях (целях), которые выполняли по требованию или самостоятельно).
Л.С. Выготский утверждал, что в переходном возрасте происходит становление целевой воли, которая надстраивается над более ранним механизмом воли – аффектом.
Целеполагание подростков рассматривается как целостный сложно организованный процесс представленный:
прогнозированием результатов деятельности, включающим целепорождение (образ цели) и целеобразование (мысленное моделирование цели и стратегии (методы и средства) ее достижения);
деятельностью по достижению результатов – целереализацией (доведение мысленной модели до уровня ее практического использования) и целеосуществлением;
опытом рефлексии, представленным целерефлексией (анализ модели и деятельности по ее реализации, определение ошибок) и целекоррекцией (проектирование путей коррекции и их реализация).

Постановка целей
Существенной частью любой деятельности является определение целей работы.
Этапы целеполагания: (для практического обсуждения необходимо использовать цель «Сдать экзамен на «5»)
1. Формулировка цели: «Я хочу…», «Мне необходимо…». Один из самых важных этапов, когда верная формулировка обуславливает 50% выполнения поставленной цели. Здесь важно оценить насколько вам необходимо достижение той или иной цели, понять реальность осуществления цели и т.д. Существуют предположения, что формулировка цели должна звучать в утвердительной форме и обязательно должна быть не только вербализирована, но и записана. (Воспитанники приводят примеры возможных формулировок);
2. Определение задач. Поскольку цель – это стремление к чему-то общему и практически невозможно достичь цели «за один шаг», то очень логичным становиться обозначить путь к цели различными задачами (подцелями). Это позволяет повысить эффективность процесса достижения цели. (Воспитанники приводят примеры постановки задач к цели);
3. Анализ ресурсов. Чтобы еще повысить эффективность процесса достижения цели, необходимо провести анализ ресурсов, иными словами, понять, что «я уже имею» для достижения цели, чего не хватает. Это позволит избежать лишних затрат (материальных, эмоциональных, энергетических). (Воспитанники приводят примеры постановки задач к цели);
4. Реализация действий для достижения цели. Этот этап можно считать заключительным, здесь человек уже непосредственно приступает к выполнению действий, которые помогут ему достигнуть цели (здесь же используются данные второго этапа «Определение задач»).

В целом, можно сказать, что этап целеполагания и достижения цели делиться на 4 основных этапа, хотя вполне подлежит корректировке (например, можно дополнить этапом «Анализ совершенных действия», «Анализ процесса достижения цели» и т.д.).
Основное, что необходимо помнить на этапе целеполагания:
Понимай необходимость и реальность желаемой цели!
В большей степени рассчитывай на себя, но учить просить помощи у других!
Верь в достижение цели и свои силы!
В завершении информирования необходимо провести обсуждение, выяснить все ли понятно.
Педагог-психолог отвечает на вопросы участников.
II этап «Практикум»
Задание 1 «Постановка цели»
Педагог-психолог: (для задания понадобятся листы и ручки по количеству участников) ребята, вы получили необходимую информацию, чтобы попробовать самостоятельно выполнить процесс целеполагание, для этого предлагаю вам самостоятельно разработать план по реализации цели (на любую тематику) согласно 4 основным этапам, которые мы с вами рассмотрели. Задание выполняйте на листе.
После завершения задания необходимо провести обсуждение (что получилось/не получилось, в чем трудность выполнения задания, какой из этапов самый сложный/простой и т.д.)
Задание 2 «Ладонь»
Педагог-психолог: (для задания понадобятся листы и ручки (цветные карандаши) по количеству участников) ребята, возможно вы когда-нибудь слышали о том, что цель можно достигнуть быстрее, если ее нарисовать или создать коллаж «Мои желания» или «Моя мечта». (воспитанники отвечают). Давайте и мы с вами попробуем создать проект будущей цели (образец в приложении 1 к тренингу). (воспитанники выполняют это задание у себя на листках, а ведущий на доске).
Для начала каждый из вас должен нарисовать на листе свою руку (достаточно обвести собственную ладонь).
Затем в центре руки («на ладони») напишите цель (можно мечту, желание).
Теперь на каждом «пальце» напишите, что вам необходимо для достижения этой цели.
И в последнюю очередь напишите на каждом «пальце», кто может вам помочь достигнуть этой цели.
После завершения задания необходимо провести обсуждение (для чего необходимо это задание, может ли оно помочь в реальности и т.д.)
Педагог-психолог: ребята, наш тренинг подошел к концу, хочется пожелать вам, чтобы в вашей жизни было как можно больше поставленных целей и, конечно, ровно такое количество достигнутых.
Завершающий этап тренинга: рефлексия (обсуждение тренинга). Участники вместе с педагогом-психологом садятся в круг, каждый из участников (в том числе ведущий тренинга) начинает высказываться по очереди, делится своими эмоциями, отмечает «+» и «-» проведенного тренинга, вносит свои пожелания и предложения.
Список литературы:
1. Кулиров, А.Н. Эффективное целеполагание, - М. – Изд-во «ЛУЧ». – 2005. – 201 с.
2. Иванов, К.С. Практикум по целеполагания: методическое пособие, - Спб. – 2007. – 164 с.;

Приложение 1
Образец «Проект будущей цели» (задание «Ладонь»)
Необходимые ресурсы, помощники
Цель
Автор материала: Уманец Дарья Сергеевна

Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия Леванова Елена Александровна

Игры, упражнения для тренингов по целеполаганию и планированию

Прорвись к своей цели

Абсолютная ценность – это глобальная цель. Мы стремимся к ней. Но этот путь не прост.

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

2.2. Упражнения-игры и особенности их применения Известно, что процесс обучения затрудняют: недостаточное владение мыслительными навыками (операциями анализа, синтеза, обобщения, установления логических отношений и т. д.); отсутствие знаний смысла и значений

Из книги Энергия паузы. Психологические игры и упражнения автора Фопель Клаус

Упражнения-игры, направленные на развитие уровня рефлексии выполняемой деятельности Сформировав у учащегося необходимые предпосылки учебной деятельности, переходим к той части коррекционной программы, которая направлена на формирование собственного навыка

Из книги Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия автора Леванова Елена Александровна

Упражнения-игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнение принятого задания Ниже предлагается развернутая система игр и логических задач, способствующих развитию самостоятельности (осознанной произвольности) при выполнении

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

Клаус В. Фопель Энергия паузы. Психологические игры и упражнения М.: Генезис, 2011 г. - 240 стр.ISBN 978-5098563-245-3, 3-89403-156-5Учебный процесс не может обходиться без перерывов. Однако для того чтобы перерывы в полной мере способствовали восстановлению сил учащихся, необходимо их

Из книги Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Игры, упражнения для проработки коммуникативных навыков СтопДля выполнения данного упражнения группа выходит в коридор. Выбирается один доброволец. Тренер предлагает участникам чуть внимательное отнестись к ощущению себя и окружающих, сосредоточиться, и дает

Из книги Где взять силы для успеха в любых делах и личной жизни автора Раков Павел

Упражнения, игры для тренингов креативности Удивительный

Из книги Вся правда о личной силе. Как стать хозяином своей жизни автора Масленников Роман Михайлович

Игры, упражнения для тренингов различной направленности Как

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Разнообразие психологических тренингов Психологические тренинги характеризуются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям. Если классифицировать психологические тренинги в зависимости от целей, их можно условно разделить на

Из книги Арт-терапия детей и подростков автора Копытин Александр Иванович

Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста Проблема трудновоспитуемости и труднообучаемости очень актуальна в настоящее время. Большое количество

Из книги Большая психологическая игра, или Игра не в тренинге автора Телегина Ирина Олеговна

Коррекционные игры и упражнения, направленные на формирование психологической готовности детей к школьному обучению Проблема психологической готовности ребенка к школе сегодня очень актуальна. Традиционно выделяется интеллектуальная, мотивационная и волевая

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Анонсы тренингов Где взять силы для успеха в любви, здоровье, бизнесе Вот бы найти тренинг, где дается один инструмент на все случаи жизни, чтобы приобрести не знания, а навыки, которые гарантированно приводят к желаемым результатам! Где взять волшебный ключ, способный

Из книги автора

8. Результаты моих тренингов «Иногда настоящую правду говорят только чужие люди». В книге не передашь всей атмосферы тренинга, не покажешь упражнений. Изначально хотел это сделать, но решил поступить по-другому.Далее, в отзывах разных людей, вы услышите о неизвестных Вам

Из книги автора

Из книги автора

2.2. Формы и методы работы. Арт-терапевтические техники, игры и упражнения Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения,

Из книги автора

Игровые оболочки для тренингов Если мы как специалисты работаем с группой в форме активного обучения, то в нашем арсенале есть достаточное количество сценариев занятий, тренингов. Любой из них при желании можно превратить в игру, заключив в игровую оболочку. Это поможет

Из книги автора

«Игры» и «упражнения» В калифорнийскую эпоху расцвета Гештальта (1964–1974) было придуманы различные невербальные упражнения, направленные на то, чтобы способствовать контакту, такие, например, как: переместиться по комнате, поддерживая в бодрствующем состоянии все свои

Тренинг целеполагания

Целевая аудитория: подростки, юноши, взрослые.

Цель: научить основам продуктивного целеполагания.

Задачи:

    Определение понятий цель и целеполагание.

    Обучение правильной постановке целей.

    Визуализация и осознание цели посредством методики «Лестница достижений».

    Определение основных жизненных целей и ценностей, расстановка приоритетов.

Оборудование: стикеры, листы формата А4 по количеству участников, маркеры, фломастеры.

Этапы

Время

Примечание

    Орг.

момент

Добрый день. Сегодня мы с вами коснемся одной из сторон нашей жизни, той стороны, которая направлена на будущее – это наши цели. Я уверена в том, что у каждого есть определенные цели в жизни. Но всегда ли мы их достигаем? Почему это происходит?

Именно сегодня мы займемся осознанием и постановкой наших целей.

Предупреждаю, что тренинг скорее направлен на осознание, погружение, нежели имеет развлекательный характер.

1 мин

2. Выделение основных понятий

Но для работы нам необходимо ближе познакомиться с такими понятиями как «цель и «целеполагание». Для того, чтобы четко понять, что такое «цель», давайте разберем еще два родственных понятия – это «желание» и «мечта».

    1 группа обсуждает и готовится ответить на вопрос: «Что такое желание?»

    2 группа: «Что такое мечта».

    И 3 группа: «Что такое цель?»

(обсуждение)

Т.о. мы определили, что низшей ступенью является желание, что-то сиюминутное, влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь. Затем идет мечта, уже что-то более обособленное, глобальное, но мы необязательно предпринимаем шаги для ее осуществления. И высшее понятие – цель – предвосхищение конкретного результата, который обособлен во времени, для достижения цели мы предпринимаем конкретные действия.

Что же влияет на достижение цели? Какие факторы?

Их можно разделить на внешние . Какие причины могут помешать достижению цели:

И внутренние . Какие причины могут лежать в самом человеке?

Как вы думаете, какой фактор является решающим: внутренний или внешний. Я вам даю время, а вы подумайте и составьте формулу в процентном соотношении: на сколько процентов зависит достижение цели от самого человека, а насколько от внешней среды?

10 мин

Разбиение участников на группы

Ответы групп

3. Упражнение – разминка, диагностика

У каждого их вас есть стикеры. Напишите на стикере свое имя и приклейте на пол в любое место.

Теперь возьмитесь встаньте и возьмитесь за руки. Вы свободно можете передвигаться по комнате, не расцепляя рук. Ваша задача в течение 2х минут хотя бы раз наступить на свой листочек. Один раз – это минимум.

    Есть ли те, кто ни разу не смог наступить на свой стикер? Почему это произошло?

    Итак, есть ли люди, которым удалось наступить на свой листочек больше 2х раз?

    Какими способами вы добились таких результатов?

    А кому было легче управлять людьми? Какими способами вы управляли людьми? Кому было легче следовать?

Это простое и незамысловатое упражнение имеет диагностический эффект, т.е. вы сейчас прекрасно продемонстрировали свое поведение при достижении каких-либо целей. Наступить на стикер – это была своего рода небольшая цель. Кто-то приклеил стикер около своего места, кто-то решил рискнуть и приклеил далеко. Тем самым мы можем видеть, что одни люди ставят передл собой маленькие цели, это происходит либо от неуверенности в себе, неготовности на продолжительную и интенсивную работу, либо таким людям проще ставить маленькие цели и потихоньку приходить к нужному результату. А люди, которые не приклеили стикеры далеко, не боятся ставить глобальных, долгосрочных целей. Я не думаю, что один из вариантов лучше.а другой хуже, лучше тогда, когда вы выбирает стратегию. Которая вам подходит. Задумайтесь над тем, может зря вы ставите столь отдаленные цели или же наоборот, столь маленькие, вдруг вы можете гораздо больше?

9 мин

Раздача стикеров

Деление на 2 группы

Постановка цели

А сейчас мы с вами постараемся сформулировать одну цель, над которой будем работать на протяжении всего тренинга. Подумайте, какую цель вы бы хотели достичь, желательно, чтобы ее реализация была выполнена в течение одного года.

Перед тем как ее записать, пройдемся по основным правилам постановки цели.

Правильная постановка цели – это фундамент нашего сооружения под названием «Достичь цель». Фундамент будет прочный, поэтому будет состоять из кирпичей.

Кирпич № 1. Позитивная утвердительная формулировка. Например, вместо «не хочу жить с родителями» надо «хочу жить отдельно от родителей». Ум не воспринимает негативно заявленные цели. Психологи давно заметили, что наш мозг не воспринимает частицу «Не».

Кирпич № 2. Цель должна быть конкретной, измеримой. Конкретизируйте свою цель, чтобы желаемый результат был четким, понятным не только вам, но и окружающим. Как вы узнаете, что цель достигнута? Какой конкретно результат? Как он выглядит?

Кирпич № 3. Цель должна иметь конкретный срок завершения. Мы склонны получать все и сразу. Цели с такими нереальными сроками обычно не выполняются. Срок должен быть конкретный, т.е. не «через 5 лет», а «1 января 2016 года».

Кирпич № 4. Необходимо учесть экологичность и последствия. Какие могут быть негативные последствия для вас, если вы достигнете эту цель? Допустим, вы поставили себе цель накопить 10 тысяч к сенятбрю 2014 на планшет. Для этого вам необходимо устроиться на работу. Но достижение этой цели может помешать другим вашим целям н-р, хорошо учиться или больше помогать маме. Расставьте приоритеты. Стоит ли планшет вашей плохой учебы?

Кирпич № 5. Цель согласована с ценностями и убеждениями. Цели, которые согласованы с ценностями, выполняются гораздо легче и быстрее. Можно внести изменения только в формулировку цели, и это уже будет совсем другая цель, которая выполнится гораздо эффективнее.

Кирпич № 6. Цель должна быть достижимой. Убедитесь в достижимости цели хотя бы теоретически. Если чувствуется, что цель слишком сложна, но все-таки вы ее хотите - просто поставьте срок достижения чуть больше. Либо ищите другие, реальные ресурсы, которые можно использовать для достижения цели в тот срок, который вы поставили.

А теперь, следуя этим правилам сформулируйте свою цель и запишите на листочке.

5 мин

На стену вывешиваются «кирпичики» с надписями.

Визуализация и осознание цели

«Лестница достижений»

А теперь перейдем к визуализации нашей цели. Визуализировать – это представить в рисуночном, графическом варианте нашу цель на листе.

    Нарисуйте лесенку, состоящую из 6 ступенек. Нижняя ступенька обозначает состояние, когда ваша цель абсолютно не достигнута. Верхняя – когда она осуществлена полностью.

    Запишите 2-3 признака на первой ступеньке, обозначающих особенности ситуации, когда ваша цель не достигнута. А теперь, напишите на верхней ступеньке, 2-3 признака, по которым вы можете определить, судить, что цель достигнута полностью.

    Подумайте, на какой ступеньке достижений вы находитесь сейчас. Обозначьте эту позицию и запишите 2-3 ее главных характеристики. Важно записывать, не то, что вы делаете для достижения цели, а что уже конкретно сделали.

    А теперь главный вопрос: что конкретно вам нужно сделать, чтобы подняться на ступеньку выше и выше? Запишите. Это будут ваши задачи для достижения цели.

    Когда конкретно каждый из вас сделает то, чтобы приблизиться к цели на одну ступеньку.

Помогли ли данная методика прояснить вашу цель? Увидели ли вы цель новыми глазами?

А есть те, кто посмотрел на то, что нужно сделать, что вам для этого потребуется, и решил, что цель не стоит таких затрат?

Есть ли желающие, кто бы хотел рассказать, какую цель они поставили и какие действия запланировали для ее достижения?

10 мин

Психолог рисует лестницу

Рассказ участников тренинга

Упражнение «До черты»

Итак, я кладу это предмет на пол. Ваша цель – отойти от этого предмета на 5 метров и с закрытыми глазами двигаться по направлению к этому предмету и остановиться тогда, когда с вашей точки зрения, вы будете максимально близко находится к предмету, но ни в коем случае не переступите его. Предлагаю выполнять задание по 2 человека.

Обсуждение: Чем вы руководствовались при принятии решения, в какой именно момент остановиться?

Осторожные люди, останавливающиеся заранее, имеют мало шансов на победу, а те, кто идет далеко, действуют по принципу «или победить, или проиграть». В каких ситуациях целесообразно использовать один из двух принципов?

10 мин

Психолог кладет предмет на пол

Упражнение

«Вам осталось жить»

Представьте, что вам осталось жить 20 лет и напишите, что вы хотите успеть за это время – создать семью, родить двоих детей, побывать в 33-х странах, выучить английский через Скайп, получить второе высшее, и т.д. Цели должны быть конкретными.

    Теперь посмотрите на этот список и ответьте себе на вопрос: «Что бы я сделал, если бы мне оставалось жить 15 лет?». Скорее всего, что-то из списка придется вычеркнуть – сделайте это.

    И, наконец, вам остается 5 лет – что вы будете делать? Может быть, это несколько пунктов из первоначального списка, а, может, что-то совсем другое?

Обсуждение: В процессе этого упражнения вы сможете четче определить свои цели и сроки их выполнения, особенно в долгосрочном периоде.

10 мин

Раздаются листочки

Упражнение «Через три года»

У каждого из нас есть в жизни проблемы, какие-то требуют немедленного решения, какие-то мы откладываем и лишь усугубляем. Я вам предлагаю одно упражнение, которое позволит взглянуть на нерешенные дела по-другому, шире. А также определить, что вам действительно важно.

Итак, составьте список наиболее важных дел в данный период жизни, над решение которых вы сейчас работаете (3-5 пунктов).

А теперь я вас прошу разделиться на пары. Лучше, если вашей парой будет мало знакомы для вас человек.

А теперь представьте, что вы стали старше на 3 года. Подумайте об этих проблемах «задним числом», будто уже прошло 3 года.

    Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме?

    Как она влияет на вашу жизнь теперь, по прошествии 3 лет?

    Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, то как бы вы стали ее решать?

Обсуждение: По-другому ли вы стили смотреть на проблемы, перенесясь на 3 года вперед? Какой вывод вы сделали после упражнение и беседы с напарником?

Итак, психологами установлено, что мы достигаем 80 % успеха, затрачивая на все это 20% усилий, а оставшиеся 80% усилий обеспечивают лишь 20% достижений. Мысленный «взгляд из будущего» помогает понять, какие же наши дела относятся к наиболее важным, обеспечивающим 80% жизненного успеха.

10 мин

Участникам раздаются листочки

Рефлексия

Чем помогают такие упражнения в целеполагании? Понимая, что для вас важнее всего в жизни, что вы хотите успеть сделать во что бы то ни стало, вы учитесь отсекать лишнее, и ставить во главу угла то, что для вас наиболее значимо. Вы не будете ставить себе цели, которые ни прямо, ни косвенно, не ведут вас к большим целям, которые вы увидите в своем будущем. Очень важно периодически (хотя бы раз в год) проверять себя заново, не изменились ли ваши цели, ведь человек – это процесс, в котором постоянно происходят изменения.

Посмотрите на рисунок, здесь изображены круги Эйлера. Подумайте и оцените прошедший тренинг по 3 критериям, которые написаны внутри круга. Критерий «Интерес» означает, что вам на тренинге было интересно. Нескучно. Критерий «Осознание» означает, что у вас появилось новое видение своих целей, своей жизни и того, что вы вообще хотите реализовать. Критерий «Результат» означает насколько полезной стал тренинг для вас, считаете ли вы подобные упражнения действенными и нужными, помогут ли они вам в дальнейшей жизни.

Поставьте плюс на пересечении тех критериев, которые, как вы считаете, были достигнуты лично вами. Если же тренинг не дал ни одного из результатов, то поставьте плюс за границами кругов.

Спасибо за работу и оценку!

5 мин

Вывешивается наглядность, на котором изображены круги Эйлера с надписью «Интерес», «Осознание», «Результат».



просмотров