Макроэволюция ее доказательства презентация. Макроэволюция. Доказательства макроэволюции. Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»

Макроэволюция ее доказательства презентация. Макроэволюция. Доказательства макроэволюции. Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»

Маркина Елена

Презентация является результатом и практическим выходом проектной работы ученицы. Презентация может использоваться в качестве ЭОР на уроках по теме "Эволюция". Презентация сопровождается комментарием.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Макроэволюция в общем Макроэволюция органического мира - это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов - новых родов, из родов - новых семейств и т.д. Процессы макроэволюции требуют огромных промежутков времени и непосредственно изучать ее невозможно. Тем не менее, в основе макроэволюции лежат те же движущие силы, что и в основе микроэволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор и репродуктивное разобщение. Так же, как и микроэволюция, макроэволюция имеет дивергентный характер.

Палеонтологические доказательства Наука об ископаемых организмах – палеонтология – неопровержимо доказывает, что в прошлые эпохи животный и растительный мир Земли резко отличался от современного.

Скелет ископаемого котилозавтра сеймурии, занимавшей промежуточное положение между амфибиями и рептилиями. Окаменевшие яйца динозавров Некоторые из раскопок палеонтологии

Эти открытия относятся к недавнему времени и касаются форм, называемых Ихтиостега. Скелет этих форм отчетливо свидетельствует о переходном характере этой группы. Хвост и лучи хвостового плавника обладают еще характерными рыбьими признаками, тогда как грудные и брюшные плавники уже изменились в передние и задние конечности, служащие для передвижения по суше. Поэтому эти формы заслуживают того, чтобы их поместить между классом рыб и классом земноводных.

В каменноугольном и пермском периодах достигли вершины своего развития земноводные. Земноводные этого периода относились к вымершей группе Labyrinthodontia, которые достигали 1,5 метров длины. Другие формы были значительно меньших размеров и отличались большим разнообразием. Земноводные в свою очередь дали начало новому классу позвоночных, а именно пресмыкающимся.

Максимальный расцвет пресмыкающихся приходится на все три периода мезозойской эры, которая поэтому иногда называется также эрой пресмыкающихся. Наиболее известные пресмыкающиеся относятся к группе так называемых динозавров. Этот термин относится еще к временам Оуэна и значит по-гречески "страшные ящерицы".

Довольно быстро после того как возникли первые пресмыкающиеся, то есть наземные животные, эволюционные процессы привели к тому, что некоторые из них снова приспособились к жизни в воде. Земноводные были главным образом животными, которые размножались в пресных водах. Пресмыкающиеся же, вторично приспосабливаясь к водной среде, заселили моря и в мезозойской эре являлись основным элементом фауны морских позвоночных животных, так как лишь в меловом периоде начинается бурное развитие костистых рыб. Плезиозавры, специализированные плавающие ящеры. Ихтиозавры

В следующем периоде, то есть юрском, первые пресмыкающиеся начинают завоевывать воздушную среду. Чтобы приобрести способность к полету, организмы должны были соответственным образом приспособиться, причем эти приспособления были многочисленными и сложными. Тело летающего позвоночного должно быть легким, а мышцы, двигающие крылья, хорошо развитыми.

Остатки первых несомненных млекопитающих относятся к юрскому периоду. От них сохранились лишь зубы и остатки челюстей, однако уже на этом основании можно себе представить в общих чертах, как выглядели эти примитивные млекопитающие животные. Млекопитающие как юрского, так и мелового периода были небольшими животными, которые жили как бы в тени преобладающих тогда пресмыкающихся.

Археоптерикс. Животное величиной с голубя имело признаки птицы, но сохраняло еще черты пресмыкающихся.

Сравнительно-анатомические доказательства Общие особенности строения скелета, взаимоотношения его частей – это принципиальные, глубокие особенности, и свидетельствуют они о несомненном родстве всех позвоночных животных. Единый, общий план строения можно обнаружить при сравнении не только целых организмов, но и отдельных органов. Сколь ни различны по форме и функциям передние конечности разных млекопитающих – они приспособлены и для рытья (крот, броненосец), и для плавания (киты, тюлени), и для полета (летучие мыши), - все они состоят из сходных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев. Все это разнообразие конечностей – лишь вариации типичной пятипалой конечности, характерной для предков всех млекопитающих.

Гомологичная кость в черепах: 1.акулы 2.скумбрии 3.змеи 4.кошки 1 4 3 2

Рудименты задних конечностей у питонов.

Рудиментарное крыло птицы киви.

Родство человека и животных подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. У человека имеется около 90 нефункционирующих рудиментарных органов. У некоторых людей развиты мышцы, позволяющие им двигать ушами и кожей головы; у других – копчиковая кость (остаток хвоста); маленькая складка в уголке глаза (остаток третьего века) и др. Все эти органы бесполезны для человека и сохраняются у него в недоразвитом виде.

Иногда у человека проявляются особенности, обычно у него не встречающиеся, но имеющиеся у животных. Такие особенности называются атавизмами. Например, хвост, обильный волосяной покров на теле, включая лицо, добавочные соски, сильно развитые клыки и др.

Биогенетический закон - закономерность в живой природе, сформулированная немецким учёным Э. Геккелем (1866) и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез)является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Эмбриология – это наука, изучающая зародышевое развитие организмов. Эмбриологические доказательства

В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия – признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. У новорожденных наблюдается несовершенная терморегуляция, что указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у примитивных млекопитающих. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. В соответствии с биогенетическим законом эти и многие другие признаки, возникающие у человека в эмбриональном развитии, могут рассматриваться как повторение признаков предков.

Новорожденный человек очень похож на новорожденную обезьяну. Ребенок, еще не умеющий разговаривать, пользуется тем же врожденным языком мимики и жестов, что и детеныш обезьяны.

Доказательства макроэволюции Макроэволюция Палеонтологические доказательства Эмбриологические доказательства Сравнительно-анатомические доказательства

Предварительный просмотр:

Комментарий к презентации по биологии.

Макроэволюция органического мира - это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов - новых родов, из родов - новых семейств и т.д.

Процессы макроэволюции требуют огромных промежутков времени и непосредственно изучать ее невозможно. Тем не менее, в основе макроэволюции лежат те же движущие силы, что и в основе микроэволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор и репродуктивное разобщение.

Так же, как и микроэволюция, макроэволюция имеет дивергентный характер.

Существует 3 вида доказательств макроэволюции: палеонтологические, эмбриологические и сравнительно-анатомические.

Палеонтологические доказательства.

Наука об ископаемых организмах – палеонтология – неопровержимо доказывает, что в прошлые эпохи животный и растительный мир Земли резко отличался от современного.

Палеонтологические находки убедительно доказывают, что животный и растительный мир прошлого сильно отличался от знакомого нам мира живых существ. И чем в более глубоких слоях залегают ископаемые организмы (то есть чем они геологически старше), тем меньше, как правило, их сходство с современными формами.

На этом слайде можно увидеть окаменевшие яйца динозавров и скелет ископаемого котилозавтра сеймурии, занимавшей – по строению конечностей, позвоночника, черепа – промежуточное положение между рептилиями и амфибиями.

Замечательным свидетельством родства современных организмов служат находки так называемых «переходных форм».

На этом слайде можно увидеть переходную форму между классом рыб и земноводных.

Эти открытия относятся к недавнему времени и касаются форм, называемых Ихтиостега. Скелет этих форм отчетливо свидетельствует о переходном характере этой группы. Хвост и лучи хвостового плавника обладают еще характерными рыбьими признаками, тогда как грудные и брюшные плавники уже изменились в передние и задние конечности, служащие для передвижения по суше. Поэтому эти формы заслуживают того, чтобы их поместить между классом рыб и классом земноводных.

В каменноугольном и пермском периодах достигли вершины своего развития земноводные. Земноводные этого периода относились к вымершей группе Labyrinthodontia, которые достигали 1,5 метров длины. Другие формы были значительно меньших размеров и отличались большим разнообразием.

Земноводные в свою очередь дали начало новому классу позвоночных, а именно пресмыкающимся .

Максимальный расцвет пресмыкающихся приходится на все три периода мезозойской эры, которая поэтому иногда называется также эрой пресмыкающихся. Наиболее известные пресмыкающиеся относятся к группе так называемых динозавров. Этот термин относится еще к временам Оуэна и значит по-гречески "страшные ящерицы".

На рисунке слева мы видим бромозавра (огромный растительноядный ящер из Северной Америки (юрский период). Достигал 18 метров длины и, по крайней мере, 20 тон веса).

На рисунке справа изображен Игуанодон из Бельгии (меловой период). Достигал 5 м высоты при 10 м длины.

Довольно быстро после того как возникли первые пресмыкающиеся, то есть наземные животные, эволюционные процессы привели к тому, что некоторые из них снова приспособились к жизни в воде. Земноводные были главным образом животными, которые размножались в пресных водах.

Рисунок справа - плезиозавры, специализированные плавающие ящеры.

Рисунок слева - реконструкция ихтиозавров юрского периода.

В следующем периоде, то есть юрском, первые пресмыкающиеся начинают завоевывать воздушную среду. Чтобы приобрести способность к полету, организмы должны были соответственным образом приспособиться, причем эти приспособления были многочисленными и сложными. Тело летающего позвоночного должно быть легким, а мышцы, двигающие крылья, хорошо развитыми.

На рисунках изображены летающие ящеры того периода времени.

До настоящего времени существуют две теории, старающиеся объяснить, каким образом у предков птиц могла развиться способность к полету. Одни из авторов предполагают, что первые птицы были быстрыми бегунами и движения крыльев им в этом очень помогало. И у многих современных птиц можно наблюдать, как они помогают себе движениями крыльев. Можно предположить, что благодаря естественному отбору выжили те мутации, у которых это свойство было все лучше выражено. Со временем это дало птицам возможность летать. Другие авторы считают, что первичные птицы карабкались и лазали по деревьям, а крыльями вначале пользовались, как парашютами, как современные летяги. Поверхность крыльев постепенно увеличивалась, благодаря чему птицы приобрели способность к полету.

Остатки первых несомненных млекопитающих относятся к юрскому периоду. От них сохранились лишь зубы и остатки челюстей, однако уже на этом основании можно себе представить в общих чертах, как выглядели эти примитивные млекопитающие животные.

На рисунке изображен млекопитающий ящер из Южной Африки (пермский период).

Наиболее высокий интерес с эволюционной точки зрения представляет находка археоптерикса. Это животное величиной с голубя имело признаки птицы, но сохраняло еще черты пресмыкающихся. Признаки птиц: сходство задних конечностей с цевкой, наличие перьев и общий вид. Признаки пресмыкающихся: длинный ряд хвостовых позвонков, брюшные ребра и наличие зубов. Археоптерикс не мог быть хорошим летуном, так как у него слабо развиты грудная кость (без киля), мышцы крыльев и грудные. Позвоночник и ребра не являлись жесткой костной системой, устойчивой при полете, как у современных птиц.

Сравнительно-анатомические доказательства.

Общие особенности строения скелета, взаимоотношения его частей – это принципиальные, глубокие особенности, и свидетельствуют они о несомненном родстве всех позвоночных животных. Единый, общий план строения можно обнаружить при сравнении не только целых организмов, но и отдельных органов.

Внутри каждой из крупных групп позвоночных животных сходство в строении скелета еще более значительно. Это и естественно: все амфибии - лягушки, жабы, тритоны – более близкие родственники, чем, скажем, рыбы и птицы.

Прежде хочу напомнить, что такое гомологичные органы. Итак, это органы, соответствующие друг другу по строению и имеющие общее происхождение независимо от выполняемой ими функции.

Единый, общий план строения можно обнаружить при сравнении не только целых организмов, но и отдельных органов. Сколь ни различны по форме и функциям передние конечности разных млекопитающих – они приспособлены и для рытья (крот, броненосец), и для плавания (киты, тюлени), и для полета (летучие мыши), - все они состоят из сходных элементов: лопатки, костей плеча, предплечья, запястья, пясти, фаланг пальцев. Все это разнообразие конечностей – лишь вариации типичной пятипалой конечности, характерной для предков всех млекопитающих.

На этом рисунке показана гомология скелета передней конечности позвоночных: а) рука человека, b ) конечность кита, с) лошади, d) летучей мыши, е) вымершего летающего ящера, f) рыбы, g) вымершего водного ящера;

r) плечевой отдел, р) предплечье, d) кисть.

На этом слайде можно проследить положение и размеры гомологичной кости в черепах разных животных.

Ухо всех млекопитающих делится на три основные части: наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо – ушная раковина – концентрирует звуки, среднее ухо передает эти звуки к внутреннему, где они и воспринимаются тончайшими нервными окончаниями, расположенными в улитке. В среднем ухе всех млекопитающих звуковые колебания с барабанной перепонки передаются на слуховые косточки – молоточек, наковальню и стремечко. Сравнение черепа в ряду высших и низших позвоночных показывает, что у акул одна из костей – будущая наковальня – была большой костью и занимала важное конструктивное положение в черепе, у костистых рыб она резко сокращается в размерах, у рептилий она также резко изменяется и служит как бы подвеской подвижной челюсти, и, наконец, у млекопитающих она превращается в маленькую слуховую кость – наковальню. Все эти кости гомологичны.

Гомологичные структуры помогут ответить на вопрос о родстве изучаемых форм, но не могут сказать, какой из организмов – предок, а какой – потомок. На этот вопрос помогают ответить изучение рудиментов (зачатков органов) и атавизмов.

На рисунке можно увидеть рудименты задних конечностей у питонов.

У птицы киви, живущей в Новой Зеландии, нет крыльев. Да они и не нужны ей, поскольку она живет в густой и высокой траве. От крыльев остались едва заметные выросты. Получается, что у предков этой птицы были настоящие крылья.

Родство человека и животных подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. У человека имеется около 90 нефункционирующих рудиментарных органов. У некоторых людей развиты мышцы, позволяющие им двигать ушами и кожей головы; у других – копчиковая кость (остаток хвоста); маленькая складка в уголке глаза (остаток третьего века) и др. Все эти органы бесполезны для человека и сохраняются у него в недоразвитом виде.

Иногда у человека проявляются особенности, обычно у него не встречающиеся, но имеющиеся у животных. Такие особенности называются атавизмами. Например, хвост, обильный волосяной покров на теле, включая лицо, добавочные соски, сильно развитые клыки и др.

Эмбриологические доказательства.

Эмбриология – это наука, изучающая зародышевое развитие организмов.

Уже давно было отмечено, что эмбрионы различных животных более сходны друг с другом, чем взрослые организмы.

Чем более ранние стадии развития мы изучаем, тем больше сходства обнаруживается между различными животными. Любой организм начинает свое развитие от одной – оплодотворенный яйцеклетки. Эта яйцеклетка много раз делится, так что образуется шар из клеток. На этом этапе фактически невозможно отличить будущего человека от слона, рыбы или лягушки.

Если сравнить особенности эмбрионального развития разных видов позвоночных – человека, обезьяны, крысы, черепахи, тритона, рыбы, - то окажется, что на самых ранних стадиях развития все зародыши очень похожи друг на друга. Это зародышевое сходство сохраняется в процессе индивидуального развития тем дольше, чем ближе друг к другу сравниваемые организмы. Это явление зародышевого сходства широко используется для восстановления путей исторического развития и определения родства сравниваемых организмов.

Биогенетический закон - закономерность в живой природе, сформулированная немецким учёным Э. Геккелем (1866) и состоящая в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза).

Основные положения биогенетического закона:

1) наиболее общие признаки любой крупной группы животных появляются у зародыша раньше, чем менее общие признаки;

2) после формирования самых общих признаков появляются менее общие и так до появления особых признаков, свойственных данной группе;

3) зародыш любого вида животных по мере развития становится все менее похожим на зародышей других видов и не проходит через поздние стадии их развития;

4) зародыш высокоорганизованного вида может обладать сходством с зародышем более примитивного вида, но никогда не бывает похож на взрослую форму этого вида.

Таким образом, развитие зародыша повторяет именно ЗАРОДЫШЕВЫЕ стадии предков.

В эмбриональном периоде развития у зародыша человека закладывается двухкамерное сердце, шесть пар жаберных дуг, хвостовая артерия – признаки рыбообразных предков. От амфибий человек унаследовал плавательные перепонки между пальцами, которые имеются у зародыша. У новорожденных наблюдается несовершенная терморегуляция, что указывает на происхождение от животных с непостоянной температурой тела. Головной мозг плода гладкий, без извилин, как у примитивных млекопитающих. У шестинедельного зародыша имеется несколько пар млечных желез. Закладывается также хвостовой отдел позвоночника, который затем редуцируется и превращается в копчик. В соответствии с биогенетическим законом эти и многие другие признаки, возникающие у человека в эмбриональном развитии, могут рассматриваться как повторение признаков предков.

На этом слайде мы можем видеть, насколько новорожденный человек похож на новорожденную обезьяну.

На протяжении всего первого года жизни человеческий малыш проходит стадию четвероного животного, передвигаясь, как и большинство зверей, на четырех конечностях. До того времени, как ребенок начинает сознательно говорить (в возрасте 1,5 – 2 лет), мимика, жесты, нечленораздельные звуки, несущие определенный смысл, и эмоции ребенка удивительно напоминают звуки и жесты, характерные для человекообразных обезьян – шимпанзе, горилл, орангутангов.

Таким образом, рассматривая в совокупности все три группы доказательств макроэволюции, можно утверждать, что макроэволюция – это реально существующий процесс.

краткое содержание других презентаций

«Направления макроэволюции» - Усложнение организмов. Пути достижения биологического прогресса. Насекомые. Крайняя степень приспособления. Дятлы. Идиоадаптация. Колючки растений. Ленточный червь. Китообразные. Рукокрылые. Плоская форма тела скатов и камбалы. Сложноцветные. Лилейные. Муравьеды. Основные направления. Возникновение жабр и легких. Подвижность животных. Повилика. Зоолог Алексей Николаевич Северцов. Различия внешнего вида.

«Доказательства эволюции живой природы» - Эволюция породила настоящих лошадей. Археоптерикс. Ихтиостега. Лошади заметно подросли. Скелет млекопитающего. Аспекты строения конечностей. Эмбрион дельфина. Стегоцефалы. Конечности. Биогеографические доказательства эволюции. Целакант. Доказательства единства происхождения органического мира. Заметный хвост. Первое сообщение о лошадях. Наличие рудиментов. Морфологические доказательства эволюции. Лошади продолжали увеличиваться в размерах.

«Палеонтологические доказательства эволюции» - Климатическая дифференциация. Класс Папоротники. Яйца рептилий. Ценный уголь. Anthobites Krascheninnicova. Флористические комплексы. Складчатые движения. Птицеподобные формы. Taeniopteris. Десятки раковин аммонитов. Распад. Становление палеонтологии как науки. Описание основных групп растений. Cladophlebis. Становление палеонтологии. Neocalamites. Оригинальный воротник. Геохронологическая таблица.

«Примеры доказательств эволюции» - Доказательства эволюции органического мира. Рудименты. Сравнительная анатомия. Палеонтология. Передние конечности позвоночных. Биогенетический закон. Современная систематика. Биогеография. Атавизмы. Ископаемые переходные формы. Органы. Современная генетика. Яйцекладущие. Эмбриология. Доказательства эволюции. Кистеперые рыбы.

«Макроэволюция и её доказательства» - Общие закономерности эволюции. Находка археоптерикс. Ископаемые переходные формы. Процесс образования. Биохимические доказательства. Макроэволюция, ее доказательства. Доказательства макроэволюции. Дивергенция. Эмбриологические доказательства макроэволюции. Палеонтологические данные. Макроэволюция.

«Доказательства эволюции животного мира» - Гомология. Доказательства. Рудименты. Аналогичные органы. Закон зародышевого сходства. Особенности распространения животных и растений. Живые переходные формы. Общий план строения хордовых. Археоптерикс. Элементарный химический состав. Гомологичные органы. Сходство строения клеток. Сходство способов генетического кодирования. Биогенетический закон Геккеля.

Слайд 2

Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на

нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками

Задачи урока:

  • сформировать понятие макроэволюция;
  • углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции;
  • сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции;
  • убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.
  • Слайд 3

    Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция»

    Различие макроэволюции и микроэволюции:

    • Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.)
    • Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции.
    • Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.
  • Слайд 4

    Сходство макроэволюции и микроэволюции:

    В основе лежат процессы:

    1. наследственная изменчивость;

    2. борьба за существование;

    3. естественный отбор;

    4. изоляции.

    Носят дивергентный характер.

    Слайд 5

    • Палеонтологические
    • Эмбриологические
    • Сравнительно- анатомические (Морфологические)
    • Биогеографические
    • Молекулярно-биологические и цитологические

    Группы доказательств эволюционного процесса

    Слайд 6

    Что изучают науки?

    • Палеонтология

    Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени

    • Эмбриология

    Эмбриология - наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов

    • Сравнительная анатомия

    Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов

    • Молекулярная биология

    Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов

    • Биогеография

    Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.

    Слайд 7

    Что обозначают термины?

    • Онтогенез
    • Филогенез
    • Дивергенция
    • Конвергенция
    • Гомологичные органы
    • Аналогичные органы
    • Рудименты
    • Атавизмы
    • Эндемики
    • Реликты
  • Слайд 8

    Задания группам

    1. Найти факты, доказывающие существованиеэволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах)

    • III группа – ;
    • V группа – .

    Слайд 9

    1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах)

    • I группа- палеонтологические доказательства эволюции;
    • II группа – эмбриологические доказательства эволюции;
    • IV группа – ;

    2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.

    Слайд 10

    Эмбриологические доказательства эволюции

    В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии

    К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство»

    Стадии эмбрионального развития позвоночных.

    Слайд 11

    Эмбриологическое доказательство эволюции

    Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез)

    А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

    Слайд 12

    Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Общий план строения позвоночных

    Слайд 13

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая, латимерия, утконос, ехидна, асцидия)

    Слайд 14

    • Гомологичные органы-образования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза.
    • Гомология передних конечностей наземных позвоночных

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 15

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Аналогичные органы - не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.

    Слайд 16

    • Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции.
    • Рудимент задних конечностей питона

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 17

    Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 18

    Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

    Слайд 19

    Атавизмы- признаки свойственные далеким предкам

    Слайд 20

    Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

    Клеточное строение организмов

    Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H, N)

    Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)

    Слайд 21

    Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции

    • Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ
    • Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека
    • Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах
    • Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений
  • Слайд 22

    Палеонтологические доказательстваэволюцииИскопаемые формы

  • Слайд 23

    Палеонтологические доказательства эволюции

    Археоптерикс

    Ископаемые переходные формы

    Слайд 24

    Филогенетический ряд лошади(Воссоздал В.О.Ковалевский)

  • Слайд 25

    Биогеографические доказательства эволюции

    А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете

    Слайд 26

    • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом?
    • Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком?
  • Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)?
  • Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)
  • Слайд 31

    Заселение островов

    Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?

    Слайд 32

    Биогеографические доказательства эволюции

    • Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения.
    • Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся)
    • На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток
  • Слайд 33

    Вывод:

    Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук.

    Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.

  • Уоллес Алфред Рассел (08.01.1823– 07.11.1913), английский натуралист и писатель. Окончил школу в Хартфорде, работал землемером, подрядчиком на строительстве железной дороги, учителем в школе. С 1844 преподавал в Лестерской школе, где сблизился с другим молодым учителем, Г. Бейтсом, тоже интересовавшимся естествознанием. Накопив денег, Уоллес и Бейтс отправились на парусном судне в Бразилию, где в течение двух лет изучали район от устья Амазонки до впадения в неё Рио-Негро. Затем Бейтс направился вверх по Амазонке, а Уоллес – вверх по Рио-Негро. В 1852, собрав коллекции растений и животных, Уоллес решил вернуться в Англию. К несчастью, пожар на судне, на котором плыл Уоллес, уничтожил все его коллекции, рисунки и дневники. Однако уже в 1854 с помощью Т. Гексли Уоллесу удалось собрать средства для другого большого путешествия – на Малайский архипелаг. Здесь он провёл восемь лет, обследовал большинство крупных островов архипелага, привёз в Англию богатые коллекции. В начале 1855 Уоллес написал статью под названием «О законе, регулирующем возникновение новых видов» ,а позже пришёл к мысли о «выживании наиболее приспособленных». Набросок статьи «О стремлении разновидностей бесконечно удаляться от первоначального типа» (1858) Уоллес отослал в Англию Ч. Дарвину с просьбой представить её Линнеевскому научному обществу. Прочитав рукопись Уоллеса, Дарвин обнаружил в ней идеи, которые сам давно обдумывал. По совету друзей – Ч. Лайеля и Дж. Гукера – Дарвин передал в Линнеевское общество не только статью Уоллеса, но и резюме своих собственных исследований. Уоллесу принадлежит идея разделения суши на шесть зоогеографических областей: палеарктическую, неарктическую, эфиопскую, восточную (индо-малайскую), австралийскую и неотропическую. Из многочисленных обнаруженных Уоллесом зоогеографических контрастов самый удивительный – между островами Бали и Ломбок. Хотя эти острова разделены проливом, ширина которого в самом узком месте не превышает 24 км, различия между населяющими их птицами и четвероногими больше, чем между фауной Англии и Японии. Дело в том, что указанный пролив проходит как раз по зоогеографической границе (называемой теперь «линией Уоллеса»), отделяющей область распространения типичной австралийской фауны от лежащей к северу области распространения индо-малайской фауны. В 1862 Уоллес возвратился в Англию. В 1870 была опубликована его книга «Вклад в теорию естественного отбора» (1870), которая наряду с «Происхождением видов» Дарвина сыграла значительную роль в распространении представлений о естественном отборе и эволюции. Уоллес состоял членом Лондонского королевского общества, в 1908 был награждён орденом «За заслуги».



    просмотров