Конспект урока русского языка: «Понятие о местоимении. Синтаксическая роль личных местоимений в предложении». Значение и грамматические признаки местоимения: особенности и правила От чего зависит синтаксическая функция местоимений
Синтаксическая роль (чем является в предложении)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
(В грамматике предметом считается всё, чему наше сознание способно приписать различные признаки: качества, свойства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это качества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто способное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предметности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существительными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - предметы в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)
Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.
2.Постоянные признаки:
1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или
нарицательное (все остальные)
2) одушевлённые (отвечают на вопрос кто? ) или
неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )
3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.
4) существительные имеют три рода:
мужской женский средний
он (мой) она (моя) оно (моё)
Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:
1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)
2) по падежам:
3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.
1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.
Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.
2.Постоянные признаки:
1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):
Непостоянные признаки:
1. род (мужской, женский, средний),
2. число (единственное, множественное)
3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное
3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.
1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?
2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени
СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных
1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?
2. Постоянные признаки: 1 ) вид
совершенный несовершенный
(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)
2) переходность глаголов:
3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)
смеяться, улыбаться.
невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)
4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)
–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.
глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.
Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.
Помни: брить, стелить → к І спр.
Непостоянные признаки: 1) наклонение:
2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)
настоящее (что делаю? что делают?)
прошедшее (что делал? что сделал?)
3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)
4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.
шла шёл шло
5)число (ед.ч. или мн.ч.)
Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются
сказуемым.
Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом
предложения.
Образец морфологического разбора глагола:
Давно я так не смеялся.
1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?
Н. ф.: смеяться.
2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.
Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.
3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)
Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.
Личные:безличные
Он не читает ему не читается (не читалось)
Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти
Река шумит в ушах шумит
Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками
Начнет холодать
7
1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?
Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки
2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)
2) лицо НЕ ДЛЯ
3) род ВСЕХ
Непостоянные признаки:
1) падеж (кроме: каков, таков)
2) род у местоимений указывающих
3) лицо на признак.
3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.
Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.
Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.
Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящиков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).
Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.
Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.
Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.
Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.
1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)
2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.
Непост. пр.: падеж
3.Синт. роль: любым членом предложения
Правописание числительных
1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )
2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).
(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).
401 четыреста один (2 цифры 2 слова).
от 500 до 900
4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы
(кроме л).
NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая
(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:
С гласной (пол-арбуза )
С прописной (пол-Европы )
Л (пол - лимона ).
1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью?
В предложении наречие бывает чаще всего:
1. обстоятельством
2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )
3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .
Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.
Дефис пишется:
1. в наречиях с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему. По -новому ,
по- осеннему
2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски
3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.
4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.
5. в наречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь
ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:
бок о бок, точь-в-точь.
Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.
1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.
Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).
2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.
обозначает признак, который обозначает признак, который
создается действием самого создается у одного предмета
предмета (летящий самолет, действием другово предмета.
упавший мяч).
2)вид (совершенный, несовершенный).
3)время (настоящее, прошедшее).
4)возвратное или невозвратное.
Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).
3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).
Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.
Впервые стройную схему частей речи применительно к своему языку установили греческие александрийские ученые; с небольшим изменением эту схему повторили римляне применительно к латинскому языку. Благодаря роли латинского языка для культуры средневековья эта античная схема стала применяться и для описания грамматики новых европейских языков, а позднее и колониальных, что до наших дней сохранилось в школьных грамматиках, где грамматические категории разных языков стараются втиснуть в заранее выбранную античную схему, не считаясь с реальными различиями, которые имеются в различных языках. Отдельные части речи определяются при этом исходя из лексического, а не грамматического значения слов. Однако вопрос о частях речи как об основных категориях грамматики гораздо сложнее; в разных языках имеется разное количество по-разному соотносящихся друг с другом частей речи, а определять их следует грамматически, т. е. абстрагируясь от частного и конкретного.
Синтаксические функции основных частей речи. Синтаксическая функция – это значение какого члена предложения может принять та или иная часть речи. Под предложением обычно понимается минимальная единица речевой коммуникации, законченная по смыслу.
Синтаксические функции существительных . Имя существительное может быть подлежащим и дополнением, частью сказуемого - его предикативным членом. Считается, что тип stone wall - атрибутивное словосочетание с существительным в функции определения.
Синтаксические функции прилагательного. Основной функцией прилагательного является позиция определения; более характерной является при этом препозитивное функционирование; однако возможна и постпозиция, которая создает большую семантическую весомость определения, оказывающегося в этих случаях обособленным и, следовательно, несущим известное семантическое ударение. Вторая функция прилагательного-функция предикативного члена.
Синтаксические функции местоимений. Местоимения распадаются на ряд подклассов, различных по лексическому содержанию, морфологическим формам и синтаксическим функциям. Обычно выделяются следующие подклассы: местоимения личные, притяжательные, указательные, вопросительные, возвратные, относительные, неопределенные, отрицательные, не¬определенно-личные.
В основном синтаксические функции различных форм местоимений разграничены в позициях подлежащего Некоторые местоимения синтаксически являются определителями существительного и занимают в предложении позицию определения. Подводя итог, можно сказать, что местоимения, в зависимости от вида, могут занимать позиции только предметного члена предложения. В функции определения выступают притяжательные местоимения, неопределенные местоимения по, every. Ту и другую функцию могут иметь указательные, часть вопросительных, неопределенные.
Синтаксические функции глагола. Как уже отмечалось выше, глагол передает признак предмета не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные формы глагола всегда передают действие как исходящее от некоего агенса, поэтому синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всегда являются сказуемым предложения.
____________________________________________
Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ахтямова Фирая Каюмовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МОУ Ново- Арышская СОШ Рыбно- Слободского муниципального района РТ
Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.
Среди бесспорных достоинств работы с компьютером можно назвать и наличие обратной связи, большие возможности предъявления наглядного материала, объективная оценка действий учащихся. Компьютерная технология способствует повышению интереса к предмету.
Тема. Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.
Цели урока. 1) Обучающая. Повторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. Умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения, познакомить учащихся со структурой теста Единого Экзамена; настроить учеников на серьезную работу по подготовке к экзамену, повторить сложные вопросы по теме местоимения.
2) Развивающая. Пробуждение в учащихся интереса, положительной мотивации к изучению русского языка, развитие устной и письменной речи учащихся.
3) Воспитывающая. Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. Воспитание доброты, нравственности.
4) Коммуникативная. Организация речевого общения, формирование у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовность к взаимодействию, взаимопомощи.
Метод обучения. Комбинированный (сочетание словесных, наглядных, практических методов).
Форма урока . Урок в компьютерном классе. Сочетание общеклассных и индивидуальных форм.
Оборудование. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (автор заданий А.Ю. Кузнецов). Раздел «Морфология» (Теория), аудиозапись «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», дидактический материал, тесты, таблица.
Мотивация. Использование наглядных справочных материалов компьютерного комплекса «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» дает возможность оперативно и в интерактивном режиме проверить степень освоения учащимися соответствующих разделов.
Местоимение в языках…-слова вторичные, слова- заместители. Это как
Бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря
Наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений
Являются знаменательные слова.
А.А.Реформатский .
Ход урока.
I . Организационный момент.
II. Объявление целей и задач урока
Учитель: Цель нашего урока - повторение и обобщение знаний о местоимении. Уметь устранять неоправданное повторение местоимений в тексте, разграничивать неопределенные и отрицательные местоимения, правильно писать их, произносить.
Другая наша задача - это подготовка к ЕГЭ.
Несмотря на внешнюю легкость заданий по морфологии (местоимению), они требуют внимания и сосредоточенности.
- Вступительная беседа.
Ребята, что вы знаете о местоимении?
Местоимение-знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые не называют лиц, предметов, признаков, количеств, а только указывают на них или спрашивают о них.
Примеры: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.
Ни у кого (отрицат.,при наличии предлога ни является частицей - пишется раздельно) ничего(при отсутствии предлога ни (не) являются приставками - пишется слитно) заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой»-такою была Цветаева и такою осталась навсегда.
Местоимение может обозначать любой предмет, любой признак, любое количество. Конкретное значение местоимения в каждом случае употребления меняется: оно зависит от того, с каким словом в контексте соотносится местоимение.
Что вы можете сказать о морфологических и синтаксических функциях местоимений.
Морфологические и синтаксические функции местоимений чаще всего зависят от того, на какую часть речи они указывают. Поэтому местоимения не имеют своих особых морфологических признаков.
В предложении они бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, или определениями, как имена прилагательные.
Например:
1.Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
М.Цветаева.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1991 года на пустынном коктебельском берегу.
Эфрон подарил ей кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
Учитель: -Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений.
III. Тренинг. Ученики по очереди читают тренировочные упражнения в списке вопросов и аргументируют свой выбор ответа.
IV. Комментарии учителя.
V. Практикум по морфологии. Работаем с электронным учебником. Путь поиска. Оглавление. Морфология. Местоимение.
Классификация местоимений по значению.
Личные: 1л.я,мы; 2л.ты,вы; 3л.он, она, оно, они.
Возвратное: себя.
Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, его, её, их.
Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.
Вопросительные (употребляются для вопроса): кто?, что?, какой?, который?, чей?, сколько?
Относительные (употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений): кто, что, какой, который, чей, сколько.
Определенные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.
Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.
Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то.
Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.
Комментарии учителя. Помните, что некоторые притяжательные местоимения (его, её, их) совпадают только с формами родительного падежа личных местоимений (его, её, их).
Ученики выполняют тренировочные упражнения из электронного учебника.
Учитель. А теперь, ребята, открываем следующую страницу электронного учебника. Изучаем теорию о правописании местоимений.
1.Неопределенные местоимения пишутся с частицами -то, -либо, -нибудь, кое - через дефис: кто-то, кому-нибудь, кое-что.
2. Отрицательные местоимения имеют частицу не только под ударением, а ни - без ударения: некого, нечем, никого, ничего. При отсутствии предлогов эти частицы пишутся слитно, а с предлогом - в три слова: не с кем, ни у кого.
3. Следует различать сочетания не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное. Советуем использовать для разграничения этих сочетаний следующих их признаки (Таблица№3 из электронного учебника).
Выполнение заданий.
VI. Следующий этап нашего урока - это работа с текстом. 1. Небольшая информация о жизни и творчестве Марины Цветаевой (используется магнитофонная запись). 2. На интерактивной доске высвечивается текст о Марине Цветаевой. Выразительное чтение текста.
Я долго недооценивал Цветаеву. В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало…
Весной 1922 года, когда она уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку. Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы… Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что поздно её узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка… Летом 1935 года я, сам не свой от почти годовой бессонницы, попал в Париж, на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой…
Члены семьи Цветаевой настаивали на её возвращении в Россию. В них говорила тоска по родине…
Цветаева спрашивала, что я думаю по этому поводу. У меня на этот счет не было определенного мнения. Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и её замечательному семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения.
Борис Пастернак «Воздушные пути».
Словарная работа.
Бездна- 1) упкын 2) иксез-чиксез 3) бик күп .
Могущество-куәт. Көдрәт, зур көч.
Превзойти- 1) өстен чыгу, уздыру 2) арттыру.
Задания:
1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст. Разделите на смысловые части. Найдите местоимения и докажите, что они позволяют избежать стилистических ошибок. Какую синтаксическую функцию выполняет местоимение?.
2.Скажите, на какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения? Какие из них преобладают в этом тексте?
3.Проанализируйте орфографию и пунктуацию последнего абзаца текста. Составьте схемы сложных предложений текста.
VII. Особенности употребления местоимений.
- К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашел к нему, разговаривал с ним, близ него и. др.
Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).
- Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник цеха?) не явился.
- Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, листва, большинство и т.п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).
- Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые воспроизводят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Я попросил товарища, чтобы он внес свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.
- Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.
Сообщения учащихся о трудных случаях правописания местоимений (из своих небольших исследовательских работ).
- Выполняем упражнение 266. (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах).Задание. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употеблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.
VIII. Закрепление материала. На магнитной доске слепая схема (незаполненная).
Разряды Примеры
- Личные
- себя
- Вопросительно-относительные
- этот, тот, такой.
- Притяжательные
- некто, нечто, кое-кто.
- Отрицательные
- каждый, самый, сам.
IX. Работа с тестами (для средних и слабых учащихся).
- Местоимение это: 2.Они
А) член предложения; а) личное
Б) часть речи; б) возвратное
В) словосочетание в) притяжательное
3.Местоимение себя указывает на: 4. Найти лишнее
А) предмет; а) Я, ты, он
Б) количества; б) мой, твой, наш
В) лицо. в) каждый, самый, свой
5.Изменяется по родам 6. Никто-это
А) себя а) отрицательное
Б) я б) указательное
В) этот в) неопределенное
7.Не имеет именительного падежа: 8 Местоимение не бывает
а) себя а) подлежащими
б) моего б) сказуемыми
в) твоего. в) определениями
X. 2 вариант(для сильных учащихся). Выполнение зачетных тестов по теме, используя тренировочные упражнения ЭИ. (А1-А5).
А1. В каком предложении не(ни) со словом пишется раздельно?
- Ветерок (ни)сколько не мешал нам.
- (ник)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
- Больше (не) от кого ждать помощи.
- Детям (не)когда погулять.
А2. В каком предложении есть указательное местоимение?
А) Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.
Б) Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.
В) Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.
Г) К объективным относятся свойства и качества самого текста.
1) А 2) Б 3) В 4) Г.
А3. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.
Нужно обогащаться знаниями и то(же) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями
- тоже - всегда пишется слитно;
- то же - всегда пишется раздельно;
- тоже - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
- то же - здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.
А4. Какой частью речи является слово Что в предложениях А и В.
А. Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.
Б. Спортивный репортаж…
В. Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!
1) в обоих случаях - местоимением
2) в обоих случаях союзом
3) в предложении А-союзом, в предложении В-местоимением
4) в предложении А - местоимением, в предложении В-союзом.
А5. В этом порыве моем была благодарность ей за(то), что она живая осталась.
- зато - всегда пишется слитно
- за то всегда пишется раздельно
- зато - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется раздельно
- за то - здесь местоимение то с предлогом за, поэтому пишется раздельно.
Вариант 3 - аналогичные задания. При выполнении этого вида заданий учащиеся называют правильный ответ, аргументируя свой выбор. Учитель комментирует ответы.
Местоимения - это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них.
Разряды местоимений: 1) Личные местоимения
лицо |
ед. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр.) |
мн. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр. ) |
я(меня́, мне, меня, мной/мною,обо мне) |
мы(нас, нам, нас, на́ми,о нас) |
|
ты(тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобою,о тебе́) |
вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас) |
|
он(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём) она́(её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю,о ней) оно́(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём) |
они́(их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми,о них) |
Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я , ты , мы , вы ). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он , она , оно , они ). 2)Возвратное местоимение Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале ).
Склоняется по падежам: - себя (рд., вн. падежи ), себе (дт., пр. ), собой, собою (тв. ).
Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется. Изменяется по падежам. 3)Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов. Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их ) не склоняются и поэтому примыкают к определяемым существительным. 4)Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных , отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:
5)Относительные местоимения Используются для присоединения придаточного предложения к главному.
В русском языке - кто, что, какой, каков, чей, который, сколько .
Относительные местоимения могут быть разными членами предложения в зависимости от того, какое слово они заменяют. 6)Указательные местоимения
7)Определительные местоимения8)Отрицательные местоимения 9)Неопределенные местоимения
10)Неопределенно-личные местоимения Самый многочисленный в рус. языке разряд местоимений. Их задача - указывать на неопределённое множество. Образуются из вопросительных местоимений с помощью постфиксов - то, - либо, - нибудь и приставок не-, где- и кое-: что-то, кто-нибудь, куда-либо, кое-где, где-то, некоторый. К неопределённым местоимениям близки клише типа где попало.
Словообразование местоимений: Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто - ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь. Синтаксическая роль: Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения – в зависимости от контекста.
1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.
В предложении могут быть:
Подлежащим: Я замираю в восторге.
Сказуемое: А кто этот господин?
Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.
Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.
2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.
Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.
3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:
Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?
Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?
Определением: Какой цветок упал к моим ногам?
4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:
Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.
Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.
Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.
Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.
5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.
В предложении могут быть:
Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.
Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.
Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.
Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.
6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:
Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.
Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .
7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:
Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.
Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.
Определением: Этот разговор не принёс облегчения.
Дополнением: В деревне только об этом и говорили.
Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .
8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .
В предложении может быть:
Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.
Сказуемое: Лара бывала разной, любой .
Определение: Солнце убрало все тени.
Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.
9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .
В предложении могут быть:
Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.
Дополнение: Дома никого не было.
Определение: Никакие уговоры не помогли.