Конспект урока русского языка: «Понятие о местоимении. Синтаксическая роль личных местоимений в предложении». Значение и грамматические признаки местоимения: особенности и правила От чего зависит синтаксическая функция местоимений

Конспект урока русского языка: «Понятие о местоимении. Синтаксическая роль личных местоимений в предложении». Значение и грамматические признаки местоимения: особенности и правила От чего зависит синтаксическая функция местоимений

Синтаксическая роль (чем является в предложении)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

(В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:

1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или

нарицательное (все остальные)


2) одушевлённые (отвечают на вопрос кто? ) или
неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

мужской женский средний

он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число И. кто? что? друг, книга друзья, книги Р. кого? чего? друга, книги друзей, книг Д. кому? чему? другу, книге друзьям, книгам В. кого? что? друга, книгу друзей, книги Т.. кем? чем? другом, книгой друзьями, книгами П. о ком? о чём? о друге, о книге о друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

качественные относительные притяжательные 1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. род (мужской, женский, средний),

2. число (единственное, множественное)

3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


сравнительная превосходная простая (из одного слова) составная (из двух слов) простая (из одного слова) составная (из двух слов) образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий

1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

переходный непереходный 1)сочетается с существительным в В.п. без предлога (любить маму ) 2)сочетается с существительным в Р. п., без предлога, если глагол с отрицанием (не любить книги ). Все остальные глаголы не обладают свойством переходности.

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

смеяться, улыбаться.

невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

Изъявительное Повелительное Условное Это действие, которое реально происходит или может происходить на самом деле (напишу, побегу ). Глагол содержит в себе просьбу, приказ, совет, а может ли это быть выполнено, неизвестно (пиши, бегите, пусть сделает, давай выполним) Действие может быть выполнено при определённом условии: гл. в прошедшем времени, рядом частица бы (пришёл бы, если смог ).

2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)

настоящее (что делаю? что делают?)

прошедшее (что делал? что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)

Ед.ч. Мн.ч. лицо -у (-ю) (я) пою -ем, -им (мы) поём лицо -ешь, -ишь (ты) поёшь -ете, -ите (вы) поёте лицо -ет, -ит (он) поёт -ут(-ют), -ат(-ят) (они) поют

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.

шла шёл шло

5)число (ед.ч. или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. ф.: смеяться.

2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.

3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
7

1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются Личные я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) лицо НЕ ДЛЯ

3) род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) род у местоимений указывающих

3) лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. пр.: падеж

3.Синт. роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

ь на конце (И. п.) З. У числительных от 5 до 19 ь в середине слова (И. п.)

от 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения 1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум. 2. от 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти . 3. 40,90,100. 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а. 4. 50-80 200-900 склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам. 5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей. 6. 1000000 1000 000000 миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения. 7. составные числительные Склоняются все части по своему образцу. 8. порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово. 9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П.

1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью?

с помощью слов: более (менее) + наречие = более тонко составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. обстоятельством

2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

1. в наречиях с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему. По -новому ,

по- осеннему

2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

5. в наречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

обозначает признак, который обозначает признак, который

создается действием самого создается у одного предмета

предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).

Наиболее общими и необходимыми в грамматике каждого языка категориями являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.

Впервые стройную схему частей речи применительно к своему языку установили греческие александрийские ученые; с небольшим изменением эту схему повторили римляне применительно к латинскому языку. Благодаря роли латинского языка для культуры средневековья эта античная схема стала применяться и для описания грамматики новых европейских языков, а позднее и колониальных, что до наших дней сохранилось в школьных грамматиках, где грамматические категории разных языков стараются втиснуть в заранее выбранную античную схему, не считаясь с реальными различиями, которые имеются в различных языках. Отдельные части речи определяются при этом исходя из лексического, а не грамматического значения слов. Однако вопрос о частях речи как об основных категориях грамматики гораздо сложнее; в разных языках имеется разное количество по-разному соотносящихся друг с другом частей речи, а определять их следует грамматически, т. е. абстрагируясь от частного и конкретного.

Синтаксические функции основных частей речи. Синтаксическая функция – это значение какого члена предложения может принять та или иная часть речи. Под предложением обычно понимается минимальная единица речевой коммуникации, законченная по смыслу.

Синтаксические функции существительных . Имя существительное может быть подлежащим и дополнением, частью сказуемого - его предикативным членом. Считается, что тип stone wall - атрибутивное словосочетание с существительным в функции определения.

Синтаксические функции прилагательного. Основной функцией прилагательного является позиция определения; более характерной является при этом препозитивное функционирование; однако возможна и постпозиция, которая создает большую семантическую весомость определения, оказывающегося в этих случаях обособленным и, следовательно, несущим известное семантическое ударение. Вторая функция прилагательного-функция предикативного члена.

Синтаксические функции местоимений. Местоимения распадаются на ряд подклассов, различных по лексическому содержанию, морфологическим формам и синтаксическим функциям. Обычно выделяются следующие подклассы: местоимения личные, притяжательные, указательные, вопросительные, возвратные, относительные, неопределенные, отрицательные, не¬определенно-личные.

В основном синтаксические функции различных форм местоимений разграничены в позициях подлежащего Некоторые местоимения синтаксически являются определителями существительного и занимают в предложении позицию определения. Подводя итог, можно сказать, что местоимения, в зависимости от вида, могут занимать позиции только предметного члена предложения. В функции определения выступают притяжательные местоимения, неопределенные местоимения по, every. Ту и другую функцию могут иметь указательные, часть вопросительных, неопределенные.

Синтаксические функции глагола. Как уже отмечалось выше, глагол передает признак предмета не как приписываемое предмету (лицу) свойство, а как признак, обязательно протекающий в каком-то временном отрезке. Этот признак - не отвлеченное название действия; так называемые личные формы глагола всегда передают действие как исходящее от некоего агенса, поэтому синтаксическая функция личных форм глагола однозначна: они всегда являются сказуемым предложения.

____________________________________________

Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ахтямова Фирая Каюмовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, МОУ Ново- Арышская СОШ Рыбно- Слободского муниципального района РТ

Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку.

Среди бесспорных достоинств работы с компьютером можно назвать и наличие обратной связи, большие возможности предъявления наглядного материала, объективная оценка действий учащихся. Компьютерная технология способствует повышению интереса к предмету.

Тема. Местоимение. Разряды местоимений. Синтаксическая роль. Правописание.

Цели урока. 1) Обучающая. Повторение и обобщение знаний учащихся о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. Умение находить местоимения в речи, определять их роль в тексте, правильно употреблять местоимения, познакомить учащихся со структурой теста Единого Экзамена; настроить учеников на серьезную работу по подготовке к экзамену, повторить сложные вопросы по теме местоимения.

2) Развивающая. Пробуждение в учащихся интереса, положительной мотивации к изучению русского языка, развитие устной и письменной речи учащихся.

3) Воспитывающая. Заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь. Воспитание доброты, нравственности.

4) Коммуникативная. Организация речевого общения, формирование у учащихся умения общаться, чувства собственного достоинства, готовность к взаимодействию, взаимопомощи.

Метод обучения. Комбинированный (сочетание словесных, наглядных, практических методов).

Форма урока . Урок в компьютерном классе. Сочетание общеклассных и индивидуальных форм.

Оборудование. Электронное издание (ЭИ) «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» (автор заданий А.Ю. Кузнецов). Раздел «Морфология» (Теория), аудиозапись «Жизнь и творчество Марины Цветаевой», дидактический материал, тесты, таблица.

Мотивация. Использование наглядных справочных материалов компьютерного комплекса «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык» дает возможность оперативно и в интерактивном режиме проверить степень освоения учащимися соответствующих разделов.

Местоимение в языках…-слова вторичные, слова- заместители. Это как

Бумажная валюта, функционирующая ради удобства, благодаря

Наличию золотого фонда. Золотым фондом для местоимений

Являются знаменательные слова.

А.А.Реформатский .

Ход урока.

I . Организационный момент.

II. Объявление целей и задач урока

Учитель: Цель нашего урока - повторение и обобщение знаний о местоимении. Уметь устранять неоправданное повторение местоимений в тексте, разграничивать неопределенные и отрицательные местоимения, правильно писать их, произносить.

Другая наша задача - это подготовка к ЕГЭ.

Несмотря на внешнюю легкость заданий по морфологии (местоимению), они требуют внимания и сосредоточенности.

  1. Вступительная беседа.

Ребята, что вы знаете о местоимении?

Местоимение-знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые не называют лиц, предметов, признаков, количеств, а только указывают на них или спрашивают о них.

Примеры: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Она пишет стихи как на русском языке, так и на немецком и французском.

Ни у кого (отрицат.,при наличии предлога ни является частицей - пишется раздельно) ничего(при отсутствии предлога ни (не) являются приставками - пишется слитно) заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, «быть самой собой»-такою была Цветаева и такою осталась навсегда.

Местоимение может обозначать любой предмет, любой признак, любое количество. Конкретное значение местоимения в каждом случае употребления меняется: оно зависит от того, с каким словом в контексте соотносится местоимение.

Что вы можете сказать о морфологических и синтаксических функциях местоимений.

Морфологические и синтаксические функции местоимений чаще всего зависят от того, на какую часть речи они указывают. Поэтому местоимения не имеют своих особых морфологических признаков.

В предложении они бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, или определениями, как имена прилагательные.

Например:

1.Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.

М.Цветаева.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон…Они встретились 5 мая 1991 года на пустынном коктебельском берегу.

Эфрон подарил ей кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Учитель: -Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений.

III. Тренинг. Ученики по очереди читают тренировочные упражнения в списке вопросов и аргументируют свой выбор ответа.

IV. Комментарии учителя.

V. Практикум по морфологии. Работаем с электронным учебником. Путь поиска. Оглавление. Морфология. Местоимение.

Классификация местоимений по значению.

Личные: 1л.я,мы; 2л.ты,вы; 3л.он, она, оно, они.

Возвратное: себя.

Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, его, её, их.

Указательные: этот, тот, такой, таков, столько.

Вопросительные (употребляются для вопроса): кто?, что?, какой?, который?, чей?, сколько?

Относительные (употребляются для связи частей сложноподчиненных предложений): кто, что, какой, который, чей, сколько.

Определенные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.

Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, что-то.

Внимание! Следует разграничивать личные и притяжательные местоимения поскольку в некоторых формах они омонимичны. Ср., например: Это его книга - Его не было дома.

Комментарии учителя. Помните, что некоторые притяжательные местоимения (его, её, их) совпадают только с формами родительного падежа личных местоимений (его, её, их).

Ученики выполняют тренировочные упражнения из электронного учебника.

Учитель. А теперь, ребята, открываем следующую страницу электронного учебника. Изучаем теорию о правописании местоимений.

1.Неопределенные местоимения пишутся с частицами -то, -либо, -нибудь, кое - через дефис: кто-то, кому-нибудь, кое-что.

2. Отрицательные местоимения имеют частицу не только под ударением, а ни - без ударения: некого, нечем, никого, ничего. При отсутствии предлогов эти частицы пишутся слитно, а с предлогом - в три слова: не с кем, ни у кого.

3. Следует различать сочетания не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное. Советуем использовать для разграничения этих сочетаний следующих их признаки (Таблица№3 из электронного учебника).

Выполнение заданий.

VI. Следующий этап нашего урока - это работа с текстом. 1. Небольшая информация о жизни и творчестве Марины Цветаевой (используется магнитофонная запись). 2. На интерактивной доске высвечивается текст о Марине Цветаевой. Выразительное чтение текста.

Я долго недооценивал Цветаеву. В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало…

Весной 1922 года, когда она уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку. Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы… Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что поздно её узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка… Летом 1935 года я, сам не свой от почти годовой бессонницы, попал в Париж, на антифашистский конгресс. Там я познакомился с сыном, дочерью и мужем Цветаевой…

Члены семьи Цветаевой настаивали на её возвращении в Россию. В них говорила тоска по родине…

Цветаева спрашивала, что я думаю по этому поводу. У меня на этот счет не было определенного мнения. Я не знал, что ей посоветовать, и слишком боялся, что ей и её замечательному семейству будет у нас трудно и неспокойно. Общая трагедия семьи неизмеримо превзошла мои опасения.

Борис Пастернак «Воздушные пути».

Словарная работа.

Бездна- 1) упкын 2) иксез-чиксез 3) бик күп .

Могущество-куәт. Көдрәт, зур көч.

Превзойти- 1) өстен чыгу, уздыру 2) арттыру.

Задания:

1.Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Озаглавьте текст. Разделите на смысловые части. Найдите местоимения и докажите, что они позволяют избежать стилистических ошибок. Какую синтаксическую функцию выполняет местоимение?.

2.Скажите, на какие разряды по значению и грамматическим особенностям делятся местоимения? Какие из них преобладают в этом тексте?

3.Проанализируйте орфографию и пунктуацию последнего абзаца текста. Составьте схемы сложных предложений текста.

VII. Особенности употребления местоимений.

  1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных падежах после предлогов обычно прибавляется н, например: зашел к нему, разговаривал с ним, близ него и. др.

Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (подобно ему, наперекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагательных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

  1. Местоимения 3-го лица обычно указывают на ближайшие названные ранее существительные, например: Девушка запела песню, и она (т. е. песня) всем понравилась. При несоблюдении этого правила может возникнуть неясность или искажение смысла, например: Монтёра вызвали к начальнику цеха, но он (монтер или начальник цеха?) не явился.
  2. Не следует заменять личным местоимением 3-го лица множественного числа собирательные существительные (студенчество, листва, большинство и т.п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вместо местоимения они следует использовать существительное школьники или ребята).
  3. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые воспроизводят действие, например: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил товарища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказчика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить так: Я попросил товарища, чтобы он внес свой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попросил товарища внести его чемодан в вагон.
  4. Часто местоимения выступают как средство связи предложений в тексте.

Сообщения учащихся о трудных случаях правописания местоимений (из своих небольших исследовательских работ).

- Выполняем упражнение 266. (В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах).Задание. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употеблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

VIII. Закрепление материала. На магнитной доске слепая схема (незаполненная).

Разряды Примеры

  1. Личные
  2. себя
  3. Вопросительно-относительные
  4. этот, тот, такой.
  5. Притяжательные
  6. некто, нечто, кое-кто.
  7. Отрицательные
  8. каждый, самый, сам.

IX. Работа с тестами (для средних и слабых учащихся).

  1. Местоимение это: 2.Они

А) член предложения; а) личное

Б) часть речи; б) возвратное

В) словосочетание в) притяжательное

3.Местоимение себя указывает на: 4. Найти лишнее

А) предмет; а) Я, ты, он

Б) количества; б) мой, твой, наш

В) лицо. в) каждый, самый, свой

5.Изменяется по родам 6. Никто-это

А) себя а) отрицательное

Б) я б) указательное

В) этот в) неопределенное

7.Не имеет именительного падежа: 8 Местоимение не бывает

а) себя а) подлежащими

б) моего б) сказуемыми

в) твоего. в) определениями

X. 2 вариант(для сильных учащихся). Выполнение зачетных тестов по теме, используя тренировочные упражнения ЭИ. (А1-А5).

А1. В каком предложении не(ни) со словом пишется раздельно?

  1. Ветерок (ни)сколько не мешал нам.
  2. (ник)кто в доме не знал о предполагаемом побеге.
  3. Больше (не) от кого ждать помощи.
  4. Детям (не)когда погулять.

А2. В каком предложении есть указательное местоимение?

А) Сюда входит внеязыковое содержание текста и совокупность языковых средств, с помощью которых оно передаётся.

Б) Условно их можно разделить, как это делают психологи, на две группы: объективные и субъективные.

В) Современная психология и психолингвистика определяют ряд факторов, влияющих на восприятие текста.

Г) К объективным относятся свойства и качества самого текста.

1) А 2) Б 3) В 4) Г.

А3. Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

Нужно обогащаться знаниями и то(же) время приучаться пользоваться в жизни этими знаниями

  1. тоже - всегда пишется слитно;
  2. то же - всегда пишется раздельно;
  3. тоже - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
  4. то же - здесь это местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.

А4. Какой частью речи является слово Что в предложениях А и В.

А. Рассказывать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.

Б. Спортивный репортаж…

В. Кажется, что же тут сложного - говори и говори себе!

1) в обоих случаях - местоимением

2) в обоих случаях союзом

3) в предложении А-союзом, в предложении В-местоимением

4) в предложении А - местоимением, в предложении В-союзом.

А5. В этом порыве моем была благодарность ей за(то), что она живая осталась.

  1. зато - всегда пишется слитно
  2. за то всегда пишется раздельно
  3. зато - здесь это сочинительный союз, поэтому пишется раздельно
  4. за то - здесь местоимение то с предлогом за, поэтому пишется раздельно.

Вариант 3 - аналогичные задания. При выполнении этого вида заданий учащиеся называют правильный ответ, аргументируя свой выбор. Учитель комментирует ответы.

Местоимения - это склоняемые именные слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них.

Разряды местоимений: 1) Личные местоимения

лицо

ед. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр.)

мн. ч., Падежи - им.(рд.,дт.,вн.,тв.,пр. )

я(меня́, мне, меня, мной/мною,обо мне)

мы(нас, нам, нас, на́ми,о нас)

ты(тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобою,о тебе́)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём) она́(её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю,о ней) оно́(его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним,о нём)

они́(их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми,о них)

Личные местоимения указывают на лицо, о котором идёт речь. Местоимения 1-го и 2-го лица обозначают участников речи (я , ты , мы , вы ). Местоимения 3-го лица указывают на лицо или лица, не принимающие участия в речи (он , она , оно , они ). 2)Возвратное местоимение Передаёт значение направленности действия на субъект действия (Я вижу себя в зеркале ).

Склоняется по падежам: - себя (рд., вн. падежи ), себе (дт., пр. ), собой, собою (тв. ).

Форма именительного падежа отсутствует. По лицам, числам и родам не изменяется. Изменяется по падежам. 3)Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения указывают на принадлежность того или иного объекта (предмета, свойства и т. д.) или нескольких объектов тому или иному субъекту или группе субъектов. Изменяются по лицам, числам и родам, а также склоняются по падежам, согласуясь с определяемым существительным. Местоимения 3 лица (его, её, их ) не склоняются и поэтому примыкают к определяемым существительным. 4)Вопросительные местоимения Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В эту группу (как и в связанные с нею группы относительных , отрицательных и неопределённых местоимений) входят самые разные с грамматической точки зрения слова. Способность изменяться по числам и родам, а также склоняться по падежам полностью соответствует свойствам тех слов, которые они заменяют:

5)Относительные местоимения Используются для присоединения придаточного предложения к главному.

В русском языке - кто, что, какой, каков, чей, который, сколько .

Относительные местоимения могут быть разными членами предложения в зависимости от того, какое слово они заменяют. 6)Указательные местоимения

7)Определительные местоимения
8)Отрицательные местоимения 9)Неопределенные местоимения

10)Неопределенно-личные местоимения Самый многочисленный в рус. языке разряд местоимений. Их задача - указывать на неопределённое множество. Образуются из вопросительных местоимений с помощью постфиксов - то, - либо, - нибудь и приставок не-, где- и кое-: что-то, кто-нибудь, куда-либо, кое-где, где-то, некоторый. К неопределённым местоимениям близки клише типа где попало.

Словообразование местоимений: Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто - ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь. Синтаксическая роль: Роль местоимения напрямую зависит от того, к какому разряду оно принадлежит. Так как многообразие местоимений дает им широкие возможности, они могут выступать в качестве подлежащего, сказуемого, определения и дополнения – в зависимости от контекста.

1. Личные местоимения указывают на участника разговора или предмет: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они . Они изменяются по падежам и числам, местоимение он изменяется по родам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Я замираю в восторге.

Сказуемое: А кто этот господин?

Дополнение: Старик говорил с ним раздражённым, желчным тоном.

Обстоятельство: Под ним струя светлей лазури, под ним луч солнца золотой.

2. Возвратное местоимение себя указывает на лицо, о котором говорят. Оно не имеет формы Им.п., рода и числа. В предложении является дополнением: Рощин глядел на себя в зеркало.

Внимание! Ступай себе мимо – здесь слово «себе» является частицей при глаголе.

3. Вопросительные местоимения заменяют прилагательные: кто?, что?, который?, чей?, какой?, каков?, сколько? и другие. Местоимение каков? изменяется только по родам и числам. Местоимения кто?, что?, сколько? изменяются только по падежам. Вопросительные местоимения употребляются в вопросительных предложениях. В предложении могут быть:

Подлежащим: Кто не заключал таких условий со своей совестью?

Дополнением: О чем бы вы хотели узнать?

Определением: Какой цветок упал к моим ногам?

4. Относительные местоимения : кто, что, который, чей, какой, каков, сколько? и другие . Они употребляются в сложноподчинённых предложениях, где являются союзными словами. В предложении могут быть:

Подлежащим: Тогда удил всякий , кто мог держать в руке удилище.

Сказуемым: Какова яблоня, таковы и яблочки.

Дополнением: Они узнали о существовании поэта , чьи стихи были народные.

Определением: Я видел кошку, у которой были жёлтые глаза.

5. Неопределённые местоимения указывают на неизвестные предметы. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не-, кое- и суффиксов –то, -либо, -нибудь: некто, нечто, некий, некоторый, несколько, сколько-то, что-либо, кое – какой некто, нечто . Некий, некоторый изменяются по родам и числам.

В предложении могут быть:

Подлежащим: Кое-кто из дачников вышел за калитку.

Определением: Маше чудился какой-то шорох за дверью.

Дополнением: Листья шептались о чём-то своём.

Обстоятельством: Несколько дней лил дождь.

6. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета чему-либо или кому-либо: мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой . Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме местоимений его, её, их . В предложении могут быть:

Определением: Лиза подняла на него свои ясные глаза.

Именной частью сказуемого: Вишнёвый сад стал моим .

7. Указательные местоимения указывают на предмет среди других предметов: тот, этот, такой, таков, сей, столько . Они изменяются по падежам, кроме таков . Они изменяются по родам и числам, кроме сей, столько, сколько . В предложении могут быть:

Подлежащим: Да, жалок тот , в ком совесть не чиста.

Сказуемым: Каков вопрос – таков ответ.

Определением: Этот разговор не принёс облегчения.

Дополнением: В деревне только об этом и говорили.

Внимание! При склонении местоимений столько и сколько ударение всегда падает на первый слог: сто΄лько, о ско΄льких .

8. Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Они изменяются по родам, числами падежам, кроме всяк .

В предложении может быть:

Подлежащее: Не всякий способен прыгать с высоты.

Сказуемое: Лара бывала разной, любой .

Определение: Солнце убрало все тени.

Дополнение: Обо всём , что было, я не жалею.

9. Отрицательные местоимения указывают на отсутствие предмета: никто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образуются от вопросительных местоимений с помощью с помощью приставок не-, ни-. Они изменяются по родам, числам и падежам, кроме никто, ничто .

В предложении могут быть:

Подлежащее: Ночь была темная, но ничто не радовало.

Дополнение: Дома никого не было.

Определение: Никакие уговоры не помогли.



просмотров