Классный час моя семья. Методическая копилка. Классный руководитель: Ткачёва Валентина Петровна

Классный час моя семья. Методическая копилка. Классный руководитель: Ткачёва Валентина Петровна

Этическая беседа

«Моя семья – моё богатство»

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № «21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Ухта

Майбурова Татьяна Ивановна

«Моя семья – моё богатство»

Цели:

    определить понятие «семья»;

    формировать понятие «счастливая семья».

Задачи:

    раскрыть понятие «семья» и смысл «богатство» семьи;

    формировать позитивные представления о семейных традициях, семейных ценностях;

    воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;

    создать комфортные условия для самовыражения мыслей учащихся;

    способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование:

карточки со словами, фотографии семей, толковый словарь Ожегова, листы для самостоятельной работы, маркеры, фотография класса, магнитофон, аудиозапись песни «Радость моя».

Форма проведения: этическая беседа

Место проведения: классная комната

Ход мероприятия:

Ребята, я предлагаю вам сегодня поговорить о богатстве. О каком?

Что такое богатство? (высказывания детей)

На доске появляются карточки со словами, которые называют дети.

Как можно назвать эти ценности, которые вы перечислили (машина, квартира, сотовый телефон, компьютер и др.)?

Все эти вещи изготовлены из определенных материалов, а значит, называются – материальными ценностями.

На доске карточка в левый столбик – «материальные ценности».

Выделите те слова, которые, по-вашему, можно отнести к материальным ценностям.

А остальные? (оставшиеся слова отнести в правый столбик)

На доске карточка в левый столбик – «духовные ценности».

Есть ли разница между материальными ценностями и духовными? (материальные ценности – это ценности, от которых есть реальная польза; их можно менять, продавать, покупать, а духовные ценности – это богатства, которые влияют на наши взгляды, на наше духовное состояние)

А можно между ними поставить знак «=»?

Трудно?

Попробуем ответить на него в конце нашего разговора.

Выберите ту группу ценностей, о которой вам хотелось бы сегодня поговорить. (высказывания детей)

У кого есть машина?

Много денег?

Дорогой сотовый телефон?

У кого есть родительский дом? (отвечают дети)

Так что есть у каждого из нас, что объединяет? (семья)

Семья есть у всех. И на ум мне приходят строки «Моя семья – моё богатство».

На доске карточка – тема беседы «Моя семья – моё богатство».

Послушайте небольшую притчу.

Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем не делился орехами и фруктами, которые росли на деревьях. Но было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.

- Куда ты идешь? – спросил старик.

- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.

- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.

Давайте дослушаем притчу до конца и проверим, верны ли были ваши предположения?

Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.

- Посмотри! – сказал старик.- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим. Вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастлив.

Почему?

Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастлив. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

Люди создают семью по любви. От любви рождаются дети. Так появляется семья.

Когда я была таким же ребенком, как вы, моей семьей были мама, папа и брат. Сейчас у меня есть своя семья – мой муж и две прекрасные дочки. (фото моей семьи)

Представьте, пожалуйста, и вы свои семьи. (Дети вывешивают на доску фотографии своих семей)

В словаре Ожегова слово «семья» объясняется как «... группа живущих вместе близких родственников».

«Семья – это группа живущих вместе близких родственников» - на доске

Я попрошу вас дополнить этот термин, раскрыть его.

Работа по группам. (Карточки «Семья – это...»)

Давайте послушаем, что получилось у первой группы. (высказывания детей)

А какое дополнение внесли ребята второй группы?

Скажите быстро, навскидку, что всплывает в голове, слыша это слово? (высказывания детей)

Чем интересно слово «семья»?

Слово семья можно разделить на два слова – «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я».

Но количество членов семьи может быть разным. В наше время многодетной считается семья, где 3 и более детей. Многодетная семья готова дать много любви, заботы, тепла. Мам, родивших и воспитавших 5 и более детей, награждают Медалью материнства 1 и 2 степени. (показать медаль)

Мне радостно, что в нашем классе есть 4 многодетные семьи. Расскажите кратко о своих семьях.

Ребята, вы все в будущем станете родителями. А сколько бы вам хотелось иметь детей?

(высказывания детей)

Всех членов одной семьи объединяют какие-то традиции, увлечения. В словаре Ожегова слово «увлечения» объясняется как «...большой интерес к какому-нибудь делу».

На Новый год я получила подарок, от которого чувствовалась теплота. Эля подарила мне вот такую милую рукавичку, которую сделала вместе со своей семьей. Я знаю, что в ее семье все любят заниматься творчеством. Декупаж, роспись – это их семейное увлечение.

А что же такое традиции?

В словаре сказано, что «Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому».

Послушаем, какими были исконно русские традиции.

«Традиции русских семей»

    Собираться всей семьей в родительском доме в праздники,

а также отмечать семейные праздники;

    Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

    Приглашать гостей и собирать застолье с играми, шутками;

    Собирать и хранить семейные фотографии;

    Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы

старины и как память о родных и близких, как талисман;

    Представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Какие традиции есть в ваших семьях?

Какие традиции вы хотели бы перенести в свою семью?

А вы, дети, можете быть зачинателями семейных традиций?

Я хочу подарить вам подарок, где записаны традиции русских семей. Но оставляю свободными строчки, чтобы вы дома, вместе с родителями, дополнили их своими семейными традициями, которые есть в ваших семьях или вы планируете.

Сейчас я попрошу вас встать и обнять друг друга за плечи. Чувствуете близость друг друга?

А теперь обойдите стулья и обнимите друг друга за плечи.

Расстояние между вами увеличилось, но все, же каждый из вас чувствует близость друг друга. Расходясь по дома, вы тоже ощущаете эту близость, звоните друг другу, просите о помощи, вместе гуляете.

Можно наш класс назвать семьей?

Какая это семья?

Мы тоже семья – школьная семья.

Фотография класса на доске.

Почему? Что нас объединяет?

Нас объединяют общие школьные дела – учеба, совместные праздники и чаепития, конкурсы, походы в музеи и библиотеки. Мы поздравляем друг друга с днем рождения, дарим друг другу подарки. Заботимся друг о друге, помогаем тому, кому требуется помощь. У каждого, как и в обычной семье есть свои обязанности.

Давайте вернемся к началу нашего разговора.

А можно поставить знак «=» между духовными и материальными богатствами?

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. И мы еще будем к нему возвращаться.

Информации о семье много. Народ всегда слагал стихи, сказки, песни о семье, потому, что эта тема трогает за душу каждого человека.

Закончить наш разговор мне хотелось бы очень душевной песней. Диана очень часто ее напевает. А те, кто знает слова, подпевайте.

Песня «Радость моя»

Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье.

Задачи:

  • Образовательная : расширить знания учащихся по теме семья.
  • Воспитательная : воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям.
  • Развивающая : развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в группе.

Тип классного часа: тематический.

Оборудование:

  1. Плакаты для оформления доски (название классного часа).
  2. Фасоль (в количестве равном количеству учеников класса).
  3. Альбомные листы (для каждого ученика).
  4. Цветные карандаши, фломастеры.
  5. Мягкая игрушка.
  6. Семейные фотографии.
  7. Раздаточный материал с заданиями.

Ход классного часа

I. Орг. момент, мотивация, постановка целей классного часа

Цель : мотивировать учащихся к активной работе на классном часе через связь с жизненным опытом учеников, знакомство с целью и задачами классного часа.

Здравствуйте ребята.

Наш классный час начнется необычно. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Сейчас каждому из вас я раздам по одной фасолинке. Вам необходимо очень внимательно рассмотреть свою, найти ее отличия. (Учащиеся в течение одной минуты рассматривают свою фасоль.)

Каждый из вас нашел, чем же ваша фасоль отличается от других, хотя на первый взгляд все они одинаковые. Сейчас я соберу всю фасоль, перемешаю ее, а вам необходимо найти ее в этой корзине. (Учащиеся выполняют задание.)

На первый взгляд, все фасолинки казались одинаковыми, но оказалось, что все они чем-то отличаются. Так и мы с вами. У нас есть черты, которые нас отличают друг от друга, но есть и много общего. Что же общего у всех учеников нашего класса?

(Учащиеся предлагают свои варианты, кто из ребят говорит слово семья.)

Действительно у каждого из нас есть семья, и как раз теме семьи и посвящен наш классный час.

Как вы думаете, какова цель классного часа? Что мы узнаем на занятии?

Правильно, мы должны вспомнить, что такое семья, подумать для чего семья необходима человеку, вспомнить своих родственников.

Для дальнейшей работы необходимо разделится на две группы, чтобы это сделать, вспомните, в каком месяце родилась ваша мама. Я называю месяц, те из вас, чьи мамы родились в этом месяце, выходят ко мне и берутся за руки. (Проводится игра) .

По порядку рассчитайтесь на первые и вторые номера. Первые номера займите стол под номером «1», вторые – «2».

(Ученики занимают свои места).

II. Проведение мероприятия

Цели :

  • расширение знаний учащихся по теме семья, воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям;
  • развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в команде.

- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит. Ребята, как вы понимаете, что такое семья?

(Ответы учащихся: родственники, самое дорогое в жизни, место, где меня понимают, люди, которые меня хорошо знают и любят).

Все, что вы сказали правильно, семья – это, действительно, родственники, которые нас любят, поддерживают, понимают. К нам на классный час пришла необычная гостья – Мышка, она вас совсем не знает, и сейчас вам нужно представиться Мышке и рассказать о своей семье, используя фотографии из семейного архива.

А может ли человек прожить без семьи?

Для чего семья нужна человеку? Выберите по три варианта ответа из карточки № 1 (приложение 1 ), и объясните свой выбор. (Учащиеся выполняют задание, затем озвучивают свои варианты.)

Во все времена было очень уважительное отношение к семье, я нашла немало доказательств этому в народном творчестве. Про семью сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны. Обратите внимание на карточку №2 (приложение 1 ). Вам необходимо восстановить пословицы. Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают правильные ответы.

Ребята, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья - главное богатство в жизни.

А вот интересно, в какой семье проще и веселее жить: в большой многодетной или быть единственным ребенком? Я прошу вас немного пофантазировать и составить небольшой рассказ о девочке Маше. 1 группа вам необходимо составить рассказ о девочке, которая живет в многодетной семье, 2 группа должна рассказать о девочке, у которой нет сестер и братьев. (Ученики выполняют задание и зачитывают свои варианты.)

Я с вами согласна, лучше и веселее жить в большой и дружной семье. Представьте, что к вам в гости пришли ваши близкие и дальние родственники. Кем они вам приходятся: невесткой, шурином, сватом, кумом и т.д.? Переверните карточку № 3 (приложение 1 ), прочитайте задание. Соотнесите информацию из списка с информацией нижнего ряда.

(Ученики выполняют задание, затем учитель зачитывает правильные ответы, и подсчитывается количество правильных ответов.)

Ребята, вспомните, пожалуйста, имена своих ближайших родственников, они вам пригодятся для составления своего генеалогического древа.
(Ученики по образцу составляют свое генеалогическое древо, затем рассказывают про свою семью.)

III. Рефлексия

Цель : подведение итогов классного часа.

Ребята, скажите, какое место занимает семья в вашей жизни?

Может ли кто-то прожить без семьи?

И в конце нашего классного часа я предлагаю вам написать письмо своим родителям, которое будет начинаться с фразы: «Дорогие мама и папа…..»!

Спасибо за работу, до свидания!

«Я и моя семья»

классный час в 8-11 классе


Предлагаем сценарий классного часа , посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и другими членами семьи, проблемам, трудностям, конфликтам, правилам семейного воспитания.

Классный час рассчитан на учащихся 8-11 -х классов и состоит из тренинговых упражнений, которые должны помочь школьникам в создании в будущем собственной семьи, в установлении доброжелательных, доверительных отношений с родителями и другими членами семьи, научить их сглаживать конфликты с родными, поддерживать комфортный психологический климат в семье.

Цели классного часа:

  1. личностное развитие членов тренинговой группы через познание и принятие себя и других людей;
  2. помощь в освоении эффективных способов взаимодействия с одноклассниками, членами своей семьи и в общении с окружающими людьми;
  3. поддержка готовности к осуществлению значимых изменений в собственной жизни и жизни окружающих людей.

Прежде чем перейти к тренинговым упражнениям, учителю следует напомнить ребятам правила:

  1. добровольное участие;
  2. готовность выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения;
  3. персонификация высказываний;
  4. подчеркивание сильных сторон личности во время обсуждения упражнений и заданий;
  5. недопустимость непосредственных оценок человека (нельзя говорить: «Ты грубый человек», «У тебя плохой характер», «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Ты сказал это очень грубо», «С тобой трудно сегодня говорить», «Ты чем-то раздражен, успокойся» и т. д.);
  6. искренность в общении;
  7. конфиденциальность всего происходящего на занятии.

Тренинг «Семья — это…»

Учащиеся по очереди называют слово, которое ассоциируется у них с понятием «семья». Слова не должны повторяться. Если учащийся не готов назвать вариант ответа, он может пропустить свою очередь и сказать слово в конце.

Вопросы учащимся:

  1. Трудно было выполнять задание?
  2. Каких было больше ассоциаций — позитивных или негативных?
  3. Как вы думаете, почему было больше позитивных высказываний?
  4. Какие слова, понятия вы хотели бы «взять» в свою семью?
  5. Какие еще мы могли бы назвать ассоциации к понятию «семья»?
  6. Что из перечисленного вы не хотели бы «брать» в свою семью?
  7. Расскажете ли вы дома об этом тренинге, о своих выводах, впечатлениях? Если нет, то почему?

Тренинг «За семейный очаг»

Не все люди создают семью. Есть сторонники семейного очага, есть противники. Учащиеся делятся на пары и встают в два круга. Внутренний круг — это «противники» семейного очага. Внешний круг — его «сторонники».

Задача тех, кто во внешнем круге, — убедить партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, успешным, он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности. Такие люди чаще болеют, совершают преступления и т. д.

Вторые (внутренний круг) — сторонники одинокого образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейных уз, отстоять свою точку зрения. Они также должны приводить определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными.

Время на один диалог с партнером — 3 мин. Затем по сигналу педагога ребята, стоящие во внешнем круге, делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Снова дается 3 мин для очередного диалога.

Учащимся следует напомнить, что нужно уважать мнение партнера, внимательно выслушивать его аргументы, но и самому успеть высказаться. Если партнер увлекся, следует тактично остановить его и привести свои доводы и аргументы «за» или «против» доводов оппонента.

Вновь по сигналу педагога ребята, стоящие во внешнем круге, делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Теперь сторонники семейных уз становятся их противниками, и наоборот. Это вносит оживление в работу и усиливает интерес. По сигналу педагога через 2-3 мин диалог прекращается.

Учитель просит учащихся сесть в круг и кратко повторить содержание наиболее убедительных диалогов, обращая внимание на факты и аргументы свои и партнеров. Интересно эти высказывания систематизировать; например, на классной доске слева записать аргументы сторонников семейных уз, а справа — противников.

Вопросы учащимся:

  1. Понравилась вам игра?
  2. Кто, на ваш взгляд, был более убедительным, страстным приверженцем той или иной позиции?
  3. Кого убедили аргументы противника, и кто изменил свою точку зрения?
  4. Посмотрите на доску, может быть, кто-нибудь приведет другие веские до-воды «за» или «против» семейных уз.
  5. Знаете ли вы, когда можно вступать в брак, заводить семью?
  6. Кому нельзя вступать в брак, почему?
  7. Где и как люди находят своего спутника или спутницу жизни?

Тренинг «Брачное объявление»

Учащиеся делятся на 5-6 групп по 4-5 чел. Им предлагается набор картонных кружков разных цветов, разложенных на столе так, чтобы они не могли видеть цвет выбранного ими кружка. Ребята, выбравшие одинаковый цвет, попадают в одну группу. Каждый берет листок бумаги, ручку или карандаш.

На первом этапе (в течение 3-х мин) каждый индивидуально составляет примерный текст брачного объявления о себе самом, где нужно указать свои основные привлекательные черты, но не только внешние. Желательно, чтобы большая часть объявления была посвящена раскрытию человеческих достоинств. Но, в принципе, школьники могут писать то, что хочется.

На втором этапе (3 мин) следует обсудить объявления в группах, каждый зачитает свой текст, добавит что-то своими словами к тому, что успел написать, ответит на вопросы остальных членов группы.

На третьем этапе (3 мин) ребята проводят взаимную «психологическую консультацию», чтобы помочь улучшить текст брачного объявления каждого члена группы.

Этот тренинг вызывает разную реакцию у подростков. Одни сразу включаются в работу, им это интересно, у них нет никаких проблем с принятием себя. Они понимают, что таким образом приобретают первый опыт составления своего резюме. Другие боятся показаться смешными, отказываются писать, начинают смеяться, шутить, скрывая внутреннюю тревогу. Нужно очень тактично помочь этим подросткам, предложив другим членам группы принять участие в обсуждении их объявлений. Или же такие ребята могут написать примерный текст брачного объявления для старшего брата, сестры и пр. и также обсудить его в микрогруппе. Через 8-9 мин по сигналу педагога или его помощника работа в группах прекращается и организуется обсуждение.

Вопросы учащимся:

  1. Трудно ли вам было писать о себе? В чем испытывали проблемы?
  2. Какое объявление вам в вашей микрогруппе показалось наиболее интересным?
  3. Может, кто-то желает прочитать для всех свое объявление?
  4. Давайте попросим разрешения у того, кто отказался писать про себя, составить для него коллективное брачное объявление. По кругу пусть каждый желающий назовет самые привлекательные черты характера, личностные качества, привычки этого скромного одноклассника.

Тренинг «Как привлечь внимание»

На данном тренинге ребята отвечают на вопрос: »Как привлечь к себе внимание того, кто тебе симпатичен, но тебя не замечает?» На обсуждение проблемы дается 3-4 мин. Каждая группа-за это время должна написать 3-4 рекомендации. Педагог может давать консультации в процессе обсуждения, но не всему классу, а только группе, которая просит помощи.

По сигналу педагога начинается обсуждение рекомендаций со всеми учащимися. От группы выступает один представитель и зачитывает результаты работы. Объяснения даются, если об этом просят члены других групп или учитель.

Социальный педагог настраивает всех участников занятия на предельную внимательность и терпение, объясняя, что умение спорить — это, прежде всего, умение слушать. Самых нетерпеливых можно лишать слова, пока не выступят все желающие.

После выступлений и обсуждений ребята сами подводят итоги, отсекая все лишнее и суммируя самое ценное. А можно ограничиться рефлексией, когда в расслабленном состоянии дети просто делятся ощущениями от работы. Полезно добиться, чтобы они учились хвалить друг друга: за интересную мысль, за твердость в отстаивании точки зрения и т. д. Их нужно учить и тому, что молчание — это форма невысказанного неодобрения. Лучше промолчать, чем задеть самолюбие или еще хуже — унизить, обидеть.

Вопросы учащимся:

  1. Как вы относитесь к данным рекомендациям?
  2. С чем категорически не согласны?
  3. Согласны ли с тем, что нужно узнать, чем интересуется любимый вами человек, и начать интересоваться этим же, чтобы были темы для разговора и общие интересы?
  4. А как можно оказывать знаки внимания, например, в классе, школе?
  5. Нужно ли поздравлять с днем рождения, не вызовет ли это насмешки одноклассников?
  6. Как поступить, если натолкнешься на стену непонимания?

Тренинг «Дом мечты»

У каждого человека, а тем более у каждой семьи, должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть; место, где человеку тепло и уютно, куда хочется возвращаться.

Каждая микрогруппа должна «построить» дом своей мечты. Договоритесь, из каких «кирпичей» вы построите свой дом, какой будет фундамент, какое название дадите крыше, стенам и т. д. Время на строительство дома — 3 мин. По сигналу педагога или его помощника работу следует закончить. От группы выступает один человек и рассказывает, каким будет их дом. Каждый следующий выступающий должен назвать только те «кирпичи», которые не были названы до него.

Вопрос учащимся:

  1. Как вы думаете, что должен делать каждый член семьи, чтобы дом действительно всегда оставался таким, каким вы его построили?

Тренинг «Шкала семейных затруднений»

Объединившись в пары, ребята приступают к выполнению следующего задания. В течение 3-х мин они должны перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются супруги во время совместной жизни. При составлении этого перечня учащиеся должны опираться на свое представление о семейной жизни.

На первом этапе они работают вместе, обсуждая перечень семейных затруднений и записывая их в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы потом рядом с каждым «затруднением» можно было поставить соответствующий номер. Полученный перечень должен быть у каждого, это необходимо для следующего этапа работы.

На втором этапе (3 мин) каждый участник самостоятельно должен проранжировать перечень затруднений исходя из личных представлений о степени «опасности» данного затруднения для семейного счастья. Например, если на первом месте по степени опасности для семьи стоят «материальные трудности», напротив этого затруднения в перечне ставится № 1.

На третьем этапе (2 мин) школьники сравнивают свое представление с мнением партнера и если есть расхождения, обсуждают их, пытаясь понять доводы и аргументы друг друга.

Затем начинается коллективное обсуждение. Общая шкала семейных затруднений записывается на классной доске. Как правило, примерный список таков:

  1. Материальные трудности из-за бездействия одного из членов семьи.
  2. Пьянство одного из супругов.
  3. Постоянные поздние прогулки сына или дочери.
  4. Нет единых правил, требований к воспитанию детей.
  5. Каждый сам по себе, нет общих интересов.
  6. Частые командировки или поиски развлечений вне дома, вне семьи одного из родителей; и т. д.

Вопросы учащимся:

  1. Понравилась вам работа?
  2. В чем вы испытывали трудности, размышляя о проблемах семьи?
  3. Как думаете, какую пользу вы извлекли, какой урок получили в ходе этого мозгового штурма?
  4. Эти затруднения приводят к конфликтам в семье или укрепляют ее?
  5. Подумайте, что вы можете изменить в своей семье. А хотели бы?

Ролевая игра «Конфликты в семье»

В ходе ролевой игры участники пытаются разрешить некоторые семейные проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц. Эта игра породит больше вопросов, чем ответов. Это хорошо! Она полезна не своими результатами, а самим процессом участия в ней. Важнее всего увидеть подвижки в развитии личности ребенка. Дети должны уяснить: от того, как разрешаются конфликты, зависит микроклимат в семье, и многое при этом в их власти.

Работа опять проходит в уже сформированных микрогруппах. Ученики выбирают конфликтную ситуацию, можно из тех, что написаны на доске, можно любую другую, распределяют роли между всеми членами группы, обсуждают действия участников конфликта, а потом пытаются предложить новые варианты действий, которые должны способствовать примирению, укреплению семьи (5 мин).

Задача педагога и его помощников — проследить, чтобы группы выбрали разные темы конфликтных ситуаций, помочь распределить роли в группе, учитывая желание самих ребят, подсказать, что нужно сначала проиграть ситуацию обострения конфликта, традиционного его развития в наших семьях, потом предложить новые нестандартные варианты действий, какие-то реплики, если дети испытывают затруднения. Но надо стараться ничего им не навязывать, а поощрять их инициативу и находки. Например, если группа выбрала конфликт в семье по поводу разных подходов к воспитанию, можно предложить детям выработать на семейном совете свод основных правил семейного воспитания, которыми должны руководствоваться родители, бабушки и дедушки, а также тети и дяди, принимающие участие в воспитании ребенка. Если выбран конфликт, когда семья недружная и каждый сам по себе, можно предложить организовать конференцию, на которой выбрать любимые занятия, предложить варианты занятий в свободное время для всей семьи. Такие темы, как поздние прогулки сына, пропуски школьных занятий, безделье ребенка, просиживание у компьютера, обманы — не вызывают трудностей у ребят, и, как правило, они находят довольно нестандартные варианты разрешения этих конфликтов. Такой тренинг можно проводить вместе с родителями и детьми, это сближает их, взрослые начинают проявлять интерес к работе социально-психологической службы школы, более активно посещают Родительский лекторий, который работает в школе.

Наконец, когда все участники готовы, они начинают разыгрывать ситуацию, каждый исполняет свою роль в меру собственного понимания и артистизма. Задача остальных — внимательно следить за развитием конфликта и поисками выхода из него.

Вопросы учащимся:

  1. Испытываете ли удовлетворение от своей работы?
  2. Кто из участников действительно вошел в роль и удержался в ней до конца?
  3. Спектакль какой группы вам понравился больше всего, и почему?
  4. Что вы поняли из разыгранных конфликтов?
  5. Какие выводы сделали для себя на будущее?
  6. Какая ситуация показалась вам наиболее интересной?
  7. Кто смог разрешить конфликт наилучшим образом?
  8. Какое пожелание выскажете родителям, придя сегодня домой?

Л.П. Лаппо,
социальный педагог ГБОУ СОШ № 757, г. Москва



просмотров