Диагностика нарушений письменной речи у младших школьников. Программа «Диагностика устной и письменной речи Оценивание техники чтения по нормативам фгос
Аналитическая справка по итогам обследования устной и письменной
речи учащихся МБОУ Школы № 109 проводимого логопедом Буслаевой
В.И.в мае2018года.
В мае 2018 года проводилось обследование устной и письменной речи у детей младшего
школьного возраста с целью выявления уровня сформированности основных факторов речи
по следующим параметрам:
1.Фонематическое восприятие.
2.Звукопроизношение.
3.Слоговая структура.
4. Словарь.
5.Грамматический строй.
6. Связная речь.
За основу взята методика Фотековой Т.А., предложенная автором для исследования
состояния речевой сферы младших школьников. Представленная методика дополнена в
соответствии с речевой картой. Данная диагностика состоит из 6- ти проб для исследования
состояния уровня сформированности устной речи и дополнена заданиями, направленными
на исследование состояния письма.
В ходе выполнения заданий, логопед заполняет протоколы исследования, далее
составляет индивидуальный профиль каждого ребёнка с последующим подсчётом среднего
показателя каждой группы.
В данном исследовании участвовало 55 детей. Из них: учащиеся 2класса 0 человек,
учащиеся 3- го – 14 детей, учащиеся 1- го – 23 человекаи учащиеся 4- го класса - 18.
При оценке результатов были получены следующие данные: в первой группе (3Б- 1) с
заключением системное недоразвитие речи средней степени, дисграфия на почве
нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия все дети справились с
заданиями и допустили ошибки. Средний балл на группу составил 81.
Во второй группе (3Б- 2) с заключением системное недоразвитие речи средней степени,
дети справились с заданием и допустилиошибки. Средний балл на группу составил 84.
В третьей группе (4К- 1) с заключением: системное недоразвитие речи легкой степени,
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустическая дисграфия все
дети справились с заданием и допустили ошибки. Средний балл на группу составил 93.
В четвертой группе (4К- 2) с заключением: системное недоразвитие речи легкой степени,
дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая дисграфия все
дети справились с заданием и допустили ошибки.Средний балл на группу составил 92.
В 1 Б классе с заключением: системное недоразвитие речи средней и тяжелой степени,
10 детей справились с заданиями и допустили ошибки, 2 ребенка с некоторыми зданиями
не справились вообще. Средний балл на группу составил 43.
В 1 Б дополнительном классе с заключением: системное недоразвитие речи средней
степени, все дети справились с заданиями и допустили ошибки. Средний балл на группу
составил 67. В данной группе были дети, допустившие значительное количество ошибок в
Фио __________________
Дата рождения Класс
- Жалобы родителей: неправильное, нечеткое произношение, невнятная дикция; невнимательность, плохая память
3. Анамнез: берем-ть ______; без патологии/токсикоз (1, 2, 3 триместр); заболевания во время берем-ти ______________________________________________________________
роды: срочные/преждевременные____/перехаживание (>42 нед.)_____; без механ. помощи/ с механ. помощью/кесарево сечение; асфиксия: нет/есть_________; вес________гр; рост_________см;
перенесенные заболевания до 1 года: __________________________________________
после года: _________________________________________________________________
речевое развитие: без патологии/с задержкой (1е слова________, 1е фразы_________); состоял/состоит на учете:______________________________________________________
речевая среда: без патологии/________________________; биологический слух:__________________________;зрение:_______________________________; занятия с логопедом:________________________________________________________________
4. Состояние зрительного восприятия: _____________________________________
а) предметный гнозис: не затрудняется/ затрудняется в назывании четких изображений предметов;
не затрудняется/ затрудняется в назывании контурных изображений предметов;
не затрудняется/ затрудняется в назывании перечеркнутых изображений;
не затрудняется/ затрудняется в назывании изображений, наложенных друг на друга;
б) дорисовывание изображений: дорисовывает верно/затрудняется в передаче правильных очертаний рисунка/не может выполнить.
в) буквенный гнозис: не затрудняется/ затрудняется в назывании букв печатных и рукописных;
не затрудняется/ затрудняется в назывании букв в усложненных условиях;
не затрудняется/ затрудняется в узнавании правильно и неправильно написанных букв;
не затрудняется/ затрудняется в назывании букв, наложенных друг на друга;
не затрудняется/ затрудняется в назывании сходных по начертанию букв;
не затрудняется/ затрудняется в назывании стилизованных букв;
Примечание:_____________________________________________________________
5. Состояние общей и мелкой моторики: сформирована статическая и динамическая координация движений, сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук, повышенная двигательная активность, расторможенность, заторможенность, моторная напряженность, скованность движений, неловкость, неполный объем движений, некоординированность, синкинезии.
Примечание:
6. Строение артикуляторного аппарата:
губы: нормальные/ толстые/ тонкие;
зубы: без патологии/ редкие, мелкие, крупные;
прикус: без патологии/ глубокий (верхние резцы перекрывают фронтальную поверхность нижних резцов более чем на 50%) , открытый (не смыкается большинство зубов обеих челюстей) , дистальный (слишком развита верхняя или недоразвита нижняя челюсть) , мезиальный (нижняя челюсть заметно выдвинута вперед по отношению к верхней) , перекрестный прикус (недоразвитость одной стороны какой-либо из челюстей) , дистопия (часть зубов расположена неправильно, не на своем месте) ;
язык: нормальный/ большой, мясистый, длинный, узкий, маленький;
уздечка: без патологии/ укороченная, натянутая;
небо: без патологии/ высокое, узкое, низкое, укороченное.
7. Состояние артикуляторной моторики: движения точные/ неточные;
выполняются/ не выполняются в достаточном объеме;
способность/ неспособность удержания позы;
отсутствие/ наличие тремора;
отсутствие/ наличие синкинезий;
губы и язык подвижны/ малоподвижны;
язык не склонен/ склонен к сужению;
язык не кренится/ кренится влево (вправо).
8. Общая характеристика речи: речь четкая/ нечеткая; внятная/ невнятная; звукослоговая структура слов не искажается/ искажается; фразы построены верно/ аграмматично; высказывания логичны и последовательны/ алогичны; речь выразительная/ невыразительная, монотонная; интонирована/ малоинтонирована.
а) звукопроизношение: _____________________________________________________
Р+Л: в норме, параротацизм, параламбдацизм,____________ротацизм,______________ламбдацизм;
Свистящие: в норме, парасигматизм свистящих,_______________________сигматизм свистящих;
Шипящие: в норме, парасигматизм шипящих,__________________________сигматизм шипящих;
Прочие: в норме , ___________________________________________________________;
б) диффер-ия звуков на слух: в норме, единичные/ множ-ые ошибки воспроизведения серий слогов с акустически близкими звуками____________________________________________________;
в) темп и внятность речи: в норме, замедленный, очень быстрый и, как следствие, невнятная речь;
г) голос и речевое дыхание: в норме, голос слишком громкий, очень тихий, затухающий; высокий, низкий; речь на вдохе/ на выдохе; речевой выдох продолжительный/ недостаточно продолжительный; отсутствие/ наличие носового оттенка.
9. Состояние функций
а) простого фонематического анализа:
6) сложного фонематического анализа; в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/множественные ошибки);
в) фонематического синтеза: в пределах возрастной нормы/не соответствует возрастной норме (единичные/множественные ошибки);
г) представлений, восприятия: не затрудняется /затрудняется в подборе слов на заданный звук; в отборе картинок, на заданный звук;
Примечание:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Пространственно-временные навыки: отсутствие /наличие ошибок в пространственной координации, незнание схемы тела, ведущей руки, правильность/неправильность выполнения предложенных проб.
11. Состояние лексико-грамматического строя речи _______________________
а) словарный запас: предметный словарь соответствует/не соответствует возрасту;
словарь прилагательных соответствует/не соответствует возрасту;
глагольный словарь соответствует/не соответствует возрасту;
б) словообразование: без ошибок, единичные/множественные ошибки в образовании сущ. с уменьшительно-ласкательным значением;
единичные/множественные ошибки в образовании названий детенышей животных;
единичные/множественные ошибки в образовании приставочных глаголов;
единичные/множественные ошибки в образовании относ-ых, качеств-ых и притяж-ых прил.
в) словоизменение: без ошибок, единичные/множественные ошибки в образовании сущ. мн. числа в Им. и Род. пад.
г) согласование слов: без ошибок, единичные/множественные ошибки в согласовании сущ. с прил. в роде и числе; единичные/множественные ошибки в согласовании сущ. с числит. 2 и 5.
д) предложно-падежные конструкции: без ошибок, единичные/множественные ошибки в употреблении и понимании ППК.
Примечание: _________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Состояние связной речи: высказывания развернуты/ односложны;
оформлены грамматически верно/ с аграмматизмами;
построены с использованием разнообразных грамматических конструкций/ построены однообразно, логичны и последовательны/ алогичны и непоследовательны;
адекватное использование вербальных средств/ выраженная бедность словаря.
13. Чтение:
способ: побуквенное, послоговое, целыми словами, словесно-фразовое;
скорость: высокая, средняя, низкая, очень низкая;
правильность: отсутствие/ наличие единичных/ множественных ошибок дислексического характера (пропуски букв/ слогов/ слов, замены букв оптически сходных/ букв соответствующих акустически сходным звукам, вставки букв/ слогов/ слов, перестановки букв/ слогов, персеверации, антиципации, аграмматизмы);
понимание прочитанного: полное понимание, небольшое изменение смысла ситуации, грубое искажение смысла.
Примечание:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Письмо: отсутствие/ наличие единичных/ множественных ошибок дисграфического характера (вставки, замены по акустическому, оптическому сходству, пропуски гласных, согласных, персеверации, антиципации, не дописывание слов, слитное написание слов, аграмматизмы, нарушение границ предложения), отсутствие/ наличие единичных/ множественных орфографических ошибок.
Примечание:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Логопедическое заключение:
Устная речь:________________ ______________________________________________
__________________________________________________________________________ Письменная речь: __________________________________________________________
__________________________________________________________________________
16. Динамика нарушений устной речи: устойчивая, положительная динамика/ слабая динамика__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
17. Динамика нарушений письменной речи:__________________________________
__________________________________________________________________________
18. Результаты устранения нарушений звукопроизношения:
[Р]
| [Р"]
| [Л] | [Л’] | [С]
| [С’]
| [З]
| [З’]
| [Ц]
| [Ж]
| [Ш]
| [Ч]
| [Щ] | др. звуки. .. ..... ..
|
изолированно
|
в слогах
|
в словах
| 19. Результаты устранения нарушений устной и письменной речи: 1) состояние зрительного восприятия: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 2) состояние общей и мелкой моторики: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 3) состояние артик. моторики: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 4) состояние звукопроизношения: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 5) состояние функции фонематического анализа, синтеза, представлений: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 6) состояние функции зрительно-пространственной координации: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 7) состояние лексико-грамматического строя речи: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 8) состояние связной речи: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 9) чтение: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; 10) письмо: без динамики/ слабая динамика/ значительное улучшение/ в пределах возрастной нормы; Учитель-логопед_____________________________/__________________________/ |
ПРОТОКОЛ
исследования особенностей устной речи учащихся младших классов (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.)
Ф.И. ребенка _____________________________________________________ кл. ______________ дата _________________________
ОУ _________________________________________________________ Учитель- логопед ____________________________________
ПЕРВЫЙ блок. Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания.
А) Исследование орального и артикулярной моторики
Надуй щеки | Надуй одну щеку | Надуй другую щеку | Вытяни губы «трубочкой» | Упри язык в правую щеку | Помести язык между зубами и губой | Итого (15 б) |
Язык «лопаточкой» | Упр. «маятник» | Упр. «качели» | Чередование: «улыбка» - «трубочка | Итого (15 б) |
Б) Исследование звукопроизношения
С - Сь | З - Зь | Р - Рь | Л - Ль | Итого (30 б) |
|||||
В) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова
Скакалка | Кинотеатр | Танкист | Баскетбол | Космонавт | |
Перепорхнуть | Милиционер | Аквалангист | Сковорода | Термометр | Итого (30 б) |
Г) Повторение цепочек слогов
А-и-у - у-а-и | Би-ба-бо - бо-ба-би | Ба-па - па-ба | Са-ша - ша-са | Ча-тя - тя-ча | Ма - на | |
Жа - ша | Ла - ра | Ма-на-ма - на-на-ма | Жа-ша-ша - а-жа-ша | Ла-ра-ра - ра-ра-ла | Ца-са-ца | Итого (30 б) |
Итого за серию (120 б |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 2. Сформированность словообразовательных навыков.
А). Исследование словообразовательных навыков.
У козы | У волка | У утки | У лисы | У льва | |
У собаки | У курицы | У свиньи | У коровы | У овцы | Итого (30 б) |
Б) Образование относительных прилагательных.
Варенье из вишни | Кисель из клюквы | Варенье из яблок | Салат из моркови | Варенье из сливы | |
Суп из грибов | Кукла из соломы | Лист дуба | Горка из льда | Лист осины | Итого (30 б) |
В) Образование качественных прилагательных
За жадность | За трусость | Днем мороз-какой день? | Если дождь? | Если ветер? | Итого (15 б) |
Г) Образование притяжательных прилагательных
Лапа у волка? | Лапа у медведя? | Лапа у льва? | Клюв у птицы? | Гнездо у орла? | Итого (15 б) |
Итого за серию (90 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 3. Возможности грамматического структурирования (синтаксис).
А) Составление предложений по картинкам (приложение 1 )
Мальчик моет руки | Девочка режет колбасу | Мальчик забивает гвоздь | Дети лепят снеговика | Кошка лакает молоко | Итого (15 б) |
Б) Составление предложений по картинкам (приложение 2 )
Мальчики играют в футбол (в мяч) | Мальчик бежит к дереву (под.., от дождя) | Мальчик лезет через забор | Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи) | Няня стелет коврик около кровати | Итого (15 б) |
В) Составление предложений по картинкам (приложение 3 )
Мужчина и женщина грузят сено на машину | Мальчик уступает место старушке в трамвае. | Школьница пришла навестить свою больную подругу | Врач приглашает больную пройти в кабинет | Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар | Итого (15 б) |
Г). Составление предложений из слов в начальной форме
Доктор, лечить, дети | Сидеть, синичка, на. ветка | Груша, бабушка, внучка, давать | Миша, собака, небольшая, дать, косточка | Петя, купить, шар, мама, красный | Итого (15 б) |
Д) Повторение предложений
В саду было много красных яблок | Ранней весной затопило весь наш луг | Дети катали из снега комки и делали снежную бабу | Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно | На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади | Итого (15 б) |
Е) Верификация предложений
Собака вышла в будку | По морю плывут корабль | Дом нарисован мальчик | Хорошо спится медведь под снегом | Над большим деревом была глубокая яма | Итого (15 б) |
Ж) Добавление предлогов в предложение
Лена наливает чай … чашки | Птенец выпал … гнезда | Щенок спрятался …. крыльцом | Деревья шумят … ветра | Пес сидит … конуры | Итого (15 б) |
З) Завершение предложений
Игорь промочил ноги, потому что …. | Сережа замерз, хотя …. | Итого (15 б) |
И) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
стол | стул | окно | звезда | ухо | Итого (30 б) |
стол | стул | звезда | окно | ухо | Итого за серию (150 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 4. Состояние связной речи.
А) Составление рассказа с помощью четырех сюжетных картинок.
(15 б) | (15 б) | (15 б) | Итого (60 б) |
|
Б) Пересказ текста
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности (15 б) | Критерии возможности построения текста (15 б) | Критерий грамматического оформления (15 б) | Критерий лексического оформления (15 б) | Итого (60 б) |
Итого за серию (120 б) |
ПЕРВЫЙ блок. Серия 5. Номинативная функция речи
А) Называние предметов по картинкам (приложение 4 )
часы | карандаш | пальто | очки | кровать | |
лестница | сито | руль | колесо | лопата | |
крокодил | свеча | прищепка | кастрюля | пылесос | Итого (45 б) |
Б) Называние действий по картинкам (приложение 5 )
одевает | кормит | плавает | плачет | строит | |
копает | гладит | рисует | вяжет | рубит | |
подметает | причесывается | трет | привязывает | черпает (набирает) | Итого (45 б) |
В) Словоупотребление
5 и менее штрафных очков | За 6-12 штрафных очков | За 13-19 штрафных очков | За 20 и более штрафных очков | Итого (30 б) |
Итого за серию (120 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 1. Понимание значение слов.
А). Понимание далеких по звучанию и значению названий предметов (приложение 7 )
Правильное выполнение | Переспрашивание | Изменение порядка слов | Пропуски или замены слов | Итого (30 б) |
Б) Понимание близких по звучанию названий предметов (приложение 8 )
Правильное выполнение | Переспрашивание | Изменение порядка слов | Пропуски или замены слов | Итого (30 б) |
В) Понимание далеких по значению и звучанию названий действий (приложение 8 )
Правильное выполнение | Переспрашивание | Изменение порядка слов | Пропуски или замены слов | Итого (30 б) |
Г) Понимание близких по значению действий (приложение 9 )
Правильное выполнение | Переспрашивание | Изменение порядка слов | Пропуски или замены слов | Итого (30 б) |
Итого за серию (120 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций (приложение 10 ).
Дядю обрызгала тетя | Трактором перевозится машина | Газету закрывает книга | Клеенка покрыта скатертью | Девочкой спасен мальчик | |
Мама перевозится дочкой | В ящике бочонок | Ящик за бочонком | На бочонке ящик | Бочонок перед ящиком | Итого (30 б) |
ВТОРОЙ БЛОК. Серия 3. Исследование фонематического восприятия.
А-и-у - у-а-и | Би-ба-бо - бо-ба-би | Ба-па - па-ба | Са-ша - ша-са | Ча-тя - тя-ча | Ма - на | |
Жа - ша | Ла - ра | Ма-на-ма - на-на-ма | Жа-ша-ша - а-жа-ша | Ла-ра-ра - ра-ра-ла | Ца-са-ца | Итого (30 б) |
Итого за блок (180 б) |
Результаты:
1. Звукопроизношение | 7. Грамматический строй | 13. Языковой анализ | |||
2. Слоговая структура слова | 8. Рассказ по серии картинок | 14. Письмо | |||
3. Звуковая структура слова | 9. Пересказ | 15. Чтение | |||
4. Оральный праксис и арт. моторика | 10. Рассказ на заданную тему | 16. Общий балл за тест | |||
5. Цепочки слогов | 11. Номинативная функция | 17. Процент успешности | |||
6. Словообразование | 12. Импрессивная речь | 18. Уровень успешности | |||
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ
Показатели | 3 - 4 класс | ||||||||||||
Звукопроизношение | |||||||||||||
Слоговая структура слова | |||||||||||||
Звуковой состав слова | |||||||||||||
Оральный праксис и арт. моторика | |||||||||||||
Цепочка слогов | |||||||||||||
Словообразование | |||||||||||||
Грамматический строй | |||||||||||||
Рассказ по серии картинок | |||||||||||||
Пересказ | |||||||||||||
Номинативная функция | |||||||||||||
Импрессивная речь | |||||||||||||
Языковый анализ | |||||||||||||
Общий балл за тест | |||||||||||||
Процент успешности | |||||||||||||
Уровень успешности |
Количество:
Цена:
25
Скидка: %
?
У нас действует система скидок
бери больше - плати меньше
при заказе от 50 шт. - скидка 5%
при заказе от 100 шт. - скидка 10%
при заказе от 300 шт. - скидка 15%
при заказе от 500 шт. - скидка 20%
при заказе от 1000 шт. - скидка 25%
Сумма:
включая НДС 20%
В корзину
В наличии
X
Вы опять заказали тонкий журнал.
Возможно, Вам нужен журнал с большим количеством страниц и другими характеристиками.
Просим воспользоваться
калькулятором