Что такое перевалка нефти. Рынок услуг по перевалке нефтепродуктов. Тарифная стоимость перевалки нефтепродуктов

Что такое перевалка нефти. Рынок услуг по перевалке нефтепродуктов. Тарифная стоимость перевалки нефтепродуктов

Загрузка нефтяных терминалов служит своеобразными индикаторами объемов добычи, переработки и экспорта. Как изменяется ситуация с перевалкой по сравнению с 90-ми годами. Какие прогнозы на будущее?

Когда мы говорим о спросе на услугу по перевалке нефтепродуктов на экспорт, нас в волнуют добыча и переработка нефти. Начиная с 2000 года переработка нефти на российских НПЗ стабильно росла. Постепенно увеличивалась выработка светлых и темных нефтепродуктов. С учетом относительно стабильного внутреннего спроса совокупность этих факторов приводила к увеличению экспорта нефтепродуктов. Естественно, это повышало спрос на услуги терминалов по перевалке нефтепродуктов. В 2008 году экспорт нефтепродуктов составил приблизительно 115 млн. тонн. Это достаточно большой объем, особенно если учесть, что во второй половине 90-х годов это значение равнялось 80-85 млн. тонн. С нашей точки зрения, в ближайшем будущем объемы экспорта нефтепродуктов еще немного вырастут, но сильного увеличения в ближайшем будущем не произойдет. С чем это связано? Практически нет планов по увеличению мощностей НПЗ, тем более что проведение реконструкций требует достаточного количества времени и материальных ресурсов. Повсеместно появляющиеся мини-НПЗ, скорее всего, не дадут существенного эффекта.

Разве только новый комплекс в Нижнекамске, в Татарстане, может реально повлиять на ситуацию. Туапсинский НПЗ даст эффект для Туапсинского терминала, другие терминалы этого не ощутят. Так что, можно заключить, что экспорт немного вырастет, но это не отразится существенно на загрузке терминалов Северо-Запада. На сегодняшний день, по данным «Росморпорта», объемы перевалки на нефтепродуктовых терминалах Севера и Северо-Запада РФ составят более 40 млн. тонн. С учетом работы Прибалтийских портов можно говорить о перевалке порядка 70% от общего объема нефтепродуктов, экспортируемых из РФ.

- Какие заводы поставляют продукцию на терминалы Северо-Запада?

Фактически, это все заводы, которые расположены на Северо-Западе и центральной части РФ. Впрочем, у ПНТ был опыт работы со значительными объемами нефтепродуктов от Омского НПЗ, так что можно говорить о достаточно широкой географии поставок.

- Какова конкурентная ситуация в области транспортировки нефтепродуктов через порты стран Балтии?

На Балтийском направлении основные конкуренты терминалов РФ - терминалы Прибалтики. Оценочно, в настоящее время, прибалтийские терминалы переваливают нефтепродуктов приблизительно на 25% больше, чем российские. Суммарно это порядка 25 терминалов, расположенных в Эстонии, Латвии и Литве, оценочной суммарной пропускной способностью около 90 млн. тонн.

Безусловно, в связи с увеличением мощностей российских терминалов ситуация скоро должна измениться. Так, активное строительство, которое ведется в Усть-Луге и Приморске, изменит долю российских терминалов в сторону увеличения.

Насколько увеличится объем загрузки российских терминалов, существуют ли планы по строительству новых перевалочных мощностей?

Существует ряд терминалов, которые могут нарастить свои объемы. На Балтике - терминал компании «Лукойл» в Высоцке с мощностью 13 млн. тонн. Его объем планируется развить минимум до 15 млн. тонн. В Приморске находится терминал компании «Транснефтепродукт» мощностью 8 млн. тонн и с потенциалом роста до 24 млн. тонн. В Петербурге - «Петербургский нефтяной терминал», загрузку которого можно увеличить до 15 млн. тонн. Кроме того, есть возможность принимать с реки на рейде Кронштадта до 5 млн. тонн через плавучие накопители.

Строится гигантский терминал в Усть-Луге. Первая очередь этого проекта находится на финальной стадии реализации. Скорее всего, он начнет принимать нефтепродукты уже весной 2010 года. К концу следующего года планируется, что терминал в Усть-Луге должен выйти на объем 1 млн тонн в месяц. Насколько нам известно, мощность терминала на окончательной стадии развития составит 25 млн тонн в год. Существует ряд проектов, которые, видимо, не будут реализованы: терминалы в бухте Батарейная и поселке Вистино (рядом с Усть-Лугой).

Таким образом, мощность нефтепродуктовых терминалов Севера и Северо-Запада может быть развита до 120-140 млн тонн только на территории РФ.

Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов.

Фирма N, занимающаяся организацией и осуществлением экспедирования и перевозок экспортных, импортных и транзитных грузов, заключила контракт на доставку 21 000 т нефтепродуктов от Ачинского нефтеперегонного завода (Красноярский край) на новую нефтебазу, построенную на территории Монголии в г. Тэс-Сомон.

Сеть железных и автомобильных дорог в регионе, схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя представлена на рис. 1. Числами на схеме указаны расстояния между объектами, выраженные в километрах.

Транспортировка осуществляется в два этапа.

Первый этап: железнодорожным транспортом от Ачинска до нефтебаз Минусинска или Абазы. Стоимость доставки нефтепродуктов по железной дороге от Ачинского нефтеперегонного завода до этих нефтебаз является одинаковой, на расчеты влияния не оказывает и не учитывается.

Второй этап: автомобильным транспортом до Тэс-Сомона.

Для обеспечения этих поставок фирма N заключает контракты с автотранспортными предприятиями на перевозку и с нефтебазами на перевалку и хранение нефтепродуктов.

В регионе имеются два транспортных предприятия, отвечающих требованиям, предъявляемым к международным автомобильным перевозчикам: первое – в г. Аскиз, второе – в г. Минусинске.

В регионе имеются также две нефтебазы: в г. Абаза и в г. Минусинске, которые являются ближайшими к конечному месту доставки и способны переваливать и хранить необходимый объем нефтепродуктов.

Принять во внимание, что в регионе установлен регулярно действующий маршрут (базовый вариант): нефтепродукты по железной дороге доставляются в нефтебазу Абазы.




Тэс-Сомон

Условные обозначения:

– автотранспортное предприятие;

– нефтехранилище;

– автомобильные дороги;
– железные дороги.

Рис.1. Схема расположения транспортных предприятий, перевалочных нефтебаз и нефтебаз получателя

Далее, на участке Абаза – Улан-Гом перевозка осуществляется силами Аскизского АТП. На участке Улан-Гом – Тэс-Сомон работает внутренний транспорт Монголии. Стоимость продвижения 21 000 т нефтепродуктов до Тэс-Сомона по базовому варианту составляет 1 321 460 долл. США.

Выбрать оптимальную схему транспортировки нефтепродуктов, используя в качестве критерия минимум полных затрат.

Возможные варианты схем транспортировки приведены в табл. 1.

Таблица.1

Варианты схем транспортировки нефтепродуктов

Методические указания

Выбор схемы транспортировки нефтепродуктов основан на проведении расчетов по разным вариантам. Критерий выбора, как уже отмечалось, – минимум полных затрат.

Расчеты проводят в несколько этапов.

1. Пользуясь данными табл. 2, а также значениями расстояний, указанных на рис. 2, рассчитать стоимость (С тр) транспортировки нефтепродуктов по каждому из вариантов.

Таблица 2

Тарифы за транспортировку нефтепродуктов (Т тр)

Различие в тарифах за перевозку грузов у российских перевозчиков объясняется масштабом деятельности предприятий. Аскизское АТП – крупное автохозяйство, имеет большое количество автотранспорта. Минусинское АТП располагает меньшим количеством подвижного со­става, соответственно тарифы этого предприятия несколько выше.

Внутренний тариф на перевозки в Монголии (0,09 долл./т-км) существенно выше тарифов российских автотранспортных предприятий, занятых в международных перевозках, в силу отсутствия большегрузного подвижного состава, высокой стоимости топлива, а также ряда других факторов.

Тариф за подачу транспорта к месту погрузки:

Т подачи = 0,2 долл./км.

В связи с тем, что месторасположение транспортных предприятий и нефтебаз в первом и втором вариантах не совпадают, возникают расходы, связанные с подачей автомобилей под погрузку. Стоимость подач определяется по формуле:

С подачи = Т подачи * N * L,

где L – расстояние между транспортным предприятием и нефтебазой, км;

N – количество рейсов, необходимых для выполнения заданного объема перевозок. Рассчитывается по формуле

Q – общий объем перевозок, равный по договору 21000 т;

q – грузоподъемность автомобиля принимается из расчета средней грузоподъемности автопоезда 15 т. Результаты расчета внесите в табл. 4.

Таблица 3

Тарифная стоимость перевалки нефтепродуктов

Результаты расчета внесите в табл. 4.

Перевалка нефтепродуктов

Перевалкой нефтепродуктов называют их отгрузку (перемещение) с одного вида транспорта на другой. Такая, казалось бы, простая процедура, на самом деле имеет множество нюансов, которые должны учитываться специалистами: технические характеристики топлива, правильная технология отгрузки, учет возможных рисков и опасностей и т.п.

Перевалка нефтепродуктов осуществляется на следующих видах транспорта:

  • Автомобильный
  • Железнодорожный

Незаменим, если нужно осуществить перевалку нефтепродуктов в больших объемах. Данный тип перевозок производится одиночными цистернами, партиями различной величины или заданными маршрутами.

  • Водный

Применяется для транспортировки топлива по воде, от одного берегового трубопровода до другого. Обязательное правило при такой процедуре — наличие документов территориальных органов, разрешающих перевалку.

При перевалке нефтепродуктов большое значение имеют адсорбция и десорбция. Эти два свойства топлива связаны со способностью поглощать или, наоборот, выделять летучие газы. В зависимости от температуры, эти соединения могут быть не только газообразными, но и жидкими. Температура также оказывает влияние на внутреннее давление продукта: чем выше температура, тем больше и давление.

В связи с этим, перевалка нефтепродуктов обязательно должна производиться с соблюдением специального температурного режима — ниже температуры вспышки. Для дизельного топлива этот предел составляет 55 градусов, для керосина — 50 градусов. Кроме того, взрывоопасному состоянию могут способствовать и пары бензина, контактирующие с поверхностью вышеуказанных нефтепродуктов. Поэтому контакт следует исключить.

Вообще, перевалка нефтепродуктов — опасный и ответственный процесс, на котором никто не застрахован от аварийных ситуаций. Среди их причин специалисты называют неисправность транспорта и оборудования, возникновение статического электричества при движении топлива, а также человеческий фактор, который, как известно, меньше всего поддается исследованию и устранению.

Сегодня торговля нефтепродуктами немыслима без процессов их транспортировки — как различными видами транспорта, так и по трубопроводам. Точных количественных данных об электризации топлива на сегодняшний день так и не получено, а поэтому перевалку по трубам следует проводить с максимальной осторожностью. Конечно, специалистами принимаются все меры для обеспечения безопасности: устанавливается заземление, разрабатываются новые методы по разрядке емкостей от статического электричества. Но все это позволяет говорить лишь о частичной безопасности.

Еще один важный фактор, за которым нужно следить во время перевалки нефтепродуктов — регулирование их качества и массы. Для этого берутся пробы продукта на различных этапах перевалки и анализируются в специальных лабораториях. В таких крупных компаниях, как «Евро Групп», погрешность при измерении минимальна, а значит, наши покупатели могут быть уверены, что приобретают качественный продукт.

Трубопроводный транспорт нефтепродуктов


Нефть и нефтепродукты могут доставляться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным, трубопроводным. Каждый из них имеет свои особенности и различия — в плане технической оснащенности, регионального размещения, условий эксплуатации, пропускной способности и других параметров. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов по праву можно назвать самым необычным видом транспорта. По сути, он не имеет отдельных транспортных средств, а движение топлива по трубам происходит с помощью насосных станций. Его преимущества — относительно дешевая эксплуатация и отсутствие необходимости в большом количестве персонала.

Россия на сегодняшний день считается одним из самых крупных поставщиков нефти по всему миру. Множество магистральных трубопроводов проходит именно по территории нашей страны. Это обеспечивает возможность подачи нефти, дизельного топлива, автомобильных бензинов в любом направлении и практически неограниченном количестве. Трубопроводный транспорт нефтепродуктов дает возможность последовательно перекачивать различные типы нефти и газа. Его работа не зависит от климата, географического расположения, времени года или суток — то есть, ведется непрерывно и планомерно. Трубопроводная трасса всегда короче, чем автомобильная или ж/д, поэтому транспортировка по ней происходит быстрее. К тому же, по сравнению с другими видами перевозки грузов, трубопроводный транспорт нефтепродуктов обладает лучшими технико-экономическими показателями. Его применение способствует снижению потерь нефтепродуктов, сокращению расхода электроэнергии, минимальной необходимости в обслуживающем персонале. К числу недостатков же можно отнести отсутствие гибкости в логистической схеме перевозок: после прокладки трубопровода изменить или скорректировать направление транспортировки будет невозможно.

У истоков создания трубопроводной транспортной системы стоял знаменитый ученый Д.И. Менделеев. Он был уверен, что это заложит надежный фундамент в совершенствование нефтяной промышленности и обеспечит российской нефти выход на мировой рынок. Как видим, он оказался прав.

Кроме типа транспортируемой по ним продукции, трубопроводы различаются и по технологии движения. Так, различают напорные и безнапорные трубопроводы. Их изготавливают из легированной стали, сплавов цветных металлов, бетона, чугуна, поливинилхлорида и других материалов.

Дальнюю транспортировку жидких и газообразных нефтепродуктов от мест их добычи и переработки к потребителю обеспечивают магистральные трубопроводы. С их помощью осуществляется своевременная доставка нефтепродуктов на сотни километров.

Исследование нефтепродуктов


Комплексное исследование нефтепродуктов приобретает особенную актуальность сегодня, когда отечественный рынок ГСМ и топлива расширяется с каждым годом. Оно помогает бороться со злоупотреблениями при переработке нефти и производстве нефтепродуктов, а также снижает количество фальсификаций и выработку некачественных товаров. Задачи исследования нефтепродуктов, проводимого с помощью идентификационного анализа — установить единый объем и определить родовую принадлежность того или иного продукта.

Устанавливая родовую принадлежность, специалисты относят сравниваемые объекты к определенному стандартному классу, исходя из их одинакового качественного состава. Примером этому могут служить бензины. Продукт, полученный в результате прямой перегонки нефти, и товарный продукт с высоким октановым числом будут относиться к различным родовым подгруппам, ввиду присутствия во втором дополнительных компонентов.

Кроме выявления рода нефтепродуктов, их исследование имеет и групповую направленность. В группы могут объединяться объекты с одинаковыми свойствами и условиями производства. К примеру, два различных высокооктановых вида бензина, с одинаковым качественным и количественным составом и схожими физико-химическими характеристиками. Также исследование нефтепродуктов показывает данные о наличии или отсутствии в них случайных примесей, тем самым обозначая принадлежность продукта к единому объему.

Процедура исследования — сложный, длительный и весьма дорогостоящий процесс, в связи с огромным разнообразием нефтепродуктов и высокой стоимостью оборудования, на котором производится их анализ. Экспертное исследование проводится следующими методами:

  • газовая хроматография — определяет групповой и компонентный состав нефтепродуктов;
  • жидкостная хроматография — выявляет содержание в топливе различных добавок;
  • тонкослойная хроматография — обнаруживает следы нефтепродуктов, их тип и родовую принадлежность;
  • ИК-спектрометрия — устанавливает содержание гетероатомных соединений и количественный состав нефтепродуктов;
  • атомная спектроскопия — исследует минеральный состав топлива.

Иногда исследование нефтепродуктов осложняется тем, что у сравниваемых объектов имеется похожий качественный состав. Их важно различать, ведь стоимость нефтепродуктов тоже различна.

Перевалка - это процесс перемещения продуктов нефти с одного типа транспорта на другой. В нем существует множество моментов, на которые необходимо обращать внимание: характеристики, отгрузка, риски и многое другое. В целом, перевалка нефтепродуктов весьма опасное занятие, требующее максимальной концентрации работников и их ответственности. Избежать аварий можно только посредством неукоснительного следования определенным правилам.

Перевалка осуществляется на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте. Применяется для доставки топлива по воде, от трубопроводов, расположенных на разных берегах рек. Иметь разрешительную документацию является обязательным правилом при этом типе перевалки.

Огромное внимание уделяется двум процессам, а именно адсорбции и десорбции. Такие качества напрямую обусловлены способностью нефтепродуктов впитывать или испарять летучие газы. В зависимости от температуры, такие вещества подразделяются на два вида: газообразные или жидкие. Также необходимо учитывать тот факт, что при повышении температуры увеличивается и давление внутри самого вещества. Именно поэтому в процессе перевалки нефтепродуктов строго соблюдаются определенные нормы температурного режима. Если это, например, дизтопливо, то максимумом является температура 55 градусов, если же керосин, то предел -50 градусов. Учитываются и такой фактор, как пары бензина. Это также может повлиять на взрывоопасность. Немаловажно в процессе перевалки проводить регулировку качества, а также массы транспортируемых нефтепродуктов. Для этого предназначены специализированные лаборатории, проводящие экспертизу нефтепродуктов. Их пробы в обязательном порядке берутся на различных этапах транспортировки.

Смежные материалы

Трубопроводная транспортировка нефтепродуктов

Трубопроводный транспорт нефтепродуктов по праву можно назвать самым необычным видом транспорта. По сути, он не имеет отдельных транспортных средств, а движение топлива по трубам происходит с помощью насосных станций. Его преимущества - относительно дешевая эксплуатация и отсутствие необходимости в большом количестве персонала.

Особенности транспортировки нефтепродуктов

Наша страна - родина первого промышленного способа переработки нефти. Уже в 1823 году в Моздоке был построен первый в мире нефтеперегонный завод. В 1885-1886 годах изобрели первые машины на тяге двигателя внутреннего сгорания. С этого момента человечество попало в жесткую зависимость от энергоносителей. Внедрение ДВС во все сферы человеческой жизни - от промышленного производства до персонального транспорта и домашних электрогенераторов - с каждым годом повышает потребность в топливе.



просмотров