Айнский язык. Айны: история, происхождение и язык Язык айнов словарь

Айнский язык. Айны: история, происхождение и язык Язык айнов словарь

Айнский язык (или айну итак), язык айнов, коренных жителей Японии, находится на грани вымирания. Лишь 15—20 представителей старшего поколения айнов владеют родным языком и используют его в повседневной жизни. Причиной упадка культуры и языка этого коренного народа является проводимая Японией жесткая политика ассимиляции.

Айнский язык

Страна: Япония (а также приблизительно до 1945 года Россия, СССР)
Народ: айны (утари)
Язык: айнский (айну итак)
Население: 25000
Число носителей 15-20
Языковая семья: изолированный
Письменный язык: нет
Степень опасности: критическое положение

Следы айнов (как и японцев) уходят в доисторические времена — в эпоху дзёмон (10 000—300 годы до н. э.). Их родиной были острова в Охотском и Японском морях, на северо-западных окраинах Тихого океана. Начиная приблизительно с XII века большинство айнов жили на Хоккайдо, крупном острове на севере современной Японии. Значительные поселения были также в южной части российских островов — Сахалина и Курильских. Образ жизни и культура айнов были особенно тесно связаны с охотой на медведя и ловлей лосося. Благодаря торговле пушниной в XV веке завязались первые контакты с Японией, Китаем и Сибирью.

В 1869 году Япония объявила Хоккайдо своей колонией, а коренных жителей без лишних церемоний — японцами. Они были вынуждены заняться сельским хозяйством, а также выполнять черную работу в растущей японской экономике. Так стали разрушаться основы культуры айнов, а их язык был запрещен. Жесткая ассимиляция крепко переплеталась с японским национализмом, обусловившим смешение айнов с японцами, и японский для всех айнов стал основным языком.

В конце Второй мировой войны айны были депортированы с советских территорий Сахалина и Курил. Большинство из них поселилось на Хоккайдо. Немногочисленные оставшиеся айны жили в большой бедности. Сейчас на российских островах этих коренных жителей больше нет.

Айнский язык считается изолированным. Попытки лингвистов установить связь с алтайскими языками Евразии, языками индейцев или австралийско-азиатских коренных жителей не увенчались успехом.

Вследствие географической изолированности групп айнов образовалось около 20 диалектов их языка, причем некоторые имели значительные отличия от остальных; наиболее распространенные бытовали на главных островах — Хоккайдо, Сахалин и Курилы. Многие названия местностей на Хоккайдо происходят из айнского, например Саппоро, столица острова. Особенностью айнского языка является богатство терминологии, связанной с жизненным циклом лососей, а также тюленей, китов и других промысловых животных.

Лишь в 80-х годах ХХ века политики и общество Японии начали осознавать, что вымирающая культура айнов нуждается в поддержке, что ее необходимо спасать. Была создана письменность айнского языка, который исторически не имел ее, таким образом, появилась возможность сохранить многочисленные айнские эпосы о богах и героях. Для этого использовался латинский алфавит, а также японский (катакана) — система из 45 слогов, с помощью которой в японском обычно транскрибируются неяпонские слова. В настоящее время существует несколько айнско-японско-английских словарей, издается газета на айнском языке.

Сейчас на Хоккайдо проживают 25 000 человек, которые считают себя айнами или имеют айнские корни. Они влились в японское общество, говорят по-японски, а на языке своих предков могут сказать в лучшем случае несколько слов. Дискриминация коренных жителей Японии все еще очень сильна. Внешне сильно отличающиеся от японцев, айны за несколько поколений смешались с ними, чтобы обеспечить своим потомкам лучшие условия жизни. Однако айнам труднее получить высшее образование и квалифицированную работу, поэтому многие их потомки живут скромно, если не сказать бедно. Многие из них скрывают свое происхождение от властей, не посвящают в это даже своих детей, чтобы избавить их от этого груза. В действительности количество айнов или полукровок составляет приблизительно 200 000.

Многие современные молодые айны пытаются отыскать свои корни, познакомиться со своей культурой и возродить ее. Существует множество курсов айнского, радиопередача на айнском. Благодаря Интернету, а также музыке (Ainu Rebels, Oki Ainu Dub Band) айнская молодежь имеет возможность открыть для себя свой язык, осознать культурную идентичность и формировать самосознание коренного народа Японии.

Текст на айнском языке :

(отрывок из эпоса о богах Kamui Yukar)

Sinean to ta petetok un sinotas kusu payeas awa, petetokta sine ponrupnekur nesko urai kar kusu uraikik neap kosanikkeukan punas=punas.

Тот же текст, записанный на катакане :

Перевод:

One day, as I was setting out traveling toward the source of the (river"s) water, the walnut wood post was struck as at the water"s source a little man all by himself was erecting a walnut wood plank. He was standing there now bent over at the waist and now standing up straight over and over again.

Однажды, когда я собрался в путешествие к истоку реки, послышались удары по стволу орехового дерева, это у истока маленький человек в одиночку строил плот из орехового дерева. Он то наклонялся, то выпрямлялся — снова и снова.

Опасное сходство: айнско-индоевропейские параллели


Я чувствую всем сердцем, и это подтверждено опытом многих других, что для жизни души ее родная речь – все равно, что солнце для жизни материальной: она озаряет ее, дает тепло… и располагает к раскрытию своих тайников, чтобы показать заложенные в глубине сокровища.
Бронислав Пилсудский

Валерий Косарев

В гостях у журнала сегодня журналист и писатель, ученый, кандидат исторических наук, исследователь той самой загадки, которая не перестает тревожить умы многих дальневосточников – кто такие айны, откуда пришли и куда ушли, на каком языке говорили? Валерий Косарев – соавтор монографии по айнам – первой за весь советский период книги по истории и этнографии этого народа. Состоит в научном сообществе Южно-Сахалинска, живя в Кишиневе. Слово автору.

На айнском языке сквозь череду веков прошла, сохраняясь и обогащаясь, память одного из самых древних и загадочных племен Земли. Айнский язык дал миру исключительно своеобразное духовное богатство, в первую очередь богатейший фольклор и удивительную мифологию. Мифологические и сказочные сюжеты айнов, понятые максимально адекватно, – а это возможно только на языке оригинала – открывают совершенно неожиданное видение мира, его ощущение и восприятие.

Айноид эпохи Дзёмон, реконструкция

Айнский язык считается изолированным. На протяжении многих десятилетий делались попытки сопоставить его с языками соседних и даже очень далеких народов – палеоазиатских, сибирских, австронезийских, американо-индейских, кавказских и даже басков Испании. Было много предположений, в том числе довольно экстравагантных. Под воздействием теории Л. Я. Штернберга («Айнская проблема») интенсивно велся поиск параллелей и аналогий с малайско-полинезийскими языками. Я убежден, что это был поиск в неверном направлении, так как происхождение айнских предков давно предполагалось в Восточной Сибири, и новейшие этногенетические исследования подтверждают эту гипотезу.

В языке айнов множество суффиксов и префиксов, образующих массу понятий, значений и оттенков. В звуковом строе характерны обилие гласных, особые правила их чередования с согласными, звучность и музыкальность тона, а также «плавающие» ударения. Всё это резко отличает айнский язык от северных – палеоазиатских, тунгусо-маньчжурских, и приближает к японскому. Но и между ними различия таковы, что японцы с трудом осваивают айнскую фонетику. Сильно отличаются и морфология, синтаксис, грамматический строй.

Думаю, айнский язык сохранил ряд архаических черт, и они позволяют представить, как создавались слова (и стоящие за ними понятия) путем слияния «элементарных частиц» первобытного общения (протоязыка).

Исторический айн

Выдающийся исследователь айнов Бронислав Пилсудский подробно разработал фонетику, точно охарактеризовал звуки айнской речи, показал их отличия от русского и других европейских языков, разобрался в вопросах ударения, слоговых особенностях, в структуре слов и словообразовании. Все эти тщательные наработки он обобщил в книге “Materials for the Study of the Ainu Language and Folklore”, изданной на английском языке в Кракове в 1912 г.

В отечественной науке к языку айнов обращались Д. Н. Анучин, М. М. Добротворский, Л. Я. Штернберг и ряд исследователей советского времени. Однако, не считая труда М. М. Добротворского, изданного в 1875 г. в Казани, до сих пор в русскоязычной науке не было системной попытки проанализировать и рассмотреть айнскую филологию. Словарь Добротворского, составленный автором с привлечением материалов из японских словарей и кратких «лексиконов» русских исследователей Сахалина и Курил, вобрал в себя попурри из самых разных диалектов, включая курильский и хоккайдские. Кроме того, смерть М. М. Добротворского помешала ему завершить и подготовить к изданию свой словарь с приложениями, и эта работа была опубликована посмертно, в черновом варианте.

Современный айн, Хоккайдо

Интересно, что на Сахалине айнский язык долгое время служил средством межнационального общения и был хорошо знаком другим аборигенным островитянам – нивхам и орокам. Ценились среди них и предания, легенды, сказки айнов. Иные из этих произведений фольклора и мифологии были столь объемными, что на изложение их не хватало ночи - айны исполняли их в сопровождении музыкальных инструментов, главными из которых были бубен или тонкори.

Язык курильских айнов почти не изучался, а с исчезновением этой группы айнского народа ее диалект оказался целиком утрачен. Что касается айнов Хоккайдо, то существует огромный цикл трудов и публикаций, связанный с айнской филологией, на японском и английском языках. Они сосредоточены главным образом на изучении хоккайдских диалектов, которых насчитывают три или даже четыре, не считая оставшегося неизвестным диалекта (или диалектов) айнов о-ва Хонсю, к XVIII веку ассимилированных японцами или вытесненных на Хоккайдо и растворившихся там.


Образцы айнских музыкальных инструментов

Так что, если говорить о сахалинском диалекте, то опубликованный, с переводом названного труда («Известия Института наследия Бронислава Пилсудского», Южно-Сахалинск, 2004), словарь, включая словник и разработки по фонетике, транскрипции, морфологии и синтаксису, – первый в рамках русской лингвистики опыт айнско-русского словаря с основами айнской грамматики.

Итак, при публикации словаря, составленного по «Материалам» Пилсудского, я приложил к нему свои разработки по грамматике, включая части речи и синтаксис. Единственное, чего я сделать не рискнул, – поместить сюда скопившийся у меня сбор образцов «опасного сходства»; это серия соответствий (или подобий) слов и их частей, показывающих возможные связи айнского языка с языками индоевропейской семьи.

из книги А. М. Соколова "Айны: от истоков до современности", Санкт-Петербург, 2013 г.

Игра на тонкори

Об этом я писал в совместной с Ч. М. Таксами книге (Таксами Ч. М., Косарев. В. Д. Кто вы, айны? Очерк истории и культуры, 1990 г.) – первой и единственной в отечественной науке XX века монографии по истории и этнографии этого народа.

Кратко процитирую: «Когда день за днем вчитываешься в айнские тексты, незнакомый язык вдруг начинает казаться в чем-то неуловимом очень и очень знакомым. Сквозь общий гул пробиваются где-то не раз слышанные слова... Просмотрев тексты, собранные Б. Пилсудским, сделав экскурс в словарь М. М. Добротворского, более внимательно прочитав комментарии к языку айнского фольклора, мы обнаружили около 50 корневых параллелей, причем добрая половина этого списка кажется сомнительной, другая же довольно убедительной. Есть и очевидные соответствия».

Далее в книге была помещена краткая на тот момент таблица «Корневые параллели айнского языка». К данному моменту (2004 г.) таких параллелей у меня накопилось намного больше. Но должен сделать серьезную оговорку. Во-первых, не будучи лингвистом (хотя я имею некоторые познания в сравнительной лингвистике и на протяжении многих лет интересуюсь проблемами индоевропейского праязыка), я веду этот поиск без претензий на какие-либо открытия и решительные утверждения. Во-вторых, я, по сути, специально поиском не занимаюсь; просто время от времени в самых разных источниках обнаруживаю очередной экземпляр «опасного сходства», который и заношу в свою «коллекцию». И в-третьих, по этим причинам работа сия для меня воистину «непыльная», в отличие от других исследовательских направлений.

Вот как иногда пополняется мое собрание «опасных сходств». В айнском языке форма ma/mat/max означает ‘женщина/жена’. Я полагал, что было бы некорректным сопоставлять его с общеиндоевропейским mat, означающим ‘мать’: все-таки ‘жена’ и ‘мать’ – понятия разные, так что не исключена случайность. Такие совпадения бывают поразительными; скажем, по-нивхски кан – ‘собака’, и тот же корень в латинском обозначении собаки – canis. На румынском языке (романской группы) sat означает ‘село’, а по-японски ‘село’ – sato. На языке рапануйцев (о-в Пасхи, Южная Полинезия) ‘солнце’ – raa; звучит почти так же, как название древнеегипетского бога солнца. Однако таких примеров-одиночек маловато для того, чтобы предполагать родство или языковые связи древних римлян с нивхами, полинезийцев с древними египтянами, романцев – с японцами... Но в случае с формой mat было просто и ясно: однажды я зашел в гости к человеку, жена которого выписывала из Вильнюса женский журнал на литовском языке. По названию журнала я узнал, что в литовском языке (а это язык индоевропейский) слово materis означает именно ‘женщина’.


И еще один пример. В книге, не имеющей никакого отношения к лингвистике или этнографии, я увидел фразу философа Бенедикта Спинозы на латыни: “Ens absolut infinitum”, – «Существо абсолютно бесконечное». Итак, ens – ‘существо’; а по-айнски entiu, enciu (звучит и энтю, эндзю), означает «человек», «простой смертный» (без этнического определения), в отличие от божества или животного.

В упомянутую книгу я после строгого отбора поместил 34 элемента из айнского словарного запаса, на тот момент доступного мне, которые более или менее схожи с формами языков индоевропейской семьи. Как я писал тогда, «большинство параллелей выявлено путем поверхностного просмотра текстов – они сами бросаются в глаза».

Айнка с тонкори. Современная игра на тонкори, Хоккайдо.

Правда, я пару раз начинал целенаправленный просмотр, но скоро бросил эту затею за недостатком времени; однако же, случайных находок во время работы над словарем и в дальнейшем было – и бывает до сих пор – немало. Поэтому-то я и предполагаю, что если систематическими исследованиями в этом направлении займется специалист сравнительной лингвистики, это даст реальный эффект.

Результаты, которые у меня получились, удивляют и требуют объяснения. Каким оно может быть? Не стану вдаваться в воспоминания о давней и маловероятной гипотезе насчет принадлежности айнов к европеоидам, к «белой расе», якобы некогда населявшей ныне исчезнувший материк в Океании, а их языка – к «кавказоидным», «арийским» и т. д. С другой стороны, есть все основания предполагать первичные, самые древние истоки айнского народа на континентальном Востоке, да и в мифологии айнов содержится смутное свидетельство о приходе их предков с неизвестной земли на западе. Так что, если искать самые древние следы предков айнов на материке Азия, то это может быть весьма обширный ареал – от Енисея и Алтая до Гималаев, от Тибета до Средней Азии, а может быть, от Сибири до Кавказа.

Однако известна глубокая давность обитания айноидного населения на Японском архипелаге. Связь культуры дзёмон с предками айнов ныне в науке неоспорима. Эта культура, хотя ее иногда называют японским неолитом, по прежним представлениям, зарождалась 7 – 8 тыс. л. н., но теперь установлено, что ее начальный этап формировался ранее 12 тыс. лет назад. Эпоха Дзёмон длилась более 10 тыс. лет, преемственно развиваясь главным образом на собственной основе. И есть ряд твердых свидетельств об органической связи этой первобытной культуры с историческими и этнографическими айнами. Значит, предки айнского народа появились на Японских островах еще в эпоху, соответствующую западноевропейскому палеолиту. Это должно было случиться не позже, но, видимо, и не многим ранее 12 тыс. л. н., поскольку прямой последовательности между эпохой Дзёмон и предыдущими палеолитическими культурами в Японии не прослеживается.

Но, думаю, 12 тысяч лет назад индоевропейских языков еще не было. С учетом почтенного исторического срока можно лишь предполагать, что праайнский язык выделился из предшествующего языкового массива. Это была ностратическая макросемья.

Итак, если предки айнов отделились от какой-то палеолитической межплеменной общности материка, мигрировали и затем оказались в длительной изоляции на островной периферии Азии, то это хорошо объясняет реликтовый характер айнского языка, законсервировавшего архаические лингвистические черты.

Валерий Дмитриевич Косарев родился в Хабаровске, но с трех лет рос на Сахалине. Его родители – отец, офицер авиации, и мать, учительница, – активно участвовали в организации Сахалинской области после освобождения острова от японских захватчиков. После воинской службы по семейным обстоятельствам Косарев переехал в Кишинев, там в 1972 году заочно окончил исторический факультет Кишиневского госуниверситета и стал журналистом. В начале 80-х поступил соискателем Сектора народов Сибири и Севера в Ленчасти Института этнографии АН СССР. В 1983 – 1986 годах участвовал в трех этнографических экспедициях на Северном Сахалине. Защитил кандидатскую диссертацию по природопользованию коренных народов Сахалина.

Из сказанного же следует, что в нем вероятны элементы, присущие ряду других, помимо индоевропейской, языковых семей, носители коих (вернее, их отдаленные предки) населяли указанный гипотетический регион, где полагается искать прародину айнов. В ностратическую макросемью объединяют ныне разные, давно и сильно «разведенные» языки – индоевропейские, тюркские, угро-финские, картвельские. Те исследователи, которые трактуют ностратическую общность еще шире, включают в нее и нынешнюю семито-хамитскую, и дравидийскую группы, а иные авторы – юкагиро-чуванскую и чукотско-камчадальскую группы. Так что среди этих языков стоит поискать возможные параллели. Ведь даже южные арии (индоиранцы) пришли в Индию с более северных территорий. Южная Сибирь, Алтай, Иранское нагорье, Средняя Азия и Тибет – зона, ставшая колыбелью множества народов, растекшихся по огромным пространствам на север и восток, юг и запад. Один из примеров – литовцы, сохранившие в языке поразительные параллели с санскритом и хинди.

Я отстаиваю давно известную гипотезу: «исход» праайноидных групп из мест первоначального обитания и прибытие их в пределы Айнумосири (страны айнов) происходили из внутренней части азиатского материка около или ранее 12 тыс. лет назад, в эпоху ностратической языковой общности.

Тогда и принесли они на устах легко узнаваемые слова: sine (один), tu (два), trе (три), hon (живот), mat (женщина), rus (шерсть, мех), vakka (вода), mon (рука), kas (дом), itak (слово, язык), kem (кровь), poni (кость)... Эта хронологическая привязка отвечает научным данным о существовавших в древности сухопутных мостах между Азиатским континентом и дальневосточными островами. А после 10 тыс. лет назад Японский архипелаг оказался в длительной изоляции от материка.

Фото из архива Валерия Косарева.

Немного истории

Айны пришли на японские острова, а также на Курилы и Сахалин около 15 тысяч лет назад. Жил ли там кто-нибудь до них — тайна сокрытая мраком тысячелетий. В одном источнике мне попалось, что они были первыми людьми, заселившими Японию, а в другом - что археологические артефакты свидетельствуют о заселённости Японских островов людьми на протяжении последних 100 тысяч лет (ещё не факт, что человеческий вид, вообще, столько существует). Вот такой вот парадокс. Ну, как бы там ни было, 15 тыс лет - это возраст древнейших найденных айнских останков на территории Японии. На протяжении многих тысячелетий жили они в гармонии с природой небольшими распределёнными группами и добывали себе пропитание охотой, рыбной ловлей и собирательством. По крайней мере, никаких археологических находок, позволяющих заподозрить древних айнов в создании высокоразвитой цивилизации сделано не было. Никаких там древних развалин a-la Мохенджо-Даро, никаких образцов письменности, никаких признаков земледелия. Только керамика, оружие, ну и так ещё, всякая бытовая мелочёвка. Ну, как обычно. Но зато, айнская керамика — древнейшая найденная керамика в мире! А ещё, кстати, у них самый редуцированный зубной ряд из всех народов, ныне живущих на Земле — это значит, что они дольше, чем кто-либо ещё, жуют термически обработанную пищу.


Однако около 3 000 лет до н.э. айнская керамика стала гораздо прихотливей и гораздо эстетичней чем раньше. Произошли ли какие-то сдвиги в гончарном деле по внутренним социальным причинам или сказалось культурное влияние переселенцев с материка? А может быть именно переселенцы её и изготавливали, а айны только покупали? Ах да! Про переселенцев. Именно в это время японские острова захлестнула вторая волна иммиграции (или интервенции?), откуда-то с юго-запада, то есть из юго-восточной Азии. Пришельцы, видимо, были австралоидами по расовой принадлежности и рисоводами-земледельцами по образу жизни. Насколько мирно пришлые уживались с местными теперь уже не представляется возможным установить.

Наконец, за 1 000 лет до н. э. на японские острова из Средней Азии прибыла третья волна переселенцев — люди культуры Яёй, именно они-то, главным образом и являются предками современных японцев. Собственно, миграционный поток разделился — часть народа Яёй свернула на японские острова, а часть двинулась дальше, на корейский полуостров (в дальнейшем буду называть осевших в Японии Яёй просто японцами). По расовой принадлежности были они, естественно, монголоиды, а по образу жизни, опять-таки рисоводы-земледельцы. Изначально, японцы занимали только южную часть островов и продвижение их на север было долгим и тяжёлым — сдавать позиции без боя айны отнюдь не собирались. Вплоть до 20 века, на Хоккайдо — самый северный из трёх крупнейших японских островов — японцы практически не совались. И даже ещё в первой половине 20 века, айны отнюдь не были исчезающим этносом. И только во время Второй Мировой Войны японцам удалось их практически полностью уничтожить. Расчищенные территории, естественно, были заселены японцами и немногочисленные выжившие айны ассимилировались. В настоящее время чистокровных айнов, по сути, не существует, из нескольких десятков тысяч граждан имеющих айнское происхождение на языке предков умеют говорить всего пару сотен. Но айны отнюдь не исчезли бесследно. Они оставили свой вклад и в японской культуре, и в японском генофонде. Многие японские поверья, мифы, представления о мире, обычаи — праздничные и обыденные, религиозные и бытовые - , средневековое японское военное искусство, кодекс бусидо и даже само слово «бусидо», почти все географические названия в Японии на самом деле имеют айнское происхождение. Кроме того, почти у всех японцев, больше или меньше, есть примесь айнских генов...

Но... если совсем уж точно, утверждение, что японцы уничтожили айнов, не совсем соответствует истине. Линия раздела проходила несколько иначе... Не японцы - айны, а государство - «дикари».

Во-первых, представители власти в древней, средневековой и новой Японии, распространив своё влияние на новые территории, отнюдь не стремились физически уничтожить айнов - нет, они просто занималось тем же, чем занимаются представители власти в любой стране мира — пытались построить «цивилизованное» общество и приспособить местное население работать «на дядю» - на себя, то есть. Айны же такому «окультуриванию» всячески сопротивлялись.

Во-вторых, государство изначально было скорее айнским, чем японским. Ещё в первом тысячелетии до н. э. в китайских хрониках упоминается некое государство Я-ма-та-и, что на айнском языке означает «суша, рассечённая морем». Упоминания немногочисленны и туманны, но и значение названия и сам тот факт, что название имеет вообще хоть какое-нибудь значение на айнском языке, с достаточно высокой вероятностью указывает на географическое положение... А кстати, само слово «Я-ма-та-и» ничего не напоминает? Например, «Ямато»? А ведь это было ДО прихода японцев! Средневековую Японию, похоже, можно считать прямой правонаследницей дояпонского Я-ма-та-и, во времена средневековья большинство «японских» аристократов, начиная с императора, по-прежнему были айнами. И даже в наши дни, у потомков древней знати обнаруживается гораздо бОльшая примесь айнских генов, чем это встречается в среднем — в некоторых случаях свыше 50%! Как же так получилось, что айны правили японцами и уничтожали своих собратьев? Ну, очевидно, миролюбивые оседлые земледельцы-японцы оказались для государства гораздо удобней свободолюбивых «дикарей»-айнов. К тому же, иммигранты всегда более уязвимы, а, поэтому, и более зависимы от государства, чем местное население — ими легче манипулировать.

Антропология и генетика

Существует ровно три гипотезы происхождения айнов:
1) Айны произошли от древнего населения Сибири, ещё не обладавшего признаками современных рас, и, таким образом, они и сами, по сути, являются отдельной расой.

Ну это, в той или иной степени, точно правда, т. к. 15 тысяч лет изоляции — срок нешуточный, вполне достаточно, чтобы выделиться в очень обособленную группу, и можно ли считать такую группу расой — вопрос чисто терминологический. Но это не мешает нам ставить вопрос о родстве айнов с другими расами.

2) Айны — европеоиды. Особенность русской национальной рыбалки антропологии — навязчивое стремление доказать именно эту гипотезу. Причина этого очевидна и комична одновременно. Русские ура-патриоты почему-то думают, что если им удастся найти (или сфальсифицировать) доказательства принадлежности айнов к европеоидной расе, то это даст им основания претендовать если не на японские острова, то на Курилы и Сахалин так уж точно. Японскую антропологию, напротив, отличает стремление данную гипотезу опровергнуть. Видимо, ура-патриоты везде одинаковы... Эту гипотезу обычно аргументируют тем, что у айнов светлая кожа, волнистые волосы и обильное оволоснение лица и тела. Но это всё очень несерьезно. Интенсивность пигментации — всего лишь экологическая адаптация, она не отражает реального родства; волнистые волосы — не эксклюзивный признак европеоидной расы, для австралоидов он тоже характерен; степень оволоснения — очень нестабильный параметр, даже в пределах одной расы, он может очень сильно различаться. В действительности, надёжных антропологических доказательств родства (или отсутствия родства) айнов с европеоидной расой нет.

3) Айны — австралоиды. Примесь австралоидных генов у айнов есть — это факт, да это и в чертах лица угадывается. Можно сказать даже точнее: они находятся в некотором родстве с народами мяо, яо и т.д. (мяо и яо, проживают на территории Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Тайланда, и имеют австралоидное происхождение). Но является ли это доказательством, общего происхождения айнов и австралоидной расы или же примесь была попросту внесена теми самыми переселенцами из Юго-восточной Азии? Скорей уж второе.

Есть и ещё кое-что интересное. В одном недавнем исследовании обнаружилось некоторое генетическое родство между айнами и... индейцами. Вопрос в том, не является ли это спекуляцией, ведь чистокровных айнов уже просто не существует — у всех есть примесь японской крови. Ну а то, что японцы в родстве с индейцами, и еноту понятно, соответственно, общими между айнами и индейцами могли оказаться именно эти примесные монголоидные гены.

Язык

Так на каком же языке говорят айны? Представьте себе, на айнском. И к какой же языковой семье он относится, с какими ещё языками находится в родстве? А ни к какой не относится — единственный он такой и неповторимый. И это, на самом деле, абсолютно не удивительно — 15 тысячелетий изоляции — не шутка! Для сравнения, индоевропейские языки разделились около 6000 лет назад. Всего лишь. Однако, лингвисты всего мира не оставляют попыток вы сосать из пальца явить родство айнского языка с каким нибудь ещё — начиная, естественно, с японского и заканчивая... да каким угодно. Например, особенность русской национальной охоты лингвистики — навязчивое желание вписать айнский язык в гипотетическую ностратическую языковую макросемью (причина здесь та же, что и у попыток доказать европеоидное происхождение айнов), существование которой и само по себе крайне сомнительно.

Между тем, японский язык и сам очень особенный. Он мало похож на любые другие языки мира. Причина этого в том, что он ведёт своё происхождение одновременно от двух предковых языков, причём грамматические конструкции обоих при слиянии, разумеется, сильно исказились. Один предковый язык — это, очевидно, тот древний язык, на котором говорили люди культуры Яёй: японский язык обнаруживает некоторое сходство с корейским, и они оба находятся в дальнем-дальнем родстве с алтайской языковой семьёй. Второй предковый язык родственен австро-азиатской языковой семье, а точнее языковой группе мяо-яо. Откуда взялся этот австроазиатский корень? Объяснение одно — на этом языке говорила вторая волна мигрантов. Получается, что к моменту прихода Яёй на острова, они всё ещё сохраняли свою национальную идентичность и язык, и, более того, были достаточно сильны, раз уж ухитрились внести такой вклад. Непонятно только, куда подевались потом. Нет, не ассимилировались. Потому что, сколь-нибудь существенной примеси австралоидных генов у японцев нет. Или их самих к первому тысячелетию до н. э. уже не существовало, а были айны говорившие на их языке?



просмотров